Формирование личности дошкольника

Формирование социальной личности через нравственно-патриотическое воспитание качеств дошкольника

«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»

В. А. Сухомлинский

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентной страной в 21-м веке, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, как говорится в Президентской инициативе «Наша новая школа».

Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы) .

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Структура базовой культуры личности дошкольника – это системное социально – психологическое образование в структуре личности ребёнка, состоящее из коммуникативного, познавательного, исторического, нравственного, ценностного и других компонентов, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни. Основываясь на данном утверждении, можно сделать вывод, что существуют психологические предпосылки для формирования у детей представлений об истории и культуре, воспитания нравственно – патриотических чувств.

В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности. Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально-нравственной категорией, отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству.

Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственно – патриотическое воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой «Программе воспитания и обучения в детском саду» педагогами был разработан долгосрочный проект «Мы живем в России».

Суть патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

www.maam.ru

Следующая

Развитие личности дошкольника

Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности у детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведения дошкольника не просто существуют рядом, а вступают между собой в различные соотношения Это оказывается не только в факте так называемой борьбы м мотивов, но и в их иерархической строении, т.е. доминировании одних и подчинении других Конкретное содержание этой иерархии, а именно, какие мотивы подчиняют себе все другие побуждения, зависит от возраста детей и их воспитанииня.

Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые У детей младшего и среднего школьного возраста преобладает личные мотивы Они наиболее ш ярко проявляются, в общении со взрослыми ребенок пытается получить эмоциональную оценку взрослого - одобрение, похвалу, ласку Необходимость в такой оценке у детей настолько велика, что они часто приписывают себе достоинства Так, один мальчик, трус, говорит о себе: \"Я пошел в джунгли на охоту, вижу - тигр Я его - раз - поймал и отправил в зоопарк Правда, я смелый?ливий?"

Личные мотивы проявляются в различных видах деятельности и направлены на предметы деятельности Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами Играет, не ан нализуючы к этому самого процесса игры и не устанавливая, понадобятся в процессе игры данные предметы Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно-значимые мотивы, выражающиеся в форме желание сделать что-то для других людидей.

В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении нравственными нормами У нее формируются нравственные представления и оценки Специальными исследованиями (РХ Шакуров) выяснено связь между эмоциональными реакциями детей на оценочные воздействия взрослых, которые их окружают, и становлением самолюбия, гордости Переживание гордости впервые возникают у ребенка в результате прямой оценки взрослого, а потом и без нее По постепенное формируется потребность гордиться определенными качествами, сохранять положительную оценку взрослых и тем удовлетворять свое самолюбийюбство.

Разнообразят проявления собственного достоинства протяжении дошкольного детства С осознанием общественных ценностей дети начинают гордиться трудовыми успехами, профессиональным мастерством родителей

Самолюбие имеет и другую сторону, что проявляется в переживании стыда, неловкости Они возникают, если ребенок теряет положительную оценку, хорошее отношение к ней взрослых при условии, что эта оценка дается ав вторитетною для ребенка лицом, важна для нее и вызывает самооценкау.

Развитие чувства стыда у детей связан с ростом их нравственного опыта и самосознания (О й Кульчицкая)

Чувство самолюбия, гордости, собственного достоинства, стыда, которые формируются у ребенка, становятся мотивационными компонентами всех моральных качеств его личности

Взрослые учат детей способам проявлять сочувствие, доброжелательность, общительность, помогая им преодолевать молчаливость, замкнутость, застенчивость Способность ребенка к сопереживанию особенно в оказывается во время восприятия сказок, рисунков, мультиков или кукольных вистав.

В дошкольном возрасте появляется определенное отношение к себе и своим возможностям Пятилетние дети, как правило, их переоценивают В возрасте семи лет дети в большинстве случаев оценивают себя правильно: \"умею одевать ися \",\" умею убирать постель \"В этом возрасте дошкольники указывают на умение следовать определенным моральным нормам:\" умею помогать взрослым »и др. Свои возможности они оценивают по практическому их осуществлению Самооценка старших дошкольников становится достаточно устойчивоійкою.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводит к формированию первых проявлений произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которой характерны ненасытных туативнисть, устойчивость, соответствие внешних поступков внутренней позиции Повышению целенаправленности действий способствует осознанию детьми обязательности задач и требований, которые ставят взрослые Принятие ным оги как обязательного обусловливает значимость цели и ее устойчивость С возрастом у детей появляется способность преодолевать в процессе выполнения заданий влияние привлекательных объектов, которые являются посторонними, по м ети деятельности и отвлекают от нее Так проявляется важная ролевая свойство - устоять перед соблазном Например, хотя и наткнулся на интересную игрушку, которой хочется сразу же поиграть, все же нужно довести до конца предыдущее действие (ВК Котырлоотирло) .

Процесс формирования произвольного поведения, начавшийся еще в среднем дошкольном возрасте продолжается в старшем В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, сама ставит цель действия и находит ь средств для ее достижения У нее появляется возможность планировать свои действия и проводить их анализ и самоконтрольль.

ДБ Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития - от отделения себя от взрослого (\"Я-сам\") к открытию своей внутренней жизни, самосознания При ц этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведениянки.

Литература

Люблипская А А Детская психология-М 1971

Развитие общения у дошкольников / Под рел АВ Запорожца, МЫ Лисиной-М, 1974

Котырло ВК Развитие волевого поведения у дошкольников - К 1971

Эльконин ДБ Психология игры-М \"1978

Авдеева НН Мещерякова СЮ Вы и младенец: у истоков общения-М 1991

Баузр Т Психическое развитие младенца-М, 1979

Валлон А Психическое развитие ребенка-М, 1967

Ввгольский ЛС Собрание сочинений в 6 т-М, 1984

Возрастная психология / Под ред ГС Костюка P III - автор М Вовчик Голубая-К 1976

Лисина МЫ Проблемы онтогенеза общения-М 1986

Новоселова СЛ Развитие мышления в раннем возрасте-М 1978

Эльконин ДБ Детская психология-М, 1960

Божович ЛИ Этапы формирования личности-М, 1995

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Материал uchebnikionline.com

Личность дошкольника и психологические условия её формирования - Реферат , страница 1

Кафедра русского языка и культуры речи

Личность дошкольника и психологические условия её формирования

Таганрог

Глава 1. Личность дошкольника и условия её формирования……………5

1.1. Социально психологические предпосылки и условия развитие личности

ребенка дошкольного возраста……………………………………………...5

1.2. Формирование личности дошкольника……………………………………10

1.3. Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет…………………………17

Глава 2. Эмпирическое изучение личности старших дошкольников….20

2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………………..20

2.2. Анализ результатов исследования………………………………………...22

2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………..25

Приложение

Введение

Зная закономерности развития личности, мы можем создавать условия для её полноценного и гармоничного формирования. Следовательно, если соблюдать все условия, то во взрослом возрасте мы получим человека нравственного, умеющего общаться, добиваться результатов в любой деятельности, профессии. А это ведет к прогрессу общества в целом.

Если говорить о дошкольном возрасте, то без знания личностных и возрастных особенностей развития детей невозможно и работать с ними. А ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности, норм поведения, личностных качеств.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.

По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

Различные психологи по-разному определяют понятие «личность». Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Леонтьев писал, что личность есть относительно поздних продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несёт в себе нечто более важное, существенное и постоянное.

В своей работе мы хотели проанализировать работы разных авторов, занимающихся изучением личности дошкольников. Особое внимание уделить развитию самооценки дошкольников, провести исследование детей по этой теме.

Цель данной работы – изучить закономерности развития личности дошкольника, выявить особенности поведения детей в зависимости от уровня их самооценки. Для раскрытия цели исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретический материал.

  2. Выявить уровень самооценки детей, выявить степень адекватности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

  3. Проанализировать результаты эксперимента.

Объектом исследования являюся дети дошкольного возраста. Предметомисследования является личность дошкольника. В процессе работы использовались следующие методы: анализ специальной литературы, психодиагностика, наблюдение за поведением детей в подготовительной группе детского сада, беседа с воспитателем.

Глава I. Личность дошкольника и условия её формирования

1.1. Социально психологические предпосылки и условия развития

личности ребенка дошкольного возраста

В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях:

С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Так, по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему».

Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала известный советский психолог Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».

Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л. И. Божович, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

По мнению советских психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера.

При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослого о нем самом) .

Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в предела «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности.

Одобрение и неодобрение со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье. Замечено, что в семьях, где преобладает «демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверия к людям в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники из «авторитарных» семей .

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе.

Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, людям вообще) , мнительности, враждебности, стремлению к уединению.

Можно выделить еще одно немаловажное условие развития личности дошкольника – это игра.

Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошколь-ного возраста.Д. Б Эльконин подчеркивал, что игра от-носится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона мини-мальна, сокращены операции, условны предметы.

Одна-ко игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят мо-делирующий характер.

Сущность всякого моделирования, считал Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Что же составляет предмет этой деятельности? Это взрослый человек как носитель определенных обще-ственных функций, вступающий в определенные отноше-ния с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым чело-веком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого.

В си-туации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необ-ходимость формирование внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений.

Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интел-лектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действитель-ности путем ее воспроизведения, моделирования.

Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра — это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может при-нять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос.

У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На поч-ве этой тенденции и возникает игра.

Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ре-бенка — радость от того, что он действует так, как требу-ют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и раду-ется, как играющий.

Это не просто удовлетворение же-лания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте.

Итак, игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировоч-ная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на следующий этап его развития и становится веду-щей деятельностью в дошкольном возрасте.

Огромный воспитательный потенциал в дошкольном возрасте имеют и выполняемые ребенком продуктивные (практические, трудовые) действия, направленные на получение результата. Этим результатом может служить рисунок, конструкция, приведенное в порядок помещение или вскопанная грядка, решение арифметической задачи и т.д.. Однако не бездумный труд воспитывает личность дошкольника, а лишь особо организованные продуктивные действия, которые соответствуют следующим требованиям:

  1. они направлены не на себя (на достижение узколичных выгод или получение удовольствия от процесса их выполнения) , а на других людей, на их нужды, интересы, принятые переживания;

  2. возникают не стихийно, а специально строятся взрослым в рамках общегрупповой деятельности;

  3. ребенку целенаправленно задается ориентировка на отдаленные последствия его действия (или бездействия) для эмоциональных состояний других людей и предлагаются способы такой ориентировки (А. В. Запорожец неоднократно отмечал, что действие развивает ребенка не само по себе, фактом своего выполнения, а через то, на что задается ориентировка в нем, из чего исходит ребенок при его выполнении, — именно это и составляет психологический центр, фокус действия) ;

  4. обеспечивается постепенно сворачивание и интериоризация такой ориентировки, в процессе которой она переходит во внутренний план и за счет этого может опережать процесс фактического выполнения действия, совершаться заранее.

Однако нередко у ребенка отсутствуют социальные мотивы поведения. В этом случае их следует специально формировать. Анализируя результаты экспериментов по организации коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурства детей в столовой, уголке природы, игровом уголке) ,

А. В. Запорожец выделил необходимые для этого условия:

а) предварительная выработка ориентировочной основы действий, заключающаяся в подробном разъяснении их смысла, социальной значимости, а также в четком показе требуемых действий и заданий правил их выполнения,

б) систематическая оценка и обсуждение выполняемых ребенком действий с точки зрения степени их соответствия предъявляемым требованиям и социальным смыслам,

в) подключение детского коллектива к такому обсуждению, формирование жесткой системы групповых требований и ожиданий,

г) постоянное подкрепление действий ребенка: положительное — соответствующих этим требованиям, отрицательное — несоответствующих; с обязательной акцентировкой их социального смысла.

Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребенка. Направленность на резульат деятельности развивает трудоспособность – один из компонентов любой способности.

Трудоспособность в большой мере обеспечивает успех в деятельности, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребенка к новым достижениям. Таким образом формируется внутренняя установка на определенный вид деятельности.

Включение ребенка в продуктивные виды деятельности – условие развития способностей.

Подробней на сайте works.doklad.ru

Формирование личности дошкольника

Педагогические особенности воздействия на процесс формирования личности в дошкольном возрасте - наша тема сегодня. Успешноеформирование личности дошкольника - это моменты, когда родителям необходимо проникнуть во внутренний мир ребенка, изучить особенности физиологического и психологического развития, освоить педагогические методы, приемы воспитания, овладеть приемами их практического применения.

Формирование личности дошкольника

Полноценное развитие дошкольника представляет прежде всего правильное физическое воспитание. Желательно так строить режим дня детей, чтобы они как можно больше времени находились на воздухе (даже в холодное время года) , утром в обед и вечером делать местные водные процедуры.

Ежедневно необходимо делать с детьми утреннюю гимнастику. Вечером возвращаясь из детского сада, рекомендуется часть пути проходить пешком, а в выходные дни совершать прогулки, во время которых дети учатся правильно ходить и бегать.

Следует обращать особое внимание на воспитание детей в ползании и лазаньи, бросании, катании, ловле предметов. Для этого необходимы мячи разных размеров, гимнастический обруч, палка, ребристая доска, скамейка, скакалка, шнур и так далее. Все эти детски товары и игрушки для правильного развития и формирования личности ребенка дошкольника легко купить, получивкупон mytoys для большой скидки.

Зимой детей следует обучать кататься на санках, скользить по ледяным дорожкам, ходить на лыжах, бегать на коньках, а в теплое время года — кататься на велосипеде, роликовых коньках. Следует также поддерживать желание детей участвовать совместных со сверстниками подвижных играх во дворе.

Необходимым условием подготовки детей в школе является умственное воспитание. Усилия родителей должны быть направлены не только на формирование у детей знаний, умений, навыков, но и развития у них трудоспособности. Отсутствие этого качества, является одной из причин их неуспеваемости в школе.

Дошкольный возраст является решающим периодом в развитии речи. В это время формируется правильное звукопроизношение, обогащается активный и пассивный словарь, закладываются основы грамматически правильной, выразительной, связной речи. В этом возрасте также осуществляется подготовка детей к обучению грамоте, формируются элементарные навыки письма.

Важным этапом подготовки детей к чтению является обучение к звуковому анализу слова, т. е. ребенок должен научиться слушать и слышать речь взрослого. Он должен уметь находить названое слово в предложении, определить его место, назвать звуки из которых состоит слово, и определить их место в нем. До прихода в школу дети должны научиться правильно держать карандаш, ручку, уметь закрашивать трафареты.

Основное условие нравственного воспитания детей — построенные на любви взаимоотношения между родителями и детьми, доброе внимательное отношение взрослых к ним. Формирование личности дошкольника - в детях дошкольного возраста необходимо формировать основные черты будущей личности, воспитывать начала гуманизма, любовь к Родине, к окружающим. Только в атмосфере доброты и радости можно формировать у ребенка уважение к взрослым, доброжелательность, готовность помочь другим людям, способность сочувствовать им, быть уверенным в себе, в своих силах.

Важной задачей воспитания, является воспитание у детей трудолюбия. Опираясь на знания умения и навыки детей, полученные в детском саду, родители должны развивать их трудовые умения и навыки в домашних условиях.

Очень важно в воспитании детей доводить начатое дело до конца, учить прилагать волевые усилия. Необходимо поощрять детей, за качественное и своевременное выполнение трудового поручения. Формирование высококультурной личности во многом зависит от того, как будет осуществляться эстетическое воспитание подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

В этом отношении важно влияние окружающей ребенка деятельности (природы, быта, труда, искусства) . Особое значение для полноценного художественного воспитания детей имеет систематическое занятие музыкой, рисованием, лепкой, аппликацией.

В дошкольном возрасте следует приучать ребенка разговаривать не привлекая внимания окружающих, обращаться к взрослым по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, благодарить за оказанную помощь, не перебивать говорящего, в тактической форме выражать свой отказ или несогласие, без напоминания здороваться, прощаться и т. д.

Воспитание ребенка дошкольника и формирование личности дошкольника требует от взрослого специальных знаний, умений, большого терпения.

Следует всегда помнить, что дети это не просто источник счастья родителей, а счастье, созданное их трудом!

© 2014, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Подробней на сайте sosed-domosed.ru

Другие статьи по теме:

  • Формирование зож у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Комплексный подход к развитию личности дошкольника

    Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для р...

  • Формирование патриотических чувств у дошкольников

    План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель: изучить пути, средства и методы патриотического...

  • Развитие личности ребенка особенности развития дошкольника

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Личность дошкольника

    Изучение особенностей личности старших дошкольников Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» г. Перми...

  • Формирование личности в дошкольном возрасте

    Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достат...

  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Формирование математических представлений у дошкольников

    Использование игровых приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на тему: Использование ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на занятии по ФОРМИРОВАНИю ЭЛЕМЕНТ...

  • Формирование основ безопасности у дошкольников

    Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. «С...

  • Формирование грамматического строя речи у дошкольников

    Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников» Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. ум...

  • Формирование связной речи у дошкольников

    Использование нетрадиционных методов работы при формировании связной речи у дошкольников с ОНР Формы реализации: систематизация нетрадиционных методов и приемов, направленных на развитие навыков...

  • Патриотическое воспитание дошкольников

    Особенности патриотического воспитания дошкольников. Опыт работы Особенности патриотического воспитания дошкольников О Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? В. А. Жуковский. С...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...