Целевые ориентиры фгос дошкольного образования

Целевые ориентиры ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка

Требования Стандарта к результатам освоения Основной образовательной

программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

•Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Основной образовательной программы ДОО, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

•Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их

формального сравнения с реальными достижениями детей.

• Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

• Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«Очаровательные малыши» (2- 3 года) психологический портрет

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений

ребёнка:

в младенческом и раннем возрасте:

• - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

• эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

• - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.

• Владеет простейшими навыками самообслуживания;

• Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

•Знает названия окружающих предметов и игрушек;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,

• стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) ;

«Мы уже большие»

психологический портрет старшего дошкольника.

• Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –

игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

www.maam.ru

Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы

Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств, то требования Стандарта к результатам освоения Программ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Разработчики ФГОС поясняют, что специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров (п. 4.2) .

Когда анализировали каждый пункт ФГОС, возникали вопросы и проблемы, но мы попытались разобраться, раскрыть их содержание. Целевые ориентиры в п. 4.6 ФГОС выделены в 2 этапа:

- младенческий и ранний возраст;

- этап завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей программу (п. 4.2) .

Так как, целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются минимумом, то каждая организация в своей программе определяет свои ориентиры, опираясь на этот минимум. Так, например, в примерной ООП «От рождения до школы» (с которой можно ознакомиться на сайте ФИРО, целевые ориентирыболее углублены и дополнены.

В п. 4.5 ФГОС дошкольного образования содержится запрет на использование целевых ориентиров для решения ряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевых ориентиров которые, не предполагают контроля, за достижением конкретных образовательных результатов детей, т. е. контроль в организации осуществляется за условиями реализации Программы, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Также целевые ориентиры не могут служить основанием при оценке качества образования, аттестации педагогических кадров, оценке при выполнении муниципального задания и распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

В п. 4.3 ФГОС говорится о том, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

И тогда перед многими встает вопрос: «Значит не надо делать мониторинг? ». Здесь можно сказать, что мониторинг нужно проводить не для оценки уровня освоения программы, а для оценки индивидуального развития каждого ребенка и дальнейшего планирования педагогической деятельности.

Таким образом, основная задача мониторинга – определение зоны ближайшего развития и необходимого маршрута образовательного процесса.

И сновавозникает вопрос о мониторинге, п. 3.2.3 ФГОС ДО поясняет следующее: «При реализации Программы можетпроводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамкахпедагогическойдиагностики.

Педагогическая диагностика проводится педагогами, не для определения уровня освоения ребенком образовательной программы, а для того, чтобы понять, что и как сделать самому педагогу, как целесообразнее организовать образовательный процесс для каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Психологическую диагностику индивидуального развития проводят педагоги-психологи и участие ребенка в ней допускается только с согласия родителей.

ФГОС в первую очередь предлагает постепенное смещение от объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.

Аутентичная оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии) и может их использовать исключительно для решения таких образовательных задач, как:

1) индивидуализация образования (построение образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции развития) ;

2) оптимизация работы с группой.

Чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия могут создаваться диагностические ситуации.

Ещё один вопрос как воспитателю отследить динамику развития ребенка для выстраивания своей дальнейшей работы? На данный момент существует проблема в отборе необходимого инструментария для проведения диагностики (мониторинга). Мы ожидаем разработки методических рекомендаций по программе дошкольного образования, возможно, появятся в печати диагностические журналы (как по ФГТ) .

Проблема мониторинга в дошкольных учреждениях не решена, но на сегодняшний день мы получили комплект диагностических методик для изучения уровня подготовки детей к школе. Диагностика согласована с Министерством и Управление образования разрешило нам на основе результатов данной диагностики оформить аналитическую справку и предоставить материал в методический кабинет.

Обобщая все требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования можно резюмировать:

- Мониторинг результатов (уровней) освоения основной образовательной программы дошкольного образования отменяется.

- мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста может проводиться. [/i]

www.maam.ru

О ПРОБЛЕМЕ СОГЛАСОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Сиб АК

Статья опубликована в рамках:XXXIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи» (Россия, г. Новосибирск, 16 октяря 2013 г.) Выходные данные сборника:

О ПРОБЛЕМЕ СОГЛАСОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Казанникова Анна Вячеславовна

канд. пед. наук, заместитель директора по учебной воспитательной работе, государственное бюджетное образовательное учреждение начальная школа-детский сад № 624, Санкт-Петербург

E-mail: school624@spb.edu.ru

Суденко Ирина Александровна

педагог I квалификационной категории, заместитель директора по воспитательной работе, государственное бюджетное образовательное учреждение начальная школа-детский сад № 624, Санкт-Петербург

TOWARDS THE QUESTION OF VALUE PRIORITIES’ AGREEMENT OF A PRE-SCHOOLER PERSONAL ENHANCEMENTIN THE CONTEXT OF INTRODUCTION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

Anna Kazannikova

candidate of pedagogic sciences, Deputy Director for studies and pedagogical work, State Funded Educational Institution primary school-kindergarten № 624, Saint Petersburg

Irina Sudenko

teacher of 1st qualification grade, Deputy Director for pedagogical work, State Funded Educational Institution primary school-kindergarten № 624, Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

Проблема достижения образовательных результатов на дошкольной ступени образования в условиях введения ФГОС связана с согласованием между профессиональной и родительской общественностью ценностных ориентиров личностного развития дошкольника. Выделены причины возникновения данной проблемы.

ABSTRACT

The question of educational results achievement at pre-school stage of education in the context of introduction of Federal State Educational Standard of preschool education is connected with an agreement of value priorities of a pre-schooler personal enhancement between professional and parental community. There are elicited the causes of the stated issue.

Ключевые слова: дошкольник; ФГОС дошкольного образования; целевые ориентиры развития; качество дошкольного образования.

Keywords: pre-schooler; Federal State Educational Standard of preschool education; milestones; quality of preschool education.

Развитие инновационной педагогики дошкольного образования связано, в первую очередь, с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет инновационную деятельность в сфере образования как деятельность, которая «…осуществляется в целях…реализации приоритетных направлений государственной политики РФ..., ориентирована на совершенствование... учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования..». Реализация Федерального Закона предполагает разработку Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с планом . Проект ФГОС ДО предъявляет соответствующие требования к структуре основной образовательной программе ДО, условиям реализации и результатам освоения программы дошкольного образования.

Образовательные организации (ОО) дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать, и утверждать свои основные образовательные программы на основе требований ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Проект ФГОС ДО установил, что образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Как отметил А. Асмолов, директор Федерального института развития образования, на Первом Всероссийском съезде работников дошкольного образования, «…внедрение ФГОС ДО имеет ряд потенциальных рисков, одним из которых является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе» .

Мнение академика подтверждает анализ анкетных данных проведённых в государственном бюджетном образовательном учреждении начальная школа-детский сад № 624 и приведён в таблице № 1.

Таблица 1.

Анализ анкетных данных мнения родителей о направлениях развития ребёнка в детском саду государственного бюджетного образовательного учреждения начальная школа-детский сад № 624

Вопрос

(14 опрошенных)

1

На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду

на общее развитие

по развитию художественно-эстетического вкуса (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность)

73 %

на приобщение к русской национальной культуре

27 %

Ваше отношение к проведению дополнительных к основной программе занятий

да

Совместная деятельность на базе школы

100 %

Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами в будущем учебном году

Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в 1 класс школы

75%

Как подготовить ребёнка к школе

67 %

Развитие речи ребёнка Вашего возраста

53 %

Защита прав и достоинства маленького ребёнка

27 %

Как развить творческие способности у детей

33 %

Как уберечь ребёнка от несчастного случая

13 %

Как правильно общаться с детьми

40 %

36 %

Проблема выстраивания отношений на основе взаимно установленных ценностей и норм между педагогическим сообществом и родительской общественностью, отражающих качество дошкольного образования в конкретной образовательной организации дошкольной ступени образования, должна быть отражена в подготовке методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей старшего дошкольного (предшкольного) возраста по вопросам требований ФГОС дошкольного образования», которые должны будут входить в структуру образовательной программы .

Проблема выстраивания отношений между педагогической и родительской общественностью зависит от нескольких причин.

1. Разрыв между существующими представлениями о результатах дошкольного образования у различных представителей образования (органы управления, администрация, воспитатели, педагоги сопровождения) и современными представлениями о том, что является качественным дошкольным образованием, в свете требований ФГОС;

2. Выделением в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ такого понятия, как «образовательная услуга», включающим в себя:

  • услугу по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста,
  • услугу по реализации общеобразовательных программ,
  • услугу кратковременного пребывания,
  • прочие услуги, которые может оказывать дошкольное учреждение, например, услуга дополнительного образования по дополнительным общеразвивающим программам,
  • финансирование этих услуг, в зависимости от количества дошкольников, получающих тот или иной вид услуги;

3. Системные особенности дошкольного образования:

  • необязательность уровня дошкольного образования в РФ,
  • отсутствие возможности предъявления требований к ребенку за результат освоения образовательной программы в виде конкретных ориентиров;
  • отсутствие возможности несения ответственности ребенком за результат освоения образовательной программы в виде конкретных ориентиров,
  • отсутствие возможности воздействия на родителей отсутствующего дошкольника по неуважительной причине со стороны образовательной организации.

Результатом освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО должны стать социализация и личностное развитие ребенка предшкольного возраста, которые выступают главными критериями стандарта дошкольного образования.

Ориентация на возможные целевые ориентиры развития ребенка предшкольного возраста, как результат освоения образовательной программы (таблица 1) , связано, в первую очередь, с педагогическими ресурсами дошкольных образовательных организаций, которые обеспечивают создание образовательных условий развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей следующим требованиям ФГОС ДО: содержательной насыщенности, вариативности, трансформируемости, полифункциональности, доступности, безопасности, обеспечения психолого-педагогических условий реализации образовательной программы.

Таблица 2.

Целевые ориентиры развития ребенка предшкольного возраста в образовательных областях в соответствии с требованиями проекта ФГОС дошкольного образования

возможные целевые ориентиры дошкольного образования

1

коммуникативно-личностная

§ для ребенка характерно устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру;

§ ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, готов к конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, обладает чувством собственного достоинства;

2

§ ребенок использует устную речь как средство исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

§ ребенок готов к восприятию художественной литературы, элементарных основ математики;

3

художественно-эстетическая

§ у ребенка наличествует способность к фантазии, воображению проявляется в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам;

§ ребенок готов к восприятию художественных и музыкальных образов в соответствии с возрастными особенностями, владеет элементарными навыками пения, рисования, лепки, аппликации;

4

§ особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения;

§ дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный характер;

Наряду с созданием образовательных условий развивающей предметно-пространственной среды в образовательной организации, важным условием реализации основной образовательной программы ДО (ООП ДО) является включение родителей дошкольников в систему взаимодействия детский сад-родитель при проектировании образовательной программы. Необходимым условием включения родителей как партнеров в формирование ООП ДО является наличие в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ и в Уставе ОО положений о правах и обязанностей родителей (законных представителей) воспитанников, в частности:

  • право выбора формы получения образования, ООП ДО для воспитанников в соответствии с условиями, имеющимися в ОО;
  • ответственность родителей за получение ребенком дошкольного общего образования.

Эти положения Федерального Закона и Устава создают нормативную базу выстраивания партнерских отношений на основе взаимной договоренности, при которых ОО должна предоставить полную информацию о возможностях организации и необходимых условиях (как со стороны ОО, так и со стороны семьи) для реализации заявленных образовательных программ, в т. ч. по программам дополнительного образования, а родители, выбирая образовательный маршрут ребенка, должны нести определенную ответственность за выполнение своих обязательств перед ОО, в частности для выполнения ее требований, прописанных в договоре «семья — детский сад».

Таким образом, выстраивание партнерских отношений между родителями и ОО на основе согласования ценностных ориентиров развития ребенка как критерий освоения ООП ДО будет способствовать повышению качества дошкольного образования в целом.

Список литературы:

1. Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 30.01.2013 г. № 57 «О разработке ФГОС дошкольного образования».

3. — Режим доступа. — URL: http://www.ecceconference.com/ (дата обращения 13.10.2013) .

Добавить комментарий

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении научных статей.

Имя (обязательное)

Подписаться на уведомления о новых комментариях

Обновить

Материал sibac.info

Памятка "Целевые ориентиры"

МБДОУ «Детский сад села Максимовка Шебекинского района Белгородской области»

ПАМЯТКА

Целевые ориентиры дошкольного образованиякак социально - нормативные возрастныехарактеристики возможных достижений ребенка.

2014 г.

ФГОС дошкольного образования о развитии ребёнка.

Документ ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2-х месяцев до 8 лет. Образовательная программа ДОО формируется как программа психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы становится условием и средством этого процесса.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Что такое целевые ориентиры? Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры Дошкольного Образования

  • не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
  • они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
  • освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
  • выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

  1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  2. Способность выбирать себе род занятий.
  3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.
  4. Обладание чувством собственного достоинства.
  5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
  7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.
  8. Проявление творческих способностей.
  9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики) .
  10. Способность к волевым усилиям.

Материал с сайта a2b2.ru

Целевые ориентиры дошкольного образования согласно ФГОС ДО - 29 Ноября 2013 - Персональный сайт

Главная » 2013 » Ноябрь » 29 » Целевые ориентиры дошкольного образования согласно ФГОС ДО 19:13 Целевые ориентиры дошкольного образования согласно ФГОС ДО

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

? ребёнок проявляетинициативностьисамостоятельностьв разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбиратьсебе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

?ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладаетчувством собственного достоинства.Активновзаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

? ребёнок обладает развитымвоображением,которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка кфантазии, воображению, творчествуинтенсивно развивается и проявляется вигре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеетподчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

?творческие способностиребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

? у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

? ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

? ребёнок проявляетлюбознательность,задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?) , пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склоненнаблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнокспособен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.

9. Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

Подробней irnik70.ucoz.ru

с. Красный Чикой

2014

Дошкольники - первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ.

Принятие Стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольного учреждения, воспитателей. Стандарт нацелен на создание комфортных условий для воспитания ребенка и на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

  1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  2. Способность выбирать себе род занятий.
  3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.
  4. Обладание чувством собственного достоинства.
  5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
  7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.
  8. Проявление творческих способностей.
  9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики) .
  10. Способность к волевым усилиям.
  11. Склонность к наблюдению, экспериментированию.
  12. Способность к принятию собственных решений.»

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации - игру, развлечение или познание?

Это целевые ориентиры, которые позволяют понять, в каком направлении нужно двигаться. Они служат основанием для финансовых расчётов - что учредителю нужно в детский сад вложить с точки зрения финансовых, материальных ресурсов, чтобы предоставить возможность максимального достижения целевых показателей.

Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Это принципиальный момент.

ЦО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

5. …целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей) .

При реализации программы может приводиться oценка индивидуального развития детей педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) ;

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) , которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) .

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) .

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

В дошкольной педагогике любят дифференцировать детей на сильные и слабые группы. Если уж и давать оценку развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть динамику развития ребёнка, скорректировать работу воспитателя.

Как же будет оцениваться результативность освоения ООП? В Стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.

Согласно Стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах.

В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход.

Для достижения данного социального портрета выпускника в соответствии с ФГОС ДО должны выполняться требования, предъявляемые к реализации общей образовательной программы: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 года, № 1155.
  2. Клитвина Татьяна Николаевна, , (15.11.2013) , http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/tselevye-orientiry-v-proekte-fgos

Читать далее skazkachikoy.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгт и фгос дошкольного образования отличия таблица

    Отличительные особенности ФГОС и ФГТ Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Индивидуализация дошкольного образования по фгос

    Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные при...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Информация по фгос дошкольного образования для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Фгос дошкольного образования 2015

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать

    С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Консультант Плюс Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ф...

  • Каким образом оцениваются целевые ориентиры дошкольного образования

    Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать онлайн

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Рабочая программа дошкольного образования по фгос

    Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС (часть 1) часть 2 Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитаттеля важно знать основные понятия, которые существуют...