Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношений к окружающему миру.

Способность владеть языком и речью необычайно значима для нормального вхождения ребенка в общество. Содержание проводимой нами работы направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произвольной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Для преодоления трудностей, возникающих в работе с дошкольниками, имеющими ограниченный словарный запас, не проявляющими склонность к словотворчеству необходимо использовать различные игровые приемы.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Смысл игры, по Высотскому, заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребенка. Игра учит, формирует, воспитывает, стимулирует исследовательское поведение, направляет на поиск новой информации, а также развитию любознательности.

Как игровой метод обучения мы используем дидактическую игру на занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний. Своеобразие дидактической игры отличается определенной структурой, содержащей обучающую и воспитывающую задачи, игровые действия и правила. При ее выборе мы учитываем уровень подготовленности воспитанников, поскольку в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Проведение дидактических игр включает:

1 ознакомление детей с содержанием игры, используемые в ней дидактические материалы (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняется знания и представления) ;

2 объяснение хода и правил игры, при этом следует обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами, четкое их выполнение;

3 показ игровых действий;

4 определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием) ;

5 подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам можно судить об ее эффективности, о том будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Особенностями умственного развития детей шестого – седьмого года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения, проявлять интерес к учению.

По характеру используемого материала дидактические игры и упражнения условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные игры, словесные, подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры – хороводы, игры – драматизации, игры – потешки с пальчиками и др.

Подобранные нами дидактические игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях и в самостоятельной деятельности. При проведении игр четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.

Здесь важное значение имеет содержание дидактических игр. Внутри одной игровой темы можно использовать несколько видов игр.

- парные картинки, игровая задача которых состоит в их подборе по сходству;

- лото, основанное на принципе парности - уточняет знание детей, обогащает словарь;

- домино- подбор парных картинок при очередном ходе, при этом развиваются память, сообразительность;

- разрезные картинки, направленные на развитие внимания, уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

Работа по развитию речи детей осуществляется не только на занятиях, но и во время режимных моментов, а также на прогулках, которые мы можем планировать в зависимости от лексической темы. Например, наблюдая за насекомыми, я предлагаю провести пальчиковую гимнастику со словами «Пчела», для закрепления правильного звукопроизношения повторить скороговорку «Жук жуку жужжал: жу-жу, я с ежатами дружу», придумать предложения со словом пчела и поиграть в игру «Четвертый лишний». Очень полезны для детей игры с мячом. Мяч помогает разнообразить работу, активизировать мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с замкнутыми детьми, нормализует поведение гиперактивных ребят. Прогулка очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных. Например, для развития фонематических представлений можно использовать игру «Звуковая цепочка» (первое слово говорит воспитатель и передает мяч ребенку, конечный звук предыдущего слова – это начальный звук нового, а для развития лексического строя речи есть универсальная игра «Мяч бросай и животных называй».

Форма игры помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, развивает речемыслительные процессы.

Создание постоянных игровых ситуаций обеспечивает возможность удерживания в течение длительного времени работоспособности детей. А также более легкое и быстрое усвоение программного материала.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе подготовки детей к школе, мы организуем выступления на родительских собраниях, индивидуальное консультирование родителей, проведение показательных мероприятий, совместная игровая деятельность с предложенным материалом дома. В процессе работы с родителями широко использую вспомогательные средства. Организую информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки книг. Изучение предложенного материала помогает родителям стать более информированными в разных вопросах. В течении года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные моменты и занятия. Также мы приглашаем взрослых на различные мероприятия и праздники, где дети демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные в детском саду.

Созерцание результатов своего труда радует и детей, и родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую и правильную речь, помогают им. Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиваться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников.

www.maam.ru

Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста

"Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста".

"Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности".

В. А. Сухомлинский.

Условия успешной реализации программы по разделу «развитие речи»:

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи.

Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи.

Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.

Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

Педагоги поощряют детское словотворчество.

Мы играем целый деньИ играть нам здесь не лень!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-didak-igry_175ga.ppt | 3026,5 Кб | Скачан: 74
www.maam.ru

Консультация по развитию речи по теме: Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития мыслительной деятельности у детей дошкольного овзраста

Опубликовано 18.01.2014 - 19:34 - Панкратьева Наталья Николаевна

Использование дидактических игр и игровых

упражнений для развития мыслительной

деятельности у детей дошкольного возраста

Панкратьева Наталья Николаевна – воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90»

Большинство выпускников ДОУ владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программе массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности будущих школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;

- трудности в синтезировании информации;

- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

- трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6 - 7 – летних детей возрастными, физиологически обусловленными.

Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже.

Не ставя под сомнение данное утверждение, считаю, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться переход от конкретного мышления к более сложной форме – словесно – логическому. Поэтому предлагаю, активно использовать в работе дидактические игры и игровые упражнения.

Что дает игра детям?

- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

- Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна.

- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает самого человека, активизирует его способности.

- Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.

- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предлагает обучение.

- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.

- Игра дает развитие воображения.

- Игра дает возможность развить свой ум.

- Игра дает радость общения.

- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям.

Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Разные дидактические игры развивают интеллектуальные качества: мышление, память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал. Умело созданные педагогом, они побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает благотворное влияние на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Скачать:

Читать далее nsportal.ru

- исследовательскую;

- планирующую.

Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим перед собой следующие задачи:

- развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

- формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

- развитие связной речи ;

- ознакомление с художественной литературой;

- подготовка детей к обучению грамоте.

Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка.

Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка:

- словаря;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи;

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность:

- выбор темы;

- сочинение;

-исполнение от лица персонажа;

Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используем знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение) .

Работу по организации театрализованной игры мы проводим в три этапа:

  1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций ( «сценарист», «оформитель», «костюмер») .
  3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

- режиссерские игры.

В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например,

- съешьте кислый лимон (дети морщатся) ;

- рассердитесь на драчуна (сдвигают брови) ;

- встретьте знакомую девочку (дети улыбаются) ;

- покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

- покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

- полетим как птицы;

- волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» - каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

Источник nsportal.ru

1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос) , Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос) . Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? И т.п.

«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка.

Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

2. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

«Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

1. Предметные картинки (парные) : чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.

2. Коробочки для складывания картинок.

Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда.

Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником.

Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник) , картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.

Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле) .

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

«Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород».

Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится.

Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как

всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

Скачать:

Материал nsportal.ru

Творческий отчет педагога Мурзиной Л. А. по самообразованию.

Тема: Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Цель: расширить педагогическиезнания по использованию дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Изготовить пособия и систему работы по ним.

2. Создать картотеку игр и упражнений.

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Оборудование: Картотека игр и упражнений, игры, кольца Луллия, волшебный круг.

Актуальность:

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Благодаря грамматически правильной речи, ребенок может непринужденно общаться с окружающими, планировать и организовывать собственную деятельность, формировать социальные связи.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми.

Наша задача – воспитание полноценной личности. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Этапы реализации:

Подготовительный:

1. Изучение методической литературы.

Ответ на данный вопрос я нашла в работах Александровой Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников», Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения», В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми», «Речевые игры и упражнения для дошкольников под ред. О. С. Ушаковой., А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду». Опиралась я на пособие Ушаковой О. С., Струниной Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

В пособии представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.

2. Консультация с педагогом дополнительного образования по результатам мониторинга речевого развития детей.

Мониторинг речевого развития детей нашей группы выявил следующие наиболее трудные грамматические формы:

  • употребление сущ. В форме мн. ч. Р. п.;
  • согласование существительных с числительными;
  • образование существительных при помощи суффиксов;
  • образование относительных и притяжательных прилагательных.

Причинами этого, на наш взгляд, могут быть:

неграмотная речь окружающих – подражание неправильной речи родителей, старших братьев, сестер, бабушек, дедушек;

недостаточное использование эффективных методов в работе по формированию грамматического строя речи детей.

Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.

3. Оснащение педагогического процесса.

  • Изготовление картотеки игр и упражнений.
  • Подбор картинок к играм: «Наоборот», «Назови детеныша», «Кто где живет», «Один – много», «Что из чего сделано», «Что для чего», «С какого дерева лист». (Использовала опыт по предыдущей теме самообразования, продолжила работу с пособием Кольца Луллия)
  • Изготовление лото «Будь внимательным».

Подробней nsportal.ru

Дидактические игры дошкольников для развития речи

Но, для гармоничного речевого развития дошкольника важно также вмешательство педагогов и родителей, введение мероприятий, которые направлены на стимуляцию развития и призваны помочь ребенку скорее и эффективнее овладеть всеми речевыми навыками.

Так как основной формой деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, то именно ее и необходимо задействовать для получения результата.

Дидактические игры для развития речи в дошкольном возрасте – это необходимые мероприятия, которые не только помогут занять свободное время ребенка, но и принесут огромную пользу в процесс речевого развития.

Давайте рассмотрим более подробно тему дидактических игр для развития речи в дошкольном возрасте.

В чем польза дидактических игр для развития речи дошкольников?

Развитие речи в дошкольном возрасте – это процесс естественный, но он требует активного участия воспитателей и родителей.

Первым помощником в развитии дошкольников является игра. На сегодняшний день существует множество различных дидактических игр для развития речи дошкольников.

Большинство из них разработаны профессиональными педагогами и логопедами, и эффективность этих дидактических игр доказана на практике.

Весь смысл дидактических игр для развития речи дошкольников состоит в том, чтобы ребенок в игровой форме обучался навыкам использования устной речи, приобретая речевой опыт под корректирующим руководством педагога или воспитателя.

Кому нужны дидактические игры развивающие речь?

Существует распространенное и ошибочное мнение о том, что якобы дополнительные развивающие стимулы необходимы только тем дошкольникам, у которых наблюдается явное отставание в речевом развитии.

На самом деле, такие дети, у которых наблюдается задержка развития речи, особенно в старшем дошкольном возрасте, требуют уже не дидактических развивающих игр, а компетентного лечения с помощью курса занятий с логопедом и детским психологом.

Такие случаи в педагогической практике встречаются не часто, поэтому курс коррекции развития речи подбирают индивидуально, в зависимости от ряда дополнительных факторов.

Что касается деток, у которых нет каких-либо дефектов или нарушений темпа развития, то дидактические игры именно для них и предназначены.

Цель таких занятий состоит в том, чтобы здоровый малышсмог закрепить и более эффективно научится использовать устную речь.

Виды дидактических игр для развития детей в дошкольном возрасте

Существуют различные дидактические игры, которые направлены на развитие определенных навыков. Некоторые игры способствуют развитию логического мышления, некоторые развивают речь, некоторые творчество.

Помимо этого, разделяют виды дидактических занятий в зависимости от количества детей, участвующих в них. Таким образом, дидактические игры могут быть, как индивидуальными, так и коллективными.

Варианты дидактических игр для развития речи дошкольников

  1. «Названия предметов».

Суть данной дидактической игры состоит в том, чтобы в игровом процессе ребенок дошкольного возраста научился правильно называть предметы, а также описывать его характеристики (цвет, форму) .

Для проведения данной развивающей игры необходим непрозрачный мешочек (тканевая сумка, можно заменить пакетом) , в котором нужно собрать несколько десятков различных по форме, цвету и свойствам предметов.

Сначала педагог или родитель достает из мешочка какой-либо предмет, проговаривает его название и описывает его характеристики.

Например – «это мяч, он круглый и красного цвета». Затем, по очереди все участвующие должны извлечь по предмету и точно также назвать их и дать им краткое описание.

  1. «Кто что делает»?

Суть данной дидактической игры состоит в том, чтобы обучить детей правильному использованию глаголов и образованию различных форм. Это занятие, как правило, проводится в группах старших дошкольников, но допускается с 3-4 лет.

Для проведения этой дидактической игры будут нужны картинки с изображением различных предметов, животных и явлений.

Учитель раздает каждому дошкольнику картинку с изображением чего-то, и предлагает описать явление и предмет, а также возможные действия, которые он производит.

Например, что делает автомобиль – едет, перевозит людей, сигналит и т. д.

  1. «Вам открытка!».

Смысл данной дидактической игры для развития речи дошкольников состоит в том, чтобы дети смогли обучиться навыкам образования глаголов в настоящем времени.

Для того, чтобы провести данную игру педагогу понадобятся открытки или карточки с различными изображениями людей и животных.

Воспитатель раздает всем детям по открытке с изображением какого-либо действия и задет вопросы, а дети в свою очередь должны ответить на следующие вопросы: «кто изображен на картинке?» и «что он делает?».

  1. Сравнение картинок.

Суть данной игры состоит в том, чтобы научить младших дошкольников правильно грамматически формировать свою речь, а также классифицировать объекты.

Для того, чтобы провести данную дидактическую игру, необходимы различные карточки с изображениями различных по своим свойствам и предназначению предметов.

Каждому ребенку воспитатель дает две карточки, и просит описать, что на них изображено, и чем отличается предмет, который изображен на первой картинке от того, который на второй. Например, на одной картинке апельсин, а на второй красный телефон.

То есть, чадоговорит, что апельсин от телефона отличается тем, что он съедобный, круглый, оранжевый и так далее.

И в заключение важно отметить, что важным преимуществом дидактических игр является то, что они позволяют своевременно выявить и скорректировать нарушения в речевом развитии.

Правильно подобранная программа развивающих мероприятий, поддержка со стороны родителей и терпеливое участие педагогов помогут ребенку дошкольного возраста освоить все необходимые речевые навыки, которые помогут ему в дальнейшем обучении и интеллектуальном развитии.

Дидактические игры дошкольников для развития речи нравятся деткам!

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Подробней на сайте sosed-domosed.ru

Творческий отчет педагога Самсоновой Д. В. по самообразованию.

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений».

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений».

Задачи:

  • написание перспективного плана по самообразованию;
  • изучение методической литературы по вопросу;
  • подбор дидактических игр и пособий;
  • изготовление и апробирование дидактических игр и пособий.

Актуальность:

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты) .

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Тема еще актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить артикуляционную гимнастику, занятия более живо и интересно. Игра – наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, так как является основным видом его дельности.

Этапы реализации:

I этап:

На I этапе я изучала методическую литературу по теме. Ответ на данный вопрос я нашла в работах:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. А. И. Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.

3. О. С. Ушакова. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников.

4. Л. Р. Болотина. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие.

5. Н. Г. Комратова. Учимся говорить правильно: учебно – метод. пособие по развитию речи детей 3 – 7 лет.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина.

7. Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей.

8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

9. Швайко Г. С. Игры, игровые упражнения для развития речи.

II этап:

Подбор и изготовление дидактических игр, направленных на:

  1. развитие фонематического слуха;
  2. дыхания;
  3. интонационной выразительности.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

1. Развитие фонематического слуха.

В развитии речи детей 4-5 лет большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. способности четко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, различение слов, близких по звуковому составу (слова-паронимы) . Например: пособие «Волшебные часы», с помощью которого играли в игры «Найди пару», «Подбери рифму».

Так же направлено на развитие навыков элементарного звукового анализа: отбирать картинки с заданным звуком, умение выделять первый и последний звук в слове, подбирать слово на заданный звук. Для решения этих задач использовали игры «Подарки», «Цепочка», «День рождения Ани».

2. Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать каждый день, только тогда навык будет закрепляться. Не нужно перенапрягать ребенка, достаточно 2-3 упражнений в день, по 5-7 раз необходимо повторить каждое упражнение. Лучше всего проводить их в эмоционально-игровой форме, непринужденно. Вряд ли ребенок будет с желанием выполнять эти упражнения, если предложить ему позаниматься, а вот если пригласите поиграть или придумать сказку-тогда он примет приглашение с удовольствием.

При проведении артикуляционной гимнастики нашими задачами являются: 1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.) ; 2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами) ; 3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Для проведения артикуляционной гимнастики, мы использовали такие игровые приемы как: путешествие по «Волшебной дорожке»; игра «Веселый кубик»; альбомы артикуляционных упражнений; сюжетные картинки для сочинения сказок о Язычке.

3. Работа над развитием речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Для выработки свободного, плавного, удлиненного выдоха мы использовали такие игровые упражнения, как: «Загони мяч в ворота», «Вертушки», «Сдуй бабочку»; «Сдуй снежинку», «Прожорливые фрукты», «Разноцветные перышки».

4. Работа над голосом

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека.

Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка (слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах) ; с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т.п.) .

Задачами педагогов являются: 1) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса - силу и высоту; 2) приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо - громко) .

III этап:

  • повысила свою педагогическую компетентность по этому вопросу;
  • обогатила развивающую среду группы;
  • мною были изготовлены дидактические игры по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.

Использование дидактических игр и игровых упражнений способствовало формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

Дети научились определять и называть первый и последний звук в слове, произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме: