МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Меткость русского фольклора феноменальна и поразительна.
Сказано в XVIII веке:
"От трудов праведных не поставить палат каменных".
Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского народного музыкального фольклора.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.
Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Анализ методической литературы и практики музыкального воспитания дошкольников выявил ряд противоречий между:
• Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью реализации их на практике;
• Между культурой быта в семье и прививаемой в ДОУ традиционной народной культурой.
Эти противоречия помогли определить проблему, состоящую в:
• поиске путей оказания помощи дошкольникам в развитии музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
• выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;
• определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;
• включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.
Цель:
• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной
народной культуре.
Задачи:
• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;
• Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;
В ходе работы использую следующие методы:
• Анализ методической литературы;
• Индивидуальные занятия;
• Наблюдения;
• Анализ продуктов детской деятельности.
Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:
• Напряжение в пении:
• Неправильную певческую установку;
• Зажатость, не эмоциональность исполнения.
Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения. Это повышает интерес детей к пению.
Большое внимание уделяю дикции. Одним из сложных навыков для детей является чистота интонирования. Дети с фальшивым пением прислушиваются к пению детей с чистой интонацией голоса.
Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки в ритме мелодии, шумовые музыкальные инструменты.
Условия активизации певческих навыков:
• Ребенок должен понимать, чего нужно добиться, выполняя задание;
• Знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;
• Повторение упражнения должно быть направлено на устранение недостатков.
В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребенку. Стремиться к тому, чтобы дети со средними музыкальными данными приобретали правильные навыки.
В своей работе я использую распевки с элементами игры; игры на развитие правильного звукообразования; песенки-игры для развития певческих навыков; народные попевки, упражнения для развития дыхания, дикции и голоса.
В результате у детей наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается положительно на качестве пения и благотворно влияет на развитие музыкальных способностей детей.
Для более успешной работы в развитии музыкально – творческих способностей детей средствами музыкального фольклора необходимо привлекать родителей: нужно проводить больше бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.
Развитию творческих способностей дошкольников также способствуют педагогические условия:
• Методическая музыкальная литература, программы по музыкальному воспитанию. Основным условием в реализации программ является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
• Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы народного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками. Мы его назвали «Русская изба». Сейчас в музее много подлинных предметов крестьянского быта, изделия народных промыслов, рукоделия.
• Приобщение детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально-фольклорных занятий. Наряду с изучением народно-обрядовой культуры России проводится вокально-хоровая работа.
• В своей работе использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям.
• Кружковая работа направлена на развитие творческой личности. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, театрализация игровых песен, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
• Планирование работы осуществляется на основе народного календаря. Итог этой работы – проведение народных праздников. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.
Таким образом, задача приобщения дошкольника к народной культуре является актуальной темой. Дети становятся активными участниками праздников и развлечений, посвященных народным праздникам; принимают участие в концертах для родителей и для детей младших групп; принимают участие в городских музыкальных смотрах и конкурсах.
"Деятельность воспитателя и музыкального руководителя при решении задач музыкального образования дошкольников»
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребёнком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребёнка дошкольника. В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро.
В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ
Воспитатель и музыкальный руководитель:вопросы сотрудничества и сотворчества.
Профессиональные задачи музыкального руководителя:
Организация и проведение НОД в каждой возрастной группе
Организация и проведение праздников, программ, развлечений в детском саду
Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых НОД
Организация педагогических совещаний.
Воспитатель и музыкальный руководитель:вопросы сотрудничества и сотворчества.
Профессиональные задачи воспитателя:
Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.
Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников
Отбор музыкально-дидактических материалов для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка дошкольника является музыкальный руководитель про помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда
Причины проблем осуществляющего сотрудничества.
Музыкальный руководитель-Не знает особенности общекультурной компетентности воспитателя детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а также плохо представляет свою роль в педагогическом процессе-Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач и развитие ребёнка посредством музыки-Самоустранение от педагогического процесса ДОУ
-Не достаточно владеет знаниями основы педагогики и психологии дошкольников.
Воспитатель
-Не знает функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ-Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач и развитие ребёнка посредством музыки-Не знает свои обязанности в процессе проведения НОД-Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.
Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды.
-создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного развития и воспитания ребёнка)
-создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребёнка.
Формы работы музыкального руководителя и воспитателя.
разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка: совместное обсуждение результатов диагностики и их индивидуальных музыкальных проявлений в условиях НОД и в повседневной жизнедеятельности;
совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития ;
взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребёнка дошкольника средствами музыки;
совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребёнка;
организация смотров-конкурсов проектом музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использование музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников
![]() |
prezentacija-dlja-vospitatelei_o519b.ppt | 4605 Кб | Скачан: 147 |
Опубликовано 25.11.2014 - 18:04 - Колчина Ольга Викторовна
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ФГОС
ФГОС - это ориентация нового документа на со-циализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организа-ции (далее - ДОО) формируется как программа пси-холого-педагогической поддержки позитивной со-циализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
В связи с этим все об-разовательное содержание программы, в т. ч. и му-зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы-кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры-тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре-ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Основное содержание образовательной обла-сти «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изо-бразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции.
А по отношению к ребенку до-школьного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произ-ведениями искусства к целом, развивать художе-ственное восприятие, чувственную сферу, способ-ность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначе-ние любого вида искусства - это отражение дей-ствительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства {словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;• становление эстетического отношения к окружающему миру:• формирование элементарных представлений о видах искусства;• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной, музыкальной и др.) .
Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Так, например, касательно образовательной области 'Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отече-ственных традициях и праздниках.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, раз-мере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и време-ни, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое разви-тие» речь идёт о развитии звуковой и интонацион-ной культуры речи.
Образовательная область «Физическое раэвитие» подразумевает задачи развития таких физиче-ских качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целена-правленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это за-дачи, связанные с вхождением ребенка и мир музы-ки, задачи развития музыкальной эрудиции и куль-туры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
Это также задачи, связанные с разви-тием опыта восприятия музыкальных произведе-ний, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольни-ков. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, ми-ром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкапьно-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двига-тельной сфере.
Виды музыкальной деятельности.
Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.
В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и позна- вательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная актив-ность и тактильно-двигательные игры.
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это пред-метная деятельность и игры с составными и дина-мическими игрушками, экспериментирование с ма-териалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) , общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) , восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и друтие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) , познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирова-ние с ними) , восприятие художественной литерату ры и фольклора, самообслуживание и элементар-ный бытовой труд (в помещении и на улице) кон-струирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации) , музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музы-кально ритмические движения, игры на детских му-зыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
Формы музыкальной деятельности.
Исходя из предложенных Стандартом возрасто- сообразных видов деятельности, становится воз-можным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица) . Обратите внимание, что предло-женные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.
Программы и технологии музыкального воспитания.
Стандартам допускается привлечение парциаль- ных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко роботают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошколь-ного образования, которую выбирает учреждение.
Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И. М Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, «Музыкаль-ные шедевры» О. П. Радыновой. «Музыкальная рит-мопластика» Л. М. Бурениной и др. На их основе му-зыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образователь-ной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.
Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объёме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту про-грамму, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой ва-риант встречается крайне редко, поскольку при-ближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.
Образовательная программа утверждается уч-реждением самостоятельно в соответствии со Стан-дартом и с учетом Примерных программ.
В соответствии со Стандартом увеличилось со-отношение времени на часть, формируемую участ-никами образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 ч) .
Эта часть программы может включать различ-ные направления (например, углубленнее художе-ственно-эстетическое развитие, музыкальное раз-витие) , выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть программы должна учитывать об-разовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, мо-жет быть ориентирована• на специфику национальных, социокультур-ных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с деть-ми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников ДОО, а также возможностям ее педаго-гического коллектива;
сложившиеся традиции ДОО (группы) .
Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родите-лей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной дея-тельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива.
Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фолькло-ром очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художестиенно-эстетическое направле-ние - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отно-шений.
Психолого-педагогические условия реализации программы.
Необходимо остановиться на психолого-педагогических условиях реализации программы, в соответствии со Стандартом.
1. Уважение взрослых к человеческому достоин-ству детей, формирование и поддержка их положи-тельной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
2. Использование в образовательной деятельно-сти форм и методов работы с детьми, соответствую-щих их возрастным и индивидуальным особенно-стям {недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) .
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориетнтированного на интересы и возможности каждо-го ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных ви-дах деятельности.
5. Поддержка инициативы и самостоятель-ности детей в специфических для них видах деятельности.
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
7. Защита детей от всех форм физического и пси-хического насилия.
8. Поддержка родителей (законных представите лей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Иными словами, ребенок воспринимается взрос-лым как субъект образовательной деятельности.
В музыкальной деятельности подобный выбор необходим дли ребёнка. Если мы говоримо ребенке как о субъекте музыкальной деятельности, то и сам процесс музыкального развития и организация музыкальной деятельности требуют нестандартного подхода. Эта тема актуальна как никогда и может быть рассмотрена отдепьно.
Целевые ориентиры дошкольного образования.
Принятый Стандарт существенно упрощает про-цесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя. В соответствии со Стандартом для решения образователь-ных задач может проводиться оценка индивидуаль-ного развитии детей в рамках педагогической диа-гностики (или мониторинга) .
Результаты педагогической диагностики (мони-торинга) могут использоваться специапистом ис-ключительно для решения образовательных задач:• индивидуализации образования (в т. ч. под-держки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенно-стей его музыкального развития) ;• оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров до-школьного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные харак-теристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс ва-риантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) , а также системные особенно-сти дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответ-ственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образова-тельных достижений и обуславливают необходи-мость определения результатов освоения образо-вательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосред-ственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными дости-жениями детей. Они не являются основой объектив-ной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициа-тиву и самостоятельность в разных видах дея-тельности игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;• обладает установкой на положительное отно-шение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интере-сы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно про являет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешать конфликты;• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными форма-ми и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;• достаточно хорошо владеет устной речью, мо-жет использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения рече- вого высказывания в ситуации общения, мо-жет выделять звуки в словах, у ребенка скла-дываются предпосылки грамотности;• у ребёнка развита крупная и мелкая мотори-ка; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управпять ими;• способен к волевым усилиям, может следо-вать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимо-отношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены:• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при-чинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явле-ниям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; зна-ком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики., истории и т. п.; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель-ности.
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры
Литература
Источник. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2-2014 г. Оцените: 0Опубликовано:
«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников».
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.
Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.
Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.
Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников.
Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:
Принцип диалогизации. Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равно-правную позицию сотрудничающих субъектов.
Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О. П. Радынова) . Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования.
Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка) , организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности.
Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей.
Сравним две ситуации.
Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.
А если музыкант-педагог выстраивает взаимодействие с воспитателем, не имеющим вышеперечисленных навыков? Понятно, что за короткое время, отведенное на консультации, невозможно научить воспитателя чисто интонировать мелодии детских песен, проводить музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха.
Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии. Большинство музыкантов-педагогов заявляют, что им «проще все сделать самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания дисциплины».
Особо следует сказать о тех детских садах, где нет музыкального руководителя: воспитатели воспринимают подобное положение вещей как негативное, но в основном из-за «отсутствия у детей настоящих праздников, с музыкой». Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи.
Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.
По мнению Н. Я. Михайленко, сочетание общеразвивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ - сложение программ общеразвивающего и специализированного (музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса.
В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне дополнительные по отношению к общеразвивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой способ - такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают ее, а средства их реализации одновременно служат и целям общего развития ребенка.
Так, например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки.
Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства - основа программы художественно-эстетического воспитания. В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н. Я. Михайленко) , а также координация - распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.
1. Блок специально организованного обучения в форме занятий
Музыкальное занятие - важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространенными видами деятельности на занятии являются пение, музыкально-ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые могут впоследствии быть представлены на праздничном утреннике.
А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание-восприятие музыкальных произведений, музыкально-образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Это общеизвестно.
Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной деятельности - слушанию-восприятию музыки.
2. Блок совместной деятельности педагогов с детьми
Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности.
Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая с взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты) .
3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей
Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной.
Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами.
Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание. На этом этапе педагогического взаимодействия можно использовать психологические семинары-тренинги (Л. Григорович, В. Петровский) , творческие семинары-симпозиумы с анализом видеозаписи занятий (Н. Я. Михайленко, Е. П. Ухабина) .
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально
го зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения) , в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
Индивидуальные маршруты развития дошкольников
Индивидуальный маршрут по интеллектуально-речевому развитию старших дошкольников «Индивидуальный маршрут развития ребенка» Направление одарённости: интеллектуально- речевое Воспитатель: Суменко О...
Развитие речи дошкольников по ушаковой
Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...
Интеллектуальное развитие дошкольника
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...
Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности
Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...
Физическое развитие дошкольников в доу
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...
Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...
Курсовая художественно эстетическое развитие дошкольников
Педагогический проект Художественно — эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры Введение «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Дл...
Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников
Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...
Речевое развитие дошкольников
Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность (1 часть) Инновационный педагогический опыт по теме: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследов...
Презентация на тему художественно эстетическое развитие дошкольников
Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...
Виды музыкальной деятельности дошкольников
Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Музыкальная деятельность дошкольни...
Виды физического развития дошкольников
Гармоничное физическое развитие старших дошкольников через развитие интереса к видам спорта Подготовила воспитатель: Лисюнина П. Н. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья сво...
Познавательно речевое развитие дошкольников
«Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...
Комплексный подход к развитию личности дошкольника
Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для р...