Игровая деятельность детей дошкольного возраста

Презентация «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста»

«У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь»

А. С. Макаренко

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Игра - это форма индивидуального, творческого отражения-действительности, это средство всестороннего воспитания (развитие речи, воображения, формирование интересов детей, воспитание волевых черт характера, чувства коллективизма) .

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого програмного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

Необходимо, чтобы окружающая детей среда (социально-бытовая и педагогическая) давала пищу детской игре. Направить игры - это не значит запретить одни и разрешить другие - это значит организовать среду, которая богатством своего содержания вела бы к одним и затормаживала другие игры. (Нежелательны игры, в которых дети изображают негативные явления из жизни) .

В игре проявляются разнообразные чувства и состояния детей: удовольствие, радость, огорчение, страх, смущение, обида, чувство привязанности. Уже в младшей группе можно вызвать у детей желание сделать другим приятное. Для этого надо, чтобы в игре пробудились чувства симпатии, благодарности, чтобы они проявили заботу о других. У взрослых, окружающих детей, не должно быть безразличного или отрицательного взгляда на детскую игру, иначе это передается детям.

Наша ошибка в том, что проводя игру, мы определяем роль и место каждому участнику, оценивая правильность действий.

Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации, она должна быть свободна от навязанной взрослыми сверху тематики и последовательности

действий, где дети взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства. Мы должны скорее не мешать детям играть, чем заботиться о том, чтобы побудить детей к игре.

Играя с детьми, воспитатель может быть идеальным партнером, его естественное эмоциональное поведение гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие детей от игры.

Таким образом, детские игры – это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющий свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий.

Прикреплённые файлы:

igrovaja-dejatelnost-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta_mt57q.ppt | 1278,5 Кб | Скачан: 598
www.maam.ru

Разработала воспитатель Долгушева С. А.

1. Тема проекта:«Игровая деятельность детей раннего возраста ».

2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.

Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка, как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного развития.

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста.

Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы.

Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство.

Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.

А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.

Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна.

Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством воспитания, необходимо совместно со взрослыми и самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка , по средством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны проходить в игре

3. Цель и задачи проекта.

Создать условия для обеспечения психологического благополучия детей раннего возраста путём использования игровых технологий и методов. Задача воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возрастасостоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, играть.

1. Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром , действуя со взрослым и самостоятельно;

2. Развивать у детей интерес к играм и игрушкам ,игровые умения и навыки. Формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно;

3. Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными игрушками

4. Обеспечить профилактику проблем развития у детей ,развитие их адаптационных возможностей

4. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.

В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение ребёнка к игре . Воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка.

Организация игровой деятельности должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в современной педагогике.

Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:

- здоровье и физическое развитие;

- познавательно-речевое развитие;

- художественно-эстетическое.

Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не сказать центральное, место в жизни ребёнка раннего возраста, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.

В игре происходит:

- развиваются его действия в представлении;

- происходит ориентация в отношениях между детьми;

- уважительное отношение к окружающим;

- навыки самоорганизации и здорового образа жизни;

- открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.

5. Срок реализации проекта:будет реализован (сентябрь 2014-май 2015)

6. План реализации.

- составить тематический план работы по игровой деятельности на учебный год;

- подбор методической литературы по теме;

Октябрь

- консультация для родителей, планирование работы по взаимодействию;

Ноябрь

- психолого-педагогические исследования по развитию игровой деятельности;

-анкетирование родителей, тестирование;

- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду ;

Декабрь

- зарисовать метки, эмблемы для детей раннего возраста;

- совместная игровая деятельность педагога и детей «Праздничное представление»;

Январь

- беседы на тему «Зимние сказки»;

- выставка рисунков на тему «Зёрнышки для петушка» (рисование пальчикам) ;

Февраль

- проведение совместно с детьми аппликацию «Рукавичка»;

- народные хороводные игры, игры- забавы («Снег кружится, белая вся улица», «Зашагали ножки»)

Март

- Рисунки «Подарок для любимой мамы сделаем сами»

Апрель

- организация музыкальных и двигательных игр («Давай с тобой подружимся», «поссорились-помирились») ;

- выставка рисунков «Солнечные ладошки»

- проведение итогового занятия «Вместе весело играть»;

- Коллективная работа «Коллаж»;

Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:

. Дети должны знать:

-названия образных , спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;

-особенности использования разных видов игрушек;

-правила бережного отношения к игрушкам;

-названия некоторых любимых игр.

-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

-готовить игрушки и место для игры;

-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия( не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками) ;

- играть рядом и вместе с другими детьми;

-использовать в игре игрушки в соответствии их назначении;

-подражать взрослому , действовать в игре по речевой инструкции взрослого

-самостоятельно инициировать игру;

-создать условия для игр.

В игровую деятельность входят адаптационные игры, игры на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, развитие речи, ознакомление с окружающим, физическое развитие, сюжетные игры, социальное развитие ,игры-развлечения, музыкальные игры.

8. Востребованность результатов реализации проекта.

Востребованность этого проекта научить детей играть со взрослыми, со сверстниками , бережно относиться к игрушкам, а также обеспечить профилактику развития адаптационного периода, благодаря играм у ребёнка развивается речь, память, мышление,воображение

9. Опыт работы по предложенному направлению.

Анализ материалов из опыта работы «Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников» выявил положительные тенденции работы в этом направлении с учетом подхода детей раннего возраста в игре: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей детей раннего возраста. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности . Это деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ.

Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей, воспитание игровой деятельности детей раннего возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.

Создавая этот проект, я сделала вывод, что, педагогическое взаимодействие детей раннего возраста развивается в процессе игры

10. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.

- Анкетирование родителей в ДОУ для выявления их отношения к игровой деятельности в раннем возрасте.

- Знакомство педагогов ДОУ с особенностями организации игровой деятельности детей раннего возраста.

- Для ознакомления педагогов ДОУ по игровой деятельности детей раннего возраста будет проведен семинар «Игровое развитие детей в раннем возрасте в детском саду».

Цель: познакомить педагогов с особенностями развития детей раннего возраста в игровой деятельности, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ .

План проведения семинара:

Читать далее nsportal.ru

Роли:Мама, папа, дети, внуки, бабушка, дедушка. Сестры. Братья. Соседи, друзья.

Игровые действия и поведение. Приезжать из командировки, приходить с работы, встречать и провожать гостей, убирать квартиру, ремонтировать квартиру, готовить еду, вызывать врача для членов семьи.

Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу. Ролевые действия продолжают отражать жизненный опыт детей. (Медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки, продавец отпускает товар, считает деньги, шофер привозит продукты, а так же могут выступать в роли грузчиков) .

Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «БОЛЬНИЦА»

  • Больница
  • Поликлиника (кабинет врача, процедурный кабинет, регистратура)
  • Травпункт.
  • Ветеринарная клиника.

Роли: Врач (доктор) ; ветеринар, больной, медсестра, аптекарь.

Игровые действия и поведение. Осматривать больного (слушать. Ставить градусник, осматривать больное место) ; лечить; назначать лечение и отпускать процедыры, лекарства, делать уколы, прививки.

Играя в детский садпедагогу важно обращать внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателя и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду ( в группу пришел новичок, воспитатель учит рисовать и т.д.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ДЕТСКИЙ САД».

  • Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями)
  • Труд в детском саду и на участке.
  • Прогулки 9игры, наблюдения, экскурсии)
  • В музее и на выставке в детском саду.
  • В театральной комнате.

Роли:Воспитатель, воспитанник, музыкальный руководитель.

Игровые действия и поведение.Проводить занятия и развлечения; учить трудиться на участке и в игровых комнатах; учить правильному поведению на участке и в игровых комнатах, готовить сцену к выступлению.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ПАРИКМАХЕРСКАЯ».

  • Парикмахерская (мытье, окрашивание волос, завивка, укладка, стрижка, прическа, маникюр.
  • Салон красоты 9макияж, солярий, маски и ванночки, прически, стрижки, маникюр.

Роли: Мастер (парикмахер, мастер по маникюру, массажист, косметолог, клиент, администратор) .

Игровые действия и поведение: оформлять заказ, мыть голову шампунем, стричь, завивать, красить волосы, делать прическу, покрывать волосы лаком, красить ногти лаком, делать массаж) .

Для мальчиков можно рекомендовать такие ситуации: подводная лодка, гараж, корабль.

Таким образом можно сделать вывод:

«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоночальных представлений социального характера и включает детей в систему социальных отношений».

Детская игривость – ценнейшее природное свойство. Игривость – квинтетэссенция психического и физического здоровья ребенка. Это та благодатная основа, на которой взрослый может строить ценнейший детский мир.

А сюжетно-ролевая игра является одной из ведущей деятельности в формировании у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Использованная литература:

  1. Веракса Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,2013.
  2. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Сиситема работы в средней группе детского сада. Изд.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва, 2012.
  3. Дергунская В. А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет. Изд. Центр педагогического образования. Москва, 2012.
  4. Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников. Журнал ребенок в детском саду 34, 2006 год, стр.84.
  5. Поддьяков Н. «Игровая позиция» - важнейшее качество личности дошкольника. Жур
  6. Русскова Л. В. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». Изд.: Просвещение, Москва, 1986.

Русскова Л. В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Изд.: Москва. Просвещение. 1986 год

Венгер Л. А. «Домашняя школа мышления». Изд. «Знание» Москва, 1983 год.

Веракса Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,2013.

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». –

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Веракса Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,2013.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Результаты наблюдений я представила в сводную таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков, так и результаты каждого ребёнка.

В процентном соотношении это выглядит так:

  • 45% - соответствует возрастной норме;
  • 55% - отстаёт от возрастной нормы.

А так как при недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребёнка, способствующих приобретению знаний, умений и навыков.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как извне, а как отвечающее собственной инициативе ребёнка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьёзной деятельности – жизни.

Одной из цель, которые я ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально, и моя работа даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения, поэтому я и решила работать по этой теме.

Содержание театрализованной деятельности.

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

-задания для развития речевой интонационной выразительности;

-игры-превращения, образные упражнения;

-упражнения на развитие детской пластики, ритмические минутки;

-пальчиковая гимнастика;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-театральные этюды;

-упражнения по этике во время драматизации: репетиции и разыгрывание знакомых сказок;

-знакомство со средствами драматизации (жест, мимика, движения, костюм, декорации, реквизит и т.д.)

Театрализованная деятельность способствует развитию:

-психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.) ;

-речи (монолог, диалог) ;

-творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль) .

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

-разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

-владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.) ;

Воспитательные задачи театрализованной деятельности:

-поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;

-стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;

-развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;

-воспитывать коммуникативные качества, партнёрские отношения, побуждать детей к активному общению;

-развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;

-пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;

-развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;

-учить сочетать речь и движения;

-учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;

-формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;

-развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;

-привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;

Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности.

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

-искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребёнка;

-под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства, превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л. С. Выготский) .

Очень важен в арттерапии креативный принцип, т. е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

-снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

-раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

-развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью) ;

-преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

-включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперёд.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

*игры в кукольный театр;

*игры-драматизации;

*игры-представления (спектакли)

Для достижения наилучших результатов в коррекционной работе с детьми логопедической группе мы решили уделить особое внимание театрализованным

играм и театрализации сказок, как одному из методов развитие речи, психических процессов детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с

другой - средство развития. Она определяется как драматизация (Л. С. Выготский) , «драматическая игра» (В.

Н. Всеволодский-Генгросс) , «театрально - игровая деятельность», «театрально – игровое творчество» (Е. Л. Трусова) .

Многие исследователи считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми» (А. Васильева, С. А. Козлова, Д. Б. Эльконин и др.) .

Учитывая различные точки зрения (Д. Б. Эльконин, Й. Хейзинга) на игру в целом, и театрализованную игру в частности, мы опирались на следующие определения: театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету – сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимикой, графикой, речью, пением и т.п.) ( И. Г. Вечканова) .

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, театрализованная игра доказала необходимость и актуальность данной темы.

Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, я изучила различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно-гигиенических навыков.

Для проверки знаний, умений и навыков по театрализованной деятельности, нами была адаптирована диагностика А. Е. Антипиной. К основным показателям уровня развития театрализованной деятельности дошкольников относятся:

  • Выразительность движений;
  • Способность к перевоплощению, создание театральных образов (мимика, жесты, интонационная выразительность речи;
  • Умение существовать в заданной драматургии (уровень общения в театрализованной игре, представлении) ;
  • Умение импровизировать средствами мимики, пантомимы и интонации;
  • Умение самостоятельно создавать пластический образ (животного, человека) .

Диагностика — это непростой и трудоемкий процесс, но без этого этапа невозможно себе представить профессиональную педагогическую деятельность. Проведя диагностическое обследование театрально-игровых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с помощью, которых были выявлены дети с высоким, средним и низким уровнем творческих способ В результате правильно построенного образовательного процесса, созданных условий в группе по театрализованной деятельности, знание программы и использование современных методик и технологий у детей выработалась определённая система ценностей, которая способствует формированию личности ребёнка, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.

Дети приобрели дополнительную возможность закрепить коммуникационные навыки, умение ясно выражать для окружающих мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят другие. Театрализованная деятельность стимулирует у детей развитие основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействует расцвету творческого воображения, приобщение к театральной культуре.

Повышению уровня театрального воплощения способствуют:

  • Костюмы и декорации.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Различные атрибуты.

Дети освоили «Язык эмоций», могут самостоятельно подобрать соответствующий текст, «под эмоцию» обыграть и, наоборот, под различные эмоциональные звуковые образы подбирают текст, картинки, цвета и т.д.. Могут изобразить, как шепчутся листья, как бушует море, как рычит тигр, кокой голос у Бабы Яги, Белоснежки, Мальчика-с-пальчика и т.п.

Дети научились изображать и угадывать различные выразительные походки, комплексы движений, прыжков, присущих определённым объектам, разыгрывать сценки с популярными персонажами, со встречей, приёмом и проводами гостей (званых и случайных) . На базе развития творческого воображения идёт успешное восприятие эмпатии, эмпатийного поведения – сопереживание и содействия другим персонажам художественного произведения, особенно сказки (сострадание, осуждение, гнев, удивление и т.д.) . У детей хорошо развита мимика, они могут изображать « солёный чай», «ем лимон», «сердитый дед», « обиделась»,

« удивилась», « испугалась» и т.д. Свободно и непринуждённо пользуются движениями рук, самостоятельно подбирают наиболее подходящие движения к услышанной мелодии, умеют передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, сопровождают движение куклы песенкой, словами.

Умеют различать и называть настольный театр, верховые куклы, куклы с живой рукой, театр марионеток и т.д. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети стали терпимыми друг другу, уживчивыми, сдержанными, собранными, т.к. находясь за ширмой, они должны быть внимательны, чтобы вовремя включиться в театральное действо, уступить место другому.

Мы добились определённых результатов. Расширилась тематика сюжетно-ролевых игр. Дети самостоятельно затевают игры и действуют дружно, сами выбирают эпизоды для игры.

В целом результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности театрализованной деятельности, как средства воспитания и развития личности ребёнка и её неисчерпаемых педагогических возможностях.

В заключение хотелось бы сказать, что, широко используя театрализованную деятельность, а в частности театрализованные игры, я не отвергаю других методов и приёмов логопедической работы. Мне лишь хотелось акцентировать внимание педагогов на следующем:

  • театрализованная игра должна стать частью занятий или режимного момента в развитии психических процессов и речевых дефектов.
  • Проводить такие игры надо систематически.
  • Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей.
  • Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику.

Всё вышесказанное даёт основание утверждать, что применение театрализованных игр повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счёт комплексного аффектно-коммуникативного воздействия.

Список литературы.

1. Бряева Л. Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2007г.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. М. ТЦ Сфера, 2003г.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1991г.

4. Домашний театр. Серия «Через игру - к совершенству». М. Лист, 2000.

5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр, творчество, дети» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович) . Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. 3-е изд., испр.

И доп. М. АРКТИ, 2002.

6. Брызгалова А. Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. «Издательство Юнипресс» Минск, 2006.

7. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. Изд. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2006.

8. Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Изд. ВЛАДОС, Москва, 2001.

9. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. Изд. КНИГОЛЮБ, Москва, 2006.

10. Детский сад от А до Я. №4 2008. Научно-методический журнал для педагогов и родителей.

11. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. Изд. Творческий Центр «Сфера», Москва, 2007.

12. Татьяна Рик, Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Изд. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2008.

13. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Изд. АРКТИ, Москва, 2007.

14. Гнедова О. Л., Майданюк Л. Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2007.

15. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Гном и Д, 2002.

16. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. М: Просвещение, 1982

17. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д, 2000.

18. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2003.

19. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре (Рис. Р. Доминова; Макет В. Коломейцева) 2-е изд., переработ, и доп. – Л. Дет. лит., 1990.

20. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду . Методическое пособие. М. ТЦ Сфера, 2003.

21. Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. М. Школьная пресса, 2003.

22. Маханева М. Д. Развитие творчества дошкольников в процессе нетрадиционных форм работы. Горький, 1989.

23. Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. М. АРКТИ, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме: