Игра как средство социально коммуникативного развития дошкольников

План самообразования воспитателя «Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР»

Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР средствами театрализованной деятельности.

Задачи работы:

1. Способствовать развитию навыков произвольного общения в разных ситуациях со сверстниками, взрослыми и адекватному отношению к самому себе.

2. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. д., согласовывать действия друг с другом, и взрослыми (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру) .

3. Формировать выразительность речи, вызывать желание произносить небольшие диалоги и монологи в театрализованной деятельности (в соответствии с сюжетом инсценировки, соблюдая при этом речевое поведение: дыхание, темп) .

4. Вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников и взрослых (педагоги, родители) .

5. Развитие мелкой моторики посредством изготовления декораций, масок героев сказок из бросового материала.

6. Внедрение эффективных педагогических технологий театрализованной деятельности по решению социально - коммуникативных задач в работе с детьми старшего дошкольного возраста и распространение опыта работы среди педагогов МДОУ.

Актуальность выбранной темы

Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

Умение вступать в диалог, поддерживать его, принимать мнение другого, видеть партнёра – эти способности развиваем у детей уже в дошкольном возрасте. Проблемы, встречающиеся у детей в нашей группе. У детей с общим недоразвитием речи отмечается

1. низкий уровень социально-личностного развития:

2. недостаточная инициативность в общении, - предпочтение пассивных ролей,

3. неумение улаживать конфликты,

4. не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализация позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения и неуверенностью в себе. Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможности театрализованных игр в формировании коммуникативных навыков детей с ОНР.

1 этап Тема «Театрализованные игры, как средство формирования социально- коммуникативных навыков дошкольного возраста»

Задачи

1. Изучение роли театрализованных игр в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Дать характеристику особенностей социально-личностного и коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3. Обоснование возможности театрализованной игры, как средства формирования социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Пути реализации и формы работы

[/b]

1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме социально – личностного и коммуникативного развития дошкольников.

2. Обоснование диагностических средств для педагогической диагностики социально – коммуникативных навыков детей с ОНР.

3. Анализ уровня сформированности социально – коммуникативных навыков детей с ОНР. звукопроизношения и фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста

2. Систематизация театрализованных игр, в соответствии с возрастным возможностями детей с ОНР.

3. Анкетирование родителей.

Способы оформления материала для использования в практической работе

1. Подбор и приобретение дидактического материала по ознакомлению

детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей имеются игры: «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение», «Мои эмоции».

2. Организация «театрального уголка», концертной мини-сцены, в которых находиться все необходимое для театрализованной деятельности.

3. Обогащение театральной зоны атрибутами, различными видами театров, костюмами.

4. Разработка тематического плана по эффективному использованию театрализованных игр в формировании навыков социально-коммуникативных навыков дошкольного возраста.

Сроки выполнения

Сентябрь октябрь- 2014 г.

2 этап тема «Игры –драматизации как разновидность театрализованных игр в формировании социально-коммуникативных навыков дошкольного возраста»

Задачи:

[/b]

1. Развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных особенностей ребенка средством детского театра.

2. Развитие артистизма и навыков сценических воплощений.

3. Коррекционные задачи, направлены на развитие речи. Способствование чёткому, ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков;

4. Активизацию словаря.

Пути реализации и формы работы

[/b]

1. Совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в формировании социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ОНР.

2. Знакомство воспитателей с технологией использования разных видов театрализованных игр в формировании навыков .

3. Определение эффективности использования в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями театрализованных игр.

Способы оформления материала для использования в практической работе

[/b]

1. Сбор материала по данной теме (диагностика, методические пособия, развивающие игры и упражнения, передовой педагогический опыт)

3. Сообщение из опыта работы «Особенности руководства играми- драматизациями детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

4. Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в »

5. Мастер - класс «Театрализованные этюды, как средство формирования

социальных навыков у детей дошкольного возраста»

6. Мастер класс «Игры направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».

7. Семинар-практикум: «Мир театра на подставке»

8. Сбор фотоматериала

9. Изготовление папки-передвижки «Играем в театр дома»

Сроки выполнения Ноябрь – Апрель 2014 – 2015гг.

3 этап тема 1. Вовлечение родителей в единое пространство «семья - детский сад».

[/b]

2. Создание комплексной педагогической технологии, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники – представления.

3. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

Задачи

[/b]

1. Анализ, обобщение и распространение результатов опыта: выступление на педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.

2. Повысить культурный уровень дошкольников, организовать длительное воздействие ребенка с элементами театрально - игровой деятельности и методами развития речи; углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания.

Пути реализации и формы работы

[/b]

1. Проведение сравнительной оценки уровня сформированности социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ОНР.

Способы оформления материала для использования в практической работе

[/b]

1. Организации представления по сказе «Пых»:

-Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. Д.

-Оформление группы к представлению,

-Репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия

Сроки выполнения май 2015 год

[/b]

www.maam.ru

Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника»

Педагогический совет

«Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника»

Повестка дня

1. Выполнение решений предыдущего педсовета

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

2. Социально-коммуникативное развитие ребенка – дошкольника

Ст. воспитатель

3. Определение основных направлений социально – коммуникативного развития ребенка-дошкольника

Педагог ДОУ

4. Психологический комфорт группы

Педагоги ДОУ

5. Приемы активизации детской деятельности

Ст. воспитатель, педагоги

6. Разное.

Разминка для участников

Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен) »

Задание: поставьте цель к данной игре, назовите возможные варианты данной игры с детьми.

1. Вступительное слово (старший воспитатель)

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.

Так статьи 12 и 13 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Стандарт дошкольного образования, одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

2. Определение основных направлений социально - коммуникативного развития ребенка-дошкольника

Выступление педагога ДОУ

3. Психологический комфорт группы

Выступления педагогов ДОУ из опыта работы

4. Практическая часть педсовета

1. Разбор ситуаций

I.

1часть ситуации. «Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т. д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?

2 часть ситуации. «Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т. д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру «в зоопарк», в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, «звериная кухня» с поваром, «звериная больница» с врачом и т. п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняясь. »

II.

1 часть ситуации: «Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т. п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Почему? »

2 часть ситуации: «Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т. д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра «в железную дорогу», в которой участвовали знакомые им персонажи».

ВЫВОД: Д. Б. Эльконин: Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая - это сфера предметов (вещей, как природных, так и созданных руками человека; вторая - сфера деятельности людей и их отношений.

Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность.

2. Приемы активизации детской деятельности

Метод анализа и синтеза

Представьте себе, что воспитатель и дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Какие приемы для повышения познавательной активности может применить педагог?

Метод сравнения (по контрасту и по подобию, сходству.)

Вопрос к ребенку: «Чем отличается слон от волка? » или «Чем похожи волк и слон? »

Какой вопрос уместнее задать ребенку: сравнение по сходству или по контрасту?

Прием классификации

Например - «Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». (4-5 лет)

Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например, старшим дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, мыло, лыжи, карандаши.

Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке летом, мальчику – зимой. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым; что поможет рассказать о тебе?

Метод моделирования и конструирования

Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребенку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.

Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии

В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности - организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

«Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение.

«Походки» - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д., а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит.

«Иностранец» - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы.

Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:

изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи; произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

Научить детей договариваться. Избежать конфликтов в детском коллективе поможет такая игра – мирилка «Дорожка дружбы»

Дети расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:

- По дорожке я шагаю-гнев на волю выпускаю.

Не хочу я грустным быть,

И сердитым тоже.

Нас с друзьями помирить «Дорожка дружбы сможет».

Дети встречаются в «Кругу применения» (большом обруче) .

Решение педсовета

«Социально-коммуникативное развитие ребенка — дошкольника»

1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Педагоги ДОУ, постоянно

2. Обобщить опыт работы «Психологический комфорт группы»

Педагоги ДОУ, срок исполнения определяет педсовет

3. Активизировать познавательную деятельность детей на социальное развитие личности через организацию экскурсий, использование ИКТ

Все педагоги, постоянно

4. Провести анализ развивающей среды группы и составить смету необходимого оборудования

Все педагоги, до 01.05.2014

www.maam.ru

Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ»

Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск и создание новых моделей, программ и технологий. Однако очень важно, чтобы в погоне за инновациями в деятельности педагога не был потерян основой ориентир, определяющий направленность всех его профессиональных усилий, – личность ребенка.

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Они могут быть повышено агрессивны, или, наоборот, замкнуты и подавлены. В общении со сверстниками часто боятся быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо зачастую вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми проявляют избирательность. Поиски методов и средств, способствующих успешной социализации ребенка в обществе, привели здоровьесберегающему методу педагогической арт-терапии. В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку, танец, театр арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи:

• помочь каждому ребенку разобраться с основными проблемами общения;

• научить узнавать и распознавать своё внутренне эмоциональное состояние и состояние взрослых и сверстников;

• воспитывать эмпатию и толерантность;

• обогатить словарь за счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния;

• способствовать самовыражению через рисунок, движение, слово и др. ;

• научить способам снижения мышечного и эмоционального напряжения;

• учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

• формировать способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Направления работы:

-развивающая предметно-пространственная среда (уголок релаксации, терапевтические игрушки, дидактические игры и пособия и др.) ;

-атмосфера психологического комфорта в группе (ритуал приветствия и прощания, традиции группы и др.) ;

-проживание эмоций в творческой деятельности (элементы арт-терапии: сказкотерапия, музыкотерпия, изотерапия, игротерапия, пескотерапия и др.) ;

-навыки саморегуляции эмоционального состояния (игра, психогимнастика, релаксация, моделирование ситуаций, прослушивание музыкальных произведений и др.) ;

-невербальные средства общения (этюды, упражнения, тренинги, театр, музыкальные игры и др.) ;

-сотрудничество с родителями (занимательное дело, тренинги (родитель+ воспитатель+ ребенок, День Добрых Дел, выставки совместного творчества и др., со специалистам детского сада (обсуждение результатов педагогической диагностики, совместное планирование деятельности и т. п.)

Для эффективной работы необходимо опираться на принципы:

- принцип единства коррекции и развития;

-принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;

- принцип комплексности психолого-педагогического воздействия;

- принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода;

-принцип оптимистического подхода;

-принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком (семья, детский сад) .

Элементы арт-терапии применяются в режимных моментах, непрерывной непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Исходя из трехлетнего опыта и наблюдений, можно сделать вывод о том, что применение элементов арт-терапии в педагогической деятельности является эффективным средством социально-коммуникативного развития дошкольника. И как результат работы — гармонизация личности ребёнка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.

Литература:

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. С. 160, илл.

2. Лебедева. Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. С. 256.

3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2000. С. 444

www.maam.ru

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий^

• использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

• реализация общеобразовательной программы;

• обогащение предметно-пространственной среды.

Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:

• насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ;

• трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;

• полифункциональности (возможность разнообразного использования) ;

• вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ;

• доступности (свободный доступ к игровым пособиям) ;

• безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.

Так, например, в нашей группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие Центры активности:

- Центр безопасности.

- Центр сюжетно-ролевых игр.

- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой отражены в разработанных нами паспортах центров в группе. Рассмотрим каждый из них.

1. Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС (они перед вами на экране, основных направлений работы и принципов дал возможность составить паспорт Центра безопасности, в соответствии с которым он наполнился дидактическими играми и пособиями в соответствии с возрастом детей.

Так, например, по ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, находятся:

Хозяин – Светофорик.

Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.

Набор дорожных знаков.

Дидактические игры.

Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в группе ДОУ, поэтому в Центре безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях:

- профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;

- формирование умения беречь своё здоровье;

- профилактика пожарной безопасности.

В Центре имеются дидактические пособия «Острова Здоровячка и Хлюпика», «В стране Здраволандии», «Плюсы и минусы природных явлений», «Здоровей-ка», целью которых является повышение у детей когнитивной компетентности о возможностях здорового образа жизни, оздоровления лекарственными травами, применения дополнительных средств профилактики простудных заболеваний; формирование у детей умения беречь свое здоровье. В перспективе создание в группе дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту.

2. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте (они перед вами на экране, в Центре социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек) :

• Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.

• Организации труда с небольшими группами детей.

• Организации трудовых поручений и работы с дежурными.

• Организации ручного труда.

Созданы дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей, формируемая именно в старшей группе (в дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются, главным в которой являются умения:

- принять цель труда;

- выделить предмет труда;

- предвидеть результат труда;

- спланировать трудовой процесс;

- отобрать необходимое оборудование;

- довести начатое дело до конца.

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.

В перспективе создание в группе условий для работы мальчиков с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т. д.

3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован Центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, рекомендуемым именно в старшем дошкольном возрасте. В Центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:

- семья («Дом, семья») ;

- образование («Детский сад») ;

- здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») ;

- торговля («Магазин») ;

- производство («Швейное ателье») ;

- строительство («Строительство», «Строим дом») ;

- развлечения, общественные места («В кафе») ;

- путешественники («Кругосветное путешествие») ;

- транспорт («На дорогах города») ;

- военная тематика («Пограничники», «Мы – военные разведчики») ;

- спорт («Мы – спортсмены»)

В Центре сюжетно-ролевых игр создано дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Таким образом, важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.

www.maam.ru

Коммуникативные танцы и игры как средство формирования социально-личностных качеств дошкольника

В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс сложный и требует от педагога немалых профессиональных усилий и эмоциональных затрат.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.

Положительное формирование социально-личностных качеств во многом зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется посредством различных методов и приемов. Одним из таких приемов являются коммуникативные танцы и игры.

Коммуникативные танцы и игры – удачный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого, они предполагают формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремление к активному самостоятельному действию на основе ярких эстетических переживаний.

«Каждая коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т. к. здесь нет зрителей – все актеры, как в жизни». (Е. Рыбак)

Технология коммуникативных игр и танцев проста и сложна одновременно, содержание их всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков самого педагога, владения им способами художественно – творческой деятельности, готовности к сотрудничеству.

Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Формируется динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развитие эмпатии и сочувствия к партнеру. Коммуникативные танцы и игры способствуют развитию эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и правильно оценивать личность в целом.

Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.

Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество танцующих и усложнить танцевальную композицию.

Коммуникативные танцы и игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в праздниках, развлечениях и т. д., так как разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером) .

На занятиях и вне занятий необходимо создать условия для художественного освоения ребенком окружающей действительности. Ребенок самостоятельно делает выбор в выполнении задания, использование соответствующих выразительно-изобразительных средств для воплощения образов, но одновременно соподчиняет свои желания законам “игрового сообщества”.

В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, этюдах дети, проявляя свое собственное, личное отношение к окружающим, превращаются в различных героев, которые могут находиться в различных настроениях, эмоциональных состояниях. Предлагаются ситуации, выход из которых должны найти сами дети, широко используются приемы фантазирования.

Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка возможность видеть и понимать себя, своих друзей и окружающих взрослых, помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов человеческого общения.

Список используемой литературы.

Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 1997

Буренина А. И. Римтическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Спб. : Питер, 2000.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1968

Леонтьев А. А. Психология общения. М. : Академия, 2005

Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М. : Музыка, 1972

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. : Политиздат, 1982

Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. : ВЛАДОС, 2002

Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. М. : Музыка, 1979

Рыбак Е. В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников : Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Архангельск, 2001-158с.

