Ритмическая гимнастика для детей дошкольного возраста

Занятие по оздоровительной ритмической гимнастике для детей среднего дошкольного возраста

« Цветик - семицветик».

Задачи.Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, умения сочетать движения с музыкой и словами. Повторить ранее изученные танцевально-ритмические упражнения: «Весёлые путешественники»; « Чунга-чанга»; « Весёлые человечки»; « Цыплёнок с лягушонком».

Учить детей управлять мышцами тела напрягая и расслабляя их. Развивать творчество и мышление.

Продолжать знакомить детей с упражнениями игрового стречинга. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Ход занятия.

Инструктор. Ребята, вам нравиться путешествовать? Сегодня мы отправимся в весёлое путешествие.

Но мы отправляемся не одни мы возьмем с собой обезьяну, попугая вот компания какая.

Дети выполняют танцевально-ритмическое упражнение. (Музыка М. Старокадомского «Весёлые путешественники».)

Инструктор. Посмотрите какой волшебный цветик – семицветик появился у нас на пути, точь-в-точь как в сказке, только побольше. Лепестки у него разноцветные, красивые.

Давайте будем срывать по одному лепестку и загадывать желания, а цветочек будет эти желания выполнять. Вспомним волшебные слова и сорвём первый лепесток:

Ты лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь по- моему вели: -Хотим попасть на весёлый остров « Чунга-чанга». Мы на острове живём , там и пляшем и поём. Каждый день едим бананы, прыгаем как обезьяны.

Лучше места в мире нет, все горячий шлём привет.

Музыкально-ритмическое упражнение. ( Песня Ю. Энтин «Чунга-чанга») .

Инструктор. Давайте подарим этому острову салют из шаров.

(Дыхательное упражнение на напряжение и расслабление « Насос и шарик».)

Инструктор. Давайте сорвём еще один лепесток и посмотрим , что с нами произойдёт. Начинаем говорить слова. (Дети с педагогом произносят слова.)

Инструктор. Мы попали в чудный лес полный сказочных чудес. Вокруг нас много разных деревьев, а каких?

( Упражнения игрового стречинга: « Деревце»; « Дуб»; «Кустик») На гору поднимается речка.

( Упражнение игрового стречинга :«Ручеёк»; «Кораблик»; «Бабочка»; «Самолёт»)

Инструктор.А сейчас мне очень хочется, чтобы исполнилось моё желание.(Инструктор произносит волшебные слова…хочу чтобы появились два друга. Появляются игрушки - цыплёнок и лягушонок.

Танцевально-ритмическое упражнение для девочек с султанчиками.

(Песня Л. Вихорева, Т. Шапито «Цыплёнок с лягушонком».)

Инструктор. А с мальчиками мы побываем в стране весёлых человечков. Давайте вместе сажем волшебные слова. ( Отрываем лепесток, дети говорят слова) .

Мальчики выполняют танцевально-ритмическое упражнение с флажками

«Весёлые человечки».

Инструктор.А какое желание хочет исполнить Надежда Викторовна. После волшебных слов все превращаются в котят.

Упражнение на напряжение и расслабление мышц туловища и ног « Мокрые котята.»Упражнения игрового стречинга: « Кошка сердится»; « Кошка спит»(Музыка «Звуки природы») .

Инструктор.А играть хотите? Оторвём лепесток и желание исполниться. Дети произносят слова, появляется цапля.

Игра на внимание и воображение « Цапля и лягушки». (Мелодия «Аннушка»диск « Весёлый праздник») .

Цапля ходит по воде

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклонится.

Ты, лягушка, не зевай!

А скорее замирай.

Инструктор.Как жарко на лесной полянке, а вот и северный холодный ветерок не заставил себя ждать. Ой ! Все лягушки замёрзли и стали как мороженое.

( Все дети замирают, подняв руки вверх, и напрягают мышцы. Игра на напряжение и расслабление мышц « Мороженное») .

Инструктор.Ребята, а сейчас последнее желание. Хочу, чтобы появился воздушный шар. Наше путешествие продолжается, появляется воздушный шар. Все держимся за шарик и улетаем .

По теме:

Источник nsportal.ru

Образовательно оздоровительная программа для старших дошкольников Ритмическая гимнастика Детский сад

Последовательность разучивания комплекса ритмической гимнастики.

Перед разучиванием комплекса ритмической гимнастики необходима предварительная работа.

Педагогу необходимо:

  • подобрать упражнения, способствующие возрасту детей и их физической подготовке;
  • определить количество упражнений в каждой части комплекса, их дозировку;
  • распределить количество занятий для составления, разучивания и отработки упражнений комплекса;
  • подобрать музыкальное сопровождение к комплексу ритмической гимнастики, соответствующее темпу выполнения упражнений.

Разучивание комплекса ритмической гимнастики условно можно разделить на три этапа.

I этап - подготовительный (4 занятия) .

На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений. На этом этапе педагог демонстрирует комплекс полностью под музыку перед детьми, обращает внимание детей на связь нового движения с изученными ранее.

II этап - основной (8 занятий) .

Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.

При разучивании комплекса ритмической гимнастики необходимо учитывать следующие требования:

  • показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
  • наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
  • при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;
  • во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.

III этап - заключительный (4 занятия) .

Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.

Тематическое планирование занятий по месяцам.

Сентябрь

Занятие 1. Организационное.

Цель: Познакомить детей с термином "Ритмическая гимнастика". Дать детям сведения о пользе занятий ритмической гимнастикой. Вызвать желание заниматься ритмической гимнастикой посредством просмотра видео кассет с выступлением детей на конкурсе ритмической гимнастики.

Материалы: Альбом с иллюстрациями, фотографиями занимающихся.

Диагностика

. Цель: Проведение обследования уровня двигательной активности и физической подготовленности каждого ребёнка.

Занятие 2.

Цель: Определить оценку подвижности каждого ребёнка через наблюдение за выполнением свободных танцевально-ритмических движений под музыку. Обследовать детей на чувство ритма с помощью различных движений под ритмичную музыку.

Материалы: аудио кассеты с записью ритмичной музыки.

Октябрь

Цель: Проверить координацию движений ребёнка. Материалы: Гимнастическая скамейка, кегли разного цвета, мячи по количеству детей.

Занятие 4.

Цель: Определить уровень развития физических качеств: ловкости, гибкости, статического равновесия с помощью игр-упражнений.

Материалы: Гимнастическая скамейка, 8 мячей.

Занятие 5.

Цель: Дать детям представления о разном характере музыки в процессе прослушивания различных музыкальных отрывков: быстрая, медленная музыка. Выбор подходящих фонограмм.

Материалы: Аудио кассеты с записью фонограмм различного характера.

Занятие 6.

Цель: Разучивание упражнений разминки под счёт. Учить детей принимать правильные исходные положения всех частей тела.

Ноябрь

Занятие 7.

Цель: Закрепление упражнений разминки под музыку, учить сочетать движения с музыкой. Отобрать необходимую музыку в соответствии с движениями.

Занятие 8.

Цель: Познакомить детей с базовыми шагами. Показать правильное их выполнение. Придумать совместно с детьми название сложным шагам.

Занятие 9.

Цель: Разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений.

Занятие 10.

Цель: Закрепление изученных базовых шагов, разучивание следующих. Предложить детям составить самостоятельно движения на основе изученных.

Декабрь

Занятие 11.

Цель: Дать детям представление о структуре комплекса, порядке выполнения упражнений, смены темпа выполнения упражнений ритмической гимнастики.

Занятие 12.

Цель: предложить детям составить мини-комплекс под понравившуюся музыку, из 3 - 4х упражнений на разные группы мышц.

Занятие 13.

Цель: Выбрать совместно с детьми полюбившиеся упражнения из мини-комплекса для составления комплекса ритмической гимнастики.

Занятие 14.

Цель: Разучивание комплекса составленного совместно с детьми, дать ему название - "Непоседы".

Январь

Цель: Закрепление изученных движений комплекса "Непоседы", работа над трудными местами под счёт.

Занятие 16.

Выступление детей на спортивном развлечении на зимних каникулах - комплекс "Непоседы".

Занятие 17.

Цель: Предложить детям придумать движения, соответствующие их любимым героям сказок, мультфильмов, составление сюжетного комплекса по выбору детей.

Занятие 18.

Цель: Разучивание сюжетного комплекса, учить детей эмоционально показывать характер героя в комплексе.

Февраль

Цель: Выступление детей на развлечении в младшей группе.

Занятие 20.

Цель: Совершенствовать выполнение базовых шагов, соединить движения ног и рук под счёт.

Занятие 21.

Цель: Предложить детям упражнения для комплекса ритмической гимнастики. Выбрать подходящую фонограмму из предложенных.

Занятие 22.

Цель: Разучивание I части комплекса под счёт в медленном темпе. Работа над трудными местами.

Март

Цель: Закрепление движений I части комплекса под музыку, работа над ритмическим рисунком комплекса.

Занятие 24.

Цель: Совершенствовать движения I части комплекса, разучивание II части комплекса в медленном темпе под счёт.

Занятие 25.

Цель: Отработка движений I части комплекса ритмической гимнастики в быстром темпе. Закрепление движений II части под счёт.

Занятие 26.

Цель: Соединение двух частей комплекса под счёт в быстром темпе, работа над трудными местами, соединить движения рук и ног.

Апрель

Цель: Отработка двух частей комплекса, разучивание IIIчасти комплекса под счёт.

Занятие 28.

Цель: Закрепление III части комплекса, отработка движений под счёт в темпе; соединение трёх частей комплекса ритмической гимнастики под счёт.

Занятие 29.

Цель: Закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса.

Занятие 30.

Цель: Отработка движений комплекса, работа над синхронным выполнением движений рук, ног в перестроениях.

Май

Цель: Совершенствовать движения комплекса; учить детей выполнять движения эмоционально.

Занятие 32.

Цель: Выполнение комплекса в темпе под музыку.

Занятие 33. Итоговое.

Читать далее 50ds.ru

Гимнастика для детей дошкольного возраста с комплексами упражнений

Tweet

Гимнастика для детей имеет огромное значение, особенно для гармоничного физического развития и роста ребенка. Чем раньше приобщать детей к спорту и физкультуре, тем больше гарантии, что молодое поколение вырастет крепким и здоровым. Современный ребенок все больше время проводит, находясь у телевизора или за компьютером, поэтому занятия физкультурой ему жизненно необходимы.

Неоспоримая польза гимнастики.

Основные плюсы занятий гимнастикой:

- Происходит закаливание организма. Укрепляется иммунитет и выносливость. Рекомендуется проводить занятия на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

- Вырабатывается навык правильно дышать. Во время ритмичных движений совершенствуется общая техника дыхания, увеличивается глубина вдоха.

- Развивается координация движений, умение «чувствовать» свое тело в пространстве. Движения ребенка становятся более «гармоничными».

- Укрепляются все органы молодого организма. Особенно полезна гимнастика для детей для развития опорно-двигательного аппарата. При физических занятиях вырабатывается правильная осанка.

Натренированные мышцы брюшного пресса обеспечивают правильное функционирование органов пищеварения. Активизируются обменные процессы, способствующие очищению организма от токсинов. Ускоряется поток крови, улучшается работа нервной системы.

- Получение новых познавательных навыков. При занятиях гимнастикой ребенок узнает и запоминает геометрические фигуры (хождение по кругу, квадрату) , определяет стороны (поворачивается по команде направо, налево) , учится маршировать под музыку, вырабатывается необходимый ритм движений.

Виды гимнастики для детей.

  1. Основная гимнастика. В основе этого вида – общеразвивающие, строевые и основные движения. Может использоваться гимнастический и спортивный инвентарь – мячи, скакалки, обручи. Подбор упражнений и дозировка проводится индивидуально.
  2. Художественная гимнастика. Этот вид более спортивной направленности и имеет отличительную особенность – обязательные элементы танца под музыку. Занятия носят эмоциональную «окраску», способствуют эстетическому воспитанию, развитию гармонии, красоты и грациозности движений. Широко используются упражнения с предметами: ленты, флажки, мяч, обруч.
  3. Гигиеническая гимнастика. Физические упражнения сочетаются с закаливающими водными и воздушными процедурами, массажем. Эта гимнастика для детей полезна для укрепления здоровья и иммунитета.
  4. Акробатическая гимнастика. Включает некоторые элементы акробатики, которые ребенок выполняет при помощи взрослых. Упражнения на растяжку и кувырки требуют особого осторожного подхода.
  5. Прикладная гимнастика. К ней относится лечебная гимнастика или физкультура, способствующие восстановлению здоровья при помощи специального комплекса упражнения. Исправляется осанка, улучшается состояние нервной системы, нормализуется общее поведение и настроение ребенка.
  6. Ритмическая гимнастика. В принципе – это основная гимнастика, проводимая под музыкальное сопровождение. Способствует развитию у детей чувства ритма, мышечной свободы, выразительности движений.

Упражнения для детей младшего дошкольного возраста (до пяти лет) .

В этом возрасте малыши только знакомятся с азами гимнастики для детей с помощью элементов игры. Следующие упражнения повторяйте с ребенком пять-шесть раз. Чтобы не было усталости - периодически делайте перерывы.

«Часики»

Ребенок стоит прямо, опустив руки и расставив немного ноги. Затем начинает двигать руками попеременно, одной вперед, другой назад, и наоборот, произнося «Тик-так».

«Дотянись вверх»

Малыш стоит, ноги на ширине плеч. При входе поднимает руки вверх, при медленном выходе – опускает, произнося «У-уух».

«Дровосек»

Исходное положение – ноги поставить врозь, руки поднять и соединить вместе. Наклоняясь вперед при выходе, заводить соединенные руки между ног. Подниматься при вдохе, руки вверх в обратное положение.

«Волна»

Ребенок ложится на пол, руки лежат по швам, ноги вытянуты вместе. Одновременно делая вдох, малыш поднимает руки вверх над головой, опускает за голову на пол. Делая выдох, двигает ими в обратном направлении и медленно говорит «Вни-иии- из».

«Шарик»

Малыш ложится спиной на коврик, сложив руки на животе, и представляет, что внутри у него надутый воздушный шарик. Ребенок, медленно вдыхая воздух через нос, надувает «воздушный» животик, затем дыхание необходимо задержать на 1-3 секунды.

При медленном выдыхании через рот – животик сдувается. Чтобы малышу было интереснее, можно положить на живот маленькую подушечку или мягкую игрушку.

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста (пять-семь лет) .

Основная задача гимнастики для детей этого возраста – подготовка к школьным физическим занятиям. Дети могут выполнять задания самостоятельно, постепенно усложняя: применяется гимнастическая палка, однородные предметы (например - два флажка) .

«Ворона»

Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч. Руки опущены. При вдохе разводит их широко в стороны, при выходе опускает, произнося, растягивая «Каррр».

«Поезд»

Ребенок стоит прямо, руки опущены. Затем, выполняя сгибание рук в локтях, делает ими круговые движения, как поезд. Можно одновременно присоединить медленный бег на месте.

«Повороты направо, налево»

Ноги на ширине плеч, палка держится двумя руками за спиной. Туловище в среднем темпе поворачивать направо, затем налево. Дыхание ровное.

«Шаги через палку»

Ребенок стоит, наклоняясь вперед. Палка держится впереди в опущенных вниз руках. Нужно перешагивать в медленном темпе через палку вперед и назад.

«Лодочка»

Ребенок ложится на живот, руки расположены впереди него на полу вытянутыми. Поднимая плечи и руки, нужно тянутся вверх. Упражнение способствует формированию правильной осанки.

Занятия гимнастикой для детей уникальны тем, что ими можно заниматься не только в специально оборудованном зале, но и на прогулке, на спортивной площадке. Важно просто соответственно подбирать упражнения. Если ваш ребенок увлекся спортом, ему нравятся занятия гимнастикой, то лучшим полезным подарком для него будет приобретение готового спортивного уголка или детского спортивного комплекса.

Поделиться в соц. сетях

Материал vihra.ru

Ритмическая гимнастика

?возраст детей;

?характер каждого упражнения.

Выбирая музыкальное сопровождение, нужно помнить про художественное развитие детей, формирование у них хорошего вкуса. В качестве музыкального сопровождения рекомендуются народные песни и танцы, детские песни, музыка из мультфильмов, радио- и телепередач для детей. Можно применять понятные детям произведения в стиле «диско».

Особое внимание следует обратить на народную музыку. Она обладает исключительным богатством жанров, художественных образов, выразительных средств. Здесь есть и медленные мелодии, плавные, танцевальные мелодии.

Народная музыка создает необходимый эмоциональный подъем у детей и имеет большое воспитательное значение.

Значительное место отводится эстрадной музыке. Для нее характерен четкий пульсирующий ритм и широкое использование электронных эффектов и синтезаторов.

В подготовительной части задается темп, под который можно выполнять движения с короткой амплитудой. Причем мелодии имеют четкий отсчет на 2 или 4 четверти.

В основной части ритмической гимнастики используется музыка умеренных или медленных темпов, причем не только на 2, но и на 4 четверти. На прыжковой или беговой серии упражнений темп убыстряется.

Этот момент является кульминационным на занятии, что необходимо подчеркнуть и музыкой. В заключительной части, в которой упражнения направлены на расслабление мышц, музыка должна быть плавной, выразительной.

Но задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать нагрузку, а затем привести ее в норму. Важно чтобы занимающиеся дети ушли из зала в приподнятом настроении. Этому во многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части.

Она должна быть бодрой, жизнерадостной.

Этому во многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части.

Подбирая музыку по темпу, можно руководствоваться сле­дующими данными:

?м е д л е н н ы й темп — 40 — 60 движений в минуту (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление) ;

? умеренный темп — 70 движений в минуту (ходьба, взмахи руками, махи ногами) ;

?с р е д н и й т е м п — 80—90 движений в минуту (танцевальные движения) ;

?б ы с т р ы й темп— 100 — 115 движений в минуту (махи, бег) ;

? очень быстрый темп (бег, быстрые танцы) .

Таким образом, музыка для ритмической гимнастики должна быть веселой, ритмичной, желательно состоящей из произведений для детей. Нежелательно брать шумную, грохочущую музыку, но можно использовать хорошие зарубежные танцевальные мелодии.

¦Одежда для ритмической гимнастики

Одежду для ритмической гимнастики необходимо подбирать в зависимости от места ее проведения. Ритмическую гимнастику можно проводить в зале, групповой комнате, на участке весной, летом и осенью.

Одежда должна быть удобной, не стесняющей движения, лучше из натуральных тканей. Обычно это гимнастический купальник, колготки, гетры или гольфы, носки и мягкие спортивные тапочки.

Ритмическую гимнастику также можно проводить в спортивных костюмах (майки и шорты) , которые также предназначены для физических занятий. Костюм подбирается по вкусу, потому что даже цвет одежды влияет на настроение ребенка.

Если ритмическая гимнастика проводится на открытом воздухе, то в зависимости от погоды меняется и одежда детей. В жаркие дни дети занимаются в трусах и майках, в прохладные — девочки надевают платья, а мальчики — рубашки. Если погода пасмурная, ветреная, то можно предложить детям надеть кофточки.

Педагогу также следует обратить внимание и на свой костюм. Часто наблюдаешь, что, проводя ритмическую гимнастику с детьми, педагог одет в обычную одежду, что является неправильным.

Лучше всего надеть тренировочный костюм, спортивную обувь, гак как спортивный вид педагога настраивает детей на занятие физическими упражнениями, побуждает желание заниматься. Легче контролировать правильность положения туловища, если на талию надеть резиновый пояс.

Таким образом, ритмическая гимнастика разносторонне воздействует на организм ребенка, регулирует нагрузку по количеству повторений, избирательно воздействует на различные группы мышц и систем. Поэтому воспитатель должен контролировать одежду детей в зависимости от природных условий, места проведения, возраста и самочувствия детей.

¦Вспомогательный инвентарь

Большинство упражнений в ритмической гимнастике носят игровой характер, имеют конкретный образ. Это помогает детям более четко выполнять и координировать движения. Помогают созданию образа атрибуты в руках детей.

Используемый в упражнениях инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию. Цвета флажков, лент должны быть чистыми, яркими, светлыми, составлять красивую гамму.

В ритмической гимнастике можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные атрибуты.

К традиционным атрибутам относятся:

?л е н т ы — разных цветов, по две на ребенка, лучше из легкой ткани, 50 — 60 см длиной и 2—3 см шириной;

?цветы — небольшие, нежных оттенков, матерчатые, на стеблях из мягкой проволоки;

? м я ч и — среднего размера, по числу детей;

? обручи — желательно легкие, пластмассовые;

? ш н у р — шелковый, яркий, длиной 3—4 м.;

?гимнастические палки — разного цвета;

? ф л а ж к и — трех-четырех цветов, по числу детей.

Используемые атрибуты в руках детей помогают созданию образа. Ленточки говорят о легкости, плавности музыки и движения. Цветок — о нежности, изяществе.

Флажки — о бодрости, активности.

К нетрадиционным относятся атрибуты, сделанные своими руками.

? к о с и ч к и — сплетенные из разноцветных нейлоновых нитей, длиной 30, 40, 50 см.;

? ш у р ш у н ч и к и — султанчики, сделанные из цветных полиэтиленовых пакетов, мелко нарезанных по краям на полоски шириной 1,5—2 см, длиной 13—15 см и ручкой посередине:

? с у л т а н ч и к и «радуга» — разноцветные атласные ленты длиной 25, 30, 35 см., прикрепленные к ручке или колечку по 10 — 15 штук:

?погремушки — 4 — 5 разноцветных шариков диаметром 8 —10 см, нанизанных на цветную веревку, на концах которой сделаны ручки:

?шарики — сделанные из нейлоновых нитей одного или разного цвета, диаметром 10 — 15 см, с прикрепленной ручкой:

?платочки — пошитые из разноцветной атласной ткани размером 15 х 15, 20 х 20 или 25 х 25 см.

?б р а з г о т к и — любые емкости (бутылочки, баночки, коробочки, шарики и др.) , наполненные звенящими предметами.

Выбор и использование нетрадиционных атрибутов во многом зависит от фантазии и творческого подхода педагога. Главное требование к нетрадиционному оборудованию — это эстетический вид изделия, безопасность и простота в использовании.

Таким образом, необходимо знать критерии по выбору вспомогательного инвентаря, чтобы педагогически грамотно его использовать в ритмической гимнастике. Только осуществляя правильный выбор атрибутов можно реализовать поставленные перед детьми задачи по ритмической гимнастике.

Ритмические движения, ритмизованная речь помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, развивают глазомер, равновесие, укрепляют основные системы организма, развивают физические качества.

Литература:

1. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей: практическое пособие для педагогов / сост. Н. А. Кирченко. – Мозырь: Белый Ветер, 2011. – 150 с. : ил.

Ссылка на источник

Ссылка на источник loshnicayaslisad.by

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ТАНЦЕВ, РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярными являются ритмическая гимнастика, танцы.

Ритмическая гимнастика берет свое начало в глубокой древности – античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента – гимнастика и ритмический танец.

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, философию, творчество, танец. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире.

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950) , который разработал на ее основе уже в началеxx века систему музыкально-ритмического воспитания детей.

Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Эта методика современна и актуальна и по сей день и широко используется многими специалистами по музыкальному, физическому воспитанию.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др., которые в 1911г. окончили Институт музыки и ритма.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н. А. Ветлугина (1958) А. В. Кенеман, а в дальнейшем М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина и др. разрабатывали разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика.

Одной из таких программ является оздоровительно-развивающая программа «Са–Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике направленная на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении (Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение, 1985, 1987) . В программе «Са–Фи-Дансе» представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец.

Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательною форму, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью программы «Са–Фи-Дансе» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих задач для детей 3-7 лет.

  1. Укрепление здоровья:

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- формировать правильную осанку;

- содействовать развитию и совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

  1. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности;

- содействовать чувству ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, пластичности, изящества танцевальных движений и танцев;

- развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих способностей занимающихся:

- развивать мышление, воображение, находчивость;

- формировать навыки самостоятельного выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

- развивать лидерство, трудолюбие, инициативу.

Также очень популярно в дошкольных учреждениях стало занятие по танцам.

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движениях. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости, реакции на музыку.

Танец – именно и есть та форма самовыражения, которая так необходима детям.

Через танец дети начинают знакомство с жанровыми понятиями музыки: вальс, полька, марш, русский народный танец и т.д.

Детям нравится танцевать под популярную музыку, поэтому полезно обучать их элементам современного танца.

Занятия танцами дают возможность осваивать простые, а затем более сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно-мышечное чувство.

Систематические занятия исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, ребенок становится более стройным, изящным. Танцы приобщают детей к миру прекрасному, учат разбираться в искусстве.

В заключение еще раз хочется отметить, что приобщение детей к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности.

Что может быть лучше и прекраснее, чем двигаться под волшебные звуки музыки и передавать в движении «души прекрасные порывы».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) . – СПб.: 2000.
  2. Роот З. Я. Танцы с нотами для детского сада – М.:2006.
  3. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.; 2006.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Музыкально ритмическое развитие детей дошкольного возраста

    Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих спосо...

  • Физические упражнения для детей дошкольного возраста

    JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива...

  • Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

    «Особенности музыкальной работы с детьми дошкольного возраста» Особенности музыкальной работы с детьми дошкольного возраста. В наше время вокальное воспитание детей дошкольного возраста осуществл...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Методики работы с детьми дошкольного возраста

    Проект «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий» Тип проекта: групповой, долгосрочный. Современное состояние общества, в...

  • Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

    Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста «Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Эпиграфом своей работы я взяла слова Натальи Кончаловсо...

  • Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста

    Скажите правильный ответ –Какой горит при этом свет? Воспитатель: Ребята, мы прибыли на станцию «Знаковая». Дорожные знаки - лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

    Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...

  • Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

    Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста

    Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста в разнообразных видах детской деятельности | Социальная сеть Pandia.ru Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побереж...

  • Физические качества детей дошкольного возраста

    г. Тихорецк 2014г Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья. Решение данной задач...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...