Ребенка дошкольного возраста 1 4

Воспитание мужественности и женственности у детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказками

Автор проекта: Педагог-психолог Ляхницкая Н. Н.

1. Аннотация проекта.

Проект направлен на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста.

2. Описание проблемы.

Вопросы половой идентификации и дифференциации привлекают в последнее время все больший круг исследователей. Дошкольное детство – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и значимые слои психики личности, в которые вплетена полоролевая дифференциация. Почти все онтогенетические характеристики являются не только возрастными, но и половозрастными. Ребенок развивается и осознает себя как представитель определенного пола. Исходя из этого женщину в девочке, а также мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста. Иначе при формировании личности девочки (мальчика) неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Социальный прогресс и другие факторы современности изменяют нормативные представления о мужских и женских ролях. Массовое ослабление женственности и соответственно мужественности – огромное психологическое бедствие для семейной жизни. Современное общество отказывается от идеальных представлений о семье. Сложившихся в традиционной и православной культурах, рассматривает их как устаревшие. Наблюдается девальвация традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству как святыне, отказ от проверенных веками форм воспитания девочек как будущих заботливых матерей, хранительниц семейного очага. Следствие этого – демографический кризис, кризис семьи, детофобии, множество брошенных матерями младенцев, детская беспризорность и другие социальные последствия. В связи с этим необходимо более полное использование воспитательных возможностей образовательных учреждений в сфере противостояния негативным общественным явлениям. Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в сказках. И является одним из источников формирования у ребенка эстетических эталонов и представлений, в частности, об идеальной семье, семейном счастье. Эти «сказочные представления» могут впоследствии активно влиять на личность взрослого человека. Сказка играет огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично мужских и типично женских эталонах поведения в культуре, о полоролевых стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании сказочных героев. Сказка – сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери.

Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя последствия неверных решений. Она учит терпению и скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание смирения и благородства.

По мнению И. Э. Куликовской, слушая сказки в детстве, человек накапливает бессознательно символический банк жизненных ситуаций и правил жизни в обществе. Этот «банк» может быть активирован в случае возникновения проблемных ситуаций.

3. Цель проекта.

Формирование полоролевой идентификации детей дошкольного возраста.

4. Задачи проекта.

1) Познакомить детей со сказками народов мира, авторскими.

2) Формировать дружеские взаимоотношения между девочками и мальчиками, положительный образ себя.

3) Формировать идеалы мужественности и женственности у детей.

4) Формировать эмпатию через умение «вживаться» в игровой образ.

5) Формировать умение рассуждать, развивать творческое воображение.

5. Целевая группа.

Основной целевой группой являются дети 3 -7 лет (вторая младшая группа, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). В проекте также принимают участие родители и педагоги детского сада.

6. Механизм реализации проекта.

Проект рассчитан на 4 года. Работа начинается с детьми 3 -4 лет (вторая младшая группа) и продолжается на протяжении дошкольного детства. Реализуются различные формы работы со сказками (чтение, рассказывание, драматизация, обсуждение и т. д.) . С детьми 6 -7 лет организуются экскурсии в детскую библиотеку, Владимиро-Суздальский музей, к Вечному огню). С детьми старшей и подготовительной к школе групп можно работать, используя элементы коррекционно-развивающей программы «Погружение в сказку» Н. Погосовой.

7. Календарный план.

Первый год реализации проекта. Вторая младшая группа.

№ Этап Срок Ответственный

1) Формирование проектной группы Октябрь Социальный педагог

2) Составление плана на год Октябрь Социальный педагог

3) Реализация запланированного Ноябрь – апрель Социальный педагог

Воспитатели

Педагог – психолог

Старший воспитатель

4) Итоговое занятие Апрель Социальный педагог

Музыкальный руководитель

Педагог – психолог

Учитель – логопед

5) Анализ реализации первого года

проекта. Рекомендации, предложения,

составление перспективного плана на

второй год осуществления проекта. Май Социальный педагог

Старший воспитатель

Третий пункт календарного плана (собственно реализация проекта) предполагает следующее: каждую неделю в течение года проводить игровое занятие с детьми. Цель - знакомство с русскими народными и авторскими сказками. Примерный перечень приведен в приложении.

Второй год реализации проекта осуществляется по той же схеме. В соответствии с возрастными особенностями несколько меняются формы работы и содержание. Допустимо чтение сказок, просмотр мультипликационных и игровых фильмов. Происходит знакомство со сказками народов Восточной Европы и Кавказа.

Третий год реализации предполагает работу с детьми старшей группы. На этом этапе дети знакомятся со сказками народов Европы, Азии и авторскими сказками зарубежных писателей. С детьми можно «сыграть» несложные сказки, изготовить атрибуты для драматизации, показать сказку малышам и родителям, что значительно повысит эффективность работы.

Четвертый год реализации проекта – это работа с детьми 6 – 7 лет. Можно запланировать

экскурсии в библиотеку, музеи. Дети могут подготовить спектакль по сказке и показать его младшим ребятам.

8. Ожидаемые результаты.

Ожидаемыми результатами данного проекта являются:

- приобретение знаний различных сказок,

- сформированность понятий мужественности, женственности у детей старшего дошкольного возраста,

- соотнесение себя с идеалами мужественности и женственности, стремление им соответствовать,

- приобретение опыта поведения в различных жизненных ситуациях,

9. Необходимые ресурсы для реализации проекта:

Кадровые ресурсы

- Социальный педагог

- педагог – психолог

- учитель – логопед

- старший воспитатель

- воспитатели групп

- музыкальный руководитель.

Материально – технические

- Книги серии «Сказки народов мира».

- Мультимедиапроектор.

- Бумага для рисования, для создания атрибутов, декораций при проигрывания сказок.

- Краски, цветные карандаши.

10. Эффективность проекта.

Срок реализации проекта – 4 года. Это позволит сформировать устойчивые личностные качества.

Приложение.

Примерный перечень сказок, рекомендованных для работы с детьми 3 -4 лет.

«Колобок», «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята», «Лиса и волк», «Коза – дереза», «Кривая уточка», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Хаврошечка».

Сказки в средней группе:

«Снегурочка», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Никита Кожемяка», «Про Иванушку –дурачка», «Братья» (корейская сказка, «Кукушка» (ненецкая сказка, «Кто не работает, тот не ест» (сербская сказка, «Крылатый, мохнатый да масленый».

Сказки в старшей группе:

«Кот – воркот, Котофей Котофеевич», «Сивка –Бурка», «Василиса Прекрасная», «Про Филю», «Храбрый мальчик» (дагестанская сказка, «Спящая красавица» (Ш. Перро, «Дикие лебеди» (Г. Х. Андерсен, «Айога» (нанайская сказка, «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Желтый аист» (китайская сказка) .

Сказки в подготовительной к школе группе:

«Мороз Иванович» (В. Ф. Одоевский, «Седьмая дочь» (В. А. Сухомлинский, «Золушка», «Огневушка – поскакушка» (Бажов, «Каменный цветок» (Бажов) .

Литература.

1. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

2. Н. Е. Татаринцева Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

3. Тренинг по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2002.

4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн. /Сост. С. Д. Томилова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2005.

www.maam.ru

Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Познавай-ка»

Авторы - составители:

Беспомощнова Ирина Анатольевна, воспитатель

Кругомова Татьяна Александровна, воспитатель

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность:

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования. В соответствии со Стандартом образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно она дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Используя игры, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игры будят детское воображение и создают приподнятое настроение. Основные особенности программы - ее игровой характер, открытость и вариативность. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребенка основ экологического сознания, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать, на интеллектуальное, эстетическое, речевое, физическое развитие, развитие культуры чувств.

1.2. Цель: развитие основ экологического сознания у старших дошкольников в игровой и познавательной деятельности.

1.3. Задачи:

– развитие осознания понимания ценности природы;

–формирование у ребенка представлений о том, что он является частью природы;

– воспитание у детей уважительного отношения ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий;

– понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения;

– воспитание у детей активной жизненной позиции;

– обучение основам элементарной экологической безопасности;

– формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ) ;

– формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка) ;

– формирование представлений о неповторимости окружающего мира.

1.4. Ожидаемый результат:

1. Сформированы знаний и умений понимания ценности природы;

2. Ребенок осознает себя частью природы;

3. У ребенка сформировано уважительное отношение ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий;

4. Дошкольник понимает, что в природе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения;

5. У ребенка сформирована активная жизненная позиция;

6. Сформированы основы элементарной экологической безопасности;

7. Сформированы первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ) ;

8. Сформировано эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка) ;

9. Присутствует понимание неповторимости окружающего мира.

1.5. Учебная нагрузка:

Программа рассчитана на воспитанников 5-7 лет. Программа реализуется в режиме дня в различных видах деятельности с детьми. Для ее реализации целесообразно собирать детей в подгруппы по 8-10 человек.

1.6. Материалы и оборудование:

Мультимедийные презентации, ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, СD - диски, художественная литература, серии сюжетных картинок.

1.7. Формы и методы работы.

Целевые прогулки, экскурсии, подвижные и дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий и иллюстраций, экспериментирование с разнообразными материалами, рисование, лепка и др.

2. КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сентябрь

1. Мир, в котором я живу

2. Население и жилище

3. Водоемы родного края

4. Деревья моего края.

Октябрь.

1. Волшебница – осень.

2. Лесная аптека (травы) .

3. Хлеб – всему голова.

4. Во саду ли, в огороде.

Ноябрь.

1. В грибном царстве, в ядовитом государстве.

2. Домашние животные.

3. Дикие животные.

4. Птицы – наши друзья.

Декабрь.

1. Зимушка – зима.

2. Как звери в лесу зимуют.

3. Жизнь птиц зимой.

4. Зимние явления в неживой природе.

Январь.

1. Неизвестное рядом. Уголок природы в группе.

2. Экзотические животные.

3. Воздух.

4. Вечная слава воде.

Февраль.

1. Космос.

2. Звезды.

3. Солнце – источник тепла и света

4. Огонь – природная стихия.

Март.

1. Подводный мир.

2. Хвойные деревья.

3. Весна пришла.

4. Животные Севера.

Апрель.

1. Песочное море пустыни.

2. Береза.

3. Мох - самое низкое растение.

4. Первоцвет – одуванчик.

Май.

1. В гости к яблоньке.

2. Мир насекомых.

3. Враг планете – это мусор.

4. Мы живем на планете Земля.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

4. Горькова Л. Г., Кочергина А. А., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: старшая группа. – М. : ВАКО, 2008.

5. Дорошина И. Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/17/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-povsednevnoy, 2015 г.

6. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М. : Карапуз, 2000.

7. Рыжова Н. А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

8. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/10/kartoteka-didakticheskikh-igr-dlya-detey-5-6-let.

9. Интернет – ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/26/ekologicheskie-skazki-dlya-doshkolnikov

10. Интернет-ресурс: http://www.ozeroskazok.com/skazki-dlia-shkolnikov/ekologicheskaia-skazka

www.maam.ru

Программа Дополнительного образования детей дошкольного возраста «Юный интеллектуал», возраст детей 4–7 лет

Пояснительная записка.

Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.

Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

В возрасте от 4 до 7 лет родители активно начинают готовить ребенка к школе. Для того чтобы подготовка к школе и дальнейшая адаптация к школьной жизни протекала с наибольшей эффективностью, такую работу необходимо начинать заранее и вести ее последовательно и непрерывно. Программа «Юный интеллектуал» построена таким образом, чтобы ребенок получил не отдельные знания и умения, а определенную систему знаний.

Цель программы: комплексное всестороннее гармоничное развитие физической эмоциональной и интеллектуальной сферы личности ребенка. Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ.

Задачи программы:

• Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с одаренными и талантливыми детьми

• Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей

• Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

• Создание условий для удовлетворения созидательной потребности детей дошкольного возраста

• Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных и талантливых детей

• Организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными и талантливыми детьми

• Создание банка данных одаренных воспитанников дошкольных учреждений

• Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города Хабаровска

• Способствовать раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его способностей и талантов

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью от 1час 15 минут до 1 час 30 мин

Комплексная программа «Юный интеллектуал» составлена из блоков общеобразовательных областей:

Логопедический:

Развитие речи. Задачи:

1. Совершенствовать грамматический строй речи

2. Обучать элементарным приемам дыхательной гимнастики

3. Развивать связную речь (монологическую и диалогическую)

4. Обогащать словарный запас ребенка

5. Развивать умения классифицировать предметы по их признакам

6. Развитие мелкой и общей моторики

7. Развивать звуковую культуру речи

Обучение грамоте. Задачи:

1. Формировать представление о звуках и буквах русского язык

2. Развивать навыки звукового анализа и памяти

3. Развивать фонематический слух

Окружающий мир

1. Способствовать накоплению запаса представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

2. Развитие осознанного восприятия окружающего мира

3. Тренировка наблюдательности и фантазии

Физическое развитие

1. Активизировать дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме

2. Развивать координацию движений, быстроту реакции и внимание

3. Тренировать силу и выносливость

4. Создать условия для снятия импульсивности

5. Учить подчиняться общим правилам и действовать в коллективе

6. Закладывать через игровую деятельность основы честности, справедливости, дисциплинированности

7. Развивать чувство сопереживания и желания помогать друг другу.

Аналитический:

1. Формирование элементарных математических представлений.

1.1. Формировать навыки прямого и обратного счета

1.2. Познакомить с геометрическими фигурами

1.3. Развивать познавательные процессы: память, внимание, логика, мышление, восприятие, воображение

1.4. Развивать графо- моторных навыков.

2. Формирование представлений о физико-химических явлениях окружающей среды:

1.1. Формировать основы научного мировоззрения и физического мышления

1.2. Проектировать и проводить наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов

1.3. Развивать интеллектуальные и творческие способности

1.4. Способствовать применению полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни

1.5. Формировать представление основы химических знаний, понятий, законов, фактов

1.6. Формировать умения безопасного обращения с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности

1.7. Воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры

1.8. Воспитывать элементы экологической культуры

1.9. Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, в повседневной жизни

1.10. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями

. Сенсорный

1. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику воспитанников;

2. Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у детей дошкольного возраста

3. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников

Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:

1. Принцип учета возрастных возможностей

2. Принцип развивающего и воспитывающего обучения

3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

www.maam.ru

Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста - Отдел Религиозного Образования и Катехизации Брянской епархии

Приложение к Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации

Приложение к документу: «Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации) »

Примерное содержание программы состоит из следующих разделов:

  • Примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 3-4 лет (младшая группа) ;
  • Примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 4-5 лет (средняя группа) ;
  • Примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа) ;
  • Примерные темы и содержание занятий детей в возрасте 6-7 лет (подготовительная к школе группа) .

Каждый раздел включает в себя следующие темы:

  • Ребенок и его окружение;
  • Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа;
  • Церковные праздники;
  • Жития святых;
  • Дни Ангела детей.

В деле православного воспитания ребенка большое значение имеют приобщение ребенка к духовным и нравственным ценностям, церковным Таинствам, присутствие на богослужениях, посещение воскресной школы, а так же соработничество педагогического коллектива и семьи в целях осуществления полноценного развития ребенка (чтобы семья и детский сад не заменяли, а дополняли друг друга) .

В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Важно, чтобы эти первые впечатления раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Особенно необходимо соблюдать принцип непрерывности и преемственности в воспитании дошкольников.

1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 лет)

Младший дошкольный возраст — один из самых сложных периодов в жизни ребенка. К этому времени происходит освоение разнообразных элементарных действий с предметами, овладение активной речью, получение определенного опыта общения с взрослыми.

Все это является базой для осознания им собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют «Кризисом трех лет», когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, остро реагирует на любое порицание, проявляет настойчивость в достижении цели. Дети этого возраста воспринимают понятия о Боге-Творце, об Иисусе Христе, молитве и др. на эмоциональном уровне.

1.1. Ребенок и его окружение

Формировать понятие о близких (отце, матери, братьях, сестрах, других родственниках) , любви и заботе старших о младших, почитании родителей, послушании;

Прививать навыки доброжелательного общения со сверстниками, а также закреплять представления о месте, в котором живет ребенок — доме, улице, городе, стране.

1.2. Бог-Творец мира

Формировать понятие о присутствии Божием рядом с нами, а также образное восприятие окружающего мира, чувства прекрасного и возвышенного. Детям преподносятся короткие повествования на духовные темы.

1.3. Молитва — общение с Богом

Приобщать ребенка к молитве как к естественной потребности, разучивая краткие и понятные молитвы: «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!» Научить накладывать крестное знамение. Вместе читать молитвы до и после учения

1.4. Церковь — дом Божий

Формировать представление о Церкви как о доме Божием. Рассказывать о храме, его внешнем виде, отличии от других строений. Приобщать детей к участию в Таинстве Причастия.

Посещения храма должны быть непродолжительными.

1.5.Священная история Ветхого Завета

Знакомить детей с простыми и доступными библейскими рассказами, не связывая их события друг с другом, так как детям младшего дошкольного возраста еще недоступно понимание хронологии исторических событий.

1.6. Божии заповеди

Подробное изучение Божиих заповедей для детей 3-4 лет недоступно для их восприятия. Основные положения преподносятся детям в процессе воспитания и обучения (любовь к ближнему, неприятие зла и др.)

1.7. Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа

Познакомить с краткими, простыми историями из Нового Завета, используя иллюстративный материал (иконы, изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери и др) .

1.8. Церковные праздники

Приучать детей к празднованию основных церковных праздников. Эмоциональная окраска праздника помогает лучше запоминать библейские события и православные традиции. Организовать празднование Рождества Христова и Пасхи с активным участием детей, их родителей.

Рекомендуется присутствие священнослужителей. Продолжительность мероприятия — не более 25-30 минут, по окончании трапеза, предваряемая совместной молитвой.

1.9. Жития святых

Знакомить с житиями святых в форме кратких рассказов с использованием иллюстративного материала (красочные иллюстрации из книг, слайды, фильмы и пр.) .

1.10. Дни Ангела детей (именины) *

Формировать представление об именинах, о том, что это индивидуальный праздник для каждого, — день памяти святого, имя которого он носит. Рекомендуется организовывать краткое празднество — поздравления детей и воспитателей, совместная трапеза, предваряемая совместной молитвой.

*Примечание: если в течение месяца совпадают именины нескольких детей, их можно объединять и праздновать в один день.

2. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙСРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития ребенка. Дети в этом возрасте любознательны и общительны.

Данный возраст называют «Возрастом почемучек», потому что в этот период заметно проявляется потребность в познании мира, основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и прочее. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.

2.1. Ребенок и его окружение

Расширять у детей представления о семье, семейной иерархии, группе, в которой они воспитываются как большом доме, помогать выстраивать отношения в коллективе; закреплять представления о непосредственном окружении (об улице, доме, дворе, городе, стране и др.) , о значении Бога и Церкви в жизни семьи и жизни ребенка.

2.2. Бог-Творец мира

Знакомить с историей творения мира и жизнью первого человека в раю, рассказывать о том, что Господь заботится о людях и любит их.

2.3. Молитва — общение с Богом

Дать детям понятие молитвы как личной беседы с Богом, заучивать более сложные молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.», «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!».

Закреплять умение совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после окончания любого дела. Вместе читать молитвы до и после занятий.

2.4. Церковь — дом Божий

Продолжить знакомство с храмом, его устройством, убранством, иконами и основными правилами поведения в нем. Посещать храм как вне службы, так и во время богослужения.

2.5. Священная история Ветхого Завета

Продолжить знакомство с отдельными событиями Ветхого Завета: грехопадением как следствие непослушания, жизнью первых людей, Всемирном потопе, строительстве Вавилонской башни.

2.6. Божии заповеди

Формировать представление о Божиих заповедях, особенно пятой («Почитай отца твоего и мать твою…») ; воспитывать чувство любви и доверия к родителям, побуждать к свершению добрых дел.

2.7. Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа

Рассказывать о земной жизни Господа Иисуса Христа (рождестве, крещении, чудесах, сотворенных Христом) .

2.8. Церковные праздники

Формировать представление о том, что православные праздники посвящены Богу, Пресвятой Богородице и святым. Прививать навык празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы.

Рекомендуется организовывать совместные мероприятия в эти праздники с активным участием детей, их родителей, священнослужителей. По окончании проводить трапезу, предваряемую совместной молитвой.

2.9. Жития святых

Познакомить с именами и житиями чтимых святых (преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском, благоверном князе Александре Невском, местных святых) .

2.10. Дни Ангела детей (именины)

Формировать понятие о невидимых помощниках, дарованных Богом каждому человеку при Крещении, — Ангеле-Хранителе и небесном покровителе (святом, имя которого носит человек) . Для каждого ребенка организовывать праздник в честь его небесного покровителя с участием детей и родителей. Рекомендуется готовить с детьми подарок для именинника.

3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

3.1. Ребенок и его окружение

Расширять и закреплять у детей представление об окружающей среде, близких людях, своей родословной, детском саде, родном крае, Родине, поддерживать к ним интерес и любовь. Развивать навык посещения храма в воскресные и праздничные дни.

3.2. Бог-Творец мира

Закреплять знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла.

3.3. Молитва — общение с Богом

Расширять круг молитв для осмысления и использования в жизненных ситуациях. Заучивать молитвы предначинательные (Трисвятое по «Отче наш…») , молитвы до и после учения и всякого дела, молитвы до и после трапезы. Обучать с благоговением совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после любого дела.

3.4. Церковь — дом Божий

Продолжить более подробное знакомство с устройством храма, убранством, церковной утварью, иерархией и чинами служителей, приучать к культуре общения со священнослужителями. Формировать понятие о святынях, иконе, кресте, свече, святой воде и др.

Объяснять необходимость участия в Таинствах, дать понятие о необходимости ношения нательного креста и нанесения крестного знамения. Рекомендуется совместное присутствие на богослужении и участие в Таинстве Причащения.

3.5. Священная история Ветхого Завета

Дать детям представление о Библии как священной книге. Более подробно знакомить со Священной историей Ветхого Завета в хронологическом порядке (сотворение мира и человека (все дни творения) , изгнание людей из рая, Каин и Авель, праведный Ной и Всемирный потоп, Вавилонская башня) .

3.6. Божии заповеди

Формировать представление богоданности десяти заповедей (дарование Богом Закона через пророка Моисея) , о необходимости любить и почитать Бога, любить и уважать ближних. Подробно разъяснить пятую и восьмую заповеди («Чти отца своего и мать твою…», «Не укради») .

3.7. Новый Завет — жизнь Господа Иисуса Христа

Дать представление о Евангелии как священной книге, повествующей о жизни Господа нашего Иисуса Христа. Более подробно знакомить с земной жизнью Спасителя: рождеством Христовым, крещением, Нагорной проповедью, Его искупительными страданиями и смертью, Воскресением и вознесением.

3.8. Церковные праздники

Рассказывать о годовом круге богослужения на примере основных церковных праздников, а также дней памяти чтимых святых. Формировать понимание событий, которым они посвящены, их традиций, а также дать начальное понятие о посте.

Рекомендуется организовывать совместные празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы, Крещения, престольных праздников с активным участием детей, их родителей, священнослужителей. Желательно посещение в этот день богослужения.

3.9. Жития святых

Формировать представление о святых. Продолжать знакомство детей с житиями (напр., преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, местных подвижников, своих небесных покровителей) .

3.10. Дни Ангела детей (именины)

Прививать ребенку понятие о небесном покровителе — святом, имя которого он носит. Рекомендуется организовывать праздник в честь его небесного покровителя с участием детей и родителей.

4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА (6 -7 лет)

В этот период ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Его основные достижения связаны с освоением окружающего мира, мира вещей как предметов человеческой культуры.

В этом возрасте дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника. Происходит осознание себя как самостоятельной личности. Дети уже могут делать правильный нравственный выбор в сложной ситуации.

Происходит формирование религиозных чувств у детей, основанных на определенных знаниях духовных и нравственных ценностей.

4.1. Ребенок и его окружение

Закрепить представление об окружающей среде, близких людях, о родословной своей семьи, родном крае, природе, Родине, о главных событиях современной истории. Рассказать о Святом семействе, семье как малой Церкви.

4.2. Бог-Творец мира

Закрепить знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители) , развивать стремление к доброте, честности, добродетелям, а также понимание ответственности перед Богом за собственные поступки.

4.3. Молитва — общение с Богом

Расширить представления о молитве, ее назначении и смысле; научить отличать общение с Богом от общения с близкими; заучивать предначинательные молитвы: «Благодарим Тя, Господи», «Богородице, Дево, радуйся!», совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после принятия пищи, перед и после окончания учебы и любого дела. Рекомендуется поочередное чтение или пение молитв перед и после занятий.

4.4. Церковь — дом Божий

Закрепить знания о богослужении, храме, святынях – мощах и иконах. Научить различать образы Спасителя, Божией Матери, чтимых святых; совместно участвовать в Таинствах Церкви, подготовить детей к первой исповеди.

4.5. Священная история Ветхого Завета

Рассказать о понятии «завет», сформировать представление о Завете Бога человеку. Продолжать знакомство со Священной историей Ветхого Завета (Авраам, Иосиф и его братья, египетское пленение, пророк Моисей, исход из Египта, Иисус Навин, Земля обетованная, Самсон, цари-пророки Давид и Соломон, краткая история еврейского царства) .

4.6. Божии заповеди

Закрепить представление о том, что Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон — десять заповедей; которые учат любить и почитать Бога, любить ближних. Подробно разъяснить отдельные заповеди.

4.7. Новый Завет — жизнь Господа Иисуса Христа

Продолжить знакомство с Евангелием, повествующем о жизни Господа нашего Иисуса Христа, более глубоко раскрывать смысл Его искупительных страданий, смерти и Воскресении. Рассказать о заповедях блаженства.

4.8. Церковные праздники

Изучать дневной и годовой круг богослужений (краткие понятия о том, что такое Литургия, праздники двунадесятые и великие, Господские и Богородичные и т.д.) . Закреплять начальные понятия о посте. Рекомендуется совместно праздновать Рождество Христово, Пасху, Троицу, а также другие праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Крещение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, дни памяти чтимых святых) . Желательно посещение в этот день богослужения и участие в Таинствах покаяния и Причащения.

4.9. Жития святых

Закрепить понимание православного учения о святых, рассказать о чинах святости. Продолжить знакомство с житиями (напр., святого великомученика и целителя Пантелеимона, благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, местных подвижников, своих небесных покровителей) .

4.10. Дни Ангела детей (именины)

Закрепить понятие о небесном покровителе — святом, имя которого носит ребенок. Заучить с каждым тропарь его святого. Рекомендуется приучить ребенка в день тезоименитства участвовать в Таинстве Причащения.

В честь каждого именинника желательно устраивать праздник с участием детей и родителей, а также совместную трапезу с общей молитвой.

Поделиться:

Источник oroik-bryansk.cerkov.ru

Предварительный просмотр:

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А. Я. Данилюк, А. М. Кондаковым, В. А. Тишковым, указывается, что духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности.Таким образом, нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.

Ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадания, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, насилия, корысти, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста - одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Проблемы нравственного воспитания дошкольников раскрыты в трудах таких ученых и педагогов, как Т. И.Пониманская, В. А.Сластенин, С. А.Козлова, Л. Р.Болотина, И. А.Каирова.

Методологические основы воспитания детей дошкольного возраста на народных обрядах и праздниках представлены в работах В. Ф. Афанасьева, Г. С.Виноградова, Г. Н.Волкова, М. Г.Стельмахович и др.

В педагогической науке существуют разнообразные подходы к определению понятия «нравственное воспитание».

С. А Козлова и Т. А Куликова рассматривают нравственное воспитание как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

В. Г. Нечаева определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

По словам Л. Р. Болотиной нравственное воспитание - это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности.

Следовательно, нравственное воспитание в системе дошкольного образования следует рассматривать как:

-целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек;

- процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

- процесс усвоения нравственных норм;

- процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.

Возникает вопрос, каким образом проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста может быть решена посредством народных обрядов и праздников в системе дошкольного образования?

Современная система народных праздников - это педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной системой дошкольных образовательных учреждений.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

- методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» - период, когда не нужно работать.

В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица».

В чем феномен русского народного праздника?

В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова.Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.

Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки». К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов.

Это «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника - обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (обрядов) . Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются:

- «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества) ;

- «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины - до середины праздника и после нее) . Праздничные действия - обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно - нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.

- «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами) .

Важным компонентом любого народного праздника на Руси являлись обряды. «Обряды - совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего - либо», - читаем в толковом словаре В. Даля.

Например, одним из жизнестойких обычаев русского народа, был обычай помощи в труде. Существовал и такой обычай: хозяин по окончании работы угощал тружеников хорошим обедом. Завершался любой вид работы песнями, плясками, весельем. Многие обряды русского народа сохранились до наших дней и широко используются при проведении народных праздников.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания.

В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально - психологическую, идеологическую, нравственно - воспитательную роль.

Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

В чем воспитательная направленность народного праздника?

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.

Народный праздник - это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры.

Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Издательство «Просвещение», 2009. - С.5.

Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С.103.

Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. -М.:

Издательство «Просвещение» , 1998. - С.18.

Болотина Р. Л., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический Проект, Культура, 2005.

- С.5.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Издательство «Русский Язык», 1990. - Т.3. - С.380.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Издательство «Русский Язык», 1989. - Т.2. - С.618.

По теме:

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста. Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Конспект урока по дисциплине «Основы теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста» Тема 1.4: «Развитие у детей музыкальных способностей. Характеристика музыкальных способностей»

Конспект урока по дисциплине«Основы теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста»Тема 1.4: «Развитие у детей музыкальных способностей. Характеристика музыкальных...

Конспект урока по дисциплине «Основы теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста» Тема 1.3: «Общие понятия о методах и приемах музыкального образования средствами музыки»

Конспект урока по дисциплине«Основы теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста»Тема 1.3: «Общие понятия о методах и приемах музыкального образования средствами м...

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Формирование личности в дошкольном возрасте

    Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достат...

  • Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

    Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом Тема проекта «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом» Тип прое...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Методики работы с детьми дошкольного возраста

    Проект «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий» Тип проекта: групповой, долгосрочный. Современное состояние общества, в...

  • Диплом развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

    Проект «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся че...

  • Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри...