Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста

«В гостях у петушка».

Пояснительная записка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. В официальной медицине создано целое направление – музыкотерапия. Таким образом, музыка – это, во-первых, одно из средств физического развития детей, и, во-вторых, фактически между этими двумя явлениями («музыка» и «здоровье») можно поставить знак равенства.

Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные, такие как:

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Логоритмика;

Пальчиковая гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Ритмопластика;

«Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова.

Психогимнастика;

Музыкотерапия.

В музыкальных занятиях здоровьесберегающие технологии используются комплексно, в игровой форме. Перед пением песен –необходимо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок; музыкально-ритмические движения полезно совмещать с речевыми играми; а танцевальную импровизацию полезно совместить с музыкотерапией. Всегда приходится внимательно следить за состоянием детей: при потере интереса или признаках утомления на помощь педагогу приходят пальчиковые игры или элементы психогимнастики. Всё это требует от педагога большой профессиональной подготовки. Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности может варьироваться в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности. Вся работа проводится совместно с логопедом, педагогом-психологом, физкультурным руководителем, воспитателями, старшим воспитателем.

Процесс музыкального воспитания дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий включает в себя следующие формы:

непосредственная образовательная деятельность;

непосредственная образовательная деятельность валеологической направленности;

праздники и развлечения;

музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «В гостях у петушка».

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация». «Социализация», «Физическая культура», «Художественное слово».

Цели.

«Музыка». Развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, исполнительская деятельность, музыкально-творческая деятельность, музыкально-познавательная деятельность) ; воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональной сферы; развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления.

«Коммуникация». «Социализация». Развитие нравственно-коммуникативных качеств: способность к сопереживанию, умение работать в коллективе.

«Художественное слово». Развитие речи.

«Физическая культура». Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; повышать адаптивные возможности детского организма;

формировать правильную осанку, навыки ориентировки в пространстве.

Виды детской деятельности: восприятие музыки, испольнительская деятельность, музыкально-творческая деятельность, музыкально-познавательная деятельность, коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.

Материалы и оборудование:

Петушок, слоник (яркие игрушки) ; разноцветные ленточки (по две на каждого ребёнка) ; палочки, бубны; аудиозапись для музыкально-ритмических упражнений.

Используемый репертуар:

импровизация «Приветствие петушка»;

«Марш» муз. Е. Тиличеевой;

упражнение «Качание рук с лентами и легкий бег». «Вальс» муз. А. Жилина;

«Петушок» р. н. прибаутка;

пальчиковая игра «Побежали вдоль реки»;

«Кто проснулся рано? » муз. Г. Гриневича;

«Барабанщик» муз. М. Красева;

«Чики-чики-чикалочки» р. н. прибаутка;

пляска «Нам весело» укр. н. м. ;

артикуляционное упражнение «Слоник»;

дыхательное упражнение «Надуем шарики».

Структура занятия:

1. Организационная часть.

Приветствие и музыкально-ритмические движения.

2. Основная часть.

Развитие чувства ритма, пальчиковая игра, дыхательное и артикуляционное упражнения, распевка, пение песен, слушание музыки.

3. Заключительная часть.

Творческая пляска. Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Цель - создать веселую, шуточную атмосферу – установить эмоциональный контакт с детьми.

Детей встречает петушок и приветствует их по-своему: «Ку-ка-ре-ку! » Педагог поёт за петушка, меняя ритмические формулы. Затем дети показывают петушку, как они могут маршировать. («Марш» Музыка Е. Тиличеевой). Я слежу и за осанкой детей, и за тем, чтобы движения выполнялись в соответствии с характером музыки.

Предлагаю детям пофантазировать: показать петушку руками, как машут крыльями птички, как качаются от ветра веточки на деревьях. Выполняется упражнение «Качание рук с лентами и лёгкий бег» («Вальс» муз. А. Жилина). Приучать детей во время бега использовать всё пространство зала, различать двухчастную форму музыкального произведения, менять движение со сменой частей. Обращаю внимание на то, чтобы мышцы рук у детей были расслаблены, а движения – плавные.

Анализируя эту часть занятия с точки зрения использования здоровьесберегающих технологий, видно, что наряду с музыкальными задачами решаются и задачи оздоровительного направления. Используется ритмопластика. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, поэтому, любое упражнение, основанное на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т. д., на данном занятии я работала над совершенствованием навыков основных движений (марш, бег) ; навыка ориентировки в пространстве и умения слышать двухчастную форму.

2. Основная часть.

Цель – развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности.

Педагог напоминает детям песенку про петушка («Петушок» р. н. прибаутка) : поёт и прохлопывает ритмический рисунок. Затем предлагает сделать это всем вместе. Первые два слова попевки педагог выкладывает «солнышками» на магнитной доске и вместе с детьми прохлопывает и проговаривает этот ритмический рисунок. Затем дети делятся на две группы. Одна группа берёт в руки палочки, другая – бубны. Выложенный ритмический рисунок «проигрывается» на шумовых инструментах, обязательно со словами. Целью данного упражнения являются развитие артикуляции и чувства ритма, отработка ритмической структуры слова. (Логоритмика).

Педагог предлагает детям пофантазировать и изобразить, как бегут косолапые мишки, юркие мышата.

Проводится пальчиковая гимнастика «Побежали вдоль реки». Кроме развития фантазии и воображения пальчиковая игра выполняет роль своебразного стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Упражнение выполняем в медленном темпе под музыку 3- 4 раза сначала одной рукой, затем - другой. И только после этого – двумя руками вместе

Педагог говорит, что петушок немного загрустил и предлагает детям надуть шарики, чтобы развеселить петушка. Упражнение на развитие трёх основных моментов речевого и певческого дыхания «Надуй шарик». Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью и оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Вдруг прибежал Слоник, который захотел посмотреть на красивые шарики. Проводится артикуляционное упражнение «Слоник».

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю. (Как можно больше тянуть губы, образуя «хоботок», затем принимать исходное положение). Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям проходит по подражанию взрослому.

Педагог предлагает спеть распевочку, чтобы развеселить петушка. («Чики-чики-чикалочки» р. н.)

Сначала дети вместе с педагогом (который внезапно «забыл» слова произносят слова потешки громко, затем тихо, чётко артикулируя слова. Затем все вместе поют подряд несколько раз, постепенно прибавляя темп) .

Далее проходит работа над песенкой «Барабанщик» муз. М. Красева. Педагог играет вступление к песенке. Узнают ли дети песенку? Музыкальный руководитель предлагает всем вместе её петь, а на припев постучать ладошками по коленкам (как на барабане). Педагог следит за тем, чтобы дети пели слаженно, активно, начинали пение после вступления. Петушок развеселился и зовёт всех детей в круг. Дети встают по кругу. Знакомство детей с новой песенкой: «Кто проснулся рано? » муз. Г. Гриневича.

www.maam.ru

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста (Из опыта работы)

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы. В. А. Сухомлинский

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

В действующем законе «Об образовании» первоочередной задачей является здоровье человека и свободное развитие личности. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности нашего дошкольного учреждения. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Из этого следует, что воспитатель должен не только сам обучаться психолого-педагогическим технологиям, чтобы использовать их в оздоровлении дошкольников, но и консультировать и обучать родителей воспитанников.

Основная цель работы: обеспечение высокого уровня здоровья детей; воспитание культуры осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.

В связи с этим были поставлены задачи:

обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В группе созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение группы разнообразным физкультурным оборудованием. В уголке здоровья собраны: мячи, скакалки, обручи, флажки, ленточки, палочки, мешочки, кегли, разнообразное оборудование для массажа рук, массажные дорожки для ходьбы, для профилактики плоскостопия, веревки, канат, картотеки игр и гимнастик, нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками. В группе много игрушек, игр на спортивную тематику: «Футбол», «Хоккей», «Бадминтон», «Рыбалка», «Попади в цель», «Перетяжки», «Перемотки» и др. Осуществляется непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, корригирующая, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, точечный массаж, ароматерапия, сказкотерапия, релаксации, игротренинги, игротерапия и другие оздоровительные технологии). В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Так например, во время сюжетно-ролевых игр «Больница», «Скорая помощь», у детей расширяются знания о работе врача. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение дня. Особое внимание уделяю обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяю на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок. Ниже размещены фото некоторых оздоровительных мероприятий, игровой деятельности дошкольников, используемых в работе с детьми нашей группы.

Гимнастика для глаз с использованием самодельных тренажеров «Жучки».

Дыхательная гимнастика с использованием самодельных тренажеров «Деревья»

Дыхательное упражнение «Коктейль»

Точечный массаж «Поиграем с ушками»

Самомассаж рук с использованием игрушечных грабелек, самодельных роликов с ребристой поверхностью, тренажера-змейки из крышек

Пальчиковая гимнастика

Игротренинг «Поймай рыбку»

Игротренинг «Кто быстрее доберется до цветочка или бабочки»

Точечный массаж стоп для профилактики плоскостопия

Самомассаж с использованием махровых варежек

Ароматерапия «Поиграем с носиком»

Сказкотерапия

Игротерапия

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Литература:

-Кухлинская В. В. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ. –Ж-л «Управление ДОУ», 2007 г., с. 84.

-Савинова С. В. Как воспитать здорового ребенка. –Ж-л «Воспитатель ДОУ», 2011 г., № 3, с. 7.

-Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Издание 2-е, переработанное. –М-: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009 г. – 144 с.

www.maam.ru

«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Быть здоровым – здорово!

Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Одним из важнейших условий решения задач оздоровительной работы является организация развивающей предметной среды. В связи с чем необходимо выявить особенности методической работы по созданию среды в ДОУ для использования здоровьесберегающих технологий. Среди эффективных форм и методов работы объективно считается совершенствовать, в рамках внедрения ФГОС, исследования здоровьесберегающих технологий в теоретическом и особенно практическом плане.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

-медико-профuлактические;

-физкультурно-оздоровительные;

-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

-валеологического просвещения родителей.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

Выбор здорвьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Особое внимание в своей работе я уделяю технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, которая обеспечивает психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этой технологии - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Наш детский сад работает по программе «Детство» Т. И. Бабаеваой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, на протяжение многих лет особое внимание мы уделяем социально-личностному развитию детей, что соответствует социально-коммуникативному развитию, определенному в ФГОС. Поэтому сегодняшний выбор темы «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» и раздела образовательная область «Социально-коммуникательное развитие» для меня был неслучаен.

По данной теме я работаю с 2013 года со второй младшей группы. Основная часть детей перешла из первой младшей группы, но в силу особенностей нашего учреждения (когда приходится принимать в коллектив ещё и новых детей, к нам присоединились и другие дети. Также к нам в группу пришла девочка с ограниченными возможностями. Наблюдая за детьми, мы заметили, что новенькие дети не умели взаимодействовать со сверстниками, некоторые не шли на контакт с педагогом, для определённой части детей не были понятны нормы и правила, принятые в группе. А присутствие в группе девочки ОВЗ, вводило детей в замешательство. Эта тема мне самой очень близка, имея ребёнка-инвалида, меня волновало и беспокоило, как мой ребёнок войдет в детский коллектив, как будут к нему относиться другие дети. Изучив необходимую литературу, ФГОС, Санпин, ознакомившись со здоровьезберегающими технологиями, внимательно проанализировала возрастные особенности детей, Был составлен план мероприятий.

Цель: продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно - методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки) .

3. Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.

5. Систематизировать изученную литературу.

Каждый год включала в свою работу новые методы и приёмы.

Далее было проведено анкетирование родителей, о том, как они понимают значение слова «здоровье», гимнастика, режим дня, правильное сбалансированное питание, какие виды физических упражнений выполняют дома, взаимосвязь положительных эмоций, окружающей среды на здоровье, как часто рассказывают о здоровье ребёнку и т. д. Использовала детскую литературу, сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», детские энциклопедии, подобраны презентации.

В соответствии с возрастом оформлялись физкультурные уголки, создавала благоприятную развивающую среду, для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком в группе. Подключила родителей в изготовлении нетрадиционного физкультурного пособия.

Подобрала наглядную, доступную информацию для родителей:

- оформление папок-передвижек;

- составление памяток;

- консультации с родителями;

- собрание;

- развлечение родители-дети;

- оформление фотовыставки;

Пополнила методическое обеспечение картотекой прогулок, дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме сбережения здоровья.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Так же используем музыкотерапию (утренний приём, засыпание, пробуждение). Музыка помогает детям устанавливать контакт, успокаивает, настраивает, активизирует, заинтересовывает, одним словом, помогает преодолевать психологическую защиту.

Ежедневно проводится гимнастика после сна, где ребята могут «превращаться» то зверятами, то волшебниками, то вредными, то добрыми ребятками. Это влияет на их самооценку, раскрепощённость, доброжелательный настрой, объединяет всю группу, повышался интерес к гимнастике.

Во время НОД проводятся динамические паузы, по мере утомляемости детей. Включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятий. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно; индивидуально и подгруппами. Активно привлекала стеснительных детей, малоговорящих, ребёнка с ОВЗ во все мероприятия. Большая работа проводилась с такими детьми индивидуально, позже небольшими подгруппами, группами. Воспитывала в детях привычку к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Каждодневно проводятся упражнения для коррекции правильной осанки, беседы на темы «Чтобы быть здоровым», «Почему нужно мыть руки и чистить зубы», «Солнце, воздух и вода», «Строение организма человека», «Как работает наш желудок» и т. д. Цель таких бесед - выявление знаний детей и дать новую информацию о чистоте, правильном уходе за телом человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Организовывала совместные прогулки родителей с детьми, походы в городской парк. В этом году спортивные развлечения с родителями были проведены также в спортзале школы №2

Для меня было открытием, что в сюжетно-ролевых играх также можно использовать методы и приёмы здоровьесбережения. Ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игры позволяют нам развивать необходимые навыки и умения у каждого ребёнка, чтобы повысить его уровень игровой деятельности (сюжетосложение, режиссёрские, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.) . Вместе с детьми мы продумываем и изменяем игровую среду в группе. Учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, их половые различия.

При формировании игровых умений используем всё многообразие игр с детьми и устанавливаем баланс между ними и свободной самостоятельной игрой. Творчество предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в игровой деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни приобретает общеобразовательное и здоровьезберегающее значение.

В работе с родителями мы стремимся к формированию у них представлений о влиянии здоровья ребёнка на успешность его обучения, повышение их активности в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности (тематические родительские собрания, консультации педагогов). Проводятся и различные спортивные праздники и досуговые мероприятия («День здоровья», «Мама, папа и я — спортивная семья», «Мы – мужчины! », во время которых педагоги, родители и дети сотрудничают на благо здоровья.

Здоровьесберегающий образовательный процесс осуществляется на основе личностно-развивающих ситуаций, относящихся к жизненно важным для обучающихся. Компетенции здоровьесбережения включают знание и соблюдение норм здорового образа жизни, культуры питания, правил личной гигиены, физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни. Мы соблюдали принципы непрерывности на всех этапах образовательного процесса и целостности комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы всех участников образовательного процесса, а также направленность здоровьесберегающих воздействий на физический, психический и социальный компоненты здоровья.

Работая над этой темой, я выбрала своим жизненным и профессиональным ориентиром слова В. А. Сухомлинского «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».

www.maam.ru

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье ребенка – это

важнейший труд воспитателя. От

жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений.

И в Федеральном государственном образовательном станадарте, который вступил в силу с 1 сентябре 2013 года, одной из первых задач стоит: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Каждый педагог должен понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологичекой културы или культуры здоровья дошкольников, так же они направлены на решение самой главной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Начиная работать с детьми в этом направлении, я поставила перед собой такие задачи:

1. Содействовать сохранению здоровья каждого воспитанника группы.

2. Показать многогранную природу здоровья.

3. Сформировать у дошкольников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

4. Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.

5. Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.

Обогащать представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма я стараюсь в интересной наглядно-практической форме, при возможности в играх. В группе «появился» общий друг Здоровейка – веселая кукла, которая помогает детям осваивать знания, умения, навыки, необходимые для сохранения здоровья. В свободной игровой деятельности, главным образом, через подражание, осуществляется воспитание здорового образа жизни и формирование здоровья. Знакомлю детей с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека, чем отличаются люди друг от друга и что общего у разных на вид людей. Знакомлю детей с органами человека, почему так важно, чтобы они были здоровы и. т. д.

В изучении строения человека, его органах мне очень помогает пособие М. О. Лукьяновой «Моя первая книга о человеке», в которой есть такие темы, как: «Наши уши», «Кто охраняет наш глаз? », «Тяжелая работа легких», «Зачем нужна еда? » и другие. Эта книга содержит не только начальные сведения анатомии, но и много полезных советов о том, как правильно построить свой режим дня, как закалять свой организм, как оберегать его от опасных заболеваний.

В качестве учебного пособия по привитию культурно-гигиенических навыков использую «Уроки Мойдодыра» - одну из первых книжек из серии учебных изданий по валеологии, вышедшей под редакцией доктора медицинских наук, профессора В. В. Колобанова. Это пособие – первый разговор с ребенком об организме человека и основных правилах гигиенического поведения, помогает нашим детям задуматься о том, что все ли ты правильно делаешь, чтобы сберечь свое здоровье, потому что здоровье – это очень важно. С помощью таких занятий дети осознают: если человек болеет, он не может нормально учиться, работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Больных людей жаль. Но во многом здоровье зависит от самого человека. А чтобы быть здоровым очень важно соблюдать гигиену, которая заключается не только в мытье рук, а еще во многом другом. Как сберечь зрение, слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть – все это гигиена.

В нашей группе уже несколько лет заведена традиция: перед сном в спальне включаем спокойную музыку, читаем сказки, а после сна делаем точечный массаж, «гимнастику пробуждения», ходьбу по массажным коврикам, где также используем музыку. Музыка оказывает мощное положительное влияние на детей. Поэтому часто использую музыкотерапию. Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, преображаются, вслушиваются, успокаиваются. По утрам, в момент приема детей в детский сад, включаю записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Мажорные тональности поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке, пианино, уменьшает нервное возбуждение «Лунная соната» Бетховена, для расслабления используем произведения Вивальди, Брамса, Шуберта, а также звуки природы.

Большая работа ведется в группе по привитию культурно-гигиенических навыков. Дети стараются культурно есть, не торопиться, тщательно пережевывать пищу, не разговаривать во время приема пищи. В качестве поощрения используем переходящий флажок и на чей столик его ставить решает все тот же Здоровейка. После еды дети чистят зубы, либо прополаскивают рот и зубы от остатков пищи. Часто использую для этих целей не воду, а настой трав календулы, мелисы, подорожника и другие травы. Перед раковинами разместила картинки, схемы, как правильно, в какой последовательности надо чистить зубы. Перед тем, как использовать травы, провела опрос и беседу с родителями по поводу аллергических реакций, но у наших детей на эти травы аллергии нет. Поэтому для гиперактивных детей, которые очень трудно засыпают в сончас, в этом году я начала изготавливать аромаподушки с травами душицы, мелисы, валерьяны.

В работе по привитию культурно-гигиенических навыков использую художественное слово: это и чтение книг, таких как А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Федорино горе», «Айболит» и другие, это и разучивание пословиц и поговорок : «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть», «В здоровом теле – здоровый дух». Обыгрываем небольшие произведения, например, «Про девочку, которая плохо кушала», «Что стало с Мишей, который не любил чистить зубы» и другие сценки, отражающие здоровый образ жизни. Провожу различные тренинги, где дети сами стараются найти выход, решение из создавшейся опасной ситуации.Эту работу включаю в режимные моменты в течении всего дня, она ведется планомерно, отражается в календарном плане и в таких образовательных областях, как «Здоровье», «Безопасность», «Познание». Использую парциальную программу Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», а также разработки В. Н. Волчковой, где есть цикл занятий на тему: «Познай себя» («Слушай во все уши», «Витамины укрепляют организм», «Спорт – это здоровье» и другие).

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощенной атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребенка. Как научить ребенка прощать, решать споры? Как научить преодолевать негативные эмоции, владеть собой, доверять друг другу? Как преодолеть застенчивость, поднять самооценку? Конечно, как и всему остальному – в игре. Для такой работы собрана картотека психологических игр и упражнений, в которой собраны такие игры, как «Секрет», «Мои хорошие качества», «Коробка переживаний» и другие релаксационные игры и упражнения.

В группе стараюсь обеспечить благоприятный психологический климат, провожу игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы. Это такие игры, как «Липучка», «Мой хороший попугай», «В тридевятом царстве» и другие, которые способствуют развитию чувства эмпатии, снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Большое значение придаю двигательной активности детей, стараюсь придерживаться модели двигательного режима в течении дня. Для успешного проведения подобной работы, необходимо иметь «под рукой» много соответствующего рабочего материала. В группе собрана фонотека музыкальных, подвижных игр, хороводов, создала альбомы, в которых собраны комплексы игр и упражнений:

-игры, которые лечат;

-гимнастика пробуждения;

-пальчиковая и дыхательная гимнастика;

-точечный массаж;

-гимнастика у-шу (самомассаж) ;

-звуковая дыхательная гимнастика.

Их использую в режиме дня, в непосредственной образовательной деятельности, в качестве физминуток, на прогулках, в любое свободное время.

В физкультурном уголке группы расположено много оборудования для занятий физическими упражнениями, это мячи, скакалки, дартс, баскетбол, мешочки и мишени для метания. Много нестандартного оборудования, например, «дорожки здоровья», «волшебные квадраты», коврики с различными массажерами для подошвы ног, всевозможные игры для развития мелкой моторики рук и другие пособия, приготовленные своими руками.

Состояние здоровья ребенка во многом зависит от типа его поведения, которое в основном формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании здорового образа жизни очень велика. Среди родителей веду работу в этом направлении, в уголке для родителей отведена рубрика «Школа Айболита», где размещаю весь необходимый материал.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Поэтому мы, педагоги, вносим свой посильный вклад в формирование духовно-нравственного, психического и физического здоровья подрастающего поколения.

www.maam.ru

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Дыхательная гимнастика-это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох) . При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.

Упражнение «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.) . Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

Упражнение «Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Корригирующая гимнастика(ходьба по корригирующей дорожке) - цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Подвижные игры -подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:

1. Повышается активность и общая работоспособность детей;

2. У детей формируются двигательные умения и навыки;

3. Формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.

4. Лечебно-профилактическая работа.

Игра «Ты, собачка не лай».

Неожиданно где-то раздается лай, дети прислушиваются: за дверью (если игра проходит в помещении) лает собачка. Малыши открывают дверь и видят: перед ними сидит симпатичная игрушечная собачка. «Она, наверное, заблудилась и забежала в детский сад», — предполагает воспитатель. Дети знакомятся с собачкой, дают ей имя — Жучка и решают, что она будет жить в группе. Предложите малышам поиграть с Жучкой, принесите обруч — это будет ее дом.Дети берутся за руки, идут по кругу и поют песенку:

Вот собачка Жучка,

Подробней на сайте nsportal.ru

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Студеникина Надежда Ивановна

в работе с детьми дошкольного возраста

Студеникина Надежда Ивановна

Работая в дошкольном учреждении, в своей работе с детьми дошкольного возраста мы используем разные виды здоровьесберегающих технологий.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - это сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи, решаемые во время работы с детьми дошкольного возраста:

- Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям;

-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

-Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни воспитанников

Свою работу по физическому воспитанию строим на основе анализа состояния здоровья детей.

Приняв младшую группу, мы обратили внимание на лист здоровья, заполняемый медицинским персоналом. при поступлении детей в д\с, в котором фиксируются все данные, касающиеся состояния здоровья ребенка.

Таким образом, было выявлено, что в нашей группе:

- 13 детей - имеют функциональные отклонения в здоровье;

- 9 детей - частоболеющие;

- 7 детей - имеют диагноз: ЗДОРОВ; что составляет всего - 1\4 группы

Беседы с родителями, показали искреннюю озабоченность всех семей здоровьем своих детей и заинтересованность проблемой приобщения к ЗОЖ. Некоторые семьи имеют свои собственные традиции в воспитании здорового малыша. Дети проводят достаточное количество времени на свежем воздухе, дружат с физкультурой, во всех семьях имеется разнообразное спортивное оборудование, тренажеры и спортивные уголки.

Но в то же время, к большому сожалению, большая часть родителей признают, что не занимаются закаливанием детей в домашних условиях, не уделяют должного внимания вопросам правильного питания, не приобщают детей к спорту. А всё это неизбежно приводит к ухудшению здоровья детей.

Вследствие этого в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры, чрезмерный бесконтрольный просмотр телевизионных программ, посещение развивающих кружков, поэтому практически не остается времени на подвижные игры и прогулки. А ведь именно в процессе игры и двигательной активности дети познают окружающий мир и реализуют свои физические потребности.

Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.

Таким образом, был продуман план оздоровительных занятий с детьми, направленных на обеспечение успешного физического развития детей, укреплению их здоровья.

•Утренняя гимнастика (ежедневно в течении года)

•Гимнастика после сна (ежедневно в течении года)

•Дыхательная гимнастика ( 2 раза в неделю)

•Точечный массаж ( 2 раза в неделю)

•Воздушные ванны (перед сном, после сна)

•Физкультурные занятия (3 раза в неделю)

•Пальчиковая гимнастика ( 3 раза в неделю)

•Профилактика плоскостопия (ежедневно)

•Профилактические прививки (согласно плану врача)

•Закаливание солнцем, водой (в летний период)

•Физкульминутки (ежедневно)

•Подвижные игры (ежедневно)

•Прогулки (ежедневно)

Так же, ежедневно используем игровые упражнения оздоровительного характера в режимных моментах, например, на утренней зарядке, которая помогает снять психологическое напряжение от расставания с родителями, а также собрать внимание детей и дисциплинирует их поведение.

Пример утренней зарядки:

Мы выходим на площадку - начинается зарядка. Шаг на месте два вперед, а потом наоборот. Руки вверх подняли выше, опустили - четко дышим. Упражнение второе.

Руки набок, ноги врозь, так давно уж повелось. Три наклона сделай вниз, на четыре поднимись! Гибкость всем нужна на свете, наклоняться будем, дети! Раз - направо, два - налево, укрепляем наше тело. Приседанья каждый день - прогоняют сон и лень.

Приседай пониже - вырастешь повыше. В заключенье в добрый час - мы попрыгаем сейчас.

Раз, два, три, четыре - в дружбе мы живем и мире.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях является физкультура.

При этом обучение на физкультуре осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Свою работу ведем в тесном контакте с инструктором по физическому воспитанию. В своей работе она использует методику сюжетного игрового занятия, тем самым вызывает у детей эмоциональное отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки стараемся подбирать тематические, связанных по теме, задачам и содержанием занятия, т. е. представляющие собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, отражающим движение транспорта, животных, насекомых и т. д.,

Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.

Пример физкультминутки:

Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте.) Наклонился правый бок.

Раз, два, три (наклоны туловища вправо) Наклонился левый бок. Раз, два, три (наклоны туловища вправо) А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки. (руки вверх) Сядем на дорожку, (присели на пол) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, раз, два, три!

(сгибаем правую ногу в колене) Согнем левую ножку, раз, два, три! (сгибаем правую ногу в колене) Ноги высоко подняли и немного подержали (подняли ноги вверх) Головою покачали (движения головой) И все дружно вместе встали! (встали)

Точечный массаж - элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Ребенок здесь не просто "работает" - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Пример упражнения с точечным массажем:

1. Поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

2. Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждом направлении) .

3. Нажимаем на мочки ушей («надеваем» на них красивые сережки) .

4.«Лепим» уши внутри. Пальцами внутри раковины делаем 7-8 вращательных движений по часовой стрелки (пусть уши будут чистыми и всеслышащими) .

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы специальные дыхательные упражнения.

Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться) .

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т. к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке.

Пример упражнения с дыхательной гимнастикой:

«Снежинка»

На полянку, на лужок, тихо падает снежок.

И летят снежинки - белые пушинки!

Вдох через нос, выдох через рот на ладонь - «сдуваем» снежинку с ладони.

Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей. Можно применять уже с младшего возраста. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому, в дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

В своей работе по профилактике плоскостопия мы используем, как стандартное, так и нестандартное оборудование. Упражнения с нестандартным оборудованием создают положительный настрой, повышает настроение, дает заряд бодрости. Ежедневное проведение бодрящей гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем.

Пример упражнений по профилактике плоскостопия:

  • «Здоровые ножки» - прокатывание мяча (палки) стопой ноги вперед - назад. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.
  • «Подними платочек» - захватывание носового платка пальчиками сначала одной ноги, затем другой.
  • «Ловкие ножки» - упражнение выполняется сидя на стуле, необходимо захватить и переложить пальцами ног мелкие предметы (шишки, желуди, камни, пуговицы, поролоновые кусочки) .

У малышей, систематически занимающихся бодрящей гимнастикой после сна, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Бодрящая гимнастика, проводимая после тихого часа - помогает проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день.

Пример бодрящей гимнастики:

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать!

  • «Найди свой носик» - и.п. лежа на спине. С закрытыми глазами найти свой нос и подергать его за кончик. Повторить 5 раз
  • «Носик дышит» - воспитатель предлагает детям закрыть рот, крепко сжать губы, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос. Повторить 4 раза
  • «Носик радуется» - вдох через левую ноздрю, выдох через правую ноздрю. Повторить 8 раз
  • «Массаж носика» - поглаживание носика от крыльев к переносице

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в нашей группе имеется физкультурный уголок. В нём представлено разнообразное физкультурное оборудование, для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр; физкультурное оборудование для гимнастики после сна; оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре.

Физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Показателем эффективного применения здоровьесберегающих технологий является снижение заболеваемости воспитанников, но самое главное, - это крепкий сон, хороший аппетит, высокая работоспособность и хорошее настроение!

Материал aneks.spb.ru

«Опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» — Фестивали — Аксиома успеха портал для детей, родителей и педагогов

Квалификационная категория: вторая

Место работы: МБДОУ «Детский сад №98 «Загадка» Красноярский край, город Норильск

Аннотация: Представленный доклад имеет теоретическую и практическую значимость в профилактической работе с детьми. Способствует развитию интереса к здоровому образу жизни, желанию заботиться о своем здоровье, воспитывает чувство коллективизма, взаимопонимания. Данный материал предназначен для использования педагогами по профилактике здоровья детей в детском саду.

«Опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

с детьми дошкольного возраста»

Мы живем на Крайнем Севере, с его экстремальными природно-климатическими условиями. Обилие холодных, «серых» дней весной, летом и осенью, суровые зимние морозы, отсутствие солнечного света в полярную ночь, скудность питания - всё это в совокупности негативно влияет на самочувствие и здоровье детей дошкольного возраста.

В связи с этим, создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников является одним из приоритетных направлений в деятельности любого дошкольного учреждения.

Считаю, что первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения. С данной целью в группе создана предметно - развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.

В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:

  • прогулки с включением подвижных игр;

  • оздоровительную гимнастику после дневного сна;

  • ходьбу по массажным коврикам (босохождение) ;

  • закаливание;

  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях) ;

  • эмоциональные разрядки, релаксации;

  • оздоровительные досуги или развлечения.

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки - создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»;игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»;игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай» и очень много других игр. После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

В системе закаливания сон без маек является важной составляющей. Но учитывая различные обстоятельства, использую гибкий подход к детям.

Частоболеющие дети и дети, имеющие медотвод, после отсутствия в детском саду по болезни проходят в спальную комнату в обуви, спят в пижамах и раньше заходят в группу после прогулки на улице. Применение щадящего режима способствует постепенному восстановлению организма детей.

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно - познавательные программы, театрализованные представления.

В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают мамы и папы.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад - две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания.

Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

Большую роль отвожу родителям в участии и организации активного отдыха. Оказывая помощь педагогу в составе сопровождающих лиц, они выезжают на экскурсию в тундру.

Родители помогают организовывать спортивные развлечения для детей: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Сильные, ловкие, умелые». Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.

Итогом работы считаю снижение уровня заболеваемости детей группы за последние три года в среднем на 11 % и соответственно повышение процента посещаемости.

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку

Еженедельная рассылка анонсов статей и новостей портала.

Доска почета "Я - педагог!"

Материал с сайта axi-us.ru

МС (к) ОУ VIII вида

Митрофанова Е. В.

Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей,поставленные в Концепции дошкольного воспитания, коллектив, работая по программе Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение ивоспитание дошкольников снарушением интеллекта» поставил перед собой три основные задачи:

  1. сохранить здоровье детей;
  2. создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  3. обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, которую можно разделить на три подгруппы:

  1. Организационно–педагогическая деятельность, определяющая структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующая предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  2. Психолого-педагогическая деятельность, связанная с непосредственной работой с детьми;
  3. Учебно-воспитательная деятельность, которая включает программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Модель сохранения здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержит 5 блоков (работа воспитателей, учителей - дефектологов, учителей-логопедов, педагога – психолога и музыкального работника, направленная на воспитание здоровых, гармонично развитых детей) .

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

  1. направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
  2. комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  3. созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в дошкольном учреждении;
  4. формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего дошкольного отделения осуществляется по нескольким направлениям.

1. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка(психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, в соответствии с ФГОС, Са НПи Н и особенностями детей, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов) .

2. Оздоровительная направленностьвоспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.) .

3. Формирование валеологическойкультуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни) .

Этапы работы

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды дошкольного отделения.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном отделении.

Использование в режиме дня:

  1. отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
  2. различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период) ;
  3. комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течении дня, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т.п.) ;
  4. физкультурных занятий всех типов;
  5. оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

А) Здоровьесберегающие технологии, сохранение и стимулирование здоровья:

Динамические паузы– во время занятий, от 2 до 5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры– как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, место и время ее проведения.

В нашем дошкольном отделении, в связи особенностями детей, мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация– в любом помещении, в зависимости от психического состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

В нашем учреждении создан специальный релаксационный кабинет.

Пальчиковая гимнастика- с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) .

Гимнастика для глаз– ежедневно по 3 – 5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал показ педагога.

Гимнастика дыхательная– в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкцию об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика– ежедневно после дневного сна, 5 – 10 минут.

Гимнастика корригирующая- в различных формах физкультурно– оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая- в различных формах физкультурно– оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Б) Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурные занятия– 2 – 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 минут.

Младший возраст – 15 – 20 минут.

Средний возраст – 20 – 25 минут.

Старший возраст – 25 – 30 минут. Пред занятием необходимо хорошо проветрить помещение и сделать влажную уборку.

В утренние часы проведение точечного самомассажа.Проводится в преддверии эпидемии, в осенние и весенние периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули) .

В) Коррекционные технологии:

Музыкальное воздействие- в различных формах физкультурно–оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 раза в месяц (проводит педагог – психолог) в зависимости от поставленных целей. Используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и прочее.

Сказкотерапия– 2 – 4 занятия в месяц по 30 минут начиная со старшего возраста. Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы. сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Воздействие цветом– правильно подобранные цвета интерьера в нашем учреждении снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

3. Взаимодействие нашего дошкольного отделения с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

4. Конечные результаты:

  1. формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  2. внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном отделении и семье;
  3. формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  4. обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  5. улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
  2. Богуславская З. И. Подвижные игры для детей дошкольного возраста; М.: Учпедгиз, 1977. - 154 c.
  3. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие; М.: Академия, 2006. - 224 c.
  4. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  5. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка; М.: Просвещение, 1981. - 127 c.
  6. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  7. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М. , 2002.
  8. Никитин, Б. П.; Никитина, Л. А. Резервы здоровья наших детей. Мы и наши дети; М.: Физкультура и спорт, 1990. - 221 c.
  9. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
  10. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А.
  11. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  12. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.
  13. Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009.
  14. Шалаева, Галина Грамота с мамой; М.: АСТ, 2009. - 176 c.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Методики работы с детьми дошкольного возраста

    Проект «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий» Тип проекта: групповой, долгосрочный. Современное состояние общества, в...

  • Гендерные особенности детей дошкольного возраста

    Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста «Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста» Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь...

  • Режим дня для детей дошкольного возраста

    «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...

  • Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

    «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа дет...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...