Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста таблица

5

3

Составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание; соблюдается связность и последовательность изложения; грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства

составлен с помощью; полно и адекватно отражён сюжет; соблюдены грамматические нормы языка

Описан самостоятельно, последовательно; полностью и точно

Описан самостоятельно. полностью и точно, связно и последовательно, с соблюдением языковых норм

2

Составлен с некоторой помощью (побуждение, наводящие вопросами) , полностью передаётся содержание; отмечаются отельные нарушения связности; отсутствие художественно стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложений.

Составлен с помощью; достаточно полно отражено содержание; возможны пропуски отдельных деталей; в целом не нарушающие соответствия сюжету; неявно выраженные нарушения связности; единичные ошибки в построении фразы

Описан самостоятельно, с небольшой помощью, в целом правильно, но не полно; молфолого-синтаксические нарушения

Составлен с небольшой помощью; нарушена связность, пропуски эпизодов и отдельные ; молфолого-синтаксические нарушения.

1

Используютя повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия

Составлен с помощью наводящих вопросов и указаний; нарушена связность; пропуски нескольких эпизодов; отдельные смысловые несоответствия

Описан по наводящим вопросам; неполно, неточно; лексические и синтаксические несоответствия

Составлен с помощью наводящих вопросов; нарушена связность; пропуски; смысловые несоответствия и

0

Составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста; смысловые ошибки; нарушается последовательность; бедность и однообразие языковых средств

Составлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуски существенных эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет; смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий

Описан с помощью, по наводящим вопросам, крайне бедный словарь; нет последовательности; нет последовательности; выраженные аграмматизмы, затрудняющие восприятия предметы

Задания не выполняются даже с помощью вопросов, большая часть рассказа – простое перечисление предметов и действий, бедность содержания. Нет связности, грубые лексико-грамматические ошибки

После обследования речи ребенка внутри каждого из разделов заполняется соответствующая форма, где в конце стоит дата обследования и фамилия логопеда. Потом заполняется сводный «Речевой профиль группы» (табл.

6) , который позволяет выделить детей с низким, средним и относительно высоким уровнем речевого развития. Они также оцениваются в баллах.I: низкий - от 0 до 9;II: средне-низкий - от 10 до 19;III: средний - от 20 до 28;IV: средне-высокий - от 29 до 34;V: высокий - от 35 до 39. По результатам промежуточной диагностики состав подгрупп может изменяться.

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ГРУППЫ

Ссылка на источник nsportal.ru

- артикуляционная моторика,

- мелкая моторика рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано речевое развитие ребенка.

Перед проведением диагностики логопед предложит родителям заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Методика обследования звуковой стороны речи детей.

а) Общие принципы обследования

Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

Планируя обследование, воспитатель должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения речи (ребенок не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познакомиться с данными о его здоровье, так как развитие речи тесно связано с психофизическим развитием.

При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению с ребенком дома только тех, кто говорит правильно.

Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный) , недостатки речи (заикание, задержку развития речи и др.) . Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребенка. Иногда при индивидуальном обследовании ограничиваются тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки.

Это не дает представления о самостоятельной речи. Подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно.

Опыт показывает, что нельзя также проверять звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов взрослого стихотворении ребенок произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать нужные для проверки звуки. Поэтому обследование проводят с использованием специального материала, который должен иметься в каждой группе.

б) Материал для обследования

Материал подбирает воспитатель и правильно оформляет его. Для обследования звукопроизношения надо иметь наглядный материал: предметные картинки на определенные звуки.

Воспитатель подбирает их так, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и конце слова, поскольку в разных позициях один и тот же звук произносится не одинаково. Картинки должны быть красочными и доступными как по содержанию, так и по исполнению.

На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) воспитатель подбирает не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок— 10 X 10 см.

Для проверки словаря ребенка специальный материал не подбирают. Запас слов и умение воспроизводить их слоговую структуру можно проверять при назывании(в речи) детьми предметных картинок во время обследования состояния звукопроизношения. При этом учитывают, не делает ли ребенок перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.

Проверку навыков построения предложений, употребления предлогов, согласования членов предложения в роде, числе, падеже воспитатель может провести в игровой форме, используя сюжетные картинки и сюжетно-ролевые игры. Картинки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов. Давать их надо в порядке нарастающей трудности: из двух слов (Мальчик бежит) , из трех слов (Девочка ест яблоко) , из четырех слов (Девочка вытирает руки полотенцем) , больше четырех слов и с предлогами (Мальчик катается на велосипеде по дорожке) .

в) Оформление результатов обследования

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну-две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус) , поскольку такие дети нуждаются в консультации ортодонта.

Затем воспитатель записывает в тетради состояние звукопроизношения:

а) пропуск звука («коова», «ыба») ,

б) замена звука («колова», «лыба») ,

в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно) ,

г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф») .

Отмечается также состояние словаря:

а) соответствует ли словарь возрасту;

б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки, переставляет слоги, звуки, называет только отдельные слоги) .

Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает:

а) как говорит ребенок — фразами или только словами;

б) правильно ли строит фразу — согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги и т. д.;

в) состояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.

Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встречающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п.

Проведенное обследование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния речи каждого ребенка.

Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы.

В течение года воспитатель отмечает в таблице различными условными знаками все изменения в речи детей, и это наглядно показывает результаты его работы. Например, когда ребенок начинает различать и правильно употреблять сходные звуки, в соответствующей графе минус (—) заменяется плюсом (+) . Желательно новые пометки делать карандашом другого цвета, чтобы нагляднее была представлена динамика развития речи детей.

Краткая характеристика речи детей раннего возраста

Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее.

Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в группе раннего возраста — совершенствование произношения слов. Упражняя детей в правильном произношении слов (на занятиях и вне их) , воспитатель широко использует прием речевого образца.

Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — Можно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» — Мама будет умываться) . Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» — Куда папа пошел?) , числе и падеже («Вот лубасек» — Вот рубашка) , не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает; и т. д) .

Воспитатель в процессе бесед с детьми (вопросы педагога служат детям образцом для ответа) , чтения рассказов, сказок, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т. д. помогает им овладевать грамматическим строем речи.

Звукопроизношение.О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п', б, б', м, м') , губно-зубные (ф, ф', в, в') , переднеязычные (г, т', д’, я, я', г', л’) , заднеязычные (л, к', г, г', х, х ) . Свистящие звуки (с’ з, з', ц) , шипящие (ш, ж, щ) и сонорные (р, р', л) он обычно или пропускает, или заменяет (с — с', ф'; з — с', в; ц — т'; ш — с’, г'; ж — с’, щ — т’; р — л’; р' — л’; л — л’) .

Поэтому основная задача воспитателя — проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. А следовательно, необходимо развивать и слуховое внимание.

Заключение

Нужно развивать у ребенка потребность в речевом общении, проводить занятия и упражнения, способствующие развитию речевых центров мозга. Занятия необходимо проводить регулярно, и взрослые должны быть терпеливы и эмоциональны.

Очень хорошо использовать в общении с ребенком образцы русского народного слова. Это замечательно средство развития речи, детей, о чем неоднократно писал великий русский педагог К. Д. Ушинский.

Рекомендуемая литература

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1998. – С. 48-51.
  2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
  3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1981. – С.14-20.
  4. Генинг M.X., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

Приложение

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы.

Знакомство детей с творчеством Н. Н. Носова

Цель:

  1. развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать рассказ.
  2. проявлять интерес к истории.
  3. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  4. Значительно увеличить свой словарь в частности за счет слов обозначающих предметов и явлений.

Задачи:

  1. воспитывать доброту и уважение к окружающим людям.
  2. воспитывать эмоциональную отзывчивость, внимание.
  3. учить детей быть приветливыми и дружелюбными;
  4. доставить детям радость от встречи с героями сказки.

Обучающие

  1. Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Н. Носова.
  2. Развивать интерес к художественной литературе, учить правильно, оценивать поступки героев.
  3. Развивать интерес к художественной литературе, учить правильно, оценивать поступки героев.
  4. Развивать наблюдательность и любознательность детей.
  5. Учить выделять отдельные части и характерные признаки.

Развивающие

  1. Обогащать словарь (сл. игра « Скажи наоборот», « Что бывает зеленым, острым») ; познакомить детей с переносным значением слов « острый», «худое».
  2. Формировать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными: словарная игра «Скажи наоборот») .
  3. Развивать диалогическую речь ( беседа по вопросам) .
  4. Совершенствовать навык пересказа (рассказ « Огурцы») по картинкам.

Материал к занятию:карта маршрута, карточки к рассказам « Живая шляпа», « Заплатка», « Фантазёры», « Огурцы» (иллюстрации к рассказу) ; портрет Н. Носова, выставка его книг.

Предварительная работа:чтение произведений Н. Носова, беседа по вопросам.

Ход занятия:

- Ребята, я вчера перебирала в шкафу и там среди книг нашла вот эту карту. Посмотрите, она уже состарилась, видно по ней уже кто- то путешествовал. Мне тоже так захотелось отправиться в путь, но одна я не решилась.

Почему, как вы думаете? ( Ответы детей)

- Как хорошо, что я вас дождалась, ведь вместе мы сможем преодолеть самый трудный путь. Ну что, отправляемся?

- Давайте сначала внимательно рассмотрим карту и определим, откуда мы начнем свое путешествие.

( рассматриваем карту)

- Да, вот от этого флажка с надписью « Старт».

Итак, первое, что нам встретилось на пути, это « Библиотека им. Н. Носова»

Вы знаете, кто такой Н. Носов?

В этой библиотеке много книг этого писателя. Какие рассказы и сказки он написал?

- У нас в группе тоже есть книги этого писателя. Я вам их сейчас покажу.

( показываю портрет и книги Н. Носова)

Рассказываю о Н. Носове. «Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом и хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием и мечтал стать художником, потом работал в кино и снимал фильмы. А детским писателем он стал, когда у него родился сын.

Он очень много времени проводил с ним, наблюдал за ним и его друзьями, за их играми и разговорами. Он и стал писать про них. Что-то происходило на самом деле, что-то он придумывал сам, а в итоге получились интересные рассказы.

Его книги изданы во многих странах и детям очень нравятся».

- Теперь на нашем пути « Школа фантазёров». Как вы думаете, кто учится в этой школе? Кто такие фантазёры? Давайте вспомним рассказ Н. Носова «Фантазёры».

Кого там можно назвать фантазёром? А можно ли Игоря назвать фантазёром? Что бы вы сказали Игорю, если бы встретили его сейчас?

Зачем Мишутка и Стасик придумывали небылицы? Вы думаете это легко? Давайте попробуем. ( Выдумки детей)

- Молодцы! Ну и посмеялись! Как будто тоже учились в этой школе.

- А теперь перед нами « Парк доброты и честности».

- Каких людей мы можем здесь встретить? Почему Мишутку и Стасика?

- А справедливо ли была наказана Ира?

- Как бы вы поступили на её месте?

Разбор пословицы « Доброе слово лечит, а худое калечит».

- Хотели бы вы иметь таких друзей, как Мишутка и Стасик?

- Давайте и мы поиграем в этом парке. Игра « Скажи наоборот»:

вы хотели бы иметь друзей

- добрых, а не… сильных, а не…

- весёлых, а не… умных, а не… и т.д.

Ну, что выходим из парка, нужно идти дальше. А впереди…

« Мастерская художника»

- Кто пишет книги?

- А что делают художники?

- Один неизвестный художник сделал рисунки к рассказам Н. Носова. Давайте посмотрим и определим к каким? ( « Живая шляпа», « Заплатка») .

Словарные игры:

1. Котенок какой? ( пушистый, усатый, маленький и т.д.)

2. Брюки какие? Зелёные. А что ещё может быть зелёным?

3. Иголка острая. Что может быть острым?

А соус может быть острым? Значит он какой?

У собаки острый нюх.

Подробней nsportal.ru

Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Разделы:Работа сдошкольниками

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми) .

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года) , в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

На базе имеющихся методик необходимо вырабатывать индивидуальный подход к развитию речи каждого ребёнка. Это возможно при осознании и овладении следующими принципами:

  • Знание возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
  • Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  • Тесная связь с логопедическими технологиями.
  • Сбалансированный охват всех сторон детской речи.
  • Осознанное отношение педагогов и родителей к речи детей.
  • Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Чтобы наша работа была плодотворнее и эффективнее, необходимо выявить реальные способности малыша, его сильные и слабые стороны. Именно для этого проводится индивидуальная диагностика, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку к школе.

Уже ни у кого не вызывает сомнение, что раннее выявление проблем речи – путь к наиболее качественному результату в коррекционной работе. Но как наиболее грамотно и полноценно определить возможности детей?

Ведь в силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких людей (родственников или взрослых, с которыми они проводят много времени) . Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребёнка. Учитель – логопед знает как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь педагогам и родителям проанализировать особенности общения с ним и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами. Именно это и является работой логопеда детского сада.

Для изучения семьи, ее особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребёнка родителям были предложены анкеты и опросники. Анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных этикетных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-) .

Для проверки речевого развития педагогами, мной были разработаны индивидуальные речевые карты на каждую возрастную группу, начиная с 1 младшей. Для диагностики детей второго года жизни использовались методика Исениной "Изучение понимания речи" (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) .

В начале года я провела консультацию для воспитателей, на которой ознакомила с речевыми особенностями каждой возрастной группы, способами диагностики и критериями оценки.

Данные речевого обследования заносятся педагогами в таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и сдаются для обработки мне. Я анализирую полученные результаты "по вертикали" и "по горизонтали".

"По горизонтали" определяю сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваю с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаю индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаю пути работы в детском саду и семье. Данная информация становится содержанием индивидуальных бесед с родителями, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в конфиденциальном порядке.

"По вертикали" мною определяются сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, а в конце года проводится сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) .

Воспитателям предлагаю использовать полученные результаты диагностики и мои рекомендации, как своеобразный план индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи. Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на:

  • результаты обследования развития речи;
  • результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой) .

Работа по результатам диагностики на начало учебного года по возрастным группам

Второй год жизни

Так как на втором году жизни в “отстающих” оказались:

  • выполнение действий с разными предметами (низкий ур. - 31%) ;
  • выполнение движений по просьбе взрослого (низкий ур – 24%) ;
  • нахождение названных предметов/игрушек (низкий ур – 24%) ;

в октябре воспитателям были предложены следующие упражнения и игры: “Глазки, носики и ушки”, “Кто к нам пришел?”, “Ручками похлопаем, ножками потопаем”, “Покажи … /игрушку, предмет”, “Найди, где спряталась …”, “Заинька, поскачи”.

По этому же принципу давались рекомендации на каждый календарный месяц.

На конец года у нас не было ни одного низкого результата, дети удачно справились со всеми пробами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Первая младшая группа

  • образование слов с уменьшительно – ласкательной формой (низкий ур – 94%, конец года – 40%) ;
  • образование существительных в родительном падеже (низкий ур – 60%, конец года – 20%) ;
  • подбор слов – определений (низкий ур. – 60%, конец года – 0%) ;
  • сочетание речи с действием (низкий ур – 54%, конец года – 0%) ;
  • определение направления звучащей игрушки (низкий ур. – 54%, конец года – 0%)

Работа по формированию речевых навыков детей

1 младшей группы в октябре

  1. Развитии плавного, длительного выдоха.

    Упражнения: “Споем колыбельную мишке”, “Подуем на пушинку”, “Угадай овощ по запаху”, “Понюхаем цветочки”

  2. Развитие артикуляционной моторики.

    Упражнения: “Поезд” (вытягивание губ трубочкой) , “Медвежата едят мёд” (имитация “слизывания”) , “Покормим птенчиков” (широкое открывание рта) .

  3. Развитие мелкой моторики.

    Проговаривание потешек с имитацией действий, игра “Погладим животных”.

  4. Развитие чувства ритма.

    Упражнение “Музыканты” (слушать и повторять за воспитателем звуки музыкальных инструментов + имитация игры)

  5. Развитие понимания речи.

Подробней festival.1september.ru

Раздел второй. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Блок 1 Первая серия А) Исследование речевой моторики Б) Исследование звукопроизношения В) Исследование сформированности звуковой и слоговой структуры слова Г) Повторение цепочек складов

Вторая серия А) Названия детенышей животных Б) Создание множественного числа существительных в родительном падеже В) Создание притяжательных прилагательных от существительных Г) Создание качественных прилагательных Г) Создание относительных прилагательных

Третья серия А) Составление фраз (предложений) по картинкам Б) Составление фраз (предложений) с предлогами по картинкам В) Составление фраз (предложений) по образцу Г) Рисование с предлагаемым текстом Г) Составление предложений из слов в начальной форме Д) Верификация (процесс проверки точности) предложений

Пятая серия А) Название предметов по картинкам Б) Название действий по картинкам 2.2. Исследование импрессивной речи.

Блок 2 Первая серия А) Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов Б) Понимание близких по звучанию слов В) Понимание далеких по значению и звучанию названий действий Г) Понимание близких по значению действий

Вторая серия 2.3. Уровневые характеристики речи ребенка дошкольного возраста 2.4. Качественные характеристики уровней речевого развития детей дошкольного возраста 2.5. Составление индивидуального речевого профиля ребенка

Студентам

Обследование – первый и очень важный этап обучения ребёнка, от которого (и это не преувеличение) иногда зависит и судьба малыша. В учреждение, какого типа, в компенсирующую группу какого профиля он попадёт?

Справедливо ли отчисление из детского сада или перевод в коррекционное учреждение другого профиля? Правильно ли сделано заключение, на основании которого выбираются пути коррекции? Эти и другие вопросы волнуют родителей.

Подразумевается определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечёт за собой определённое решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины нарушений, намечают меры по их устранению, компенсации, с учётом резервных возможностей каждого ребёнка.

Например, чрезвычайно актуальны в настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений. Раннее выявление речевой патологии у таких детей, комплексное обследование и точность диагностики позволяют провести своевременную коррекционную работу с положительным результатом.

Успех логопедической работы базируется на результатах диагностического обследования. Комплексный подход означает всестороннее тщательное обследование и оценку особенностей развития ребёнка.

Анализ состояния проблемы логопедического обследования и диагностики позволяет сделать следующие выводы. Существует множество методик изучения уровня речевого развития ребёнка, включающих вербальные и тестовые задания.

Существуют и различные подходы к обработке и интерпретации результатов. Все эти методики направлены на изучение ребёнка с определённым уровнем речевого развития с учётом возрастных норм.

Понимая актуальность проблемы, большое разнообразие современных тестов, мы отобрали, адаптировали, составили и апробировали те тесты, в которых основные речевые особенности проявляются наиболее ярко. Придали этим заданиям игровую форму, а также модифицировали их так, чтобы результат выполнения наглядно фиксировался в речевой карте. Такой подход позволяет иметь подтверждение заключения, сделанного логопедом, либо уточнить в спорных случаях.

При разработке диагностических материалов учитывалось положение, сформулированное Л, С. Выготским, которое заключается в следующем: основные закономерности развития нормального ребёнка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являясь общими для обоих случаев. Эта общность заключается в том.

Что все дети в своём раннем речевом развитии проходят те же этапы развития: гуление, лепетная речь, появление первых слов. Л. С. Выготский отмечает и специфические закономерности аномального развития – это замедленное прохождение ребёнка по всем этапам развития. В соответствии со всеми этими положениями, для логопедической диагностики используется пятибалльная диагностико-оценочная шкала.

Использование 5-балльной оценочной шкалы позволяет более точно отобразить уровень речевого развития ребёнка и предоставляет возможность проследить даже незначительную динамику в его речевом развитии. Каждое направление оценивается отдельно, а результаты фиксируются в сводных таблицах и протоколе диагностического обследования речи. Логопедическое обследование проводится в начале, в середине и в конце учебного года.

Одной из важных практических задач логопедии является выявление детей с речевыми нарушениями, их дифференцированная диагностика, разработка соответствующих коррекционных методик. При этом определены принципы, которыми руководствуются при обследовании детей с речевыми нарушениями:

Принцип комплексного изучения ребёнка – всестороннее обследование особенностей развития всех видов речевой деятельности. В обследовании принимают участие психолог, отоларинголог, офтальмолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и т.д.

Принцип целостного системного изучения ребёнка – целостный анализ в процессе логопедического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений речевого развития, а установление связей между ними. Основополагающим здесь является положение Выготского о структуре дефекта.

Принцип динамического изучения ребёнка – при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Значимой является концепция Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудностей, решаемых ребёнком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудностей, решаемых под руководством взрослых) .

Принцип качественно-количественного подхода – при анализе данных важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.

Необходимость реализации этих принципов сформировала в обществе объективную потребность в создании логопедической службы в системе специального образования (для лиц с особыми образовательными потребностями) , нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основе анкетирования родителей и анализа документов о ребёнке (выписка врача, характеристика воспитателя и пр.) ;

Логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности дошкольника;

Логопедическое обследование направленно на выявление у детей сформированности грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия.

При выявлении недоразвития речи у маленьких детей логопед должен предполагать, что почти всегда имеется видоизменённое, медленное, но спонтанное продвижение в речевом развитии. Поэтому первостепенное значение приобретает выявление потенциальных возможностей детей к дальнейшему овладению родным языком.

В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершён (2 года 6 месяцев – 5 лет) , специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребёнка невозможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме. Наличие конкретных сведений о поступательном процессе и закономерностях развития нормальной детской речи обеспечивает квалификацию дефектов речи, и самое главное, выбор рациональных и экономичных путей преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребёнка.

Схема системного развития нормальной детской речи, составленная по материалам А. Н. Гвоздева, - условный эталон нормы.

Актуальные для практики логопедии фактические материалы монографии А. Н. Гвоздева сведены в отдельные графы и столбцы и расположены в соответствии с тем возрастным сроком, в котором автор впервые отмечал то или иное явление в языке ребёнка. В предлагаемых таблицей группировках представлена последовательность и соподчинённость овладения ребёнком различными элементами родного языка по периодам формирования у него грамматического строя речи в возрасте от 1года 3 месяцев до 7 лет.

Разумеется, ни одна таблица или схема не могут вместить в себя разнообразия становления речи у детей. В схематическом виде отражена эволюция, с которой совершенствуется усвоение ребёнком уровней организации языка и его знаковых единиц.

Каждый из этап усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет всё более дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.

Для практической дошкольной логопедии данные условного эталона важны тем, что они в конкретном виде представляют ход усвоения родного языка ребёнком как системный процесс, в котором усвоение и вычленение одних элементов и единиц речи тесным образом соподчинено с усвоением других единиц и явлений. Условный эталон нормального развития детской речи иллюстрирует, что одни языковые элементы усваиваются детьми раньше, другие – значительно позже. Поэтому на разных стадиях развития речи одни языковые группы оказываются уже усвоенными, другие усвоены только частично, а третьи не могут быть усвоены в ближайшем будущем.

Сведения, представленные в таблице, помогут специалисту правильно оценить языковое развитие детей и лучше планировать свою работу, избегая преждевременной или запаздывающей подачи лексического, грамматического и фонетического материала на своих занятиях с детьми.

Речевая диагностика включает в себя сбор и анализ анамнестических данных, а также обследование и изучение всех компонентов речи:

на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.) (см. Приложение) .

умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку) ; во времени (времена года, части суток) (см. Приложение) .

зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, частые, отсутствие передних резцов, поворот резцов по вертикальной оси, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы) ;

язык ( движения вправо-влево, вперёд-назад, вверх-вниз, сжатие, «трубочка», «удерживание позы», переключение движений, повышенное слюноотделение, «тремор», отклонение языка от средней линии) ;

При изучении состояния звукопроизношения оценивается правильность, отчётливость произнесения всех звуков родного языка.

Изучение фонематических процессов включает оценку умения дифференцировать все звуки родного языка в слогах, в словах.

При изучении навыка звукового анализа оценивается уровень сформированности навыка выделения первого и последнего звука в словах.

При изучении коммуникативных умений обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать свои мысли.

При изучении уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста по каждому параметру используется 5-балльная оценочная шкала. Затем баллы суммируются, и выявляется уровень речевого развития ребёнка:

Обследование ребёнка проводится в начале, в середине и в конце учебного года. Данные заносятся в речевую карту, протокол диагностического обследования (индивидуально на каждого ребёнка) и в сводные таблицы (по каждому изучаемому параметру) .

Гаврикова М. Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: Изд-во: «Панорама», 2006. – С.6 – 72.

Кузнецова Я. В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Ростов н/Д.:Изд-во «Феникс», 2005. С.10 – 18.

10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: №Гном- Пресс», 2000.

15. Комплексное планирование для групп детей разноуровневого развития по программам М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Е. А, Стрелевой, Т, Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, - Волгоград: Учитель, 2012. – С.67 – 75.

16. Комплексная диагностика уровней усвоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Волгоград – Издательство «Учитель». – 2011.

18. Крупенчук О. И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста. – СПб. – Издательский Дом «Литера», 2011.

20. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005

Подробней iamtiptop.ru

Другие статьи по теме:

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Речевое воспитание детей дошкольного возраста

    Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • обог...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста

    Сказкотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста Вступление. Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и ум...

  • Развитие активной речи детей дошкольного возраста

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление...

  • Диагностика детей дошкольного возраста

    род занятий в настоящее время________________________________________ хронические заболевания (если есть) ___________________________________ 6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в е...

  • Нарушение речевого развития детей дошкольного возраста

    Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальн...

  • Методические принципы развития речи детей дошкольного возраста

    Система работы по разделу «Коммуникация» 2 слайд Основная цель работы по развитию речи – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. 3 слайд … достигаетс...

  • Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...