Развитие речи глухих дошкольников

.

, . . , , .

: ? ? . , , .

: . , , .

, , - , , , - , , ( ) , .

?

, . , , , .

( . . ) , , , , , , . ( , , , ? .) , : , , - ? . , .

? . , , .

.

, , , , . , . . - . , . , , , .

, .

, . , , .

, ( ) , .

, , .

, . , . , , . , . , , ( ) . , .

, ( ) , . . , . , , . , , ? , .

, , . .

, . . .

, , . , . , . , , .

, , . , , .

. , .

1. : .

2. ( - ) .

3. .

4. . .

5. .

, , , . , , , . .

1963 . , .

, . , , . , . , , , . . , . . , . . , - .

II

. , . , , , . - .

:

1. , , , , . . , , ? .

2. , , .

. , . . , . ,

3. , . , , .

4. , ( ) .

5. - . , ( )

. ? . . , . ? , , . . . , . , , , , , , . , , . , : , , , .

, , , .

?

, , .

- . .

.

. - - ( ) . 10?15 - , .

- , , - ,

. , . . , ? . ,

? , ; ? . , .

? . . , , , . , , , . , - , , , , , . - , . , , . . ( ? ) ; , ,

.

: , , , . , , :

1. , .

2. ; .

3. ( ) .

4. , , , .

5. , ,

( ) , . . ( ) , ? .

Материал с сайта reftrend.ru

Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 168 с.

Стр. 10

Устная речь

Применение дактильной речи и письменных карточек меняет как значение устной речи в общении, так и характер ее использования.

Для глухого ребенка дошкольного возраста, не владеющего письмом, единственным средством словесного общения со слышащими является устная речь. (СНОСКА: Это «не относится к тем людям, которые общаются с глухим ребенком и могут для этой цели использовать дактильную речь.) .

Вот почему устная речь, не являясь исходной (эта роль принадлежит письменной речи) , не будучи веющей в обучении глухих детей дошкольного возраста (таковой является дактильная речь) , тем не менее представляет конечную цель формирования у них словесной речи как средства общения.

Итак, задача обеспечить детям к моменту перехода в школу овладение разговорной речью в качестве обязательного условия включает умение пользоваться ею в устной форме как более принятой и удобной в общении.

Но устная речь, в отличие от дактильной (так же, как и письменная) , не может быть усвоена непосредственно в общении, и в этом ее недостаток как средства овладения языком. Необходимы специальные методические пути, приемы для воспитания устной речи у глухого ребенка.

В обучении слышащего ребенка речь является одновременно и средством, и предметом обучения. На первом этапе обучения глухого устная речь является специальным предметом обучения и лишь по мере ее усвоения становится и средством общения и обучения. Для развития устной речи глухого необходимо в первую очередь обучить чтению с губ и произношению.

Возможность использовать устную речь как средство обучения ограничена и значительно уступает и письменной, и дактильной речи.

В устной форме почти невозможно сообщить знания, если для этого должны быть привлечены неизвестные детям слова и выражения. Кроме того, за недолгий период дошкольного воспитания развитие устной речи не может достичь такого уровня, чтобы служить полноценным средством обучения.

Таким образом, устная речь в дошкольных учреждениях в большей мере выступает как предмет обучения, и лишь иногда — как его средство.

из 149

Подробней pedlib.ru

Книга представляет собой методическое руководство по обучению глухих детей дошкольного возраста весной речи. Руководство составлено на основе программы учебно-воспитательной работы для учреждений, экспериментальной работы автора и практики сурдопедагогов и воспитателей дошкольных учреждений.

Рассматриваются принципы развития речи глухих (в обычном общении и на специальных занятиях) и приемы обучения различным формам словесной речи. Подробно описан подготовительный период в обучении речи.

Книга рассчитана на сурдопедагогов, воспитателей дошкольных учреждений и студентов-дефектологов.

Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 168 с.

В предлагаемом руководстве описываются основные методические приемы работы по программе 1957 г. и даются указания к использованию в обучении различных форм словесной речи.

Данное руководство составлено на основе длительного педагогического эксперимента, проведенного в 1954—1957 гг., с учетом опыта работы ленинградского детского сада № 1 и Малаховского детского дома глухих дошкольников (заведующий — М. К. Гумен) .

Отдельные методические приемы проверялись и на других группах с 1955 по 1959 т. В общей сложности разработка и проверка основных методических положений, вошедших в «Руководство», осуществлялась на 96 различных возрастных группах коллективом из 24 педагогов и 34 воспитателей. По годам обучения группы распределялись следующим образом: по первому году обучения — 56 групп; по второму году—32; по третьему—8. Пользуемся случаем выразить нашу глубокую благодарность заведующей детским садом № 761 Москвы В. Ф. Филатовой и заведующему учебной частью этого же детского сада Н. А. Моревой за оказанную помощь в проверке и уточнении наших основных положений во вверенном им учреждении.

Учитывая небольшой объем пособия, мы стремились изложить в каждой из глав лишь основные положения, дать практические указания, которые помогут педагогу и воспитателю в их творческой методической работе.

Опыт экспериментального обучения излагается так же в сборнике статей педагогов. (СНОСКА: Сб. «Пути формирования речи» под ред. Б. Д. Корсунской, М., изд-во АПН РСФСР, 1960 (печатается) .) .

из 149

Подробней pedlib.ru

Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Уч

Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей

§ 1. Значение овладения устной речью

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь — наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.

В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов.

Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах.

Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих и слабослышащих детей раскрыто в работах Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюкова, К. А. Волковой, Н. Ф. Слезиной и др. Методы формирования устной речи у детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста описаны Н. A Pay, E. Ф. Pay, H. И. Беловой, Э. И. Леонгард, А. Д. Салаховой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелым-ской и др.

Формирование устной речи детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте, что связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков. Особое значение имеет раннее начало формирования произносительных навыков, учитывая тот факт, что некоторыми компонентами произношения, в частности ритмико-интонационной стороной речи, малыш начинает овладевать на первом-втором годах жизни.

Формирование речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Использование устной речи глухим или слабослышащим дошкольником стимулирует овладение языком, применение различных по коммуникативной направленности высказываний, практическое усвоение грамматических закономерностей.

из 321

Ссылка на источник pedlib.ru

Развитие связной самостоятельной речи глухих дошкольников, через аудиовизуальный курс верботонального метода

сб., 31.01.2015

МБДОУ "Детский сад № 22 "Синяя птица"

г. Салехарда,

педагогический стаж – 6 лет

Ранняя потеря слуха у детей ведёт к существенным отклонениям, как в развитии речи, так и в общем развитии ребенка. Поэтому особое место в обучении и воспитании детей с недостатками слуха занимает процесс формирования речи. При этом используется все сохранные анализаторы, в том числе даже незначительные остатки слуха.

От уровня развития речи в значительной степени зависит преодоление последствий глухоты, возможность включения в коллектив слышащих, в общественную жизнь. Эта проблема заставляет нас каждый раз при подготовке к урокам искать новые формы, вызывать у обучающихся интерес к получению знаний.

На современном этапе наряду с традиционной системой обучения реально сосуществуют альтернативные подходы к обучению детей с нарушениями слуха. Одним из таких подходов является верботональный метод, разработанный в середине прошлого века в Хорватии в поликлинике «SUVAG».

Его автор – действительный член Академии наук и искусства Хорватии Петар Губерина.

Сторонники верботонального метода исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет) , и нужно сделать так, чтобы они заработали. Петар Губерина приводил такую аналогию: если не разрабатывать сломанную руку, она так и повиснет плетью. Смысл его метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, одновременно формируя речь.

Основной принцип верботонального метода: ребенок с нарушенным слухом проходит те же стадии формирования речи, что и слышащий. При этом ребенок учится слушать всем телом (для этого используется «вибротактильная доска», сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом) , через все органы чувств, через вестибулярный аппарат и пр.

Значительную часть занятий дети проводят в наушниках, работая с электроакустическими аппаратами «Верботон-Г-10, 20, 30». Аппараты преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. дают возможность кодировать и трансформировать речевые сигналы в неречевую зону слухового анализатора, ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию, тем самым обеспечивается контакт глухого со слышащими.

Получив высокую оценку специалистов всего мира, этот метод в настоящее время эффективно используется в 400 реабилитационных центрах в 40 странах мира: Англии, Франции, Бельгии, США и других странах, его эффективность подтверждена более чем 50­-летней историей.

С 1990 года метод применяется и в России, организовано двадцать реабилитационных центров (Архангельск, Астрахань (2) , Белгород, Благовещенск, Владивосток, Зеленоград, Иркутск, Калуга, Комсомольск-на-Амуре, Минусинск, Нерюнгри, Орел, Петропавловск-на-Камчатке, Тольятти, Улан-Удэ, Хабаровск (2) , Якутск) .

Главная цель этих центров - помочь детям развить речевые коммуникативные способности и интегрировать их в массовую систему обучения, в общество Процесс обучения по верботональному методу соответствует естественному развитию речи.

У верботонального метода есть два принципиально важных преимущества перед теми методами, которые используются в отечественной коррекционной педагогике с советских времен.

Во-­первых, процесс реабилитации глухих детей проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной хорватской аппаратуре дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях.

Во-­вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, поскольку, говоря профессиональным языком, «формируется слуховая картинка в коре головного мозга». Если в обычной школе ребенка в течение года научили произносить те или иные звуки или фразы, после летних каникул приобретенные навыки могут исчезнуть. Верботональный метод, как правило, позволяет сохранить навыки, приобретенные в ходе реабилитации, на всю жизнь.

В этот метод входит аудиовизуальный курс, который, используется на занятиях, так как он оказывает положительное влияние на развитие самостоятельной связной речи.

Основные задачи АВК

  • Приближение устной и письменной речи детей с нарушением слуха к уровню слышащих, расширение речевого словаря.
  • Более свободное общение со слышащими сверстниками.
  • Развитие потребности общения с окружающими слышащими людьми посредством устной речи.

Использование АВК начинается с раннего возраста. Имея в активе всего несколько звуков, ребенок может рассказать серию картинок (от 3 до 6) , передавая голосом радость, удивление, испуг и т.д.

Постепенно речь ребенка развивается и обогащается. Детям предлагаются картинки, передающие диалог двух действующих лиц или полилог на определенную тему. После знакомства с ситуацией на основе рисунков учитель предъявляет детям текст, который они воспринимают сначала слухо-зрительно, затем только на слух и воспроизводят эмоционально, выразительно, реализуя индивидуальные произносительные возможности. Многократность повторения часто употребляемых фраз, драматизация, перенос усвоенных фраз в повседневную жизнь делает речь глухого ребенка лексически богаче, он непроизвольно запоминает правильные грамматические конструкции.

Принципы АВК.

  1. Язык, как и человеческий мозг, функционирует в структурах, которые формируются в процессе коммуникации.
  2. Основным принципом функционирования мозга является выбор оптимальных факторов языковой структуры.
  3. Разговорная речь является основой родного языка. Мы используем устную речь, когда хотим что-то выразить. Говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Важно, что аудиовизуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, то и речь будет меняться.
  4. Речевая ситуация является основной формой, через которую передается язык. Речевая ситуация дает возможность обучаться языку непосредственно, без изучения грамматических правил. Учащиеся сначала воспринимают готовые языковые структуры, которые усваиваются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения языка. Роль речевой ситуации особо важна на начальных этапах обучения, когда вербальные возможности детей с недостатками слуха небольшие. Все речевые ситуации, используемые АВК должны быть жизненными, такими, с какими дети сталкиваются в жизни.
  5. Диалогическая форма речи – ежедневная форма коммуникации, поэтому весь курс АВК построен в форме диалога.
  6. Аудиовизуально, другими словами – звук и картинка. Основной языковой формой АВК является картинка, которая сопровождается звуком (речью педагога) . Язык и речь воспринимаются с помощью слуха, зрения, движения. Роль картинки постепенно меняется. Вначале она необходима, а в конце изучения курса убирается, когда языковое выражение становится достаточным и полным выражением действительности.

Значение картинки:

  • связывает выражение с реальной ситуацией;
  • помогает звуковому запоминанию;
  • дает возможность понимания обыкновенных символов в языке.

Картинка не должна быть статичной, она должна быть схематичной:

- На картинке говорящий изображается с открытым ртом.

- Если ситуация вопросительная, рисуем вопрос.

- Если идет отрицание, картинку зачеркиваем или ставим «-»

- Облаком изображается то, о чём думает говорящий.

- Рука, часть руки обозначает слова автора.

  1. Произношение усваивается в целом через основные элементы – интонацию и ритм.
  2. Письменной формой речи АВК не пренебрегает. Она только переносится на тот период, когда учащиеся уже овладели акустической стороной речи.

Аудиовизуальный метод оказывает положительное влияние на развитие связной самостоятельной речи, на развитие слушания, лексической и фонетической прогрессии.

Реабилитация слушания и речи, развитие всех способностей ребёнка осуществляется в групповой и индивидуальной работе. В результате применения АВК дети постоянно воспринимают звук, что стимулирует слушание, а восприятие речи стимулирует речь.

Таким образом, осуществляется необходимая связь в развитии слушания и речи. Ребёнок одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Самое важное, что аудиовизуальная «информация» отражается на воспроизведении по мере восприятия речи.

Диалогическая форма речи, которая используется при аудиовизуальном методе, естественна, это ежедневная форма коммуникации. В методике принято различать стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги применяются в типовых ситуациях.

Чаще всего стандартный диалог предполагает чёткую закреплённость ролей (кассир-продавец-покупатель, врач-больной, кондуктор-пасажир) и стереотипный языковой материал (клише, логоритм) , и здесь применение АВК даёт неоценимую помощь. Также АВК как опору можно использовать и в свободных диалогах. Они бывают следующих типов: интервью, расспрос, беседа, обмен мнениями, дискуссия. В естественном диалогическом общении каждый из партнёров поочерёдно произносит как стимулирующие, так и реагирующие реплики, и этому помогает картинка (АВК) .

На основе АВК выработаны такие практические, дидактические виды работ, которые подразумевают для глухих детей использование картинок как зрительной помощи. Картинки должны быть связаны между собой, чтобы воспринимались как целая законченная ситуация.

Дети не учат наизусть грамматические правила, отдельные слова. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально и анализируются. Это естественный путь изучения речи.

Таким образом, сразу получают речевую базу, которая даёт возможность самостоятельного слуховосприятия простых ежедневных выражений. Занятие всегда имеет основу диалогической речи через ситуацию из окружающей жизни.

Методика проведения АВК

Источник tmndetsady.ru

Другие статьи по теме:

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Связная речь дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Средства развития речи детей дошкольного возраста

    «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества» Развитие речевого творчества. I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблем...

  • Особенности развития связной речи дошкольников

    Консультация для воспитателей. «Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников». МБДОУ № 30 ст. Воздвиженская Курганинского района Краснодарского края Учит...

  • Методические принципы развития речи детей дошкольного возраста

    Система работы по разделу «Коммуникация» 2 слайд Основная цель работы по развитию речи – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. 3 слайд … достигаетс...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Особенности развития речи детей дошкольного возраста

    Предварительный просмотр: Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Реч...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Речевое развитие дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Речь дошкольника

    Психологические особенности развития речи у дошкольников Психологические особенности развития речи у дошкольников. Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозна...