Физиология детей дошкольного возраста

Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни (в возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки. Если рост ребенка отстает от нормы на 10%, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

рационально ли питается ваш ребенок;

хороший ли психологический климат в семье.

При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1, 2-1, 3 кг, а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2, 5 кг, за 7-й около 3, 5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.

К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.

После 4 лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоциональную сферу, тогда как левое «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет, следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

• сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки) ;

• походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

• позы - застывшие, скованные и однообразные;

• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;

• речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.

Побольше играйте с ребенком в игры, подарите ему заботу, внимание и любовь – он ждет их от вас, ему трудно. Сформируйте у вашего ребенка веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.

Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.

www.maam.ru

Таблица I. Ткани человеческого организма.

Таблица II Скелет человека.

/—череп, 2—нижняя челюсть, 3 — шейные позвонки, 4 — ключица, 5 — лопатка 6 — пле­чевая кость, 7 — грудная кость, 8 — ребра, 9 — поясничные позвонки 10 — лучевая кость, л—локтевая кость, и—запястье, И—пясть, 14 — кости пальцев, IS — крестец 16 — коп-чик, 17 — тазовые кости, и—бедро, 19 — коленная чашечка, 20 — большая берцовая кость 21 — малая берцовая кость, 22 — предплюсна, 23— плюсна, 24 — кости пальцев ноги

Таблица III Мышцы человека спереди /—лобная, собирающая кожу лба в поперечные складки, 2—височная, 3—круговая глаза, закрывающая глаз, 4 — круговая рта, закрывающая рот, 5 — жевательная (участвует в же­вательных движениях) , 6 — грудино ключично сосцевидная "7при ее сокращении с обеих сто­рон голова наклоняется книзу, при сокращении с одной стороны — поворачивается в проти­воположную сторону, наклоняясь в сторону сократившейся мышцы) , 7 — дельтовидная (под­нимает руку) , 8—большая грудная (опускает руку, приводя ее вперед, при неподвижной руке поднимает грудную клетку) , 3 — зубчатая (при усиленном вдохе поднимает грудную клетку) , 10—двухглавая (сгибает руку в локте) , //—трехглавая (разгибает руку в локте) , 12 — сгибатели кисти и пальцев, 13 — косая брюшная (наклоняет туловище вперед и пово­рачивает в сторону) , 14—прямая брюшная, сгибающая туловище вперед и опускающая грудную клетку, 15 — портняжная (сгибает ногу в колене и поворачивает голень внутрь, 16 — четырехглавый разгибатель бедра, /7 — передняя большеберцовая (разгибает голено­стопный сустав) , 18 — икроножная (сгибает голеностопный сустав) , опуская переднюю и под­нимая заднюю часть стопы, производит поднимание тела на носки)

Таблица IV. Мышцы человека сзади:

/—височная; 2 — затылочная; 3 — шейные (участвуют в движениях головы) ; 4 — трапеце-видная (оттягивает лопатку к позвоночнику) ; 5 — дельтовидная; 6 — двухглавая; 7 — трех­главая; 8—широкая спины (поворачивает руку внутрь и отводит ее назад) ; 9—разгиба­тели кисти и пальцев; 10—большая ягодичная (поворачивает бедро наружу) ; //—двух­главая бедра (сгибает ногу в колене) ; 12 — полусухожильная (разгибает ногу в тазобед­ренном суставе, сгибает в коленном и вращает голень внутрь) ; 13 — икроножная; 14 — ахил-лово сухожилие.

Таблица V. Нервная система человека:

7 — головной мозг; 2—спинной мозг; 3— пограничный ствол симпатической системы;

.<—нервные симпатические узлы на аорте (солнечное сплетение) ; 5 — блуждающий (па­расимпатический нерв) ; симпатические нервы даны зеленым цветом, парасимпатические— желтым, остальные нервы — синим.

Таблица VI Головной мозг

А—правая половина мозга (вход с внутренней стороны) , Б—нижняя поверхность мозга, /—верхний участок спинного мозга, 2—продолговатый мозг 3— мост 4—мозжечок, 5 — средний мозг, 6 — четверохолмие, 7 — промежуточный мозг, 8 — кора больших полуша рий, Я — мозолистое тело, соединяющее правое полушарие с левым, /О—перекрест зри тельных нервов, // — обонятельные луковицы

Таблица VII Локализация функций в коре больших полушарий А — наружная поверхность левого полушария, Б — внутренняя поверхнос шария / — двигательный центр, 2 — центры кожной чувствитечьности ) 4 — центры слуха. 5 — центры обоняния и вкуса, заштрихован»] it ut и течьный (б) , слуховой (7) , зрительный (в)

Таблица VIII Схема вегетативной нервной системы

I1 Бодрствование Щ Приемы пищи

•^В Сон на свежем ——— Занятия ^^" воздухе ^^^

Таблица ч Х. Схема режимов дня детей дошкольного возраста.

Сетчатка

Зрительный нерв Сосудистая о( Таблица XI. Органы слуха и зрения

Таблица XII. Схема кровообращения:

Красным цветом обозначены сосуды, по которым течет артериальная кровь, синим — сосуды с венозной кровью, лиловым — система воротной вены: / — правая половина сердца;

г—левая половина сердца: а—аорта; 4— легочные вены; 5 — верхняя и нижняя полые вены; в—легочная артерия; 7 — желудок; в—селезенка; 9 — кишки; /О—печень; Л — во­ротная вена; !2 — почка.

Таблица XIII. Изменения в кровообращении при рождении:

А — движение крови в плаценте; 6 — кровообращение плода; Я — кровообращение после рождения: /—пупочные артерии; la.—пупочные связки {заросшие артерии) ; 2—ворсинки;

Я—мельчайшая артерия, приносящая венозную кровь в ворсинку; 4 — мельчайшая вена. уносящая артериальную кровь из ворсинки; 5 и 6 — артерии материнского организма, изли­вающие кровь в промежутки между ворсинками, и вены, уносящие кровь оттуда; 5 — про­межутки между артериями, заполненные кровью, поступающей из артерий (б) и вытекаю­щей в вены (7) материнского организма; 8 — пупочная вена,; Да—круглая связка печени (заросшая вена) ; 9 — пупочное кольцо; /О—воротная вена; //—печень; 12 — нижняя по­лая вена; 13 — отверстие между предсердиями; 13а — заросшее отверстие; 14 — лёгочная артерия; 15 — проток между легочной артерией и аортой; /5а — заросший проток; 16— легкое.

Таблица XIV Кровь человека

А — кровь под микроскопом видны три лейкоцита среди большого количества эритроцитов, Б — эритроцит, В — окрашенный препарат крови / — лимфоцит 2 — нейтрофил, 3 — эозино фил 4 — базофил Г — предохраненная от свертывания кровь после длительного отстаива ния между верхним слоем (плазмой) и нижним слоем (эритроцитами) виден тонкий слой лейкоцитов

Таблица XV Ядовитые растения

I - паслен, 2 - дурман, 3 - волчье лыко, 4 - белена, 5 - собачья петрушка

Развернуть

Подробней allrefs.net

  • занятие со скакалками

Физиологические основы развития движений детей дошкольного возраста.

Именно в детском возрасте формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека. Интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на дошкольников обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека.(3)

Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки (2) .

Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.

Любые навыки – бытовые, профессиональные и спортивные – не являются врожденными движениями. Возникая в результате подражания, условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные аспекты акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров.

Деятельность этой системы включает следующие процессы:

- синтез афферентных раздражений (информации из внешней и внутренней среды) ,

- учет доминирующей мотивации (предпочтение действий) ,

- использование памятных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций) ,

- формирование моторной программы и образа результата действий,

- внесение сенсорных коррекций в программу, если результат не достигнут.

Комплекс нейронов, обеспечивающих эти процессы, располагается на разных этажах нервной системы, становясь доминантой, т.е. господствующим очагом в ЦНС. Он подавляет деятельность посторонних нервных центров и, соответственно, лишних скелетных мышц.

В результате движения выполняются все более экономно, при включении лишь в те моменты, которые нужны для его осуществления. Происходит экономизация энерготрат.

Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в виде определенный системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных реакций, образуя двигательный динамический стереотип.

Первый этап формирования двигательного навыка – возникает замысел действия (общее представление о двигательной задаче, которое возникает либо при показе движения, либо после словесной инструкции, самоинструкции, речевого описания) .

Стадии формирования двигательного навыка:

1) стадия генерализации (иррадиации возбуждения) – созданная модель становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий.

2) стадия концентрации очага возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. Включаются лишь необходимые мышечные группы и только в нужные моменты движения, в результате рабочие энерготраты снижаются.

1) стадия стабилизации и автоматизации. В результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей доминанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т.е. возникает автоматизация навыка (1) .

Младшая группа 3-4 год жизни.

Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения в коре головного мозга, легко иррадиируют, т.е. распространяются, поэтому внимание детей очень неустойчиво, дети быстро утомляются. В 3 года ребенок владеет почти всеми основными видами движений, и что очень важно, начинает их реализовывать в своей свободной двигательной деятельности, возникает фаза полета во время бега.

Непрерывное изменение основных показателей роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. На характер двигательной деятельности малышей большое влияние оказывают особенности их физиологического и конституционального развития: в этом возрасте у детейотносительно короткие ноги, значительный вес головы и туловища при слабо развитой мускулатуре.

Общий центр тяжести расположен выше, чем у взрослого. Поэтому ребенку трудно сохранить равновесие, он часто падает, появляется потребность в большой площади опоры, в результате чего ребенок широко расставляет ноги, совершает много добавочных движений. В беге и ходьбе – нечеткость и разбросанность движений, боковые раскачивания. Только 85% могут в этом возрасте подпрыгивать на месте с одновременным отрывом ног от почвы. (5)

В обучении – словесные,практические и наглядные методы. Широко применяются ориентиры. Процесс совершенствования двигательных навыков требует постоянного возвращения к уже освоенному материалу. Движения закрепляются в подвижных играх, переносятся в вводную или подготовительную часть программы.(6)

Средняя группа 4-5 год жизни

Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью развития. С 4 лет отмечаются различия в показателях у мальчиков и девочек.

На пятом году удваиваетсядлина шага в беге, средняя скорость в беге увеличивается втрое. Детям четырех лет еще трудно удается подпрыгивание на месте и еще более трудным оказывается перепрыгивание с местадлину двумя ногами. С возрастом растет точность прыжка.

Метание в горизонтальную цель удается с трудом. Попадание в щит

с 1,5мчасто имеет случайный характер.

Чувство равновесия такое же, как у детей младшей группы. Растет сила ног, которая дает возможность результативно обучать детей прыжкам, совершенствовать бег и ходьбу. (6)

Старшая группа 5-6 год жизни.

Происходит изменение пропорций тела за счет увеличения длины ног. С развитием ЦНСдвижения становятся все более точными, координированными, накоплен определенный двигательный опыт. Во время ходьбы исчезают лишние движения, длина шага увеличивается.

Вводятся разнообразные движения с сохранением равновесия. Значительно усложняются задания не только в равновесии, но и в лазании, прыжках, беге и ходьбе. В метании обращается внимание на исходное положение, технику броска. (6)

Подготовительная к школе группа 6-7 год жизни.

Активное формирование изгибов позвоночника, начало сращения костей таза, преимущественный рост костей конечностей. Так как в этом возрасте кости содержат мало минеральных солей, скелет подвержен деформациям.

Особое внимание – на осанку и формирование правильного свода стопы. Обучая детей прыжкам, следует иметь в виду нежность и податливость костно-связочного аппарата. А это требует мягкого приземления и всегда наматы. Активныйрост конечностей, изменение пропорций тела, перемещение центра тяжести создает лучшие условия для выполнения упражнений в равновесии, беге, прыжках и метании. (5)

Наряду с крупными мышечными группами начинают развиваться мелкие мышцы кисти руки и стопы, заметно укрепляются мышцы живота. Большие изменения в старшем дошкольном возрасте происходят в развитии ЦНС, устанавливаются значительное количество связей между анализаторами первой сигнальной системы, возрастает роль второй сигнальной системы.

К 6-7 годам зрелость двигательного анализатора в основном достигает уровня взрослого человека. Значительно лучше развиты процессы дифференцировочного (избирательного) торможения.

Поэтому дети могут выполнять довольно сложные по координации движения, в состоянии их элементарно анализировать, осознавать, согласовывать с движениями товарищей или соответствующими сигналами. Успешно развивается быстрота двигательной реакции, движения становятся более быстрыми и экономичными.

Проявляется выборочное отношение к отдельным видам упражнений. В связи с развитием координации движений дети могут ходить различными способами с перекатом с пятки на носок, скрестным, приставным шагом, полуприседая, с высоким подниманием коленей и оттягиванием носков. Тяжелая и вялая походка бывает у детей с отклонениями от нормы в осанке. В прыжках выражен момент полета. (6)

Принципы применения ОВД:

При выполнении ОВД: одно– ведущее, требующее особого внимания, остальные подбираются из числа известных уже детям в целях повторения и совершенствования. Пир сочетании ОВД учитывается степень их интенсивности. Наиболее целесообразно сочетание упражнений высокой интенсивности или разных – средней интенсивности таким образом достигается разнообразие деятельности детей и варьирование степени напряжения, что обеспечивает необходимый уровень работоспособности ребенка. (3)

При формировании у дошкольников осознания движения следует прежде всего формировать внимание к ним, благодаря чему движения становятся предметом осознания. Развития произвольного действия начинается со способности ребенка воспринимать речевую инструкцию взрослого. Действия по инструкции выступают опосредованным речевым знаком, средством овладения своим поведением.

Необходимым условием при освоении какого либо вида движения у детей является варьирование выполнения движений и условий выполнения движения.

В процессе занятия вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции», «чувство времени», «чувство мяча».

В равновесии дети могут проходить по уменьшенной площади опоры шириной до 10 см, в разном темпе и с разным положением рук. Увеличение длины ног, улучшение общей координации дает возможность справляться с элементарной техникой прыжков.

У них есть уже устойчивый навык пружинистого приземления с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но многие еще прыгают тяжеловато. Мягкость приземления вырабатывается медленно, в связи с недостаточным развитием силы мышц и свода стопы. Приземляясь, дети хорошо удерживают равновесие, могут энергично работать руками. Дети успешно овладевают техникой прыжков с разбега при использовании подводящих упражнений и последовательности в усложнении заданий. (4)

Литература:

1. «Физиология человека. Общая. Спортивная.

Возрастная», А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб, Терра-спорт, Олимпия-пресс, М., 2005. Учебник для высших учебных заведений физической культуры, - с. 150.

2. «Очерки по физиологии движений и активность», Бернштейн Н. А., Москва, «Медицина», 1966г., - с 495.

3. «Активизация темпов физического развития детей 4-5 летнего возраста». Бальсевич В. К., Васильев Н. Д., Седов К. М., Парамонов Р. В. «Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста» : Материалы Всерос. науч.-метод. конф. - Волгоград, 1994.

с. 72-73.

4. Кувшинова О. А. «Психофизиологические механизмы осознанности движений детьми». Научно-популярный журнал «инструктор по физкультуре» №2\2008, стр. 6-9.

5. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»,«Просвещение», 1985г., стр.112-130.

6. «Развитие движений ребенка-дошкольника», «Просвещение», 1975г., стр.112-115, 127-130, 148-153, 170-173.

©royanova-natalya

Материал с сайта royanova-natalya.narod.ru

Анатомия и физиология детей дошкольного возраста. Мочевыделительная система

5

Тема: Анатомия и физиология детей

дошкольного возраста.

Значение мочевыделительной системы для жизнедеятельности организма.

Строение и функции органов мочевыделительной системы.

Механизм мочеобразования и мочевыделения и их регуляция.

Особенности мочевыделительной системы ребенка.

Провести беседу с родителями на тему «Предупреждение недержание мочи у детей».

1. В результате обмена веществ в клетках тканей образуются конечные продукты распада и окисления. К их числу принадлежат НО и СО. Кроме того, к конечным продуктам распада белков относится и сильно ядовитый аммиак. Накопление аммиака привело бы его к тяжелому отравлению.

Образующиеся в тканях конечные продукты обмена веществ непрерывно выводятся из организма. Удаляются из него и избыточные количества воды, а также минеральных солей. До 75% выводимых из организма продуктов обмена веществ удаляется через почки.

С мочой выделяются вода, соли и продукты распада белков (мочевина, мочевая кислота и другие) . С помощью почек в организме поддерживается кислотно-щелочное равновесие (pH) , постоянный, нормальный объем воды и солей, стабильное осмотическое давление. Таким образом, почки обеспечивают (вместе с другими органами) постоянство состава организма.

2. Строение и функции органов мочевыделительной системы:

Мочевыделительная система состоит из двух почек, отходящих от них мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Почки

Почка человека (парный орган) имеет бобовидную форму, масса почки - 120 - 200г. Располагаются почки на задней брюшной стенке по бокам от позвоночника на уровне от XII грудного до I - II поясничных позвонков. Правая почка лежит чуть ниже, чем левая.

К верхнему полюсу прилежит надпочечник. Спереди к почкам прилежат брюшина и находящиеся на этом уровне внутренние органы (желудок, двенадцатиперстная кишка, изгибы толстой кишки, печень, поджелудочная железа и др.) .

У почки выделяют переднюю и заднюю поверхности и два края - выпуклый латеральный и вогнутый медиальный. На медиальном крае находится углубление - почечные ворота, которые ведут в почечную пазуху.

Через ворота в почку входят артерия, нервы, выходят из почки почечная вена, лимфатические сосуды. В почечной пазухе располагаются большие и малые чашки, почечная лоханка и жировая ткань.

Снаружи почка покрыта плотной фиброзной капсулой, окружает почку жировая капсула.

На фронтальном разрезе почки (рис.1) различают наружное, более светлое, корковое вещество и внутреннее, более темное, мозговое вещество. В корковом веществе располагаются почечные тельца, а также проксимальный и дистальный извитые отделы почечных канальцев.

Мозговое вещество имеет вид 7 - 10 пирамид. Основание каждой пирамиды направлено к корковому веществу, а суживающаяся часть - почечный сосочек - к малой чашке. Между пирамидами заходят прослойки коркового вещества, получившие название почечных столбцов.

Морфолологической и функциональной единицей почки является нефрон. Нефрон - это почечная капсула и система почечных канальцев, длина которых у одного нефрона равна 50 - 55 мм, а у всех нефронов в двух почках - около 100 км. В каждой почке более 1 млн нефронов.

Началом каждого нефрона является двухстенная капсула клубочка (капсула Шумлянского - Боумена) , внутри которой находится клубочек кровеносных капилляров. Капсула вместе с сосудистым клубочком образует почечное тельце. У нефрона выделяют капсулу клубочка, проксимальный отдел канальца нефрона (петлю Генле) , состоящую из нисходящей и восходящей частей, и дистальный отдел канальца нефрона (рис.2)

Почечные чашки. Лоханка. Мочеточники.

Из нефронов через сосочковые протоки моча поступает в малые почечные чашки.

Количество малых почечных чашек в одной почке бывает от 5 до 15. В полость малых почечных чашек вдаются верхушки почечных сосочков. При этом малая почечная чашка охватывает сосочек со всех сторон, образуя над его верхушкой так называемый свод.

В стенках свода имеются гладкомышечные клетки, образующие сжиматель свода. Комплекс структур свода, включающий сжиматель, соединительную ткань, нервы, кровеносные и лимфатические сосуды, рассматривается как форникальный аппарат почки.

Этот аппарат играет важную роль в процессе выделения мочи и препятствует ее обратному току в мочевые канальцы. Несколько малых почечных чашек открываются в одну большую чашку, которых у человека 2 -3, Большие почечные чашки, сливаясь друг с другом, образуют одну общую полость - почечную лоханку.

Почечная лоханка, постепенно суживаясь, переходит в мочеточник. Стенки почечных чашек, лоханки состоят из слизистой оболочки, покрытой переходным эпителием мышечной и адвентициальной оболочек.

Мочеточник человека представляет собой цилиндрическую трубу диаметром 6 - 8 мм, длиной 25 - 35см, располагающуюся забрюшинно. У мочеточника различают брюшную и тазовуючасти, а также внутрестеночную, косо продающую стенку мочевого пузыря.

Слизистая оболочка мочеточника выстлана переходным эпителием, складчатая, поэтому его просвет на поперечном разрезе имеет звездчатую форму. Мышечная оболочка мочеточника состоит из трех слоев: внутреннего продольного, среднего кругового и наружного продольного.

У детей мышечная оболочка развита слабо. Снаружи мочеточник покрыт адвентициальной оболочкой.

Мочевой пузырь.

Мочевой пузырь является резервуаром мочи, у взрослого человека он лежит в малом тазу позади лобкового симфиза. Вместимость пузыря - до 500 мл.

У мочевого пузыря выделяют верхушку, тело и дно. Нижний отдел пузыря, суживаясь, переходит в мочеиспускательный канал.

Кзади от внутреннего отверстия мочеиспускательного канала находится треугольная площадка со слабо выраженными складками - треугольник мочевого пузыря. По краям задней границы треугольника находятся отверстия мочеточников - места их впадения в мочевой пузырь.

Стенка мочевого пузыря образованна слизистой оболочкой, подслизистой основой, мышечной адвентициальной оболочками и частично брюшинной. Слизистая оболочка благодаря толстой подслизистой основе образует многочисленные складки, которые при наполнении пузыря расправляются.

Мышечная оболочка мочевого пузыря состоит из трех обменивающихся своими пучками слоев - внутреннего и наружного продольных и среднего кругового (поперечного) . Переплетение мышечных пучков пузыря способствует равномерному сокращению его стенок при мочеиспускании, выталкиванию мочи в мочеиспускательный канал. Круговой слой в области внутреннего отверстия мочеиспускательного канала образует утолщение - внутренний сжиматель мочеиспускательного канала.

Волокна внутреннего мышечного слоя мочевого пузыря окружают также устья мочеточников. Сокращение этих волокон препятствует обратному току мочи из мочеточника.

Мочеиспускательный канал мужчины - мужская уретра - узкая трубка, имеет у взрослого человека 16-22см. У канала различают три части: предстательную, проходящую через предстательную железу; перепончатую - самую короткую, проходящую через мочеполовую диафрагму, и губчатую - самую длинную.

Слизистая оболочка мочеиспускательного канала выстлана эпителием, который вначале предстательной части переходный. Ближе к перепончатой появляется цилиндрический эпителий.

На расстоянии 5-6мм от наружного отверстия мочеиспускательного канала эпителий многослойный, плоский. В собственной пластинке слизистой оболочки много мелких слизистых желез уретры. Вокруг перепончатой части уретры поперечно-полосатые мышцы мочеполовой диафрагмы образуют наружный (произвольный) сфинктер мочеиспускательного канала.

Мочеиспускательный канал женщины представляет собой короткую трубку длиной 3-6см, которая расположена позади лобкового симфиза. Слизистая оболочка складчатая, выстлана псевдо многослойным эпителием. Миоциты стенки образуют два слоя: внутренний и продольный и более выраженный наружный - кольцевой.

3. Образование первичной мочи

В связи с тем, что в капиллярах клубочков почечного тельца давление крови велико (примерно 70 мм рт. ст.) , сквозь однослойные клетки этих капилляров происходит фильтрация составных частей крови. Они проникают в щелевидную полость, находящуюся между обоими слоями капсулы.

Так образуется первичная моча. Как показали исследования, ее состав очень близок к составу кровяной плазмы. В первичной моче содержится примерно 0,1% глюкозы, 0,3% ионов натрия, 0,37% ионов хлора, 0,02% ионов калия, 0,03% мочевины.

Однако не все вещества, входящие в состав плазмы крови, способны проникать сквозь стенки капилляров в клубочки капсулы. Так, белков, жиров и гликогена в плазме крови 7-9%, а в первичной моче их совсем нет. Это связано с тем, что молекулы перечисленных веществ крупны и не могут проникать через стенку капилляров и капсулы.

Образование вторичной мочи

Первичная моча поступает из капсул в почечные канальцы. Здесь совершается важнейший процесс обратного всасывания ряда составных частей первичной мочи в кровь, текущую по капиллярной сети, оплетающей эти канальцы. Это происходит вопреки закономерностям диффузии.

Так, несмотря на равенство концентрации глюкозы в первичной моче и плазме крови, этот моносахарид полностью переходит из почечных канальцев в кровь. Аналогичная картина наблюдается и при обратном всасывании в кровь других составных частей первичной мочи. Обратное всасывание происходит благодаря активной деятельности эпителиальных клеток, образующих почечные канальцы.

В результате из 150-170л первичной мочи в течение суток образуется всего около 1,5л вторичной мочи.

Состав мочи подвержен колебаниям в зависимости от того, какие вещества находятся в плазме крови в избыточном количестве. Это происходит под влиянием нервных и гуморальных механизмов.

Так, когда увеличивается концентрация солей в плазме крови, повышается ее осмотическое давление. Это раздражает особые рецепторы, называемые асморецепторами.

Под влиянием раздражения асморецепторов усиливается выделение одного из гормонов гипофиза - антидиуретического гормона. Приносимый кровью в почку, этот гормон усиливает обратное всасывание воды из первичной мочи.

И вторичная моча становится более концентрированной, благодаря чему из организма удаляется много солей при небольшой потере воды. А когда увеличивается содержание воды в крови, например, вследствие обильного питья, количество антидиуретического гормона уменьшается, что приводит к уменьшению обратного всасывания воды из первичной мочи. Тогда вторичная моча становится менее концентрированной и организм избавляется от избытка воды.

Выведение мочи из почек

Образовавшаяся в почках моча из почечных чашечек поступает в мочеточники. По мочеточникам, моча по капле проводится в мочевой пузырь, где она накапливается до наполнения пузыря. Опорожнение мочевого пузыря происходит рефлекторно.

При накоплении в мочевом пузыре мочи в количестве до 250-300 мл. Накопившаяся моча начинает давить на стенки мочевого пузыря и появляется позыв к мочеиспусканию.

Возникшие в рецепторах стенок пузыря нервные импульсы направляются в центр мочеиспускания, расположенный в крестцовом отделе спинного мозга. Высшие центры также находятся в лобных долях полушарий большого мозга, они также регулируют процесс мочеиспускания.

4. У новорожденного мочеточники имеют извилистый ход. Длина мочеточника достигает 5-7см. К 4 годам длина его увеличивается до 15см.

Мышечная оболочка в раннем детском возрасте развита слабо.

Мочевой пузырь у новорожденных веретенообразный, у детей первых лет жизни - грушевидный. В период второго детства (8-12 лет) мочевой пузырь яйцевидный. Вместимость мочевого пузыря у новорожденных 50-80мл, к 5 годам 180мл, а после 12 лет - 250мл.

У новорожденного циркулярный мышечный слой в стенах пузыря выражен слабо, слизистая оболочка развита хорошо. Верхушка мочевого пузыря у новорожденных достигает половины расстояния между пупком и лобковым синфезом.

В возрасте 1-3 лет дно мочевого пузыря расположено на уровне верхнего лобкового симфиза. У подростков дно пузыря находится на уровне середины, а в юношеском возрасте - на уровне нижнего края лобкового симфиза. В дальнейшем происходит опускание дна мочевого пузыря, в зависимости от состояния мышц мочеполовой диафрагмы.

Почки детей отличаются от почек взрослых размерами и массой. Они относительно больше - у новорожденных их масса составляет примерно 1/100 - 1/125 массы тела, а у взрослых - 1/200 - 1/225.

Почки с возрастом расти и развиваться, наиболее интенсивно этот процесс протекает на первом году жизни.

Втечении первого года жизни мочеиспускание непроизвольное. В дальнейшем по мере созревания центральных нервных регуляторных механизмов и воспитания акт мочеиспускания становится произвольным. Однако у некоторых детей сохраняется ночное недержание мочи.

Это явление может быть обусловленно нерациональным режимом жизни ребёнка: еда перед сном, обилие жидкости, ненормальный сон. При проведении соответствующих гигиенических мероприятий можно прекратить ночное недержание мочи.

Но эти явления могут быть и следствием нарушения нервно-психической сферы ребёнка. В этом случае ребёнок должен пройти курс лечения по указанию специалиста.

5. Анурез. В младенчестве мочивыделение совершается непроизвольно. С возрастом образуются и закрепляются условные рефлексы, обеспечивающие произвольное мочеиспускание.

Однако у некоторых детей, преимущественно мальчиков, наблюдается ночное недержание мочи - анурез. Причиной этого заболевания может быть неправельный режим жизни ребенка - еда перед сном, обилие жидкости, ненормальный сон, острая пища. нередко анурез возникает у детей как следствие нервно-психических потрясений, таких, например, как конфликты в семье, испуг, острые болевые ощущения и. т. д.

Окружающие далеко не всегда понимают, что ночное недержание мочи - это не распущенность, не лень, а заболевание. Таких детей стыдят, наказывают, что еще сельнее провоцирует болезнь из-за давления на ребёнка и его психику. Вот почему родители и учитель должны проявлять к ребенку, страдающим анурезом, особую чуткость, родители должны обратиться к врачу, который назначит необходимое лечение.

Обычно анурез проходит у детей к 10 годам или в период полового созревания.

Литература:

1. Маркосян А. А.- Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1974г.

2. Сапин М. Р. - АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА с возрастными особенностями детского организма. - издательский центр "Академия" 2005г.

3. Петришина О. Л. - Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 1979г.

Новости:

Ссылка на источник www.2fj.ru

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Методики развития детей дошкольного возраста

    МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - VII Студенческий научный форум - 2015 МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ...

  • Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

    Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...

  • Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Дошкольном возрасте на ребенка влияют

    Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка - могучий ис...

  • Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

    Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1 Часть 2 Часть з ПЕДСОВЕТ «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр» (часть 1). Литература: 1. Осокина...

  • Методики работы с детьми дошкольного возраста

    Проект «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий» Тип проекта: групповой, долгосрочный. Современное состояние общества, в...

  • Физиологические особенности детей дошкольного возраста

    Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и фу...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...