Валеология для дошкольников

Итоговый практико-значимый проект «Формирование основ валеологии у младших дошкольников»

Содержание

1. Введение. стр. 3-4

2. Основная часть. стр. 5-6

2.1 Теоретическое обоснование формирования основ валеологии у младших дошкольников. стр. 6

2.2 Практическая часть. стр. 7

3 .Заключение. стр. 10

4. Список литературы. стр. 11

5. Приложения. стр. 12-39

6. Презентация. стр. 40

Введение

Актуальность

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей.

Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира.Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

Цель

определение условий успешного формирования основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи

1. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

2. Дать детям элементарные сведения о своем организме.

3. Помочь формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.

4. Вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.

Практическая значимость.

Процесс формирования здорового образа жизни у младших дошкольников через организацию здорового образа жизни в условиях ДОУ, через образовательную область "Здоровье", является необходимым условием для приобретения и развития интегративных качеств и становления личности ребенка.

Созданы необходимые условия для здоровьесбережения у детей, которые, включают в себя интеграцию образовательных областей ("Здоровье", "Безопасность", "Физическая культура", "Коммуникация", "Социализация") .

В нашем ДОУ ведется тесная работа с семьей по формированию основ валеологического воспитания.Работа по этому направлению позволяет заинтересовать взрослых возможностями детей, показать достижения, результаты, организовывать совместные праздники и досуги.

В нашей работе преобладает такая форма сотрудничества, как партнерство.

Основная часть

2.1 Теоретическое обоснование процесса формирования основ валеологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.

Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале! " - "будь здоровым".

Валеология как наука возникла не так давно. "отцом" современной валеологии называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.

Практическая часть

2.2 Планирование работы по реализации проекта

Работа по формированию основ валеологического воспитания через организацию образовательной деятельности (образовательные области:"Здоровье", "Познание", "Коммуникация") .

1. Конспект занятия во второй младшей группе

"Дружи с водой"

Цель:

Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.

Задачи:

1. Формировать культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание, учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста.

2. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

3. Упражнять в правильном произношении звука «ш» и учить детей произносить его длительно на одном выдохе.

4. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать.

2. Конспект НОД по валеологии в младшей группе

"Спокойной ночи"

Цели:

Помочь детям осознать значение сна .

Задачи:

• Формировать у детей заботливое отношение к своему здоровью, эмоционально читать стихотворение, петь песню, выполнять движения в соответствии с музыкой.

• Развивать умение делать простейшие выводы; развивать интерес к устному народному творчеству; умение отгадывать загадки, закреплять названия животных, имитировать их движения.

Воспитывать положительное отношение к гигиеническим процедурам

3. Конспект развлечения в младшей группе

"Как стать сильнее волка! "

Цель: активизация положительных эмоций, закрепление знаний о назначении частей тела человека.

Задачи: помочь формировать у детей интерес к физкультуре и здоровому образу жизни.

Взаимодействие с семьей

*Анкета-тест для родителей "Расти здоровым".

Цель : выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.

* Валеологическая газета "Расти здоровым". Выпуск №1;Выпуск №2.

Цель: просвещение родителей и дополнительное информирование о здоровом образе жизни дошкольников.

Заключение

Я выбрала эту тему, так как хочу, чтобы дети росли здоровыми и ловкими, сильными и смелыми.

А воспитать их такими - задача каждого из нас. Ведь именно здоровый ребенок является залогом продолжительности цивилизации.

Сверхзадача нашей работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания сделать себя лучше, сильнее, умнее, научить его фантазировать и делать дело, иными словами - создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность.

Соблюдая эти условия, можно добиться определенных результатов, а именно:

- активизации и заинтересованности детей и родителей в вопросах валеологии.

- развитие познавательной активности детей в усвоении знаний о гигиене, и об элементарном строении человека.

- установление взаимного доверия между педагогом и родителями в вопросах валеологического воспитания.

- снижение заболеваемости в группе.

Список литературы

1. Терпугова, Е. А. " Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста" Ростов- на -Дону., изд. "Феникс", 2007.- 254 с.

2. Павлова, П. А. " Расти здоровым, малыш! "[текст] /П. А. Павлова. -М ООО "ТЦ Сфера", 2006 г. -93 с.

3. //Дошкольное воспитание №11, 2004

4. Козлова, С. А. " Я - человек" - Москва : "Школьная Пресса", 2005.-52 с.

5. Теленчи, В. И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. М., Просвещение 1987.-143 с.

www.maam.ru

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы! Что такое валеология?

Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни?

С 2010 года я решила взять тему по самообразованию – валеологию. "Валеология" отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Дети много болеют, происходит снижение иммунитета. Поэтому, я захотела поработать глубже над этой темой. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет?. Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них, он не может, ребенку нужна помощь взрослого.

Свою работу по теме "Что могут знать дошкольники о человеке", я начала со старшей группы. Именно старшие дети хотят узнавать о себе больше и подробнее.

Этапы работы:

1. Сбор материала, литературы, искала информацию в различных энциклопедиях, поводила беседы и анкетирование с родителями и детьми.

2. Непосредственная работа с детьми.

Целью различных занятий я ставила "Ознакомление детей с человеком". Учитывая наглядно - действенный и наглядно - образный характер мышления дошкольников, материал своих занятий давала с помощью наглядных и практических методов обучения. Для этого использовала:

Наблюдение

Обследование

Самообследование

Эксперимент

Собственную продуктивную деятельность детей

ТРИЗ

Проблемные методы

В старшей группе занятия носили ознакомительный характер, а в подготовительной, уже более углубленное изучение материала.

Работая по программе Васильевой, где все занятия взаимосвязаны между собой, некоторые темы занятий по валеологии, я добавляла в программу, т. е. расширяла тему основных занятий.

Например:

—На традиционном занятии по физкультуре, я вносила игру: "Что лучше: руки или ноги? " (Цель: выяснить сходство и различие в строении и значение рук и ног) .

—На занятиях по развитию речи, я давала первичные знания о языке, объясняла детям, как образуется речь у человека.

—На занятиях по рисованию, дети рисовали свое сердце так, как они его представляют, свои сны.

—При чтении художественной литературы, закрепляла культурно-гигиенические навыки, воспитывала чувство сострадания, желание помочь, доставить радость.

Темы занятий, которые не входили в программу Васильевой, я проводила во вторую половину дня.

Темы занятий старалась выбирать с учетом возрастных особенностей детей, их интересов.

1. "Внешнее строение тела и возможности организма"

2. "Кожа - помощница"

3. "Скелет и мышцы"

4. "Сердце в жизни человека"

5. "Путешествие воздушных человечков"

6. "Об удивительных превращениях пищи внутри нас"

7. "Что такое микробы? "

8. "Органы чувств"

9. "Почему у нас два глаза?

При знакомстве с такими понятиями, как "микроорганизмы, дети знакомятся с микроскопом, рассматривают клетки кожи, клетки крови.

Занятия проводятся в разных формах:

—Наблюдения и самонаблюдения, используются дидактические игры:"Опасно - не опасно", "Умею - не умею", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Зачем человеку органы чувств? "

—Сюжетно-ролевые игры: "Больница", где происходит знакомство и закрепление приемов оказания первой медицинской помощи, как наложить повязку, как оказать помощь при порезе и ушибе, солнечном ударе.

-- Подвижные игры и экскурсии: "Путешествие на кухню", где дети знакомятся не только с процессом приготовления пищи, но и узнают о полезных продуктах и витаминах. В подготовительной группе я проводила занятие : "Полезные продукты", где дети готовили сами витаминный салат, это их так заинтересовало, что дома они готовили салат не только из яблок, но и других фруктов. Тогда, видя интерес детей, я предложила родителям

провести совместное мероприятие "Лучшее блюдо нашей семьи", где родители приняли активное участие, принесли блюда, в которых есть полезные продукты, дети сами рассказывали, как они с мамой делали то или иное блюдо.

— На всех занятиях детям предоставляется возможность самообследовать свое тело, участвовать в экспериментальной деятельности.

Проведем эксперимент:

—Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?

—Можете? Почему?

—Теперь снова закройте глаза. (Звенит колокольчик) А теперь, какой

предмет находится у меня в руках?

—Почему вы догадались, что это колокольчик, ведь вы его не видели.

Вывод: Какой орган чувств помог нам?

Игровая деятельность на занятии вызывает высокий познавательный интерес. Для детей, проявивших повышенный интерес, я предлагаю дополнительные рассказы, беседы, рассматривание энциклопедических иллюстраций, дополнительные сведения.

Чтобы понять важность каждого органа человека и как сохранить этот орган здоровым, мы вместе с детьми составляем разные правила:

"Правила хорошего слуха"

"Правила здорового носа"

"Правила здорового сердца"

Дети с дошкольного возраста должны знать, что здоровый образ жизни - это необходимое условие существования, поэтому материал каждого занятия внушает детям, что жизнь и здоровье - огромная ценность и к ней нужно относиться с умом, уважением и трепетом.

Выпустив в школу детей, я решила продолжить работу по укреплению здоровья детей через валеологию. И начала заниматься с детьми уже со средней группы. Сначала я знакомила детей с внешним строением тела человека, возможностями организма. Используя разные методы и приемы, у детей повысился познавательный интерес. Познакомясь с программой М. Л. Лазарева, стала использовать в своей работе сказочных человечков – Здоровячков. Работая с этого года по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я обязательно в каждую НОД включаю знакомство с человечками. Сейчас у меня старшая группа и, благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, дети повысили свои результаты, как по физической культуре, так и в знаниях человеческого тела. Если кто-то занимается данной проблемой, предлагаю поделиться опытом. Буду очень рада!

www.maam.ru

Программа по валеологии «Малыш»

Управление образования Администрации Канского района.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Филимоновский детский сад общеразвивающего вида».

«МАЛЫШ»

(программа по валелогии для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет)

Авторы составители:

Н. А. Кирьянова – старший воспитатель

Филимоновского детского сада, высшая

квалификационная категория.

О. А. Мартынова – инструктор по

физической культуре Филимоновского

детского сада, первая квалификационная

категория.

С. Филимоново

2006 год

Содержание.

Пояснительная записка… .

Введение….

1. Тематический план. Старшая группа….

2. Тематический план. Подготовительная к школе группа….

3. Приложения.

3.1. Интегрированные валеологические занятия….

3.2. Схемы. Модели.

3.3. Рисунки.

3.4. Фотографии.

Пояснительная записка.

Программа «Малыш» рекомендована заведующим дошкольными образовательными учреждениями, воспитателям детских садов, родителям.

Цель: Оптимально реализовывать валеологическое направление, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.

Концепция программы строится на следующих принципах:

Доступности –

* от простого к более сложному;

* ребенок может и должен быть активным по отношению к своему здоровью;

* ребенок должен познать себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью;

* воспитатель должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают;

* осознанного представления о здоровом образе жизни.

Многогранности –

Программа исходит из необходимости включения коррекционных упражнений во все виды деятельности.

Открытости –

Для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-воспитатели-родители) .

Поступательности –

Программа исходит из необходимости саморазвития, самосовершенствования как ребенка, так и педагогов, и родителей.

Консультативности –

Программа исходит из необходимости нового, более эффективного метода решения проблем, принятия решений.

Духовных качеств –

Программа исходит из того, что необходимо воспитывать духовные качества, такие, как доброта, любовь и уважение, благородство.

Морального образования –

Программа исходит из необходимости привлечения родителей к моральному образованию детей.

Задачи:

1. Ознакомление детей с анатомно–физиологической организацией человека, привитие гигиенических навыков.

2. Формирование у детей индивидуального образа жизни.

3. Приобретение положительных привычек, а главное научить управлять своим телом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

4. Формирование у детей представления о связи состояния здоровья с гигиеной питания.

5. Воспитание представлений о ценности каждого человека, его жизни.

6. Развитие логического мышления.

7. Научить детей элементарному самомассажу, ознакомить, научить детей правильно выполнять корригирующие упражнения.

Методические указания

В старшей и подготовительной к школе группе занятия по валеологии проводится один раз в месяц по 30 минут.

На 6-7 году жизни ребенка, возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают ему возможность для осознания себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе.

В подготовительной к школе группе углубляют и конкретизируют представления детей о своем организме, об органах, о лекарствах, медицине, о болезнях и как их предотвратить. Все это делается в доступной форме.

Перед педагогом этой группы стоят серьезные задачи:

- помочь дошкольнику накопить опыт и необходимый объем знаний, на котором в дальнейшем будет базироваться укрепление его физического и психического здоровья;

- побуждать детей к самопознанию, вовлечь их в процесс физического развития;

- формировать у дошкольника навыки саморегуляции поведения, направленные на развитие в дальнейшем функции сохранения и укрепления своего здоровья.

В разное время нужно задавать развивающие вопросы:

- Что значит быть здоровым?

- Ты когда-нибудь болел?

- Что ты помнишь о своей болезни?

- Как к тебе относились взрослые?

- Что с тобой происходило во время болезни?

- О чем ты думал когда болел?

- Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы не болеть?

- Что бы ты посоветовал малышам?

- Как ты можешь им помочь, чтобы они не заболели?

- Как ты можешь помочь бабушке, когда ей не здоровиться?

- Если есть много сладкого, что произойдет?

- Как ты считаешь, что полезнее: морковка или шоколадка?

- Для чего люди чистят зубы?

- Для чего нужно мыло?

Как правило, в обычной практике педагоги обходятся указаниями или отдельными разъяснениями по поводу того, что полезно, а что вредно, что может представлять опасность.

Необходимо систематически организовывать:

беседы об укреплении здоровья,

воспитывать бережное отношение к своему организму,

проводить дидактические игры на данную тематику,

организовывать подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Пригласить на занятие врача, медицинскую сестру, сходить на экскурсию в медицинский кабинет.

Важно так организовать работу с детьми, что они ясно понимали ее необходимость.

Реализация данной программы осуществляется в процессе интегрированных занятий в детском саду, и тесной взаимосвязи воспитателя с педагогами дополнительного образования (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, логопедом, психологом) с медицинской сестрой детского сада, детским врачом участковой больницы.

Осуществляя педагогический процесс, важно учитывать возрастные особенности и интересы каждого ребенка, что поможет активизировать познавательную, творческую и поисковую деятельность.

Для эффективности достижения цели необходимо организовать работу с родителями через совершенствование форм и методов работы.

Введение.

Перед вами программа «Малыш», составленная педагогами практиками, имеющего большой опыт работы (старшим воспитателем и инструктором по физической культуре). Программа исходит из существования таких проблем как укрепление психофизического здоровья часто болеющих детей, и направлена на формирование у дошкольников представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, навыков саморегуляции поведения, на развитие в дальнейшем функции сохранения и укрепления своего здоровья. Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Единого определения его не существует, однако принято определение «здоровья» как такого состояния организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения.

Контроль за состоянием здоровья детей является основой всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Нами разработана система валеологических занятий, которые построены с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет и рассчитаны на детей 1 и 2 группы здоровья. Содержание и методы обучения содействуют удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье.

Среди методов следует выделить наблюдение, самоанализ, беседы, рассматривание картин, таблиц, иллюстраций, дидактические подвижные игры, коррекционные упражнения.

Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья.

Программа «Малыш» имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и каждая из них затрагивает важные аспекты в жизни человека. Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса. Валеологические занятия естественно переплетаются с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуры, изобразительной деятельности, музыки.

Программа состоит из подробно разработанных 16 занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп.

В занятиях используются:

* оздоровительные комплексы респираторной гимнастики, для часто болеющих детей;

* упражнений для исправления осанки;

* дыхательных упражнений;

* зрительной гимнастики по методике Ковалева В. А. ;

* точечного массажа;

* упражнений по профилактике плоскостопия;

* упражнений на релаксацию – АПГ (антистрессовой пластической гимнастики) ;

* игр с элементами ТРИЗ - педагогики;

* музыкотерапии.

Под руководством и наблюдением медицинского работника дети обучаются точечному массажу, самомассажу, правильно выполнять коррекционные упражнения.

В занятия также включены стихи, загадки, что вызывает интерес детей, радость и удовольствие.

Программа «Малыш» не носит жесткого регламентирующего характера. Важно, чтобы в течение года дети познакомились с характерными для человека признаками: внешним строением, функциями отделов тела.

1. Содержание программы «Малыш» в воспитательно- образовательном процессе дошкольника.

Основная идея в реализации названной программы- идея развивающего обучения. Выстраивая свою образовательную работу, мы опирались на рекомендации таких авторов: В. И. Усакова, В. А. Ковалёва, Г. К. Зайцева, В. В. Колбанова, М. Г. Колесникова, Г. Н. Светличной, И. И. Семенновой и др.

Формы работы с детьми:

- обучающие интегрированные занятия,

- физкультурно- оздоровительные праздники,

- КВНы- викторины,

- экскурсии и походы,

- коррекционные упражнения (дыхательная и зрительная гимнастики, точечный массаж, самомассаж,

- дни здоровья,

- спортивные недели,

- олимпиады,

- придумывание сказок валеологического содержания,

- создание мыслеобразов, АПГ (антистрессовая пластическая гимнастика),

- закаливающие процедуры.

- Игровые взаимодействия:

* дидактические игры,

* сюжетно-ролевые игры,

* строительные,

* подвижные,

*музыкальные,

* драматизации,

* разнообразные виды театров- кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, петрушек…

Средства обучения.

Выполнение программы требует использование разнообразных средств:

- муляжи органов человека и плакаты, картинки с изображением человека, его скелета, его мышечной системы,

- модели, схемы,

- наглядные иллюстрации, картинки валеологического содержания,

- видеоматериал,

- аудиокассеты,

-методическая литература,

- детская художественная литература по валеологическому курсу,

энциклопедии и справочники

1.1 Совместная работа педагогов с родителями.

Задача педагогов заинтересовать родителей перспективами валеологического направления развития детей, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

консультации (фельдшера, педиатра, логопеда, психолога,

индивидуальные беседы,

родительские собрания,

круглые столы,

гостиные,

анкетирование,

мастер-классы,

совместные мероприятия (занятия, досуги, праздники, походы)

участие в краевых, региональных, российских конкурсах (отNestle «Разговор о правильном питании», «Планета пчёл»)

сотрудничество с фирмой «Тенториум»,

совместное изготовление костюмов и декораций, альбомов семейных фотографий на тему правильное питание,

разработка занятий и праздников по правильному питанию и здоровому образу жизни,

информирование родителей через наглядную агитацию.

Работа педагогов и медицинских работников по реализации программы.

1 этап.

А) Медицинская сестра ДОУ совместно с педиатром Филимоновской участковой больницы распределяют детей по группам здоровья и доводят до сведения педагогов. Б) Руководство и наблюдение медицинской сестры за детьми, обучающимся точечному массажу, самомассажу, правильному выполнению коррекционных упражнений.

2 этап. Уточняем у дошкольников в игровой форме, знания о названиях и положении разных органов и частей тела у человека и животных.

Фиксируем внимание детей на их органах, частях тела, закрепляем соответствующие знания.

3 этап. Выясняем понимание дошкольником назначения органов и частей тела.

4 этап. Развивающее обучение. Ответы на вопросы детей (как функционируют органы, как они устроены, каковы их особенности).

5 этап. Овладение способами бережного отношения к своим органам и частям тела (практические занятия) .

6 этап. Воспитание сочувственного, доброго отношения к людям- инвалидам; доброжелательного отношения друг к другу, животным и птицам, ко всему живому.

Тематический план

Старшая группа

Тематика Дидактический материал Кол-во занятий

Занятие 1. «Уроки Мойдодыра»

Цель:

Обучение детей правилам личной гигиены.

Формирование у детей понятия: «культурный, воспитанный человек заботится о чистоте, здоровье»

3. Воспитание у детей уважения и доброжелательных отношений друг к другу.

- К. Чуковский «Мойдодыр»,

- сказочный персонаж «Мойдодыр»,

- серия учебных таблиц «Научите малыша»,

- физкультминутка «Неожиданное происшествие»,

д/и «Делаем зарядку» (с использованием схем,

- магнитофон,

- кассета. 1

Занятие 2. «Уроки доктора Айболита».

Цель:

Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены.

Формирование у детей представлений о вкусовых органах; о полезных продуктах.

Воспитание представлений о ценности каждого человека. - Загадки об Айболите,

- муляжи, иллюстрации фруктов, овощей, продуктов,

- д/и «Разложи продукты» (молочные, мясные, кондитерские и т. д.,

- динамическая игра «Поезд»,

- игра «Чем не стоит делиться».

- магнитофон,

- кассета. 1

Занятие 3. «Сны в жизни человека».

Цель: Дать четкие представления о цикличности жизни человека, усилить внимание к внутренним самоощущениям, научить осознавать их и выражать в речи, обучить элементарным приемам психогигиены. - Рассказ про Ёжика и Медвежонка (Кирьяновой,

- учебные таблицы «Научите малыша»,

- физкультминутка,

- д/и «Что лишнее? » (о времени суток,

- А. Введенский «Сны»,

- упражнение на релаксацию,

- магнитофон,

- кассета. 1

Занятие 4. «Язык».

Цель:

Ознакомление детей с органом осязания.

Формирование первоначальных представлений об основных принципах гигиены питания, значении вкусовых ощущений, развитие речи, культуры поведения за столом.

Воспитание доброжелательности, терпимости друг к другу. - Сказка о Веселом Язычке,

- рассматривание – зеркало,

- учебные таблицы,

- сказочный персонаж Марьюшка,

- игра «Советы Марьюшки» (о правилах этикета,

- игра «Угадай-ка»,

- физкультминутка по теме «Продукты питания»,

- игра «Подари комплемент»,

- магнитофон, кассета,

- д/и «Угадай по вкусу»,

- с/р игра «Магазин»,

- динамическая игра «Поезд»

1

Занятие 5. «Для чего человеку нос? »

Цель: Дать общее представление об органе обоняния – носе, его значении. Ознакомление детей с массажем носа, с правилами гигиены. Воспитание уважения к другим людям. Развитие речи, мышления. - Новые знания,

- учебные таблицы,

- развивающие вопросы,

- дыхательная гимнастика «На море»,

- массаж,

- средство от простуды,

- эксперимент «Соль и перец»,

- д/и на связь зрительных и обонятель-ных ощущений,

- магнитофон, кассета,

- игра «Угадай-ка». 1

Занятие 6. «Я чувствую запах».

Цель: продолжать формировать у детей представление об органах обоняния, их гигиены; развитие речи; умение классифицировать, соотносить предметы и признаки; формирование навыков культуры поведения; воспитание доброжелательности, терпимости к сверстникам. - д/и «Определи по запаху»,

- набор продуктов питания,

- д/и «Подбери противоположные слова»,

-набор продуктов и косметических средств,

- физкультминутка «Мы строим дом»- комплекс дыхательной гимнастики,

-упражнение «Оживи камень»,

- новое знание,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 7. «Зубы».

Цель: Ознакомление детей с органом пищеварения – зубами. Сформировать первоначальные представления о них, о красоте зубов. Воспитание положительного отношения к своему здоровью. - Учебная таблица,

- витамины,

- д/и «Кто потрудился? »,

- д/и «Не ошибись»,

- физкультминутка «Раз-два – острова»,

- щетки зубные, зубная паста,

- магнитофон, кассета,

- сказочный персонаж Доктор Айболит,

- валеологический самоанализ. 1

Занятие 8. «Глаза. Я смотрю, я вижу».

Цель: Ознакомление детей с органом зрения – глазом. Сформировать первоначальные общие представления об этом органе, его значении, гигиене; о красоте и неповторимости глаз разных людей и животных. Воспитание культуры поведения на занятии. - учебная таблица,

- упражнение: на классификацию,

: на сравнение,

: на развитие цвета,

- д/и «Отвечай быстро»,

- физкультминутка «Как дела у вас, ребята? »,

- массаж «Лепим красивое лицо»,

- правила гигиены,

- игровое соревнование «Правила поведения на занятии»,

- магнитофон, кассета,

- комплекс зрительной гимнастики с мячом.

1

Тематический план

Подготовительная к школе группа

Тематика занятий Дидактический материал Кол-во занятий

Занятие 1. «Человек».

Цель:

Познакомить детей с характерными для человека признаками: внешним строением.

Формировать навыки речи, общения, элементарные логические операции.

Воспитывать представление о ценности каждого человека.

- кукла,

- рисование,

- пальчиковая гимнастика (комплекс,

- загадки о частях тела,

игра «Знакомство»,

игра «Узнай по описанию»,

- фломастеры, писчая бумага. 1

Занятие 2. «Кто Я? »

Цель:

Продолжать знакомить детей с характерными для человека признаками: пол, возраст, рост, телосложение.

Формировать чувства собственного достоинства.

Воспитание женственности у девочек, мужественности у мальчиков (в повседневной жизни). - учебные таблицы,

- кукла,

- загадки,

- иллюстрации,

- комплекс зрительной гимнастики с бабочкой,

- м/п игра «Надувной Буратино»,

- системный оператор «Малыш»,

- игра в круге «Подари комплемент»,

- упражнение на релаксацию «Бабочка»,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 3. «Опора и двигатели нашего тела. Я двигаюсь».

Цель:

Познакомить дошкольников с функцией скелета и мышечной системы в организме.

Формирование умений красивых и точных движений.

Воспитание осознанного отношения к занятиям физической культуры. - П. Синявский «Зарядка»,

- физкультминутка «Мы тоже может так»,

учебные таблицы,

- игра «Поймай мяч»,

- правила,

- комплекс ритмической гимнастики «Цыганочка»,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 4. «Что собой представляет сердце человека».

Цель:

Дать общее представление о значении сердца для организма человека.

Формировать осознанно-правильное отношение к выполнению игр и упражнений, которые полезны для укрепления здоровья.

Воспитание заботы, уважения к сверстникам. - учебная таблица,

- правила,

- эстафета «Кровяные пароходики»,

- практика «Обучение детей определению своего пульса»,

- валеологический самоанализ,

- упражнение на релаксацию,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 5. «Я дышу».

Цель:

Познакомить дошкольников с функцией легких у человека.

Формировать представление об органах дыхания человека.

Воспитание гигиенических навыков. - учебная таблица,

- развивающие вопросы,

- комплеск дыхательной гимнастики «Пожарные»,

- магнитофон, кассета,

- м/п игра «Собери фигуру человека» - разрезное лото,

- игра-техника «Рассерженные шарики». 1

Занятие 6. «Зачем нам кожа? »

Цель:

Познакомить детей с самым большим органом тела – кожей.

Сформировать общее представление о ее значении, гигиене, о красоте и цвете людей разной национальности.

Воспитание уважения к людям разной национальности.

Моделирование объектов и явлений. - учебные таблицы,

- иллюстрации,

- валеологический самоанализ,

- упражнение на различные цвета,

- физкультминутка,

- п/и «Здравствуйте»,

- массаж рук,

- рисование,

- памятка,

- магнитофон, кассета. 1

Занятие 7. «Вкусный урок».

Цель:

Продолжать ознакомление детей с вкусовыми органами.

Формировать представления о полезных и необходимых продуктах для человека; ознакомление с правилами гигиены, культуры поведения; развития речи.

Воспитание осознанно-правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. - иллюстрации,

- набор продуктов,

- тест «Самые полезные продукты»,

- игра-соревнование «Разложи продукты»,

- д/и «Чем не стоит делиться»,

- игра «Поварята»,

- физкультминутка «Дел у нас хотя не мало… »,

- задание – «Подбери рифму»,

- «Очень-очень вкусный пирог»,

- валеологический самоанализ. 1

Занятие 8. «Глаза. »

Цель:

Закрепление у детей знаний об органе зрения- глазе.

Продолжать формировать общие представления об этом органе, его значении, гигиене, красоте и неповторимости глаза.

Воспитание культуры поведения на занятии.

- упражнение на развитие речи, наблюдения,

- беседа по вопросам,

- д/и «Радуга»,

-физкультминутка «В зоопарке»,

-рисование,

- новые знания,

- гимнастика для глаз,

- гигиена зрения,

- д/и «Курочки и петухи».

Итоговое занятие: «Человек».

Цель: продолжать развивать познавательную активность детей в процессе знакомства о своем здоровье; формировать у детей самооценки отдельных особенностей своего здоровья, понять, что нужно изменить в образе жизни, чтобы укрепить организм, то есть узнать, как можно управлять своим организмом. - детские рисунки,

- системный оператор,

- д/и «Составь цепочку»,

м/п игра «Кто самый внимательный»,

- сказочный персонаж Маркеша,

- космическая капсула,

- кассета с аудиозаписью, магнитофон,

- учебные таблицы,

- фломастеры, писчая бумага,

- упражнения на релаксацию,

- физкультминутка

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для дошкольников.

Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить используя такой способ, который очень нравится детям - это игра. Итак, представляю вашему вниманию интересные дидактические игры для дошкольников для использования как в условиях детского сада, так и дома.

1. Составление модели «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни»

Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний

Материал: Большие карты - 2 шт. с изображением больного ребенка; набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое выздоровление.

Ход игры: Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением больного и здорового ребенка. Задача ребенка - составить модель поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель профилактических действий от простуды аналогично выбрав из имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.

2. Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров»

Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Материал: Мнемотаблица «Если хочешь быть здоров»

Ход игры: На столе лежит мнемотаблица «Если хочешь быть здоров». Воспитатель просит рассказать по мнемотаблице о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Задача ребенка без ошибок правильно рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья, по мнемотаблице.

3. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь...» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.

4. Состояние модели «Факторы, укрепляющие здоровье»

Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению здоровья

Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Карандаши цветные.

Ход игры: Перед ребенком лежит большой лист с изображением в центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)

5. «Полезно – вредно»

Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов

Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры: На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка - выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

6. Дидактическая игра по валеологии «Мы закаляемся»

Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь) .

Ход игры: Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.

7. «Свари борщ»

Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.

Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.

Ход игры: Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.

8. «Много – мало»

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый - сладкий, горький - солёный, овощи - фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:

Ход игры: Что будет, если съешь много (картинка) ?

Много яблок съешь - это хорошо...

Много яблок съешь - это плохо..

Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».

9. Дидактическая игра по валеологии «Витаминное лето»

Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.

Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры: Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.

10. Дидактическая игра «Волшебная кастрюля»

Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.

Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.

Ход игры: Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание кладет свои картинки к волшебной кастрюле.

Все вместе проверяют правильность выполнения.

11. Дидактическая игра «Угадай вид спорта»

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

12. Дидактическая игра «Одень спортсмена»

Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов

Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов

Ход игры: Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.

13. Дидактическая игра: «Полезная и вредная еда».

Цель: Формировать знания детей о полезной и не полезной пище, систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта,

развивать здоровые принципы питания.

14. Дидактическая игра: «Моё тело»

Цель: Формировать представление о строении тела и мышечной системы,

формировать умение двигаться красиво и точно, воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью.

15. Дидактическая игра: «Почему это произошло? »

Цель: Формировать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении, познакомить с приёмами искусственного дыхания, его значения и необходимости.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Исполнитель: Крейнгольд Е. М., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 138 Невского района СПб

Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов.

Один из них — это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя. В детском саду приоритет должен быть отдан воспитательным задачам.

Воспитывающее воздействие на детей в рамках занятия оказывают три фактора: личность педагога, преподаваемый на занятии материал, форма проведения занятия.

Задания, упражнения и сказки, которые используются на занятиях, помогут сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, будут способствовать развитию у них умений и навыков, подскажут, как взаимодействовать с природой и людьми. Дети учатся понимать, как надо себя вести и как не надо, чтобы сохранить здоровье.

Использование игровых моментов позволяет сделать обучающий процесс понятным и увлекательным для ребёнка.

Мнемотехнические приёмы запоминания могут быть использованы и для дошкольников, и для детей более старшего возраста.

Игры с тактильными дощечками помогают развить у ребёнка речь, воображение, образную память, речевое мышление. Образы, которые дети используют во время игры с тактильными, озвучиваются и получают своё продолжение в игре со словом, которое уже запомнилось ребёнку в ощущении.

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить:

  • память на слова (словесная или вербальная)
  • память на образы (образная или моторная)
  • память на движения (двигательная)
  • память на эмоции (эмоциональная)

Для того, чтобы помочь детям лучше запомнить информацию, я включала в занятие несколько приёмов запоминания — через звуки, запахи, вкус Ю движения. Воображение.

Например, через физкультурные минутки и гимнастику для глаз, дыхания, органов пищеварения. Эмоциональная память развивается, когда читаю детям рассказы и сказки на нравственно-эстетические темы и т.д. При этом включается максимальное количество органов чувств.

Структура занятия по валеологии

В начале каждого занятия есть пункт «Путешествие». Эта часть занятия настраивает детей на восприятие информации, помогает включить максимальное количество органов чувств, воображение, поэтому я напоминаю детям, что «глазки и ушки открыты, а ротик пока закрыт».

На занятиях обязательно присутствует физкультминутка, чтобы снять напряжение и дать детям отдохнуть.

В конце каждого занятия предусмотрена работа с коллажами и мнемотаблицами как обобщение изученного. Составление мнемотаблиц и коллажей — творческая работа. Их можно сделать разнообразными и интересными.

КОЛЛАЖИ — учебные пособия, выполняющие следующие задачи:

  • развитие зрительной памяти
  • умение говорить и рассказывать
  • обучающая задача, так как тони содержат различную информацию.

МНЕМОТАБЛИЦА — это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию: история, музыка, валеология. Мнемотаблицы приводятся после каждого занятия.

Общие задачи для всех видов таблиц:

  • развитие памяти, логики, смекалки
  • развитие умения связно мыслить, составлять рассказывать
  • развитие образного мышления

Детям, совершенно так же, как и взрослым,

хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого надо делать.

Объясните им, и они будут беречься

«Педагогика сердца» Януш Корчак.

Читать далее nsportal.ru

К ЗАНЯТИЯМ ПО ВАЛЕОЛОГИИ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО»

Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов) . Развивать мелкую моторику рук.

Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза) . Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Содержание. Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧИСТЫЕ РУКИ»

Цели: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены.

Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

Содержание.

1 – й вариант– воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 – й вариант– воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение) .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УМЕЮ – НЕ УМЕЮ»

Цели: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10) . Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею».

Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

Цели: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами) .

Содержание. Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ»

Цель. Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать.

В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВСЕ ПОМОЩНИКИ ВАЖНЫ,

ВСЕ ПОМОЩНИКИ НУЖНЫ, А КОМУ КАКОЙ НУЖНЕЕ?»

Цели. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь: повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.

Содержание. Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств.

Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии) , либо возвращают обратно. (Например: к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор.

Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек.

Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО БЫСТРЕЕ СОСЧИТАЕТ ПУГОВИЦЫ»

Цель. Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Содержание. Ребенку предлагают сосчитать количество пуговиц на своей рубашке (кофте, платье, пальто, шубе) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них.

Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОГОВОРИМ БЕЗ СЛОВ»

Цель. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Содержание. Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.) , мимики (удивление, радость, злость и пр.) , позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.) . Затем ребятам дается задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛУШАЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ»

Цель. Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

Содержание. Воспитатель предлагает детям удобно сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело) , прислушаться к себе, к тому, как работают внутренние органы организма (как пульсирует кровь в такт ударам сердца, как ровно мы дышим, находясь в спокойном состоянии, и т. п.) .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ПО ЗВУКУ»

Цель. Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Содержание. Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки.

Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук.

Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ»

(«КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?»)

Цель. Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Содержание. Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (или произнес слово «мяу») . В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.

Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке. Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен погреметь своей погремушкой. Водящий определяет, кто из участников игры погремел погремушкой.

При этом водящий может стоять в кругу, глаза должны быть у него закрыты.

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОТГАДАЙ, ГДЕ ПУТЕШЕСТВОВАЛ МИШКА»

Цель.С помощью магнитофонных записей упражнять детей в восприятии различных звуков.

Содержание.Детям предлагается прослушать записи шелеста листьев, пения птиц, звуков, издаваемых поездом и автомобилем, шум морского прибоя и т. п. Ребята должны угадать услышанные звуки и рассказать, какие мысли они навевают.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НЕ ПРОПУСТИ СВОЙ ЗВУК»

Цели.Развивать фонематический слух детей.

Содержание.Воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут) . Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка (, , и т.д.) . В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ТИХО, ГРОМКО. КОГДА ЛУЧШЕ СЛЫШНО И ПОЧЕМУ?»

Цели.Развивать слух детей. Активизировать их внимание на силу голоса, при которой будет хорошо слышна их речь. Формировать культуру речи.

Содержание.Водящий становится на расстоянии 3-4 метров от других детей и подает команды игрокам, периодически меняя силу голоса. Дети выполняют команды. Потом взрослый выясняет, почему некоторые команды дети выполняли неправильно.

Ребята приходят к выводу, что произносить команды нужно громко, четко. А помогали им расслышать команды уши.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЬИ ГЛАЗА ТЕБЕ ПОМОГУТ?»

Цель.Закрепить знания детей об особенностях зрения живых организмов.

Содержание.Воспитатель предлагает каждому ребенку ситуацию, для решения которой он имеет право «использовать» глаза любого животного (пройди по темной пещере, посчитай бисер, достань с морского дна жемчужину и т. п.) .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА

Цели.Развивать глазомер детей, учить их соотносить величину предметов, длину отрезков и т. п.

Содержание.Детям предлагается выполнить ряд заданий. Одновременно одно и то же задание могут выполнять несколько детей.

  1. Пометь карандашом центр круга.
  2. Проведи линию такой же длины.
  3. Отрежь полоску такого же размера.
  4. Вырежи такую же фигуру.

Затем воспитатель помогает проверить, насколько верно и точно выполнены задания, и по необходимости дает рекомендации.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО МОЖНО КУСАТЬ ЗУБАМИ?»

Цель.Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу

Содержание.Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.) . Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

Для подготовки по развитию тактильных ощущений ряд игровых заданий.

Цель- ознакомление с образцами различных видов поверхности (камнем – твердая поверхность; пухом – мягкая; шелком – гладкая; колючкой – колючая; ножом, бритвой – острая; огнем – горячая; снегом, льдом – холодная поверхность) .

1. Возьми в руки камень.Сожми его пальцами. Чувствуешь, какой он твердый? Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать «Твердый как камень» (карандаш, ручка и т.д.) .

2. Возьми в руки пушинку. Чувствуешь, какая она мягкая? Отыщи на столе предметы мягкие как пух.

Как можно сказать о шерсти кошки, щенка? (У кошки шерсть мягкая, как пух. У щенка шерсть тоже мягкая, как пух.)

3.Разложи отдельно мягкие и твердые предметы.

4. Игра «Твердый – мягкий». Принимают участие два человека. По команде ведущего дети поочередно называют твердые и мягкие предметы.

В помощь каждому играющему дается мешочек с набором образцов материалов (кусочки камня, железа, льна, шерсти, хлопка) и изделий из них, выигрывает тот, кто назвал последним.

5. Потрогай семена разных растений.Определи, какие из них тверже (не поддаются лущению с помощью ногтей) , а какие мягче. Отложи семена, которые можно расколоть только с помощью молотка (очень твердые) : орех, косточки вишни, сливы, абрикоса, персика и др. Скажи у чьего ребенка мягкая одежонка? (У дубового ребенка – желуденка мягкая одежонка. У каштаного ребенка мягкая одежонка и т.п.)

6. Потрогай колючку ежа.Отыщи на столе предметы колючие, как ежик, как колючка (металлическая щетка, ветка шиповника, розы и т.д.) .

7. Потрогай кусочек шелка, погладь его.Потрогай другие предметы на столе. О каких из них можно сказать «гладкий, как шелк»? (Елочный шарик, полированный шкаф, шерсть у щенка и т.д.)

8. Игра «Колючий – гладкий».В игре принимают участие два человека. По команде ведущего дети называют поочередно колющие и гладкие предметы (сначала колючие, а потом или вперемешку) . Как и в игре «Твердый – мягкий», детям даются в помощь наборы подходящих предметов или изображения (если они с этими предметами прежде знакомились в натуре) . Выигрывает тот, кто последним назовет колючий или гладкий предмет. Игру можно проводить в другом варианте, заменив колючие предметы шершавыми (с шероховатой, выпуклой поверхностью) .

9. Осторожно потрогай нож, бритву, шило.Почему их называют острыми? Отыщи на столе острые, как нож предметы, острые, как шило предметы. Называй их, сравнивая с предметом, имеющим такой же наконечник или край поверхности (битое стекло острое, как нож; лыжная палка острая на конце, как копье и т.д.) .

10. Отыщи на столе предметы, не имеющие острых краев(мяч, шарик, шишка, кукла и т.п.) . Почему для маленьких детей игрушки делают не острые?

11. Игра «Острый – тупой».Проводится также, как описанные выше игры.

12. Вспомни, сидел ли ты когда-нибудь у камина, костра, подносил ли руку к горячим углям.О каких предметах можно сказать, что они горячие, как огонь, как жар?

13. Потрогай снег и лед.Они холодные. Подумай, о каких предметах говорят «холодный как лед».

14. Игра «Холодный – горячий»(проводится по той же методике) .

По теме:

Источник nsportal.ru

Валеология, конспекты занятий

Раздел «Валеология»

В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий по валеологии в детском саду, при этом любой из конспектов Вы можете скачать одним файлом, для этого нужно перейти на страницу конкретного занятия.

Валеология (название термина происходит от латинского valeo — "быть здоровым" и греческого logos — "учение") — это раздел в педагогике, а так же один из разделов профилактической медицины, занимающийся формированием у людей стремления к здоровому образу жизни. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо- и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.

Нам представляется вполне оправданным использование удачного термина «Валеология» в рамках дошкольной педагогики исключительно в образовательных целях - без фанатизма, привития "культа тела", философских и религиозных трактовок. Оптимальная концентрация материала должна лежать в пределах треугольника "гигиена - здоровье - здоровый образ жизни", с небольшими экскурсами в анатомию и экологию.

В ближайшее время мы собираемся пополнить количество конспектов в этом разделе. Мы надеемся, что эти конспекты помогут вам в вашей работе с дошкольниками в детском саду.

Если Вы заметили какие-то неточности или недоработки, то, пожалуйста, сообщите нам об этом. Также, если у Вас есть собственные занятия, то поделитесь ими с другими, пишите нам, шлите материал и мы будем пополнять количество конспектов.

Новое на сайте:

Подробней на сайте vospitatel.com.ua

Другие статьи по теме:

  • Зож для дошкольников

    Презентация «Здоровый образ жизни» 1слайд Предоставляю вашему вниманию презентацию на тему «Здоровый образ жизни». 2 слайд Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающийся пр...

  • Окружающий мир для дошкольников

    Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир» Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир». Пояснительная записка. Рабочая программа по окружающему миру для детей предшкольной группы составлена на...

  • Коррекционно развивающая программа для дошкольников

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...

  • Обж для дошкольников

    Стихотворения по ОБЖ для дошкольников *** Быть хочу я капитаном, В даль зовут меня моря. Мой корабль к разным странам Уносил бы в даль меня. Наступило наше лето, к речке всей семьей пошли. Раздоб...

  • Права для дошкольников

    Защита и охрана прав ребенка-дошкольника Консультация для воспитателей Тема: «Нормативные основы прав ребёнка» Задачи: 1. активизировать знания педагогов о нормативно-правовых документах, в котор...

  • Игры своими руками для дошкольников

    Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста b]Мастерим игры для детей своими руками. [/b] Дидактическое пособие А давай мы, пои...

  • Рисунки для дошкольников

    Консультация для родителей «Рисование для дошкольников» рисование для дошкольников Консультация для родителей Воспитатель МКДОУ №42 "Материнская школа"г. Невинномысска Золотцева Е. Б. И в десять...

  • Дидактические игры своими руками для дошкольников

    Дидактическая игра своими руками для дошкольников «Кармашки с сюрпризом» Представляю Вашему вниманию дидактическую игру для детей 4 - 5 лет "Кармашки с сюрпризом". Цель: Совершенствовать у детей...

  • Скачать интерактивную игру для дошкольников

    Развивающие интерактивные игры для детей дошкольного возраста. Приемы применения интерактивной доски в ДОУ Аннотация: Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязат...

  • Развивающая программа для дошкольников

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...

  • Дидактические игры по математике для дошкольников

    Дидактические игры по математике. Веселые задания для дошкольников Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети в этом во...

  • Программа английского языка для дошкольников

    Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет) Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особе...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Коррекционная программа для дошкольников

    Коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения дошкольника. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе реализуемых задач в нашем структурном подразд...