Воображение детей дошкольного возраста

Воображение в дошкольном возрасте– это нормально!

Спокойно – это нормальное явление и с точки зрения развития ребенка – крайне желательное.

Воображение в дошкольном возрасте активно развивается, и психологи не рекомендуют родителям подавлять его развитие, чтобы вырастить интеллектуала и креативщика.

Рассмотрим вопрос воображения в дошкольном возрасте более подробно.

У ребенка воображаемый друг

Дети дошкольного возраста часто придумывают себе друзей, разговаривают с ними, называют их, играют, иногда даже рассказывают о них родителям.

Воображаемый друг может оказаться человеком или большим кроликом, может быть верным слушателем, но, может быть, также неплохо разбалован.

Существование и характер воображаемого друга зависит только от фантазии ребенка.

Ученые утверждают, что подобные фантазии у дошкольника и такое воображение в дошкольном возрасте – это положительный признак!

  • Доказывает большой творческий потенциал и богатое воображение малыша, является шагом в развитии психики.
  • Считается признаком интеллекта и проявлением развития памяти.
  • Это прямой признак социального развития.
  • „Помогает" ребенку бороться со страхами из реальности – с другом не темнота, ни первый день в детском саду не такие страшные.
  • Некоторые специалисты считают, что воображаемый друг может ускорить развитие речи, стимулировать творчество и познание (разговаривая с неизвестной другом, крохаприобретает опыт в использовании языка, построения и ведения беседы) .
  • Благодаря тому, что малышберет на себя роль обеих контактирующих сторон, он учится смотреть на мир с точки зрения других.
  • Учится также пониманию и проявлению чувств, таких как дружеская привязанность или любовь.

Как реагировать родителям на воображаемого друга?

Часто родители тормозят развитие собственного чадав дошкольном возрасте тем, что неправильно реагируют на проявления бурно развивающейся фантазии.

Детская психика в этот период крайне чувствительна и ранима, если допустить малейшую грубость в общении с дошкольником, можно не только потерять его доверие, но и нанести крохесерьезную психологическую травму, последствия которой еще долго будут давать о себе знать.

Советы, которые вы найдете ниже, помогут вам сформировать правильную реакцию на подобные проявления воображения у ребенка в дошкольном возрасте.

Итак, как же реагировать на появление воображаемого друга?

  • Не беспокоиться, тем более, что несуществующий друг исчезнет, вероятно, в период перед школой (когда будущий ученикпочувствует себя более компетентнее и увереннее в себе) .
  • Нельзя смеяться ни над малышом, ни над творениями его воображения.
  • К воображаемым друзьям нашего ребенка, следует относиться с пониманием – если чадопросит вас дать печенье также и другу, делайте это.

В каком случае потребуется консультация детского психолога?

В некоторых случаях воображаемый друг является сигналом, для того чтобы связаться со специалистом.

Но, это необходимо делать только тогда, когда ребенок живет исключительно в своем мире, когда он избегает контакта с другими детьми.

Воображение в дошкольном возрасте зашкаливает! Ребенок становится замкнутым, мало общается с родителями и большую часть времени пытается находиться наедине с плодом своего воображения.

Смешивание правды с выдумкой

Дети часто и с удовольствием рассказывают придуманные истории, также любят приукрасить реальность.

Воображение в дошкольном возрасте в три-четыре года – это невероятная, живая и бушующая сила, которая порождает в голове крохивсе больше новых образов.

В некоторых случаях из-за таких бурных процессов в воображении детсадовца, он и сам не отличает факты от вымысла.

Дошкольник уверен, что на самом деле под шкафом сидит большой лев, а когда он говорит о нем, нельзя обвинять его во лжи.

Малыша нужно обнять, а ситуацию попробовать разбавить реальными фактами. Если маленькая девочка говорит: "я умею кататься на скейте и на роликах!", это может значить, что именно об этом она мечтает.

Очень часто фантазии ребенка являются отражением его желаний и мечты!

Ложь может стать для малыша также бессознательным инструментом достижения цели – маленький несмышленышне всегда может управлять своими желаниями.

Например, малыш забирает потихоньку игрушки из детского сада и приносит домой. Утверждает при этом, что получил ее в подарок от воспитательницы.

Не стоит в таком случае называть крохулжецом, но важно объяснить ему, что так поступать нельзя.

Дошкольник разговаривает сам с собой

Помимо разговоров ребенка с невидимым другом, родителей часто беспокоит то, что чадоговорит сам с собой. Рассказывает что-то себе, ведет диалог, „мысли вслух”.

Разговоры с самим собой – это также важный элемент психического развития дошкольников. Ученые утверждают, что этот тип речи может составлять до 60% речи ребенка до 10 лет!

Родители часто пытаются устранить такое поведение, считая его странным или плохим; опасаются даже, что это признак психических расстройств.

Между тем, когда ребенок разговаривает сам с собой, просто он таким образом „обрабатывает” реальность – сам с собой, со своей точки зрения!

Каждый родитель должен понимать, что рано или поздно и его дошкольник начнет каким-то образом расходиться с истиной.

Это распространенное и естественное явление – малышдошкольного возраста не видит границы между миром реальным и вымышленным. И это абсолютно нормально!

В случае лжи, стоит использовать время дошкольного возраста для разъяснения, когда дошкольниквходит в социальный мир.

Важно говорить о таких принципах, на которых построен социум – о честности, порядочности. Без внимания нельзя оставить зло и ложь.

Стоит объяснять, почему важно, чтобы мы говорили правду и могли друг другу доверять.

Про воображение в дошкольном возрасте у детей мы вам объяснили, не беспокойтесь, все нормально с вашим малышом!

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Читать далее sosed-domosed.ru

Как развивается воображение ребенка дошкольного возраста?

В житейском обиходе воображением и фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности, а значит, не может иметь никакого практического значения. В научных исследованиях воображению, особенно в детском возрасте, придается огромное значение.

Психологи рассматривают воображение как деятельность мышления, опирающуюся на эмоциональный опыт человека и осознающуюся им в образах. Это способность человека оперировать образами объектов действительности, комбинировать и трансформировать данные восприятия в памяти, создавать их новые сочетания в целях познания и преобразования мира и самого себя. С помощью воображения человек способен выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, то есть ориентироваться в вероятностной, предполагаемой среде, структурировать и переструктурировать имеющийся опыт.

Зачем нужно воображение ребенку?

Воображение ребенка дошкольного возраста помогает опереться не только на свой, но и на чужой социальный опыт, что очень важно с педагогической точки зрения. Собственный опыт ребенка и возможность объективно оценивать окружающий мир очень малы. «Поле неопределенности» в восприятии жизни так велико, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии.

Они заменяют ему недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Именно через эмоционально-образную работу фантазии и воображения ребенок усваивает моральные нормы, компенсирует пока недостаточные возможности преодоления жизненных трудностей, учится решать проблемы социальных взаимодействий. Воображение, таким образом, является основой развития мышления и в целом личности ребенка.

Как развивается воображение ребенка дошкольного возраста?

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В народной педагогике этот процесс подготавливается с помощью прибауток: художественный прием замещения характеров и взаимоотношений людей на повадки животных развивает способность к воображению.

Исследования психологов показывают, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка четырех-пяти лет является «одушевление». Ребенок легче воспринимает и запоминает те сведения, которые касаются кого-то живого.

В этом возрасте дети проявляют особый интерес к сказкам. Прибаутки по содержанию и напоминают маленькие сказочки.

К отрицательному оцениванию своих действий, поведения ребенок в этом возрасте очень чувствителен. В прибаутках учитывается и этот момент. Так, существует разновидность этого жанра: прибауткипритчи.

В них разыгрывается воображаемая ситуация, требующая нравственной оценки («Федул, а Федул, чего губы надул? – Кафтан прожег. – А велика ли дыра? – Да один ворот остался!» Или знаменитое: «Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку...») . В данном случае включение работы воображения у ребенка связано с эмоционально-защитной функцией, предохраняющей легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых травм и переживаний. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое, разрешение конфликтов. Такого рода прибаутки преподают детям доступный и необидный урок нравственности, облеченный в занимательную форму.

Шутки-прибаутки для ребенка дошкольного возраста

К детям постарше обращены прибаутки-небылицы. В них много фантастических элементов, и они требуют интенсивной работы воображения в разрешении заданной проблемной ситуации («Ехала деревня мимо мужика»)

Работа воображения связана с эмоциональной, образной сферой, опирается на зрительные, слуховые, двигательные ощущения. Все это в избытке предоставляет ребенку прибаутка, удовлетворяя к тому же и потребность в радости, смехе, юморе и игре.

Прибаутка похожа на расписную детскую игрушку: переливается, играет всеми цветами радуги. Тексты песенок напоминают яркие картинки с обилием красочных эпитетов, подробным описанием внешнего вида героев: одежды, особых примет, по которым их можно узнать (Лиса – Рыжая Краса, Петушок – Золотой Гребешок, Курочка Ряба и т. д.) . «Картинки» движутся, динамично сменяют друг друга: действия героев хотя и кратки, но описаны со всеми подробностями («Уж как шла лиса по тропке, нашла грамоту в охлопке. Лиса села на пенек и читала весь денек») .

Эти «цветные картинки» всегда щедро озвучены. Прибаутка поражает богатством звукописи («Ай, чу-чу-чу, я горошек молочу»; «Трах-бах-барабах! Едет баба на волах!») . Прибаутки полны двигательных, пластических, пространственных ощущений. Ритмика веселых и выразительных мелодий четкая, подвижная, подсказывающая танцевальные движения и вовлекающая ребенка в игру («Долгоногий журавель на мельницу ездил...») .

Все средства выразительности прибаутки направлены на создание яркого художественного образа, на то, чтобы сделать ее эстетически действенным произведением. Столь остро эта задача не ставилась в колыбельных, пестушках, потешках – жанрах, связанных с более ранними периодами детства.

Выдвижение на первый план в прибаутке эстетической функции связано с ее основной задачей – развитием воображения у ребенка. Работа воображения эффективнее всего развивается во взаимодействии с художественными образами, в творческой деятельности. Кроме того, для детей четырех-пяти лет характерен интерес и тяга ко всему красивому, эстетически ценному.

Для ребенка творческая деятельность – это игра, которую он создает доступными ему средствами, в которой он сам является и создателем, и исполнителем. По мнению психологов, рисование, музицирование, а также чередование различных форм художественной деятельности с речью и движением является для маленького ребенка не столько эстетической деятельностью, сколько игрой, в которой он осваивает мир и себя.

Сам факт исполнения и слушания детской песенки не столь важен для ребенка. Главное в другом: песенка является средством вовлечения ребенка в игру, в процессе которой он обретет нечто ценное и важное для него самого или просто получит радость и удовольствие от собственного игротворчества.

Прибаутка является одним из первых шагов ребенка на пути открытий самого себя, постижения человеческих взаимоотношений, духовного опыта поколений, явленных в произведениях искусства.

Рекомендации родителям

Вы можете легко придумать игры на основе прибауток. Нужно просто следовать содержанию текстов и характеру их мелодий. Давайте вспомним прибаутки, ставшие настоящей классикой детской музыки.

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Скок, скок, поскок, молодой дроздок

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька – невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок

Молодичка-молода поехала по дрова,

Зацепилась за пенек, простояла весь денек

Зайчик ты, зайчик, коротеньки ножки.

На этих на ножках сафьяны сапожки.

«Куда мне бежати?» –

«Медведь-то мне дядя, лисица – сестрица.

Кузнечик был сватом, комар провожатым».

Дрозд на рябине, сова на болоте –

Мох таскает, дом конопатит.

Источник www.medmoon.ru

  1. Воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

Виды воображения

В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.

  1. Непроизвольное – пассивное.

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

  1. Произвольное – активное.

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

  1. воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
  2. творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
  3. мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Особенности воображения у дошкольников

Психологи различают три стадии развития воображения человека:

  • преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  • сочетание фантазии с практическим расчетом;
  • полное подчинение этой способности интеллекту.

В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.

Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.

Дидактическая игра – средство развития воображения

Существует три основных вида дидактических игр:

  1. словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  2. настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.

Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.

Воображение в изодеятельности дошкольника

Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.

Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.

В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:

  • произвольность;
  • устойчивость;
  • широта.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Сказка и воображение дошкольника

Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.

Сказка сама по себе является основой для развития воображения:

  • это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
  • воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
  • в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
  • это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
  • окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
  • дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
  • развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.

Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов

  • ребенок представляет в уме требуемый результат;
  • углубляются представления об окружающем мире;
  • идет процесс осмысления предметных свойств;
  • запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  • дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  1. готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  2. наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  3. различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Что еще почитать

Материал SZabotoi.ru

Воображение и его роль в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Разделы:Работа сдошкольниками

Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

Возможность создавать что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка. Период с дошкольного возраста до двенадцати лет ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что же такое воображение и каковы его виды?

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.

С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом) . Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов.

Как правило, они используются человеком (а ребенок особенно) неосознанно.

Первый такой способ – агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс) .

Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.

Третий известный способ создания образов – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства.

Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов воображения является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания) . Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам.

В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию.

Стремление детей указать условия происхождения и построения каких либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения.

Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и занятия рисованием, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения.

Характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения.

Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего.

Развитие воображение у детей дошкольного возраста

У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.

Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая своё место трезвому мышлению.

Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности рабочего, учёного, художника.

Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго — в начале третьего года жизни. На основе следов прежних раздражений, путём новых их сочетаний у ребёнка начинают возникать первые образы воображения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх детей младшего дошкольного возраста, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми.

Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё очень связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.

Слабость и ограниченность воображения детей раннего возраста проявляется также в их играх. Эти игры обычно воспроизводят какие-либо несложные действия, неоднократно наблюдавшиеся детьми дома или в детском саду (укладывание детей, умывание, кормление и т. п.) .

