Развитие творческой активности дошкольников

Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим были приняты ФГОС ДО, которые должны решить задачи современного дошкольного образования.

Одна из задач музыкального воспитания - развитие воображения и творческой активности дошкольников через музыкальную деятельность.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющие слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки.

Музыкальное воображение имеет важное значение для развития личности ребенка. Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи (например, при «рисовании» картинки при помощи звуков использовать различные музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то момента или действия). Он учится по-разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым.

Принцип проведения музыкального занятия как занятия, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника.

Поэтому для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приемы.

• метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

• создания художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;

• композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения – слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

• прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

• «Цвет – настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминать новые слова и музыкальные термины;

• создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

• «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе) ;

• «Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением.

Для активизации учебного процесса создаются наглядные пособия: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека, а также подбирается иллюстративный материал.

Предлагаю вспомнить виды музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмические движения.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский) и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в музыкально-ритмических движениях у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие, которые являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

Музыкально-игровое творчество.

Дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

Передача образов отдельных персонажей: хитрая лиса, резвая белочка, быстрый зайка, неуклюжий медвежонок…

Изменение образа в соответствии со сменой характера музыки (люди работают, отдыхают, веселятся) .

Участие в играх с развернутым театральным действом: этюды, инсценировки, спектакли.

Танцевальное творчество - это умение детей комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции.

Пляски по показу педагога, пляски с зафиксированными движениями, переплясы.

Импровизация отдельных движений с воображаемыми предметами.

Придумывание танцевальных композиций в заданном жанре.

Слушание музыки - активный творческий процесс. Так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки.

Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение».

Например: прием «цвет-настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба-Яга» и др.)

Песенное творчество - это умение детей импровизировать простейшие мелодии.

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

• импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов. Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука) ;

• импровизация музыкальных вопросов и ответов;

• сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

Музыкально-дидактическая игра выступает одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка.

Например, дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года – это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Знакомство с музыкальными инструментами - различие тембрового звучания.

Обучение приемам звукоизвлечения– воспроизведение несложного ритмического рисунка.

Игра в ансамбле – импровизация вопросно – ответной интонации, окончания мелодии.

Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

Творчество детей понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.

“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто

искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. (Выготский Л. С.)

www.maam.ru

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Развитие творческой активности

и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

посредством экспериментирования

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Путь становления творческой личности сложен, труден.

Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Поэтому на современном этапе все больше уделяется внимания значению практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Поисково-исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой исследовательской деятельности.

В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется еще недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Это обусловлено рядом причин:

- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, так как в имеющихся публикациях в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами;

- недостаточно разработана технология организации детского экспериментирования для всех возрастных групп; не конкретизированы методы и приемы, способствующие овладению навыками исследовательской деятельности и развитию творческой активности и самостоятельности; нет конкретных требований к созданию предметно-развивающей среды;

- не выделены психолого-педагогические основы организации детского экспериментирования в ДОУ.

Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы, которые непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей, подводят к выбору темы исследования.

Т е м а и с с л е д о в а н и я: развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.

П р о б л е м а и с с л е д о в а н и я: разрешение противоречия между необходимостью активно использовать детское экспериментирование в целях развития личности ребенка, в частности его активности и самостоятельности, и непроработанностью технологии организации этого вида поисковой деятельности.

О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: творческая исследовательская активность и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: развитие исследовательской активности и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.

Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: на основе имеющихся методических подходов опытным путем разработать модель организации детского экспериментирования как средство развития творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс их усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно, строится как самостоятельный творческий поиск.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить ребенок которую сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Убеждаемся в актуальности данной проблемы на современном этапе и выделяем основные характеристики детского экспериментирования:

1. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования) .

3. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослыми, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывая все сферы жизни ребенка, не может осуществляться вне деятельности ребенка, вне самостоятельности, активности, вне его творчества.

Система работы по организации детского экспериментирования в детском саду строится на основе знаний возрастных особенностей детей с учетом их индивидуальных личностных способностей и возможностей.

Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе с взрослыми или под их контролем. Часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Их отношения с взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата и т. д.

Поэтому, на наш взгляд, старший дошкольный возраст является наиболее, оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.

З а д а ч и и с с л е д о в а н и я:

1) изучить психолого-педагогические основы детского экспериментирования как особой формы поисковой деятельности, определить его сущность и структуру;

2) выявить возрастные особенности творческой активности и самостоятельности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования;

3) охарактеризовать разработанную модель обучения детскому экспериментированию;

4) апробировать разработанную автором модель организации детского экспериментирования.

М е т о д ы и с с л е д о в а н и я:

- изучение и осмысление литературы по проблеме исследования;

- обобщение данных наблюдений;

- диагностика, тестирование;

- беседа с психологом;

- разработка, обобщение и внедрение передового опыта;

- организация обучения детскому экспериментированию;

- методы математической статистики.

С о д е р ж а н и е и с с л е д о в а н и я.

Формирование интереса у детей к данной деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда – уголок-лаборатория под названием «Ручеёк». Уголок художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов вместе с детьми разрабатываются правила работы в лаборатории.

www.maam.ru

Пьеса по В. Сутееву «Под грибом».

2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг

Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах.

Игры:

«Муравьи», «Буратино и Пьеро. «Баба – Яга», «Насос и кукла», «Снеговик», «Снежная королева», «Гипнотизер», «Марионетки».

«Утро в лесу», «День в лесу». Сборник «Классика для малышей».

3. Культура и техника речи

Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида выдыхания. Развивать умение пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса.

Тренировать свободу звучания с мягкой атакой. Расширять образный строй речи. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах.

Игры:

«Игра со свечой», «Испорченный телефон», «Снежный ком», «Ручной мяч», «Придумай диалог»,

Упражнения:«Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная».

«Радость» К. Чуковский; «Наоборот» М. Кудинов; Рассказы Н. Сладкова. Считалка: «Шел Кондрат в Ленинград»

Скороговорки: Сыворотка из-под простокваши…, Оса уселась на носу…, Жужжит над жимолостью жук…, Перепел перепелку…

4. Основы театральной культуры

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы) , отметить его синтетический характер, коллективность творчества.

Беседа-диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор. Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля.

Театральный словарь: драматург, пьеса, актер, режиссер, художник, композитор, сценическое действие, жест, мимика, пантомима.

II квартал

1. Театральная игра

Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Стараться самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Стараться действовать на сценической площадке естественно.

Игры: «След в след», «Печатная машинка», «Путешествие».

Сочинение этюдов: Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение. Поздравление и пожелание.

Покупка театрального билета.

Этюды на эмоции:радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх…

Сказка-пьеса «Репка»

2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела.

Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Игры: «Не ошибись», Поймай хлопок», «Ритмический этюд», « Голова и хвост», «Попугай,. Пантеры. Зернышко.

Заводная кукла. Тюльпан.»

Жесты:Приглашающий (прошу) . Вопрошающий (что это?) . Отстраняющий (Уберите это!) . Негодующий (Да что же это!) .

Музыка для релаксаций и медитации.

Бетховен «Немецкий танец»; П. Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

3. Культура и техника речи

Развивать опору звучания на мягкой атаке. Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Подбирать рифмы к заданным словам.

Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. Сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя свое предложение. Стараться самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику.

Игры:«Дрессированные собачки»,

Источник nsportal.ru

Воспитатель СПГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица д\с №3 «Красная шапочка»

Самара, 2014г.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования

Прежде чем приступить к анализу недостатков, нужно разобраться в основных ключевых понятиях: результаты, основной процесс, условия.

Важным условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, которая является основой развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Модернизация системы образования началась уже давно. Но пока это не очень заметно из-за ряда причин. Просмотрев литературу по данному вопросу можно отметить рядтипичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования:

- уплотненность групп в дошкольных образовательных учреждениях;

- несогласованность требований организаций, участвующих в образовательном процессе;

- отсутствие единой информационной системы, объединяющей сведения о различных образовательных услугах для детей дошкольного возраста;

Попытки решить каждую из названных проблем по отдельности не приводят к желаемым результатам. Современная ситуация требует комплексного подхода к решению данных проблем в достаточно короткие сроки.

В данной работе не будут рассматриваться, и решаться глобальные проблемы. Каждый должен решать, поставленные перед ним конкретные задачи в своей профессиональной деятельности (в данном случае, воспитатель) .

К результатам деятельности воспитателя можно отнести:

- Наличие у детей интереса к познанию;

- Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности;

-умение взаимодействовать с игрушками и друг другом в качестве партнёров;

- принятие роли в с\р игре;

- Наличие у детей творческих способностей;

- умение находить решения в вопросах поискового характера.

Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, с уровнем мышления и умственным развитием. Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л. С. Выготский) , как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе.

Познавательный интерес, воображение и творческую активность ребенка необходимо поддерживать и развивать. Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, музыке, танцу, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами.

В дошкольном возрасте книга, картина, музыкальное произведение становятся важным источником творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературные, музыкальные, художественные образы, как глубоко осознают идею, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Поэтому, можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности:

- Дети недостаточно владеют навыками взаимоотношений друг с другом;

- у многих детей наблюдается задержка речевого развития, что сказывается на общении;

- у детей недостаточный интерес к познанию;

- творческие способности не развиваются в полной мере;

- очень часто самостоятельность подавляется (пример, приход в сад – родители торопятся на работу и сами раздевают ребенка, вечером – родители торопятся домой и сами одевают ребенка) .

Чтобы достигнуть хороших результатов, надо иметь помощников - необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями.

И в этом процессе можно увидеть недостатки. В целом это может быть:

- не всегда соблюдается непрерывность воспитательного процесса;

- неумение строить субъектные отношения с воспитанниками и их родителями,

-недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса (психолог, музыкальный работник и др.) ;

- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС) ;

- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности;

Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, с уровнем мышления и умственным развитием. Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л. С. Выготский) , как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе.

При выстраивании системы работы по развитию у дошкольников воображения и творческой активности существуют следующие недостатки в условиях:

- в ДО недостаточно дидактического материала, на основе которого бысоздавались условия для развития у детей воображения

- несоответствие по нормативам рекомендуемых Сан Пи Ном групповых комнат по метражу, что затрудняет игровую деятельность детей;

- отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий.

  1. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. А развивается оно особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать.

В последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов. Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Зная проблему, можно искать пути ее решения. Если посмотреть ФГОС, то можно увидеть, что развитие воображения и творческой активности относятся к области познавательного развития; в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования у ребенка будет

- развита речь, память, внимание, воображение

- совершенствованы познавательные и художественно-конструктивные способности.

- сформированы способности ставить перед собой цель и самостоятельно находить способы её решения.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля) .

Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Физическое развитие: в развитие творческих способностей в физическом воспитании ребёнка нужно включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным, дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы.

Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания. Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.) . Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет

Социально – коммуникативное развитие: игры – драматизации, Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие воображения ребёнка. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей

сюжетно – ролевые игры: Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями.

В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры.

Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих друзей и свои собственные.

Речевое развитие: дидактические игры на развитие речи: Игра «Укрась слово». Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение.Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла

Придумывание сказки, рассказа, небылицы– этот метод развивает воображение и творческую речь. Модели составления сказок

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощьюкакой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста.

Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию.

«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок- действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия) , и многому может научиться.

Метод снежного кома.Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций.

Художественно эстетическое развитие: Изобразительное творчествоМетодика: «Дорисовывание фигур» Цель:определение уровня развития творческого воображения, способности создавать новые образы.

- создание творческих работ с элементами ТРИЗ, (рисунки, коллажи, аппликации, поделки и т.п.)

Музыкальное творчество- проведение праздников, утренников.

Познавательное развитие: Метод «Мозговой штурм».(автор- морской офицер Алекс Осборн) Предлагаем детям проблемы, которые имеют множество решений. Поощряем детей за высказывание всех мыслей и идей, воздерживаемся от критики и оценки идей, пока они не перестанутпоступать.

Творческие задачи. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями.

консультации: «Творчество ваших детей находится на кончиках их пальцев»;

«Как понимать и ценить детские рисунки»; «Сочиняем сказку. Уроки творчества» и т.д.

Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей.

Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев. Методики предназначены для детей 4-6 лет.

Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации.

Методика «Складная картинка»

Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части.

Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Автор — Мария Даниленко.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные) .

Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития воображения у ребенка является личность воспитателя.

Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал рядом качеств: умением придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относится к окружающим и творчески мыслить.

Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

К кадровым изменениям относится: привлечение к работе психолога, логопеда, музыкального руководителя.

Научно-методические изменения:

- повышение уровня знаний в области развития воображения и творческой активности через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;

- интернет-ресурсы (www.nsportal.ru,www.maaam.ru,www.sipkro.ru)для получения знаний по заданной теме;

Методические пособия по развитию речи, художественному творчеству, физическому воспитанию.

- разработать серию консультаций для родителей;

Материально-техническая частьобеспечивается из разных источников (администрация, управление образования) . От материально-технического обеспечения зависит результат в реализации цели. В группе должны быть в достаточном количестве дидактические игры по изучаемым темам, иллюстрации,наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки; развивающие тетради (например, из серии «Школа семи гномов») ;раскраски, игрушки (набор доктора, парикмахера, машины специального назначения) , буклеты для родителей,раздаточный и демонстрационный материал.

Нормативно-правовое обеспечение — это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов Конституции РФ, профессионального стандарта «Педагог».

По теме:

Статья на тему: "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Учить детей следить за течением времени в процессе своей деятельности, распределять и рационально использовать....

Подробней nsportal.ru

МДОУ « Детский сад №11 комбинированного вида» Г. Гатчина

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:

Стимулирование развития речи дошкольников в художественно-творческой деятельности

Педагог Павлова Марина Сергеевна

Стимулирование развития речи дошкольников в художественно-творческой деятельности

Раздел 1.

Анализ ситуации.

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает

необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать.

Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества . Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации .

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Раздел 2.

Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.

По новым требованиям ФГТ на занятиях большое внимание уделяется развитию речи во всех областях образования, вот для этого мной были разработаны, переработаны занятия художественным творчеством, организован кружок «Волшебная мастерская», которые можно использовать для развития речи. Подобранные мною игры, помогут активизировать и стимулировать развитие речи детей.

Творческая деятельность находит своё отображение в каждой образовательной области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Действительно, в творческой деятельности ребенок развивается физически(подвижные речевые разминки) , у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива, появляется желание общаться играя, развиваются ритм, темп, выразительность, художественные навыки, чувства….?

Раздел 3.Выявление проблемы.

Проблемы развития речи

Наиболее важными для детей с нарушением речи являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей, мелкой моторики и артикуляционной моторики.

Чтобы определить содержание работы я изучила основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, которые легли в основу моего проекта, в котором развитие речи детей в художественно-творческой деятельности является приоритетным.

Известно, что между речевой функцией и творческой деятельностью человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Таким образом, метод проекта приемлем в системе руководства творческой деятельностью, так как влияет на психическое развитие ребенка и позволяет сочетать интересы всех участников проекта педагогов, родителей, детей.

Связь развития речи с художественно-творческой деятельностью

Особенно эффективно использование комплексных занятий,которыедолжныобеспечитьразвитиекомплекса речевых уменийдошкольников.

. Почти все дети обладают врожденным языковым чутьем,фонетическим слухом, легко творят новые слова, получают несомненное удовольствиеотсловеснойигры. Здесьталантдетейстольжеочевиден, как и вихрисунках, театральныхиграх, внеобычайнойактивностипознаниямира. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И всеже ставить знак равенства между творческой активностью детейитворчествомвконтексте человеческой культуры ни в коем случаенельзя, впрочем, такжекакнельзянедооценивать эти творческие потенции.Великоепедагогическоеумениеиискусство как раз и заключаются в том,чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания,мышления ребенка снаправленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление впедагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей должныорганическислиться.

Вязыкепередаетсянетолькологическоесодержание, нои эстетическоевпечатление. Слово обладает чувственным тоном, многозначностью,образностью, чторечеваякультура— не

автономнаяобластьвоспитательнойработы, асоставнаячасть общейкультуры личности. Эту задачу можно решить, используя интегрированныйподходкразвитиюречивдетском саду.Реализациивзаимосвязи развития речи и художественного творчествадетейслужитрациональная организация активной деятельности детей. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Грамматические явления, отражая закономерности языка,

присутствуют в художественных произведениях, произведениях народноготворчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствамиизобразительности. Активность, интерес детей к развитию речи основывается на постояннойпрактической деятельности, направленной на развитие речи. В первуюочередь, это формирование речевых умений, необходимых для жизни, дляпрактическойдеятельности.

Среди множества задач развитиякоммуникативныхуменийдошкольников возникает и задача разработкипринципов и методов взаимодействия искусства слова и изобразительного

искусства,и развития коммуникативных и художественно-творческихспособностейдетей, внаиболееполномраскрытиис их помощью спецификиизучаемыхискусств.

Всё это формировать высокую языковую культуру и внутренне единое

художественно-эстетическоесознание.

Очень важным фактором для развития речи является то, что художественно-творческая деятельность детей сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться эта деятельность зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого и тогда творческая деятельность становится интереснее и результативнее.

Изобразительнаядеятельность, включающаярисование, лепкуиаппликацию, имеетбольшоезначениедлявсестороннегоразвитиядошкольников. Онапривлекаетдетей, радуетихвозможностьюсамостоятельносоздаватьчто-токрасивое. Адляэтогонеобходимонакоплениеирасширениеличногоопытаребенка, полученногоимнепосредственнымпутемчерезорганычувств; успешноеовладениерисованием, лепкойиаппликацией.

Проблема - низкий уровень развития речи и интереса к художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи (ОНР) . Известно, что у таких детей слабо развита мелкая моторика рук, недостаточно сформирована зрительно-моторная координация. Отсюда и низкий уровень навыков в рисовании, аппликации, конструировании.Интерес к изобразительной деятельности также снижен.

Поэтому, в своей работе используем такой приём: создание работ по ИЗО на двух и более занятиях, работа в парах. В одной работе сочетаем разные виды изобразительной деятельности (рисование+аппликация, аппликация+конструирование) . Работы получаются интересные, красочные, объёмные. У детей появляется интерес к этому виду деятельности.

Раздел 4.Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.

Цель: Определить педагогические условия развития речи детей в процессе художественно творческой деятельности.

Предмет исследование: Педагогические условия развития речи дошкольника в процессе художественно-творческой деятельности.

Объектом исследования: Развитие речи дошкольника.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители, учитель-логопед

Гипотеза исследования: Уровень речевого развития детей дошкольного возраста в процессе ХТД повышается, если создаются следующие педагогические условия:

- Создание эмоционально-творческой среды в дошкольном учреждении;

- Обеспечение самостоятельности в ХТД ребенка с учетом педагогического руководства воспитателя;

- Разработка методического алгоритма развития творческих способностей дошкольников в речевой игре.

Задачи:

  • Стимулировать развитие речи в художественно творческой деятельности
  • уметь согласовывать движения и речь, улучшать исполнения качества творческих работ (развивать ?по программе смотреть?
  • развивать мелкую и общую моторику, слуховое и зрительное внимание, органы дыхания, координацию,
  • коррекция и развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
  • совершенствовать терпеливость, усидчивость, трудолюбие и самостоятельность в ХТ деятельности,
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Вразныхвидахизобразительнойдеятельностивоспитательрешаетконкретныезадачи, обусловленныевозрастнымиособенностямидетей.

  1. Влепке– показатьдетямразнообразиепластическихматериалов (глина, пластилин, соленоеисдобноетесто, влажныйпесок, снег, маннаякаша) ,

познакомитьсихсвойствами(пластичность, вязкость, вес, цельностьмассы, вотличиеотрассыпчатогопескаилиманки) , возможностямисвоеговоздействиянаматериал.

  1. Врисовании– развиватьвосприятиедетей, формироватьпредставлениеопредметахиявленияокружающейдействительностиипонятиетого, чторисунок– этоплоскостноеизображениеобъемныхпредметов.
  2. Ваппликации– знакомитьдетейсбумагойкакхудожественнымматериалом, создаватьусловиядляэкспериментальногоосвоенияеесвойствиспособовсвоеговоздействиянабумагу(легкое, тонкое, цветная, красивая, яркая, рвется, разрезается, приклеивается) .

Позитивный результат:овладение дошкольниками речевыми навыками и ХТ качествами.

Негативный результат:

- Отсутствие материальной базы.

- Нежелание родителей включиться в процесс специально организованных занятий, игр, собраний, способствующих формированию творческой речевой активности дошкольника

Цель работы:

1. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности

Практическая работадостижения поставленной цели:

1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку речевых игр.

2. Разработать игры-драматизации с элементами творчества.

3. Провести речевую работу с детьми в художественно творческой деятельности.

4. Развивать творческое воображение, художественный вкус.

Раздел 5.Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Стратегия работы :

Успешность работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от того, как организована работа в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития речи у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: Художественно-творческой, непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (речевые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития речи каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании речевых игр в художественно-творческой деятельности.

Система работы воспитателя представлена по следующим направлениям:

  • В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
  • Работа вне образовательной деятельности (кружковая работа «Волшебная мастерская» во второй половине дня) ;
  • Родительское собрание с рассказом речевых игр детьми в художественно творческой деятельности(в конце учебного года) ;
  • Работа с родителями- консультации и беседы.
  • Компьютерная презентация проекта для педагогического коллектива. Выступление на МЭО?

Этапы реализации проекта

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников

    Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Вос...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

    Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возр...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Интеллектуально творческое развитие дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...