Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Аналитический отчет «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за межаттестационный период (2005-2010гг.)

Задачи:

1. Вычленить проблемы профессиональной деятельности в межаттестационный период 2005 -2010гг.

2. Описать способ решения выявленных проблем и полученный результат.

3. Проанализировать условия получения результата и установить причинно-следственные связи между результатами и условиями.

4. Выявить противоречия, возникшие в межаттестационный период.

5. Спроектировать пути решения на следующий межаттестационный период.

6. Дать оценку эффективности своей профессиональной деятельности.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил мне сформулировать проблему моего исследования следующим образом: каковы психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ? Ее решение составило цель моей работы.

Задачи, решавшиеся мной в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. Это был анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации, анкетирование, наблюдение и беседа).

Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу исследования: успешная адаптация детей 1 - 3 лет к условиям ДОУ, будет в том случае если:

- будут проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада;

- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Перед тем как приступить к практической части своего отчёта, хотелось бы поподробнее остановится на понятии адаптация.

Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н. М., Тонкова - Ямпольская Р. В., Шмидт - Кольмер Е.

Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Требуется какое-то время для приспособления семьи к новым жизненным обстоятельствам. Обычно это время условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный.

Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная реакция, как ребёнка, так и его родителей. Поведение ребёнка в это время очень волнует родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.

Часто бывает, что ребёнок как бы забывает многое из того, чему он научился: становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности. Бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребёнка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребёнка. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о трёх вариантах адаптации: лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.

При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7-10 дней. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.

Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическом состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.

Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности.

Одни дети, у которых опыт общения сводился к минимуму, при поступлении в детский сад плачут, вырываются из рук, стремятся отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Нервозность, слезы мешают им правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, и это позволяет ему не следовать постоянно за взрослым, как в первое время, а самому находить себе занятие.

Контакты детей с ровесниками складываются позднее, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними.

Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками.

На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания.

Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка.

Одним из факторов, который важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье.

За межаттестационный период провела три адаптационных процесса. Данные адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в 2006 году:

- лёгкая степень – 78 %;

- средняя степень – 22 %;

- тяжёлой - нет

Подготовка ребенка к поступлению в детский сад начинается за три – четыре месяца до приёма в группу. Получив от заведующей детским садом список вновь поступающих детей, проводится первичное знакомство с семьями этих детей и согласовывается с родителями удобное для них время посещения.

Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени – это первый критерий прогноза адаптации. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество. С такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду.

Цель первой встречи с семьёй (педагогический патронаж на дому) : провести анкетирование, диагностику уровня возможной адаптации; познакомить родителей с условиями поступления ребёнка в ДОУ.

Задача: проанализировать отношения взрослых и ребёнка в семье; выявить образовательные потребности родителей.

Идя к своим будущим воспитанникам, брала с собой заранее приготовленные приглашения и памятки, бланки анкет «Анкета - знакомство», «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в ДОУ».

В ходе встречи не только знакомилась с членами семьи будущих воспитанников, но и выявляла особенности семейного воспитания:

- доверяют ли родители ребёнку;

- сильно ли опекают;

- поддерживают детскую инициативу или подавляют;

- рассказывая о ребёнке, говорят ли «мы» вместо «он»;

- откровенны ли родители;

- легко ли вступают в контакт;

- насколько готовы родители к сотрудничеству;

- соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения) .

Во время беседы интересовалась, какую информацию по вопросам воспитания, поведения и развития детей хотели бы получить родители от педагогов ДОУ.

Затем, за 10 - 15 дней до начала приема детей в группу проводила родительское собрание «В первый раз в детский сад», на котором присутствовали сотрудники ДОУ (администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, старшая медицинская сестра) .

Цель: познакомить родителей с участниками педагогического процесса, условиями воспитания детей в дошкольном учреждении, оснащением и оборудованием в ДОУ.

Задача: установить доверительный контакт с родителями.

На собрании родители знакомятся с режимом работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни, узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально - типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни.

Руководитель ДОУ знакомит родителей с нормативно-правовыми документами детского сада: лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации ДОУ основными разделами Устава ДОУ, Положения о детском саде. Родители получают информацию: адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы с участием педагога-психолога и для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых - родителей, воспитателей, медицинских работников, педагога – психолога, социального педагога. Проводится экскурсия по детскому саду. Родители знакомятся с музыкальным залом, медицинским кабинетом, кабинетом для проведения массажа, изолятором, кабинетом учителя - логопеда, социального педагога, группой. В процессе её они получают ответы на все интересующие их вопросы.

Старший воспитатель рекомендует: до прихода детей в детский сад дни формировать у них положительное отношение к нему. Рассказывает о задачах адаптационного периода.

Родители получают профессиональные консультации от педагогов специалистов (социального педагога, педагога - психолога).

Старшая медицинская сестра даёт пояснения по проведению профилактических мероприятий с детьми, о рационе питания, щадящем режиме в домашних условиях и почему дети могут заболеть в период адаптации.

Детей нового набора принимала постепенно:

- не более трёх малышей в неделю, с прогнозируемой лёгкой и средней тяжести адаптацией;

- 1 ребёнок в неделю с прогнозируемой «тяжёлой» адаптацией.

На начало недели приход новых детей не планировала, особенно с тяжёлой формой адаптацией.

Во время адаптационного периода использовала гибкость в режимных процессах: принимала детей сначала на 1 – 2 часа, затем удлиняла время пребывания с учётом того, как быстро ребёнок привыкает.

К детям проявляла индивидуальный подход, особенно к чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

Предварительная работа с семьей дала положительные результаты адаптации (за месяц вся группа сформировалась) .

Дети, которые комфортно себя чувствовали в первой половине дня, оставались на сон и вечернее время.

Как мною отмечалось ранее необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в ДОУ. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При создании предметной среды мною учитывались особенности физического и психического развития детей до трёх лет, требования ГОСТА.

В педагогическом блоке создана естественная, комфортабельная, уютная, рациональная, организованная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Предметно-развивающая среда имеет домашний вид и уют. В то же время она создана с учётом развития ребёнка по всем направлениям: физическому, познавательному, социально-личностному. Среда очень мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Игрушки находятся в местах, доступных для детей.

Хочется отметить, что в группе много игровых двигательных модулей. Это технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора) ; легковые автомобили, каталки, коляски. Есть машины, на которых дети могут кататься сами. Они дают детям возможность активно двигаться.

Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сердечно - сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной.

Следует отметить, что двигательная активность моих воспитанников оказывала положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивалась эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывали положительное влияние на развитие речи.

Во время ходьбы, лазания, бега и других движений в группе и на прогулке ребёнок сталкивался с целым рядом предметов, познавая их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.) . Малыш учился ориентироваться в пространстве, овладевая такие понятия, как «далеко», «близко», «высоко», «низко».

Правильно организованная двигательная активность способствовала формированию личности ребёнка. У малыша появились такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, смелость и разумная осторожность

Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. В том числе и игровой.

Считаю, что играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее шли в группу, мгновенно переставали плакать, если с ними играли, если переключали их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой.

Движения являлись одним из средств общения маленьких детей. Сначала учила каждого ребёнка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Затем объединяла в совместную деятельность двоих, а потом и нескольких детей. В играх с движениями это было сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности.

Например, дети прокатывали, передавали мяч друг другу или в «машине» (обруче) «ехало» двое – водитель и пассажир.

Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе.

Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключала его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводила увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В период адаптации применяла метод «песочной терапии». Как известно, песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Он имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Первые контакты детей друг с другом происходили в песочнице.

Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Поэтому в период адаптации проводила с детьми игровые занятия, с использованием нетрадиционных техник рисования.

При обучении детей 1 – 3 лет рисованию, активно использовала игру: обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождала рисование эмоциональным комментарием, использовала стихи, потешки и т. д. Такой метод обучения позволял заинтересовать малышей, создавал необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.

При отслеживании течения адаптации каждого ребёнка в 2010 году удалось достичь определённых результатов:

- лёгкая степень – 87% (+9%) ;

- средняя степень – 13% (-9%) ;

- тяжёлая – нет.

Все изложенное выше позволяет сделать вывод о педагогической эффективности охарактеризованного комплексного подхода к решению проблемы адаптации, по переходу от семейного воспитания к общественному. В 2010 году увеличилось число детей с лёгкой степенью адаптации на 9%.

Практика работы с семьями, дети которых начинают посещать детский сад, свидетельствует, что большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества. Система работы по адаптации ребёнка к ДОУ даёт положительные результаты, о чём свидетельствуют отзывы родителей в СМИ «Малышевская газета» (№28 от 11.07.08, №18 от 07.05.10).

В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме добилась положительных результатов и в образовательной деятельности.

Данные мониторинга 2005г. - 2010 г. показали положительную динамику освоения программного материала по направлениям развития, которая в 2010 году в сравнении с 2005 годом составила:

- физическое развитие с 87% до 100% (+13%) ;

- социально-личностное развитие c 93% до 100% (+ 7%) ;

- познавательно-речевое c 87% до 100% (+ 13%) ;

- художественно-эстетическое развитие c 87% до 100% (+ 13%) .

Исходя из этого можно констатировать следующее:

- мною созданы условия для первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

В своей педагогической деятельности за 2005 – 2010 г. г. столкнулась с рядом противоречий:

- между формами обучения и индивидуальным темпом речевого и познавательного развития ребёнка;

- между методологическими подходами традиционной программы и использованием в педагогическом процессе новых форм организации занятий. Исходя из выше сказанного, ставлю перед собой цель на следующий межаттестационный период:

Разработать и систематизировать использование в педагогическом процессе всего многообразия игр для формирования познавательно-речевой деятельности ребенка.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Обеспечить взаимосвязь игры с познавательно – речевой деятельностью детей.

3. Создать условия для развития у детей самостоятельной игровой деятельности.

Пути решения:

- формирование связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность;

- формирование игрового опыта детей на основе расширения и углубления знаний об окружающем;

- овладение родным языком в процессе игры;

- формирование предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

Предполагаемый результат:

Разработана и внедрена система использования в педагогическом процессе игр, способствующих познавательно-речевому развитию детей.

На основании всего изложенного в моей работе можно сделать вывод, что детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. На первый план, по моему мнению, должно выступать взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии. И, действительно, как показывает опыт моей работы, постепенное вхождение ребёнка в детский сад и комфортная его адаптация к детскому саду формирует у него чувство защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

Обучение детей должно строится как увлекательная программно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Педагогический процесс также включает организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Поэтому мною был сделан вывод, что заботы о детях у педагога должны быть связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Считаю, что в условиях развивающей среды ребёнок должен реализовать своё право на свободу выбора деятельности.

Что касается вопроса о нетрадиционных техниках рисования, то в своей практике учу детей, в первую очередь, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Такая свободная игра подготавливает почву для творчества, а искусство непосредственно стимулирует творческое мышление, умение собирать информацию, анализировать ситуацию и преобразовывать её.

Прикреплённые файлы:

adaptacija-detei-k-uslovijam-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdenija_dr7qr.ppt | 12104,5 Кб | Скачан: 374
www.maam.ru

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Проблема адаптации ребенка раннего возраста остается практически неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каковы способы установления контакта со взрослыми.

Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? Такие проблемы стоят перед родителями и воспитателями, принимающими в свою группу новичков. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.

Установлено, что в раннем возрасте адаптация происходит дольше и труднее, часто сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода, и его дальнейшее развитие.

В адаптационный период особенно важно создать атмосферу доброжелательного взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмоциональный комфорт.

Учитывая, что в адаптационный период ребенка в ДОУ общение с взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития, в своей практике мы старались обогатить положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии.

Опираясь на требования программы «Детство» мы поставили перед собой задачи: способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально - положительному самочувствию и активности каждого ребенка; обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками; способствовать развитию познавательной активности» детей, обогащать их представление об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа; способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению

разнообразными способами действий, приобретению навыков

элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности

и общения; помочь нашим детям в адаптационный период разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и окружающими; раскрыть детям мир чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний человека, воспитывать добрые чувства к животным и растениям.

Основными структурными единицами целенаправленной и систематической работы по реализации этих задач являются:

Целостная и мотивирующая деятельность как основа всей жизни ребенка в детском саду («Утреннее приветствие», «Давайте познакомимся», «Минутка - пробудка», «Двигательные часы») ;

Насыщение эмоциональным и нравственным содержанием игр и занятий по другим разделам программы (занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес», «В гостях у зайки») игры с элементами театрализованной деятельности «Пошел котик на Торжок», «Репка»;

- Работа с семьей по выработке единых подходов к проблеме

обеспечения эмоционального благополучия детей и навыков личностно -

ориентированного общения, построение отношений.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты и внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября с повышением профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации, развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. п.

В нашей педагогической практике отобрали ряд доступных и эффективных методик, но в качестве основного метода педагогической оценки эмоционального благополучия детей в группе используем наблюдение. Мы видим ребенка каждый день, имеем возможность наблюдать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах, режимных моментах, в организационной деятельности и свободной, игре в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками. Кроме того, наблюдение происходит, в соответствии с распорядком жизни детей в группе и не предполагает создания каких-либо специальных экспериментальных ситуаций. Мы имеем возможность наблюдать жизнедеятельность ребенка в любой момент адаптационного периода.

При проведении наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности (игра, манипулирование с предметами, самообслуживание) опирались на следующие показатели:

эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка) ;

характер деятельности (подражание, игровые действия) ;

отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное) ;

особенности речи;

содержание потребности в общении.

Не секрет, что многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей раннего дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна используем мягкие игрушки, объясняя присутствие данных игрушек в спальне тем, что это «Сонные игрушки», им очень хочется спать, но они не могут уснуть без вашей помощи. Не громко 2-3 минуты звучит спокойная музыка. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают.

Использование таких «Сонных игрушек» позволило нам улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей.

В адаптационном периоде эмоциональное благополучие детей раннего дошкольного возраста в целом зависит от развития его личности и в большей степени определяется его отношениями со сверстниками и взрослыми. В минуты вечернего времени, в индивидуальной работе интересуемся, как ребенок чувствует себя дома, в семье. Для этого используем серию игр, привлекательность которых состоит в создании условий для прикосновения с общечеловеческими ценностями и эмоциональном комфорте.

Воспитателем и психологом проводятся игры, направленные на

сближение детей друг с другом: «Найди друга», «Мой друг, кто ты? »,

«Давайте познакомимся», «Приходи ко мне в гости, я буду угощать». В

цикл занятий педагога-психолога с детьми включены также игры на

познавательное развитие, релаксационные упражнения, пальчиковая и

дыхательная гимнастики, игры с крупами, водой и песком. »

Для поддержания и развития благоприятной атмосферы в адаптационной группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, используем ритуалы: торжественную встречу детей каждый понедельник под названием «Утро радостных встреч», ежедневно «Утреннее приветствие» с включением психокоррекционных упражнений («Ласковушки», «Ладонь в ладонь», «Я самый - самый») .

Создавая у ребенка положительное отношение к различным видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечиваем решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряем и облегчаем протекание адаптационного процесса.

Работая по программе «Детство», мы стараемся создать условия для охраны и укрепления здоровья детей. В результате мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде детского сада на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Важно отметить, что процесс адаптации управляем и дает свои положительные результаты.

Мы стараемся, чтобы детский сад стал для ребенка местом, где ему уютно, хорошо, весело: для этого создаем спокойную обстановку, ведем индивидуальную работу с каждым ребенком, проявляем доверие, любовь и

уважение, чтобы каждый ребенок думал: «меня в группе ждут с нетерпением, а значит я - хороший, меня любят».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -

Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 111 с.

2. Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. - 2-е изд. - М. : Линка-пресс, 2000. -

139 с.

З. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.

4. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) .

-М. : Линка-пресс, 1999. - 72 с.

5. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года

до трех лет: пособие для работников ДОУ и родителей. - М. : АРКТИ,

2000. - 89 с.

6. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,

диагностика, рекомендации/ авт. -сост. Н. В. Соколовская. - Волгоград:

Учитель, 2008.-188 с.

www.maam.ru

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.

Факторы, влияющие на процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ:

достигнутый уровень психического и физического развития,

состояние здоровья ребенка,

возраст ребенка,

уровень развития навыков самообслуживания (КГН,

навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,

навыков предметной и игровой деятельности;

характеристика нервной системы;

количество детей и форма воспитания в семье,

здоровье родителей.

Прикреплённые файлы:

adaptacija_vaaj6.ppt | 1825 Кб | Скачан: 853
www.maam.ru

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детский сад, непривычно все: присутствие незнакомых взрослых, отсутствие близких, новый распорядок дня, большое количество детей. Обращение педагогов с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и вызывает у него бурные реакции.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания.

Это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования.

Задачи:

1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Если психолог и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут малышу пережить хотя бы малую радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Чаще всего дети приходят в детский сад в 3 года, поэтому остановимся на этом периоде подробнее.

Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы.

Малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

При тяжелой адаптации возможен ее срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка.

Второй тип адаптации - легкая. Ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, чувствует себя комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Дети с легкой адаптацией, как правило, болеют редко, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны.

Третий тип адаптации - средняя, когда малыш терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Несколько признаков того, что ребенок адаптировался:

1. хороший аппетит;

3. охотное общение с другими детьми;

4. нормальное эмоциональное состояние.

К невротическим реакциям при тяжелой адаптации, можно отнести:

1. рвота;

2. пристрастие к личным вещам;

3. наличие страхов;

5. стремление спрятаться от взрослых;

6. истерические реакции;

7. тремор подбородка, пальчиков.

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была успешной, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.

1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например) .

2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать с малышом за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность.

3. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.

4. Научить ребенка вместе играть с другими детьми, обмениваться игрушками, прощаться.

5. Не следует в присутствии ребенка выказывать свои страхи по поводу детского сада. Нужно вселять уверенность в ребенка, что все будет хорошо.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

7. Планируйте своё время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

8. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.

Адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

Скачать:

Читать далее nsportal.ru

Адаптация ребенка к детскому саду.

Памятка для родителей

После долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:

1. Начните готовить малыша к садику заранее.

2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка.

Поощряйте его за контакты со сверстниками.

3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.

4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.

5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.

6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.

7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.

8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет - детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку.

Первое время водить ребенка в детский сад может папа.

9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.

10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.

11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим.

Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.

12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается,, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Что нужно обязательно сделать перед садом:

1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.

2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился) .

Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.

3. Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей - держать ложку, пытаться есть.

4. Отлучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком стрессирует малыша.

5. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.

6. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

7. Повысить роль закаливающих мероприятий.

8. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

9. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

10. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

11. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

1. Начните гулять на площадке детского сада.

2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать ребенку группу. Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.

3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.

4. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы.

Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.

5. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.

6. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.

7. В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!

8. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

9. Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями.

В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!

Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день.

Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

В ДОБРЫЙ ВАМ ПУТЬ!

ПЛАН РАБОТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХО – ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАВ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Сентябрь

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:

  1. «Солнышко и дождик»

Цель: Помочь воспитателю завоевать доверие и расположение детей.

  1. «Ножки»

Цель: Помочь воспитателю завоевать доверие и расположение детей.

  1. «Раздувайся, пузырь»

Цель: Продолжить знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.

  1. «Карусели»

Цель: Учить согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста.

  1. «Где же наши ручки»

Цель: Учить согласовывать свои движения с содержанием текста.

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.

  1. «Игрушки,которые живут в нашей группе»

Цель:Познакомить с игрушками в группе,объяснить ,что у каждой игрушки есть свое место.

2.«В гостях у матрешки»

Цель: Воспитывать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании; произносить приветствие отчетливо, бодро.

3.«Кукла Таня у нас в гостях»

Цель: Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.

4. Идем в гости в Музыкальный зал

5. В гости в спортивный зал

Дыхательная гимнастика: «Поворот»,«Дождик», «Насос»(картотека в группе) Цель:развивать гибкость органов речевого аппарата, укреплять мышцы лица.

«Потягуши» Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища На счет 1 – руки вверх, вдох;2 – руки опустить, выдох Повторите это упражнение 3-5 раз.

Упражнение «обнимашки»Исходное положение: стоя, руки перед собой На счет 1 – руки — в стороны, вдох;2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох

Упражнение «мыльные пузыри»Надувайте с ребенком мыльные пузыри. Отличное упражнение для развития легких!

Артикуляционная гимнастика:«Окошко», «Дудочка», «Заборчик»(картотека в группе)

Пальчиковые игры для малышей,игры на развитие мелкой моторики:

Цель: Развивать координацию движений кистей и пальцев рук, стимулировать развитие речи ,внимания ,памяти…

«Мои пальчики»,»Капуста»(картотека)

«Мишка», «Фрукты»(Елена Ларечина«Пальчиковые игры для малышей»)

«Волшебные прищепочки», «Доска приключений»(Л. П. Трушина«Игры на развитие мелкой моторики»)

Подвижные игры:« Солнышко и дождик», « Зайка», « Мой веселый звонкий мяч», «Поезд»(картотека в группе)

Цель:сблизить и объединить общей деятельностью,поднять настроение,удовлетворять потребность детей в движении,воспитывать у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями,наполнить новыми впечатлениями от воображаемой игровой ситуации,снять нервное напряжение,укреплять здоровьеи физическое развитие с помощью разнообразных движений (бега, прыжков, ходьбы, поворотов, бросания-метания) .

Художественное слово: Русские народные сказки«Курочка Ряба», «Репка»( сначала прослушивание аудиозаписи с показом на ковролине,далее рассказывание воспитателем с помощью детей) ,пестушки,потешки,стихи А. Барто «Игрушки»

Музыкальное сопровождение режимных моментов(создана фонотека,содержащая спокойную музыку для сна,записи Железновой для проведения утренней и бодрящей гимнастики,веселые детские песни для повышения настроения детей,музыку природы для релаксации детей и воспитателей и многое другое)

Продуктивная деятельность:знакомство детей с различными средствами изображения(карандаши,мелки,краски) ,материалами(бумага,пластилин…) ,способами изображения(пальчики,ладошки,кисточки) …Индивидуальные и коллективные работы на тему«Осень»

Литература:

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.

3. Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей.

4. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие. ТЦ«Учитель» Воронеж 2006

5. Трушина Л. П. Игры на развитие мелкой моторики. Речь 2012

6. Ларечина Елена. Пальчиковые игры для малышей 1-3 лет. Речь 2011

7. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. Возрастные особенности , адаптация,сценарии дня. Ростов-на-Дону. Феникс 2007

По теме:

Читать далее nsportal.ru

7 слайд

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: (обновление слайда)

  1. Острый, т. е. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц) .
  2. Подострый, т. е. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев) .
  3. Компенсационный, т. е. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей.

И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

8 слайд

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

Степени тяжести адаптации

Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.

Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели) .

Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.

9 слайд

Советы родителям

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение. Часто сталкиваются с трудностями и бывают сами не готовы к их преодолению. Рассмотрим типичные ошибки и способы их преодоления.

(Обновление слайда)

  1. В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение.

Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома ребенок соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

  1. Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы.

Это не выход из ситуации. От Вас требуется только терпение и помощь. Все что нужно вашему малышу - это адаптироваться к новым условиям.

Воспитатели всегда вам готовы помочь в этот непростой для вашей семьи период.

  1. Еще одна ошибка родителей – это пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности.

Прежде всего, вам нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются. Это состояние передается детям. Следует избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.

Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

  1. Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителям.

Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже ни так много внимания как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все также рядом.

10 слайд

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

  • хороший аппетит;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

11 слайд

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по разному. Но привыкание к детскому саду – это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

  • От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка.
  • Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут".
  • По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.

Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка!

Материал с сайта nsportal.ru

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

НДОУ №192\Советы специалистов\Медицинские работники\ Адаптация ребенка к условиям ДОУ

К двум годам жизни у ребёнка складывается свой мир, в котором он чувствует себя уверенно и защищённо. Изменение социальных стереотипов нарушает состояния малыша, требует напряжения адаптационных механизмов. Типичной картиной состояния, когда ребёнок остаётся один на один в изменившихся условиях, является его приход в дошкольное учреждение.

Г. Б. Рогова,

ассистент кафедры инфекционных болезней детского возраста ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет Росздрава»

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

При первом посещении дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) малыши обычно проявляют выраженную негативную реакцию, затем часто замыкаются в себе, становятся пассивными.

Обратите внимание!

Бывает, что после плача и сопротивления во время разлуки с матерью ребёнок успокаивается и ведёт себя в группе адекватно, однако это спокойствие обманчиво. Оно достигается большим эмоциональным напряжением, и по возвращении домой ребёнок либо плаксив и капризен, либо безудержно расторможен.

Длительное стрессовое напряжение не проходит для малыша бесследно: он или заболевает острыми респираторными инфекциями в первые 10 дней пребывания в ДОУ, или демонстрирует невротические реакции (перестаёт разговаривать, контактировать с другими детьми) .

Классификация адаптации

Адаптация может протекать как с преобладанием функциональных нарушений центральной и вегетативной нервных систем (в виде отклонений в поведении) , так и с преимущественными проявлениями снижения резистентности (повторными острыми заболеваниями) . Встречается также смешанный тип адаптации, сочетающий все виды нарушений.

Легкая адаптация характеризуется незначительными отклонениями в поведении, отсутствием или редкими острыми заболеваниями, протекающими без осложнений.

При среднетяжёлом течении отклонения в поведении приобретают выраженный характер, но ещё не требуют серьёзной медикаментозной коррекции. Острые инфекционные заболевания встречаются часто, но протекают без осложнений.

В тяжёлых случаях все изменения поведения требуют серьёзной медикаментозной коррекции и наблюдения у специалистов (педиатра, невролога, психоневролога) . Частые респираторные инфекции сопровождаются тяжёлыми осложнениями и нуждаются в иммунокоррегирующей поддержке.

Периоды адаптации

В острый период привыкания или период дезадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды, у ребёнка наблюдаются сдвиги в поведении – во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, в речевой активности, игре.

Затем происходит собственно адаптация, когда ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются отклонения в различных системах организма.

И наконец, в период компенсации жизнедеятельность организма нормализуется, т.е. достигает исходного уровня, а иногда и превышает его.

Дети двух лет, как правило, переживают адаптацию средней тяжести или тяжёлую. Выражается она в виде частых острых заболеваний, которые в тяжёлых случаях протекают с осложнениями (отит, бронхит) и могут привести к хронизации той или иной патологии.

Дети трёх лет обычно более устойчивы к стрессовым факторам. У них больше самостоятельности в поведении, опыта общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому для трёхлетнего возраста характерна лёгкая адаптация, зато тяжёлая зачастую носит выраженный неврологический характер.

В четыре – пять лет дети уже с интересом посещают ДОУ, особенно если пребывание в нём не превышает 5 – 6 часов.

Клинические симптомы адаптации

Для периода привыкания детей к условиям ДОУ характерны определённые клинические симптомы. Основные симптомы связаны со снижением резистентности организма к респираторным вирусам, сопровождают весь период повышенной заболеваемости, некоторые свидетельствуют о тяжёлом течении адаптационного синдрома.

Рассмотрим перечисленные и другие клинические симптомы адаптации детей к условиям ДОУ более подробно.

Снижение резистентности (т.е. повышение острой заболеваемости) отмечается у подавляющего большинства детей в острый период адаптации. Причём в течение первых четырёх месяцев дети могут переносить от одного до семи респираторных заболеваний.

Катаральные явления (выделения из носа, сочность и гиперемия задней стенки глотки) выявляются со второго дня пребывания в ДОУ, нарастая к восьмому дню, и могут закончиться заболеванием в первые 10 дней пребывания ребёнка в ДОУ. Как правило, на 32-й и 64-й дни симптомы повторяются, как в начале заболевания, так и в период реконвалесценции.

Увеличение и сочность региональных лимфатических узлов сочетаются с нарастанием катаральных явлений. Если ребёнок не заболевает, то обычно к 16-му дню они постепенно уменьшаются. К 128-му дню у детей, перенёсших к этому времени несколько острых заболеваний при множественном характере увеличенных периферических лимфоузлов, отмечается их плотноватая консистенция, которая сохраняется в течение всего периода частой заболеваемости.

У небольшой группы детей со второго-четвёртого дня на протяжении всего периода адаптации может отмечаться снижение мышечного тонуса.

Изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (приглушенность тонов сердца, дыхательная аритмия, увеличение или снижение частоты пульса) сопровождают течение острых заболеваний и свидетельствуют о тяжести адаптационного синдрома.

Обострение атопического дерматита может начаться как на первой неделе пребывания в детском саду, так и сопровождать все эпизоды острых заболеваний на протяжении периода адаптации, свидетельствуя о его тяжёлом течении.

Вегето-сосудистые нарушения:

-бледность и синева под глазами, как правило, являются верным признаком начала заболевания и могут сопровождать весь период адаптации детей, длительно посещающих детский сад и исчерпавших свои резервные возможности в связи с трудностями адаптации;

-симптом холодных конечностей отмечается со второго дня у детей с тяжёлым течением адаптации и выраженными нарушениями в поведении. Повторное появление данного симптома является одним из наиболее частых признаков ухудшения состояния ребёнка.

Обратите внимание!

Анализируя проявления клинических симптомов, можно отметить, что 8-й, 64-й и 128-й дни пребывания ребёнка в ДОУ являются пиками в нарастании негативной симптоматики.Эти дни считаются критическими, и ребёнок требует пристального внимания со стороны медицинских работников и родителей.

Нарушения в поведении во время адаптационного периода

Нарушения в поведении могут возникать на фоне снижения резистентности или выходить на первый план. Они проявляются в детском саду и домашних условиях.

В первую очередь нарушается сон (длительное засыпание, укороченный, беспокойный, поверхностный) .

Отмечается также нарушение аппетита (избирательность, отказ от приёма пищи, анорексия вплоть до невротической рвоты) .

У ребёнка могут измениться настроение и характер. Проявляются безразличие, негативизм, неустойчивость и пассивность поведения, болезненная потребность в защите у любого взрослого, снижается двигательная активность, нарушается контактность как со взрослыми, так и с детьми.

Кроме того, могут отмечаться внутренняя напряжённость, скованность, тремор подбородка и ручек при плаче, страдальческое выражение лица, чрезмерно бурная или, напротив, безразличная реакция на расставание с родителями, постоянные слёзы и хныкание.

Мероприятия, облегчающие течение адаптации

Готовить ребёнка к посещению ДОУ необходимо заранее (не менее чем за год до поступления) . Подготовительные мероприятия предусматривают:

-комплексное медико-психолого-логопедическое обследование;

-проведение лабораторных исследований (анализы крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости и почек, ЭКГ) ;

-при необходимости – дополнительное обследование (эхоэнцефалография, исследование иммунного статуса, микробиоценоз кишечника, анализ кала и т.д.) ;

-комплексные оздоровительно-реабилитационные воздействия, направленные на повышение резистентности, коррекцию выявленных отклонений в состоянии здоровья и развития детей, уменьшение тяжести адаптационного синдрома.

Детям, перенёсшим перинатальное поражение центральной нервной системы, необходима консультация невролога о необходимости медикаментозной поддержки в период привыкания к ДОУ. Часто болеющим детям проводится иммунореабилитация с использованием препаратов и средств, обладающих неспецифическими иммуностимулирующими свойствами (фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия и т.д.) , а при их неэффективности – иммунотропных препаратов (ИРС-19, Имудона, Бронхомунала, Рибомунила) .

Родителям необходимо рекомендовать за 4 – 6 месяцев до поступления в ДОУ посетить с ребёнком детский сад, ознакомиться с режимными моментами и требованиями, получить квалифицированные рекомендации по воспитанию и оздоровлению малыша в период подготовки и привыкания к детскому учреждению. Знакомство воспитателей и медицинских работников ДОУ с детьми поможет им прогнозировать (на основе особенностей соматического и нервно-психического здоровья ребёнка) течение адаптации и сформулировать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Рассмотрим перечень мероприятий, которые целесообразно рекомендовать родителям проводить ещё в период подготовки детей к поступлению в ДОУ и продолжать в течение периода адаптации.

Мероприятия, направленные на уменьшение контакта с возбудителями инфекционных заболеваний:

-обеспечить достаточное время пребывания детей на свежем воздухе;

-сократить время пребывания детей в ДОУ;

-готовить полоскание или делать детям орошение зева 2 – 3 раза в день тёплой кипячённой, слегка подсолённой водой, настоями трав с бактерицидными и противовоспалительными свойствами;

-делать частую влажную уборку помещений.

Мероприятия, оказывающие антистрессовое, седативное воздействие:

-проводить ежедневные водные процедуры

(температура воды 36–37 о С) ;

-использовать настои трав (ромашки, мяты, валерианы и т.д.) во время водных процедур;

-делать детям общий расслабляющий массаж;

-поддерживать спокойную доброжелательную обстановку в семье;

-исключить насильственное кормление, принуждение, травмирующие процедуры;

-проводить фитотерапию с использованием трав, обладающих седативными свойствами. Перечень трав, обладающих седативными свойствами и смягчающих синдром адаптации, приведён в приложении.

Мероприятия, направленные на повышение резистентности:

-делать детям точечный массаж по методике Уманской;

-готовить фиточаи с иммуностимулирующими свойствами;

-проводить витаминотерапию;

-обеспечить приём курсов пробиотиков и пребиотиков;

-проводить комплексную метаболическую коррекцию в сочетании с антиоксидантами в период подготовки детей к поступлению в ДОУ и адаптации к нему.

Приложение

Перечень трав, обладающих седативными свойствами и смягчающих синдром адаптации

1. Валериана лекарственная (ValerianaofficinalisL.) . Растение из семейства валериановых (Valerianaceae) – одно из наиболее широко используемых в медицине растительных средств из числа седативных.

Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирного масла и алкалоидов. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур центральной нервной системы.

Поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Кроме того, препараты валерианы обладают спазмолитическим действием.

Настой корня валерианы – традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

2. Мята перечная (MenthapiperitaL.) . Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae) . Лекарственным сырьём служит надземная часть мяты перечной.

Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что мята перечная (в виде эфирного масла) способствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное действие. Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной – ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения.

3. Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissaofficinalis) . Ещё одно эфирно-масличное растение из семейства губоцветных (Labiatae) .

В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения. Кроме того, они оказывают седативное, спазмолитическое и даже противосудорожное действие.

ГЛОССАРИЙ

Гайморовы пазухи

Верхнечелюстные придаточные пазухи носа – симметричные полости в толще верхней челюсти, через отверстие открываются в средний носовой ход

Иммунный статус

Показатель работы иммунной системы, отражающий количественный состав компонентов иммунной системы и их функциональную активность

Микробиоценоз кишечника

Качественный и количественный состав микрофлоры толстого кишечника, определяемый с помощью лабораторного анализа кала

Перинатальное поражение центральной нервной системы

Повреждение разных структур центральной нервной системы плода и/или новорождённого во время беременности или в процессе родов, реже в первые 28 дней жизни, как правило, вследствие гипоксии (недостатка кислорода) , реже – инфекции и травмы

Реконвалесценция

Период выздоровления, когда полностью исчезают клинические симптомы заболевания и восстанавливается работа повреждённых систем и органов организма

Эхоэнцефалография

Подробней www.ndou192.ru

Другие статьи по теме:

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

    Добро пожаловать на наш новый сайт! Здесь Вы всегда сможете найти информацию о детском саде, наши документы, узнать последние новости детского сада и наши достижения. А также посетить нашу фотога...

  • Адаптация детей к дошкольному учреждению

    Адаптация детей к ДОУ I. Актуальность проблемы адаптации. Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность...

  • Условия умственного развития детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развитие ребенка в условиях детского дошкольного учреждения

    Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноце...

  • Организация питания детей в дошкольных учреждениях

    Организация питания детей в ДОУ и семье Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действия других взро...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Возрастные характеристики детей дошкольного возраста

    Родительское собрание начинает вести воспитатель. (Традиционное приветствие) . 4. Информационный этап проведения собрания В первую очередь на данном этапе представитель администрации ДОУ представ...

  • Социально личностное развитие детей дошкольного возраста

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕ...

  • Особенности развития детей дошкольного развития

    Особенности развития детей с задержкой психического развития Особенности развития детей с задержкой психического развития В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Режим дня для детей дошкольного возраста

    «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...

  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского - «secare» -...