Виды музыкальной деятельности дошкольников

Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так, называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Подробно методика работы с детским голосом была дана Н. А. Метловым.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.) . Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.) . Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б. М. Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки.

В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Детское музыкальное творчество. Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Таким образом, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, каждый из этих видов деятельности способствует музыкальному развитию дошкольников.

www.maam.ru

Музыкально образовательная деятельность детей дошкольного возраста - Документ - стр.1

г. Йошкар-Ола ул. Й. Кырля д.16 «б»

т. 73-33-98

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Тема:Музыкально – образовательная деятельность детей дошкольного возраста.

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни.

В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей.

Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Считаю, что только высокохудожественная классическая музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

Мир музыки, музыкальная деятельность очень близки детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе музыкальной деятельности дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.

Главной задачей музыкального развития дошкольника является формирование у детей системы музыкальных способностей, основ музыкальной культуры, развитие эмоционально-чувственной сферы, приобщение маленького слушателя к шедеврам музыкального искусства. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная.

В комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой в разделе «Музыкальное воспитание» упор сделан на исполнительскую деятельность дошкольника и недостаточно полно определено содержание, направленное на развитие познавательной активности ребёнка. Для развития музыкально-эстетического сознания, развития музыкальности и побуждения детей к проявлениям различных форм творческой активности необходимы новые виды музыкальной деятельности.

Так, в комплексной образовательной программе «Из детства - в отрочество» в разделе «Музыка» (автор Е. А. Дубровская) , к традиционным видам музыкальной деятельности дошкольников добавлен новый вид – музыкально-образовательная деятельность(начиная с пятого года жизни) . Музыкально-образовательная деятельность формирует знания о классической музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальной грамоте, средствах музыкальной выразительности. Музыкально - образовательная деятельность формирует исполнительские и творческие навыки, развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу.

Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов - классиков, взаимосвязь видов искусства. Актуализация представлений о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности. Создание условий для формирования музыкального мышления детей, повышения уровня развития музыкальной культуры детей, их родителей и воспитателей групп.

Задачи:

  1. Обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.

  2. Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребёнку с учётом его индивидуальных возможностей, способствовать формированию исполнительских и творческих навыков, общих знаний о музыке.

  3. Целенаправленно формировать знания детей о классической музыке и её особенностях, композиторах, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства.

  4. Развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.

  5. Создавать условия для формирования музыкальной компетентности, мышления детей, повышения их музыкальной культуры, уровня развития.

  6. Привлекать родителей к участию в музыкальном образовании детей. Определить формы сотрудничества с семьёй, исходя из социального статуса, педагогического опыта родителей, заинтересованности в жизни дошкольного учреждения.

Объект: Музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста, развивающая система музыкального образования детей, процесс сотрудничества педагогов, детей и родителей в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет: Процесс обучения, формы, методы развития музыкальной компетентности детей, сотрудничество воспитателей, детей и их родителей в музыкально-образовательной деятельности.

Гипотеза: Организационно-педагогическая работа музыкальной деятельности носит системный и комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется повседневно в группах детского сада, в музыкальных гостиных, кружках, в домашней самостоятельной деятельности. Дошкольник духовно развит, музыкально компетентен. Реализована модель музыкального образования.

Практическая значимость: Повышение качества образовательного процесса, уровня основ музыкальной компетентности ребёнка. Формирование системы музыкального образования детей, предметно-развивающей среды, методического обеспечения для развития детской музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость: Разработана модель музыкального образования дошкольников, перспективно – тематические планы, серия тематических занятий, дидактических игр по музыкально-образовательной деятельности; определено содержание, формы, методы взаимодействия педагогов, детей, родителей в музыкально-образовательной деятельности. Произведена дифференциация методов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Понятийно-категориальная основа:

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка основывается на способности человека ассоциировать слуховые ощущения с собственными переживаниями, с состояниями и процессами внешнего мира.

Музыкальность – комплекс индивидуально - психологических особенностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью. Основным признаком музыкальности является способность переживать музыку эмоционально, отзываться на музыку, воспринимать звуковую ткань достаточно тонко и дифференцированно (Б. М. Теплов) .

Музыкальный слух – способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.

Музыкальное воспитание – область эстетического воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.

Музыкальная деятельность– сочетание всех видов музыкальной деятельности в процессе музыкального развития. В современной теории и методике музыкального воспитания дошкольников музыкальная деятельность включает восприятие музыки (различной по содержанию, разных жанров, разных стилей и эпох) ; исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения) ; творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах) ; музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства) ; музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры) .

Музыкальная игра – деятельность детей, связанная с активным слушанием музыки в процессе движения; средство музыкального воспитания, способствующее развитию музыкального восприятия и музыкальных способностей – ладового и музыкально-ритмического чувства в процессе обучения музыкальным умениям.

Музыкознание – наука о музыке, рассматривающая её в теоретическом и историческом плане (теория музыки, история музыки, музыкальная эстетика, музыкальная критика и другое) .

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительском воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Мелодия – слово греческое, означает «пение», «напев». Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения, имеет тот или иной ритм, складывается из семи основных звуков лада.

Ритм – греческое слово «ритмос» означает «соразмерность», «стройность». Ритм, это чередование звуков, различных по длительности и силе звучания.

Нотное письмо (нотация) – система графических знаков для записи музыки, а также сама её запись.

Аккорд – одновременное сочетание нескольких (не менее трёх) звуков различной высоты.

Гармония – слово греческое, означает «созвучие», «стройность», «соразмерность». Гармония – одно из самых важных выразительных средств в музыке, основанное на сочетании, взаимосвязи звуков в созвучиях, в аккордах.

Балет – от итальянского «балло», что означает «танец», «пляска». Главное в балете – союз танца и музыки. Танцовщицы и танцоры, исполняющие массовые сцены и танцы, составляют кордебалет, что в переводе с французского означает «личный состав», «корпус» балета.

Особую роль в балете играет пантомима – язык мимики и жестов.

Опера – в переводе с итальянского означает «произведение», «действие». Опера родилась в Италии в конце 16 века. Опера – это такое произведение для театра, в котором все артисты на сцене поют.

Обычная человеческая речь в оперном спектакле или вообще не звучит, или звучит лишь в отдельных немногочисленных эпизодах. Исполнителями оперы являются певцы-солисты, хор и симфонический оркестр.

Музыкальные инструменты – инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков.

Оркестр – группа музыкантов, исполняющая одно музыкальное произведение на разных музыкальных инструментах. Существуют оркестры симфонические, народных инструментов, духовые, эстрадные, камерные и другие.

Дирижёр – в переводе с французского означает «управлять». Дирижёрами называют музыкантов – руководителей инструментальных ансамблей, оркестров, хоров. Дирижёров хора называют хормейстерами, а дирижёров военных оркестров – капельмейстерами.

«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии.

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».

В. А. Сухомлинский.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…».

Д. Шостакович.

«Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства».

К. В. Глюк.

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают».

Г. Нейгауз.

  1. Созданы условия, направленные на формирование музыкальности детей в процессе интеграции видов музыкальной деятельности.

  2. Сформирована музыкальная компетентность дошкольника:

  3. Сформирован запас музыкальных впечатлений. Ребёнок охотно слушает музыку и говорит о ней.

  4. Уверенно различает вокальную и инструментальную музыку, имеет представление о музыкальной форме – опера, балет, оперетта, соната, сюита, симфония.

  5. Самостоятельно определяет жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш) .

  6. Знает состав симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Выделяет тембры солирующих музыкальных инструментов в оркестре.

  7. Владеет приёмами игры на различных детских музыкальных инструментах.

  8. Подбирает по слуху несложные мелодии на металлофоне.

  9. Организована работа «Музыкальной гостиной» по восприятию классической музыки и знакомству с творчеством композиторов-классиков.

  10. Организована работа музыкального кружка «Домисолька» по музицированию на детских музыкальных инструментах.

  11. Определены формы работы с педагогами и родителями по музыкальному развитию дошкольников.

Презентация проекта:

Оформление творческого пакета, представление проекта.

Бюджет проекта.

Подробней gigabaza.ru

Методическая разработка на тему Музыкальная деятельность дошкольников — Art.Ioso-Wiki

  • 5Источники

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя) , с помощью которого осуществляется и общее развитие. Также она является одной из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой. Музыкальное образование оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Как правило детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Детское музыкальное творчество – это наличие эмоционального содержания, выразительности образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность.

Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания.

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту.

Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности. Музыкальные занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Использование музыки в повседневной жизни ДОУ придает ей большую эмоциональную насыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка. Наряду с музыкальными занятиями музыка используется в развлечениях, на праздниках, в не регламентированных видах деятельности ребенка в свободное время.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ

Музыкальные занятия базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут.

Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, — вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнивший успешнее решаются и другие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ И ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ

Использование тематические музыкальные вечера, беседы-концерты,театрализованные представления, игры-драматизации, концерты детской самодеятельности, и т.д. Так как это придает музыкальной деятельности большую эмоциональную насыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ

Соблюдение принципа свободы; Накопление впечатлений от восприятия искусства; Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) ; Развитие основных музыкальных способностей; Обучению способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись и не пере возбуждались. Оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Источники

Читать далее art.ioso.ru

Виды музыкальной деятельности детей - Страница 6

Виды музыкальной деятельности детей

Деятельность — это активный процесс овладения обществен­ным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников- это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя) , с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

- слушание музыки;

- детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах) ;

- музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты) ;

- продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенно­сти, предполагает овладение детьми теми способами деятельно­сти, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством раз­вития какой-либо музыкальной способности.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность

Слушание музыки имеется в любой практике, но может существовать и как самостоятельный вид деятельности. Выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельностидетей дошкольного возраста.

Очевидна особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин - певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту.

Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции.

Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания - ритмики.

Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует) , а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре) .

Музыкально-дидактические игры - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Простейшие формы творчества придают активный эстетический характер - музыкальному переживанию.

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Введение в практику элементов музыкальной грамоты показало готовность детей 5-7 лет к этим занятиям и особую полезность их в развитии звуковысотного слуха.

При построении музыкальной деятельности руководствуются задачами эстетического воспитания.

Главная из них - воспитание эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, но в наибольшей степени - в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.

Анализ музыкальной деятельности показал, что каждый из ее видов помимо общей эмоциональной отзывчивости выполняет свое специфическое назначение(служит средством развития какой-либо музыкальной способности) , и поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности в дошкольном детстве.

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Материал с сайта otveti-examen.ru

Другие статьи по теме:

  • Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников

    Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста» «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста» Влияние музыки в развитии творческой деяте...

  • Продуктивная деятельность дошкольников

    Семинар-практикум «Развитие продуктивной деятельности» Семинар – практикум «Развитие продуктивной деятельности детей» Почему возникла эта проблема? Актуальность проблемы • Развитие продуктивных с...

  • Музыкальное развитие дошкольников в аспекте фгос

    Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...

  • Развитие музыкального восприятия у дошкольников

    «Традиционные и инновационные методы и приемы в развитии восприятия музыки у дошкольников». Из опыта работы Слайд 1 Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Чем раньше ребенок...

  • Музыкальное развитие дошкольников

    Музыкально-творческие дети. Развитие музыкальных способностей дошкольников во всех видах музыкальной деятельности Музыкальный руководитель ГБДОУ ЦРР-детский сад №68 Красносельский райн СПб «Росто...

  • Музыкальное воспитание дошкольников

    Музыкальное воспитание младших дошкольников МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возмо...

  • Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп...

  • Задачи музыкального развития дошкольников

    Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Меткость русс...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Условия развития познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Ведущий вид деятельности дошкольника

    Игра-ведущий вид деятельности дошкольников Игра — ведущий вид деятельности дошкольников «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через к...

  • Исследовательская деятельность дошкольников

    Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Весова...

  • Григорьева г г изобразительная деятельность дошкольников

    Григорьева Галина Григорьевна | Авторы | Образование ДОШКОЛЬНИКА Научный руководитель и один из ведущих авторов, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования ГОУ...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...