Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Характеристика сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет

– главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет са-мой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры

– это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

Для ребенка

роль

– это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать, так ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли: ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры; знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность. Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

[/b]

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе.

Термин

«руководство игрой»

обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента. Для перехода игры на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости от уровня развития игры на данном этапе. Содержание работы по всем компонентам руководства игрой направлено на постепенное усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета, взаимоотношений детей и их самостоятельности в игре.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят

задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и от-дельных детей.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте используются следующие приемы:

Приемы прямого руководств

а.

- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

.

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;

- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;

- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с получен-ными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их по-следовательность, спланировать ход игры, последовательность действий;

- распределить роли, согласовать замысел;

- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

- наблюдение за игрой детей;

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности) ;

- создать игровую ситуацию;

- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .

Таким образом, к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

В сюжетно – ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т. д.) . В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.) . Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью.

Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

www.maam.ru

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить.

В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления, которая определяет не только нравственную ценность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Возможным выходом в данной ситуации, на мой взгляд, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно – ролевую игру

Существуют основные принципы обучения сюжетно – ролевой игре.

Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.

Второй принцип организации сюжетной игры - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.

В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой:

• Подготовительный (обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, во время чтения художественной литературы, бесед, просмотра мультимедийных презентаций; создание предметно-развивающей среды) .

• Основной (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов и т. д.) .

Этапы сюжетно-ролевои игры должны постепенно ввести ребенка в роль, помочь ему скоординировать свои деиствия, осуществить игровое общение с другими детьми и привести к разрешению игровои ситуации. Полученный эмоциональныи опыт в ходе взаимодействия и является главнои целью сюжетно-ролевои игры.

Наблюдая за детьми во время их общения, мною было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств. В совместной деятельности, возникали трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей – лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я сделала вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью, неумением уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Я хочу вам представить опыт и результат моей работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».

Учитывая практическую значимость выбранной темы, была определена цель:

формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх в психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать диагностический материал по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

3. Разработать проект педагогической технологии формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

4. Разработать и внедрить программу «Играй-ка».

Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх между детьми, был подобран диагностический материал.

С целью выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх было проведено первичное обследование.

Выявление уровня развития конфликтного поведения старших дошкольников осуществлялось на основе выделенных показателей:

• социометрический статус ребенка в группе сверстников, с использованием социометрической методики «Капитан корабля» (Романов А. А) .

• проявление отклонений в поведении детей в процессе игры - методика «Наблюдение в игре» (Анжарова А. И.) .

• отношение ребенка к конфликтной ситуации с использованием проективной методики «Картинки» (Калинина Р. Р)

Анализ высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 2 детей (17 %) имеют статус «отверженного», 2 детей (17%) - статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

В обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» - 7 детей (58%, которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.

Среди популярных детей в коллективе выявлен 1 ребенок (8%). Сверстники характеризовали его следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает»

Результаты социометрического обследования показали, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым.

Наблюдение показало, что конфликтные ситуации в процессе игры возникают довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными.

Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах, нежели самостоятельные действия: вербальная реакция и продуктивный способ решения конфликта.

Это подтвердило в необходимости организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

По итогам обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы.

Это вызвало необходимость создания проекта педагогической технологии по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Данная технология строилась с учетом образовательной программы.

I блок носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия.

II блок называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.

Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.

III блок - «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей.

IV блок носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.

V блок – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу.

Второе направление системы работы – просветительская работа. Она включает два блока: работу с педагогами и работу с родителями.

С целью формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре была разработана программа «Играй-ка», которая позволила удовлетворить запросы родителей и в большей степени учесть индивидуальные склонности ребенка.

В программе «Играй-ка» содержание и тематика различных сюжетно-ролевых игр представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса.

Содержательная часть программы состоит из трех частей: «Бытовые игры», «Производственные игры», «Общественные игры».

Сначала был подобран игровой материал. Была проведена подготовка к играм-занятиям. Проводились беседы. Между детьми были распределены игровые роли: мама, папа, сестры, врач, продавец, учительница, таксист. После чего совместно с детьми разыгрывались игровые ситуации.

Итог подводился по методике Т. А. Владимировой «Критерии и показатели положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».

По результатам проведенной работы и обследования могу сказать, что дети стали принимать участие в совместной игре, организованной товарищем; играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; разговаривать спокойно, вежливо просить, предлагать товарищу свою игрушку, уступать роль, оказывать помощь; проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.

Я считаю, что сюжетно – ролевая игра является эффективным средством в формировании положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

www.maam.ru

Играя-учимся (сюжетно-ролевая игра)

Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить.

А. М. Горький.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны по содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.

За основу в своей работе беру «От рождения до школы» под редакцией, Н. Вераксы, Т. Комаровой, М. А. Васильевой

Нами оформлены центры для игр «Поликлиника», «Детский магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, в изготовлении, которых оказывают помощь родители.

Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.

В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно- неправильно, ибо к игре они не применимы.

В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

У детей нашей группы появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми в нашей группе, я обогащаю содержание игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я использую косвенные приёмы руководства: обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях я сначала помогаю детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно перехожу к углублению содержания других.

Также я использую разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю детей обдумывать содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом я использую короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т. д.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны.

У дошкольников средней группы развивается содержание игры. В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх старшего дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т. е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.

Я считаю, что одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развёртывать новые разнообразные сюжеты игры, является совместная игра воспитателя с детьми.

Организуя игры с детьми среднего дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Периодически предлагаю новую тему игры, при этом не навязываю сюжет детям, а стараюсь лишь возбудить интерес. Играя с детьми, замечаю изменения в их настроении, поведении и самочувствии.

Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.

www.maam.ru

Сюжетно-ролевая игра и её особенности

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность?

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. И фа — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ре-бенкл становится недостаточно заменять отношения игре;:. вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

6. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помошью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте»

Консультация для родителей.

«Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте»

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социального развития ребенка. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность. Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности.

Во все времена для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности - игра. Психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Т. Е. Конникова, Д. В. Менджерицкая, Р. М. Римбург, Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванова и другие) называли дошкольный возраст возрастом игры. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой.

Игра – это самое чистое и самое духовное проявление человека, она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.

Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Многие взрослые думают, что вся деятельность ребенка в первые годы жизни заключается в том, что он ест, спит, бегает без толку, забавляется. Это представление неверно. Дитя человеческое тем отличается от любого, даже самого смышленого детеныша животного, что оно рано начинает пытливо вглядываться во все его окружающее, прислушиваться. Оно рано начинает задумываться, задавать вопросы, требовать ответа или самому давать себе незатейливые ответы. Вокруг ребенка идет жизнь взрослых с ее суетой, сменой радости и печали, с ее трудом, заботами, успехами, неудачами. Эта жизнь в большей своей части непонятна ребенку, недоступна ему. А между тем и ребенок, как взрослый, стремится жить разнообразной жизнью, многое перечувствовать, многое самому пережить, о многом думать. И он не только стремится, но и может жить такой разнообразной жизнью. И только такая жизнь полна для ребенка, интересна, доставляет ему счастье, создает в нем радостное чувство наслаждения жизнью.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу. Например, в игре «Дочки-матери» можно объединить несколько ролевых игр. Очень важны время и место действия. Как и в обычной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предлагаю я, но в процессе игры что-то может измениться. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама едет на машине на работу, дома хозяйничает «бабушка». Вечером они собираются, пьют чай, беседуют и все вместе едут на автобусе в театр. В театре садятся в зрительном зале, а на сцене дети поют, читают стихи, показывают сказочное представление. Когда концерт заканчивается, все идут домой, ужинают, готовятся к следующему дню. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов. В такую игру мы можем играть не один день, мы ее растягиваем на два или даже три дня, а затем можем начать все с начала, но дети меняются ролями.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме») .

Для того, чтобы сюжетно ролевая игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью использую дидактические игры. В них содержится комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи. С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы…

Чем можно помочь неконтактному ребёнку?

Играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в её рамках.

Если дети не принимают его в свой коллектив – придумать другую игру, где он будет более успешен, и пригласить, остальных играть, вместе. При этом важно не вломиться в уже существующую игру, где ваш ребёнок не пришёлся ко двору, а именно организовать новую требующую соблюдения чётких правил, уже знакомых вашему ребёнку. Как ни странно, чёткая и конкретная организация игр с правилами помогает ребёнку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для «игровых» детей, привыкших именно к ней.

Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный «свод законов» и правил лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.

Кроме спортивных игр, это могут быть любые другие виды детской деятельности, в которых ваш «неудачник» компетентен и успешен. Может, он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения «чуть-чуть покрасить» (вспомните Тома Сойера с его забором). Не может сам рисовать – рисуйте вместе, но подчёркивайте всё время (и даже утрированно) ведущую роль ребёнка в этом процессе.

А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее уважение можно легко.

А, в крайнем случае, можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор, только придётся следить, чтобы вашего ребёнка «не затирали», а игрушки не отнимали.

Главное – не оставляйте ребёнка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво. При этом важно помнить, что нет необходимости сразу же «внедряться» в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта вашего ребёнка с одним – двумя сверстниками.

Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: «У меня есть друг». А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту. Если этой «свиты» нет, то и «король» чувствует себя уже не у дел, ему скучно, а занимать сам себя он не умеет.

В принципе любого ребёнка надо учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной игры и вне игровых видов деятельности, и одновременно помогать ему, овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что вашего ребёнка не принимают в игры, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно здороваются или вовсе игнорируют его робкое «здравствуй», то пора (и давно пора) брать дело в свои руки.

Ранняя невротизация у детей с ослабленной нервной системой во многих случаях является результатом их социальной изолированности. И если сам ребёнок не в состоянии найти себе друга (или друзей, полноправно участвовать в играх и других видах детской деятельности, то без помощи родителей положение будет только ухудшаться. Поэтому необходимо обеспечить ребёнку круг общения, причём именно детский. Если в старой компании, где его все знают, добиться признания и уважение бывшему «изгою» почти невозможно – значит, нужно искать другую компанию. Запишите его в кружки (выбирая те, где ваш ребёнок будет на высоте, гуляйте в другом месте. В самом крайнем случае переведите его в другую группу в детском саду или смените школу. Но это крайняя мера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста (а иногда и старше) переносят такие перемены очень тяжело, и идти на это можно, только если физическому и психическому благополучию ребёнка что-то серьёзно угрожает, например, его не просто не принимают в игры, но постоянно бьют и унижают. Несмотря на своё незавидное положение в коллективе, эти дети всегда опасаются, что в новом месте будет ещё хуже ведь они социально некомпетентны, обычно очень тревожны и склонны к тяжёлым эмоциональным реакциям, что чревато уже настоящим неврозом.

Задача родителей – обеспечить ребёнку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми (очень часто таким детям гораздо легче подружиться с младшими и почувствовать в себе силу и уверенность хотя бы на их фоне). А главное помните, эта задача разрешима, и чем раньше начать её решать, тем легче она окажется.

www.maam.ru

что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Все игровые центры должны быть расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно нескольким группам, а в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Сл. 15. Центр сюжетно - ролевой игры.

В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного, игрового уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке пред­метов, которые дети могли бы использовать в роли заменителей.

Сл. 16. Центр строительно-конструктивных игр.

В котором размещены строительный материал, конструкторы, позволяющие проводить такие игры, как «Автобус», «Поезд», «Корабль» и др..

Сл. 17. Центр науки.

Куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.

Сл. 18. Центр книги.

Куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к обучению в школе.

Сл. 19.Центр театрализованных игр.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Использование разных видов театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желание попробовать себя в разных ролях, воспитание артистических качеств.

Сл. 20. Таким образом: игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Поэтому столь актуальна для до­школьной педагогики проблема использования игры в целях все­стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Сл. 21. Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.

и хочется закончить словами Шмакова Сталя Анатольевича

«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»

«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

С. А. Шмаков.

Сл. 22 Список использованной литературы

1. Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» – М., Просвящение, 1981г., 80с.

2. Григорьева Г., Ильичева Е. «Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников».// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 4.

3. Зворыгина Е. В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.

4. Зворыгина Е. В. «Первые сюжетные игры малышей». М.:Просвещение, 2008.

5. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М: Айрис-пресс.

6. Карпюк Г. А. «Делимся опытом» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - декабрь 2007. - № 6.

7. Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». М.:Академия, 2009.

8. Краснощекова Н. В. «Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста» – Ростов -на -дону, Феникс, 2008г., 251с.

9. Манина И. «Наши помощники - игры».// Ребенок в детском саду. - 2007.-№4. -с. 72.

10. Мендженицкая Н. В. «Воспитание о детской игре» – М., Просвящение, 1982г., 128с.

11. Михаиленко Н., Короткова Н. «Формирование сюжетной игры у детей четвертого года жизни».// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - с. 12-19.

12. Недоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности».// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 4.

13. Ю. Палагина Н «Третий год жизни: развитие игры».// Дошкольное воспитание. - 1990. - № 3. -

14. «Психология и педагогика игры дошкольника»./ Под ред. Запорожца А. В., Усовой АЛ.-М., 1966.

15. Турыгина СВ., Кугач А. Н. «Игра - понятие многогранное» // Детский досуг. - 2007. - № 2. - с. 83-85.

16. Ушинский К. Д. «Собрание сочинений». - М, 1950. - т. 10

17. Фьюэлл P.P., Вэдэзи П. Ф. «Обучение через игру (7-9 месяцев) » // Дошкольная педагогика. - январь-февраль 2004.

18. Хейзинга И. «Человек, играющий в тени завтрашнего дня». - М., 1992.

19. Эльконин Д. Б. «Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры».// Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. - М., 1981.

20. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., 1978.

21. Юрова Л. А. «Играть - развивая, развивать - играя» // Дошкольная педагогика. - ноябрь-декабрь 2004. - № 6(21) .

Сл. 23 спасибо за внимание!

Читать далее nsportal.ru

«Сюжетно-ролевая игра старшего дошкольного возраста»

План

1. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.

2. Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду.

3. Роль сюжетно-ролевых игр в развитии детей.

4. Описание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

5. Список литературы.

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирования поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Н. К. Крупская писала: « Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает первые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное важное значение, если принят во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение обжей цели.

Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, сюжетно - дидактические которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В последнее время в дошкольных учреждениях воспитатели стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд.

Особое место в жизни детей занимают театрализованные игры. Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры: в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества.

Учитывая это, воспитатели создают все необходимые условия для проявления и развития у детей художественных способностей.

Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников.

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа.

Содержанием детских игр становится не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний

Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитание ребенка в игре. Единственно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнять только «хорошая» игра.

Можно выделять ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого) ; содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнять роль взрослого любой профессии) ; проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов) .

Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передают детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представлять изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуются помощь воспитателя.

Осуждения содержания игры, хода развития, распределение ролей- первый этап игры (предварительное осуждение) . Так, как дети хотят играть в « путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш « теплоход?» Дети начинают спорить: один говорит - в Москву, другие - на север.

Сережа предлагает - по Днепру в Киев. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.

В старших группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит прежде всего от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное осуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей) , который назначает, кем будет каждый участник.

В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры:

- «маме» - посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник»,

- «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей.

Такие советы обогащают содержание игры.

Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли даёт возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.

Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование.

Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлениях и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе используются различные формы занятий: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепка, рисование, оформление тематических альбомов.

Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «колхоз», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство»

Содержательнее становятся игры в «семью», «детский сад» и другие, в которые играют дети средней группы. Однако сюжеты их значительно усложняются. Приводим план работы по теме «Детский сад» для старших дошкольников, реализация которого является перед посылкой для развития и углубления этой типичной игры детей дошкольного возраста.

Программное содержание

Вид и характер деятельности

Расширить знание детей о работе медсестры и врача детского сада. Воспитывать интерес и уважение к их труду.

Способствовать развитию умения детей применять полученные знания в игре.

Уточнить знания детей о труде прачке. Воспитывать уважение к её труду. Вызвать желание содержать в порядке и чистоте одежду кукол.

Углублять знания детей о труде повара. Воспитывать уважение к его труду. Вызвать у детей желание сделать другим полезное и приятное.

Уточнить и обобщить знание детей о работниках детского сада (дворника, прачки, повара, и др) . Развивать у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желание оказать им посильную помощь. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Экскурсия в кабинет врача.

Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение (в вечернее время) рассказа А. Кардашовой «Наш доктор».

Наблюдение труда прачки. Организация труда детей (в Вечерние время) -стирка кукольного белья.

Экскурсия на кухню. Провести занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка (в вечернее время) продуктов для игры в «повара».

Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».

В приведенном ниже описании длительной игры в «детский сад» находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.

… Валя провела с куклами зарядку, затем посадила их завтракать: « Давайте быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».

После завтрака « врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривала детей.

Даша: « У Алины есть хрипы. Положите ее в постель и вызовите бабушку».

Маша «воспитательница» пошла звонить по телефону: « Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада».

Аня как « заведующая» детским садом, обращаясь к Вале, говорит: « У меня тоже ребенок заболел, вчера температура была 38,5. А у меня так много работы».

Валя тут же дает ответ: « У меня тоже дочка вчера заболела, голова была очень горячая, а дома никого не было. Завтра отнесу ее к сестре». Затем пошла в кабинет к «врачу», там продолжался осмотр детей.

Вот Катя заплакала, а « врач» говорит: « Не плачь, маленькая, тебе не будет больно».

После медицинского осмотра « дети» пошли на «музыкальное занятие». Через некоторое время к играющим подошел Дима и спросил у «заведующей»: « Можно мне поиграть в детский сад с вами?».

Аня: «Ты будешь дядей Мишей, иди отремонтируй краны, потому что все время течет вода».

Дима направился к противоположной стене комнаты и, взяв кубик, стал «чинить» кран».

Одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Как показывает исследование А. А. Анциферовой, сюжет игр типа «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», « Мамин праздник», « Праздник в семье», «День рождения куклы» является основной формирования ценных нравственных чувств (гуманность, любовь, сочувствие и др.» Например , одна из любимых игр детей « как будто мамы нет дома».

Стасик. Я – дедушка. Я на работу пошел. У нас там ясли строятся.

Вадим. Давай отнесем Алину в ясли.

Ваня. А кто с ней будет?

Стасик. Воспитатель. ( Берет куклу Алину и передает ее воспитателю, а через некоторое время забирает куклу) .

Стасик. Уже вечер. Скоро мама придет с работы.

Вадим. Ты принес Алину? Будем сейчас ужинать.

Ваня. У меня уже все готово, давайте ужин Алине (ставит на стол тарелку с едой) .

Все поели, благодарят дедушку: « спасибо. Дедушка!»

Стасик. Я в магазин пойду, что-то куплю Алине.

Ваня. Выключи телевизор, дочке спать пора.

Большой интерес и в старшем дошкольном возрасте дети проявляют к играм « Путешествие по реке (озеру, морю и др.) »

Зоопарк.

Игра начинается с постройки зоопарка. Одна группа детей занимается строительством клеток, бассейна, кухни, кабинета для ветеринарного врача; другая – в разных местах групповой комнаты сооружает заповедники, уголок пустыни, Северного полюса, тайги т. д. строят дружно, с большим интересом, ведя оживление разговоры: сколько зверей можно разместить в зоопарке?

Кто из них самый сильный? Как спит лошадь? Какие животные самые интересные? и др.

Когда все готово приему необычных гостей, проводники получают от директора зоопарка путевые листы с указанием маршрута путешествия и количества необходимых для зоопарка животных.

Директор (Коля) . Товарищи проводники, вы куда поедете за животными?

Женя. Я – в пустыню за верблюдами.

Максим. А я за медведями, в тайгу.

Миша. Я – в черное море за дельфином.

Директор. Подает мальчикам путевые листы.

Директор. Один из вас пусть отловит для зоопарка верблюда, а другой будет ловить медведей.

Проводники выбирают соответствующий вид транспорта и разъезжаются в разные заповедники: один за верблюдами в пустыню поездом, а другой – за медведями в тайгу самолетом, третий – за дельфином в черное море на пароходе.

А в зоопарке дети продолжают трудиться. Все готовятся к встрече животных: рабочие устраивают клетки, моют пол, повара продумывают дневной рацион питания, врач готовит лекарства.

Вскоре к зоопарку подъезжают проводники Женя и Максим. Их встречают директор зоопарка и врач. Врач Полина осматривает животных и с удовольствием сообщает, что они здоровы и их можно впустить в зоопарк.

Расспросив о путешествии и самочувствии животных, директор спрашивает, уточняет сколько зверей привезли.

Директор. Вы – хорошие проводники. Теперь животных нужно разместить и покормить.

Максим размещает медведей в прохладную клетку, а Женя устраивает верблюдов на одной из солнечных площадок зоопарка. Затем они просят рабочих покормить животных, а сами отправляются отдыхать перед новым рейсом.

Дети играю долго, с большим удовольствием и интересом. Каждый занят своим делом: кто моет клетки, кто выводит зверей гулять, кто организует экскурсию для малышей и т. д. играют дети до тех пор, пока не закрывается на «санитарный день».

Игра в « Зоопарк» становится для детей увлекательной коллективной деятельностью. Воспитатель поддерживает эту игру и помогает играющим развивать ее содержание. Появляются новые роли (экскурсовод, электрик, дрессировщик и др.) .

Известно, что труд людей на реке является типичным для многих городов нашей страны. Поэтому ознакомление детей с рекой в старшем дошкольном возрасте даёт возможность показать связь труда речников родного края с трудом людей разных профессий. Доступность наблюдения этого труда даёт возможность детям представить и сам процесс труда, и взаимоотношения в нём взрослых.

Роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях речников. Работа в старшей и подготовительной группах проводилась по приведённому ниже плану.

Ознакомление

Подробней на сайте dohcolonoc.ru

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

(ДОКЛАД)

Воспитатель: Морозова Т. М.

Пгт. Промышленная, 2010

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны по содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр.

Вашему вниманию представляется классификация С. Л. Новоселовой.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры– эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник»,»дни рождения» (большое место уделяется кукле)
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль)
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.
  • Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу) .

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возрастаотличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку – уложил спать; снова покормил – и снова уложил спать.

Однако на границе третьего и четвертого года жизниигры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта из литературных произведений.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры.

Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить.

Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – врач, я – мама, я – шофер. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь ввиду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу.

Необходимо отметить, что воспитатель на всем протяжении становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя игры. В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • Подготовительный(обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулок, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, телепередач, создание предметно-развивающей среды) .
  • Основной (начало, ход, конец игры) . Используются косвенные и прямые приемы руководства (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов т.д.) .

В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Список использованной литературы

1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Использованные материалы

1. Аптина Н. А. Игровая деятельность дошкольников, презентация, 2009 г.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

    Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...

  • Диагностика игры детей дошкольного возраста

    Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...

  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея...

  • Классификация игр детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста игры

    Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является созда...

  • Сюжетно ролевые игры для дошкольников

    Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук» Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном тр...

  • Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи:...

  • Условия развития игры в дошкольном возрасте

    Условия и способы развития сюжетно — ролевой игры у дошкольников. Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период разв...

  • Игра как вид деятельности в дошкольном возрасте

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее дост...

  • Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

    Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойст...