Современные концепции дошкольного образования

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ, СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ, Мировые педагогические концепции как методологическая и теоретическая основа для разработки концепций дошкольного воспитания и образования, Прагматизм как педагогическая концепция - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Лекция 6. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

знать современные концепции дошкольного образования, психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ;

уметь дать характеристику педагогической концепции целостного развития дошкольника; использовать субъект-субъектное взаимодействие как основу для конструирования образовательного процесса ДОУ, ориентируясь на отечественные и зарубежные инновационные педагогические системы;

владеть умениями анализировать и сравнивать отечественные и зарубежные концепции воспитания и обучения детей дошкольного возраста, непрерывного образования.

Мировые педагогические концепции как методологическая и теоретическая основа для разработки концепций дошкольного воспитания и образования

Прагматизм как педагогическая концепция

Прагматизм (от др.-греч. ?????? – дело) – психолого-педагогическая концепция, согласно которой целью воспитания и обучения является самоутверждение личности (Ч. Пирс, Р. Джеймс, Д. Дьюи и др.) .

В основе прагматизма лежит психологическое течение функционализма. Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его адаптационного смысла и его направленности на решение жизненно важных для ребенка и взрослого проблемных ситуаций.

Соответственно в рамках педагогической концепции был сделан вывод о том, что в основе процесса воспитания и обучения должны лежать интересы детей. Более того, сегодня уже разработана классификация типов детского темперамента (Д. Крейси) , которая позволяет определить предпочитаемый для развития ребенка вид деятельности и игры.

Она опирается на пары типологических черт, проявляющихся в поведении детей: экстраверсия – интроверсия, здравомыслие – интуиция, размышление – переживание, рассудительность – импульсивность. Их сочетание характеризует активность и темперамент детей.

Перечислим основные типы детского темперамента.

1. Единство здравомыслия и импульсивности – активный и живой ребенок, ориентированный на сиюминутность, спонтанность и удовольствие, с выраженной потребностью в двигательной активности, потребностью в действии и свободе.

2. Единство здравомыслия и рассудительности – ребенок, очень чувствительный к нестабильности и стремящийся к порядку во всем, ориентированный на результат, нуждается в надежности и порядке, очень старательный и внимательный к требованиям и поручениям взрослых.

3. Единство интуиции и переживания – общительный и обаятельный ребенок, с хорошо развитой речью и воображением. Очень чувствительный к гармонии социальных взаимоотношений вокруг него, впечатлительный и ранимый.

4. Единство интуиции и размышления – серьезный ребенок, рано начинающий говорить и читать. Больше всего хочет все знать и уметь, чтобы понимать, объяснять, контролировать и управлять. Независимый от окружающих, с завышенными требованиями к себе.

По поводу предпочитаемых видов деятельности можно сказать следующее.

1. Любит активные и подвижные игры, манипулирование предметами. Действует с ними неаккуратно, все время ломает и бросает ради новых. Требуется много пространства для их освоения.

2. Любит мастерить что-то своими руками, рассматривать книги вместе со взрослым, заниматься и наводить порядок.

3. Любит коммуникативные игры, фантазирование и сочинение историй, обожает "одушевленные игрушки".

4. Любит проводить опыты и экспериментировать, конструировать и коллекционировать.

Исходя из интересов детей и родителей, в качестве общих требований к детскому саду использовались (и используются до сих пор) следующие требования:

1) наличие соответствующего помещения (11-17 м2 на ребенка) и безопасного оборудования; мебели и оборудования, в том числе для физических упражнений и тренировок; необходимых для ребенка вещей и игрушек. Особое внимание обращается на разнообразие игровых занятий и материала для них. Например, в программе Step by step (США) выделяются следующие виды центров и оборудования для них:

центр сюжетно-ролевой игры – здесь содержатся разные куклы: бумажные плоскостные, куклы-мешки, марионетки, маски, куклы из носков и варежек, пенопласта и глины и др.;

открытая площадка – имеет игровые области: зона лазанья, игр с песком и водой, зона транспорта, зона тишины, столярная зона, садовый участок;

– центр строительства;

центр литературы – зона с мягким ковром, подушками, удобными стульями и столом для письма и рисования, полки с книгами, переплетный уголок;

центр искусства – зона экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, смываемыми маркерами, глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножницами для правой и левой рук, клеем, плотной бумагой и др.; оборудованием для использования различных техник живописи: пальцевой живописи, живописи картофельным крахмалом, мыльными хлопьями, печатания губкой, обливной печатью, кляксовой живописью, печатания веревкой, восковой живописью;

центр манипулятивных (настольных) игр и игрушек: картинки, игры-головоломки, игры с фишками, лото, домино, цветные бусы, магнитные картинки и др. Все игры должны иметь пометки, указывающие на разный уровень сложности дидактического материала;

музыкальный центр: предметы, связанные с музицированием (фабричные и самодельные: погремушки (алюминиевые банки и коробки с крышками, наполненные рисом, фасолью, песком, пуговицами, семечками) , щипковые инструменты (тесемки, проволока, нити разной толщины) , ударные инструменты (кубики, пустые банки) , духовые (пластиковые бутылки, трубки, дудочки, свистульки) .

В любом случае в рамках данной педагогической концепции значительная роль отводится созданию продуманно организованной и разнообразной предметно-пространственной среды. Профессиональное творчество воспитателей в создании такого развивающего и воспитательного пространства ограничивается лишь требованиями к безопасности детей, что контролируется различными инстанциями.

Однако педагоги детского сада часто не несут юридической ответственности за жизнь детей, и поэтому те могут свободно перемещаться на достаточно большом участке, уходить в другие группы, предварительно предупредив об этом воспитателя, который, например, спокойно может сказать родителям, пришедшим за ребенком: "Поищите его в группе Магды, он ушел туда" (Германия) . Если с ребенком произошло несчастье, то об этом в первую очередь ставят в известность родителей и звонят в больницу. Дети застрахованы от несчастных случаев в детском саду и во время проведения всех общесадовских мероприятий, поэтому услуги врача и стоимость поездки на такси в больницу и обратно оплачивает страховое агентство.

Кроме того, есть возможность получить комплексную страховку, по которой родителям компенсируют все расходы в случае, если ребенок получит серьезную травму и попадет в больницу. При этом обычно за право страхования конкурируют несколько компаний.

2) Возможность выбора вида активности, регулярное чередование активных игр и занятий с отдыхом; умение воспитателей заинтересовать, вовлечь детей в различные игры и занятия, умение поощрять детей. Как видно из приведенных требований, педагоги-прагматики в первую очередь обращают внимание на формирование мотивационной основы деятельности у ребенка.

К вопросу о признании той или иной деятельности ребенка в качестве основной ученые разных стран подходят по-разному. Например, во Франции П. Кергомар считала такой деятельностью детскую игру, а С. Френе признавал приоритет за трудовой, практической деятельностью детей.

До сих пор в Финляндии во всех дошкольных учреждениях, начиная с 3 лет, детям преподаются разнообразные художественные и ремесленные техники: шелкография, роспись по ткани, разные виды печати, изготовление и крашение бумаги разными способами, типографские и разные переплетные работы, плетение и аппликации из всевозможных природных и искусственных материалов; работа с деревом, кожей, мехом, металлической фольгой и проволокой, бросовым материалом и разнообразными сортами бумаги (от картонных ящиков, газетной и писчей бумаги до гофрированной, липкой, шелковой) . На собственно операционные навыки почти не обращают внимание. Умение работать с разными материалами развивает в детях познавательную активность, обогащает знаниями о мире. В то же время высококачественный результат труда ставит детей как бы "вровень со взрослыми", позволяя использовать сделанное собственными руками.

3) Элементы новизны и оригинальности в программе воспитательной работы; постоянно действующие программы повышения квалификации персонала. Особенность детских садов, ориентирующихся на концепцию прагматизма, заключается в том, что воспитание и обучение осуществляется не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических целей, где дети не только познают мир, а учатся работать вместе, преодолевая разногласия путем проб и ошибок.

Так, впервые в мире вводится принцип "проблемного обучения". Постепенно складывается "практика, соответствующая уровню развития детей" (США, Германия) , когда создаются специальные условия для развития активности, экспериментирования и творчества детей. Этому способствует использование метода проектов как условия и средства обучения дошкольников.

Сегодня проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических (Е. С. Евдокимова) . Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели.

При этом, но мнению Джона Дьюи, в ходе осуществления такой проектной детальности ребенок – "это солнце, вокруг которого вращается все". Поэтому Дж.

Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ребенок сумеет применить в жизни. В дальнейшем его идеи были поддержаны и развиты в трудах У. Килпатрика и Э. Коллингса, С. Т. Шацкого и Л. К. Шлегер.

Они отмечали, что в проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием стимулируемыми действиями взрослого и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении "ребенок – взрослый" или на соучастии в деятельности на партнерских правах. В связи с этим к проектированию предъявляются следующие требования:

• учет интересов ребенка;

• деятельность без принуждения "от всего сердца";

• тематика (проблема) из близкого окружения, адекватна возрасту;

• предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

• совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

Этапы проектирования и примерное распределение совместных проектных действий взрослых и детей представлены в табл. 11.

Таблица 11

Распределение совместных действий детей и взрослых на разных этапах проектирования

Этапы проектной деятельности

Подробней studme.org

Современные отечественные концепции дошкольного воспитания, Общие концепции - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Современные отечественные концепции дошкольного воспитания

Общие концепции

Характер и значимость любой педагогической концепции определяется уровнем развития общества с его социальным заказом к образованию и предложением возможностей для его реализации. В общем виде их можно разделить на концепции, ориентированные на авторитарную систему воспитания, и на концепции, связанные с гуманистической системой воспитания. Первые считаются социально-ориентированными, вторые – личностно-ориентированными.

Коммунистическая система воспитания, долгое время господствующая в нашей стране, является примером социально-ориентированного воспитания. Для нее, как и для других авторитарных концепций, которые господствовали в мире до начала XX в., характерны следующие черты:

– ориентация на образование для всех детей по единой, с некоторой дифференциацией, программе воспитания и обучения, в том числе на определенные, стандартные для всех цели и содержание;

– ориентация на формирование заданного уровня академических знаний детей и формирование личности по единому эталону;

– достаточно выраженное управление процессом воспитания и обучения со стороны педагогов и руководителей дошкольными образовательными учреждениями;

– наличие требований и распоряжений, регламентирующих деятельность и жизнь детей.

Группе авторитарных концепций противостоят гуманистически ориентированные концепции. Для них характерно следующее:

– ориентация процесса воспитания на развитие личности и формирование творческой индивидуальности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, их положительных качеств и сторон развития;

– учет особенностей социальной и культурной среды, окружения;

– вовлечение детей в активную и сознательную деятельность, сочетание педагогического руководства с самодеятельностью и самостоятельностью воспитанников;

– взаимосвязь воспитания с жизнью и опытом воспитанников, с жизнью общества;

– воспитание в коллективе и с помощью коллектива.

Появление подобной концепции также может стимулировать реформы образования. Так, "Концепция дошкольного воспитания", утвержденная Государственным комитетом по народному образованию в 1989 г., положила начало реформе дошкольного образования в России. Сегодня это основополагающий документ, определяющий цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формулирующий принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста; провозглашающий личностно-ориентированную модель дошкольного образования в Российской Федерации.

Благодаря этому началась разработка новых концепций воспитания и образования. Так, в гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в "Национальной доктрине образования Российской Федерации" (2001 г.) , делается акцент на гуманистическую направленность воспитания и образования, которая стала рассматриваться не только как признак, определяющий вектор воздействия на воспитанников, но и как неотъемлемая характеристика процесса воспитания. Благодаря этому изменился подход к определению основных задач современного воспитания, среди которых стали называться следующие:

– обеспечение исторической преемственности поколений;

– сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

– воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

– воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой.

Кроме того, изменился подход к определению содержания процесса воспитания. В соответствии с данной концепцией оно теперь должно выстраиваться как система базовых воспитательных процессов: культурной идентификации, социализации, духовно-нравственного развития личности и индивидуализации. Результаты воспитания и образования при этом формулируются через интегральные качества личности.

В соответствии с Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, данные результаты могут быть представлены в виде социального портрета ребенка и состоят в следующем (по Н. В. Фединой) .

1. Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных) . У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) . Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правит поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо" (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.) . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила) , в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) .

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) , поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме) , государстве (стране) , мире и природе.

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме) , его культурных ценностях и своем месте в нем; о государстве (в том числе его символах, "малой" и "большой" Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты) .

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилам и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.) , необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Данный подход к оценке результатов дошкольного воспитания и образования не совсем соответствует содержанию концепции дошкольного воспитания, так как формулирует результаты воспитания и обучения в категориях, характеризующих не столько развитие личности дошкольника, сколько уровень сформированности его компетенций. Это связано с современным подходом к постановке целей и определению результатов образования.

В частности, он отражен в Концепции модернизации российского образования (2001) .

В ней говорится о том, что современное качество образования должны определять ключевые компетенции. При этом под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные психические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений) , которые затем выявляются в компетентностях человека. Так, И. А. Зимняя определяет пять ключевых социальных компетентностей человека:

– компетентность здровьесбережения;

– компетентность социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

– компетентность в общении;

– компетентность информационных технологий.

Опираясь на компетентностный подход, большое внимание в указанной Концепции отводится опыту самостоятельной деятельности и личной ответственности воспитанников и обучающихся. Поэтому считается, что обновление образования должно сыграть ключевую роль в сохранении нации – одной из задач воспитания становится формирование культурной идентификации и развитие чувства ответственности за судьбу страны.

Схожие задачи сегодня стоят перед дошкольным и начальным образованием и за рубежом. Однако там реализация компетентностного подхода к образованию не связывается так однозначно с осознанием ребенком – будущим взрослым своей жизненной миссии и своей роли в развитии потенциала страны.

В этом отношении нельзя не вспомнить результаты исследований Кена Робинсона. Он говорит о том, что современная система образования настроена на унификацию личности ребенка, потому что ориентирована на формирование системы определенных качеств личности и стереотипа поведения, их стандартизацию.

Между тем, воспитание ребенка сегодня как воспитание человека будущего должно предполагать формирование у него таких установок и качеств личности, которые помогут ему действовать в ситуациях неопределенности – самостоятельно и творчески. Значит, ему нужно будет действовать и мыслить нестандартно.

В связи с этим и за рубежом, и в России в 1990-х гг. большую актуальность приобрело такое направление в работе с дошкольниками, как развитие способностей, основанное на идее амплификации детского развития, предложенной А. В. Запорожцем, и педагогике сотворчества, проявляющейся в создании условий для формирования предпосылок к различным видам деятельности, развитии интересов детей и раскрытии талантов в каждом ребенке. Современные концепции творчества расширили и углубили подходы к решению проблемы диагностики творческих способностей, выявлению механизмов развития детского творчества. Некоторые исследователи стали рассматривать творчество как личностный интегративный показатель.

В этих условиях ведущей идеей в образовании становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности и неповторимости личности каждого ребенка. При этом особенно важным становится принцип индивидуализации воспитания, которая в данном случае означает поддержку индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка и определение своего места в обществе.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Материал studme.org

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-2

Стр. 1

Ребенок и общество

Стремление одеть в гранитные берега детство — характерная черта недавнего прошлого. Она не изжита и сегодня. Сооружение искусственных берегов началось в 30-е годы.

Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет “вернуть детям детство”, избавиться от манеры “всех стричь под одну гребенку”, “прекратить муштру”, наступление на детство приобретало необходимый характер. В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.

“Детство — этап подготовки к будущей жизни”. Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени “подготовки”, то отрицается самоценность “проживания” эпохи детства ребенком.

Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь нев том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства!

“Взрослый — для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок — для того, чтобы учиться и слушаться”. Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья+воспитание+обучение Детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, проявление “личных чувств” и т. п.) , становится избыточным.

Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарных взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспитательному процессу. От такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из него выпадает “человеческий радикал”.

“Все лучшее—детям!”—пока этот лозунг-стереотип остается только лозунгом. Исходным пунктом оценки этого предоставления является экономический критерий, выражающий готовность общества осуществлять материальные вклады в детство.

Сказать, что в этой сфере действует “остаточный принцип”,— это сказать не всю правду. Дети получают “остатки от остатков”. Последствия экономии на детстве (в таких сферах, как обеспечение материнства, профессиональная подготовка и переподготовка педагогов, пособия и технические средства обучения, строительство, пропаганда педагогических и медицинских знаний и т. п.) непосредственно отражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка, на возможности обеспечить преемственность между различными периодами его жизни.

Необходимо отказаться от “остаточного принципа” в самом народном образовании и социальном обеспечении применительно к детям.

Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право в обязанность взрослых не утешаться верой в счастливое детство наших детей,

Ключевые позиции обновления советского детского сада — охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического) , гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления.

из 12

Источник pedlib.ru

Другие статьи по теме:

  • Дошкольное образование pdf

    Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информацио...

  • Дошкольное образование программа раннего развития детей

    О ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «КАРАПУЗ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ 1. Общие положения 1.1. Группа раннего развития «Карапуз» для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, именуема...

  • Педагогические технологии в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Педагогические технологии по фгос в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Инклюзия в дошкольном образовании

    Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении В 80-е гг. прошлого века в США вводится новый термин, обозначающий ситуацию активного участия каждого ученика в совместном об...

  • Информационно коммуникационные технологии в дошкольном образовании

    Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании Развитие современного общества неразрывн...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Современное дошкольное образование теория и практика

    Журнал "Современное дошкольное образование. Теория и практика" | Образовательный портал Воронежской области О журнале Первые годы жизни ребенка являются тем временем, когда для его роста и развит...

  • Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста

    Введение Актуальность: С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со всту...

  • Игровые технологии в дошкольном образовании

    «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении» В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технол...

  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

    Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств...

  • Методики дошкольного образования

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Программа дошкольного образования детство

    Образовательная программа «Детство» Организацию образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста, представленными в образовательных областях по мате...

  • Что характеризует современное содержание дошкольного образования

    Современная система воспитания дошкольника Современная система отечественного дошкольного воспитания строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на п...