Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;

Задачи:

- обучение управлению органами артикуляции;

- развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

- воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование: зеркала

Раздаточный материал: памятка

Ход мастер-класса:

- вводная часть (5 мин) ;

- основная часть (15 мин) ;

- заключительная часть (5 мин) .

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью: тестирование

Артикуляционная гимнастика – выработка полноценных движений и определённых органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушения звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённого положения губ, языка, мягкого нёба, необходимого для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающимся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.

Недостаточно только отобрать нуждающихся в коррекции движения, нужно научить ребёнка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа (напряжения мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения) ; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

Темп – это скорость движения. Вначале движение произноситься несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положения органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

При отборе материалов для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

В любом упражнении все движения артикуляционного аппарата осуществляются последовательно. С паузами перед каждым новым движением, что бы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

Упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребёнком. Для этого он должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка и достигается путём тренировки.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует у ребёнка больших энергетических затрат, определённых условий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в процессе её проведения, какая ему при этом отводиться роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно самую естественную и привлекательную для них форму занятий.

www.maam.ru

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Когда проводить с детьми артикуляционную гимнастику

У каждого ребенка речь развивается индивидуально. Большинство детей в три-четыре года не умеют произносить правильно все звуки родного языка, некоторые труднопроизносимые звуки, такие как «р», «л», «щ», «ч», «ж», дети могут заменять на другие, или эти звуки вообще отсутствуют в речи, малыш может переставлять звуки или слоги в словах, сокращать длинные слова.

И это вполне нормально. К пяти-шести годам такие нарушения должны исчезнуть, но если этого не произошло, то ребенка необходимо показать логопеду и выяснить причину нарушений речи. Занятия с логопедом помогут устранить эти нарушения.

Родителям уже с самого раннего возраста необходимо позаботиться о развитии речевого аппарата ребенка и профилактике нарушений звукопроизношения. В этом вам поможет артикуляционная гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы.

Упражнения для язычка - развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.

Упражнения для губ - ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке.

Упражнения для нижней челюсти-удерживать челюсть в определенном положении.

Родителям надо иметь в виду, что занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение.) И только когда малыш освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям.

Начните развивать артикуляционный аппарат малыша уже в 9-10 месяцев. Для этого научите его дуть в дудочку. Для ребенка это будет и отличным развлечением, и тренировкой артикуляционного аппарата, и формированием правильного дыхания.

Когда малыш подрастет, предлагайте ему упражнения для тренировки речевого аппарата в форме игры.

Начинайте с упражнений для губ и щек:

Слоник- губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника.

Хрюшка-губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.

Рыбка-хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.

Поцелуй- щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.

Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.

Лошадка- вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали. Это упражнение поможет в постановке звука «р».

Хомячок –щеки сначала надуть-сытый хомячок, потом втянуть-голодный.

Шарик-щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками-лопнул шарик.

Статические упражнения для языка

Язычок спит в домике-рот открыт, язык свободно лежит во рту.

Язычок загорает-широкий язык лежит на нижней губе.

Язычок потягивается - рот открыт, передний край и боковые края подняты вверх, не задевая зубы.

Язычок выглянул в окошко- рот открыт, узкий язык вытянуть вперед.

Сердитая кошка-рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх.

Грибок - рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.

Динамические упражнения для языка

Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ.

Достань нос – рот открыт, язык тянется к носу.

Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону.

Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую.

Лошадка - цокать языком, для этого сначала присосать язык к нёбу, затем резко оторвать его, получится характерный цокающий звук. Выполнять медленно.

Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нёбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба.

Оближи варенье - кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево.

Накажем язычок - широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя.

Упражнение для нижней челюсти

Корова жует травку-совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюстью влево-вправо.

Экскаватор- медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением.

Акула охотится – челюсть опустить вниз –влево, вниз-вправо, вниз-закрыть рот.

Кто дольше-произносить протяжно гласные звуки:

А-а-а-а-а

Подробней на сайте stotysyhc.ru

Артикуляционная гимнастика для дошкольников | Волшебный Сад Детства

Радужная бабочка

Игры и игрушки

Педагоги-практики, специалисты в области музыкального воспитания детей в учреждениях системы дошкольного образования отмечают, что при разучивании песен некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата

Основная цель артикуляционной гимнастики для дошкольников – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом, с использованием иллюстраций, презентаций, стихотворений, игрушек, с варежками в форме языка (их надевают и педагог, и ребенок; рука и язык выполняют синхронные движения) .

Педагогом МДОАУ «Детский сад №21 «Сказочный теремок» г. Новотроицка ОренбургскойобластиАрсеневской Ольгой Николаевной придумана и сделанаигрушка «Ротик», которая помогает ребенку наглядно увидеть работу артикуляционного аппарата при произнесении какого-либо звука.

Артикуляционная гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.

Предлагаем Вашему вниманию фрагменты видеозаписей работы логопеда с детьми подготовительной к школе группы и комплексы артикуляционной гимнастики для дошкольников, разработанные Арсеневской О. Н.

Комплексы артикуляционной гимнастики из цикла

«Котик Рыжик»

Материал el-mikheeva.ru

Артикуляционная гимнастика для дошкольников | Мамуcя!!!

17 Ноя 2014 | Автор: editor | Комментарий один »

Уже в первый год после рождения, малыш начинает воспроизводить некоторые звуки. В последствии, он составляет слоги и затем слова. Обычно, проблем с этим не возникает, но иногда, ребенку требуется помощь. Чтобы помочь ребенку начать правильно и четко разговаривать, можно использовать артикуляционную гимнастику для дошкольников, при помощи которой малыш легко исправит ошибки.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика дошкольникам?

Этот вид занятий вовлекает в работу все мышцы лица и артикуляционного аппарата (губы, рот, небо, язык)

У некоторых детей формируется неправильная работа артикуляционного аппарата. Именно для исправления этого и служит артикуляционная гимнастика для дошкольников.

Результатом нелегкой и продолжительной работы будет четкое и правильное произношение у малыша. Если вовремя исправить произношение, то и с освоением письменных навыков, у малыша не будет проблем.

Каких видов бывает артикуляционная гимнастика?

Видов артикуляционной гимнастики всего два:

  • Активная. Ребенок занимается перед зеркалом и сам выполняет задание.
  • Пассивная. В выполнении заданий участвует взрослый.

Исправлять неправильную постановку губ или языка можно, используя ложку или специальный шпатель. Если вы мама, то можно это сделать и чистым пальцем руки.

Видов упражнений тоже два. При выполнении статических упражнений, ребенок задерживает заданную позицию на некоторое время. А выполняя динамические задания, мышцы работают без остановки.

Артикуляционная гимнастика для грудничков

Если помогать малышу, осваивать мир звуков уже в первые месяцы, это может благотворно сказаться и на дальнейшем развитии его артикуляции. Находясь рядом с малышом можно утрируя, произносить различные звуки. Малыш должен видеть четкую и выразительную мимику.

Играть в «повторялки» не сложно. Просто показывайте малышу различные образы, такие как, игра на дудочке. Малыш будет видеть сложенные в трубочку, и вытянутые губы и будет пытаться повторять за вами.

Это и будут первые уроки в развитии его артикуляционного аппарата.

До трех или четырех лет можно проводить занятия в виде игры, если речь не станет чистой к концу четвертого года, то стоит обратиться к логопеду.

Что нужно знать о правильной артикуляционной гимнастике?

  1. Проводиться занятия должны регулярно.
  2. Длительность занятия не более четверти часа.
  3. В день нужно повторить несколько видов упражнений.
  4. Упражнения выполняются сидя.
  5. Положение взрослого или напротив или рядом с ребенком перед зеркалом, чтобы малыш видел вашу мимику и свою.
  6. Игровая форма занятий поможет вам сохранить интерес ребенка долгое время.
  7. Терпение. Ведь не с первого раз малыш сможет повторить правильное действие.

Некоторые упражнения для малышей

  1. «Термометр». Широко открывая рот, произносим «жааарко», после этого «хооолодно», как можно сильнее сжав губки.
  2. «Зубная щетка». Широко улыбнувшись, ребенок должен провести кончиком языка по зубам. Сначала по нижним, потом по верхним, имитируя чистку.
  3. «Труба». Вытянуть губы трубочкой, при этом зубы сильно сжаты.
  4. «Красим крышу». Улыбнуться широко. Зубы приоткрыты. Делать движения языком, как бы красим небо.
  5. «Лошадка». Цокать языком с вытянутыми трубочкой губами.
  6. «Индюк». Быстро двигать языком по верхней губе со звуком «а».
  7. «Воздушный шарик». Надувание и сдувание щек.

Вот эти нехитрые упражнения и есть простейшая артикуляционная гимнастика для дошкольников, которая поможет вашему малышу справиться с нечетким произношением.

Метки записи:

Подробней на сайте mamusja.ru

Артикуляционная гимнастика для дошкольников с картинками

Родители уверены что физическое воспитание для дошкольников просто необходимо. И выполняем с малышами гимнастику для ручек и ножек, но почему - то забываем делать "гимнастику язычка".

Артикуляционная гимнастика для дошкольников нужна не только для преодоления речевых нарушений, она просто необходима и для профилактики. Ведь язык - это основная мышца органов речи ( а все мышцы нуждаются в тренировке) . Если занятия по артикуляционной гимнастике проводить регулярно, то ошибки в звукопроизношении могут исчезнуть сами без специализированной помощи логопеда.

Предложенные упражнения нужно выполнять ежедневно перед зеркалом по 5-7 минут. Что бы ребёнку было более интересно делайте упражнения вместе с ним и показывайте картинки или игрушки для наглядности.Артикуляционная гимнастика для дошкольников с картинками Комплекс упражнений

УЛЫБОЧКАЦель: научить ребенка удерживать губы в улыбке под счет до 10 раз, обнажая верхние и нижние зубы.

ВЫПОЛНЕНИЕ: улыбнуться, показать зубы и удерживать губы в улыбке под счет от 5 до 10 раз

ТРУБОЧКА Цель: выработать движение губ вперед.

ВЫПОЛНЕНИЕ: вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать под счет до 10 раз

ЛОПАТКА Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от 5 до 10 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения

МАССАЖ ЯЗЫКА Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Верхней губой похлопываем по языку: пя-пя-пя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

Затем верхними зубами покусываем широкий язык: тя-тя-тя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.

ИГОЛКА Цель: выработать умение делать язык узким.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, рот широко открыть, язык выдвинуть вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать позу под счет до 10 раз. Язык не должен быть зажать губами, зубами, опускаться к подбородку.

ЧАСИКИ Цель: выработать умение направлять язык к углам рта

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка укрепить за нижними зубами и не отрывать его от зубов, удерживать позу под счет до 10 раз.

ГОРКА Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка укрепить за нижними зубами и не отрывать его от зубов, удерживать позу под счет до 10 раз.

КИСКА СЕРДИТЬСЯ Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку, когда сердиться

ПАРУС Цель: Выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ Цель: Выработать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем также почистить верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

КАЧЕЛИ Цель: Выработать умение чередовать положение языка вверх-вниз.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, приоткрыть рот, выдвинуть язык, поднять его вверх за верхними зубами, затем опустить вниз за нижними зубами. Чередовать положение движении языка под счет от 10 – 15 раз.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Цель: Выработать умение поднимать широкий язык к верхней губе.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз. Выполнять под счет от десяти до пятнадцати раз. Не закрывать рот, не помогать губами, удерживать язык широким.

ЧАШЕЧКА Цель: Выработать умение удерживать язык в форме чашечки.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, удерживать язык в форме чашки под счет от пяти до десяти раз. Рот не закрывать, следить за губами в форме улыбки.

БОЧКА Цель: Укреплять мышцы языка

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, рот приоткрыть, язык поочередно упирается то в правую, то в левую щеку с внутренней стороны. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

БАРАБАНЩИК Цель: Укреплять мышцы языка, выработать умение удерживать язык за верхними зубами.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д – д – д – д – д . Сначала звук Д произноситься медленно, затем темп убыстряется. Губы удерживать в форме улыбки, рот не закрывать, стучать в бугорки за верхними зубами.

МАЛЯРЫ Цель: Выработать умение поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движение вперед – назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, язык не высовывается. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

ЛОШАДКА Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка за верхними зубами. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Выполнять под счет от 10 – 15 раз

ГРИБОК Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу. Удерживать позу под счет от 10-15 раз

ГАРМОШКА Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу, и, не опуская язык, закрывать и открывать рот. Удерживать позу под счет от

10 – 15 раз.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников с картинками, - специально для Женского клуба Реактивные домохозяйкиЕсли Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

Женские новости на сегодня

Подробней www.flyladyclub.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах | Блог Логомамика

Твитнуть

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц.

Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

«Часики»

Читать далее logomamik.ru
4Одна из важных составляющих успешного развития речи у детей — правильная артикуляция, то есть согласованная работа произносительных органов при образовании звуков речи. Именно проблемы с артикуляцией приводят к тому, что ребенок может неправильно выговаривать или не выговаривать вообще некоторые звуки.

Избежать подобных проблем поможет артикуляционная гимнастика для дошкольников. Включайся в дискуссию Поделиться с друзьями:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников — это совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого неба) . Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.

Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (т. е. заключается в удерживании определенной мимической позы) , выполнять его следует 15-20 секунд. Оптимальный график занятий артикуляционной гимнастикой — 3-4 пятиминутных «подхода» в день, каждый «подход» должен содержать не больше трех упражнений.

Лучше всего проводить занятия артикуляционной гимнастикой в игровой форме, придумывая каждому упражнению забавное название. Не нужно сразу «вываливать» на ребенка все упражнения: начните с простых и постепенно переходите к более сложным. Новые упражнения нужно вводить по одному, перемежая их с уже знакомыми ребенку.

Каждое упражнение следует отрабатывать определенным образом. Сначала покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение. После этого ребенок должен выполнить его, глядя в зеркало.

Ваша задача — контролировать выполнение упражнения и указывать на ошибки (в мягкой форме!) . Когда ребенок освоит правильное выполнение упражнения, можно убирать зеркало. Все упражнения выполняются сидя.

Предлагаем вам несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Разумеется, их существует гораздо больше, но для начала хватит и этих.

Статические упражнения для губ

  • улыбнуться так, чтобы не были видны зубы;
  • естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;
  • сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть их вперед;
  • чередовать предыдущие упражнения: первое со вторым, третье с четвертым;
  • сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и обнажить верхние резцы.

Динамические упражнения для губ

  • вытянуть губы вперед трубочкой, затем растянуть их в улыбку;
  • поочередно почесывать и покусывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу;
  • вытянуть губы вперед трубочкой, после чего двигать ими в различных направлениях, вращать по кругу;
  • с глухим звуком хлопать губами друг о друга;
  • сильно втянуть щеки, после чего резко открыть рот с чмокающим звуком;
  • широко открыть рот и втянуть губы внутрь рта, плотно прижав к зубам.

Упражнения для щек и губ

  • растирать, похлопывать и покусывать щеки;
  • надувать щеки (сначала обе сразу, потом поочередно) ;
  • втянуть щеки и удерживать их в этом положении;
  • закрыть рот, надуть обе щеки и бить по ним кулаком или ладонью, с силой шумом выпуская воздух.

Статические упражнения для языка

  • широко раскрыть рот, расслабить язык, чтобы он лежал ровно в ротовой полости;
  • открыть рот, расслабить язык и расположить его на нижней губе;
  • широко раскрыть рот и поднять передний и боковые края таким образом, чтобы они не касались зубов;
  • открыть рот и вытянуть напряженный язык как можно дальше вперед;
  • широко открыть рот, упереть кончик языка в нижние зубы, а среднюю часть поднять вверх.

Динамические упражнения для языка

  • слегка открыть рот, растянуть губы в улыбке, по очереди тянуться языком к уголкам рта под ритмичный счет (как маятник) ;
  • открыть рот и тянуться языком попеременно к носу и подбородку (или верхним и нижним зубам) ;
  • закрыть рот и медленно обводить языком зубы по кругу;
  • открыть рот как можно шире, выдвигать язык вперед как можно дальше, а затем убирать назад вглубь рта под ритмичный счет;
  • закрыть рот и попеременно упираться языком то в одну, то в другую щеку.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трех лет, чтобы ребенок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Если у ребенка все равно наблюдаются проблемы с произношением некоторых звуков, следует обратиться к логопеду, который посоветует более конкретные упражнения.

Ссылка на источник strana-sovetov.com

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:

  • Улучшения подвижности органов артикуляции;
  • Увеличения объема и силы движений;
  • Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

  • Усилению кровообращения;
  • Развитию гибкости органов речевого аппарата;
  • Укреплению мышц лица.

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

  • Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
  • На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
  • При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Поскольку четкое и правильное произношение звуков является одной из основ при обучении письму, важно проводить артикуляционную гимнастику в детском саду, где проходит учебный процесс для дошкольников и закладываются все необходимые для этого навыки.

Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников

Для того чтобы артикуляционная гимнастика в детском саду приносила радость ребенку и была эффективной, необходимо учитывать рекомендации специалистов:

  • В начале занятий все упражнения дети должны выполнять перед зеркалом в медленном темпе, что поможет ребенку осуществлять зрительный контроль. Обычно в этом помогают наводящие вопросы, например: «Где находится сейчас язычок?», «Что он делает?», «Что делают губы?»;
  • Темп упражнений лучше всего увеличивать под счет, но не следует слишком быстро его ускорять. Упражнения должны выполняться плавно и точно, в противном случае они не будут достаточно эффективны;
  • Не рекомендуются слишком продолжительные по времени занятия артикуляционной гимнастикой для дошкольников, чтобы не вызвать быстрое утомление у детей. Наиболее оптимальными считается проведение упражнений дважды в день от пяти до десяти минут. Продолжительность занятий должна устанавливаться индивидуально и зависеть как от возраста, так и от усидчивости ребенка. Немаловажную роль также играет контакт между специалистом (или воспитателем, если занятия проводятся в детском саду) и ребенком;
  • Во время занятий артикуляционной гимнастикой в детском саду следует уделять особое внимание детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте усваиваются основные движения;
  • Основными требованиями при проведении артикуляционной гимнастики для малышей 4-5 лет являются четкость и плавность движений;
  • Занятия с детьми 6-7 лет должны проходить в достаточно быстром темпе. Также ребенок в этом возрасте должен научиться некоторое время удерживать положение языка без явных изменений.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах и картинках

Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Для подобных занятий подходят как стихи известных авторов, так и самостоятельно придуманные. Главное – чтобы они максимально подходили для отрабатываемого движения.

Например, для упражнений, отрабатывающих навык спокойно и широко открывать и закрывать рот, лучше всего подойдет стих о бегемоте. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть.

Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках или стихах помогает в отработке практически всех необходимых навыков. Обычно упражнения повторяют от трех до четырех раз, не забывая давать ребенку отдохнуть. Чаще всего для гимнастики проводят следующие упражнения:

  • «Вкусный мед» – широко открыть рот и острым кончиком языка провести по верхней губе из стороны в сторону. При этом нижняя челюсть должна быть неподвижной;
  • «Мостик» – открыть рот и, выгнув язык, упереть его кончик изнутри рта в нижние зубы, удерживая в таком положении до 5 секунд. После этого зубы медленно сближаются и постепенно сжимаются, а «мостик» остается за закрытыми зубами. После этого язычок выпрямляют и расслабляют;
  • «Маятник» – открыть рот, растянув губы в улыбке, вытянуть язык и острым кончиком по очереди коснуться уголков губ. Важно следить за тем, чтобы язык перемещался по воздуху, а нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной;
  • «Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться;
  • «Чашечка» – широко открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. После этого край языка следует загнуть «чашечкой» и медленно поднять к верхним зубам. Затем язычок также медленно нужно опустить, закрыть рот и расслабиться;
  • «Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются;
  • «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть;
  • «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться;
  • «Улыбка» – широко развести уголки губ, обнажая при этом сжатые зубы, после чего вернуть губы в спокойное положение и расслабиться.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников не только готовит речевой аппарат ребенка к правильному произношению, но и закладывает возможность легкого обучения в школе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Поделиться:

Подробней www.neboleem.net

Другие статьи по теме:

  • Ритмика для дошкольников

    Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной с...

  • Пальчиковая гимнастика для дошкольников

    Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников Я хочу поговорить о развитии мелкой моторики рук и координации движен...

  • Гимнастика для дошкольников

    Ритмическая гимнастика для дошкольников Ритмическая гимнастика для дошкольников Прохорова Лариса Александровна, инструктор по физической культуре 1 категории МДОУ №14 г. Конаково, Тверская област...

  • Физические упражнения для дошкольников

    Утренняя зарядка для дошкольников Всем известно выражение «движение – это жизнь». Если человек мало двигается, то это способствует возникновению различных заболеваний. Особенно вреден малоподвижн...

  • Упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников

    Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Упражнения на дыхание н...

  • Дополнительное образование для дошкольников

    Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей дошкольного возраста Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортив...

  • Тренинг для дошкольников

    «Социально-психологический тренинг с детьми» Программа построена в форме психотренинга, цель которого - развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности,...

  • Дыхательные упражнения для дошкольников

    Игры и игровые упражнения для обучения дошкольников правильному дыханию Одно из необходимых условий правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить пра...

  • Дыхательная гимнастика для дошкольников

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другог...

  • Музыкальная физминутка для дошкольников

    «Физминутка» 4 966 песен - слушать бесплатно онлайн или скачать mp3 ЖАЛОБА ^ На OLOLO.fm вы можете найти множество песен, можно слушать песни, слушать песни онлайн. По большинству исполнителей мн...

  • Интерактивные игры для дошкольников скачать бесплатно

    Развивающие интерактивные игры для детей дошкольного возраста. Приемы применения интерактивной доски в ДОУ Аннотация: Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязат...

  • Коррекционная программа для дошкольников

    Коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения дошкольника. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе реализуемых задач в нашем структурном подразд...

  • Картинки по математике для дошкольников

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике в старшей группе Воспитатель МБДОУ № 79 Г. Томск Родькина Елена Александровна. Я заметила, что смекалки, головоломки, занима...

  • Футбол для дошкольников

    Кружок «Мини-футбол» в детском саду — это здорово! Кружок «Мини-футбол» в детском саду - это здорово! Руководитель кружка Бутько Евгения Анатольевна. Физическое воспитание играет главную роль во...