Социально личностное развитие дошкольников в игре

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников

Тема: Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников.

Цель: Совершенствовать работу педагогов по формированию социально-личностных качеств ребенка.

Задачи:

- углубить теоретические практические знания педагогов ДОУ в области «Социализация» и «Социальное развитие».

-познакомить педагогов с формами, методами и приёмами работы с детьми по данному направлению.

-сформировать практические навыки педагогов в проведении игр, направленных на развитие коммуникативных качеств дошкольников, развитие их эмоционально-нравственной сферы и навыков общения.

"Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников".

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Процесс социально-личностного развития дошкольника очень сложный, требует от педагога большого труда. Понятие социально-личностное развитие дошкольника, включает в себя следующие составляющие – это в первую очередь; формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, во вторых выработка им социальных мотивов и потребностей, в третьих становление его самопознания.

Процесс социализации начинается у человека ещё в детстве и продолжается всю его жизнь. Хорошо известно нам то, что, развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, и естественно это способствует появлению у ребенка проблем в эмоционально-личностных и поведенческих сферах. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку, который стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, педагоги должны способствовать его дальнейшему развитию и росту. Наша задача пополнить и разнообразить детскую деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его интересам, его возрастным особенностям тем лучше и успешнее идет развитие ребенка. Мы, педагоги, должны строить свою работу так, что бы личный опыт ребенка протекал естественным путём и в тех видах детской деятельности, которые более доступны для ребенка и более близки. Ребенок в своей деятельности должен проявлять самостоятельность, отзывчивость к окружающим, общительность, гумманность. Для педагога важно уметь создавать эмоционально-положительный климат в группе детского сада, уметь применять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Одна из главных задач социально-личностного развития ребенка- это умение педагога организовывать и создавать различные ситуации, использовать жизненные обстоятельства. Ситуации строятся педагогом в виде игры. Необходимо, чтобы смысл игровых ситуаций был понятен каждому ребёнку, вызывал интерес и побуждал к решению данной ситуации.

Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

«Жизнь на острове»

Цель: формирование у дошкольников культуру общения. Развиваем умение работать по инструкции

Воспитатель с детьми садится на ковер в круг.

Воспитатель: Дети представьте себе, что вы все очутились на необитаемом острове. Этот остров очень красив, вас окружает синий океан и золотистый песочек. Но есть одна проблема, вы все говорите на разных языках и друг друга не понимаете. Но вам надо как-то общаться между собой. Как же мы будем это делать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное, хорошее отношение, не проронив ни слова?

Чтобы задать вопрос, как у вас дела, мы будем хлопать своей ладонью по ладони товарища (воспитатель показывает). Чтобы ответить, что у меня всё хорошо, наклоняем голову к плечу товарища; хотим выразить свою дружбу и любовь к товарищу – ласково гладим по голове (воспитатель показывает). Ну что, ребята, готовы очутиться на необитаемом острове? Тогда закрываем глаза.

Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Театр теней»

Цель: формирование у дошкольников культуру общения. Развиваем умение работать по инструкции

Воспитатель; Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, повторяя и копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она всё время с вами. А если вы с кем-то идёте или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, и опять все в точности повторяет, но при этом не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она всё делает бесшумно. Представим, что мы – это наши тени. Давайте погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Не забывайте, что тени недолжны издавать звуки и разговаривать. Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

Совместно с воспитателем дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

«Скульптор»

Цель: Развиваем умение детей сотрудничать друг с другом.

Ход: Дети встают парами, одному из них завязываются глаза - это скульптор, другой ребенок изображает какую - либо фигуру. Скульптор, должен ощупать эту фигуру и попробовать её изобразить, ребенок, изображавший фигуру, оценивает результат скульптора.

«Морская фигура - замри! »

Цель: Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам. Развиваем умение контролировать движения и работать по инструкции

С помощью любой считалки выбирается морской царь. Задача морского царя следить за неподвижностью «морских фигур», та фигура, которая двигается с помощью «волшебной палочкой» удаляется из игры.

Ведущий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура – замри! ».

Дети, замерев в любой позе, и ждут пока не прозвучит сигнал: «Отомри! ».

«Волшебный ручеёк»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: По полу растягивается голубая ленточка, имитирующая ручеёк. Дети встают вдоль ленточки друг против друга.

Воспитатель: Ребята, наш ручеек не обычный, он волшебный и тот, кто по нему пройдет, услышит о себе много доброжелательных и ласковых слов. Хотите попробовать? Тогда начинаем.

Дети по одному пробираются вдоль ручейка, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить обнять, поцеловать.

«Попробуй повтори»

Ход: Дети встают парами, одному из них завязываются глаза, а другой ребенок изображает любую фигуру. Тот у кого завязаны глаза, должен ощупать эту фигуру и попробовать её изобразить, ребенок изображавший первый данную фигуру, оценивает результат.

«Передача чувств»

Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

«Уходи, злость, уходи»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: ведущий предлагает прогнать это настроение. Дети кричат: «Уходи, злость, уходи! », могут стучать руками и ногами по полу, скомкать или разорвать рисунок злого человека, затем расслабленно лежат на ковре, слушая музыку.

Список литературы:

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. -М. 1996

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. -Ярославль. 1996

Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007

www.maam.ru

Социально-личностное развитие дошкольника. Этикет

Как часто, наблюдая за общением взрослого с ребенком, мы слышим фразы: «Так должен вести себя за столом воспитанный ребенок», «Так должен поступать культурный пассажир». Мама и папа, сами того не подозревая, заключают поведение ребенка в рамки той или иной социальной роли: культурного человека за столом, пассажира, покупателя, принимающего подарок, и т. д. «Социальная роль – это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или социальной группе определенное положение»(Р. С. Немов). Овладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становления социального опыта. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения.

Малыш – существо социальное с самого рождения. Вначале он имитирует поведение взрослых («пишет» письмо, «разговаривает» по телефону, «читает» книгу, затем принимает на себя какую – либо роль (врач, мама, шофер). На следующем этапе ребенок уже предвидит социальные ожидания окружающих и их реакцию на его действия в избранной роли: опрятного сына, воспитанного пассажира, культурного ребенка за столом и т. д.

Таким образом, механизм взаимодействия с окружающей социальной действительностью заключается в пополнении «своего репертуара» различными ролями. Взрослеть – это определяться в системе социальных ролей.

Одной из первых (ею ребенок овладевает на протяжении длительного времени) является роль культурного человека, принимающего пищу. Правильное исполнение этой роли придает уверенность, помогает не растеряться на торжественном банкете или праздничном приеме, дает возможность творчески применить свои знания и умения в нестандартных ситуациях (турпоход, путешествие на поезде, самолете, дружеская вечеринка, прогулка в лес и др.) . Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе.

Наблюдения показывают: без специальной подготовки воспитателей и помощников воспитателей, без систематичной работы процесс формирования культуры поведения за столом приобретает бытовой характер (учим вести так, как привыкли сами) .Поэтому дети не знают, куда деть локти, как обойтись с использованной бумажной салфеткой и сколько раз ее можно брать во время еды, как есть фрукты и ягоды из компота и куда девать косточки, с какой стороны положить вилку, если стол сервируется без ножа, и многое другое.

Поведение человека во время приема пищи регулируется правилами столового этикета, поэтому для успешного овладения детьми роли культурного человека за столом мы организовали обучение этим правилам. Большая часть их возникла из чувства уважения к тем, с кем мы сидим за столом. Что произойдет, если человек возьмет вилку и нож не пальцами, как положено, а зажмет их в кулак и начнет резать лежащее на тарелке мясо? У него поднимутся и разойдутся в стороны локти. В неминуемой опасности окажется щека соседа. А если положить локти на стол? Тогда мы займем ту часть стола, за которой сидит сосед, и ему негде будет расположить как следует свои столовые приборы.

В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.

*Как сидеть за столом (спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чистыми руками) .

* Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями (ложку держат в правой руке, поднося ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом; бумажной салфеткой пользуются один раз, при необходимости берут другую, а использованную, вытерев рот, пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки) .

*Что, чем и как есть (суп едят ложкой, сосиску – вилкой и ножом; макароны, омлет, вареники, пельмени – только вилкой; ягоды – десертной ложкой; хлеб не откусываю, а отламывают руками; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом и др.) .

*Как общаться за столом (говорить вполголоса, вежливо обращаться с просьбами («Подайте пожалуйста», «Будьте добры», благодарить, не говорить с полным ртом) .

*Как правильно и красиво сервировать стол (учитывать законы сервировки и эстетики) .

Этикетное правило, или этикетная формула поведения, состоит из многих действий и включает ряд культурно – гигиенических навыков.

Как известно, дети, особенно дошкольники, не любят правил, которые диктуют им взрослые. Часто они в силу своих психических особенностей с трудом принимают и понимают их.

Любое правило имеет двойственную природу, т. е. одновременно диктует и то, что надо делать, и то, что делать нельзя.

В ряде исследований было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивает его выполнение. запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует того, что человек будет руководствоваться им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки им (С. Г. Якобсон) .

Между знанием правила и действием по правилу действительно существует разрыв. В чем причина? По-видимому, в подмене осознания правила его знанием. Чтобы правило стало осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым мотивом действия ребенка. Однако здесь возникает следующий вопрос: как сделать правило (норму) привлекательным для ребенка?

В педагогической и психологической литературе можно найти несколько продуктивных решений этого вопроса. Одно из них связано с «мотивирующей силой» детского коллектива, т. е. со стремлением ребенка подражать сверстникам (Т. А. Репина) ; другое – с признанием и поддержкой взрослого, который делает правило личностно значимым для отношений ребенка и взрослого (Н. М. Матюшина) ; третье основывается на ценности и привлекательности для ребенка отдельных литературных персонажей, которые олицетворяют конкретные формы поведения (С. Г. Якобсон) .

Кроме того, говоря об усвоении правил столового этикета, которые включают в себя орудийные действия, необходимо коснуться вопросов развития мелкой моторики и координации частей тела. Уровень их развития имеет важное значение в формировании ручной умелости. К сожалению, и дома, и в детском саду им не всегда уделяется должное внимание. Поэтому развитие мелкой моторики и координации движений частей тела часто не соответствует возрастным нормам. Так, считается, что держание ложки в руке формируется к 3 годам, но дети, поступающие в детский сад с 3 лет, очень часто затрудняются в правильном выполнении такого действия. В связи с этим обучение правилам столового этикета необходимо сочетать с занятиями по развитию мелкой моторики.

Обучение правилам столового этикета способствует более успешному усвоению действий, предполагаемых социальной ролью культурного человека за столом. Чтобы эта роль была содержательной изнутри, необходимо одновременно с обучением правилам этикета проводить работу по нравственному (этическому) воспитанию, которая требует других подходов, содержания и средств.

.

www.maam.ru

Социально-личностное развитие старших дошкольников посредством игры

Игра - является ведущей доминантой всего хода детского развития в дошкольный период. В игре происходит не только расширение детского кругозора, но одновременное проигрывание, проживание, раскрытие детского потенциала. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра занимает большое место в системе как физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания. Игра формирует предпосылки личностного развития, это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют совместные игровые действия, различные формы кооперации детей внутри игры, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании и способствуют формированию положительного отношения к окружающему миру.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём её особенность? Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Одной из особенностей является соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Следующая особенность - социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

Как одну из особенностей мы можем выделить эмоциональное развитие. Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребёнка.

Бесспорным является факт, что в ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника, развивается воображение и творчество, происходит развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Л. С. Выгодский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своём речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает различный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно – ролевыми играми: развитие игры как деятельности;

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др. Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важных условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Для правильного руководства играми, необходимо наблюдать в какие игры любят играть дети, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и организации детей в игре, их умение договориться. Создать игровую обстановку, в которой бы отражались знания детей о труде взрослых: воспитателя, младшего воспитателя, музыкального руководителя, медсестры, прачки и т. д. ; формировались представления о родном городе и др.

В отечественной дошкольной педагогике вопросом руководства детскими играми занимались Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко и др. Они считали, что используемые воспитателями приёмы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей представлениями об окружающем, путём обновления игровых материалов, т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

Одним из приёмов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки ещё до начала игры. Этот приём используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей, важный для формирования представлений о социальной действительности.

Прямые приёмы руководства – это ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др., дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих, обогащение детей знаниями о родном крае и т. д. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приёмов – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре, с целью формирования предпосылок социально-личностного развития.

Наш опыт показывает, что большой интерес вызывают у всех детей игры в поездки и в путешествия. Они с увлечением играют в путешествия, прежде всего по реке, на которой живут, а также «совершают экскурсии» по городу, краю и стране. Воспитатель должен включаться в такие игры, не забирая, однако у детей инициативы. Помощь педагога должна заключаться в подборе ролей, обсуждении с детьми содержания, сюжета игры. Обычно участники игры – путешествия делятся в соответствии со своими интересами на несколько игровых групп. Педагог должен видеть, как играет каждая группа детей, помогать им развивать сюжет, чтобы объединить все группы.

Мотивом сюжетно – ролевой игры является взаимодействие людей, и при социализации детей надо показать, что взрослые не только совершают разные интересные дела, они ещё вступают в деловые контакты друг с другом. Значение действий с предметами, орудиями, которые осуществляют люди в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, основное же внимание обращается на связь и общение людей друг с другом (продавец не может существовать без покупателей, больному нужен врач, командиру – солдаты и т. д.) Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений, формированию предпосылок к социально - личностному развитию.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Определение уровня взаимоотношений детей дает возможность строить работу так, чтобы сформировать отсутствующие или недостаточно развитые качества для положительных взаимоотношений со сверстниками. Создавая условия для сюжетно-ролевой игры, обогащая ее содержание и диапазон сюжетов и ролей на основе расширения собственного жизненного опыта детей, их кругозора воспитатель формирует интерес к социальному миру, способствует получению разнообразных знаний о мире.

Игры подвижного характера помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют взрослому оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня. При необходимости он предлагает в соответствии с возможностями и потребностями развития отдельных воспитанников подвижные игры не только общеразвивающей, но и коррекционно-профилактической направленности.

Постепенно у детей формируется умение четко выполнять правила игр, действовать быстро, ловко, применяя накопленные двигательные умения и навыки. Наш опыт показывает, старшие дошкольники могут самостоятельно организовывать подвижную игру и доводить ее до конца; играть в игры с элементами соревнования между группами детей. Внимание взрослого направлено на воспитание у детей нравственных качеств: справедливого отношения к играющим сверстникам, умения поддержать и проявить взаимопомощь. Педагог поощряет самостоятельную организацию детьми полюбившихся народных игр; продолжает знакомить с новыми играми обрядового, тренингового и досугового характера, празднично-карнавальные игры, которые обогащают детей новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями, а каждый день пребывания в детском саду делают отличным от предыдущего.

Используемая литература:

1. Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артёмова Л. В. и др. Игра дошкольника/ Под ред. С. Л. Новосёловой. - М. : Просвещение, 1989. - 286с.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 192с.

3. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ/гл. редактор Ермолаев С. Д. - СПб. : «Детство - Пресс», 2000. - 144с., по тексту

4. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России. - М. : Аркти, 2004. - 184с.

5. Запорожец А. В. Психология действия. - М. - Воронеж, 2000. - 232с.

6. Краснощёкова Н. В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 251с.

7. Курочкина Н. А., Лейкина Б. С., Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин - тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.) . В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1988. - 256с.

8. Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций. - М: Академия, 1998. - 463с.

9. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие, анализ программ, // М. -2008 – 121с.

10. Философский словарь/ Ред. И. Т. Фролов. - М. : Просвещение, 1986. - 575с.

www.maam.ru

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников

“Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. (А. М. Горький)

Для чего ребёнку игра?

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения.

По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

Игра – дело серьёзное. В игре ребёнок отражает своё представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств. Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сюжетно- ролевая творческая игра. Сюжетно- ролевая игра является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

При руководстве сюжетно- ролевыми играми воспитатель ставит следующие задачи:

а) Расширять знания о труде людей разных профессий. Обогащать впечатления детей о социальном мире.

б) Учить детей в ходе игры понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

в) Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

г) Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость, активность.

д) Способствовать формированию организаторских умений и способностей.

е) Развивать логическое мышление, фантазию, творческое воображение.

Необходимо учить детей играть, помогать им находить образцы и сюжеты для ролевых игр. Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель должен изучить игровые интересы и уровень развития своих детей. Педагог является старшим другом детей, партнёром по игре.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Сюжетно- ролевые игры включают в себя:

а) Игры на бытовые темы : “Дочки- матери”, “ Семья”.

б) Игры с производственной тематикой: “Больница”, “Магазин”.

в) Игры с общественно- политической тематикой: “Космодром”.

г) Театрализованные игры: режиссёрские (режиссером является ребёнок, а исполнителем- кукла) и игры- драматизации (по готовому сюжету литературных произведений) .

д) Строительные игры: “Город”, “Гараж”.

е) Игры- забавы и развлечения (игры с вертушками, солнечными зайчиками) .

Процесс руководства игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением, развитием и воспитанием. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

1 группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественных произведений, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра.

2 группа --

это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в игре.

Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путём предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы- разговора по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов. Важной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом возможностей, интересов и желаний каждого ребёнка.

3 группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приёмы:

*совместное выполнение воспитателем и детьми построек;

*рассматривание образца воспитателя, показ приёмов конструирования;

*использование схем, таблиц; подбор материала для обыгрывания построек;

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путём складывания (лодочки, пароходы, животные, мебель) ; изготовлению игрушек из природного и бросового материала (катушек, коробок) ;

Сюжетно- ролевые игры – это игры, в которых дети отображают жизнь и деятельность взрослых. Дети играют в “Дочки-матери”, “Магазин”, “Больницу”, тем самым дошкольники подражают домашним делам мамы и бабушки, знакомятся с работой продавца, врача.

Игра с куклами в дочки- матери существовала во все времена. Это естественно: родители – самые близкие, любимые люди. Наблюдая поведение ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье.

Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Дети берут на себя роли членов семьи, устраивают для кукол дом, игровой уголок, ходят в гости, что способствует социально-личностному развитию дошкольников

Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры – полёты космических кораблей, охрана границы (в моряков, в лётчиков ) , путешествия.

У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому подвигу, преклонение перед мужеством, смелостью. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив.

Задача педагога – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, содержательными, насыщенными, показать благородную роль защитников Отечества.

Важнейшее условие успешного руководства творческой игрой – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.

В сюжетно- ролевых играх происходит обогащение игрового опыта детей, прослеживаются их взаимоотношения, складываются навыки совместной игровой деятельности. Наблюдения за игрой помогают воспитателю определить качества личностного и социального развития ребёнка, характеры детских взаимоотношений, решать спорные вопросы советами, предложениями, дать игре нужное направление.

Театрализованные игры- это игры, где дети разыгрывают сценки по знакомым сказкам, книгам детских писателей. Они играют роли персонажей из сказок, выступают в роли Мухи- Цокотухи, доброго доктора Айболита.

Необходимо использовать для инсценирования разные атрибуты – маски, костюмы, куклы, игрушки, декорации. Эти игры приносят детям огромное удовольствие. Дети стараются глубже передать образ героя и показать своё отношение к нему.

Игры драматизации помогают дошкольникам глубже понять идею книги, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Воспитанию дружеских отношений между детьми способствуют строительные игры. Вместе с ребятами педагог определяет, какие для игры нужны постройки, кто что и с кем будет строить. В старшей группе дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества.

Педагог должен раскрыть детям взаимоотношения взрослых в строительном труде. Этой цели могут служить экскурсии на строительные объекты. После завершения построек или окончания игры желательно провести беседу о том, как они строили, как играли, кто строил дружно.

Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры. В подготовительной к школе группе дети затевают игры, основой которых является комплекс построек: “Наш город”, “Аэропорт”.

Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей.

С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материалами. Воспитатель направляет дошкольников на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Для игр с песком и глиной требуется разный дополнительный материал – обрезки дерева, колышки, шнуры, фигурки людей, животных, деревьев, разнообразные машины. Часть игрушек дети могут сделать сами (лодки, пароходы, самолёты) .

Нравится детям постройки из снега. Педагог учит воспитанников изготовлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, делать крепости, утрамбовывать снег, валы, лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек. Зимой при сооружении построек на участке следует предусмотреть возможность таких развлечений, как “Праздник русской зимы”, а также игр по сказкам “Заячья избушка”, “Зимовье зверей”, “Морозко”.

Таким образом, сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему обучению в школе, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной, интересной и счастливой.

Интегрированное занятие с использованием сюжетно-ролевой игры “Моряки”

(подготовительная к школе группа ) .

  • Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощь; умение играть в коллективе.
  • Расширять знания детей о людях разных профессий на корабле.
  • Развивать умение строить новые сюжетные линии в процессе игры.

Оборудование:

атрибуты для с/р игры “Моряки”; форма для моряков, халаты для врача, повара, продавца; атрибуты для игр “Магазин”, “Кухня”; книги для читального зала, билеты., пропуска, спасательные жилеты (круги) .

Предварительная работа

: чтение книги В. Тюрина “Кто главный на корабле”.

Ход игры

– Дети, как приятно путешествовать по синему морю под ярким солнцем, побывать в далёких странах.

-- Вы хотите путешествовать? На чём отправимся в путешествие? Как назовём свой корабль? (“Морская волна”)

-- Какая команда будет на нашем корабле? (капитан, штурман, радист, рулевой, механик, матрос, кок, продавец, врач и пассажиры) .

Дидактическая игра “Кто служит на корабле?”

* Самый главный на корабле начальник – капитан.

* Управляет кораблём, ведёт его по курсу – рулевой.

* Направление, по которому надо вести корабль – курс -- зависит от штурмана.

* Обучает молодых моряков морскому делу – боцман.

* Чтобы механизмы на корабле всегда были исправны и хорошо работали – следит механик. * Повар на корабле – кок.

* На корабле днём и ночью, в любую погоду несут вахту – радисты.

Игра “Море волнуется -- раз...”

/Члены команды надевают форму, берут пропуска и проходят на корабль для подготовки его к плаванью. Вахтенный проверяет пропуска.

(количество слогов в названии профессии -- это номер пропуска) .

/Пассажиры идут в кассу покупать билеты. Плата за билет – назвать “доброе” слово. Пассажиры проходят на корабль, занимают места (номер места – ответ решённого примера) . Команда готовится к отплытию.

/Капитан радисту: Запросить порт о разрешении к отплытию.

/Радист: Порт. Я корабль ““Морская волна”. Разрешите отплытие? Разрешение получено.

Механик у пульта, штурман у карты, вахтенный матрос у трапа.

/Капитан

: Убрать трап! Поднять якорь! (матрос выполняет команды) Включить двигатель!

/Механик: Есть включить двигатель!

/Капитан : Малый ход, средний ход, полный ход вперёд, так держать!

Кок готовит на кухне, врач проверяет качество еды, пассажиры делают покупки в магазине, играют.

/ Матрос: Прямо по курсу в воде бутылка. (смотрит в бинокль) . Достать бутылку из воды.

Достают бутылку, в ней записка из рисунков.

-- Как же прочитать записку?

Я вам помогу прочитать записку.

Словесная игра “Составь слово”

(слон, птица, абрикос, сумка, индюк, телефон, ель – спасите) .

Моряки -- отважные, смелые люди, они всегда приходят на помощь.

/Капитан:

Штурман, доложите, где мы находимся?

/Штурман

: Мы находимся рядом с островом “Сказочный”.

/Капитан:

Курс на остров Сказочный. Право руля. Приплыли к острову.

/Рулевой:

/Капитан

: Стоп! Опустить якорь! Спустить трап!

На берег выходят пассажиры и часть команды. Механик осматривает корабль. Пассажиры с Феей гуляют по берегу.

Находят карточки.

Игра “Как зовут сказочных героев?”

(слоговые карточки)

Выложить имя сказочного героя – Буратино, Морозко, Емеля, Золушка.

Загадать загадку про Буратино.

-- Пойдёмте поищем Буратино. Слышите, кто-то плачет?

Буратино

: Ах! Несчастный я, Буратино. Кот поможет мне?

-- В чём тебе помочь , Буратино?

Дети помогают Буратино прочитать отрывок из сказки, так как он читать не умеет. Только тогда Буратино найдёт свой ключик.

Фея:

У меня есть волшебные следы. Они покажут нам путь. Дети проходят по следам и находят ключик.

На ключе картинка: море, остров, на острове сундучок, в замке ключ.

/Капитан: Этот остров находится недалеко. Все идут на корабль.

/Капитан:

Понять трап! Поднять якорь! Малый ход. Полный ход. Лево руля. Курс на остров сокровищ. Задание.

Команда на корабле играют в кораблики: расставляют их по порядку по номерам от 1 до 10.

Учение со спасательными жилетами (спасательными кругами) .

Физкульминутка – игра “Небо – земля – огонь – вода”

(Руки вверх – руки вниз – махать руками –раздвигать руками, как плавать) .

/Штурман

: Приближаемся к острову. Капитан даёт команды.

На корабле остаются матросы. Они наводят порядок на корабле.

Фея

: Где же искать волшебный сундучок? Посмотрю я в своё волшебное зеркальце: сундучок в воде, в колодце. Поможет нам достать сундучок волшебная цепочка.

Словесная игра “Звуковая цепочка”

(Сундучок – капитан - небо –остров - волна - автомат – танк – ключик) .

Дети достают сундучок из колодца (макет) . Буратино открывает сундучок своим ключиком.

В сундучке маленькие сувениры – якоря на память о путешествии.

Команда матросов и пассажиры готовятся к отплытию. Путешествие закончилось. Команда наводит порядок на корабле.

Итог игры

: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Вы бы хотели стать моряками?

Сюжетно-ролевая игра “Больница” (старшая группа)

Программное содержание

  • Воспитывать любовь к профессии врача. Показать важность этой профессии, её необходимость.
  • Пополнить словарь детей медицинской терминологией.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение играть в коллективе.
  • Повысить интерес к игре. Развивать связную речь.

Оборудование:

Создать условия для игры. Устроить кабинет врача. Приготовить нужные атрибуты.

Ход игры

Подробней на сайте festival.1september.ru

Социально–личностное развитие - Презентация 28937

I часть – теоретическая Вступление Коммуникативная игра Работа в подгруппах Домашнее задание

3

Развитие дошкольников посредством игры

План.

II часть – практическая Мастер – класс (педагог – психолог) . Представление современной парциальной программы «Я – человек» » С. А. Козловой (домашнее задание) . Представление педагогического опыта «Социально – личностное развитие дошкольников посредством игры». Рефлексия

4

Работа в подгруппах

1. Дать определение понятий: личность, социализация, развитие личности, социально – личностное развитие ребенка. 2. Условия социально – личностного развития дошкольников.

5

Основные понятия

Личность - это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития (Л. И. Божович) . Развитие личности- последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности. Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

6

Интериоризация

Основные понятия.

Интериоризация – процесс, в результате которого ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, процесс становления социального в индивидуальное ( Л. С. Выготский) . Социально-личностное развитие – процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.

7

Социально – личностное развитие – это развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром.

8

Социализация

Условие.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

9

Социально-личностное развитие

Условие.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

10

Условие

Социально- личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

11

Задачи воспитания

ФГТ в сфере дошкольного образования.

Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

12

Доброжелательное отношение

Задачи в младшем дошкольном возрасте:

Развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; Помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.) , О семье.

13

Умение понимать окружающих

Задачи в среднем дошкольном возрасте:

Развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

14

Представления о людях

Задачи в старшем дошкольном возрасте:

Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.) ; Воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

15

Процесс социально – личностного развития включает в себя виды деятельности:

Игровая Исследовательская Изобразительная Предметная Наблюдения Коммуникативная Проектная Конструктивная

16

Игровая деятельность

дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

17

Подробней на сайте 900igr.net

Тема: «Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников».

Содержание

I. Основная часть. Теоретическое обоснование «Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников»………….4

1.1 Теоретическая значимость…..……………………………………………...5

2.1Участники проекта дети средней группы, педагоги, родители специалисты…………………………………………………………………….7

2.2Взаимодействие с педагогами. Консультации…………………..8

2.3Этапы работы над проектом:……………………………………..9

2.4 Формы организации детей и примерно содержание работы по двум возрастам на примере сюжетно-ролевой игры Магазин……………….11

Заключение……………………………………………………………………....14

Приложение………………………………………………………………………16

Введение

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение является необходимым условием существования человека, и вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важно для дошкольника умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.

Сюжетно – ролевые игры всегда увлекают детей возможностью прожить хотя бы несколько минут интересно, активно, как взрослые. Игра дает возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятельствах, и детей учатся решать возникающие проблемы не только с помощью игрушек, но и путем логических находок и рассуждений. Игра для ребенка – путь познания мира.

Основная часть. Теоретическое обоснование «Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников»

Актуальность. Одна из основных задач образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» – это социально–коммуникативное развитие.

Именно в игре ребенок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, получает опыт и умение применять в социальной жизни. Игра – это не просто деятельность с различными игрушками и предметами, в игре моделируются социальные отношения.

Цель. Создать оптимальные условия для познавательного и социально-коммуникативного развития детей через сюжетно-ролевую игру в соответствии с ФГОС. Расширять представления детей об окружающем и социальной действительности.

Задачи.

Проанализировать состояние предметно-пространственной развивающей среды.

Проанализировать научно – методическую литературу.

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Развивать у детей интерес к отражению в сюжетно – ролевых играх разнообразного содержания.

Усвоение норм, ценностей принятых в обществе (мораль, нравственные ценности) .

Теоретическая значимость

Социально-коммуникативное развитие детей относится к важнейшим пробелам педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • Развитие общения и взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий;
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • Формирование уважительного отношения к чувству принадлежности к своей семье, малой Родине, и Отечеству;
  • Формирование речевых умений (развитие способностей вступать в общение и поддерживать его) .

Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребенка. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Задачи:

- правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки;

- способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта, знаниями и впечатлениями, обогащать представления детей о мире;

- расширять круг их интересов;

- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками;

- обогащать и активизировать словарный запас детей, обучать ролевым диалогам;

Для реализации поставленных задач особое значение предали построению развивающего пространства для содействия детской игры: организовали непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: сюжетно-ролевая, театрально-игровая, строительно-конструктивная, интеллектуальная и зона, предусматривающая двигательную активность. Это позволяет всем детям одновременно организовать различные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Для успешной работы были разработаны блочное календарно-тематическое планирование, подобраны темы бесед, дидактические игры, целевые прогулки, сюжетно-ролевые игры с примерным ходом развертывания, план реализации сюжетно-ролевых игр, тематику сюжетно-ролевых игр, задачи и приемы руководства и др.

Создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными.

Своевременное и правильное применение различных форм работы обеспечивает решение поставленных задач.

Для социально-коммуникативного развития имеет значение интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС:

Речевое развитие

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Личностное развитие дошкольника

    Обобщение опыта работы по теме «Социально — личностное развитие дошкольников» Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в...

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Роль дидактической игры в развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Методы способствующие социальному развитию дошкольника

    «Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста» Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становле...

  • Методы социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Социально нравственное и личностное развитие дошкольников

    Социально-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы Воспитателя МБ ДОУ № 21 Г. Батайска, Ростовской области Парфёновой Ларисы Сергеевны Вторая квалификационная кат...

  • Значение игры в развитии дошкольника

    Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...

  • Особенности социального развития дошкольников

    Доклад на тему: «Социально — личностное развитие дошкольников» Социально-личностное развитие Полноценное развитие детей во многом зависит от специфики социального окружения, условий его воспитани...

  • Технологии социально коммуникативного развития дошкольников

    Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника» Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника» Повестка дня 1. Выполнение решений пр...

  • Игра как средство социально коммуникативного развития дошкольников

    План самообразования воспитателя «Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР» Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умени...

  • Значение игры в нравственном развитии дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....

  • Социальное развитие дошкольников

    Социально-личностное развитие дошкольника Солодянкина Татьяна Вячеславовна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с п...

  • Социально личностное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...