В отличие от дошкольника, ребёнок раннего возраста затрудняется дополнить какой-либо недостающий в игре предмет вымышленным, воображаемым. Первые игры детей — это те, в которые с ними играли взрослые или старшие дети.

Воображение детей раннего возраста вначале ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером.

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие ранее черты.

Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.

Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребёнок. Малыш в своём воображении чрезвычайно зависит от вещей и игрушек, имеющихся сейчас налицо.

В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

Воображение дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.

У младшего дошкольника воображение ещё во многом сходно с воображением детей раннего возраста.

В своём воображении младший дошкольник ещё мало самостоятелен, мало инициативен.

Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.

В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.

Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка.

Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать.

Он не умеет ещё воображать, так сказать, про себя, внешне оставаясь бездеятельным, как это делает школьник или взрослый.

У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

Развитие воображения у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение

для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

Требуя воображения, школьное обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию.

Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и, прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок учится представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

Влияние воображения на интеллектуальное развитие дошкольника.

Прежде чем рассмотреть данный вопрос выясним вначале: что же такое интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника?

Интеллектуальное развитие направлено на формирование у дошкольников определенного уровня знаний, познавательных элементарных умений (например, умения сравнивать и обобщать) и познавательных мотивов (любознательности) . Оно призвано формировать у ребенка способность осуществлять различные виды предметного и умственного экспериментирования. Об интеллектуальном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание) , по способности к самостоятельному творческому познанию.

Основная функция интеллектуального развития детей первых пяти лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой, деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы интеллектуального развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности в это время.

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Его специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.

Воображение взаимосвязано и с процессом восприятия, Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от него. Включаясь в восприятие, воображение обогащает создаваемые образы, делает их более продуктивными. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

Воображение играет значительную роль в составлении плана и программы предстоящих действий. Функция планирования и программирования позволяет человеку творить, разумно направлять и управлять деятельностью.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Особое значение в создании образов имеет мировоззрение, общая направленность личности. Посредством воображения человек получает возможность управлять восприятием, памятью, высказыванием. Таким образом, оно оказывает побудительное влияние, способствуя активизации деятельности.

Благодаря воображению значительно расширяются познавательные возможности ребенка-дошкольника. Основная задача познавательного воображения - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений.

С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления. Воображение способствует умственной концентрации, повышает интенсивность внимания.

Воображение осуществляет также антиципирующую функцию в познании и деятельности, а значит и в интеллектуальном развитии. Это проявляется в предвосхищении результата какого-либо поступка. Почти вся человеческая материальная и духовная культура — продукт воображения.

Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а так же вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные процессы, является основой творческой деятельности ребенка. З

Задача взрослых – всячески развивать у детей способности к воображению. В основе развития умственных способностей лежит овладение разными формами опосредованного решения интеллектуальных задач, т.е., построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений.

Воображение ребенка должно рассматриваться с точки зрения его продуктивности, т.е. не просто как процесс свободного фантазирования, а как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.) . В старшем дошкольном возрасте при развитом воображении замысел предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.

Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь;
  • Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами (восприятие, мышление, память) ;
  • Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой для творческой деятельности ребенка;
  • Воображение порождено деятельностью ребенка и развивается на ее основе;
  • Воображение оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие дошкольника.

Литература

  1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М., 1991.
  2. Венгер Л. А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте //Хрестоматия по детской Психологии. – М., 1996.
  3. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М., 1986.
  4. Запорожец А. В. Психология. -М., 1953. (Развитие воображения у детей)
  5. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. - М.,2002.
  6. Ильина М. В. Развитие невербального воображения.// Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М., 2004.
  7. Ильина М. В. Развитие вербального воображения // Пособие для педагогов детских учреждений. - М., 2005.
  8. Немов Р. С. Психология: Учебник в 3 т. для студентов высших педагогических заведений.- М., 2004.
  9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина.- М., 1988.
  10. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) .-М., 1960. (Психическое развитие детей в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) : 138-293.)

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Источник
Источник festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие психических функций в дошкольном возрасте

    Психическое развитие детей дошкольного возраста - Курсовой проект Курсовой проект - Психология 1. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте 2. Развитие психических...

  • Основные психологические новообразования дошкольного возраста

    Учебник: Психология Книга 2 - Глава: Психологические новообразования дошкольного возраста онлайн Психологические новообразования дошкольного возраста Подведем некоторые итоги: что же приобретает...

  • Дошкольный возраст

    Дошкольный возраст От 3 до 6-7 лет После трех лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но в...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Консультация «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста» Педагог-психолог Е. Н. Криво...

  • Реферат особенности дошкольного возраста

    Реферат: Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра камерной музыки. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, ег...