В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной считается ритмическая гимнастика, в которой сочетаются гимнастика и ритмический танец.
Я решила изменить традиционное проведения утренней гимнастики, и проводить её в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений. Для этого обратилась к программе «Са-Фи-Дансе Е. Г. Сайкиной, Ж. Е. Фирилёвой, которая является оздоровительно-развивающей программой.
Почему я решила проводить такую гимнастику с детьми?
Во-первых, танцевально-ритмическая гимнастика способствует укреплению здоровья детей:
• Формирует правильную осанку
• Содействует развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы организма.
• Содействует профилактики плоскостопия.
Во-вторых, совершенствует психомоторные способности дошкольников:
• Развивает мышечную силу, координацию
• Развивает чувства ритма, музыкальный слух, память,
• Внимание
• Развивает умение согласовывать движения с музыкой.
• Формирует навыки выразительности и пластичности танцевальных движений.
На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.
Для детей 4-5 лет это комплексы состоящие из простых движений руками вверх, вниз, в стороны, полуприседания с поворотами, прыжковые движения на двух ногах, наклоны. Музыкальное сопровождение не превышает по времени пяти минут.
Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; Бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх, добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.
Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами) .
Почему детям нравиться такая гимнастика?
В первую очередь, потому что движения выполняются под музыку. Для такой гимнастики подбирается, детские песни, современные песни, которые имеют образный характер («Часики», «Веселые поросята», «Облака», «Божья коровка») .
Стараюсь подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, т. к. на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение.
Зарядка проводиться по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений.
На такой зарядке дети с удовольствием превращаются в часики, изображая движение стрелочек руками, «катаются по небу на облаках», или изображают озорных поросят, или становятся легкими воздушными божьими коровками.
Когда дети запомнили комплекс зарядки, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать в утренниках.
Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости. Очень приятно видеть, когда и воспитатели делают с детьми такую зарядку, т. к. это полезно и для взрослых.
Предлагаю вашему вниманию комплекс танцевально-ритмической гимнастики для детей старшей группы.
«Три поросенка»
(песня «Ни кола, ни двора» поет Клара Румянова)
Вступление (проигрыш)
И. п. – основная стойка;
1 – 4 – полуприседая, на каждый счет увести колени вправо, влево, вправо, влево, руки работают, как при ходьбе.
5 – 8 - повторить счет 1-4, но вставая.
Первый куплет.
А. 1 – и – полуприседая и вставая, правую ногу выставить на носок в сторону, руки на поясе.
2 – и – приставить правую ногу к левой.
3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.
4 – и – приставить левую ногу к правой.
5-и – 8-и – повторить счет 1-и – 4-и.
Б. 1 – и – с полуповоротом налево подняться на носки, поднять плечи, руки в стороны книзу, ладонями вперед («удивление»)
2 – и – основная стойка (полуприсед, руки на поясе)
3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и в другую сторону.
5-и – прыжком стойка ноги врозь.
6 – и – руки вверх, пальцы в «замок».
Припев:
А. 1 – и – наклон вперед, руки резко вниз, пальцы в «замок» («рубка дров») .
2 – и – выпрямиться, руки вверх, пальцы в «замок».
3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и.
5-и – 6-и – повторить счет 1-и – 2-и.
7 – и – повторить счет 1 – и.
8 – и – прыжком ноги вместе, руки выпрямить вперед, пальцы в «замок» ладонями от себя.
Б. 1 – и – полуприсед, согнуть правую ногу в сторону.
2 – и – поставить ноги вместе.
3 – и – полуприсед, согнуть левую ногу в сторону.
4 – и– поставить ноги вместе.
5-и – 6-и – основная стойка в полуприседе, движение «хвостик» лицом вперед.
7-и – 8-и – прыжком повернуться на 180 градусов, движение «хвостик»
Второй куплет.
А. 1 – и – выставить ногу на пятку вперед, руки раскрыты в стороны («распашонка»)
2 – и – И. П. (ноги вместе, руки на поясе)
3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.
4 – и – повторить счет 2-и.
5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 1-и – 2-и.
7-и – 8-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 3-и – 4-и.
Б. 1-и – 4-и – повторить движения части А. Второго куплета счет 1-и – 4-и.
5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 5-и – 6-и.
Припев. Повторить движения припева.
Проигрыш.
1-и – 4-и – движения коленями вправо, влево, приседая вниз.
5-и – 8-и – движения коленями вправо, влево, вставая наверх.
Припев. Повторить движения припева.
Последовательность разучивания комплекса ритмической гимнастики.
Перед разучиванием комплекса ритмической гимнастики необходима предварительная работа.
Педагогу необходимо:
Разучивание комплекса ритмической гимнастики условно можно разделить на три этапа.
I этап - подготовительный (4 занятия) .
На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений. На этом этапе педагог демонстрирует комплекс полностью под музыку перед детьми, обращает внимание детей на связь нового движения с изученными ранее.
II этап - основной (8 занятий) .
Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.
При разучивании комплекса ритмической гимнастики необходимо учитывать следующие требования:
III этап - заключительный (4 занятия) .
Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.
Тематическое планирование занятий по месяцам.
Сентябрь
Занятие 1. Организационное.
Цель: Познакомить детей с термином "Ритмическая гимнастика". Дать детям сведения о пользе занятий ритмической гимнастикой. Вызвать желание заниматься ритмической гимнастикой посредством просмотра видео кассет с выступлением детей на конкурсе ритмической гимнастики.
Материалы: Альбом с иллюстрациями, фотографиями занимающихся.
Диагностика
. Цель: Проведение обследования уровня двигательной активности и физической подготовленности каждого ребёнка.
Занятие 2.
Цель: Определить оценку подвижности каждого ребёнка через наблюдение за выполнением свободных танцевально-ритмических движений под музыку. Обследовать детей на чувство ритма с помощью различных движений под ритмичную музыку.
Материалы: аудио кассеты с записью ритмичной музыки.
Октябрь
Цель: Проверить координацию движений ребёнка. Материалы: Гимнастическая скамейка, кегли разного цвета, мячи по количеству детей.
Занятие 4.
Цель: Определить уровень развития физических качеств: ловкости, гибкости, статического равновесия с помощью игр-упражнений.
Материалы: Гимнастическая скамейка, 8 мячей.
Занятие 5.
Цель: Дать детям представления о разном характере музыки в процессе прослушивания различных музыкальных отрывков: быстрая, медленная музыка. Выбор подходящих фонограмм.
Материалы: Аудио кассеты с записью фонограмм различного характера.
Занятие 6.
Цель: Разучивание упражнений разминки под счёт. Учить детей принимать правильные исходные положения всех частей тела.
Ноябрь
Занятие 7.
Цель: Закрепление упражнений разминки под музыку, учить сочетать движения с музыкой. Отобрать необходимую музыку в соответствии с движениями.
Занятие 8.
Цель: Познакомить детей с базовыми шагами. Показать правильное их выполнение. Придумать совместно с детьми название сложным шагам.
Занятие 9.
Цель: Разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений.
Занятие 10.
Цель: Закрепление изученных базовых шагов, разучивание следующих. Предложить детям составить самостоятельно движения на основе изученных.
Декабрь
Занятие 11.
Цель: Дать детям представление о структуре комплекса, порядке выполнения упражнений, смены темпа выполнения упражнений ритмической гимнастики.
Занятие 12.
Цель: предложить детям составить мини-комплекс под понравившуюся музыку, из 3 - 4х упражнений на разные группы мышц.
Занятие 13.
Цель: Выбрать совместно с детьми полюбившиеся упражнения из мини-комплекса для составления комплекса ритмической гимнастики.
Занятие 14.
Цель: Разучивание комплекса составленного совместно с детьми, дать ему название - "Непоседы".
Январь
Цель: Закрепление изученных движений комплекса "Непоседы", работа над трудными местами под счёт.
Занятие 16.
Выступление детей на спортивном развлечении на зимних каникулах - комплекс "Непоседы".
Занятие 17.
Цель: Предложить детям придумать движения, соответствующие их любимым героям сказок, мультфильмов, составление сюжетного комплекса по выбору детей.
Занятие 18.
Цель: Разучивание сюжетного комплекса, учить детей эмоционально показывать характер героя в комплексе.
Февраль
Цель: Выступление детей на развлечении в младшей группе.
Занятие 20.
Цель: Совершенствовать выполнение базовых шагов, соединить движения ног и рук под счёт.
Занятие 21.
Цель: Предложить детям упражнения для комплекса ритмической гимнастики. Выбрать подходящую фонограмму из предложенных.
Занятие 22.
Цель: Разучивание I части комплекса под счёт в медленном темпе. Работа над трудными местами.
Март
Цель: Закрепление движений I части комплекса под музыку, работа над ритмическим рисунком комплекса.
Занятие 24.
Цель: Совершенствовать движения I части комплекса, разучивание II части комплекса в медленном темпе под счёт.
Занятие 25.
Цель: Отработка движений I части комплекса ритмической гимнастики в быстром темпе. Закрепление движений II части под счёт.
Занятие 26.
Цель: Соединение двух частей комплекса под счёт в быстром темпе, работа над трудными местами, соединить движения рук и ног.
Апрель
Цель: Отработка двух частей комплекса, разучивание IIIчасти комплекса под счёт.
Занятие 28.
Цель: Закрепление III части комплекса, отработка движений под счёт в темпе; соединение трёх частей комплекса ритмической гимнастики под счёт.
Занятие 29.
Цель: Закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса.
Занятие 30.
Цель: Отработка движений комплекса, работа над синхронным выполнением движений рук, ног в перестроениях.
Май
Цель: Совершенствовать движения комплекса; учить детей выполнять движения эмоционально.
Занятие 32.
Цель: Выполнение комплекса в темпе под музыку.
Занятие 33. Итоговое.
Способ освоения содержания образования: репродуктивный, творческий
Уровень освоения содержания образования: общекультурный, углублённый
Уровень реализации программы: дошкольное,
Продолжительность реализации программы: 2 года;
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения ритмика занимает особое место. Занятия ритмикой не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Между тем, ритмика обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Социальный заказ общества на развитие гармоничной личности можно вычленить из документов: «Закон об образовании», «Концепция содержания общего и среднего образования и образовательных стандартов», «Европейская конвенция о правах ребёнка», «Проект национальной доктрины образования».
Актуальной задачей сегодняшнего дня является организация свободного времени детей, создание благоприятных условий для развития личности ребёнка. Создавая такие программы, МДОУ выполняет социальный заказ родителей и общества.
Программа основана на преемственности, индивидуальном и дифференцированном подходе к ребёнку. Преемственность как метод обучения позволяет индивидуально подходить к детям, реализовывать их способности и желания.
Целостность образовательного процесса обеспечивается подчинённостью всех целей одной общей и достигается через содержание программы. Программа создаёт условия и образовательную среду для раскрытия природных задатков воспитанников, тем самым помогает приобщению детей к ценностям культуры.
Данная программа рассчитана на обучение ритмике мальчиков и девочек дошкольного возраста. Отбора детей по музыкальным и ритмическим способностям не проводится.
В основе работы лежит индивидуальный подход к воспитанникам, учитываются различные параметры: характер, физическое, эмоциональное состояние, настроение ребёнка, его желания.
Качества характера, приобретаемые в процессе занятий – целеустремлённость, настойчивость, внимательность, трудолюбие – оказывают неоценимую помощь в изучении общеобразовательных дисциплин, в повседневной жизни.
Цель программы: создание условий для раскрытия индивидуальных возможностей и творческих способностей ребёнка в процессе занятий ритмикой.
Задачи:
1) формирование навыков правильного и выразительного движения;
2) развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости, координации движений) ;
3) развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости.) , изучение танцевальных элементов;
4) развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
5) воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе, взаимоуважения.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 1 блока.
Цель программы : привить интерес к ритмической гимнастике., игровому стретчингу, развить творческие способности и физические данные ребёнка.
Структура программы учитывает возрастные психофизические особенности воспитанников:
1 блок Программа рассчитана на детей 5-6 лет и реализуется в течение 2-х лет. Занимаются в группах все желающие дети без предварительного отбора. Особое внимание уделяется общему физическому развитию ребёнка, коррекции осанки, координации движений, укреплению мышечного аппарата, развитию музыкальности, чувства ритма, фантазии.
Принцип гуманизации и демократизации предлагает:
- исключение авторитарных форм воздействия на ребёнка и критики;
- творческий союз и соавторство педагога и ребёнка, при котором учитываются индивидуальные вкусы и интересы детей;
- создание установки: «Я всё сумею, всё смогу!», творческую заинтересованность и активность детей.
Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Роль педагога – не «переделать», не навредить ребёнку, а способствовать развитию неповторимости и индивидуальности.
Принцип субъективности предлагает восприятие ребёнка, как субъекта. Роль педагога заключается в оказании помощи в осознании ребёнком своего «Я», нахождении контакта с окружающим миром и людьми.
Принцип вариативности предполагает создание условий для самостоятельного, свободного выбора ребёнком способов самореализации и формы участия в деятельности коллектива.
Принцип систематичности и последовательности заключён в подаче материала от «простого к сложному», в углублении проблемы.
Принцип природосообразности предлагает учитывать возрастные и психологические особенности детей.
ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ.
Игровые технологии.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игра активизирует деятельность учащихся, способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми.
Через игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует его мотивацию. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят воображение и фантазию. В игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества.
Личностно-ориентированные технологии.
Одной из важных идей в этих технологиях является формирование положительной «Я-концепции». Для этого необходимо:
- видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;
- создавать личности «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки и доброжелательности;
- предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в положительной деятельности.
Таким образом, в результате использования данных технологий создаётся атмосфера обучения и воспитания, в которой ребёнок может познать себя, самовыразиться и самореализоваться.
Педагогика сотрудничества детей и педагога предлагает совместную развивающую деятельность, скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности. Традиционное обучение основано на субъект-объектных отношениях педагога и учащегося.
В концепции педагогики сотрудничества это положение заменяется представлением о ребенке, как о субъекте творческой деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз старшего с менее опытным. При этом ни один из них не должен стоять над другим.
Диалог культур как двусторонняя информационно-смысловая связь является важнейшей составляющей образовательного процесса. В диалоге культур можно выделить:
- внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций) ;
- диалог, как речевое общениелюдей (педагога и ребёнка) ;
- диалог эпох - прошлого и настоящего в искусстве, диалог с культурой стран мира.
МЕТОДОЛОГИЯ
Программа базируется на теоретических работах Амонашвили Ш.., Селевко Г. К., Зеньковского В. В., Баевой И. А. , Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) в течение 2-х лет. Программа базируется на научных данных возрастной психологии и физиологии воспитанников. Учебный материал рассчитан по годам обучения.
.
Количество занятий в неделю – 2 раза.
Учебная нагрузка в год 72 часа
Основные принципы обучения.
Логопедическаяритмикадлядошкольниковсречевойпатологией
Логопедическаяритмика - однаизформсвоеобразнойтерапии, основаннаянаиспользованиисвязислова, музыкиидвижения. Этоодноизэффективныхсредстввоздействиявкомплексереабилитационныхметодиквоспитания, леченияиобучениядетейсречевойпатологией.
Введениеритмикивсистемуобучениянормальноговорящихислышащихдетейспособствуетразвитиюихобщеймузыкальностиикультурыдвижения. Вотношениидетейсрасстройствамиречизанятияритмикойпреследуютинуюцель, имеютспецифическиезадачиисвоюметодику. Главнаязадачалогопедическойритмики - улучшениеречичерезразвитиеслуховоговниманиянаосновеформированиявпроцесседвижениячувстваритма.
Нарушениеритмаречизатрудняетобщениеребенка, имеющегорасстройстваслухаиречи, снормальноговорящимилюдьми. Воспитание, развитиеиливосстановлениенарушенногоритмадвиженийиречиприближаетребенкаксредеговорящихлюдей.
Занятиеритмикойразвиваетвнимание (слуховое, зрительное, тактильновибрационное) , память, волю, быстротудвигательнойреакциитехпроцессов, которыепомогаютребенкувосприниматьвсеокружающееизакреплятьполучаемыевпечатления, быстрореагироватьнасигналыизвнедляустановлениясвязисокружающейсредой. Витогевсеэтинавыкибудутсодействоватькакусвоениюучебногоматериала, такиуспешномуосуществлениюлюбойдругойцеленаправленнойдеятельности. Такимобразом, ритмикаспособствуетобщемуразвитиюиобучениюребенка.
Взадачилогопедическойритмикивходят:
- организациядетскогоколлективасцельюразвитиянавыковдвижениявколлективе;
- выработкаумениясосредоточитьвнимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное) ;
- выработкаответнойдвигательнойреакцииназвуковойизрительныйраздражители;
- развитиеслуховойизрительнойпамяти
- развитиеволевогоимпульса (тормознойдеятельности, уменияпереключатьсясоднойдеятельностинадругую) .