Федорова Г. П. Играем, танцуем, поем! СПб. : Детство-пресс, 2002

www.maam.ru

Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

«Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В. А. Сухомлинский

Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень не простом мире. Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

В дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность детей. Характерной особенностью нашего времени является повышение роли игры во всестороннем развитии ребенка. О важной роли игры в развитии дошкольника писал С. Л. Рубинштейн: «Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются».

В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Ребенок в игре может быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации.

Когда ребенок играет, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет свой опыт, углубляет свою собственную личность, обогащает свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, так как формирует у них коммуникативные умения и навыки. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости. «Игра – это подлинно социальная практика ребенка. В ней дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, в значительной мере самостоятельно строят свои отношения» писал Д. Б. Эльконин. Поэтому, именно игровая деятельность помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми и выработать определенные навыки социального поведения.

В качестве приоритетной темы своей работы выбрала проблему социальной адаптации дошкольников к жизни в обществе, поэтому углубленно работаю над темой «Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста». По моему мнению, любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, дидактическая игра формирует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает, активно познавать окружающий мир и становиться его частью. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется его внимание, память, развивается познавательный интерес.

Дидактическая игра неслучайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей.

Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. Игры «Найди сходство», «Найди различия», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару» помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками, закрепляют знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким. В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с генеалогическим деревом, например, дидактическая игра «Определи свое место на семейном дереве», «Разложи на листе фотографии членов семьи по линии родства» формируют интерес к родословной семьи.

Тема труда является стержневой при ознакомлении детей с явлениями общественной жизни. Знания о профессиях даю детям в определенной системе. Такие игры, как «Кто построил этот дом? », «Кто растит хлеб для всех людей? », «Кто и что делают из дерева? » и другие, содержат дидактические задачи, при решении которых дети проявляют конкретные знания о труде людей, о машинах, которые им помогают в работе, об этапах их труда. Дидактические игры помогают мне углублять и систематизировать представления детей о профессиях, подводят их к осознанию общественной значимости труда, формируют у них уважение к трудящемуся человеку.

В процессе ознакомления детей с детским садом использую такие дидактические игры, как игры-предположения «Чтобы я изменил в детском саду, если бы был волшебником? » или «Представь, что было бы, если исчезли детские сады? ». Они помогают мне показать детям общественную значимость детского сада и его сотрудников – родители работают, не волнуются за своих детей, так как в их отсутствие о них заботятся сотрудники детского сада. Провожу ознакомительные экскурсии по детскому саду, знакомлю с его сотрудниками, это позволяет моим воспитанникам свободно ориентироваться в его помещениях и на участке, расширяет их представления об окружающей жизни, развивает мышление.

В последние годы появилась необходимость подчеркивать творческий характер труда. Дети старшего дошкольного возраста уже способны оценить деятельность другого человека, сравнить себя с другими. Это позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого и результатам творческого труда, а также представления о своих возможностях.

Большое внимание уделяю расширению и уточнению представления детей о предметном мире: о видах транспорта и предметах, облегчающих труд людей на производстве (станки, калькулятор, робот, компьютер и т. п.) . С помощью дидактических игр «Определи предметы, облегчающие труд на производстве», «Умные машины», «Какие предметы делают нашу жизнь удобной», «Помощники человека в быту», побуждаю детей делать выводы: эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнять сложные операции за человека. Эти игры показывают детям гуманистическую мотивацию преобразовательной деятельности человека: он создает все эти предметы, потому что хочет сделать жизнь более комфортной.

Для формирования чувства патриотизма у детей, стараюсь дать им знания о Родине, о нашей стране, народе, обычаях, истории и культуре. Знакомя детей с флагом, гербом и гимном России, предлагаю им такие игры, как «Узнай наш флаг (герб) », «Кто в какой стране живет», «Иностранец», которые помогают мне в игровой форме закрепить знания детей о России, ее государственных символах, сформировать понимание, что на свете много разных стран и национальностей. Россия – огромная страна, на ее территории проживает много национальностей и народностей. Игры-путешествия «Кто живет в России? », «В гости к саамам», «Путешествие на поезде» и другие помогают мне формировать основы национального самосознания и любовь к Родине, знакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов, воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей. Такие игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, помогают раскрепоститься, учат сопереживать окружающим и вырабатывают определенные навыки социального поведения.

Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. А мои воспитанники родились и живут на Кольском полуострове в городе Мурманске. Стараюсь формировать интерес к «малой Родине», рассказываю о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Для закрепления знаний о родном городе, о его архитектуре и памятниках, природе, видах транспорта использую игры «Заколдованный город», «Строим город», «Экскурсия по городу». Такие игры воспитывают любовь к родному городу, бережное отношение ко всему, что их окружает, учат гордиться своей «малой Родиной».

Очень важно в дошкольном возрасте знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Дидактические игры «Ярмарка», «Народные промыслы», «Угадай роспись», «Составь узор» помогают воспитывать у детей уважительное отношение к культуре России, почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно. Одна из главных задач в дошкольном воспитании научить детей элементарным основам безопасности, жизнедеятельности. Игры «Огонь друг или враг», «Говорящие знаки», «Тревожные сигналы», «Опасные предметы» содержат дидактические задачи, при решении которых дети закрепляют знания о правилах безопасного поведения на дорогах, при пожаре и опасных ситуациях.

Дети часто испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки. Таким образом, при активном использование коммуникативных игр, дети учатся правилам поведения в обществе, у них развивается речь и накапливается социальный опыт.

Ребенок, увлеченный дидактической игрой, не замечает того, что он учится общаться со сверстниками и взрослыми, познает социальный мир с его правилами и нормами поведения. В игре развивается мышление и речь, что способствует познавательному развитию, и таких важных психических процессов, как память, внимание, воображение. Через игру, мои дети, приобрели достаточный личный социальный опыт, который послужит им фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Литература:

1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2004, - 192с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. »Просвещение», 1985.

3. Сорокина А. И, Дидактические игры в детском саду: (Старшая группа) .- М. : «Просвещение», 1982.

4. Тихомирова О. А. Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребенка// Дошкольная педагогика №7, 2007. – с. 10.

www.maam.ru

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: Мальгина Елена Викторовна воспитатель ГБДОУ детский сад №23 Московского района г. Санкт-Петербурга.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.» В. А. Сухомлинский.

Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены такими проблемами как:

-готов ли их ребенок к школе, все ли купили.

-справится ли он с программой обучения.

-примет ли его коллектив.

Но мы забываем о том, что одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Котороенаправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Так же необходимо вспомнить и о еще об одной составляющей –социализация.

Она является важным условием гармоничного развития ребенка.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций.

А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Именно они и позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого, адекватно и правильно выстраивать свое поведение.

И так что же входит в развитие коммуникативных навыков.

Конечно же общение и коммуникация.

Общение

– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Коммуникация

(англ. communikate – сообщать, передавать) предполагает:

-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.

-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.

-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом.

-для достижения результата.

-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.

Коммуникация- это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.

Согласно С.В.Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Общение- это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.

В отличие от общения,коммуникацияпредполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Основные составляющие общения:

-коммуникативная сторонаобщения (обмен информацией между людьми) ;

-интерактивная сторона(организация взаимодействия между индивидами) ;

-перцептивная сторона(процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) .

В коммуникативном процессе обычно выделяют

Вербальную коммуникациюобщения, которая осуществляется посредством речи.

Невербальную коммуникацию:

Этом процессе приобретаются необходимые навыки и умения. Легкость установления контакта, поддержание разговора, умения слушать и высказать свою точку зрения, аргументировать и отстоять свою позицию, возможность прийти к компромиссному решению.

Кроме того, активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.

Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Конфронтация – действия одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение.

Согласитесь, ведь это как раз и помогает дошкольнику в его будущей адаптации в классе.

У ребенка в этом возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь.

Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. Он умеет домысливать события, владеет контекстной речью. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходитчерез игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Коммуникативные игры- наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

Приложение

Игры на развитие социально - коммуникативных навыков

Знакомство. Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей. Описаниеигры:С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям.

После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.

Рассказ про школу.

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “А что вы знаете о школе…” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

Позвони другу

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони

И что хочешь мне скажи.

Может быль, а может сказку

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Поиграем в школу. Сюжетно ролевая игра.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом?

Можно ли сказать, что Витя пошутил?

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

«Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР».

Обобщение опыта работы

воспитетель

2014 год

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникативная деятельность предполагает:

1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разными видами деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.

У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера.

У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Театральная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

1. Знакомство с окружающим миром.

2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) .

3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу) .

5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость) .

6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание) .

7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.

9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.

Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу.

Яркость, зрелищность и иносказательность, присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Дошкольники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Через ролевые высказывания, драматическую разработку сюжетов литературных произведений ребёнок – дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля.

Участвуя в театрализованной игровой деятельности дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами

Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности:

1. Принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности) .

2. Разнообразие тематики и методов работы.

3. Максимальная активность детей.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого) .

5. Компетентность педагога.

6. Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход) .

7. Принцип игровой подачи материала.

Виды мотиваций в театрализованной игре:

  • Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку) .
  • Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми) .
  • Прагматической (усиление внимания детей к данному виду деятельности развитие познавательного интереса) .

Необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «мини-музей», «театральная сцена», «в стране театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.

Театральные центры представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, театр ложек, пальчиковый театр, театр кукол с «живой рукой», театр петрушек, эстрадный театр, театр-драматизации, театр на блюдечках, театр на зонтике, театр на воздушном шаре, театр на ладошках, театр картинок (фланелеграф) , атрибуты и декорации (макет дерева, домик, цветы и так далее) .

Принципы организации театральной среды:

1. Принцип дистанции (общение взрослого с ребёнком «глаза в глаза».

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности-динамичности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (дети занимаются одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу) .

5. Принцип эмоциогенности (индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка) .

6. Принцип эстетической организации (сочетание привычного и нового) .

7. Принцип половых и возрастных различий (эталоны мужественности и женственности) .

Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня.

Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.

Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008.

2. Бодраченко И. А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2010.

3. Дронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.

4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.

5. Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из тридесятого царства – солнечного государства. М.: Генезис, 2009.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Коммуникативные игры как средство социального развития детеи? дошкольного возраста

« Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Составила музыкальный руководитель

МАДОУ « Ц. р. р. д/с № 355» «Чулпан» г. Перми

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

В. А. Сухомлинский

Актуальность проблемы.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того ,чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру.

Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативных игр:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Значение коммуникативных игр:

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Музыка тесно связана с моторно - мышечными и интонационно –речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок, а также игры, основанные на методах и приемах Карла Орфа

( Орф – педагогика) . К коммуникативным играм относится практически весь детский фольклор( потешки, песенки, прибаутки, пестушки, переклички) . Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.( «Ладушки», «Ай, гугу, не кружись на лугу», «Сорока – белобока» и др.)

Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:

- игры – пластические импровизации , развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения( «Гномы и великаны», « Пылесос и пылинки», «Дружок ремешок» и др.)

- игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения( «Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.)

- тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки( подвижные игры – «Цепи кованые», «Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – « Комарики», « Баня –Бабаня», массаж «Мы капусту рубим..» и многие др.)

- ритмо – интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразным и тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли.

В этих играх каждому ребенку уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми. Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе ( различные игры-приветствия, «Знакомство», «Каравай», «Кто у нас хороший» и др.)

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям.

В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и , тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.( « Сладкий апельсин», «Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.)

Использовать коммуникативные игры можно в самых разных формах работы не только с детьми , но и родителями – в НОД, на праздниках, развлечениях. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющих различную патологию развития.

Заключение:

Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально- положительный микроклимат в группе.

Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

Приложение.

Источник sundekor.ru

Другие статьи по теме: