Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Пояснительная записка:

Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера. Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет, работа проводилась в три последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.

Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.

Задачи:

• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

• Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.

• Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

• Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии.

При составлении программы использовались следующие игровые технологии:

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.

2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.

3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7 лет.

Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

4. Образовательная область «Художественное творчество»: Развитие продуктивной деятельности детей.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.

6. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

Список используемой литературы.

1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.

2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять … » (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.

3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.

4. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. : «Детство-пресс», 2010 г.

5. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.

6. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.

7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.

8. Смоленцова А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С. - П-б. «Детство – Пресс»: 2004

9. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет»: СПб, 2003.

10. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

11. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»

12. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».

13. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

14. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

15. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.

16. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.

www.maam.ru

Рабочая программа (подготовительная группа) на тему: Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)

Опубликовано 09.02.2015 - 22:32 - Мурадова Светлана Владимировна

Краткая информационная справка.

Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г. Рассказово.

Информация о программе: «Школа Почемучек»

Тип программы — модифицированный

Уровень освоения — долгосрочный (2 года)

Возрастной диапазон — старший дошкольный возраст 5 - 7 лет.

Пояснительная записка:

На рубеже двух тысячелетий в обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи так называемым “одаренным” детям.

Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.

Забота об одаренных детях — одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки дет­ских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важ­но, так как открывает детям возможность проявить свои неорди­нарные способности, получить одобрение от авторитетных лю­дей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, даровани­ями.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.

Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается не­обыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умствен­ная активность. Поэтому одной из актуальных задач уже дошкольного образования является развитие способностей ребенка, а не передача ему знаний, умений, навыков.

Возрастание требований к содержанию школьного обра­зования требует скорейшего развития и наиболее полного ис­пользования интеллекта дошкольников.

Опираясь на труды С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия “способностей”, “одаренности” и “таланта” по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге “всеобщей одаренности”, а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, педагогический коллектив нашего детского сада решил целенаправленно работать над проблемой “Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников».

При разработке программы развития интеллектуальных творческих возможностей я исходила из основных положений отечественной психологии, рассматривающей процесс психического развития человека как результат присвоения общественного опыта человечества, воплощенного в продуктах физического и духовного труда. При этом умственное развитие ребенка выступает как усвоение наиболее простых форм этого опыта, а именно, как овладение предметными действиями и умениями, элементарными знаниями как наиболее универсальными средствами закрепления и передачи общечеловеческого опыта, усвоение которых играет ведущую роль в развитии ребенка.

«Школа Почемучек» - программа открытого типа, не исключает возможность использования педагогом других методических пособий и дидактических материалов.

Цель программы

Создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости тех явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной действительности.

Задачи программы

1. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.

2. Сделать про­цесс познания эмоционально насыщенным, необходимо помнить о показателях активной мыслительной деятельности: способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, состоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности, умение сравнивать, обобщать, группировать и т. д.; наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения; умение мыслить в разных направлениях; умение выдвигать новую познавательную задачу; умение за­дать и исправлять ошибки у себя и сверстников;

3. Развивать навыки и умения исследовательского подхода к деятельности.

4. Стимулировать выдвижение новых идей, дополняющих стереотипные и общепринятые взгляды, а порой и в корне изменяющие их;

5. Учить адекватно оценивать результаты собственного труда.

Содержание программы:

В содержании программы интегрированные занятия для детей 5-7 лет, включающие задания из раз­личных областей знаний, направленные на развитие умственных способностей: ознакомление с пространственными отношениями, развитие элементов логического мышления, развитие речи и ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, подготовка к сюжетно-ролевой игре, ознакомление с природой, ознакомление с элементарными физическими явлениями.

Курс программы включает 72 заня­тия, каждое из которых рассчитано на 30 - 35 минут с периодичностью 1 раз в неделю с сентября по май.

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия или раз­минки, в течение которой дети отвечают на несложные тематические вопросы, но которые способны вызвать интерес, создать соответствующий психологический на­строй. Далее следуют комплексы заданий, упражнений, логических задач, развивающих игр.

Материал с сайта nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей».

Статья:Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. (в контексте программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

Образовательная область: познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.

Автор-составитель: воспитатель Маренкова Наталья Владимировна.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31Приморского района города Санкт-Петербурга с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.

