Толерантность для детей дошкольного возраста

Развитие толерантности у детей дошкольного возраста

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

1. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

2. во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

3. в китайском – быть по отношению к другим великодушным;

4. в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

5. в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность - это милосердие;

Толерантность - это сострадание;

Толерантность - это уважение;

Толерантность - это доброта души;

Толерантность - это дружба.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Есть два пути развития личности:

Толерантная личность Интолерантная личность

доброжелательность непонимание

понимание и принятие игнорирование, эгоизм

чуткость, любознательность выражение пренебрежения, нетерпимость

снисходительность, доверие, раздражительность, равнодушие,

гуманизм цинизм, немотивированная агрессивность

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Правила толерантного общения:

1. Уважай собеседника

2. Старайся понять то, о чем говорят другие

3. Отстаивай свое мнение тактично

4. Ищи лучшие аргументы

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого

6. Стремись учитывать интересы других

Сплочённый коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. В связи с этими задачами ребенок должен освоить общечеловеческие ценности — культурные, социальные, моральные, лежащие в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребенка к истории, традициям, обычаям своего народа мы вводим его в мир богатой народной культуры.

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений. В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо для начала необходимо самим относиться к детям толерантно. Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием "разрушительный конфликт" подразумевается противостояние, которое наносит "противнику" ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т. п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также — это огромная каждодневная работа воспитателей. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие с родителями детей. Воспитатели вряд ли смогут перевоспитать родителей, но могут повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

2) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

4) русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно", "Бояре" и другие; подвижные игры других народов: "Медный пень", "Палка- кидалка", "Смелый всадник" и другие;

5) проведение русских народных праздников, например таких как Масленица, Рождество в соответствии с народным календарем;

6) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

7) знакомство детей с традициями народов разных стран;

8) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

9) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

10) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок;

11) встречи с родителями, на которых детям рассказывают о традициях, обычаях своего народа;

12) создание мини-музея "Русская изба";

13) анкетирование родителей - разработка системы занятий, тренингов, семинаров по обучению основам конструктивного общения, по ненасильственному взаимодействию с детьми, воспитанию толерантности.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа:

•создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (организация поздравления с праздниками, днем рождения) ;

•организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, походов в лес, подготовка к проектам) ;

•выполнение творческих семейных заданий (докладов, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей) ;

•традиционные совместные чаепития по пятницам (изготовление салатов, накрывание столов, совместные беседы) .

Наиболее эффективными формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, консультирование, проведение тренингов по общению и родительские собрания.

Родительское собрание "Толерантность для родителей"

www.maam.ru

Сценарий праздника толерантности для детей старшего дошкольного возраста

Сырцова Ольга Алексеевна, педагог-психолог,

МБДОУ «Детский сад № 95», г. Чебоксары,

Чувашская Республика

Никонорова Фаина Пимановна,

музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад № 95»,

г. Чебоксары, Чувашская Республика

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

Из «Декларации принципов толерантности»

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи:

1. Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.

2. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.

3. Расширение знаний детей о красоте и разнообразии музыки и игр различных народов.

4. Обогащение культурного опыта дошкольников.

5. Формирование умения общаться, быть доброжелательными в процессе общения со сверстниками.

Оборудование и атрибуты:

Большой глобус с подсветкой, воздушные шары трех цветов. Оформление центральной стены по теме праздника. Аудиозаписи русской, татарской и чувашских песен. Национальные костюмы.

ИКТ: мультимедийная установка.

Оформление.

На центральной стене: панно с изображением земного шара и детских лиц разных национальностей.

Ход праздника:

Под музыку В. Локтева «Песня о России» дети с белыми, красными и голубыми воздушными шарами, отражающими символику российского флага, под торжественный марш входят в музыкальный зал.

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный» музыка и слова С. Смирновой.

Под музыку дети друг за другом проходят на сцену и раскладывают воздушные шары у центральной стены, садятся на стулья.

Ведущая:

16 ноября весь мир отмечает день Толерантности. В этот день утверждена декларация принципов Толерантности, поэтому признан Всемирным днем. Что означает это слово?

На земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. Ты не перепутаешь ни с кем своих родителей, бабушку, дедушку. Но еще люди отличаются цветом кожи. Есть чернокожие - живут в жаркой Африке, желтокожие - они живут в Китае, Японии, есть белокожие, как мы с вами. Такие люди живут в Европе, Америке, у нас в России.

Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе - Декларации прав человека. Есть даже Декларация прав ребенка, в которой говорится о правах и обязанностях детей.

Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, на улице, в транспорте. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям.

Толерантность-терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая.

Дети исполняют песню «Я, ты, он, она» автор Д. Тухманов-Р. Рождественский.

Ведущая:

У нас в республике, как и во всей России, дружно живут люди разных национальностей и трудятся на благо и процветание нашей республики. Все они дружат и говорят между собой на русском языке.

К нам прибыли гости из разных республик

Звучит русская народная музыка, в зал входит Матушка Русь в русском народном костюме.

Матушка Русь:Здравствуйте, мои друзья! Очень рада встрече я!

(Кланяется на три стороны) .

Ведущая: Здравствуй Матушка Русь!

Матушка Русь: Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,

Сколько здесь моих друзей - всех национальностей!

Внешне хоть и не похожи, для меня, вас нет дороже,

Все красивы и умны, все талантливы, скромны,

Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?

Дети: Дружно!

Ребенок: Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,

Русские и чуваши, татары и марийцы.

Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,

Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

За друзей стоим горой, вместе дело спорится!

Матушка Русь: Как я рада, что ребята в детском садике дружны,

Ведь когда народы дружат, это счастье для страны,

Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,

А еще друзей хороших будем в гости зазывать!

Дети исполняют песню «Настоящий друг» музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Звучит фонограмма русской народной музыки «Полянка», в зал входит девочка Настенька в русском народном костюме.

Настенька: Здравствуйте мои друзья! Очень рада встрече я!

Матушка Русь: Здравствуй, русская красавица Настенька!

Настенька: С русским радушием вас я встречаю,

В игры со мной поиграть приглашаю!

Знаю много игр веселых,

многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивные.

Проводится русская народная игра «Голубой платочек».

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке. Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его. Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет. Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы ее утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Матушка Русь: Спасибо тебе, Настенька! Нам понравилась твоя игра. Оставайся с нами!

Все вместе:Мы будем с русским народом дружить,

И нашей дружбой крепкой дорожить!

Матушка Русь:Снова мы друзей хороших в гости позовем,

Вместе дружно поиграем, спляшем и споем!

Звучит фонограмма чувашской народной музыки, в зал входит девочка Анюк в чувашском костюме. Приветствует детей на чувашском языке

Анюк: Ыра кун пултар!

Добрый день мои друзья!

Очень рада встрече я!

Стихотворение

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

А там где мы родились,

Где весело живем

Края свои родные

Мы родиной зовем.

Я в Чувашии живу

Я Чувашию люблю,

Любит песни наш народ

Дружно пляшет и поет.

Матушка Русь:Здравствуй, красавица Анюк!

Анюк: С радушьем чувашским вас встречаю,

Повеселиться вместе приглашаю!

Ведущая: Поиграть с тобой мы рады,

И скорей хотим узнать,

Какие игры чувашские ребята

Играют, чтобы не скучать!

Анюк: Знаю много игр веселых,

Многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивные.

Эй, ребята, не скучайте!

В «Поясок» со мной сыграйте!

Подвижная игра «Поясок»

Для игры выбирают водящего, который держит «поясок» в руке. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, водящий за кругом. Двигаются противоходом. С окончанием музыки дети останавливаются и закрывают глаза, а водящий продолжает движение, роняет поясок. Водящий спрашивает: Поясок у кого? Дети открывают глаза. Дети поворачиваются и находят поясок и поднимают со словами «У меня». Водящий и тот, кто нашел поясок становятся спиной друг другу и бегут в противоположную сторону. Кто быстрее добежит до свободного места. Игра продолжается.

Под фонограмму татарской народной музыки, выходит мальчик в татарском костюме.

Камиль: Здравствуйте, ребята!

Видеть вас я очень рад!

Матушка Русь:Здравствуй!

Камиль: Я с радушьем вас встречаю,

Поиграть всех приглашаю!

Ведущая: Поиграть с тобой мы рады,

И скорей хотим узнать,

Какие татарские ребята играют игры,

чтобы не скучать!

Мальчик: Знаю много игр веселых,

Многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивные.

Эй, ребята, не скучайте!

В «Тимербай» поиграйте!

Ведущая:А что это такое Тимербай? Здоровый человек.

Проводится татарская подвижная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего-Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-либо движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя ».

Матушка Русь: Спасибо тебе! Нам понравилась твоя игра. Оставайся с нами!

Ведущая: За руки возьмемся, станем в круг,

Каждый человек, человеку друг,

Мы будем в мире, дружбе жить,

И нашей дружбой крепкой дорожить!

Дети и педагоги выходят в круг, исполняют хороводную песню «Большой хоровод» музыка Б. Савельева, слова Л. Жигалкиной и А. Хайта (после дети садятся на места).

Матушка Русь:Вот теперь - то я довольна! Вижу, дети, вы дружны!

Дружите, друг с другом и будьте счастливы!

В заключении дети исполняют песню «Солнечный круг» музыка А. Островский, слова Л. Ошанин.

Ведущая: Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Так будем жить всегда.

Толерантным может стать любой человек, который уважает себя, свое имя, свою семью, бережно относится к природе, правильно ведет себя, дружно играют друг другом, уважает всех, кто рядом, любит свою Родину.

Люди, доброта и толерантность спасут мир!

Литература

Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1989

www.maam.ru

Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы детского сада)

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Определение слова «толерантность»:

В испанском языке - способность

признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) .

Идеи, взятые за основу:

Относиться к окружающим с уважением.

Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.

Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.

Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия) .

Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели , должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и пониманиядругих людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

Основные принципы:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Принципы содержания работы:

  • ?Комплексно- тематический подход к планированию.
  • ?Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.
  • ?Интеграция образовательных областей.
  • ?Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
  • ?Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.
  • ?Построение предметно- развивающей среды с учетом современных требований.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Формы воспитания толерантности:

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций) , направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Работа с детьми:

Подробней dohcolonoc.ru

Воспитание основ толерантности у дошкольников

Библиографическое описание: Мандрыгина Н. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников / Н. Ю. Мандрыгина, Л. Ю. Шанина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.) . ? М.: Буки-Веди, 2013. ? С. 44-48.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также - это огромная каждодневная работа педагогов.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

- проведение праздников, и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

- театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

- сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

- русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно", "Бояре" и другие;

- проведение русских народных праздников, например, таких как "Масленица, "Рождество" в соответствии с народным календарем;

- изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

- знакомство детей с традициями народов разных стран;

- с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

- сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Картотека игр к программе «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Похожая статья: Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

«Имена» Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу» Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя» Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.) . После игры - обсуждение:

- Легко ли было хвалить себя?

- Кого вам легче хвалить, себя или других?

- Кто вас хвалит?

- Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

- Вы любите хвалить других?

«Моя улица» 1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц.

2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц) , а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей) .

Похожая статья: Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

«Домино» Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

- что нового узнали друг о друге;

- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные» Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге.

Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом - в другой.

«Все мы похожи» Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

«Фисташки»

Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Ход игры:

Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое) :

- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?

- У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?

- Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

- Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

«Я тоже»

- научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;

- осознать уникальность других;

- создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры:

Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер».

Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки) . Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение:

- каждый ли человек особенный. Почему?

- что делает нас особенными?

«Большие и маленькие»

Возраст - любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» - «веселый», и т. д.)

Цели:

- помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным;

- создать веселую атмосферу;

Ход игры:

Во время выполнения заданий запрещается разговаривать

- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие - слева».

- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.

- Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.

- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Обсуждениедолжно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы.

Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю»...

- осознать возможность сосуществования различных мнений;

- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры:

Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен») , с другой - минус («не согласен») . Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен - на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться.

Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы) :

- Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках.

- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

- Весна лучше осени.

- Самый классный мультик - «Маша и медведь».

- Самое прекрасное домашнее животное - кошка.

Обсуждение:

Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения?

Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось?

Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

«Надо договориться»

Ссылка на источник www.moluch.ru

- единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;

- уважительного отношения к личности;

- социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;

- единства знания и поведения;

- диалогичности и сотрудничества;

- рефлексии.

Также, работа по проекту предполагает преемственность работы со школой по повышению качества работы по толерантному воспитанию и образованию детей.

Неделя «Дружат дети всей Земли»:

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».

Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».

Проведение подвижных национальных игр.

Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».

Музыкально - спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли».

Оформление стенда «Я маленький, но я имею право».

Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.

Оформление картотеки игр народов мира.

Конкурс плакатов по толерантности «Толерантность-дорога к миру».

Организация недели национальной кухни.

Совместное проведение праздников и развлечений

Наше ДОУ приняло активное участие в городской фестиваль «Югра- это ты и я!».

Реализация проекта по взаимодействию с пожилыми людьми «Мудрость рядом с нами».

Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуб «У самовара» решили ввести в традицию проведение совместных мероприятий в детском саду.

Наш проект направлен в первую очередь на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и пожилыми людьми нашего города, которые приехали в Покачи совсем молодыми, прожили и проработали здесь многие годы.

Проект необходим для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Деятельность в рамках проекта – это длительное творческое сотрудничество МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуба «У самовара». В результате работы сформировался коллектив единомышленников из членов клуба «У самовара» и коллектива детского сада – детей, педагогов, родителей.

Цель данного проекта:

Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.

Задачи:

1. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию уважения к людям старшего поколения.

2. Способствовать расширению круга общения с взрослыми.

3. Формировать коммуникативные умения и навыки; тактично, с уважением обращаться к гостям детского сада, внимательно их выслушивать.

4. Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.

5. Поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей.

6. Формировать интерес к общественной жизни.

7. Укреплять знания о семейных традициях и наладить преемственность между поколениями.

8. Привлекать пожилых людей к совместной деятельности с детьми и сотрудниками детского сада для проведения цикла совместных мероприятий.

Реализация проекта «Доброта спасет мир»:

Цель проекта:

Организация взаимодействия детей дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Дети с отклонениями в развитии участвуют в прогулках, спортивных досугах и развлечениях художественно-эстетического цикла, других мероприятиях вместе с нормально развивающимися детьми. Они имеют возможность посещать возрастные группы, экологическую, изобразительную, театральную студии, спортивный зал.

При этом дети с отклонениями в развитии включаются в различные виды деятельности (игровую, изобразительную, музыкально - ритмическую и др.) совместно с воспитанниками этих групп. Такая модель – первая ступенька интеграции, когда существующая поначалу дистанция между детьми может постепенно сокращаться.

Общение способствует включению механизмов социальной адаптации к жизни, формированию модели поведения в обществе. Общение детей ДОУ с детьми- инвалидами является своеобразной «школой нравственности», направленной на формирование отзывчивости, взаимопонимания, гуманности.

Неделя Доброты

Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.

В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать.

В старших дошкольных группах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.

Задачи: Формирование у детей чувства любви к родному краю, к его истории.

Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве, как о столице, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания, воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики. Привлечение к участию в культурно- массовых мероприятиях родителей.

Неделя театральных представлений.

Были представлены такие сказки, как «Под грибом», «Как ежик счастье искал», «Волк и семеро козлят» и др.

Празднование Дня семьи стало в нашем детском саду традиционным мероприятием, которое решает немаловажные задачи воспитания толерантности у детей.

Великий день Победы.

День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Поэтому, педагоги нашего детского сада доступно рассказывают о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню.

В канун праздника мы провели конкурс чтецов «Мы это будем помнить всегда…». В ходе мероприятия дети просмотрели презентацию «О войне - детям», слушали тематические песни и читали стихотворения. Всего в конкурсе чтецов приняли участие 26 детей.

Всем детям были вручены подарки и сладкие призы. Победители призовых мест получили грамоты.

Была проведена акция «Гордимся и поздравляем». Дети рисовали тематические рисунки о празднике Победы и поздравляли горожан, расклеивая поздравительные открытки в общественных местах города.

В результате, наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции) ; им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста . Аннотация: в статье представлен опыт по воспитанию толерантности у детей дошкольного...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Социально нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Общение детей дошкольного возраста со сверстниками

    Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада. В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети вместе иг...

  • Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста

    Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М...

  • Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри...

  • Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...