Зрительное восприятие дошкольников

Предварительный просмотр:

Развитие тактильно-двигательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения.

Известно, что в основе любого действия - видения, слышания, говорения, письма, чтения - лежат так называемые базовые схемы-движения. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения, направленные на развитие тактильно – двигательного восприятия являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга.

Тактильно-двигательное восприятие- основа развития у детей с нарушением зрения таких психических процессов, как внимание, память, восприятия, мышление и речь.

Тактильный (от лат. tactilis - осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Ребенок с патологией зрения проявляет стремления к тактильному обследованию предметов, но самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.

Органом осязания служит рука. На кончиках пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать ручные виды деятельности:

- лепка из пластилина, глины, теста;

- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, нитки) ;

- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином) ;

- оригами (конструирование из бумаги) ;

- макраме (плетение из ниток, веревок, шнурков) ;

- рисование (пальцами, кусочком ваты, поролоном) ;

- игры с мозаикой и конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным) ;

- игры с пазлами ;

- сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;

- игры с водой разной температуры;

- игры с мелкими камушками, бобовыми, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, использовании элементов массажа и самомассажа рук, которые также способствуют повышению тактильной чувствительности.

Выделяются два вида осязания: пассивное и активное.

Пассивное осязание-осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть) , находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию.

Активное осязание– формирование осязательного образа в результате его преднамеренного ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические (двигательные) ощущения.

Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогам следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.) .

Использование различных дидактических тренажеров, игр, пособий.

Шариковые ванны для рук- большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.

Осязательные ванны- небольшая коробка или емкость, наполненная горохом (бобами, фасолью, чечевицей и пр.) . Поиск мелких предметов в такой ванне способствует активизации пальцевого гнозиса.

Тактильное панно(сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (домики, деревья, кусты, цветы, ягоды, животные, травка и др.) . Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: липучек, кнопок, крючков, пуговиц, и т.д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.

Волшебный куб – многофункциональное пособие (найти и обвести по контуру определённую фигуру, пройти пальчиком лабиринт

Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные мячи, щетки, махровые рукавички, массажеры, используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины.

Очень полезны для детей с нарушением зрения игры с цифрами или геометрическими фигурами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги и других материалов: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи геометрическую фигуру», «Сосчитай палочки». Ребенок многократно проводит рукой по цифре (фигуре) , ощупывает ее и называет.

Одновременно запоминается форма и способ написания этой цифры (фигуры) , которые связываются с ее названием, а так же определяется количество предметов. По аналогии проводятся игры с буквами.

Такие игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога - к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами.

При обследовании можно заметить, что осязательные движения слабовидящих детей, не прошедших специального обучения, хаотичны и не позволяют ребенку получить достаточное представление об исследуемом объекте. Практика работы показывает, что наиболее полные представления возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее представление о предмете в дальнейшем сменяется более

определенным и детальным.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной.

Рассмотрим этапы работы по развитию тактильной чувствительности, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках:

- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем - с закрытыми;

- обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.) ;

- обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов и признаков предмета;

- ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами, в дальнейшем - с закрытыми;

- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен, или по другому признаку (выбор сначала из 2-х предметов, а затем из 3-5-ти предметов) ;

- нахождение контура предмета из нескольких (3-4) предложенных контуров предметов;

- определение по контуру самого предмета с закрытыми (завязанными) глазами;

- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных контуров предметов с закрытыми (завязанными) глазами.

Один из основных способов развития тактильных ощущений - дидактические игры.В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: предложить закрыть (завязать) ребенку глаза, поставить ширму, использовать непрозрачный мешочек и др.

Дидактические игры для развития тактильных ощущений

Чудесный мешочек

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.) .

Узнай фигуру

Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.) .

Определи на ощупь

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;

сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Угадай, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл) .

Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

Угадай предмет

Цель: определение предмета по контуру.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, объемное контурное изображение предмета (елочка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.) .

Найди пару

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Разложи по размеру

Цель: определение размера наполнителей на ощупь.

Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п.

Отгадай цифру (букву)

Цель: определение знаков при помощи тактильных ощущений.

Собери матрешку

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Оборудование: две матрешки-вкладыши.

Цель: различение мелких предметов на ощупь.

Оборудование: мисочка со смесью зерен (фасоль, семечки и т.п.) и тарелка (для каждого ребенка) .

С какого дерева листочек?

Цель: определять с какого дерева листочек и соединять их.

Оборудование: отдельные карточки с изображением листочков и деревьев.

Лабиринт

Цель: активизация тактильных движений указательного пальца.

Оборудование: лабиринт – наклеенная толстая нитка или липучка (по кругу, волнообразно и т.п.)

В то же время есть свойства предметов, которые воспринимаются только тактильно. Это температура, вес, качество поверхности.

Приведу примеры таких упражнений.

Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Оборудование: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Холодно - тепло - горячо

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Оборудование: три миски с водой (холодной, теплой, горячей) .

Найди самый лёгкий и самый тяжелый мешочек

Цель: определение веса мешочков

Оборудование: мешочки с различным по весу наполнителем.

Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами) :

- называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет) ;

- ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

- ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

- опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Педагогам следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности у детей с нарушением зрения не только рук, но и других частей тела.

Педагогический коллектив нашего детского сада давно сотрудничает с фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». Ежегодно каждый ребёнок получает комплект книг, направленных на развитие тактильно-двигательного восприятия.

Работа с тактильными книгами

Красивые, яркие и интересные книги превращают процесс обучения и тренировки зрения детей дошкольного возраста в увлекательную и познавательную игру.

Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что тщательно подобранный материал для развития тактильно – двигательного восприятия, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей в комплексе с тесным сотрудничеством с врачом - офтальмологом, позволяет добиться высоких результатов в овладении слабовидящими детьми навыками тактильного обследования и восприятия окружающих предметов.

Материал подготовила

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №45

Выступление наММО учителей-логопедов

«Развитие тактильно-двигательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» (с презентацией)

Подготовила учитель-дефектолог

Материал с сайта nsportal.ru

форма отчётности

от характера сформированных связей к моменту его наступления,

от возраста ребенка,

от уровня его физического и психического развития,

от индивидуальных и личностных особенностей,

от социальных условий воспитания,

от организующей и направляющей роли взрослого, учитывающего эти

особенности развития.

Слуховое восприятие– можно восполнить недостающие зрительных ощущений воспр и воспринять движение объекта, его предметность. С помощью вербального описания можно помочь воспринять отдельные свойства, чем способствуя формированию целостного образа.

обонятельные и вкусовые ощущения,отражает химические свойства веществ. Познавательное значение вкуса и обоняния у нормально видящих сравнительно невелико.

Немногочисленные исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают некоторое ее повышение по сравнению с нормой. Многие слепые значительно лучше дифференцируют запахи, точнее локализуют их источники и определяют направления распространения запахов. Обонятельные ощущения имеют предметный характер. Их предметность проявляется

в том, что запах определяют не по качеству, а по издающему его предмету.

Вкусовые ощущения также доставляют слепым целый ряд сведений о

качествах предметов, однако их использование ограничено необходимос-

тью непосредственного соприкосновения с объектом и опасностью зара-

жения, отравления и т.п.

8. Цели и задачи психолого-педагогического обследования зрительного восприятия

1. Как определяются цель и задачи психолого-педагогического обследования зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением?

Изучение поступившего в детский сад ребёнка, его зрительно-сенсорного опыта и на основе этого составление психолого-педагогической характеристики является средством определения основных задач и конкретных направлений педагогической работы по развитию зрительного восприятия.

Каково значение обследования исходного уровня зрительного восприятия для разработки программы коррекционных мероприятий?

Обследование ребёнка позволяет обосновать направление и содержание коррекционно-педагогической работы тифлопедагога в соответствии с перспективами лечения, зоной ближайшего развития ребёнка, определить организационные формы, методы и конкретные приёмы решения специфической задачи данного типа дошкольного учреждения.

2. Раскройте содержание психолого-педагогического обследования зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением.

содержанием психолого-педагогического изучения ребёнка, является составление целостной характеристики уровня зрительного восприятия дошкольников предполагает изучение зрительной памяти и зрительного внимания.

3. Каковы особенности отбора диагностических заданий?

Предполагает подбор специальных заданий, содержанием которых являются конкретные задачи для ребёнка, учитывающие программные требования

4. Перечислите основные требования к оценке уровня выполнения заданий ребенком.Поэтапный характер формирование психических процессов указывает на необходимость оценить решение ребёнком задачи не только по результатам (выполнил, не выполнил) , но и по способу её решения.

5. Каково значение медико-психолого-педагогического обсуждения ребенка?

Формирование целостного представление о ребёнке, установления причин появления тех или иных отклонений в его развитии и на основании этого координация воздействий в едином направлении. Так же определяется содержание характер связи лечебно-восстановительной и учебно- воспитательной работы. Определение содержания работы, тифлопедагоги и воспитателя способствующего развитию или компенсации зрительной функции.

6. Раскройте методику психолого-педагогического обследования зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения в разных возрастных группах.

10 ответ на вопрос «Каковы основные условия развития зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением?»

Эффективность педагогической системы развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения связано с необходимостью организованной лечебно-восстановительной работы офтальмологов, в процессе которой создаются условия для специально организованного сенсорного воспитания в целом и зрительного восприятия в частности.

Современная офтальмология реализует лечебные мероприятия, способствующие созреванию зрительных функций.

Лечебно-востановительный процесс рассматривается ведущими офтальмологами Э. С. Аветисовым, Е. И. Ковалевским, Л. А. Григорян, Р. Н. Фирстовой, А. В. Хватовой и др. как систематическое воздействие на весь комплекс зрительных функций. Исходя из этих требований, современная офтальмология указывает на преимущества лечения детей с нарушением зрения в условиях детского сада.

По мнению врачей, с помощью медико-педагогического персонала там легче организовать занятия и игры (полезные для развития зрительных функций) , а так же проводить систематическое лечение детей в нормально гигиенических условиях, пользуясь специальными приборами и аппаратами. Офтальмологи указывают и на то, что дети с нарушением зрения в специальных дошкольных учреждениях находятся в щадящих условиях, исключающих психическую травму, при строгом соблюдении общего режима. В детском саду создана возможность проводить наряду с офтальмологами лечением общие оздоровительные мероприятия, что позволяет добится высоких результатов в восстановлении зрения у детей.

Тема 11. Характеристика компенсаторных процессов

при нарушениях зрения

Основные задачи и характеристика этапа

Особенности деятельности педагога

раннюю всестороннюю диагностику нарушения зрительных функций,

проведение лечебных и оздоровительных мероприятий,

комплексное медико-педагогическое воздействие,

выявить степень, характер и причины дефекта;

для восстановления нарушенных зрительных функций;

стимулирующее дальнейшее формирование зрительных функций;

создание благоприятных гигиенических условий для его восстановления.

Педагоги планируют и проводят с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве, опираясь на рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедагога, внесенные в тетради взаимосвязи.

Тема 12. Основные принципы управления развитием зрительного восприятия в учебно-воспитательном процессе

Принцип обучения и воспитания

Особенности применения принципа в работе по развитию зрительного восприятия

Общепедагогические принципы

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Лечебная работа является средством развития и восстановления нарущенных зрительны функций. Направлен на развитие операционной и мотивационной сторон зрительного восприятия

Принципы специальной педагогики

Принцип педагогического оптимизма

Принцип ранней педагогической помощи

свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Специальный педагог строит коррекционно-педагогическую работу с ребенком, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, имея установку на положительный результат обучения.

Соседние файлы в предмете

  • #

Источник www.StudFiles.ru

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения

24.02.2015 17:45

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения

Республика Татарстан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 282 комбинированного вида» Московского района города Казани

Воспитатель высшей квалификационной категории Пулатова Резеда Ильясовна

У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость развитию у них способности к наблюдению, специального обучения зрительному выделению и узнаванию различных объектов и явлений, их анализу и синтезу.

Кроме того, необходимо научить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами восприятия, дополняющими неполноценное зрение. Только в этом случае возможно формирование у детей данной категории адекватных представлений об окружающем мире.

Скачать конспект

Чтобы познавать окружающий мир, ребёнок должен научиться замечать, визуально выделять характеризующие предмет признаки. Ребёнок с нарушением зрения, как правило, не может самостоятельно зрительно выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными, позволяющие получить о предмете реальное представление.

Детей с нарушением зрения необходимо целенаправленно учить зрительному обследованию, осуществляя обучение по определённой системе. Эта система предполагает теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий, на которых у ребёнка формируют умения воспринимать и анализировать с помощью зрения окружающий мир, с игровой, учебной, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельностью в детском саду.

Это очень важно, так как активное использование детьми зрительного восприятия в различных видах деятельности позволяет воспитателю познакомить их с такими признаками окружающих предметов и явлений, которые дети самостоятельно не выделяют. Происходит это потому, что дети не приучены внимательно рассматривать и выделять целый ряд признаков (например, материал, из которого сделан предмет, соотношение частей предмета по величине, пространственное расположение предмета и т. д.)

Для того чтобы дети с нарушением зрения были успешными в дидактических играх и упражнениях, в тех заданиях, в которых требуется составить игрушку, геометрическую фигуру, предмет из двух, трёх и более частей, их учат воспринимать общий контур и выделять составные их части.

Вывод: в процессе обучения зрительному обследованию воспитатель должен постоянно направлять и контролировать зрительное восприятие ребёнка (подсказывающими вопросами, инструкциями) . Это необходимо так, как зрительное внимание у детей рассматриваемой категории крайне неустойчиво, они с трудом удерживают своё внимание на изучаемом объекте или явлении, отвлекаясь на другие объекты.

План зрительного обследования предметов

  1. Зрительное выделение ребёнком предмета, названного воспитателем.
  2. Зрительное выделение и называние ребёнком основных признаков предмета (цвета, формы, величины, материала, из которого сделан предмет, его пространственного расположения) .
  3. Зрительное выделение и называние ребёнком основных частей предмета, особенностей его строения.
  4. Зрительное выделение и словесное обозначение ребёнком пространственного расположения частей предмета относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т. д.) .
  5. Целостное зрительное восприятие предмета.

Обучение зрительному обследованию предметов проводится в три этапа.

На первом этапе это осуществляется на основе показа и словесных обозначений и инструкций воспитателя. Например, воспитатель предъявляет предмет (мяч) и называет его, привлекая к нему внимание детей инструкцией «Посмотрите внимательно. Это мяч».

Затем воспитатель указкой с ярким наконечником или рукой обводит контур предмета, его части, жестом направляя и удерживая зрительное внимание детей. Называя признаки предмета ( «Мяч красного цвета. Он круглый») , воспитатель дополняет свои слова указательным жестом, используя указку или показывая рукой.

На втором этапе ребёнку предоставляется самостоятельность в зрительном выделении предметов и их основных признаков, частей предмета. При этом ребёнок следует направляющим инструкциям воспитателя и отвечает на его вопросы.

На третьем этапе предполагается полная самостоятельность детей.

Обучение дошкольников с нарушением зрения зрительному обследованию предметов (игрушек, геометрических фигур) должно осуществляться целенаправленно и последовательно.

  1. Зрительное обследование натуральных предметов ближайшего окружения (в соответствии с возрастом выбираются предметы — от простой формы к все более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков)
  2. Зрительное обследование игрушек, геометрических фигур (как и в первом случае – от простой к всё более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков) .
  3. Зрительное обследование предметных изображений (от простых к более сложным) , сопровождаемое соотнесением изображений с предметами.
  4. Зрительное обследование сюжетных изображений (от простых – одноплановых, с небольшим количеством изображённых предметов – до изображений с двух — и трёхплановой перспективной и с постепенным увеличением числа изображенных предметов) .
  5. Зрительное узнавание, нахождение предметов (игрушек, геометрических фигур, предметных и сюжетных изображений) по описанию воспитателя, с опорой на имеющийся зрительный опыт детей.
  6. Описание детьми зрительно воспринятых предметов игрушек, геометрических фигур, предметных и сюжетных изображений, предъявленных воспитателем по памяти (сначала – с помощью вопросов воспитателя, позже – самостоятельно) .

Вывод:

Организация обучения зрительному обследованию детей с патологией зрения по предложенной мною методике положительно влияет на развитие их познавательной деятельности, они становятся более активными и самостоятельными. Очень важно и то, что дети начинают понимать важность и роль зрения в их жизни, осознавать, что с помощью зрения они могут многое узнать об окружающем мире.

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

в старшей специализированной группе на тему: «Волшебный клубок».

Цели:

а) Общеразвивающие. 1. Учить детей бережно относиться к лесу и ко всему, что растёт и живёт в лесу. 2. Дать детям представления о лиственных и хвойных деревьях.

3. Формировать представления о сходстве и различии разных видов деревьев.

4. Закреплятьу детей знания о животных и растениях леса; ориентировку в микропространстве.

5. Развивать логическое мышление и мелкую моторику рук.

б) Коррекционные:

  1. Развивать глазо-двигательную функцию и формированию бинокулярного зрения.
  2. Активизировать способность к опознанию предмета по контурному и силуэтному изображению.
  3. Развивать зрительное и тактильное восприятие.

Материалы;

  1. Фланелеграф с изображением деревьев (рябины, берёзы, дуба, ели, сосны) с листьями и их семенами.
  2. Силуэтное и контурное изображение деревьев (сосны, ели, берёзы, дуба, рябины, шиповника) для каждого ребёнка.
  3. Подставки минифланелеграфы.
  4. Альбомный лист с изображением животных на каждого ребёнка; красный фломастер.
  5. Тактильные пластинки с разной поверхностью (шероховатая, ребристая, ворсистая) .
  6. Картина с изображением несуществующего животного.
  7. Разноцветная верёвка и разноцветные шарики.
  8. Медальки на каждого ребёнка в сундучке.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются)

Воспитатель: А сейчас…

(Включается магнитофонная запись)

«А вы меня, узнали, я Шапокляк с моей помощницей крысой Ларисой заколдовала весь лес, теперь здесь ничего не растёт и никто не живёт. А расколдовать его вы сможете с помощью клубочка, которого у вас нет. «Ха-ха-ха».

Воспитатель: Дети мы поможем лесу? Вы готовы отправиться со мной в дорогу? А где же мы возьмём клубочек?

Посмотрите, что там впереди?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно – это разноцветные шарики. Какого цвета эти шарики? А какого цвета самый большой? Самый маленький?

А какой они формы?

Дети: Формы – шара.

Воспитатель: А клубочек, который мы ищем, какой формы должен быть?

Дети: Шара.

Воспитатель: Правильно и клубочек и шарики имеют одинаковую форму, но клубочек получается из ниточек. Поэтому давайте посмотрим, может где-нибудь есть ниточки. Ребята, посмотрите, какой длинный путь мы должны с вами проделать. (Дети поднимают руку вверх и смотрят.)

Воспитатель: Путь в лес нам указывает разноцветная тропинка-верёвочка. Какого цвета эта дорожка?

(Ответы детей — оранжевого) .

А давайте пройдёмся по ней, ручки в стороны идём спокойно.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это за животное? Вы его знаете? Раньше где-нибудь видели? Что наделали Шапокляк и её помощница крыса-Лариса.

Они заколдовали всех животных в одно животное. Давайте расколдуем, а туловище, какого животного-ежа, хвост — белки, мордочка – лисы, лапы – медведя, уши — рога – лося.

(Дети называют животного, а воспитатель выставляет иллюстрацию этого животного) .

Воспитатель: Какие вы молодцы, всех животных мы расколдовали. Ребята, как вы думаете, если мы начнём сматывать верёвочку, может у нас и получится клубочек.

Дети пожалуйста начните сматывать оранжевую верёвку, ребята посмотрите, у нас уже получается маленький клубочек.

Воспитатель: А какого цвета верёвочка нас дальше поведёт? (Зелёная) . Нужно пройти по ней перешагивая кубики. Дети садитесь, пожалуйста, на свои места. Перед вами лежит листочек с изображением животных.

Какое животное находится в правом верхнем углу? (Крокодил) . Кто нарисован в нижнем левом углу? (Заяц) .

(В верхнем ряду, в нижнем ряду, между зайцем и белкой, в центре и т. д.)

Воспитатель: А сейчас подвиньте к себе пластинки, которые лежат у вас на столе. Переверните пластинку под № 1, потрогайте её, погладьте, пощупайте.

а) Трогая руками эту мягкую, пушистую пластинку, какое животное вы представляете? (Опрос детей) б) Трогая руками эту шероховатую пластинку № 2, какое животное она вам напоминает?

(Опрос детей)

в) Ребристая пластинка № 3

(Опрос детей)

Воспитатель: А сейчас возьмите красный фломастер и нарисуйте сердечко животному, которое вам больше всего понравилось, любимое животное. Молодцы, а мы идём дальше.

Воспитатель: Дети мы про клубочек не забываем, смотайте, пожалуйста, зелёную верёвочку в клубочек.

Воспитатель: Верёвочка красного цвета нас здесь поджидает, взялись за верёвочку и идём гуськом, чтобы Шапокляк нас не увидела. Вот мы и пришли. Дети встаньте, так чтобы всем было видно, сделайте 1 шаг назад.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на фланелеграф. Всё ли здесь правильно? (Ответы детей) Как всё это назвать одним словом? (Деревья) Это вредная Шапокляк со своей крысой Ларисой перепутали все деревья, листья, семена.

Можно так всё оставить? Почему? (Ответы детей) . Как называются эти деревья? На какие 2 группы их можно разделить? – Лиственные. – Хвойные.

Почему их так назвали?

(С детьми исправляем все ошибки)

Воспитатель: А сейчас посмотрите, мы правильно всё сделали? Молодцы! Дети, смотайте, пожалуйста, красную верёвочку в клубочек.

Ребята, а вы хотите поиграть? (Ответы детей)

Физкультминутка «Сон»(для снятия зрительного утомления)

В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них)

В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них)

Ветер листьями играет (движения рук из стороны в сторону, провожая взглядом)

А сова спокойно спит (глаза закрыть)

Ей приснился сладкий сон (глаза широко открыты – вытаращены) .

Вот бы не кончался он.

Воспитатель: А вот и жёлтая верёвочка, руки на пояс идём боком приставным шагом. Садитесь на свои места, спинка прямая.

Воспитатель: Наша сова увидела во сне деревья, но явились они ей в виде теней.

Сумеете ли вы отгадать, какие деревья приснились сове? У каждого из вас свое дерево. Тень дерева уже находится на подставке, вам нужно найти цветное изображение дерева.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Дети, смотайте пожалуйста желтую веревочку в клубок. Посмотрите, какой большой у нас клубок. Ребята, а вот мы и расколдовали лес и справились со всеми вредностями Шапокляк.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, обнимите себя, погладьте свои ручки, ножки, голову. А за то, что вы помогали лесу, были добрыми, умными, весёлыми он вам приготовил подарки, но где же они? Давайте пройдём по верёвочке.

А что за дерево растёт впереди? Дуб, а на дубе, что висит — сундучок. Ребята, а разве на деревьях растут сундучки?

(Ответы детей) . Нет.

А лес ведь волшебный и в нём происходят разные волшебства. Давайте откроем сундучок.

(Открываем сундучок, там медальки – «Спасателю леса». Дети говорят спасибо) .

Воспитатель: До новых встреч друзья.

Список литературы:

  1. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. – М., 1990.
  2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология». вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.
  3. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение 1990.
  4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М.: Горо Д, 1998.
  5. Плаксина Л. И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Специальная дошкольная педагогика. / под ред. Стебелёвой Е. А. – М.: АСАДЕМА.
  6. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М.: Адель, 1998.
  7. Блинникова И. В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. -М., 2003.
  8. Морозова Л. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости/Л. В. Морозова, Н. В. Звягина//Вестник Поморского университета. -2003. -№ 2 (4) .
  9. Прокопенко В. Т., Трофимов В. А., Шарок Л. П. Психология зрительного восприятия: Учебное пособие. — СПб.: СПб ГУИТМО, 2006.

Следующая >

Внимание!

На данный момент образовалась живая очередь. Если у Вас срочное письмо, напишите об этом в заголовке. Мы Вам ответим и вышлем документы вне очереди

Журнал

Подробней на сайте doshkolnik.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие зрительного восприятия у дошкольников

    Игровые упражнения для развития зрительного восприятия детей дошкольников Упражнения на совершенствование зрительного анализа «Волшебные картинки » Оборудование: предметные и сюжетные картинки, ц...

  • Игры на развитие восприятия у дошкольников

    Игровые упражнения для развития зрительного восприятия детей дошкольников Упражнения на совершенствование зрительного анализа «Волшебные картинки » Оборудование: предметные и сюжетные картинки, ц...

  • Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников

    Игровые упражнения для развития зрительного восприятия детей дошкольников Упражнения на совершенствование зрительного анализа «Волшебные картинки » Оборудование: предметные и сюжетные картинки, ц...

  • Фонематическое восприятие у дошкольников

    Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей наруше...

  • Развитие фонематического восприятия у дошкольников

    А лошадка- …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.) . Белый мишка- шоколад, А Ежонок-…( мармелад, лимонад и т.д. Игра « Мы играем - рифмы подбираем». Мартышка и кукушка, петушок и кошка Решили в...

  • Ткаченко развитие фонематического восприятия альбом дошкольника

    Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Методические рекомендации. В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как специальное у...

  • Развитие музыкального восприятия у дошкольников

    «Традиционные и инновационные методы и приемы в развитии восприятия музыки у дошкольников». Из опыта работы Слайд 1 Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Чем раньше ребенок...

  • Развитие зрительно моторной координации у дошкольников

    Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР (первый этап) Направления и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР по формированию зрительно-моторной координаци...

  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Сенсорное развитие дошкольников

    Сенсорное воспитание дошкольников Сенсорное развитие дошкольников Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвет...

  • Игры на развитие способностей дошкольников

    Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников» Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МУЗЫ...

  • Сенсорное воспитание дошкольников

    Сенсорное воспитание дошкольников Сенсорное развитие дошкольников Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвет...

  • Восприятие у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Развитие пространственных представлений у дошкольников

    Конспект занятия «Развитие пространственных представлений дошкольников» Ориентируемся в пространстве! Ход занятия: 1 этап - организационный «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернус...