Детей старшего дошкольного возраста имеющих

Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно-произносимые звуки. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на верхней губе.

Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. А чтобы детям всегда было интересно, создаю разнообразные пособия. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них. После того, как ребенок хорошо усвоит правила вдоха и выдоха, усложняю задания. Эти задания способствуют развитию мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Пособие «Лишние яблочки».

На картинке яблоня с яблоками. Отдельно мелкие яблочки. Предлагаю ребенку разложить на дереве яблочки, а еще закрыть яблоки, которые уже есть на яблоне. Затем попробовать сдуть лишние яблоки. Уже то, что ребенок сам раскладывает яблоки, а затем пытается все их сдуть, вызывает у него положительные эмоции и желание повторить снова.

Пособие «Ну-ка зеркало скажи».

Предметная картинка «зеркало», разрезные кусочки зеркала, предметные картинки. Первоначально логопед кладет на середину зеркала картинку, затем закрывает ее кусочками разрезного зеркала. Ребенок не должен этого видеть. Перед упражнением педагог загадывает ребенку загадку. А он говорит ему ответ. Затем логопед предлагает проверить, правильно ли он угадал, а для этого нужно сдуть кусочки зеркала. После того, как ребенок сдул кусочки, на зеркале видит картинку. Это один из вариантов. Далее ребенок сам выкладывает любую картинку, закрывает ее кусочками зеркала для следующего ребенка.

Второй вариант. Это когда на зеркало логопед кладет картинку, которую надо будет раскрасить. Это тоже вызывает эмоциональный отклик у ребенка, так как он не знает, какая там картинка. И всегда с интересом это ждет.

Третий вариант. Это когда дети знакомятся с буквами. Логопед может загадать загадку или прочитать стихотворение на эту букву, а ребенок отгадывает, а затем проверяет свой ответ. После того, как сдует кусочки зеркала. Если это цветные картинки, то можно дать задание придумать слова на эту букву. А если это картинки-раскраски, то ребенку предлагают раскрасить эту букву и приклеить в тетрадку.

Четвертый вариант. Логопед может использовать это пособие, когда проходят определенную лексическую тему, используя картинки. (Например «Транспорт», «Игрушки», «Овощи» и др.)

www.maam.ru

Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание - отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчивость, переключение, интенсивность, концентрация, распределение. Актуальность: дошкольный возраст это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой деятельности. В связи с быстрым развитием информационных технологий, изучение свойств внимания ребёнка данного возраста становится всё более актуальным. Цель: развитие произвольного внимания, развитие слухового восприятия посредством дидактических игр, игровых упражнений и заданий в специально организованной предметно-развивающей среде. В начале учебного года мною была проведена диагностика уровня развития познавательных процессов в старших группах, по результатам диагностики были выявлены следующие трудности: - неустойчивое внимание с трудностями концентрации и переключения внимания. - трудности понимания и усвоения информации, дети отвлекаемы. - слабо развито слуховое восприятие. Большинство воспитанников старших групп имеют средний уровень развития внимания 48%; высокий уровень показали 14%, а 38% детей характеризуются с низким уровнем развития внимания.

Полученные результаты указывают о необходимости разработки системы психолого-педагогической работы, направленной на развитие у старших дошкольников свойств внимания посредством использования дидактических игр и игровых упражнений. С детьми был проведен курс занятий, продолжительностью от 20 до 30 минут. Каждое из них включало дидактические игры, направленные на развитие следующих свойств внимания: объема, устойчивости, продуктивности, переключаемости и распределения. Коррекционная программа построена на использовании интересного наглядного материала, чередовании дидактических и подвижных игр, на проведении физкультминуток и упражнений на релаксацию. Игры тщательно отбирались в соответствии с целью работы и возрастом детей, постоянно и систематически использовались в работе с детьми. В процессе этих занятий у детей наблюдался высокий интерес к играм, дети проявляли инициативу и уверенность в своих действиях. Результаты итогового мониторинга указывают на эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений, позволили сделать выводы о том, что : повысились показатели выполнения методик, направленных на выявление уровня развития свойств внимания. Детям стало легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания, они тратили меньше времени на их выполнение, допускали меньше ошибок, стали использовать приемы самоконтроля (проговаривание шепотом инструкции, и проверка работы, и ориентировка на образец) . Увеличилось число исследуемых дошкольников имеющих высокий уровень развития 25%, а также воспитанников со средним уровнем развития внимания 65%, 10% детей характеризуют низкий уровень развития внимания (в число этих воспитанников входят дети билингвисты, дети ЧДБ) . Работа над этой проблемой открыла много нового в изучении свойств внимания. Она позволила лучше разбираться в методах изучения и развития внимания, а так же наметить дальнейшие работу по развитию внимания с использованием дидактических игр, изучения потенциальных возможностей дидактической игры в развитии других психических процессов: памяти, речи, восприятия, воображения, мышления. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная мною система дидактических игр может быть применима в любом дошкольном образовательном учреждении в повседневной работе с детьми. Хочу предложить вашему вниманию часть дидактического материала используемого на коррекционно-развивающих занятиях.

Прикреплённые файлы:

didakticheskie-igry-i-igrovye-uprazhnenija-kak-sredstvo-razvitija_2ppum.pptx | 9440,9 Кб | Скачан: 4
www.maam.ru

Игровой тренинг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Твои права, малыш»

Игровой тренинг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Твои права, малыш»

Человечество обязано дать

ребёнку лучшее, что оно имеет.

Декларация прав ребёнка.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы, пословиц, русских народных сказок, рассматривание к ним иллюстраций: Васильева – Гангнус Л. «Азбука вежливости», Маршак С. Я. «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», Ш. Перро «Золушка», Михалков С.«Три поросёнка», Чуковского К. «Айболит», «Мойдодыр», Андерсен Г. Х «Гадкий утенок» и др.

2. Беседы с детьми на тему: «Что такое права ребёнка?», «Расскажи о своей семье», «Я имею право…», « О чем мечтают люди?».

3. Домашнее задание для родителей: вместе с детьми найти и узнать значение своего имени и имени своего ребенка.

Оформление кабинета:

- плакаты на тему «Имею право»,

-стенд с рисунками детей по теме «Моя мечта»,

-нормативные документы: «Декларация прав ребенка» от 20.11.1959г., «Конвенция ООН о правах ребёнка» от 20.11.1989г., Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, «Семейный кодекс Российской Федерации» от 01.09.2013г.

Оборудование и материалы:

Таблички-указатели с названием улиц, магнитофон, аудио записи: музыка П. Мориа «Токката», музыка Е. Железновой «У жирафов», музыка из кинофильма «Гостья из будущего»,вальс «На катке»,музыка П. Мориа «Алла Фигаро», музыка П. Мориа «Вдохновение», музыка И. Смирнова «Новый день придёт».

Иллюстрации к сказкам, клубочек, карточки «специальностей врачей», лёгкий шарфик.

На каждого участника:соленое тесто, стеки, клеенки для лепки, подставки под тесто.

Цель:закрепить знания дошкольников о Конвенции, о правах ребенка. Развивать у детей правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека, прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим, развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях.

Задачи:

1. Дать детям знания о правах ребёнка.

2. Повышать уровень правовой культуры в семье.

3. Учить, согласованно работать в паре (родитель – ребёнок) .

4. Закреплять умения разгадывать загадки, условные обозначения.

5. Развивать детско – родительские взаимоотношения.

Ход занятия:

Под музыкуродители вместе с детьми заходят в зал и становятся в круг.

1 Ведущий:

Шли по миру чьи-то ножки.Вдаль смотря широкими глазами,Шел малыш знакомиться с правами.Знать должны и взрослые, и дети,О правах, что защищают всех на свете.

Здравствуйте уважаемые родители, коллеги, ребята! Когда люди встречаются, они приветствуют друг друга или здороваются.

И наше сегодняшнее занятие мы начнем с одной интересной игры, во время которой все нужно делать очень - очень быстро. Родители и дети будут здороваться друг с другом необычным образом – частями тела! Я буду говорить, какими частями тела, а вам нужно будет очень быстро поздороваться друг с другом:

- Правая рука к правой руке!

- Нос к носу!

- Спина к спине!(дети и родители выполняют задание)

-Видите, как весело можно приветствовать друг друга!

2 Ведущий:

Встреча наша сегодня не простая, а очень важная и полезная. Ребята, мы пригласили сегодня в гости к нам ваших родителей и воспитателей, чтобы познакомить с правами детей.С вашими правами!

-Вы знаете, какие у вас есть права и для чего они нужны?(дети рассказывают о некоторых, знакомых им, правах ребёнка) .

1. Ребёнок:

Знают все, как дважды два, у ребёнка есть права:

Руки мыть и уши, много каши кушать,

Утром заправлять кровать, по хозяйству помогать,

Хорошо учиться, рано спать ложиться!

2 Ребёнок:

Слово данное держать, никого не обижать,

Не грубить, не драться, спортом заниматься,

Вежливым и добрым быть, маму с папою любить!

И скажу вам по секрету:лучше прав на свете нету!

Олеся Емельянова

Утром к нам пришло письмо, очень странное оно. В нем говорится про«Город Знаний», где существуют необычные улицы, с необычными названиями. А вы хотите попасть в этот волшебный город?(ответы детей) Тогда отправляемся в путь…

-Раз, два, три, четыре, пять, город мы идем искать!

Покружись, покружись, вправо - влево наклонись.

Глаза закрой, потом открой и « Город Знаний» пред тобой!

- Интересно, где мы с вами оказались, как называется эта улица? А вот и подсказка, посмотрите на символ, что он может обозначать?(ответы детей и родителей) .Это улица «Ласковых имен».Какое право имеет каждый взрослый и каждый ребёнок?(ответы детей) .Конечно, право на своё собственное имя.Мы сейчас с вами постараемся узнать, что означает имя каждого из вас.

Игра «Волшебный клубочек».

В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки, и называют свое имя и что оно обозначает.

Держу нитку в руке и передаю клубочек, соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг руки, называет свое имя и передает его соседу справа от него, ребенку или родителю.(родители помогают ребятам) .

Клубочек передаете дальше, а ниточка остается у вас в руках(дети и родители рассказывают о значении своего имени и имени ребенка (домашнее задание) : Александр - защитник, Роман - Римский и т.д. Клубочек вернулся ко мне, с его помощью мы узнали тайну имен, соединились, подружились и стали единым целым.

Игра «Доброе животное» (звучит вальс «На катке») .

Ребята, представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте вместе придумаем ему имя!(дети предлагают различные имена для животного)

Закройте глаза, послушайте, как стучит большое доброе сердце: «Тук – рука с ниточкой вперед, тук – руку опустили, тук-тук, тук-тук…» А теперь послушайте, как дышит наше доброе животное: «вдох - шаг вперед, выдох – шаг назад, вдох-выдох, вдох-выдох». Теплое, доброе дыхание окутывает всех нас, наполняет воздух спокойствием и добротой. Теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, потому что улица«Ласковых имен»теперь вся наполнена добротой, заботой и лаской. Давайте смотаем обратно клубочек, только каждый из вас, когда получит клубочек обратно, должен вспомнить, как его ласково называют дома(дети и родители проговаривают свои имена ласково) . И так, на улице «Ласковых имен» мы узнали, что каждый из нас имеет право на имя!

2 Ведущий:

- Внимание наше путешествие по «Городу Знаний»продолжается(звучит музыка из кинофильма «Гостья из будущего») .

- И мы попали на улицу…(дети по символу отгадывают улицу«Медицинскую») . Какое право есть у всех? И у вас, ребята, тоже?(ответы детей) .Дети имеют право на медицинскую помощь и лечение. А что это такое?(ответы детей и родителей) .

Дорогие ребята и уважаемые родители, давайте с вами поиграем. Вы получаете карточки, где указаны разные специальности врачей. Какая карточка достанется вам, такого врача в паре с вашим ребенком необходимо изобразить. (на карточках специальности врачей: стоматолог, отоларинголог, хирург, окулист, педиатр)(работа в парах: ребенок – родитель) .

- Молодцы! Какие вы внимательные, сообразительные.

-Ну, что, продолжим наше путешествие?(дети и родители под веселую музыку двигаются по залу) .

- Куда мы с вами попали? Ну, конечно, это улица«Учебная».Каждый ребёнок, чтобы стать образованным, воспитанным, умелым - должен ходить в детский сад и школу. И это значит, что все дети имеют право на образование.

Чтобы много знать, надо много читать, слушать и быть внимательным. Вот мы сейчас и проверим ваше внимание и смекалку.

Игра «Да-нет».

-Я буду читать стихи, если вы согласны с утверждением, то отвечайте «Да», если не согласны, то громко говорите «Нет».

1. Выпал снег, на лужах лед – это лето к нам идет. Это правда?

2. Солнце будит петушок, значит, утро настает. Это правда?

3. Если дождь, повсюду лужи, значит, зонтик нам не нужен. Это

правда?

4. Листья желтые летят – это дети листопад. Это правда?

Молодцы!

А сейчас я загадаю загадки родителями и гостями. Я прочитаю

загадки-обманки! Внимательно слушайте и дайте правильный

ответ!

1. Толстый, как трехдверный шкаф, поднял хобот свой…(не жираф, а слон) .

2. Как стройны и длинноноги в том болоте…(не носороги, а цапли) .

3. Рыбу я в пруду удила и поймала (не крокодила, щуку) .

4. По кустам лесной малины бродят бурые…(не павлины, а медведи) .

И родители молодцы!

Атеперь все вместе закончим предложение. Я начну, а вы хором продолжайте.

Самолетом правит…(летчик) .

Читать далее infourok.ru

Упражнения для развития словарного запаса ребенка

Игра «Добавь слово»

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.

«Слово за слово»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: Животные на букву «К». Первый игрок начинает: крокодил. Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например: крокодил, куница.

Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

«Словесное домино»

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока. Играют на время – не успевший придумать фразу за определенный промежуток времени выбывает из игры.

«Признаки слов»

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром – ?; ветер – ..., а снег – ...; дождь – ..., а солнце...

При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает?

Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и .д.т.) .

3-й вариант. «Сравни по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко, по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм».

«Слова-приятели»

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

«Четвертый лишний»

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Материал с сайта nsportal.ru

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

  • (Пуговицы нашиты в ряд) : указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
  • (Нашитые пуговицы изображают клавиатуру) : дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.

Игры с пальцами с использованием разнообразного материала

БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается) :

- Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

- Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,А тебе печь топить, а тебе тесто месить,А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.

Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.

КРУПА

Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.

В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:

Я помощницей расту. Своей маме помогу.Я крупу переберу, рис от гречки отберу!

Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно) :

Я горошины возьму, выложу дорожку.Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.Покрути и покатай и другому передай».

Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:

Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами. Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами.

Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:

Зёрнышки все, что хозяйка давала,Курочка клювом по штучке склевала.

Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили: Нас тщательно всё промесить попросили.Но сколько не месим и сколько ни мнём, Комочки опять и опять достаём.

«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров) . Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:

В ведре не соль, совсем не соль,А разноцветная фасоль.На дне игрушки для детей,Мы их достанем без затей.

РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ

(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками) :

«Кто живёт в моей квартире». Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.

«Зоопарк»:

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходилиИ смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.

ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ

(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами) .

На каждый узел называть день недели (по порядку) , месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана) :

Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.

Лезет, лезет альпинист-В этом деле он артист.По скале и по веревкеОн наверх залезет ловко!

Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.

ВЕРЁВОЧКИ

Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:

Для своей сестрички я плету косичкиИз шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

ШНУРКИ

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.) .

ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ

Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки) :

- Пальчик – мальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной поры!

ПОЛИЭТИЛЕН

Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой) . Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:

У меня живет проглот -Весь платок он скушал, вот!Сразу стало у проглотаБрюхо, как у бегемота!

Список использованной литературы

  1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
  2. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы : учеб.- метод, пособие / Под ред. О. А. Степановой. – ООО ТЦ Сфера, 2006.
  3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
  4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры : учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -32с.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Материал
Материал festival.1september.ru

Игры на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста

Игра «В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка.

Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули.

Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль.

Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре) .

Игра «Смотри на руки»

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки.

Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.) . Затем показ движений рук осуществляют дети.

Игра «Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш»

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений.

Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня.

В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны !»

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Игра «Выкладывание из палочек»

Цель:развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование:счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.) , образец узора.

Описание:Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек .

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек.

Заранее подготовить карточки с образцами узоров, несколько вариантов для каждого уровня сложности.

Инструкция:«Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.) ? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...) . При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

Игра «Найди дорожку»

Оборудование:бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Описание:Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция:«Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке) . Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии».

Игра «Воспроизведение геометрических фигур»

Цель:развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование:карандаши, чистые листы бумаги, соответствующий размеру образца (13x10 см) .

Описание: Каждому ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры и постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и вы на своем листе бумаги должны будете по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

Образцы готовятся заранее, разного уровня сложности.

Игра «Условное слово»

Цель: развитие произвольного внимания, реакции, слуховой памяти.

Количество игроков: любое

Оборудование: стулья (в количестве на один меньше, чем игроков)

Описание. По кругу расставляются стулья. Игроки начинают ходить вокруг стульев. Стоять на месте запрещается.

Ведущий берет любой текс, отмечает в нем первое попавшееся слово и объявляет его игрокам. Это нужно сделать заранее.

Затем ведущий начинает монотонно читать выбранный текст с самого начала. Он не должен выделять интонацией никакие слова, тем более выбранное слово.

Услышав ключевое слово, игроки должны быстро занять стулья. Самый невнимательный участник, пропустивший слово и оставшийся без стула, выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развить память, внимание, аналитические способности.

Оборудование: игрушка.

Описание игры. Завяжите глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место.

Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет «спрятанную» игрушку.

Игра «Натюрморт»

Цель: развить зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности.

Оборудование: поднос или большая пластмассовая тарелка, 5—10 небольших предметов, которые можно разложить на этом подносе.

Описание игры. Сядьте за стол, поставьте на пего поднос и разложите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов.

Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.

Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а ваш малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти.

Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

Третий вариант этой игры рассчитан на участие в ней большего количества участников. Все предметы в этом случае передаются по кругу, и каждый участник должен назвать одно определение, характеризующее этот предмет.

Последний игрок должен высказать окончательное предположение о том, что это за предмет. Если он затрудняется, то ему должны помочь остальные участники игры.

Каждый новый круг должен начинаться с нового человека, чтобы окончательное решение каждый раз высказывал новый, участник.

Игра «Запаздывающее зеркало»

Цель: развить внимание, координацию, умение сосредоточиться. Игра способствует общению и пониманию.

Оборудование: стулья, количество которых соответствует количеству участников игры.

Описание игры. Сначала в этой игре необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (сначала даже лучше, если это будет кто-то из старших) . Ребята усаживаются на стулья в одну линию.

Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку) . Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен будет показать какое-нибудь новое (например, встать и сесть) . С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры – ускоряться.

Во время игры старайтесь следить за осанкой детей. Они должны сидеть прямо. У них сразу возникнет желание подсмотреть новое движение у ведущего.

Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, и затем вовремя и правильно его повторить.

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Консультации для родителей детей дошкольного возраста

    Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Живя в семье в опре...

  • Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

    Программа коррекционно-развивающих занятий: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста». МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» Программа коррекционно-р...

  • Игротека для детей дошкольного возраста

    План игротеки для детей старшего дошкольного возраста с родителями Игры на выделение звука на фоне слова Игра «Кто внимательный». Задание: поднять синий кружок, если в названном слове есть звук [...

  • Тренинги для детей дошкольного возраста

    Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, мы все удивительные» Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между де...

  • Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театр...

  • Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

    «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа дет...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

    Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Упражнения на дыхание н...

  • Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что...

  • Развитие активной речи детей дошкольного возраста

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Дошкольные занятия для детей 5 6 лет

    Коррекционно-развивающая программа занятий с детьми 5–6 лет / для детей 5 – 6 лет / Педагог-психолог: Урсуленко Татьяна Юрьевна Программа рекомендуется детям, испытывающим трудности в концентраци...