Социализация детей дошкольного возраста

«Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи» (продолжение)

Начало

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых благоприятных социальных условий для полноценного развития ребенка. Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности.

Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Технология описания опыта

Работая над проблемой по социализации дошкольников, я сделала вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.

Для решения этой проблемы была выбрана цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.

Мною были определены следующие задачи:

• Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.

• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

• Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

Согласно задачам были определены параметры сформированности социализации детей дошкольного возраста и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.

В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:

• неуважительное отношение к именам сверстников;

• неумение отстаивать свою точку зрения;

• незнание детьми своих прав;

• неумение вести себя в конфликтной ситуации;

• неумение давать оценку своим поступкам;

• неуважение к результатам труда людей;

• непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений.

Методика «Детский сад» целью, которой является проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада, показала:

Исходный уровень психологической комфортности

пребывания детей в группе детского сада методика «Детский сад»

Проанализировав Методику «Детский сад» (приложение№1, можно сделать вывод, что дети и родители нуждаются в помощи. И выявление наличие этих проблем, позволило мне взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми.

Методика «Рисунок семьи» целью, которой является: выявление особенностей внутрисемейных отношений; отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие их и своей роли в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

начало года конец года

Исходный уровень психологической комфортности

пребывания детей в группе детского сада методика «Рисунок семьи»

Мною был составлен перспективный план мероприятий, в котором последовательно определили этапы работы с детьми.

Мы начали свою работу с НОД (непосредственной образовательной деятельности) «Детский сад – наш дом». Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры) ; воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе отношение детей друг к другу называть друг друга ласково, нежно, развивать положительные эмоции у детей. Перед занятием была проведена предварительная работа, которая включала в себя: тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара) ; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад».

В процессе проведения образовательной деятельности воспитывали уважение к труду взрослых, формировали положительное отношение к детскому саду, объясняли детям, что друг к другу следует относиться по доброму, называть друг друга ласково. Использовали: игровое упражнение «Составь семью». Детям предлагались фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей из которых нужно было составить семейное фото; проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказать о ней, но и эмоционально прожить ее. НОД «Дружная семейка», было продолжением предыдущего.

Во время формирующего этапа, я проводила работу и с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.

Основными формами работы детского сада и семьи я выбрала как традиционные формы работы:

• консультации,

• анкетирование,

• родительские собрания,

• беседы.

Так и нетрадиционные формы:

• совместные досуги, праздники,

• участие родителей в выставках,

• организация дней открытых дверей.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как

совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При их подготовке таких мероприятий родители задействованы практически во всех этапах подготовки:

• обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

• помощи в разработке сценария;

• разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

• помощи в оформлении помещения;

• пошиве праздничных костюмов;

• подготовке отдельных номеров;

• изготовлении сюрпризов и подарков и т. д.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей,

детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результативность опыта показала, что при повторном обследовании детей по методике «Детский сад», автора Немова Р. С. и методике «Рисунок семьи» и проделанной работы, в начале года дети были, не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду, были проблемы у родителей с детьми, дети вели себя агрессивно по отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы поведение детей изменилось. Дети стали больше доверять друг другу и воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам. Полученные данные после анализа методики, мы сравнили с предыдущими и отобразили в диаграммах.

Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказала положительный эффект и родители стали самостоятельно сотрудничать с детским садом, появилось доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.

Результаты исследования я отобразила следующим образом: В 2008-2009 году 38% детей имели низкий уровень, 29% средний уровень, и 33% высокий уровень, в 2009-2010году показатель низкого уровня снизился и стал 22%, повысился средний уровень 32%, и высокий 43%, спустя проделанной работы результаты исследования значительно улучшились и так в 2010-2011 году низкий уровень составил 5%, средний уровень вырос до 39%, а высокий составляет 62%.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы по социализации детей показал, что главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.

Библиографический список.

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1985. – 238 с.

2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. –376 с.

4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с. 46 –51.

5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как нау-читься понимать своего ребенка. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2004.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. С. 398-464.

7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Издательство Владос-пресс, 2005

8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.

9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4. – С. 27-39.

10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004.

11. Гуров В. Н. Семья в системе формирования современной личности. // Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 29-40.

12. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С. 119

13. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.

14. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1986.

15. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. П. Елисеева; - Мн. : Лексис, 2004.

www.maam.ru

Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности.

Социализация детей дошкольного возраста в системе ФГОС ДО

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС) , социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда.

Основные аспекты социализации

Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Включает в себя два основных аспекта:

  • усвоение социального опыта индивидом за счет вхождения его в социальную систему общественных связей;
  • активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.

Структура социализации

Говоря о социализации, мы имеем дело с определенным переходом социального опыта в ценности и установки конкретного субъекта. Причем сам индивид выступает в качестве активного субъекта восприятия и применения данного опыта.

К основным компонентам социализации принято относить передачу культурных норм посредством социальных институтов (семья, школа и т.д.) , а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.

Деятельностный аспект

В концепции А. Н. Леонтьева деятельность в психологии представляет собой активное взаимодействие индивида с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя тем самым свои потребности. Виды деятельности принято различать по нескольким признакам: способам осуществления, форме, эмоциональной напряженности, физиологическим механизмам и др.

Основным же отличием между разными видами деятельности является специфика предмета, на который направлен тот или иной вид деятельности. Предмет деятельности может выступать как в материальной, так и в идеальной форме.

При этом за каждым данным предметом стоит определенная потребность. Также следует отметить, что ни один вид деятельности не может существовать без мотива. Немотивированная деятельность, с точки зрения А. Н. Леонтьева, является условным понятием.

В реальности мотив все равно имеет место, однако он может носить латентный характер.

Основу любой деятельности составляют отдельные действия (процессы, определяемые сознательной целью) .

Сфера общения

Сфера общения и сфера деятельности тесно связаны между собой. В отдельных психологических концепциях общение рассматривается в качестве стороны деятельности.

Одновременно с этим деятельность может выступать в качестве условия, при котором может осуществляться процесс общения. Процесс расширения общения индивида происходит в ходе увеличения его контактов с окружающими. Данные контакты, в свою очередь, могут устанавливаться в процессе выполнения тех или иных совместных действий - то есть в процессе деятельности.

Уровень контактов в процессе социализации индивида определяется его индивидуально-психологическими характеристиками. Значимую роль здесь также играет возрастная специфика субъекта общения. Углубление общения осуществляется в процессе его децентрации (переход от монологической формы к диалогической) . Индивид учится ориентироваться на своего партнера, на более точное его восприятие и оценку.

Сфера самосознания

Третья сфера социализации, самосознание личности, формируется посредством становления его Я-образов. Экспериментально было установлено, что Я-образы возникают у индивида не сразу, а формируются в процессе его жизнедеятельности под воздействием различных социальных факторов. Структура Я-индивида включает в себя три основных компонента: знание себя (познавательный компонент) , оценка себя (эмоциональный) , отношение к себе (поведенческий) .

Самосознание определяет понимание личностью себя как некой целостности, осознание собственной идентичности. Развитие самосознания в ходе социализации является контролируемым процессом, осуществляемым в процессе приобретения социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Таким образом, развитие самосознания не может проходить вне деятельности, в которой постоянно осуществляется трансформация представлений личности о себе в соответствии с представлением, складывающимся в глазах других.

Процесс социализации, таким образом, должен рассматриваться с точки зрения единства всех трех сфер - как деятельности, так и общения и самосознания.

Особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.) . Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.

Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для детей дошкольного возраста включает в себя следующие параметры:

  • уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
  • уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
  • уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
  • уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
  • уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях) ;
  • уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание) .

Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.

Высокий уровень, соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника. Также положительный эффект имеют занятия по социально-коммуникативному развитию ребенка.

Средний уровень, определяющий социально-коммуникативное развитие, отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

В свою очередь, социально-коммуникативное развитие дошкольников с низким уровнем выраженности по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и образовательного учреждения.

Социально-коммуникативная компетентность ребенка

Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта:

  1. Социальный - соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей.
  2. Коммуникативный - умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

Модульная система в формировании социально-коммуникативной компетентности

Социально-коммуникативное развитие в рамках образовательного учреждения представляется целесообразным сопровождать в соответствии со следующими модулями: медицинский, модуль ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) и диагностики, психологический, педагогический и социально-педагогический. Первым в работу включается медицинский модуль, затем, в случае успешной адаптации детей, модуль ПМПк. Остальные модули запускаются одновременно и продолжают функционировать параллельно с медицинским и модулем ПМПк, вплоть до выпуска детей из ДОУ.

Каждый из модулей подразумевает наличие конкретных специалистов, действующих четко в соответствии с поставленными задачами модуля. Процесс же взаимодействия между ними осуществляется за счет управленческого модуля, координирующего деятельность всех подразделений. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей имеет поддержку на всех необходимых уровнях - физическом, психическом и социальном.

Дифференциация детей в ДОУ в рамках модуля ПМПк

В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума, в который обычно включены все субъекты воспитательного процесса ДОУ (воспитатели, психологи, старшие медсестры, заведующие и др.) , целесообразно дифференцировать детей по следующим категориям:

  • дети с ослабленным соматическим здоровьем;
  • дети, относящиеся к группе риска (гиперактивные, агрессивные, замкнутые и др.) ;
  • дети, имеющие трудности в обучении;
  • дети, имеющие ярко выраженные способности в той или иной сфере;
  • дети, не имеющие особенностей в развитии.

Одной из задач работы с каждой из выделенных типологических групп является формирование социально-коммуникативной компетентности как одной из значимых категорий, на которую опирается образовательная область.

Социально-коммуникативное развитие - динамичная характеристика. Задачей консилиума является отслеживание данной динамики с точки зрения гармоничности развития. Соответствующий консилиум должен проводиться на всех группах в ДОУ, включая в свое содержание социально-коммуникативное развитие. Средняя группа, например, в процессе программы включается в систему социальных отношений посредством решения следующих задач:

  • привитие элементарных норм и правил взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование патриотических чувств ребенка, а также семейной и гражданской принадлежности.

Для реализации данных задач в ДОУ должны быть специальные занятия по социально-коммуникативному развитию. В процессе данных занятий происходит трансформация отношения ребенка к окружающим, а также способностей к саморазвитию.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Материал с сайта fb.ru

Цель: особенности межличностных отношений и коммуникативных навыков дошкольника.

5. Социальная готовность ребёнка к школе.

Цель: Изучение особенностей общения детей со сверстниками.

Изучение особенностей общения со взрослыми.

Определить сформированность внутренней позиции дошкольника.

Изучить особенности и самоконтроль и произвольности у детей.

По результатам проведённых диагностических обследований проводится планомерная развивающая и коррекционная работа по направлению социализация личности детей дошкольном учреждении в течении учебного года.

1. Доброе утро, малыши! О. Н. Метлина

2. Адаптационные игры. А. С. Ронжина.

3. Этика для малышей. О. Н. Похомова.

4. Учим детей общению. Н. В. Клюева.

5. Игровые технологии. М. Э. Вайнер.

6. Коррекционно развивающая программа по межличностным отношениям. Г. А. Амрева, И. С. Зайцев.

7. Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. Е. В. Соловьёва, Т. АДанилина.

8. Коррекционно развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Уроки добра» С. И. Семенака.

9. Азбука общения Л. М. Шипцына.

10. Нравственные беседы с детьми Н. Г. Жучкова

11. Удивляюсь, злюсь, радуюсь. С. В. Крюкова, И. П. Слобоняк.

12. Психогимнастика. М. А. Чистякова.

13. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. И. М. Марковская.

В процессе проведения развивающей и коррекционной работы происходит накопление социального опыта позволяющего ребёнку приобрести навыки положительного социального взаимодействия с окружающей его действительностью. Расширяется сфера вербального и не вербального взаимодействия с окружающими его людьми, улучшается коммуникативная сфера общения. Совершенствуется такие внутренние качества личности ребёнка как чувство принадлежности к той или иной социальной группе, морально нравственная позиция, чувство сострадания, эмпатия, взаимовыручка, взаимоподдержка, взаимопонимание, умение определиться в своих симпатиях и антипатиях, умение высказать свою внутреннюю позицию, дать адекватную оценку происходящему событию, а так же формирует духовно нравственную основу для установления этических норм поведения в обществе в котором мы живём и определить приемственность к принадлежности и усвоению общечеловеческих ценностей и норм поведения.

-Портрет социально компетентного выпускника детского сада-.

Посещение ребёнком дошкольного образовательного учреждения подразумевает приобщение его как личности к социальным навыкам и социальному опыту взаимодействия с окружающей действительностью и людьми.Но первый социальный опыт ребёнок получает в семье. Семья-это ячейка общества ,а общество-это социум.

