Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования

Колмакова Марина Григорьевна

Воспитатель

МБДОУ № 101 г. Тула

Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а следовательно и неотъемлемым средством развития личности ребенка [5, с. 17].

Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное творчество, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением.

Изучением эстетического воспитания в младшем дошкольном возрасте в России занимались такие авторы, как: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, В. А. Левин, И. П. Волков, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачёв, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая. В их трудах говорится, что эстетическое воспитание находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею, что, в свою очередь, позволяет считать, что младший дошкольный возраст – это прежде всего период накопления эстетических знаний, умений, чему благоприятствует повышенная восприимчивость, чувственно-образный мышления младших дошкольников.

Задачи эстетического воспитания находят свое отражение в многообразии источников эстетического воздействия, в сложности путей эстетического развития человека, что заключается в умении воспринимать и чувствовать прекрасное. Так, можно сформировать основные задачи эстетического воспитания [1, с. 26]:

1. Развитие эстетического восприятия, обучение способности воспринимать прекрасное в природе, искусству, окружающей жизни;

2. Воспитание эстетического вкуса, способности оценивать, замечать прекрасное прекрасное;

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, что подразумевает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей.

Рисование, как средство эстетического воспитания детей это, нечто иное, как изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать в младшем дошкольном возрасте. Что бы грамотно развивать творческие способности детей, воспитатель должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста носит эмоциональный, творческий характер, что в обуславливает создание воспитателем всех условий для ее протекания: обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления и воображения [4, с. 30].

Рисование - важнейшее средство в формировании личности ребенка, это органическая, природная потребность, путь, по которому может выявляться и реализовываться на бумаге внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью несут в себе огромные возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. По средством систематических занятий рисованием сформировываются важнейшие высшие психические функции, такие как воображение и память, развивается мелкая моторика руки, а следовательно, и связанные с ее развитием мышление и речь.

Для детей младшего дошкольного возраста важным является приобретение и обогащение сенсорного опыта в изобразительной деятельности. Сенсорный опыт, проявляющийся у детей в процессе рисования посредством композиционного сочетания цветовых пятен, мазков, штрихов, форм, способствует созданию выразительных рисунков [4, с. 21].

Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия. К ним можно отнести словесно-наглядный прием, подразумевающий под собой беседу, а так же наглядно-образный, игровой приемы.

Первый и самый важный этап в развитии художественных способностей детей начинается с момента, когда малыш начинает знакомиться с художественными материалами и атрибутами - бумага, карандаш, краски, мелки. В 2-3 года ребенок приобретает навык правильно держать карандаш, кисть, знает как правильно пользоваться ими. Именно на первом этапе важно заинтересовать детей, привлечь их внимание. Например, можно предложить такой способ как рассматривание ярких картинок, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, рассказа.

Известно, что уже в младшем возрасте ребенок может связывать цвет с образом предмета. Окрашивание цветом помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Яркие, цветные изображения вызывает у детей положительные эмоции. Ребенок наслаждается понравившимся цветом карандаша, полюбившейся краской, используя их наиболее часто в рисовании.

У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому воспитатель должен лаконично и грамотно управлять процессом творческой деятельности, должен научить детей умению слушать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В ходе занятий по изобразительному искусству постоянно происходит расширение и закрепление представлений о мире, что способствует воспитанию чувств и формированию новых понятий. На занятиях рисованию дети приобретают навыки и умения по работе с различными материалами, способности творчески использовать умения в процессе изображения предметов. Все это в совокупности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения [2, с. 14].

Ребята первой младшей группы еще не умеют заниматься организованно, не приобрели еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия по рисованию в начале года рекомендуется проводить индивидуально или в небольших группах - по 4-5 человек. Постепенно, количество детей в группе необходимо увеличивать - сначала до 10-12 человек, потом до 15-20 человек.

Важно заметить, что не стоит принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет, не настаивать на его участии в занятий. В такой ситуации необходимо дать ребенку отдохнуть, заняться интересующей его игрой, или, можно предложить ему понаблюдать, как рисуют другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята активно и с интересом рисуют, в скором времени яркий и привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в работе группы.

Таким образом, можно сформировать ряд целей и задач по планированию занятий по рисованию в младшей группе

1. Обучение умению и в дальнейшем овладение навыком правильно держать карандаш;

2. Обучение умению свободно ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, геометрические фигуры, правильно подбирать и применять цвета и т. д. ;

3. Развитие мелкой моторики, речи дошкольников;

4. Ознакомление с окружающим миром, расширение знаний о действительности;

5. Формировать устойчивого интерес к рисованию.

В соответствии с возрастной - младший дошкольный возраст, можно порекомендовать использовать в качестве средств художественного творчества цветные карандаши, бумагу, краски, гуашь, различные игрушки и предметы.

Методами обучения рисованию в период младшего дошкольного возраста будут следующие:

1. Рисование в воздухе – рисование линий, фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Это помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.

2. Совместное рисование – сплоченные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Использование этого метода помогает в научении ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него с определенной силой во время рисования.

3. Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. Использование метода позволяет закрепить приобретенные ребенком навыки, у воспитателя есть возможность планировать сложность рисунка, время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе, уровня их умений.

4. Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному воспитателем сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Таким образом, младший дошкольный возраст - это особенный, сенситивный возраст для осуществления эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет воспитатель, семья, все его окружение [5, с. 18]. Именно в этот период возможно не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру, начинается развитие эстетических качеств будущей личности.

Помимо важнейшей задачи формирования художественно-эстетического отношения детей к окружающему и искусству, эстетическое воспитание, реализуемое методом рисования, параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственной стороны, расширяет познания о мире, обществе и природе.

Следовательно, основная задача обучения рисованию – помощь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Список литературы:

1. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2011. – 244с.

2. Григорьева, Г. Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г. Г. Григорьева. – Издание-Плюс, М. : 2014. – 47с.

3. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Пособие для воспитателей детского сада. / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 2014. – 164с.

4. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада / Т. С. Комарова. - 2-е издание. - М. : Просвещение, 2014. – 291с.

5. Лихачев, Б. Г. Теория эстетического воспитания/ Б. Г. Лихачев. – Прогресс, М. : 2012. – 430с.

www.maam.ru

Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенствовании уникальных детских способностей.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника.

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.

Составляющей основой эстетического развития становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений и навыков, развития способностей и переход к самостоятельному художественному творчеству.

Опираясь на исследования учёных (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Саккулиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. А. Парамоновой, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой, Л. Н. Комиссаровой, В. А. Езикеевой, Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой и др., я ещё раз убедилась в необходимости совершенствования методов и средств художественно – эстетического воспитания детей, их духовного развития. Новизна и оригинальность моей методической работы заключается в том, что система художественно – эстетического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста основывается на синтезе произведений народного искусства и художественных видов деятельности. Целенаправленная работа педагогов по введению элементов народной культуры в различные виды деятельности ребёнка является одним из главных условий полноценного эстетического и духовно – нравственного воспитания дошкольников и развития на этой основе их индивидуальных художественно – творческих способностей.

Поставив цель развития художественно – творческих способностей детей средствами интегрирования народной культуры во все виды творческой деятельности дошкольников, я базируюсь на следующих принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными особенностями отборе художественного материала по различным видам народного творчества;

- во-вторых, интеграции работы на основе народного творчества с различными направлениями воспитательной работы и видов деятельности;

- в–третьих, активного включения детей в разнообразные виды художественно – творческой деятельности детей;

- в- четвертых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;

- в-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми работ в жизнь группы и дошкольного учреждения;

- в- шестых, и что самое важное, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных потребностей, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми.

Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений народной культуры на чувства ребёнка. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особый акцент в ознакомлении детей с лучшими и доступными детскому пониманию произведениями народного творчества я делаю на чувственном познании мира ребёнком. Так музыка, художественное слово, изобразительная деятельность способствуют объединению всех видов художественной деятельности в единый, целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития самостоятельного художественного творчества.

В основе современного образования лежит личностно – ориентированное обучение. Я считаю, что лишь через творческое взаимодействие индивидуальностей в образовательном процессе (педагоги – воспитанники - родители) возможно оптимальное развитие участников педагогической деятельности, обогащение и раскрытие природного, национального, творческого потенциала русского народа.

Основным же условием успешной активизации детской деятельности является творческое отношение к ней самих детей, педагогов, родителей и окружающего социума.

Педагоги должны помочь семье восполнить пробел в знаниях художественно-эстетического развития детей родителями, оказать помощь в выявлении и дальнейшем развитии на этой основе индивидуальных творческих способностей их детей через: индивидуальное, групповое, коллективное общение, изучение запросов и пожеланий родителей, проведение круглых столов, конкурсов, посиделок, выставок совместного с детьми творчества с использованием русских народных традиций, обычаев, лучших образцов народного искусства.

Только в творческой деятельности происходит развитие творческих

способностей - овладение методами познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Решать возникшие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к развитию творческих способностей.

Процесс познания творческий и наша задача - поддержать и развивать в ребёнке интерес.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

Работа эта начинается с построения предметно - развивающей среды,

азрабатывается перспективные, тематические планы для работы с детьми и родителями. Отношения с детьми строятся на основе партнёрства. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них удовлетворения от проделанной работы. В процессе работы каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель- наставник, а равноправный партнёр. Соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свои творческие способности.

Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребёнка, главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результативности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны воспитателей, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит. Будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-krasota-radost-tvorchestvo_qgtqj.ppt | 18693,5 Кб | Скачан: 176
www.maam.ru

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Эстетическое воспитание тесно связано с другими сторонами воспитания: с умственным и нравственным.

Задачи эстетического воспитания.

1. Систематический развивать эстетическое восприятия, эстетические чувства и представления детей.

2. Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные) .

3. Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению) .

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является:

1. Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.

2. Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения) .

3. Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят) .

4. Индивидуальный подход.

Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей.

1. Эстетика быта, т. е. там где дети находятся в течении дня;

2. Природа;

3. Искусство (литературные, музыкальные произведения) ;

4. Художественная деятельность самих детей;

5. Специальное обучение;

6. Поведение самих взрослых (воспитателей, родителей) .

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей:

1. Занятия (музыкальные, ИЗО) ;

2. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга») ;

3. Утренники и развлечения ;

4. Экскурсии и прогулки;

5. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД

Принципы эстетического воспитания:

1. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в образовательном учреждении.

2. Детское творчество должно быть связано с жизнью.

3. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.

4. Индивидуальный подход к детям.

5. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.

Особенность художественного творчества детей.

Творчество – это деятельность направленная на создание общественно-значимого продукта оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

Творчество детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей, для близких взрослых.

Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.

Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.) ; придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.) .

www.maam.ru

Эстетическое воспитание детей - принципы, методы

Среди различных направлений воспитания в дошкольном возрасте особняком стоит эстетическое воспитание детей. Именно оно развивает у ребенка чувство прекрасного и тягу к красоте.

Общие принципы эстетического воспитания

Под законами красоты подразумевается стремление к совершенству и гармонии, к внутреннему и духовному развитию.

В целом под эстетическим воспитанием детей подразумевается усвоение ими правил образцового поведения, доброжелательное отношение к людям, а также развитие желания приобретать культурные ценности. Если говорить на менее глобальном уровне, то эстетическое образование детей помогает развивать их творческие способности, прививает ребенку художественный вкус, вырабатывает тягу к «прекрасному».

Разнообразие методов и средств, применяемых в эстетическом воспитании детей, помогает выбирать наиболее оптимальные и подходящие к конкретным условиям способы. Выбор метода зависит от многих условий:

  • Объема художественной информации;
  • Вида деятельности;
  • Возраста ребенка.

Кроме того, не последнюю роль в эстетическом воспитании детей играет уровень подготовки педагога дошкольного образования, его способности и мастерство.

Каналы поступления эстетической информации разнообразны. Это и социальная среда, и природные явления, и мир предметов, и художественные произведения, поэтому очень важен целостный метод восприятия сюжета сказки, картины или музыкальной пьесы. Педагог целенаправленно обращает внимание ребенка на наблюдение за отдельными персонажами, их поведением и повадками, чтобы помочь ему увидеть детали (звуки, краски, формы) .

Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Классификация методов эстетического образования детей достаточно трудна, так как все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим два основных направления, по которым можно классифицировать методы эстетического воспитания:

  • По способу получения эстетической информации;
  • По форме организации деятельности.

По способу получения информации эстетического характера выделяют наглядные и словесные методы. В наглядных методах ребенок непосредственно знакомится с каким-либо произведением искусства, слушает песню или музыкальную пьесу, рассматривает картины или музейные экспонаты. Словесный метод – это получение информации через воспитателя, который сначала рассказывает и объясняет, а потом задает вопросы.

К перечисленным методам эстетического воспитания предъявляются определенные требования. Например, исполнение музыкальных и литературных произведений должно быть эмоциональным и художественно-выразительным, в противном случае встреча с искусством окажет меньшее влияние на ребенка или не окажет его и вовсе.

Методы эстетического воспитания детей по форме организации деятельности – это второе направление в нашей классификации. Здесь также два основных метода: педагог показывает и дает точные указания на художественных занятиях или предлагает детям найти приемы исполнения самостоятельно.

Например, чтобы разучить стихи или песни, требуется предварительное исполнение их взрослыми, проведение беседы о произведении, а при необходимости и применение наглядных пособий. Примером самостоятельного исполнения может служить художественная лепка, рисование или аппликация. Воспитатель лишь косвенно участвует в этом процессе (напоминая, побуждая к действиям, исправляя ошибки) .

Также стоит отметить, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста отличается от эстетического воспитания школьников. Если малыши приобщаются к прекрасному через зрительное восприятие и понимание важности чистоты и порядка, то старшие дети уже могут активно «преобразовывать» окружающий мир под руководством взрослого.

Школьники должны не просто наблюдать и оценивать, а уметь сделать гербарий, оформить игровой уголок и т.д. В зависимости от возраста ребенка, его степени подготовленности, роста стремлений и запросов методы эстетического воспитания усложняются.

Как видно, слагаемых, определяющих характер эстетического воспитания детей, очень много. Используя их в комплексе, чередуя и усложняя, мы добиваемся того, что ребенок начинает видеть красоту окружающего мира, приобретает творческую жилку и учится искусству созидания и понимания прекрасного.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Поделиться:

Ссылка на источник www.neboleem.net

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства - рефераты, скачать рефераты, бесплатно рефераты

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

1.2 Формы и методы эстетического воспитания дошкольников

Глава 2. ДПИ как средство эстетического воспитания.

2.1 Раскрыть понятие и классификацию ДПИ

2.2 Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников средствами ДПИ

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: « Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель данной курсовой работы заключается в изучении и обобщении теоретического материала по теме.

На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания.

Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях.

Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников.

Исходя из актуальности темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в изучении теоретического материала, что в свою очередь определяет постановку следующих задач:

- Раскрыть понятие эстетическое воспитание;

- Формы и методы эстетического воспитания дошкольников.

-Раскрыть понятие и классификацию ДПИ;

- Изучить педагогический опыт по эстетическому воспитанию

дошкольников средствами ДПИ;

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.

Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв) ..

Эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" . Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах - изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Эстетическое воспитание - необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка..

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:

  • Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение) ;
  • Насыщенность быта произведениями искусства;
  • Самостоятельная активная деятельность детей;
  • Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика.

Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта -- чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 - летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота - дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества.

Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика) , труда (техническая эстетика, дизайн) .

Материал www.2vg.ru

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольное развитие

Дети в раннем возрасте особенно тонко чувствуют эстетику предметов. Кроме того, они впитывают знания, умения и навыки очень быстро, за счет общего темпа их развития.

Поэтому особенно важным моментом личностного развития можно назвать художественное и музыкальное эстетическое воспитание детей. И именно поэтому советуют начинать процесс целенаправленного развития чувства прекрасного в детях как можно раньше. Потому как иначе может быть поздно.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Особенности

Нужно отметить, что эстетическое воспитание детей, ровно как воспитание в целом, процесс многокомпонентный и достаточно сложный. Необходимо учитывать в первую очередь личностные приоритеты и способности ребенка. Но и не забывать об общечеловеческих ценностях, которые должны быть уважаемы любым человеком.

Эстетическое воспитание подразумевает организацию жизни и деятельности детей, при которой будут формироваться представления ребенка о прекрасном. А также будет происходить эмоциональное развитие ребенка и формирования его эстетического вкуса.

Чувство прекрасного должно быть сопряжено у ребенка с радостными и светлыми переживаниями. Ребенок должен радоваться от того, что он видит красивую картинку или слышит красивую мелодию. В этом и состоит весь смысл воспитания эстетического вкуса у детей.

Они должны стремиться и тянуться к этому, не только созерцая, но и пытаясь создавать что-то самостоятельно.

Условия эстетического воспитания детей

Для того, чтобы ребенок в полной мере погружался в атмосферу эстетики и эстетического восприятия окружающего мира, нужно окружить его подобными вещами и действиями не только в учебном заведении, но и дома.

Необходимо постоянно показывать ребенку красивые вещи, картины или рисунки, в доме должна звучать приятная музыка.

Дидактические игры, также как и просто игры, способствуют развитию эстетических чувств и навыков у ребенка. Потому как практически основные все знания и умения дети приобретают в процессе игры, то не стоит пренебрегать таким мощным развивающим механизмом. Особенно, когда можно направить игру непосредственно на достижение определенных результатов.

Нужно сказать, что игрушки, которыми играет ребенок дошкольного возраста, должны быть яркими, привлекательными, вызывающими у ребенка заинтересованность. Но также они должны выполнять развивающую функцию, чтобы не быть просто ярким бесполезным предметом. Хотя, нужно отметить, что дети сами могут прекрасно придумывать применения даже самым, на первый взгляд, бесполезным предметам.

В качестве занятий, развивающих эстетическое восприятие детей, а также способствующих развитию практических навыков в этой сфере, можно назвать создание всяческих поделок из природных материалов. В этом случае ребенок знакомится с элементами живой и неживой природы, учится различать по форме листья растений или их плоды. Но также эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости, наблюдательности и внимания к мелочам.

Занятия музыкой положительно влияют не только на эстетическое, но и на психологическое развитие детей. А занятия любыми видами танцев способствует развитию детской моторики, чувства ритма и координации движений.

Большое влияние на эстетическое воспитание детей оказывает непосредственно пример родителей. От того, как сами взрослые ведут себя в той или иной ситуации, как смотрят на те или иные вещи, как одеваются и какую музыку слушают, во многом зависит и развитие вкуса ребенка.

Потому как дети стремятся быть похожими на своих родителей и во многом им подражают. Так что, в этом аспекте, нужно быть очень осторожными, чтобы самим соответствовать тем идеалам, которые вы пытаетесь взрастить в ребенке.

Читайте также:

Подробней на сайте razvitiedetei.info

«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с классической музыкой».

« Музыка одна может перенести

трепет одной души в другую».

A. Герцен

Главные задачи:

I. Развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, привитие интереса и любви к ней.

2. Поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.

3. Привить детям вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду.

4. Познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом и т.д.

Моя задача - научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве. Свою работу в детском саду я начала с создания атмосферы прекрасного.

Постоянно совершенствую интерьер зала, который способствует познавательному, эстетическому развитию детей, вызывает положительные эмоции. Периодически меняю выставочные экспозиции к предстоящим праздникам. Обновление - неиссякаемый источник детского интереса. Входя в зал, дети не могут удержаться от восклицания: «Как красиво!»

В групповых музыкальных уголках имеют фонотеки с записью классической музыки, портреты композиторов, музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры - все это даёт возможность детям закреплять в группах полученные на занятиях знания. Письменные консультации для родителей периодически обновляются.

Я использую музыку зарубежных, русских и советских композиторов на праздниках и развлечениях, в драматизациях музыкальных сказок, на музыкальных занятиях практически во всех видах деятельности.

Отрывки музыкальных произведений классиков я использую в работе над музыкально- ритмическими движениями. Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и даёт большой простор для фантазии.

Я использую её для развития танцевальных игр- импровизаций с детьми, а также при разучивании танцев:

-танец снежинок «Вальс» Грибоедова или « Святки» Чайковского-танец гномов «Музыкальный момент» Шуберта, « Шествие

гномов» Э. Грига -танец подснежников «Мелодия» Рубиншейна

-ганец гусаров и дам «Вальс» Чайковского

-танец 5 минут «Шутка» Баха -вальс с цветами «Вальс» Штрауса

В своей работе использую программу Радыновой « Музыкальные шедевры». Разделение музыкальных произведений по темам: «Сказка в музыке», «Природа и музыка», « Музыка о животных и птицах», «Настроения и чувства в музыке» помогают интересней проводить занятия, лучше усваивать музыкальные произведения.

Я практикую слушание классической музыки, начиная с ясельного возраста, ненавязчиво, как с установкой на её восприятие, так и без установки( как фон) и дети не умеющие говорить, эмоционально откликаются на характер музыки. Классическая музыка- очень сильный способ воздействия на ребёнка и если построить занятия увлекательно и ярко, дети заинтересуются этой прекрасной музыкой, к которой у них есть предрасположенность и вкус.

Произведения предлагаю небольшие, яркие, не очень быстрые по темпу, зная, что объем детского внимания невелик. Громкое звучание возбуждает детей, а быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. Па слушание надо настроиться.

Я сама слушаю внимательно, с интересом, дети видят мой настрой, тоже включаются в процесс, меньше отвлекаются. Иногда, во время слушания музыки, зажигаю свечи. Создаётся особая атмосфера, общения детей с музыкой.

Здесь слова не нужны. Но такие занятия должны быть редкими, потому что могут обесцениться, стать обыденными.

На занятиях по слушанию музыки предлагаю детям послушать «живой звук» на фортепиано, аккордеоне и конечно записи из нашей фонотеки. Дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому необходимо создавать максимально благоприятные условия для их развития.

Я стараюсь найти в музыкальном произведении нравственную сердцевину и донести до детей. Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму.

Не надо чересчур оберегать детей от сильных переживаний. Ребенку нужна вся гамма чувств- это путь к развитию человечности.

Для лучшего восприятия классической музыки я использую стихотворения и иллюстрации к музыкальным произведениям, а также музыкально - дидактические игры: «Солнышко и дождик», «На чём играю?», «Музыкальные инструменты», « Какого цвета музыка?», « Весело и грустно» «Море», «Три чуда», « День и ночь», « Отгадай время года», « Отгадай жанр», «Музыкальные загадки», «Назови композитора», «Музыкальная палитра», «Музыкальный светофор» и др.

Я систематически провожу обучение детей навыкам элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах. Знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра по группам: ударные, клавишные, смычковые, щипковые, духовые. В старшей группе мы слушали стеклянные, деревянные, металлические звуки и знакомились с инструментами подходящими по звучанию к этим группам.

Дети обычно сами интуитивно выбирают подходящие инструменты к данному произведению. Явыступаю в роли дирижёра. Импровизации под

фонограмму помогают детям лучше запоминать название произведения и композитора.

В своей работе при знакомстве детей с жизнью и произведениями композиторов особое внимание учу детей тщательно вслушиваться в каждую музыкальную фразу, улавливать смену настроения, динамические и темповые изменения. Знакомлю детей со структурой музыкального произведения

( песня состоит из вступления, куплета, припева, проигрыша) . Учу детей различать инструментальную и оркестровую, органную и вокальную музыку. Дети знают такие понятия как: оркестр, балет, опера, гимн, композитор, музыкант, солист, певец, хор, а также элементарную музыкальную грамоту.

Широко использую классическую музыку для развития детского музыкального творчества. Предлагаю детям прослушать музыку (не называя композитора и названия пьесы) , поделиться своими впечатлениями, пофантазировать.

Затем в зависимости от ответа ребёнка, предлагаю ему исполнить этюд импровизацию или нарисовать рисунок ( то что он представил) . Ведь дети рисуют себя, свое настроение и восприятие. Это не только обогащает и развивает музыкальный слух и память детей, но и помогает творческому самовыражению каждого ребёнка, воспитаний эстетического вкуса, повышения их активности и нравственного становления.

К сожалению, у нас в городе нет театра, где дети могли бы послушать «живую музыку». Дорогими и желанными гостями бывают у нас учащиеся со школы Искусств с концертами и приезжают артисты Калининградской филармонии с музыкальными сказками.

Так наши дети впервые увидели и услышали настоящую арфу, которая сопровождала любимую сказку «Золушка». А так же познакомились со звучанием флейты и скрипки в сказке «Новые приключения Буратино». У детей остались яркие воспоминания от такого общения с миром музыки.

Обучая на образцах прекрасного, мы взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.

Провела занятия « Детские песни Шаинского», « Музыка

П. И. Чайковского», «Путешествие в страну музыки», «Встреча с музыкой». «Кабалевскому-100лет», «Мы любим музыку» и др.

В конце года провожу «Музыкальные конкурсы» по подгруппам или между двумя группами, в которых дети показывают свои знания полученные за год.

Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, я не ставлю себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. Я хочу заложить частицу, доброго, светлого и чистого в сердца детей. В своей работе я стараюсь вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающегомира, научить детей слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами,но исердцем.

Музыку называют временным искусством. Но вопреки этому я верю, что она сможет затронуть струны детской души и сделать наших детей добрее. Именно от того, какимибыли первые музыкальные впечатления,во многомзависит мировосприятие человека в целом.

Классическая музыка играет важную роль в моейработе помузыкальному воспитанию детей. Музыкально-развитые дети проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно стимулирует интеллектуальное развитие ребёнка.

4

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...