Мы живём в прекрасной многонациональной стране, с огромным культурным наследием, но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру. Человек, который хочет считать себя русским, должен в совершенстве владеть русским языком, знать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, потешки, поговорки, хороводы и т.д.) . В устном народном творчестве , как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

К великому сожалению очень многие люди не только не могут красиво и грамотно говорить, но и плохо знают историю своего народа, его традиции, культуру. Конечно, и раньше уделялось внимание, уже начиная с младшего возраста, приобщение к народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам) , малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песенками, читали русские народные сказки.

Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре чаще всего бывают отрывочны, поверхностны. Речь детей остаётся бледной, невыразительной. Большинство наших детей, не умеет грамотно, красиво и свободно изложить свои мысли.

Поэтому темой своей работы мне хочется выбрать именно развитие речи детей через устное народное творчество, развитие их словотворчества и, наверное, самое главное, пробуждение интереса к культуре своего народа. Хочется выделить следующие цели и задачи:

  1. Необходимо сформировать у детей представление о различных формах устного народного творчества (загадки, потешки, сказки, пословицы и др.) .
  2. Сформировать нравственно-эстетическое восприятие окружающего, понимание красоты и мелодичности русского языка, красоты окружающей природы.
  3. Использование разных форм работы с детьми: викторины, вечера досуга, беседы, тематические вечера досуга и др.
  4. Обогащение словаря, использование в речи детей пословиц, поговорок, образных оборотов речи.
  5. Знакомство с традициями русского народа.
  6. Развитие словотворчества детей.
  7. Использование новых технологий в работе с детьми.
  8. Обогащение предметно-развивающей среды.

Не секрет, что диагностика знаний детей в сентябре, как правило показывает, что у детей есть большой интерес к сказкам, но при этом не все дети понимают сюжет сказки. Многие плохо владеют умением пересказывать знакомую сказку, оценить поступки героев, изменить сюжет.

Самостоятельно придумать сказку, используя схему, никто из детей, как правило, не может. Дети совсем не знают пословиц, не понимают их смысла, плохо знают загадки. Поэтому, исходя из диагностических данных, можно выделить 4 направления в работе с детьми.

  1. Сказки (знакомство, подготовка к словотворчеству, словотворчество детей)
  2. Загадки (знакомство с разными видами загадок, словотворчество детей)
  3. Пословицы (знакомство с пословицами, словотворчество детей)
  4. Другие формы словотворчества детей

Ниже мне хочется более подробно остановиться на разделе «Сказки»

По примеру этого раздела строится работа и по другим направлениям.

Сказки

1 этап работы.

Знакомство со сказкой.

Формы работы: экскурсии в комнату сказок, чтение и рассказывание русских народных сказок, показ кукольных спектаклей, рассматривание иллюстраций к сказкам, вечера досуга, занятия по изобразительной деятельности, литературные викторины, просмотр диафильмов, тематические вечера досуга, использование в своей работе игровых упражнений и дидактических игр по возрасту. В этом разделе можно выделить следующие цели:

А) познакомить с русскими народными сказками

Б) развивать интерес к устному народному творчеству

В) развивать умение оценивать характер героев сказки, их поступки, понимать содержание сказки

Г) воспитывать нравственно – эстетическое качество: сочувствие, сострадание, желание помочь

Д) воспитывать умение выражать своё эмоциональное состояние словами, передавать его в рисунке.

Е) воспитывать умение понимать красоту русского языка.

Всё это является подготовительной работой к следующему этапу.

2 этап работы.

Подготовка к словотворчеству.

Цель: продолжать воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию, творческое мышление, развивать речь детей, продолжать нравственно – эстетические качества. Развивать умение принимать решения в зависимости от ситуации.

Формы работы: занятия по развитию речи, игровые задания, дидактические игры, индивидуальные беседы, беседы, вечера досуга, игры – драматизации.

3 этап работы.

Самостоятельное придумывание сказки.

Формы работы: словесные игры, дидактические игры, игровые упражнение, занятия, беседа (этические темы) , знакомство с карточками – символами, обобщение личного опыта детей – наблюдения в природе, опыты.

Цель:

1) Развить фантазию у детей, память, зрительную память.

2) Воспитывать уверенность в своих силах.

3) Развитие словотворчества у детей.

4) Развивать абстрактное мышление у детей, логику.

5) Развивать умение использовать свой опыт, свои знания, обобщать их.

Как я уже с казала выше, точно по такой же схеме строится работа и по другим разделам: загадки, пословицы, малые формы фольклора.

Работа в этом направлении покажет, что

  1. У детей не только возрастает интерес к сказкам, но вместе с этим и возрастает понимание сюжета сказки, её смысла.

2) У детей появляется умение давать оценку поступкам героев сказки, рассказывать о характере героя, сопереживать ему.

  1. Улучшается умение пересказывать сказку, изменять содержание сказки по своему желанию.
  2. Вырастает их интеллектуальный уровень, расширяется литературный кругозор. И, исходя из вышеназванного,
  3. У детей многократно возрастает интерес к русской культуре, к окружающей природе, развиваются творческие способности.

Хочется предупредить молодых педагогов – не ждите быстрых результатов – чудес не бывает. Это очень трудоёмкая, кропотливая работа, требующая от педагога терпения, находчивости в выборе педагогических приёмов и форм работы. Но все затраченные усилия сторицей окупаются полученными результатами. В заключении мне хочется сказать:

я считаю, что работа по знакомству детей с устным народным творчеством является важной и своевременной. Она поможет не только обогатить внутренний мир ребёнка, раскроет его творческий потенциал, но и, что самое важное научит гордиться своей страной, её культурой, историей. А это на мой взгляд является самым важным для воспитания настоящего гражданина, патриота России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать далее nsportal.ru

Методическая разработка (средняя,старшая,подготовительная группа) по теме: Игры развивающие интеллектуальные способности детей дошкольного возраста

Опубликовано 05.07.2012 - 19:27 - Булышева Татьяна Александровна

Эффективное развитие интеллектульных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучшее подготовлены к школе.

Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.

Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича и игры-головоломки.

Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того,что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

На данном современном этапе, условия для формирования разносторонней и полноценной личности характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.

Реализация этой задачи обьективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические иры.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Наиболее эффективными средствами развития мыслительной активности являются палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры - головоломки.

Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознокомлении детей с новой игрой. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи.

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 Этап: Внесения новой игры в группу.

Цель знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.

Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в обьектах, называть их, обобщать обьекты по их свойствам, обьяснять сходства и различия обьектов.

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной обьектов
  • Развивать пространственные отношения
  • Развивать познавательные поцессы, мыслительные операции

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно-практический характер.

Скачать:

Источник nsportal.ru

Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр Детский сад

3. Найти к карте объекты.

Расширение знаний детей о географических объектах, их обозначении на картах.Диагностика знаний детей по карте, ее объектах.“Морозко”Протирая окошко, увидеть что за ним. Найти это среди рисунков.

7 игрушек.

Развитие внимания, восприятия, моторики руки.Индивидуальная и групповая работа по развитию внимания и восприятия детей.“Охота”Навести фотоаппарат и сфотографировать зайца.

1, 2, 3 уровни отличаются скорость движения зайца.

Развитие координации и точности движений в системе “глаз-рука”.Индивидуальная работа с детьми с низким уровнем развития моторики.

Образцы других паспортов компьютерных игр смотри в Приложении 2.

Данные паспорта позволяют педагогам быстро найти нужное упражнение на занятие, облегчают планирование занятий, помогают в организации работы с родителями по использованию компьютерных игр в развитии детей дома.

Занятия в КИК в нашем детском саду проводятся по подгруппам 10–12 человек, таким образом, достигается 100% охват детей за занятие. Каждый ребенок выполняет 1-2 задания у интерактивной доски (Рисунок 1) , остальные получают возможность проследить и оценить выполнение задания.

Например, исключая лишний предмет в компьютерной игре “Логика”, раздел “Найди лишнюю картинку”, дети запоминают порядок рассуждений, учатся анализировать. В игре “Игродром”, раздел “Кто где живет”, закрепляют на звания “домов” для животных.

Рис. 1

Также нами используются приемы с фишками и карточками, позволяющими одновременно выполнять задание всей подгруппой (Рисунок 2) . Например, в компьютерной игре “Учимся говорить правильно”, для групповой работы можно каждому ребенку сделать карточки для ответов. Так, в разделе Неречевые звуки – скотный двор – заменить данных животных их символами на карточках (корова – вымя, овца – завитушки шерсти, лошадь – хвост, свинья – пятачок) . После того как прозвучит задание все дети подгруппы выкладывают прозвучавшую последовательность своими карточками. Это позволяет проследить результат у всех детей, повысить эффективность задания, развивать у детей не только слуховую и зрительную память, но и воссоздающее воображение, целостность восприятия.

Рис. 2

Данная организация занятий позволяет каждому ребенку побывать в центре внимания, получить удовлетворение от выполненного задания, получить оценку своим действиям, что не всегда будет возможно при обучении в школе.

В помощь педагогам, планирующим включать в свою работу компьютерные технологии, предлагаем обобщающую таблицу по интеллектуально-творческому развитию детей с помощью компьютерных игр.

Продолжение статьи (Таболица 2) можно посмотреть в Приложении 3Ещё конспекты занятий в детском саду:

Ссылка на источник 50ds.ru

Закутилина, воспитатель МДОУ № 20 «Дельфин»

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.

Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.

Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики.

Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание развитию общих интеллектуальных способностей.

Цель интеллектуального развития детей, это создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.

Педагоги в своей работе должны учитывать логику развития общих умственных способностей дошкольников, интегрировать познавательное содержание образования, осуществлять деятельностный подход, создавать мотивационно – развивающую среду для интеллектуального развития детей.

Поэтому в детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие) ;

наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;

наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;

творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей определяются следующие задачи:

Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы) .

Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация) .

Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления) .

Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.

Одним из структурных компонентов интеллектуальных и творческих способностей являются воображение и мышление, которые относятся к числу высших познавательных процессов. Ученые определяют, что наиболее чувствительным, сензитивным периодом развития мышления является дошкольный возраст. Воображение признается центральным новообразованием также дошкольного детства.

А именно формирование этих психических процессов, как правило, упускается из виду. В то время, как известно, что дети, способные к игре воображения и мышления, имеют более высокий показатель интеллекта и легче преодолевают трудности. Отсюда понятна важность развития у детей дошкольного возраста воображения (особенно воспринимающего, вспоминающего, фантазирующего его видов) и мышления (образного, объемно-пространственного, творческого, элементов логического) .

В связи с этим одним из приоритетов работы дошкольных образовательных учреждений должно быть стимулирование развития детского мышления, его гибкости и подвижности, формирование творческого воображения как универсальных компонентов познавательных и творческих способностей дошкольников. На это дошкольным образовательным учреждениям целесообразно делать специальный акцент, так как такой подход является одним из путей подготовки будущих «Королевых», умеющих нестандартно мыслить и предлагать оригинальные пути решения сложных научных и технических проблем. Все это требует совершенствования организации работы с детьми и методики обучения, направленных на формирования умственной активности детей, самостоятельности и творчества поисково-познавательного характера.

Педагогам детских садов важно осмыслить, что когда развитие воображения и мышления дошкольников становится предметом специального педагогического руководства, происходит резкое повышение уровня когнитивного их развития.

Пути развития воображения и мышления дошкольников разнообразны. Их формирование может быть обеспечено:

  • На основе приемов ТРИЗ (круги Луллия, морфологическая дорожка) ;
  • Использованием моделирования (сенсорные, понятийные, предметные, предметно-схематические, графические и другие виды моделей, алгоритмы) ;
  • В процессе проведения развивающих и интеллектуальных игр и упражнений;
  • В процессе сенсорного и эмоционально-эстетического («родственное» отношение) восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • Средствами устного народного творчества, особенно сказок;
  • Посредством изобразительной деятельности;
  • Применением разнообразных нетрадиционных художественных техник рисования, лепки, аппликации;
  • Использованием современных нетривиальных изобразительных материалов (шариковый пластилин, масса для моделирования, краски 3 в 1, и др.) .

Безусловно, могут быть реализованы и другие способы развития воображения и мышления дошкольников.

Следовательно, предоставляя детям свободу творческой активности, которая проявляется в том, что «фантазеры» не следуют готовым штампам и образцам, у них активизируется потребность находить собственные оригинальные и смелые решения, желание свободно выражать свое отношение к окружающему, формируются предпосылки интеллектуальной инициативы.

Основным результатом целенаправленной работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной, и к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками.

Условия взаимодействия познавательного процесса предполагает выход на следующие результаты.

Для детей:

  • Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
  • Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
  • Сформированность нравственно-волевых качеств

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Интеллектуально творческое развитие дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изо...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в средней группе «В гостях у сказки» Цель: учить детей согласовывать действия в коллективе, стимулировать развитие творчес...

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...