Семейное воспитание даёт ребёнку всё необходимое для осознания и восприятия себя как личности имеющей отношение к определённому кругу людей, генеалогического понятия ( кто моя мама, мой папа, дедушка и бабушка, каковы отношения между ними, кем они друг другу приходятся и т.д.) . Отношения в семье формируют навыки общения, взаимодействия и определяют фактор взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимоуважения. А также формирует чувство эмпатии и многие другие духовно нравственные понятия, которые влияют на развитие личностных качеств ребёнка и определяет характер его отношений с окружающей действительностью.

Как говорится в известной песни:« С чего начинается Родина…» Приобщение ребёнка к умению наблюдать и формирование у него желания взаимодействовать с окружающим миром даёт возможность приобрести жизненно необходимый социальный опыт. В этом случаи семейное воспитание обогащается знаниями, умениями и навыками полученными в дошкольном учреждении.

Наблюдение за природой, её многообразием, уборка на участке и в группе, уход за питомцами и растениями и многое другое формируют навыки трудовой деятельности и экологическое воспитании. Ребёнок начинает осознавать свой вклад в благоустройство быта, свою значимость при взаимодействии с окружающим миром.

Гражданское воспитание формирует отношение к этнокультуре в которой живёт ребёнок, к историческому и культурному наследию. Ознакомление с достижениями науки и техники, со спортом и многообразием развёрнутых социальных возможностей позволяет в большей степени ребёнку реализовать себя на социальном поприще.

Большой вклад в формирование личности ребёнка имеет изучение особенностей местности где он проживает, знания о городе, посещение памятников и достопримечательностей , географические и исторические особенности своей страны. Огромный вклад в формировании социальной принадлежности имеют знания о том, что особенность страны в которой мы живём заключается в величии её много национального и много конфессиального наследия, что в нашей стране проживает множество разных народностей с разнообразием этнических и религиозных мировоззрений, что даёт благоприятную почву для таллерантного воспитания дошкольника.

У нас общая Родина и цели нашего социального сознания едины. « Пока мы едины, мы непобедимы». Патриотическое воспитание предоставляет возможность ознакомиться и приобщиться к историческому и культурному наследию, к подвигам и всевозможным достижениям наших соотечественников и соплеменников, с приданиями старины и всем тем , что позволяет нам гордится своей страной и своим проживанием в ней.

Понятие держава, знание гимна, герба нашего города и многое другое способствует формированию патриотических качеств в личности дошкольника.Но самое необходимое ,на мой взгляд, это воспитание в человеке с детского возраста понятие и осознание общечеловеческих ценностей, именно того, что объединяет всё человечество на Земле и предоставляет полное право называть человечество разумным, гуманным и цивилизованным. В основе этого понятия мы можем гордо называться « человеком созидателем» и « человеком творцом».

Из всего выше сказанного напрашивается логический вывод о том, что понятие асоциальная личность и асоциальное поведение - определение позволяющее констатировать отсутствие всех необходимых навыков взаимодействия с окружающей действительностью, что в целом очень пагубно влияет на развитие личности человека и даже представляет опасность для общества. Поэтому социальное воспитание и социальная компетентность ,имеет несомненно огромную роль в формирование личности человека, в формировании его гражданской позиции и патриотической основы мировоззрения. Начальная основа социализации личности ребёнка закладывается в семейном кругу и в дошкольном учреждении, позволяя ребёнку накопить знания и сформировать свою линию взаимосвязи с окружающей действительностью, а так же определить свою социальную позицию по отношению к обществу, в котором он живёт.

Скачать:

Источник nsportal.ru

Дляреализацииданных направлений необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними;
  • научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
  • сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения) ;
  • сформировать представления о явлениях общественной жизни.

Для достижения целей и поставленных задач перед собой, с родителямиведется постоянная работа в виде рекомендаций, личных бесед и советов, консультаций: «Влияние родителей на формирование системы ценностей ребенка», «Как способствовать социальному развитию ребенка», «Как маленький ребенок открывает для себя мир природы», «Формирование самостоятельности у детей».

В группе проводятся занятияпо заданной тематике: «Поход в магазин», «Кормление куклы обедом», «Купаем куклу», «Маленький барабанщик», сочинение рассказа «Как мы птичек кормили» и многое другое. Взаимодействие с ребенком ведется не только непосредственно на занятиях, но и в свободной их деятельности. Дети с удовольствием играют в дидактические («Мой дом», «Семья», «Сюжетные картинки», «Одеваемся на прогулку», «Что неправильно?») и подвижные игры («Самолеты», «Поезд», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль») , разработанные по данной тематике.

Сюжетно-ролевая играимеет не маловажную роль в развитии социализации детей раннего возраста. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра, как никто другой способствует этому.

В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать) , учатся общению друг с другом.

В раннем возрасте большую роль уделяют играм с песком и водой.

Для детей раннего возраста игры с водой всегда являются ярким эмоциональным событием. При правильном поведении взрослого эти игры не просто расширяют чувственный опыт малышей, но и становится для них эмоциональной школой.

Дети, помимо развития психических функций, посредством этих игр знакомятся со свойствами предметов, с неживой природой, а также с действиями людей (лепить, строить, ловить рыбу) . На прогулках дети имеют возможность наблюдать и за живой природой: рассматривают растения, птичек и животных, их повадки и внешность. В разное время года ребятишки наблюдают различные явления природы. Не забывают они рассмотреть и людей: действия (убирают мусор, гуляют) , одежду (по погоде) .

Мы понемногу начинаем знакомить наших детей с правилами дорожного движения. Так как формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, потому что знания, полученные в детстве, наиболее прочные; а правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека.

Мы все вместе рассматриваем транспорт на картинках, а также непосредственно на улице. Затем дети рассматривают игрушечный транспорт, составляющие его части. Учатся звукоподражанию, и активно используют различный транспорт в играх и постройках. Не забываем читать стихотворения о светофоре и о дороге, проговаривая, как необходимо себя вести на проезжей части (не выбегать на дорогу, переходить за руку с взрослыми, не играть рядом) .

Уже с ясельной группы начинаем вводить гендерное воспитание. Современные авторы (Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева и другие) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста.

Иначе при становлении личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Мы предлагаем детям игровые роли противоположного пола (мама, папа) . Мальчиков заинтересовываем различным игрушечным транспортом, строительством.

Девочкам же больше предлагаем игры в «дочки – матери», с ряженьем. Уже с этого возраста мальчики учатся уступать девочкам. Это, конечно, задатки гендерного воспитания.

Но воспитывать из мальчика будущего мужчину, а из девочки будущую женщину нужно начинать уже в раннем возрасте.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Процесс социализации ребенка

  1. Как помочь ребенку в социальной адаптации

Научно-технический прогресс достиг на сегодняшний день настолько высоких результатов, что теперь обществу требуются активные люди с высокоразвитым творческим потенциалом, гармонично взаимодействующие с окружающими, быстро принимающие решения и способные своевременно и разумно решать возникающие проблемы.

Социализация - это процесс познания человеком нравственных норм, морали и правил поведения в окружающем его обществе. Осуществляется этот процесс, как правило, посредством общения в семье, что позволяет приобрести качества, опыт, убеждения, ценности и формы поведения, установленные и одобряемые обществом, благодаря которым собственно и становится полноценной жизнь в обществе.

Именно общение является источником социального развития ребенка. На самом деле не столь важно с кем происходит общение. Это могут быть его сверстники или взрослые.

Но, учитывая тот факт, что первым человеком, с которым ребенок начинает общаться и нуждается в нем, является его мама (либо отец или человек их замещающий) , то именно семья считается первым и основным «институтом социализации».

Неотъемлемая роль в детском возрасте отводится агентам социализации. Именно они оказывают столь значимую роль на процесс социализации. К ним относятся лица, с которыми ребенок общается чаще всего. В основном это:

  • семья ребенка (его родители и близкие люди) ;
  • детский сад (особо значимая роль отводится воспитателям) ;
  • общество (сверстники и друзья ребенка) .

Перед семьей и педагогами помимо традиционных вопросов (как следует учить и каким должно быть воспитание ребенка в современных условиях) встает задача, суть которой состоит в правильном формировании человека, чтобы он мог соответствовать требованиям современного общества. Успешная социализация позволит стать ему полноценным членом своей социальной среды и иметь равные права.

Социализация детей дошкольного возраста длится достаточно долго. Это очень важный шаг, который совершает ребенок на пути вхождения во внешний мир.

Общение в семье, как и в обществе очень важно для ребенка. Ведь в процессе взаимодействия с другими людьми он учится жить по установленным правилам, принимать во внимание не только свои увлечения, но и интересы других людей, впитывая определенные нормы поведения.

Социализация не допускает безучастной и пассивной позиции человека в жизни. Более того, социализация предусматривает принятие им активного участия в освоении людских отношений, общечеловеческой культуры, а также формировании определенных норм, функций и усвоении навыков и умений, требующихся для их успешной реализации.

Социализация основывается на глубоком освоении людьми окружающей их действительности, постижении ими навыков как практической групповой, так и индивидуальной работы.

Как осуществляется эта самая социализация? Только родившемуся малышу пока не ведомо где он оказался, покинув уютную, теплую и безопасную утробу матери. А оказался он в семье, основной функцией которой собственно и является социализация, либо процесс семейного воспитания ребенка.

На семье лежит задача в функциональной социализации и воспитании ребенка, обеспечении его безопасности, комфорта и эмоциональной защиты. Механизм социализации в семье - естественное усвоение посредством подражания, поролевой идентификации, усвоения установленных норм и правил путем взаимоотношения (общение, деятельность) и взаимодействия со сверстниками.

Детский возраст это тот период, когда у ребенка формируется самосознание, происходит закладка первых представлений о себе самом, образование устойчивых форм межличностного взаимодействия и усвоение моральных и социальных норм.

Семья ответственна за воспитание, развитие ребенка и приобретение им социального опыта. Будучи социальным институтом воспитания, семья выполняет процесс социализации детей, выступая в качестве источника социализации.

На самом деле социализация имеет массу источников, но семья считается наиважнейшим. Ведь в семье социализация проходит самым естественным и безболезненным способом. В качестве основного механизма выступает воспитательный процесс.

Этот процесс социальный в самом широком смысле. В воспитании принимают участие и люди, и вещи, и явления, но первое место отводится людям, а точнее родителям ребенка.

Дети должны ощущать себя любимыми. И это мнение разделяют все воспитательные теории. Ведь не секрет, что недолюбленные и нелюбимые детки болеют гораздо чаще, да и развиваются хуже.

Затем повзрослев, они становятся источником проблем социального и психологического характера.

Семья является основным институтом социализации личности ребенка. В семье он приобретает первичный опыт социального взаимодействия. Определенный этап времени семья для детей выступает единственным местом получения такого опыта.

Пройдет немного времени и в их жизни появятся такие социальные институты, как ясли, детский сад, школа, институт, улица. Но и в этом случае семья, как и прежде, останется важнейшим фактором социализации личности.

Семейная социализация толкуется двояко. С одной стороны она понимается как подготовка к предстоящим семейным ролям, а с другой – как воздействие, которое оказывает семья на формирование социально-компетентной, самостоятельной, зрелой личности.

Социализация в семье осуществляется по 2 параллельным направлениям:

  • в ходе целенаправленного процесса воспитания;
  • на основе механизма социального научения.

Что касается социального научения, то этот процесс протекает по двум основным направлениям. Так, в одном случае обретение социального опыта происходит при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями и другими членами, проживающими в семье (братья, сестра, бабушка, дедушка) , тогда как в другом случае социализация осуществляется в ходе наблюдения за тем, как происходит взаимодействие других членов семьи между собой.

Помимо этого социализация детей в семье может протекать и путем особенного механизма социального научения, получившего название «викарное научение», основанного на усвоении социального опыта через наблюдение научения других.

В семье индивидуальные качества и внутренний мир ребенка раскрываются в полной мере.

Факторы, влияющие на личность ребенка в семье, делятся на три группы.

К первой относится социальная микросреда семьи, внутри которой происходит процесс приобщения ребенка к социальным ценностям и ролям, ознакомление со сложностями и противоречиями современного мира.

Ко второй – внутри и вне-семейная деятельность. В основном это бытовой труд, выступающий самым действенным оружием социализации людей и приобщения их к будущей жизнедеятельности.

Третья группа это процесс воспитания в семье, то есть определенный комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Существенное влияние на процесс развития ребенка оказывает окружающая среда. Причем это не просто дом или улица, а люди, группирующиеся по особой системе взаимоотношений, правил и взаимодействия.

Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то новое, что сказывается на его поведении. Взрослые, к примеру, демонстрируют свои навыки и умения относительно того каким образом следует контактировать с одушевленными и неодушевленными предметами.

Дети соответственно берут с них пример. Достаточно взглянуть на ребенка, и становится очевидно, что он действительно копирует манеру поведения взрослых людей. Затем в процессе общения между собой детки начинают учить друг друга правильному общению в их маленьком мире.

Социализация личности ребенка осуществляется под воздействием разных факторов, что подкрепляется многочисленными исследованиями в области социологии и социальной педагогики. Социализация личности ребенка осуществляется (формируется) под воздействием различного рода факторов.

Различают следующие факторы социализации человека:

  • микрофакторы, представляющие собой непосредственную среду жизнедеятельности ребенка и его близкое окружение (главным образом семья, затем соседи, друзья, микросоциум) ;
  • мезофакторы. Здесь подразумеваются этносоциокультурные условия региона, СМИ, субкультуры, типа поселения (малый город, средний город, мегаполис; курортный центр, промышленный, индустриально-культурный; село – малое, среднее или большое) ;
  • макрофакторы, в качестве которых представляется страна, государство, общество, этнос;
  • мегафакторы. Здесь уже речь идет о космосе, мире, планете, сравнимых с аспектами регионального, национального, глобального и континентального в развитии человека.

Особая роль отводится микрофакторам (т.е. семье, ровесникам, воспитателям) , которые являются самыми значимыми в первичной социализации ребенка. Ближайшее окружение оказывает существенное воздействие на процесс формирования личности ребенка в ходе повседневной жизни.

С возрастом для ребенка все большую роль начинает играть процесс овладения нормами и правилами взаимоотношений в обществе. Тогда одних знаний об устройстве человеческого общества и о правилах поведения в нем уже недостаточно. Ему требуются условия, позволяющие приобрести личный социальный опыт, потому как социализация предполагает принятие «живого» участия самого человека в постижении культуры поведенческих отношений, освоении социальных норм и выражении психологических механизмов социального поведения.

Семья уникальна тем, что дети получают от нее социальный опыт и учатся тому как нужно правильно интегрировать в большой мир. Лишь семья способна социализировать ребенка в полной мере, предоставив ему основу для устойчивого вхождения в жизнь, возможность выбирать для себя то, что нужно и отвечать за совершенные действия. При отсутствии опыта семейного воспитания (что бывает у детей – сирот и тех, кто воспитывается в интернатах) происходят проблемы социализации детей.

Проблема социализации детей дошкольного возраста

Проблемы социализации детей в настоящее время являются ключевыми в педагогической теории и практике. Ведь от успешного их решения зависит возможность полноценного функционирования личности в обществе как активного субъекта. К проблемам социализации детей относятся проблемы развития личности, формирования и социализации ее в обществе.

Социализация и воспитание личности в семье и обществе– процесс довольно сложный и очень важный. Социализация в данном случае позволяет человеку стать тем членом общества, к которому он относится.

Как помочь ребенку в социальной адаптации

Наиболее удобной формой развития ребенка в любом возрасте является игровая форма, использовать которую можно вплоть до семилетнего возраста. Общение при этом является ее составляющей.

В процессе игры дети быстро развиваются и физически, и психически, и эмоционально, и социально. В игре малыш часто использует бытовые ситуации. К примеру, поход в детский сад или магазин, поездка в транспорте, игра в «дочки-матери» или в доктора.

В процессе игры он как бы создает ситуацию максимально приближенную к действительности, воображая и фантазируя что-либо. Таким способом он старается почувствовать себя взрослым, примеряя его поведение на себя. Процесс игры позволяет детям проработать различные пути и варианты того, как можно разрешить конфликтную ситуацию, выразить свое недовольство, одобрить, или поддержать.

Детям старшего возраста кроме игры необходимы беседа, наблюдения, обсуждения, учеба, музыкальные упражнения. Оказание взаимопомощи друг другу нуждается в поощрении. Это касается и совершения любых нравственных поступков.

Потому что из этих кирпичиков и строится личность человека.

Все фотоматериалы взяты с сайта Google.Images.ru

7 июля, 2014 - 08:00

Источник ug-mama.ru

Другие статьи по теме:

  • Формирование личности в дошкольном возрасте

    Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достат...

  • Компоненты общения детей дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Нравственное развитие в дошкольном возрасте

    Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежде...

  • Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста

    Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М...

  • Опишите особенности личностного развития ребенка дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Становление личности ребенка дошкольного возраста

    Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста. Ребёнок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за...

  • Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Со сверстниками детей старшего дошкольного

    Введение Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, ка...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...