Задачи музыкального развития дошкольников

Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Меткость русского фольклора феноменальна и поразительна.

Сказано в XVIII веке:

"От трудов праведных не поставить палат каменных".

Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского народного музыкального фольклора.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Анализ методической литературы и практики музыкального воспитания дошкольников выявил ряд противоречий между:

• Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью реализации их на практике;

• Между культурой быта в семье и прививаемой в ДОУ традиционной народной культурой.

Эти противоречия помогли определить проблему, состоящую в:

• поиске путей оказания помощи дошкольникам в развитии музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

• выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;

• определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;

• включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.

Цель:

• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной

народной культуре.

Задачи:

• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;

• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;

• Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;

В ходе работы использую следующие методы:

• Анализ методической литературы;

• Индивидуальные занятия;

• Наблюдения;

• Анализ продуктов детской деятельности.

Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:

• Напряжение в пении:

• Неправильную певческую установку;

• Зажатость, не эмоциональность исполнения.

Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения. Это повышает интерес детей к пению.

Большое внимание уделяю дикции. Одним из сложных навыков для детей является чистота интонирования. Дети с фальшивым пением прислушиваются к пению детей с чистой интонацией голоса.

Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки в ритме мелодии, шумовые музыкальные инструменты.

Условия активизации певческих навыков:

• Ребенок должен понимать, чего нужно добиться, выполняя задание;

• Знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;

• Повторение упражнения должно быть направлено на устранение недостатков.

В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребенку. Стремиться к тому, чтобы дети со средними музыкальными данными приобретали правильные навыки.

В своей работе я использую распевки с элементами игры; игры на развитие правильного звукообразования; песенки-игры для развития певческих навыков; народные попевки, упражнения для развития дыхания, дикции и голоса.

В результате у детей наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается положительно на качестве пения и благотворно влияет на развитие музыкальных способностей детей.

Для более успешной работы в развитии музыкально – творческих способностей детей средствами музыкального фольклора необходимо привлекать родителей: нужно проводить больше бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.

Развитию творческих способностей дошкольников также способствуют педагогические условия:

• Методическая музыкальная литература, программы по музыкальному воспитанию. Основным условием в реализации программ является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

• Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы народного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками. Мы его назвали «Русская изба». Сейчас в музее много подлинных предметов крестьянского быта, изделия народных промыслов, рукоделия.

• Приобщение детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально-фольклорных занятий. Наряду с изучением народно-обрядовой культуры России проводится вокально-хоровая работа.

• В своей работе использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям.

• Кружковая работа направлена на развитие творческой личности. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, театрализация игровых песен, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

• Планирование работы осуществляется на основе народного календаря. Итог этой работы – проведение народных праздников. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

Таким образом, задача приобщения дошкольника к народной культуре является актуальной темой. Дети становятся активными участниками праздников и развлечений, посвященных народным праздникам; принимают участие в концертах для родителей и для детей младших групп; принимают участие в городских музыкальных смотрах и конкурсах.

www.maam.ru

Деятельность воспитателя и музыкального руководителя при решении задач музыкального образования дошкольников

"Деятельность воспитателя и музыкального руководителя при решении задач музыкального образования дошкольников»

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребёнком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребёнка дошкольника. В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро.

В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ

Воспитатель и музыкальный руководитель:вопросы сотрудничества и сотворчества.

Профессиональные задачи музыкального руководителя:

Организация и проведение НОД в каждой возрастной группе

Организация и проведение праздников, программ, развлечений в детском саду

Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых НОД

Организация педагогических совещаний.

Воспитатель и музыкальный руководитель:вопросы сотрудничества и сотворчества.

Профессиональные задачи воспитателя:

Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Отбор музыкально-дидактических материалов для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка дошкольника является музыкальный руководитель про помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда

Причины проблем осуществляющего сотрудничества.

Музыкальный руководитель-Не знает особенности общекультурной компетентности воспитателя детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а также плохо представляет свою роль в педагогическом процессе-Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач и развитие ребёнка посредством музыки-Самоустранение от педагогического процесса ДОУ

-Не достаточно владеет знаниями основы педагогики и психологии дошкольников.

Воспитатель

-Не знает функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ-Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач и развитие ребёнка посредством музыки-Не знает свои обязанности в процессе проведения НОД-Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.

Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды.

-создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного развития и воспитания ребёнка)

-создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребёнка.

Формы работы музыкального руководителя и воспитателя.

разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка: совместное обсуждение результатов диагностики и их индивидуальных музыкальных проявлений в условиях НОД и в повседневной жизнедеятельности;

совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития ;

взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;

музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;

совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребёнка дошкольника средствами музыки;

совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребёнка;

организация смотров-конкурсов проектом музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;

составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использование музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-vospitatelei_o519b.ppt | 4605 Кб | Скачан: 147
www.maam.ru

Консультация по музыке на тему: Задачи музыкального развития дошкольников!!!!

Опубликовано 25.11.2014 - 18:04 - Колчина Ольга Викторовна

Задачи музыкального развития дошкольников:

1. Обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.
2. Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребёнку с учётом его индивидуальных возможностей, способствовать формированию исполнительских и творческих навыков, общих знаний о музыке.
3. Целенаправленно формировать знания детей о классической музыке и её особенностях, композиторах, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства.
4. Развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.
5. Создавать условия для формирования музыкальной компетентности, мышления детей, повышения их музыкальной культуры, уровня развития.
6. Привлекать родителей к участию в музыкальном образовании детей. Определить формы сотрудничества с семьёй, исходя из социального статуса, педагогического опыта родителей, заинтересованности в жизни дошкольного учреждения.

Ссылка на источник nsportal.ru

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ФГОС

ФГОС - это ориентация нового документа на со-циализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организа-ции (далее - ДОО) формируется как программа пси-холого-педагогической поддержки позитивной со-циализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.

В связи с этим все об-разовательное содержание программы, в т. ч. и му-зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы-кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры-тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре-ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Основное содержание образовательной обла-сти «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изо-бразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции.

А по отношению к ребенку до-школьного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произ-ведениями искусства к целом, развивать художе-ственное восприятие, чувственную сферу, способ-ность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначе-ние любого вида искусства - это отражение дей-ствительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства {словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;• становление эстетического отношения к окружающему миру:• формирование элементарных представлений о видах искусства;• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной, музыкальной и др.) .

Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

Так, например, касательно образовательной области 'Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отече-ственных традициях и праздниках.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, раз-мере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и време-ни, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое разви-тие» речь идёт о развитии звуковой и интонацион-ной культуры речи.

Образовательная область «Физическое раэвитие» подразумевает задачи развития таких физиче-ских качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целена-правленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это за-дачи, связанные с вхождением ребенка и мир музы-ки, задачи развития музыкальной эрудиции и куль-туры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.

Это также задачи, связанные с разви-тием опыта восприятия музыкальных произведе-ний, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольни-ков. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, ми-ром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкапьно-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двига-тельной сфере.

Виды музыкальной деятельности.

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и позна- вательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная актив-ность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это пред-метная деятельность и игры с составными и дина-мическими игрушками, экспериментирование с ма-териалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) , общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) , восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и друтие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) , познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирова-ние с ними) , восприятие художественной литерату ры и фольклора, самообслуживание и элементар-ный бытовой труд (в помещении и на улице) кон-струирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации) , музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музы-кально ритмические движения, игры на детских му-зыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Формы музыкальной деятельности.

Исходя из предложенных Стандартом возрасто- сообразных видов деятельности, становится воз-можным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица) . Обратите внимание, что предло-женные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.

Программы и технологии музыкального воспитания.

Стандартам допускается привлечение парциаль- ных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко роботают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошколь-ного образования, которую выбирает учреждение.

Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И. М Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, «Музыкаль-ные шедевры» О. П. Радыновой. «Музыкальная рит-мопластика» Л. М. Бурениной и др. На их основе му-зыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образователь-ной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.

Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объёме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту про-грамму, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой ва-риант встречается крайне редко, поскольку при-ближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.

Образовательная программа утверждается уч-реждением самостоятельно в соответствии со Стан-дартом и с учетом Примерных программ.

В соответствии со Стандартом увеличилось со-отношение времени на часть, формируемую участ-никами образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 ч) .

Эта часть программы может включать различ-ные направления (например, углубленнее художе-ственно-эстетическое развитие, музыкальное раз-витие) , выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть программы должна учитывать об-разовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, мо-жет быть ориентирована• на специфику национальных, социокультур-ных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с деть-ми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников ДОО, а также возможностям ее педаго-гического коллектива;

сложившиеся традиции ДОО (группы) .

Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родите-лей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной дея-тельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива.

Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фолькло-ром очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художестиенно-эстетическое направле-ние - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отно-шений.

Психолого-педагогические условия реализации программы.

Необходимо остановиться на психолого-педагогических условиях реализации программы, в соответствии со Стандартом.

1. Уважение взрослых к человеческому достоин-ству детей, формирование и поддержка их положи-тельной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

2. Использование в образовательной деятельно-сти форм и методов работы с детьми, соответствую-щих их возрастным и индивидуальным особенно-стям {недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) .

3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориетнтированного на интересы и возможности каждо-го ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных ви-дах деятельности.

5. Поддержка инициативы и самостоятель-ности детей в специфических для них видах деятельности.

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

7. Защита детей от всех форм физического и пси-хического насилия.

8. Поддержка родителей (законных представите лей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Иными словами, ребенок воспринимается взрос-лым как субъект образовательной деятельности.

В музыкальной деятельности подобный выбор необходим дли ребёнка. Если мы говоримо ребенке как о субъекте музыкальной деятельности, то и сам процесс музыкального развития и организация музыкальной деятельности требуют нестандартного подхода. Эта тема актуальна как никогда и может быть рассмотрена отдепьно.

Целевые ориентиры дошкольного образования.

Принятый Стандарт существенно упрощает про-цесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя. В соответствии со Стандартом для решения образователь-ных задач может проводиться оценка индивидуаль-ного развитии детей в рамках педагогической диа-гностики (или мониторинга) .

Результаты педагогической диагностики (мони-торинга) могут использоваться специапистом ис-ключительно для решения образовательных задач:• индивидуализации образования (в т. ч. под-держки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенно-стей его музыкального развития) ;• оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров до-школьного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные харак-теристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс ва-риантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) , а также системные особенно-сти дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответ-ственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образова-тельных достижений и обуславливают необходи-мость определения результатов освоения образо-вательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосред-ственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными дости-жениями детей. Они не являются основой объектив-ной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициа-тиву и самостоятельность в разных видах дея-тельности игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;• обладает установкой на положительное отно-шение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интере-сы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно про являет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешать конфликты;• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными форма-ми и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;• достаточно хорошо владеет устной речью, мо-жет использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения рече- вого высказывания в ситуации общения, мо-жет выделять звуки в словах, у ребенка скла-дываются предпосылки грамотности;• у ребёнка развита крупная и мелкая мотори-ка; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управпять ими;• способен к волевым усилиям, может следо-вать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимо-отношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены:• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при-чинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явле-ниям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; зна-ком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики., истории и т. п.; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель-ности.

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры

Литература

Источник. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2-2014 г. Оцените: 0Опубликовано:

Подробней moeobrazovanie.ru

Предварительный просмотр:

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников».

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.

Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.

Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников.

Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:

Принцип диалогизации. Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равно-правную позицию сотрудничающих субъектов.

Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О. П. Радынова) . Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования.

Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка) , организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.

Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности.

Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей.

Сравним две ситуации.

Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.

А если музыкант-педагог выстраивает взаимодействие с воспитателем, не имеющим вышеперечисленных навыков? Понятно, что за короткое время, отведенное на консультации, невозможно научить воспитателя чисто интонировать мелодии детских песен, проводить музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха.

Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии. Большинство музыкантов-педагогов заявляют, что им «проще все сделать самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания дисциплины».

Особо следует сказать о тех детских садах, где нет музыкального руководителя: воспитатели воспринимают подобное положение вещей как негативное, но в основном из-за «отсутствия у детей настоящих праздников, с музыкой». Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи.

Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.

По мнению Н. Я. Михайленко, сочетание общеразвивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ - сложение программ общеразвивающего и специализированного (музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса.

В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне дополнительные по отношению к общеразвивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой способ - такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают ее, а средства их реализации одновременно служат и целям общего развития ребенка.

Так, например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки.

Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства - основа программы художественно-эстетического воспитания. В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н. Я. Михайленко) , а также координация - распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.

1. Блок специально организованного обучения в форме занятий

Музыкальное занятие - важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространенными видами деятельности на занятии являются пение, музыкально-ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые могут впоследствии быть представлены на праздничном утреннике.

А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание-восприятие музыкальных произведений, музыкально-образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Это общеизвестно.

Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной деятельности - слушанию-восприятию музыки.

2. Блок совместной деятельности педагогов с детьми

Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности.

Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая с взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты) .

3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей

Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной.

Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами.

Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.

На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание. На этом этапе педагогического взаимодействия можно использовать психологические семинары-тренинги (Л. Григорович, В. Петровский) , творческие семинары-симпозиумы с анализом видеозаписи занятий (Н. Я. Михайленко, Е. П. Ухабина) .

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально

го зала для праздников и развлечений.

20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения) , в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальные маршруты развития дошкольников

    Индивидуальный маршрут по интеллектуально-речевому развитию старших дошкольников «Индивидуальный маршрут развития ребенка» Направление одарённости: интеллектуально- речевое Воспитатель: Суменко О...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Физическое развитие дошкольников в доу

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Курсовая художественно эстетическое развитие дошкольников

    Педагогический проект Художественно — эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры Введение «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Дл...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Речевое развитие дошкольников

    Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность (1 часть) Инновационный педагогический опыт по теме: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследов...

  • Презентация на тему художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Виды музыкальной деятельности дошкольников

    Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Музыкальная деятельность дошкольни...

  • Виды физического развития дошкольников

    Гармоничное физическое развитие старших дошкольников через развитие интереса к видам спорта Подготовила воспитатель: Лисюнина П. Н. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья сво...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Комплексный подход к развитию личности дошкольника

    Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для р...