Длядетей, страдающихдизартрией, коррекционноеобучениеосуществляетсявследующихнаправлениях:
- развитиеисистематическаятренировкатакихдвигательныххарактеристик, какпроизвольноерегулированиесостояниямышечноготонуса, силы, ловкостиивыносливости, быстротыиточностидвижений, ритмичностиипластичностидвижений;
- развитиедыхательныхкинестезийикинетическойсистемы (образа) движения; развитиесоматопространственнойориентацииизрительномоторныхкоординаций; тренировкавысотыисилызвучанияголоса;
- развитиетембровыххарактеристикголосаипросодическогокомпонентаречи (слогоритмическаяструктура) ;
- овладениесложнымилогико-грамматическимисвязямиязыкачерездвигательнуюдеятельностьдетейналогоритмическихзанятиях.
Логоритмическоекоррекционноеобучениедетей, страдающихалалией, осуществляетсявследующихнаправлениях:
- развитиевосприятия (оптического, слухового, тактильногогнозиса) ;
- активизациястимулированияподражательнойдеятельностинаначальномэтапеисамостоятельноевыполнениеупражненийназаключительномэтапеработы;
- тренировкавсехвидовпамятиприпостепенномувеличенииобъемапредъявляемогоматериала;
- развитиедвигательногоиартикуляционногопраксиса;
- обучениепланированиюиорганизациилюбогодействия, котороеопираетсянасмысловуюсторонудействияспредметомиреализациисхемылюбогодействия;
- автоматизацияпредметныхдействийпримногократномповторениизаученныхсхем;
- перенесениезаученныхречедвигательныхнавыковвсамостоятельнуюречевуюиязыковуюдеятельность;
- тренировкадвигательныхиартикуляционныхкинестезий;
- развитиепониманиячужойисобственнойречи;
- формированиефонематическоговосприятиячерезмногократнуютренировкувразличенииречевыхкинестезий;
- развитиереципрокнойкоординациидвиженийдляулучшениямежполушарноговзаимодействия;
- развитиеабстрактногоиобразногомышленияудетей, череззадачи, загадки, игры-драматизации, элементыхореографическоготанца, обучениеимпровизациидвиженийназаданнуютему.
Общимидлядетей, страдающихалалиейидизартрией, взанятияхлогоритмическойдеятельностьюявляются:
1. Комплексноевоздействиенасохранныеанализаторныесистемыребенкавпроцесселогоритмическойдеятельности;
2. Систематичностьзанятийистрогаядозировканагрузкидлякаждогоребенка;
3. Многократностьповторениятренировочногоматериала.
Компенсацияречевогонарушенияосуществляетсячерезактивноевключениетехвидовдеятельности, которыеобеспечиваютсяработойправогополушариямозга, атакжеформированиемежполушарноговзаимодействия, котороеобеспечиваеткомпенсациюнарушенныхдвигательных, внешнеречевыхиречевыхфункцийуребенка.
Всодержаниелогоритмическихзанятийвключеныследующиевидызаданий:
- ходьбаимаршировкавразличныхнаправлениях;
- упражнениенаразвитиедыхания, голосаиартикуляции;
- упражнения, регулирующиемышечныйтонус;
- упражнения, активизирующиевниманиеипамять;
- счетныеупражнения, формирующиечувствомузыкальногоразмера;
- ритмическиеупражнения;
- упражнениявигренамузыкальныхинструментах;
- самостоятельнаямузыкальнаядеятельность;
- игроваядеятельность;
- упражнениядляразвитиятворческойинициативы.
Структуразанятияможетневсегдавключатьвсеперечисленныеэлементы. Последовательностькоррекционнойработынадзвукамиможноварьируютсявсоответствиисхарактеромнарушенийречиудетей. Основнымпринципомпостроениявсехперечисленныхвидовработыявляетсятеснаявзаимосвязьдвижениясмузыкой; включениеречевогоматериала.
Посколькувселогоритмическиезанятияслужатцелямкоррекцииречи, движенияиличностиребенка, тоихпрограммадолжнабытьсогласованасэтапамилогопедическойработы. Длясоблюденияпринципапостепенногоусложнениязаданийпрактическийматериалследуетраспределятьвопределеннойпоследовательности: ритмическаяразминка, общеразвивающиеупражнения, пение, музыкально-ритмическиедвижения, игры, танцы, речевыеупражнения, слушаниемузыки. Такаяпоследовательностьзаданийобеспечиваетоптимальноенапряжение (сподъемомксерединезанятия) иправильноечередованиефизическойипсихическойнагрузкивупражнениях.
Речеваяартикуляция, являющаясябазисомустнойречи, представляетсобойпсихомоторныйакт; ееформированиеподчиняетсятемжезаконам, чтоиформированиелюбогопроизвольногодвижения.
Удетейсобщимнедоразвитиемречииногданаблюдаютсяпарезылицевоймускулатуры, поэтомуналогоритмическихзанятияхпроводятсяспециальныеупражнениядлявосстановленияиразвитиямимическихдвижений.
Работапоразделу «Пение» проводитсяпоэтапно. Первыйэтап - пропеваниегласных. Особоевниманиеобращаетсянаправильноедыханиевовремяпения, постановкуголоса, темпиритмречи, выразительностьисполнения.
Основнаязадачаэтогоэтапа - развитиемышцречевогоаппарата, правильноепропеваниегласныхивыделениеихнаслух. Второйэтап - чистоговоркиспениемнапостановкушипящихисвистящих, аффрикатов. Третийэтап - чистоговоркиспениемнапостановкусонорныхзвуков.
Четвертыйэтап - закреплениевсехзвуковвсвободнойречи. Впроцессеработынадзвукообразованиемидыханием, детиучатся «тянуть» звук, не «разрывать» слово.
Усвоениюосновныхдвиженийспособствуютходьба, бег, поскокиипрыжкивразличныхнаправленияхсиспользованиемзрительныхислуховыхориентировдляразвитиядинамическогослухадаетсямузыкаразноготемпа (медленный, быстрый, темпмарша, бега) .
Общеразвивающиеупражненияпозволяютдетямуправлятьсвоимимышцами. Введениеслова, особенновстихотворныхформах, облегчаетовладениедвижением. Упражненияспредметами (мячи, флажки, кубикиидр.) нормализуютмышечныйтонус, формируютправильнуюосанку.
Налогоритмическихзанятияхпроводятсяупражнения, формирующиеправильныйартикуляционныйукладдляпроизнесенияконкретногозвука. Дляразвитиясловаряиграмматическогострояречииспользуютсямузыкально-дидактическиеигры.
Проведениелогоритмическихимузыкальныхзанятийспособствуетразвитиюикоррекциидвигательнойсферы, сенсорныхспособностейдетейсречевойпатологией, содействуетустранениюречевыхнарушенийиобеспечениюсоциализациикаждогоребенка. Врезультатеиспользованиядифференцированногоподбораприемовисодержаниякоррекционно-педагогическоговоздействияоптимизируетсяпроцесскоррекциииразвитияречи.
«Авторские игрушки и куклы-пособия для коррекционной работы с детьми с речевой патологией»
«Чудеса в окне» (использование панно из флиса в коррекционной работе с детьми с речевой патологией) от 3-х лет и старше. Гейне В. С., Воспитатель , учитель –логопед ГОУ МО СКНШДС № 737 К...
*Дополнительная образовательная программа по ритмике для детей дошкольного возраста (6-7 лет) «Танцы и здоровье».
* Чернышкова Валентина Анатольевна- учитель ритмики
* Рецензенты: учитель хореографии Муллагулова А. С.; методист по УВР ДПШ Советского района Тазетдинова Г. Г.
* индекс РБ г. Уфа ул. Комсомольская 33 телефон
* Чернышкова Валентина Анатольевна учитель ритмики
* Сформировано 4 группы. В группе занимается не более 15человек возраст 6-7 лет
* Цель программы: укреплять физическое и психическое здоровье детей, научить правильно, красиво двигаться и танцевать, воспитать эстетическое чувство вкуса. Направленность танцевально - эстетическая
* Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год. Программа составлена с учетом занятий 1 раз в неделю (занятие длится 25 минут) с октября по апрель месяц учебного года (всего 28 занятий) . Вид - модифицированная.
* Уровень реализации: дошкольное образование
* Уровень освоения: общекультурный
* Способ освоения содержания образования: репродуктивный
* Краткое содержание программы: Программа разделена на 7 разделов (например «Игроритмика», «Игрогимнастика» и т.д.) ,которые делятся на подразделы( например раздел «Игрогимнастика» подраздел «Строевые упражнения и т.д.) , в которых описаны основные элементы и упражнения(например раздел «Игротанцы» подраздел «Хореографические упражнения» упражнение «Танцевальные позиции рук: на поясе и перед грудью» и т.д.) .
Пояснительная записка
Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие.
Именно в танце можно познать свой дух и свое тело и выразит все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетической совершенной форме.
Свобода и легкость движений, красота и пластичность радуют и танцоров, и зрителей. И само обучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, человек познает красоту танцевального творчества. Мы живем на рубеже веков - и в танце тоже отражается веяние времени.
Танцевальное искусство делает жизнь ярче и праздничнее.
Именно в танце человек получает возможность познать дух своего народа, ощутить пластику своего тела, наиболее полно выразить свои чувства. Танец во все времена был средством выражения настроения и эмоций в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Все, что люди не могли сказать словами, они стремились передать в танце.
Свобода и легкость, красота и пластичность танцевальных движений доставляют радость танцорам и восхищают зрителей.
Актуальность
Танцевальная гимнастика, ритмические упражнения необходимые для освоения танца, помогают приобрести учащимися навыки легкости, грациозности, избавить от тяжеловесности, скованности, что присуще детям данного микрорайона.
Танцы - это наиболее яркая и эмоциональная часть любого мероприятия. Здесь каждый может блеснуть пластикой и грацией, умением двигаться.
Не последнюю роль играет и желание выделиться, проявить свои способности. Но самым главным, конечно же, является стремление танцевать.
Кроме того, ритмические движения и музыка воздействую на состояние здоровья человека.
Новизна
Учебный материал концентрируется вокруг блоков, каждый из которых включает в себя доступный и интересный по своему содержанию материал. В программу включены танцы народов мира, классические, современные, игровые-шуточные. Программный материал составлен с учетом возрастных особенностей детей и уровня первоначальной подготовки.
Цель программы– укреплять физическое и психическое здоровье детей, научить правильно, красиво двигаться и танцевать, воспитать эстетическое чувство вкуса.
Задачи программы:
1. Образовательные- ознакомление учащихся с танцами народов мира, классическими, современными, игровыми.
2. Воспитательные- развитие художественные способности учащихся, привить им любовь к танцам, воспитание любви к музыке, к хореографическому искусству, развитие фантазии и образное мышление учеников в области хореографии
3. Развивающие- Ознакомить с позициями ног, рук, основными ориентирами в пространстве. Выработать правильную осанку и постановку корпуса.
Программа составлена с учетом занятий 1 раз в неделю (занятие длится 25 минут) с октября по апрель месяц учебного года (всего 28 занятий) .
Содержание программы
Ходьба на каждый счет и через счет.
Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.
Определение музыкального размера 4/4 и ?.
Бег в различном темпе
Ритмическая гимнастика для дошкольников Ритмическая гимнастика для дошкольников Прохорова Лариса Александровна, инструктор по физической культуре 1 категории МДОУ №14 г. Конаково, Тверская област...
Физические упражнения для дошкольников
Утренняя зарядка для дошкольников Всем известно выражение «движение – это жизнь». Если человек мало двигается, то это способствует возникновению различных заболеваний. Особенно вреден малоподвижн...
Тренинг для дошкольников
«Социально-психологический тренинг с детьми» Программа построена в форме психотренинга, цель которого - развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности,...
Динамическая пауза для дошкольников
Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ «Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспоре...
Утренняя гимнастика для дошкольников
Физическое воспитание дошкольников. Утренняя гимнастика в детском саду Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физи...
Коррекционно развивающая программа для дошкольников
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...
Оздоровление дошкольников средствами ЛФК и физической культуры Актуальность Лечебная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин э...
Психогимнастика для дошкольников
Психогимнастика для детей дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию подборку игр и упражнений для детей дошкольного возраста. Упражнения, направленные на обучение детей психорегуляции (в осн...
Дыхательные упражнения для дошкольников
Игры и игровые упражнения для обучения дошкольников правильному дыханию Одно из необходимых условий правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить пра...
Развивающая программа для дошкольников
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...
Пальчиковая гимнастика для дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников Я хочу поговорить о развитии мелкой моторики рук и координации движен...
Дыхательная гимнастика для дошкольников
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другог...
Дополнительное образование для дошкольников
Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей дошкольного возраста Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортив...
Кружок «Мини-футбол» в детском саду — это здорово! Кружок «Мини-футбол» в детском саду - это здорово! Руководитель кружка Бутько Евгения Анатольевна. Физическое воспитание играет главную роль во...