Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста

Формирование временных представленийу детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Все что происходит в жизни, совершается во времени и в пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Слово "время" в переводе с древнерусского означает "вращение".

слайд №3

Характерными особенностями времени являются его текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм - его не видно и не слышно.

Готовность ребенка к обучению в школе, помимо интеллектуальной готовности, включает в себя важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую познавательную активность, способность к восприятию окружающего мира и адаптацию к новым социальным условиям, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, пространственно- временную ориентировку. Дошкольникам жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность, меняя свои действия в зависимости от наличия времени.

Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем, распределять его на различные дела, определять их продолжительность, негативно сказываются на этапе обучения детей в школе. Временная неорганизованность и недисциплинированность ребенка - серьезная причина его отставания в период школьного обучения.

В процессе воспитания и обучения мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. В дошкольном возрасте формируются временные понятия: быстро- медленно, долго-недолго, часто-редко, давно-недавно, всегда-иногда, позавчера- вчера- сегодня- завтра- послезавтра, сутки-неделя- месяц- год. Малыши связывают понятие времени с событиями хорошо им знакомыми:" Зимой бывает Новый год", "Летом поедем в гости к бабушке", " В воскресенье пойдем в цирк". Дети 5-6 лет относительно точно определяют промежутки времени на основе личного опыта (после выходного дня бывает музыкальное занятие, после дневного сна -физкультурное занятие) .

Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется неустойчивостью. Трудности формирования временных представлений у детей объясняются не только возрастными особенностями ребенка, но спецификой самой категории время:

* время нельзя воспринять непосредственно органами чувств;

*время очень трудно представить как объективную реальность;

*продолжительность времени можно " показать" ребенку через его меры: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год;

* большое разнообразие временной терминологии: до, после, затем, вскоре, вчера, долго, медленно, быстро, раньше и т. д.,

*абстрактность употребления временной терминологии в речи, связанной с конкретным обозначением определенного отрезка времени ("вчера" станет завтра " позавчера"; то, что будет завтра, через день будет считаться "вчера" и т. п.) .

Поскольку ведущим познавательным процессом у дошкольников являются образное мышление и воображение, то любой новый материал лучше усваивается при его образной подаче, применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности: я использовала наглядный материал, отражающий временные и сезонные изменения в природе, включала предметно- практическую деятельность, собственный опыт ребенка, различные дидактические игры, направленные на развитие умения решать несложные режимные задачи на время, соотносить временные понятия с деятельностью людей

различные виды деятельности:

занятия познавательного цикла

дидактические игры

чтение художественной литературы

рассматривание картин, иллюстраций

беседы о личном, конкретном опыте

наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность

Чтобы успешнее проходила работа по формированию временных представлений, следует использовать занятия, относящиеся к различным педагогическим областям (познание, коммуникация, чхл, художественное творчество, а также свободное от занятий время.

Развитию чувства времени способствуют дидактические игры и игровые задания( "День и ночь", "Долго- быстро", "Когда это бывает? ", "Медленно-быстро", "Вчера-сегодня" и т. д.) с картинками (в дидактических играх с картинками отражаются события во времени, что позволяет вернуться к содержанию картинки неоднократно, со словами, с поэтическими произведениями..

В процессе обучения умению ориентироваться во времени очень важно сформировать у детей понимание определенного постоянного и неизменного порядка следования одного отрезка времени за другим (повторяемость, цикличность, т. е. каждый временной период связан и с предыдущим и с последующим, один сменяется другим. Для закрепления понятий вчера, сегодня, завтра необходимо понять сменяемость суток, их состав (утро, день, вечер, ночь). Дети дошкольного возраста способны различать и называть части суток, но не в строгой последовательности, а как противоположные по значению понятия. Ознакомление с частями суток нужно начинала с бесед о личном, конкретном опыте детей.

Среди разнообразных видов детской деятельности есть ежедневно повторяющиеся в режиме дня в определенное время (приход в детский сад, зарядка, обед, прогулка и т. п., которые могут быть использованы в качестве показателей частей суток (сутки начинаются в полночь, первая половина суток проходит до 12 часов дня, а вторая половина длится от полудня до полуночи). Для закрепления временных понятий "сутки" и "части суток", умения ориентироваться во времени, проводятся беседы: "Что делают дети и взрослые днем? ", "Что делают дети вечером? ", "Люди каких профессий работают в ночную смену? ", "Что делают ночью хищные животные? " и т. п. Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других временных эталонов (неделя, месяц, сезон, год) .

Поскольку каждый временной период связан с предыдущим то знакомство со следующим временным понятием "неделя" начинала после усвоения предыдущего материала, когда дети будут хорошо ориентироваться в продолжительности суток. Дети знают, что в неделе семь суток, что каждый день недели имеет свое название, в котором есть подсказка - какой это день по счету, что дни недели последовательно сменяют друг друга и этот порядок всегда неизменен.

Для закрепления временного понятия "неделя" проводила игровые упражнения: "Цепочка", "Что раньше, что позже? ", "Вчера-сегодня" и др. Все игры и задания проводятся в игровой форме совместно с взрослым, и в случае затруднения оказывала детям помощь.

Ознакомление с понятиями "сутки" и "неделя" подводят детей к пониманию того, что жизнедеятельность людей связана, и соотноситься с определенной частью суток и недели, а порядок следования одного временного отрезка за другим постоянен и неизменен.

Целенаправленное обучение, систематическое руководство познавательной деятельностью детей способствует формированию представлений о времени и ориентировке на время. При знакомстве детей с временными представлениями, дети учатся умению регулировать и планировать свою деятельность во времени. А это в свою очередь создает основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность, точность - необходимых в обучении в школе и в повседневной жизни.

Приложение.

Занятие №1. "День и ночь"

Цель:

*учить детей ориентироваться во времени,

*формировать понятие определенного постоянного и неизменного порядка одного временного отрезка за другим,

*различать и называть отдельные части суток.

1. Дидактическая игра "День- ночь".

Цель: научить различать части суток: день, ночь.

Ход: взрослый произносит слово "день", дети выполняют различные действия (бегают, прыгают, танцуют). На слово "ночь"- приседают и закрывают глаза.

2. Рассматривание картин "День и ночь".

Вопросы по содержанию картин:

* какое время года изображено на картинах?

*какие признаки указывают, что изображена ночь? день?

* почему говорят: "Днем солнце все позолотило? ",

*какое солнце бывает все днем? (яркое, желтое, по цвету похоже на цвет золота, солнечный свет как будто все золотит вокруг,

3. Дидактическое упражнение "Продолжи. "

День (какой). солнечный, теплый, яркий.

Ночь (какая). темная, лунная, холодная, звездная, черная.

4. Дидактическое упражнение "Закончи предложение".

Солнце светит и греет (когда).

Луна светит (когда).

Дети играют (когда).

Взрослые работают (когда).

Дети в детском саду отдыхают (когда).

5."В течение дня дети и взрослые занимаются разными делами, а ночью они отдыхают, спят. Но иногда взрослым людям необходимо работать ночью. Это связано с их профессией. В ночную смену работают врачи скорой помощи, пожарные, полицейские, летчики, машинисты электропоезда и др.

Занятие №2 "Утро и вечер".

Цель:

*познакомить с понятием "сутки",

*формировать понятие, что каждый временной период связан с предыдущим, и с последующим, один сменяется другим,

*закрепить понятия "утро", "вечер",

*упражнять в умении называть отдельные части суток как противоположные (день- ночь, утро- вечер) .

1. Загадка: " Друг за дружкой чередой

мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

а, сестра, едва придет

спать тотчас же всех зовет. "

(Сутки. День и ночь) .

ЗАПОМНИ! Сутки - это день и ночь.

* какая часть суток в загадке называется "братец"? "сестрица"?

*как можно отличить день от ночи? ночь ото дня?

"Днем светло, в ясную погоду светит солнце. Ночью темно, потому что на небе, нет солнца и Землю освещает луна. А как вы думаете: сразу становится темно и наступает ночь? (темнеет не сразу, а постепенно) .

Как называется промежуток времени между днем и ночью (вечер). Какое время суток следует за днем? (ночь) .

ЗАПОМНИ! Вечер-это промежуток между днем и ночью.

Сразу ли наступает день, когда ночь заканчивается (светлеет постепенно, утром)

ЗАПОМНИ! Утро-это промежуток времени между ночью и днем.

2. Дидактическая игра "Что за чем? "

* утро закончилось, а до вечера еще далеко. Какое это время суток (день) .

*ночь закончилась, а день еще не наступил. Какое это время суток (утро) .

*день закончился, а ночь еще не наступила. Какое это время суток (вечер) .

*вечер закончился, а утро еще не наступило. Какое это время суток (ночь) .

Занятие №3 "Дни недели".

Цель:

* формировать новые временные представления- неделя,

*закрепить последовательность дней недели, определять порядковый номер дня,

*соотносить день недели и условное обозначение (цвет,

*закрепить понятия "вчера" - "сегодня"- Завтра"

1. Дидактическая игра "Что зачем следует? "

Какой день недели наступает после среды?

После какого дня наступает среда?

Перед каким днем недели бывает вторник?

Перед четвергом бывает среда, а после четверга?

После воскресенья наступает понедельник, а после понедельника?

2."Какой по счету? "

Понедельник - первый день недели.

Вторник -?

Среда -?

Четверг -?

Пятница -?

Суббота-?

Воскресенье-?

3."Было вчера, будет завтра".

4."Что когда? "

В какой день в детском саду бывает занятие музыкой, физкультурой, рисованием?

Назови занятие, которое бывает у детей один раз в неделю? А какое занятие бывает два раза в неделю? Какое занятие бывает чаще? В какие дни недели дети не ходят в детский сад?

Прикреплённые файлы:

formirovanie-vremenyh-predstavlenii_njgtt.pptx | 3451,07 Кб | Скачан: 47
www.maam.ru

2. Игра «Назови пропущенное слово».

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч кому-нибудь из них, говоря:

- Мы завтракаем утром, а обедаем ?…

- Мы умываемся утром, а ложимся спать ?…

- Мы спим ночью, а просыпаемся ?…

В эту игру можно поиграть на свежем воздухе. Вместо мяча использовать снежный ком или шишку.

Дети быстрее запоминают и называют утро и ночь.Дело в том, что названия «утро» и «ночь» дети чаще слышат от взрослых, как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро!»? говорит часто мама, а воспитатель приглашает: «Приходи в детский сад завтра утром». Кроме того, для утра и ночи характерны постоянные виды деятельности (подъём, одевание, зарядка, ночной сон) . Различение и называние дня ивечера,как частей суток больше затрудняет детей. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова.

К тому же слово «день» используется в разных значениях. (День, как сутки, как половинка суток и как часть суток) . Для этих промежутков времени характерно разнообразие видов деятельности, границы их расплывчаты, объективные показатели (летом ? для вечера, зимой ? для дня) весьма относительны. Поэтому в активном словаре детей слова «день» и «вечер» встречаются реже. В связи с этим очень важно как можно чаще взрослым употреблять эти слова в речи: «Добрый день! Добрый вечер! Вечером мы пойдём в гости….»

Игры и игровые упражнения

для детей 4-5 лет

В средней группеуже можно показать детям, что бывает и что делают утром, днём, вечером и ночью не только дети, но и взрослые. А так же последовательность, сменяемость суток.

Примерные вопросы к беседе:

- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто?

- Что дети делают ночью дома?

- Что они делают утром дома, когда встанут?

- Что делают утром родители?

- Что делают днём дети?

- Что делают днём родители? И т. д.

После того, как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание необходимо сосредоточить на объективные показатели, символизирующие время (положение солнца, степень освещённости земли, цвет неба и т. д.) Можно использовать модели (утро ? розовый квадратик, день ? жёлтый, вечер ? серый, ночь ? чёрный) .

1. Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку».(Утро, день, вечер, ночь)

Воспитатель: Я положу картинку, где нарисовано утро. Какие ты положишь потом? Или

Я положу картинку, где нарисована ночь. Какие ты положишь потом? И т. д.

2. Игра «Назови пропущенное слово». (См. выше) .

- Если мы завтракаем утром, то обедаем …

- Днём ты обедаешь, а вечером …

- Если сейчас утро, то после утра будет …

- Если сейчас день, то после будет …

- Если сейчас день, то что было до этого …

3. Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию.

Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.

4. Игра «Когда это бывает?»(см. выше)

У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например, вечер.

Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный рассказ ребёнок получает фишку. Фишки могут быть разного цвета: утро ? розовая, день ? жёлтая, вечер ? серая, ночь ? чёрная.

Игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет

В старшейгруппе, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Слово «сутки» должно выступить, как обобщение, т. е, сутки состоят из четырёх частей ? день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, утро, ночь ? это части целого ? суток, что отчёт последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них. Для закрепления понятия о частях суток можно провести с детьми беседу по следующим вопросам:

- Вспомните, что знаете о сутках.

- Какое сейчас время суток?

- Какие части суток вы знаете ещё?

- Как вы узнаете, что уже наступила ночь?

- Назовите все части суток, начиная со дня.

- Солнышко светит днём, а когда светит луна? И т. д.

1. Игра «Когда это бывает?»

2. Игра «Назови пропущенное слово».

3. Игра «Что мы делаем?» Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает показать детям, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их.

Задача ведущего ? угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.

Усложнение: отгадывает не взрослый, а один из детей.

4. Игра «Назови соседей».

Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток ? утра соседи ? ночь и день, потому что до утра ? ночь, а после утра ? день.) И т. д.

5. Игра « Вчера, сегодня, завтра».Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали…» Ребёнок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда?»

Примерные фразы:

- Мы пойдём в бассейн…(сегодня) .

- Мы будем рисовать …(завтра) .

Читать далее nsportal.ru

Каждый день недели имеет своё название, при назывании дня обращайте внимание ребёнка на цифру.

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Задайте вопросы:

- Как называется первый день недели? Как второй? И т.д.

- В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?

Называйте день недели. А ребёнка попросите назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будет закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

«Вчера, сегодня, завтра»

Расскажите ребенку, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра) .

День, который наступил – называется сегодня.

День, который уже закончился – вчера.

А день, который ещё только будет – завтра.

Каждый день, происходит что-нибудь интересное.

Например, вспоминаем с ребёнком:

- Что мы делали сегодня: ходили в магазин.

- Давай вспомним, а что мы делали вчера? – ходили в цирк. А теперь давай подумаем, что мы будем делать завтра? – Завтра мы с тобой будем делать уборку.

Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

Когда ребёнок уже будет познакомлен с частями суток и днями недели, ежедневно проговаривайте вместе название частей суток и дней недели, месяц и время года, вспоминайте предыдущие. Необходимо обращать внимание на события в повседневной жизни.

Например, у кого из членов семьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? и т.д.

Для формирования представлений о временах года можно использовать следующие игры:

Игра « Времена года».

Игра требует времени на подготовку атрибутов, но она того стоит. Подберите красочные картинки по временам года, очень хороши репродукции картин из старых журналов. Наклейте их на одну внутреннюю сторону картонной папки. На вторую сторону наклейте лист бархатной бумаги.

Ещё вам понадобится большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды.

В общем картинки всего, что можно четко разделить по временам года. Все эти картинки наклейте на бархатную бумагу(бархатом наружу) . Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года.

Со временем задания усложните - разложите картинки на бархат (бархатная бумага для того, чтобы картинки не скользили) заведомо сделав несколько ошибок. Например, к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники.

Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу.

Когда это бывает?

Загадайте ребёнку загадки в стихах про времена года, а он пусть отгадывает. Можно предложить выбрать соответствующую картинку.

Загадки:

Читать далее nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотворно сказывается на развитии его интеллекта, помогает ему познавать мир, стать более организованным.

Но время очень сложный объект познания. Чтобы научить ребенка осознать течение времени, уметь определить нужный момент, надо знакомить его с некоторыми временными категориями, обогащать опыт различения временной длительности и последовательности событий.

Анализ психолого-педагогической литературы таких авторов как Т. Д. Рихтерман, Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова, Р. Л. Непомнящая показал, что тема формирования временных представлений у детей дошкольного возраста рассматривалась в различных аспектах и остается актуальной. Я согласна с авторами, что ориентировка во времени необходима ребенку и является одним из показателей его готовности к школе. Трудности освоения ребенком временных категорий связаны со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

Формирование временных представлений у ребенка происходит значительно эффективнее, если строится на сенсорной основе.

Мы существуем в четырехмерном пространстве, одной из составляющей которого является время. Время - это очень интересный, но сложный объект познания. Его нельзя увидеть, потрогать, услышать или понюхать, но зато его течение можно почувствовать скоростью, ритмом или природными изменениями.

Люди условно приняли за точку отсчета настоящий момент и разделили время на прошлое - будущее; вчера – завтра. Основой измерения времени исторически был принят период обращения Луны вокруг Земли, обращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Отсюда появились сутки, год. Обозначили секунду, минуту, час, неделю, месяц и далее.

Позже, уходя от погрешностей, ученые перешли на более точную десятеричную систему счисления. Эталоном единицы времени в системе единиц стала атомная секунда.

Историками, математиками, физиками, астрономами даются свои понятия и определения времени.

Знания детей о времени в каждой возрастной группе детского сада отличаются по объему, содержанию, степени сложности.

Осмысление временных представлений у ребенка легче происходит при использовании временных моделей, календарей. Но самые яркие эмоции у детей вызывают игрушки, и была придумана идея создания коллективных коллекций, таких «мини – музеев» с их дыханием времени. Предлагалась тема, например, «Динозавры далекого прошлого».

Дети приносили из дома свои игрушки, картинки, книги, энциклопедии, и самостоятельно собирали и оформляли замечательную выставку, в которой создавалась атмосфера далекого прошлого. Рассматривая коллекцию, читая книги, детьми проявлялся максимум активности, и без труда усваивалось понятие далекого прошлого, течения времени и настоящего.

Коллекция «История кукол» наглядно показывала, как менялось производство этих игрушек. Рассматривая старинные куклы и современные, сравнивая используемые материалы, изменения стилей, моды и технологии, дети наглядно видели перемены произошедшие во времени. Собирались также коллекции моделей машин. Но самым, пожалуй, наглядным течением времени была выставка исторических войск.

Используя передовой и личный опыт, все методы формирования временных представлений и развития чувства времени были обобщены мною и классифицированы по возрастам.

возраст

методы

Вторая младшая группа

Обогащение словаря (вначале пассивного, а потом и активного) словосочетаниями «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи».

Малыши говорят и показывают на пальцах ответ на пальцах «Сколько тебе лет?».

Знакомство с короткими стихотворениями, в которых используют временные категории.

Упражнения в понимании смысла слов:сейчас, теперь, сначала – потом, рано – поздно (раньше – позже) .Стимулирование использования слов в речи для обозначения последовательности действий и поступков. Рассматривание картинок.

Знакомство с частями суток: день – ночь, утро – вечер(играет, спит, делает зарядку, смотрит вечернюю детскую передачу) , учатся отвечать на вопрос «Что делают утром? «Когда это бывает?».

Прослушивание потешек.

Рисуют (примакиванием) на подготовленном фоне звездочки, солнышко.

Средняя группа

Дети понимают и активно используют в собственной речи слова для обозначения последовательности, длительности, скорости протекания событий во времени: до – после, долго (дольше) , скоро (скорее) , прежде, давно – недавно, быстро – медленно, часто – редко, сию минуту.

Углубляются и расширяются представления о частях суток. Определение по разнообразной деятельности детей и взрослых, изображенной на картинках.

Наблюдения за явлениями – «показателями» времени (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и т.д.) .

Рассматривание признаков на картинках. Классифицирование: «Собери все картинки, на которых нарисован день (утро, вечер) »

Использование моделей, цветовые знаки-символы.

С помощью взрослых происходит обобщение представлений о сутках, что их образует и количество частей.

Знакомство со сменой суток.

Побуждение использовать в активном словаре слов «есть», «было», «будет», соотнося с прошлым, настоящим и будущим.

Соотнесение деятельности с понятиями «сегодня», «вчера», «завтра».

Умение ответить на вопросы о возрасте, отгадывание загадок о временных категориях.

Закрепление в дидактических и подвижных играх.

Старшая группа

Развитие представлений о длительности, емкости мер времени, текучести, необратимости, о смене, периодичности времени. Знакомство с приборами для измерения времени.

Воспроизведение последовательности суток с любой части. Составление суток с помощью знаков-символов, знание «соседей», определение «Какая сейчас часть суток?», «Какая часть суток была?», «Какая часть суток будет?»

Знакомство с неделей, количеством, последовательностью дней недели. Умение определять прошлый день, сегодняшний, какой будет завтра. Связывание дней недели с конкретной деятельностью (занятиями) , порядковым номером.

Использование моделей недели.

Освоение месяцев, их названия, последовательность сезонов и виды деятельности детей и взрослых в то или иное время года.

Называние ребенком числа и месяца рождения.

Знакомство с различными календарями и моделями, их использование.

Знакомство с картинами художников.

Чтение литературы, знакомство с пословицами, поговорками.

Создание в группе выставок – коллекций.

Подготовительная группа

Совершенствование имеющихся представлений о частях суток, днях недели, месяцах, сезонах года и их последовательности.

Употребление слов «полдень - полночь», «на рассвете», «в сумерки».

Развитие представлений о календарном годе.

Использование нескольких видов календарей. Узнавание праздников, исторических дат, понимание необходимости календаря.

Различение понятия «в прошлом году», «в этом году», «в будущем году».

Знакомство с временными интервалами в 1, 3, 5, 10, 15 минут, восприятие их в разных видах деятельности, планирование деятельности во времени, определение объема работы, регулирование темпа, стремление ценить время, не тратить попусту.

Осознание изменений возраста человека на основе старше – моложе (малышка, школьница, девушка, женщина, бабушка) , умение определять возраст в будущем, прошлом.

восстановление порядка следования эпизодов рассказа, сказки.

восстановление последовательности преобразования объекта в процессе конструирования.

Умение решать простейшие задачи о времени.

Умение использовать в речи пословицы, поговорки о времени.

Работа по формированию временных представлений у детей сложная и творческая, проводится последовательно во всех возрастах с учетом возрастных особенностей.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

2. Временные представления – это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток, времен года и других регулярно повторяющих явлений.

Формирование временных представлений тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка во времени происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.) , которые регулируются окружающей средой. В методике формирования начальных математических представлений ориентировка во времени- один из самых сложных вопросов. В разных образовательных программах содержание этого раздела варьируется, но общие задачи развития сводятся к тому, чтобы ребенок 6-7 лет научился:

-чувствовать длительность времени – какой объем дел или что можно выполнить за 1минуту,за час, за день, за неделю, что было раньше, что позже.

- планировать свои дела и занятия.

- определять время по разным часам до получаса.

- понимать назначение календаря, знать название и последовательность времен года, месяцев, дней недели.

Если у будущего школьника не сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднение в школе: он не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой.

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка – дошкольника является игра. В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет дидактическая игра, которая сочетает в себе признаки учебной и игровой деятельности одновременно.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста достаточно сложный процесс, так как время абстрактная категория обладает рядом специфических особенностей и возникает необходимость в выборе оптимальных методов и приемов для их формирования.

Актуальность нашей работы связано с необходимостью формировать представления о времени, ориентироваться во времени и подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

3. Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Основными задачами по выработке временных представлений являются:

- формирование первичной практической ориентировки во времени;

- формирование чувства времени;

- ознакомление с отдельными «временными» эталонами (сутки, неделя, месяц и т.д.) ;

- формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность,текучесть,периодичность, одновременность) .

4. Реализация формирования временных представлений у детей дошкольного возраста проходит через виды деятельности: совместная, НОД( принцип интеграции в соответствии с ФГТ) , самостоятельная.

5. Совмесная деятельность: прогулки, беседы, игры, ситуации, развлечения, рассматривание, чтение, заучивание.

Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, за изменениями в течение дня или нескольких дней: сравнивают, что было утром и вечером, вчера и сегодня, слушают и сами воспроизводят рассказы, стихотворения, загадки о времени, изображают в рисунках различное время (день и ночь) и разные времена года (осень, зима и т.д.) .

6. НОД

В детском саду проводится большая работа по формированию у детей умения ориентироваться по времени. В НОД по формированию математических представлений воспитатель обобщает, углубляет, уточняет и систематизирует те эмпирические знания о времени, которые дети получают повседневно, добивается, чтобы вся группа овладела программными требованиями.

Дети учатся правильно оценивать длительность сравнительно небольших чувственно воспринимаемых отрезков времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра, неделя) , овладевают простейшими эталонами этих отрезков времени. Кроме того, дошкольников приобщают к усвоению более емких временных отрезков: лето, весна, осень, зима, год.

Ориентировке во времени начинают знакомить детей со второй младшей группы. Малышей учат различать и называть день, ночь, утро, вечер.

Воспитатель рассматривает с ними сюжетные картинки с изображением действий детей, природных явлений в то или иное время суток, проводит дидактические игры с использованием иллюстративного материала и без него, беседует, читает рассказы, сказки.

Педагог постепенно добивается, чтобы дети различали характерные признаки частей суток, называли их.

В средней группе программные требования расширяются. Дети должны знать не только названия и характерные признаки частей суток, но и их последовательность. Ребята учатся различать и называть “вчера”, “сегодня” и “завтра”, на конкретных примерах знакомятся с понятиями “быстро – медленно”.

Работа по формированию у детей умения ориентироваться во времени в средней группе проводится так же, как и в младшей: воспитатель широко использует приемы, иллюстративный материал, активизирует представления детей о характерных природных явлениях, действиях людей в те или иные отрезки времени. В средней группе для лучшего запоминания последовательности частей суток уже можно использовать элементы символической наглядности.

Так, части суток изображаются кружками разного цвета. Например, синий- кружок обозначает утро, черный – ночь, желтый – день, серый – вечер. Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени.

Обучаясь в средней группе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь) , начинали различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера) .

В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название.

В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна.

На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаются с вопросами:

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какое время суток последует за вечером? И др.

Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. Для этого используют на занятиях дидактические игры: «По порядку стройся», «Неделька, стройся!», «Назови соседей», «Когда это бывает?» и др.

Когда дети усвоят название и последовательность дней недели, они охотно решают такие задачи: «Сегодня среда. Завтра будет праздник в детском саду. В какой день недели будет праздник?»; «Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой»; «Какой день недели стоит перед вторником, а какой после вторника?»

При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями.

Поэтому не только на занятиях по математике, но и на других занятиях, и в повседневной жизни воспитателю необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?».

Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие.

Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т.д.

В старшей группе основное внимание уделяется сознательному усвоению дней недели. Дети учатся называть их, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра, называть количество дней в неделе, их порядковые номера. Кроме того, дети выделяют характерные признаки времен года, определяют зиму, лето, весну, осень, отмечая природные явления, труд людей в природе, а также игры и развлечения детей в разное время года.

Известно, что дни недели дети усваивают не равномерно. Лучше всего они запоминают воскресенье, субботу и понедельник.

Поэтому знакомство детей с понятием недели лучше начинать не с усвоения названий всех дней недели, а с установления, какой день будет вчера, какой будет завтра. После того, как дети научатся различать и называть части недели, можно начинать работать над усвоением названий всех дней недели и их последовательности.

Дети определяют, сколько всего дней в неделе, называют их порядковые номера. Педагог спрашивает, какие дни недели они знают, сколько их в неделе. Объясняет, что все дни недели приходят и уходят по порядку: первый день – понедельник, второй – вторник, третий – среда и т.д.

На данном этапе обучения для лучшего запоминания последовательности дней недели целесообразно использовать картинки – символы изображением всех дней недели. Работа с календарем в старшей группе должна проводиться после знакомства с порядковым счетом. Используя календарь, воспитатель, с одной стороны, добивается более глубокого понимания сущности понятия “неделя”, с другой, упражняет детей в количественном и порядковом счете.

Работа, начатая в старшей группе, продолжается в подготовительной. Дети учатся называть дни недели не только в прямом, но и в обратном порядке. Определяют, сколько дней в неделе до названного и после него, какой день между двумя названными.

Определяют пропущенный день среди названных. Дети должны знать, что неделя всегда включает в себя семь дней, с какого бы дня мы ни начинали считать.

В старшей и подготовительной группах проводится также работа по формированию у детей представлений о временах года.

При закреплении и углублении знаний детей в подготовительной группе используются более сложные игры и упражнения.

В подготовительной к школе группе детей учат укладываться в отведенное время. Для этого используются самые разные приемы.

Если в нод используются песочные часы, дети наглядно убеждаются в текучести времени, длительности его небольших отрезков. Таким образом, умение ориентироваться во времени формируется у детей не только в повседневной воспитательной работе, но и в нод . Воспитатель добивается усвоения программного материала всеми детьми.

7. Самостоятельная деятельность(рассматривание иллюстраций, игры, моделирование, экспериментирование)

8. Для достижения цели и решения задач по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста была разработана система работы, которая проводилась в совместной деятельности во 2-й половине дня -1 раз в неделю.

Она включала в себя:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Времена года картинки для детей дошкольного возраста

    Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Дерево «Времена года» Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня я хочу продолжить галерею маамовских деревьев...

  • Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста» Введение Актуальность темы «Особенности развития количественных представлений у дете...

  • Времена года для детей дошкольного возраста

    Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Дерево «Времена года» Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня я хочу продолжить галерею маамовских деревьев...

  • Картинки лета для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Программы по математическому развитию детей дошкольного возраста

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

    Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Пермский край, П. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка" Воспитатель Патракова Л. А. В дошкольной дидактике пр...

  • Режим дня для детей дошкольного возраста

    «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Диагностика математического развития детей дошкольного возраста

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Шапошникова Т. В. МБДОУ №1 Дошкольный возраст – время активного вхождения ребён...

  • Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития се...

  • Возрастные характеристики детей дошкольного возраста

    Родительское собрание начинает вести воспитатель. (Традиционное приветствие) . 4. Информационный этап проведения собрания В первую очередь на данном этапе представитель администрации ДОУ представ...