Структура фгос дошкольного образования

ФГОС в дошкольном образовании.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и включает в себя требования к:

результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (далее - основная образовательная программа) ;

структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;

условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим психолого-педагогическим и иным условиям.

Требования к структуре основной образовательной программы, к результатам ее освоения и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников на уровне дошкольного образования, включая образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Семейного кодекса Российской Федерации, обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и др. особенностей народов Российской Федерации.

3. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности.

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;

равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста;

формирования социокультурной среды дошкольного детства;

развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) ;

преемственности дошкольного и начального уровней общего образования;

4. В основе Стандарта лежат положения культурно-исторической концепции и деятельностного подхода, которые определяют:

необходимость организации образовательной работы с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и принципов развивающего образования;

важность учета специфики организации образовательной работы с дошкольниками через решение образовательных задач в процессе всей жизнедеятельности детей в образовательной организации;

обязательность организации детских видов деятельности и создания условий для развития самостоятельности детей в этих деятельностях;

приоритет в образовательной деятельности задач развития личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста;

обязательность реализации педагогами личностного подхода в образовании.

5. Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ дошкольного образования;

организации образовательного процесса в образовательных организация, реализующих основные образовательные программы, дошкольного образования независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, формирования государственного (муниципального) задания для образовательной организации;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

6. Стандарт является ориентиром для родителей (законных представителей) , обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7. Стандарт определяет требования к итоговым интегративным результатам освоения основной образовательной программы.

8. Интегративные результаты освоения основной образовательной программы являются характеристиками целостного развития ребенка и его общей культуры, и включают в себя:

показатели сохранности и укрепления здоровья детей;

физические качества и личностные качества, обусловливающие возможности самореализации ребенка в детских видах деятельности;

предпосылки учебной деятельности;

8.1. Физические качества отражают:

развитие скорости, силы, гибкости, выносливости и координации движений;

приобретение опыта и развитие двигательной деятельности в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании и др.) , а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх.

8.2. Личностные качества отражают:

8..2.1. Любознательность и активность:

проявление интереса к новому, неизвестному в окружающем мире (мире предметов, людей, отношений) ;

инициативность в организации детских видов деятельности, в том числе в исследовании объектов окружающего мира и экспериментировании с ними;

8.2.2. Эмоциональную развитость:

способность адекватно откликаться на эмоциональные переживания близких людей, сопереживать значимым персонажам произведений искусства;

умение использовать выразительные средства для передачи эмоций и чувств;

развитие эмоционального восприятия мира искусства и природы;

8.2.3. Самостоятельность:

развитие саморегуляции (целеполагания, планирования и организации действий по достижению конкретной поставленной цели) в самостоятельной деятельности, при взаимодействии со взрослыми и сверстниками в процессе деятельностей;

возможность самостоятельно осуществлять детские виды деятельности;

преобразовывать освоенные способы и средства деятельности в зависимости от ситуации;

способность прогнозировать и учитывать последствия собственных действий и изменять свое поведение с учетом этих последствий;

8.2.4. Способность общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками:

готовность взаимодействовать со взрослыми и детьми, изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации, учитывать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, первичные ценностные представления о том "что такое хорошо и что такое плохо";

овладение различными формами и средствами общения со взрослыми и сверстниками и их адекватное использование;

овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве) ;

8.3. Предпосылки учебной деятельности:

способность создавать и воплощать собственный замысел в детских видах деятельности;

умение действовать по правилу, образцу или с помощью схемы;

умение слушать взрослого и последовательно выполнять его инструкции;

овладение необходимыми умениями и навыками для осуществления детских видов деятельности;

8.4. Первичные (допредметные) представления:

о себе, других людях, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях) , их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и других) , планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов;

о нормах и правилах поведения человека в социуме, основах здорового образа жизни и безопасности;

9. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы подразделяются на итоговые, которые дошкольник может приобрести в результате освоения им основной образовательной программы, и промежуточные, раскрывающие динамику развития ребенка в процессе освоения основной образовательной программы на протяжении дошкольного возраста.

Планируемые промежуточные результаты устанавливаются основной образовательной программой.

10. Оценка результатов освоения основной образовательной программы осуществляется образовательной организацией в виде мониторинга с целью:

обеспечения социальной успешности каждого ребенка;

выявления и минимизации трудностей освоения воспитанниками основной образовательной программы;

выявления индивидуальных особенностей и потребностей детей для уточнения планирования содержания психолого-педагогической работы по реализации основной образовательной программы;

своевременной корректировки форм, методов и условий реализации основной образовательной программы;

раннего выявления и осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

построения продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам развития ребенка;

формирования реалистичных ожиданий родителей (законных представителей) в отношении достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

обеспечения преемственности при переходе ребенка на следующий уровень общего образования.

11. Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

12. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с требованиями, установленными Стандартом, с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

13. Основная образовательная программа определяет цели, задачи программы, планируемые результаты освоения образовательной программы, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечивающих социальную успешность каждого ребенка, в том числе на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Формы организации образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательная организация.

14. Основная образовательная программа формируется в соответствии с принципами:

возрастной адекватности, предполагающего учет биологического и психологического возраста воспитанников;

развивающего образования, согласно которому правильно организованные воспитание и обучение являются основным средством разностороннего полноценного развития ребенка;

сочетания полноты (направленности на разностороннее развитие ребенка и реализацию его индивидуальных возможностей) , необходимости и достаточности (определения средств, способных обеспечить полноценное развитие ребенка и реализацию его индивидуальных возможностей) ;

интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность образовательного процесса;

комплексно-тематического построения, обеспечивающего создание структурно-смысловой основы реализации содержания дошкольного образования;

учета гендерной специфики;

учета особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

преемственности с основной образовательной программой начального общего образования.

15. Основная образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

15.1. Обязательная часть основной образовательной программы:

обеспечивает выполнение требований Стандарта по достижению воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения ими основных образовательных программ начального общего образования;

включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции нарушений развития;

реализуется во всех образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также вне образовательных организаций в форме семейного образования.

15.2. Часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, отражает специфику потребностей участников образовательных отношений, условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) , в которых осуществляется образовательный процесс, а также ориентацию на преобладающие виды детской деятельности.

15.3. Образовательные организации оказывают родителям (законным представителям) воспитанников, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь по реализации основной образовательной программы.

15.4. Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - не более 20% от общего объема основной образовательной программы.

Общий объем основной образовательной программы и ее частей определяется объемом решаемых задач психолого-педагогической работы.

16. Структура основной образовательной программы состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного, организационного, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

16.1. Целевой раздел включает в себя:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

16.2. Содержательный раздел определяет общее содержание психолого- педагогической работы по реализации основной образовательной программы, обеспечивающее разностороннее полноценное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и включает в себя:

программу развития детской деятельности;

программу первичной ценностной ориентации и социализации;

программу развития первичных представлений.

Для обеспечения коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы содержательный раздел включает в себя программу коррекционной работы.

16.3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы и включает в себя:

описание образовательного процесса;

систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

17. Требования к разделам основной образовательной программы:

17.1. Целевой раздел основной образовательной программы:

17.1.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации основной образовательной программы;

значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников образовательной организации, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

17.1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны:

уточнять и конкретизировать требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

соотноситься с требованиями стандарта начального общего образования.

являться основой для определения содержания психолого-педагогической работы, формирования системы мониторинга освоения основной образовательной программы.

17.2. Содержательный раздел основной образовательной программы:

17.2.1. Программа первичной ценностной ориентации и социализации должна обеспечивать:

становление основ российской гражданской идентичности, в том числе формирования чувства принадлежности и уважительного отношения к своей семье, малой и большой родине;

формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе) ;

овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностных представлений о том «что такое хорошо и что такое плохо»;

овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) ;

формирование гендерной идентичности;

развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы.

17.2.2. Программа развития детской деятельностидолжна быть направлена на при

  • О детском саде

Подробней на сайте edu.tatar.ru

Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Пятница, 11 Апрель 2014 10:07

Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы

Пояснительная записка должна раскрывать:

- цели и задачи реализации Программы;

- принципы и подходы к формированию Программы;

- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)

Содержательный

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организацииработы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

– сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями) , должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно

Организационный

2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы

Дополнительный

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта) .

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы) , методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Прочитано 22518 раз

Читать далее mosmetod.ru

Другие статьи по теме: