Русский язык для дошкольников

«Особенности обучения дошкольников русскому языку в национальном детском саду».

Цель : раскрыть основные возможные направления в обучении детей дошкольного возраста русскому языку.

Задачи :

определить возможности дошкольников в области изучения русского языка.

раскрыть основные цели и задачи обучения русскому языку детей дошкольного возраста.

раскрыть основные методы обучения русскому языку дошкольников.

Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К. Д. Ушинский писал:" Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет".

В соответствии с законом Республики Татарстан «О государственных языках РТ и других языках в Республике Татарстан» (№ 44 от 27.07.2004, приказами Министерства образования и науки РТ, «Программой воспитания и обучения в детском саду» (Казань, «Хэтер», 2000, в дошкольных учреждениях, начиная с 4 - летного возраста, проводится обучение второму государственному языку: для русско - язычных детей - татарскому языку, для детей - татар - русскому.

Обучение русскому языку осуществляется в средней, старшей и подготовительной к школе группах детского сада.

Следует учитывать, что для реализации больших положительных возможностей дошкольников в обучении русскому языку работу необходимо строить на основе четко продуманной методической системы, учитывающей возрастные особенности детей 4-6 лет.

В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в переделах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.

Основной формой обучения русскому языку является занятие. Главная цель занятий - вызвать речевую активность детей, стимулировать разговорную речь, добиваться правильности русской речи.

Планируя работу по обучению детей русскому языку, воспитатель должен обязательно учитывать специфику русско - татарского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми русского языка. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.

Структура занятия может быть следующей:

- организационный момент;

- лексика - закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики;

- фонетика - артикуляция звуков русского языка, произношение звуков в русских словах, игры и упражнения на закрепление звуков;

- связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной жизни, пересказ художественных произведений;

- грамматика - игры и упражнения на усвоение грамматических форм (род, число, падеж) русского языка;

-игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок; рассказывание сказок и т. д.

Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях соответствующими наглядными примерами - показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д. Чтобы русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух (название предметов, но и осязание (потрогать предмет, обоняние (понюхать, вкус. Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми. Демонстрация предметов в натуре или их изображений на картине делает занятие живым, интересным.

В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения, устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии должно проводиться 2 - 3-х минутное фонетическое упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей, выработку произносительных умений и навыков. Такое упражнение может проводиться в форме игр «Эхо», «Часы», «Цепочка» и др., рекомендуемых программой.

Для закрепления новых слов на каждом занятии широко используются разнообразные игровые упражнения и ситуации. (Вот к примеру, игра «Расставим кукле мебель» (закрепление названий предметов мебели). На столе у воспитателя - кукла, детская мебель, машина. Воспитатель: «Дети, наша кукла Маша переехала на новую квартиру. Она купила себе новую мебель. Мебель привезли на машине. Поможем Маше разгрузить мебель» (вызывает по очереди детей и предлагает им найти в машине нужную вещь). Эффективный метод обогащения словарного запаса детей -игры- драматизации по сюжетам стихотворений, русских народных сказок, произведений русских писателей, которые способствуют закреплению новой лексики, формирование умения строить диалог и связные тексты. В таких играх хотят участвовать даже молчаливые, малоактивные дети. Также дети легко усваивают лексику и грамматику, драматизируя эти сказки на русском языке.

На занятиях обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки», «Семья», «Дом», «Животные» и т. д.) Отобранная лексика носит конкретный характер. В основном дети узнают названия предметов материального мира, название типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на родном языке. Лексика вводится постепенно большими тематическими группами и отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или в осмысленной ситуации в игре.

Обучение грамматике представляет определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно. Для этого можно использовать специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения. Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством воспитателя, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений.

Работу по обучению русскому языку проводим и в свободное от занятий время.

С целью: продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять те умения и навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях; проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.

Работа с родителями проводится в форме род. собраний, консультаций, мастер –классов, тематических недель, дней открытых дверей, открытых просмотров. В течение года родители принимают активное участие в подготовке праздников, различных мероприятий. Для родителей оформлены родительские уголки, где имеется информация по интересующимся вопросам обучения русскому языку.

www.maam.ru



Интерактивная игра - тренажёр по русскому языку «Буква потерялась»Тренажер можно скачать здесьЗДЕСЬ



Тренажер "Словарные слова"; 2-4 класс Тренажер можно скачатьЗДЕСЬ



Интерактивный тренажер «Учим гласные звуки и буквы. Часть 1 (а, у, о) »; для 5-8 лет

Краткое описание ресурса. Многофункциональный тренажер, позволяющий отрабатывать правильное произношение гласных звуков, знакомить детей с соответствующими буквами, формировать начальные навыки слитного слогового чтения.

Параллельно осуществляется коррекция ритмико-слоговой структуры слов, формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, ведется работа по коррекции высших психических функций и процессов (внимание, память, мышление) , обогащению и активизации словаря. 30 слайдов. Тренажер можно скачать ЗДЕСЬ



Презентация "Дифференциация звуков - "; 1-2 класс (.pptx)

Класс: 1- 2 класс Практическое применение: игру можно использовать на уроке - фронтально и по подгруппам, на индивидуальном занятии, в домашних условиях для дифференциации звуков - .Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Тренажёр "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"; 2 класс

Презентация-тренажер по русскому языку «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (2 класс) может использоваться при изучении темы (фронтальная и индивидуальная работа с учащимися) , а так же для закрепления изученной орфограммы.



Тренажер по русскому языку "Словарные слова"; 1-2 класс

Материал пособия предназначен для учащихся 1 (2) класса общеобразовательной школы. Данный материал универсален - его можно использовать на уроках русского языка как при изучении нового слова, так и при закреплении изученного. Возможно, материал будет интересен и школьным логопедам. Тренажер можно скачать ЗДЕСЬ



Тренажер по русскому языку "Парные согласные в корне слова"; 2 класс

Презентация - тренажер по русскому языку на тему: «Парные согласные в корне слова» может быть использована во 2 классе начальной школы как для фронтальной работы при повторении правила, так и индивидуальной работы ученика для закрепления изученной орфограммы. Тренажер можно скачатьЗДЕСЬ



Тренажёр "Словарный диктант"

Тренажёр представляет собой подбор словарных слов на отработку умений и навыков написания слов с непроверяемыми орфограммами. Ребенку нужно выбрать правильный вариант пропущенной буквы.

Слайд 2 - начало тренажёра Слайды 4 - 15 - задания тренажёра, в которых ученик должен сделать правильный выбор буквы. Делая свой выбор, ученик автоматически переходит к слайду 3, если неправильный выбор буквы, с помощью гиперссылки. Если выбран правильный вариант, то с помощью управляющей кнопки триггера появляется звук и словесная оценка работы. Тренажер можно скачать ЗДЕСЬ



Однокоренные слова

Презентацию можно использовать при работе над темой СОСТАВ СЛОВА, В ней подобраны слова для разбора и даётся объяснение по значению некоторых слов, которые часто употребляются в литературе, но не очень хорошо знакомы детям. Презентацию можно скачать Тренажер можно скачать ЗДЕСЬ



Интерактивный тренажер «Безударные гласные со Смешариками»; 7-10 лет

Предназначен для учащихся начальных классов (7-10 лет) . Выполнен в формате PowerPoint2003. Используется для закрепления и проверки знаний по теме "Безударные гласные в корне слова" Тренажер можно скачатьЗДЕСЬ



Слог

Презентация формирует у детей понятие о слоге как о части слова, учит определять в слове количество слогов, развивает фонематический слух, речь, навык чтения. Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Превращения слов-волшебные цепочки

Научить ребёнка буквам, чтению легче через игру. "Волшебные цепочки" - забавная дидактическая игра для дошколят и первоклассников. В презентации настроены триггеры: неверно выбранная буква исчезает, а верно выбранная, перемещается в клеточку, образуя слово Презентацию можно скачатьЗДЕСЬ



Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Презентация предназначена для учащихся 1 -2 классов с целью закрепления темы «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу». В работе используются загадки, ребусы на данные сочетания. Презентация содержит 13 слайдов.Презентацию модно скачать ЗДЕСЬ



Начало-середина-конец

В презентации в доступной для младших школьников форме рассказывается о времени и его природе. В основе лежит - одна из сказочных историй из книги «Заниматика для первоклашек» Г. Юдина. Время организует нашу жизнь, от подъема утром до того, когда мы едим и когда мы спим.

В большинстве случаев время определяет наше мышление и чувства. Природа времени, текучая и подвижная, организует и определяет то, как мы живем, думаем и чувствуем себя. Любое допущение движения происходит во времени...

А во временном измерении всё когда-нибудь становится серединой и концом, если имело счастье быть началом. Важно оглянуться на сделанное (прошлое) , чтобы понять, где мы были и куда мы направляемся - то есть в некоей мере «спланировать» будущее. В презентации- 20 слайдов (2 со звуком) . Упражнения по теме (Вопросы для любознательных) следует выполнять под контролем взрослого, т.к. некоторые из ответов на вопросы запускаются по щелчку, а часть вопросов предполагает устные ответы и обсуждения.Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Викторина по сказкам Пушкина (2 кл)

Презентация предназначена как для урока литературного чтения, так и для внеклассной работы с учащимися 1-2 классов. В ней также упоминается о незаконченной сказке А. С. Пушкина, о чём мало кто знает. Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Прилагательные близкие и противоположные по значению (2кл)

Сказочный урок-путешествие. Вместе со Смешариками дети выполняют задания на уроке и попадают на день рождения к Ёжику.

На уроке дети учатся выделять имена прилагательные по их лексико -грамматическим признакам, устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным; учатся подбирать к существительным прилагательные близкие и противоположные по значению. На уроке дети ставятся в позицию активного участника в познавательном поиске.

Выполняя поставленные задачи и учебные задания, они с помощью учителя решают проблему, анализируют и обобщают факты, делают выводы. Во время урока дети учатся подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; оценивают уместность использования прилагательных, близких и противоположных по значению в тексте. Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Дидактические игры по русскому языку

В презентации представлены интерактивные игры по русскому языку на разные темы, для учащихся 1-2 классов. Эти игры можно не только демонстрировать на уроках, но и использовать, как тренировочные упражнения при подготовке к домашним заданиям. А так же играть с дошколятами, которые собираются в 1 класс.Игры можно скачать ЗДЕСЬ



Дидактические игры по окружающему мируИгры по окружающему миру можно скачать ЗДЕСЬ



Пишу правильно (тренажер над ошибками)

Презентация для учащихся 2 - 4 классов поможет учителю организовать работу над ошибками по русскому языку. Тренажер можно скачать ЗДЕСЬ



Интерактивная игра - тренажёр по русскому языку «Буква потерялась»

Цель: формировать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой и непроверяемой ударением. Задача игры - тренажёра: Ученику нужно помочь попугаю правильно вставить букву в слово или словосочетание. Для этого нужно из предложенных букв выбрать правильный ответ (кликнуть по букве) и перенести к слову.Игру можно скачать ЗДЕСЬ



Новогодний кроссворд

Презентация «Новогодний кроссворд» составлена из загадок, помощь в отгадках - красочные картинки. Может быть полезна на уроке русского языка в 3 классе по теме: «Однокоренные слова», включает группу слов с корнем - снег-. Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Склонение имён существительных

Данная презентация представляет собой интерактивные тесты по теме «Определение склонения имен существительных». Тесты представлены в виде таблиц и легко проверяются. (10 таблиц по 10 слов.

Слова не повторятся.) Кликаем по выбранной ячейке, правильный ответ помечается знаком «+». При неверном ответе ячейки пустые. Материал может быть использован в качестве тренажера для занятий с детьми как в школе, так и дома. Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



«Игра по теме «Мягкий знак»

Материал электронной игры по русскому языку универсальный: можно использовать в работе по любому УМК, в начальной и средней школе, на уроке и дома, весь полностью или отдельными слайдами, при объяснении, закреплении, контроле, для тренировки темы «Мягкий знак». Игра проводится с помощью триггеров. Смена слайдов и управление анимацией осуществляется по клику мыши. • Кол-во слайдов: 13 • Автор: Дробаха Ольга Владимировна • Возрастные рекомендации: старше 8 лет • Категория работы: обучение наукам/ русский язык/3 класс. Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Разноуровневый интерактивный тест по русскому языку "Правописание парных согласных в корне", конспект урока 3 класс

Разноуровневый интерактивный тест составлен из 15 вопросов (по 5 в каждом уровне) , весь тест рассчитан на 20 - 25 минут. На слайдах, где три варианта ответа, нужно давать 1 правильный ответ, на слайдах, где шесть вариантов ответов - три ответа. До того, как нажать кнопку «ответ готов», можно исправить, если ученик заметил ошибку. Если ученик допустил ошибки, то ему предлагается их исправить, а потом ещё раз пройти тест.Тренажер можно скачать ЗДЕСЬ



«Словарная работа» Тренажёр по русскому языку для 3-4-х классов

Цель: формирование и закрепление орфографического навыка правописания непроверяемых написаний. Тренажёр состоит из 30 словарных слов, рассчитан на 5 - 10 минут. На каждый вопрос надо выбрать 1 правильный ответ.

Если решено с ошибками, то их можно посмотреть, а потом ещё пройти тест, чтобы исправить свои ошибки. Оценка за выполненную работу выставляется автоматически. Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Картинный диктантПрезентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Словообразование и словоизменение

Презентация и конспект урока русского языка по теме "Словообразование и словоизменение" Система Л. В. Занкова. 3 класс. Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о понятиях «словообразование» и «словоизменение», формирование навыка разбора слов по составу, подбора родственных слов, изменения формы слова.Презентацию можно скачать ЗДЕСЬ



Для дошкольников

Игры с буквами



Игра на развитие слухового внимания.

Развитие неречевого слуха подготовит ребёнка к восприятию речевых звуков. Узнать какая игрушка есть в мешке у Деда Мороза можно прослушав звук этой игрушки. За правильный ответ - снежинка-подарок. Скачать презентацию можно ЗДЕСЬ



Игра "Доктор Айболит"

Игра способствует развитию у детей фонематического восприятия. Выполните все задания, и вы поможете Доктору Айболиту вылечить больных зверей. В конце - весёлая, задорная песня. (От себя добавлю - ОТЛИЧНАЯ ИГРА! сделано профессионально, смотреть и играть одно удовольствие! очень советую скачать мамочкам эту презентацию игру для деток от 5 лет) . Скачать презентацию можно

Задания для дошкольников "Звуко-буквенный анализ слов"

Коррекция фонетико-фонематических процессов и развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения, расширение словарного запаса у младших школьников-логопатов. Тренажер можно скачать ЗДЕСЬ

Материал www.liveinternet.ru

Русский язык как иностранный для дошкольников

Опубликовано: Елена Топоркова 02.10.2012|0 комментариев

Вопрос преподавания русского языка зарубежным мигрантам является, на наш взгляд, не только вопросом культурно-языковой адаптации последних, но, в первую очередь, вопросом социализации этой новой и обширной группы людей нашего общества.

Особое место в этой группе занимают дети. Не побоимся сказать, что практически все в жизни этих детей: и формирование личностных качеств и интересов в процессе общения, и успешность обучения в русскоязычной школе, и доступность дальнейшего образования и профессиональный рост в будущем, зависит от степени овладения ими государственным языком нашей страны.

На наш взгляд специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста, проблема состоит не только в том, что эти дети не говорят на русском языке. Они слабо владеют и своим национальным языком.

Мы сталкиваемся с парадоксальным явлением, когда у маленького ребенка практически нет родного языка. Национальный язык ребенок не освоил в полной мере для свободного общения на нем, а новый, русский, осваивает в двух языковых средах: русскоязычной - в группе детского сада, и «русско-национальной»- дома и в своей диаспоре.

Фактически, обучая малыша языку в стенах детского сада, где он проводит большую часть времени, «погружая» его в русскоязычную среду, мы учим его не только решать повседневные коммуникативные задачи, но и думать на русском языке.

Так, например, расширяя словарь ребенка, мы предлагаем ему для запоминания названия предметов и явлений, не только ему известных, но и тех, с которыми ребенок ранее не сталкивался, и для которых у него не было слов в своем национальном языке. При этом ребенок осваивает лексику путем, естественным для родного языка: он получает единственное слово для обозначения этого предмета, а не перевод слова с национального языка на русский.

Постепенно с увеличением лексикона и расширением представлений ребенка об окружающем мире русский язык выходит на первое место в коммуникации ребенка.

Дошкольный возраст, когда у ребенка происходит знакомство с окружающим миром и формируются языковые навыки, когда язык осваивается интуитивно, подсознательно усваивается грамматический строй языка, - наиболее благоприятный и ответственный период для нашей работы.

Особенности работы при обучении русскому языку ребенка дошкольного возраста проистекают из условий среды, в которой он находится. В нашем случае это смешанная группа детей старшего возраста массового детского сада.

Преимуществами такого обучения являются:

- постоянное нахождение в русскоязычной среде: аудирование и говорение;

- высокая мотивация ребенка к изучению русского языка: психологическая потребность и готовность ребенка к коммуникации;

- возможность моделирования социально-значимых для ребенка ситуаций;

- использование игры, как основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста, для закрепления полученных на специальных занятиях знаний.

Для подробной разработки нами была выбрана тема «Магазин. Я в магазине».

С учетом методики преподавания русского языка как иностранного «Уроки русской речи», автором которой является О. Н. Каленкова, нами были разработаны конспекты семи аудиторных занятий для дошкольников-детей мигрантов. Они были одобрены автором методики и рекомендованы для практического использования.

Специальные занятия для группы дошкольников носят практическую направленность, имеют своей целью формирование коммуникативной компетенции в учебных и бытовых ситуациях. Включенный в занятия лексический материал сгруппирован по ситуативному признаку. Учитываются психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста, их способность к усвоению новой информации.

Со своей стороны при планировании занятия мы внесли дополнения в методику проведения занятий, а именно:

Каждое занятие делится на две части, или два урока:

Урок 1 предполагает работу за столом и у демонстрационной доски с наглядным дидактическим материалом.

Цель первого урока: знакомство с новым языковым материалом и его усвоение, т.е. формирование умения его употреблять к месту и в правильном значении.

Дети усваивают семантику новых слов, учатся пользоваться правильно оформленной клишированной фразой, включающей новые слова.

Фразы по своему содержанию отражают намерение, вопрос, выражение согласия и несогласия, сообщение о факте, просьбу и благодарность, и т.д.

При этом используются знакомые ребенку виды упражнений:

- назови, что это? Проговаривание новых слов хором и индивидуально.

- покажи/ выбери нужную картинку. Индивидуально.

- «путаница» (исправление ошибок, намеренно допускаемых учителем)

- диалоги по схеме «учитель-ребенок», «ребенок-учитель», «ребенок-ребенок».

- произнесение клишированных фраз по цепочке всеми детьми.

- моделирование ситуации на демонстрационной доске с составлением последовательного рассказа с опорой на схему из иллюстраций, и др.

Второй урок проводится во второй половине дня и проходит в виде сюжетно-ролевой игры, экскурсии, занятия по рисованию и т.д.

Цель второго урока: сформировать навык пользования новым языковым материалом в игровой и реальной ситуации, формирование психологической готовности и навыка активного и корректного общения на русском языке.

Второй урок проводится совместно с русскоговорящими детьми в игровой комнате или зоне группы с использованием игрового оборудования, игрушек, муляжей и т.д.

Важным моментом, на наш взгляд, является подбор иллюстративного дидактического материала для проведения занятия. По нашим наблюдениям, чем ближе к реальности представлено изображение предметов, тем легче происходит семантизация новых слов.В идеале оптимальным иллюстративным материалом могли бы служить фотографии, обработанные в компьютерной программе.

В своих уроках мы использовали наборы предметных картинок, выполненных по методике Зайцева, иллюстративный материал к пособию О. А. Безруковой «Слова родного языка», сюжетные картинки из пособия Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой «Развитие речи дошкольника, а также рекламные проспекты продуктовых магазинов.

В обучении предполагается выполнение домашнего задания в тетради:

- вырезать и наклеить в тетрадь картинки с изображением предметов;

- обвести контуры предметов (вклейки-заготовки) ;

- дорисовать недостающие части предметов (вклейки-заготовки)

- нарисовать и раскрасить предметы (используются шаблоны и трафареты) и т.д.

Источник LogoPortal.ru

Уроки по русскому языку для дошкольников:

Уроки по русскому языку для дошкольников:0 Комментарии

Веснушка попробовала пропеть звук «К», но у неё ничего не получилось. А почему?Цикл образовательных программ для детей дошкольного возраста Зачем изучать язык, который мы, казалось бы, и так знаем? На этот вопрос ответит на уроках Василиса, учительница русского языка.

Оказывается, узнавать родной язык очень интересно! А начинается он с букв — у каждой свой характер, Обучающие мультфильмы, Уроки по русскому языку для дошкольников:0 Комментарии

Попробуйте вместе с Коксиком, Шуней и Веснушкой решить один очень непростой ребус Цикл образовательных программ для детей дошкольного возраста Зачем изучать язык, который мы, казалось бы, и так знаем? На этот вопрос ответит на уроках Василиса, учительница русского языка. Оказывается, узнавать родной язык очень интересно! А начинается он с букв — у каждой свой характер,

Подробней xn----8sbfmmmf5cld8b.xn--p1ai

  1. Игры, используемые на занятиях.------------------- 13
  2. Используемая литература.--------------------------- 23
  1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
  5. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
  6. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в общеобразовательных учреждениях. (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16) .
  7. Должностная инструкция классного руководителя.
  8. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Введение.

Правовыми основами развития и функционирования дошкольного и начального образования в России явля ются документы, принятые международными организа циями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка) , а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании») . Для концеп ции непрерывного образования особенно важны следую щие положения этих документов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальнос ти каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Демократические преобразования в российском об ществе привели к серьезным изменениям в системе до школьного и начального школьного образования, кото рые коснулись как организационной, так и содержатель ной стороны этих ступеней образования.

Пояснительная записка по курсу

Актуальность.

Хорошее знание русского языка является основой успешного обучения детей в школе.

Практическое овладение русским языком невозможно без знания определенного количества слов. Следовательно, при первоначальном обучении дошкольников русской речи одно из главных мест занимает словарная работа. Задачами словарной работы является накопление запаса слов, усвоение новых значений известных слов, законов их сочетаемости, формирование навыков употребления их в речи.

Богатство словаря – признак развития человека, поэтому работе над словарем придается большое значение.

Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, а также усвоить правила их использования в речи.

Слово – основная единица языка. В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем оформлении.

Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или несколько языков. Для каждого языка усваиваются фонетика, словарь, правила составления предложений. Все, что выучил ребенок в период дошкольного детства, он запомнит на всю жизнь.

Курс «Дошкольнику - русский язык» предназначен для дошкольников и рассчитан на 24 часа.

Режим занятий:Занятия организованы по два часа в неделю (с марта по май) .

Социальная цель— обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель— развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа «Дошкольнику – русский язык» построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

  1. реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  2. учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
  3. сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  4. обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  5. обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

Раздел русский язык обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Подготовка к обучению грамоте

Дать представление о структуре речи: звуках, буквах, предложении. Дать понятие звук и буква, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие звуки.

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова.

Обучать делению на слоги, учить составлять слова из слогов. Дать понятие ударения. Подготовка руки к письму.

Основные принципы организации занятий:

  1. Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
  2. Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
  3. Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Формы контроля:

  1. Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;
  2. Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;
  3. Результаты выполнения диагностических заданий.
  1. выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  2. материалы для оформления и творчества детей,
  3. наличие канцелярских принадлежностей,

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Презентация для дошкольников звуки и буквы

    «Сказка о живых звуках и буквах». Фонетика для дошкольников Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке. Таким языком для реб...

  • Программа английского языка для дошкольников

    Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет) Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особе...

  • Задания по грамоте для дошкольников

    Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи, дифферен...

  • Английский язык для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Рассказы по картинкам для дошкольников

    Составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием методов технологии ТРИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №587...

  • Английский для дошкольников

    Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет) Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особе...

  • Карточки по развитию речи для дошкольников

    Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста. Речь ребёнка – это показатель...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Чтение по слогам для дошкольников

    Учимся читать по слогам - обучению чтению по слогам | Скачать бесплатно Опубликовано 25.04.2013 18:33 | Автор: administrator | Просмотров: 9463Рейтинг: Отлично Представленное Вашему вниманию учеб...

  • Раздаточный материал для дошкольников

    Раздаточный материал для дошкольников своими руками Как использовать: Используется для развития мелкой моторики, составления узоров, орнаментов, счёта, закрепления цвета, развития логического мыш...

  • Коррекционно развивающие занятия для дошкольников

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников «Играем, познаем мир, развиваемся» Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы детей старшего д...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Пословицы и поговорки для дошкольников

    Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богат...