Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

(Пабло Пикассо)

Тема опыта: "Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности".

Условия возникновения опыта.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федеральных государственных требований, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

Актуальность темы: В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью,. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГТ, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

В своей практической деятельности мы столкнулись с рядом противоречий:

между ориентацией нового содержания образования на творческое

развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;

между сформированностью у дошкольников определнной системы

фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.

Ведущая педагогическая идея опыта

Продуктивная деятельность дошкольников при создании

определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них

самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми

специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Методологическую основу составили следующие труды:

- концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна) ;

- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский) ;

- положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

- теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.) ;

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе мы опирались на методические разработки Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.

Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский,

В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов

(Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-

дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее

продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция) ;

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и

открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов

творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время

их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Компоненты творческих способностей:

1. творческое мышление;

2. творческое воображение.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

- целеполагания,

- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,

- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Предполагаемый результат развития художественно – творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.

Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

Нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

Индивидуальный «почерк» детской продукции;

Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

Способность к интерпретации художественных образов;

Общая ручная умелость.

Для педагога:

Создание развивающей среды в группе детского сада.

Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;

Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественное творчество».

Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

Описание опыта педагогической деятельности.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «Детство», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей. С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

В диагностике принимали участие 10 детей в возрасте 4-5 лет, Первичная диагностика показала, что у 30 % (3 ребенка) детей низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 50 % (5 детей) – средний уровень, у 20 % (2 детей) - высокий уровень развития художественно – творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Наиболее низкие баллы у детей по показателям «способен самостоятельно действовать в повседневной жизни с изобразительными материалами, пластическими материалами, используя различные способы действия с ними», «участвует в обсуждении будущего продукта деятельности». Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования. Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат. При ответе детей на вопрос «Кому бы вы хотели показывать свои работы? Когда мама или воспитатель рассматривают твои работы что они говорят? », некоторые дети отказываются показывать свои работы маме, говорят что она их ругает или выбрасывает. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Основные направления моей деятельности:

Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.

Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельнсти детей по образовательной области «Художественное творчество».

Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

Развитие собственной креативности.

Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения развивающей среды. Так в группе появился «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Вместе с родителями приобрели технологические пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду, открытки, изготовили альбомы «Нетрадиционные техники рисования», «Виды искусства», компьютерные презентации по художественному творчеству, дидактические игры «Говорящие цвета», «Цветные парочки», «Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть кто».

Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно- творческих способностей осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины? »; на других – осваиваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок? », «Как слепить бусы из муки? ».

Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому- нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки). Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого – либо продукта детского творчества. В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, мы вылепили «Пластилиновый театр» и показывали сказки малышам, проектировали и делали макет нашего села, макеты «На крайнем севере», «Деревенский дворик». Организовывали различные мастерские где занимались рукоделием, изготовлением кукол, изготавливали поделки.

Использовала в своей работе метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «В гостях у дяди Федора» дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили Пугало, делали аппликацию сельскохозяйственной техники, одновременно обогащая свои знания о сельскохозяйственном труде. В проекте «В лесу родилась елочка» дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, пряжи, перьев. Обязательно в конце каждой игровой ситуации провожу анализ детских работ, уделяю этому большое внимание. Достижения ребенка оцениваю с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, инициативу и аккуратность детей: поддержание порядка на столе, планировании своей деятельности, для этого использую пооперационные карты с изображением процесса выполнения.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

Приемы ТРИЗ-технологий, например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании:

ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями;

в лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника.

В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина. Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов. Проводила такие ситуации как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа; «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики) .

А также сочетания рисования и аппликации, лепки и аппликации «прием тарцевания». На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации. У своих детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использование приема сотворчества и коллективных работ.

Для малышей рисовала круг – солнышко, а лучи рисовали ладошками, или на одном ватмане рисовала курочку, а дети «печатали» цыплят. Старшие дети выполняли коллективную аппликацию на обоях, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа. Это панно потом долго украшало группу. Вместе с детьми выпускали газету – коллаж «Как хорошо у нас в саду»

Использование рисуночной техники «мандала».

В своей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, использую мандалы в совместной и самостоятельной деятельности детей. При применении техники «мандалы», руководствуюсь следующими правилами выполнения: показываю ребенку весь набор мандал, ребенок выбирает мандалу по желанию. Дети в самостоятельной или совместной деятельности раскрашивают мандалы цветными карандашами, гелевыми ручками, начиная от простых узоров, заканчивая усложнением элементов в технике «мандалы». Использую в своей работе и насыпные мандалы, когда дети на пластиковой тарелочке используя манку, кукурузную крупу, выполняют фон мандалы, а затем природным материалом (фасоль, чечевица, крылатки клена и др.) выкладывают узор мандалы, для рисования насыпной мандалы используем также бисер, бусинки, разные декоративные элементы.

Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С этой целью я провела ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками" "Нетрадиционные способы рисования», выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников». Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «Красота в жизни, природе и искусстве», выставки рисунков «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки», выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная». Организую и провожу семейные праздники и викторины об искусстве. Дети и родители участвовали в проектах «Моя семья», «Родословное древо».

Следующее условие формирование художественно - творческих способностей детей развитие креативности самого педагога.

Занимаюсь дизайном и изготовлением мебели в группе, в месте с детьми оформляем группу картинами из соленого теста, люблю шить, вязать, занимаюсь тканевой скульптурой.

Результат моей педагогической деятельности:

- Создала развивающую среду в группе.

-Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности .

- Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.

- Разработала перспективный план по образовательной области «Художественное творчество».

Для детей:

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно – творческих способностей.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Прикреплённые файлы:

mbdou-oktjabrskii-detskii-sad_gfc6t.pptx | 7034,99 Кб | Скачан: 635
www.maam.ru

Книги Т. С. Комаровой - бесплатно скачать или читать онлайн без регистрации - все книги автора в электронном виде бесплатно!

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики; создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т. С. Комаровой защищено более 80 кандидатских и докторских диссертаций.

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 4–5 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и...

Подробней iknigi.net

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования

Понятие и средства художественно–эстетического образования и воспитания дошкольников. Особенности развития творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Описание основных форм работы по развитию творческих способностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Название работы:Ваше имя или ник:Файл:Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные документы

Педагогические и психологические аспекты развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Рисунок и его виды.

Рисование графическими материалами как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников 5-6 лет.дипломная работа , добавлен 18.09.2008 Проблема развития творческих способностей детей в процессе изотворчества в исследованиях педагогов и психологов. Методики развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.дипломная работа , добавлен 18.09.2008 Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.магистерская работа , добавлен 15.01.2012 Рассмотрение психологических особенностей глухих детей и роли творчества в развитии их познавательной сферы. Особенности проведения занятий по тестопластике у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование художественно-творческих способностей у детей.дипломная работа , добавлен 12.11.2012 Оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии.

Успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства.курсовая работа , добавлен 16.01.2012 Рассмотрение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников. Выявление уровня развития способностей детей.

Разработка комплекта творческих заданий по рисованию; формирование предпосылок учебной деятельности.курсовая работа , добавлен 04.06.2014 Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству. Этапы формирования творческой деятельности дошкольников.

Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.курсовая работа , добавлен 19.07.2014 Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по проблеме развития творческих способностей у детей.

Система работы по развитию творческих способностей в изодеятельности.дипломная работа , добавлен 17.08.2011 Педагогические условия развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства. Задачи обучения декоративно–прикладному искусству.

Разработка комплекса дидактических заданий, нацеленных на развитие художественно-творческих способностей. дипломная работа , добавлен 23.05.2015 Роль организованной образовательной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством аппликации.дипломная работа , добавлен 05.12.2013

Страница: 1 2 3

Выводы по Главе II

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при организации непосредственно образовательной деятельности в форме занятия по нетрадиционным методам рисования, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым "зажатым" детям.

- дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;

- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Заключение

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей нетрадиционным методам рисования, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия по рисованию.

Цель занимательных занятий - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

Задачи, намеченные в начале нашей работы, полностью реализованы.

Практическая значимость заключается в использовании разработанных занятий в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя, обобщение научной литературы способствует установлению содержания художественно-творческих способностей в рисовании.

Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.

Литература

1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 1997.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

3. Дубровская Е. А., Козлова С. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.

4. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.

5. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.

6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.

7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 1998.

8. Комарова Т. С. Изобразительная Деятельность в детском саду: Младшая группа. - М.: МО - ЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 120 с.

9. Комарова Т. С. Развитие Художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: МО - ЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.

10. Козлова С. А., Куликова Т. А. дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002 г.

11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.

12. Лихачёв Б. Т. Методологические основы педагогики. - Самара: Бахрат, 1998 г.

13. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.

14. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. - М., 1995.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В. И. Васильевой. - М.: Академия, 2005.

16. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А. В. - М., 1990.

17. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

18. Система эстетического воспитания в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.

19. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Основы живописи. - О.: ТИТУЛ, 1996.

20. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. - О.: ТИТУЛ, 1996.

21. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005.

22. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. - М., 1996.

23. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.

24. Субботина Л. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1998.

25. Теплов Б. М. Способности и одаренность. - М., 2002.

26. Теория и методика изодеятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.

27. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987. - 184 с.

28. Шоргина. Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - М.: Книголюб, 2003

Приложения

Классификация форм эстетического воспитания детей дошкольного возраста

По принципу управления деятельностью детей

Под прямым руководством взрослого

Ссылка на источник knowledge.allbest.ru

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих художественных способностей детей дошкольного возраста»

Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, , А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».

Цель занятий по изодеятельности с детьми на отделении раннего эстетического развития ДШИ — развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, эмоционально развитым, при этом глубоко чувствовать окружающий мир, его тонкое устройство. Сохранять свою уникальность в процессе становления в социуме (социализации) . Кроме этого на этих занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире. Детей учат понимать и наслаждаться классической музыкой, балетом, поэзией.

Организация образовательного процесса.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. который можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на уроках проходила наиболее эффективно необходимо придерживаться основных принципов и условий стимулирования детского творчества.

  • Принцип интегральности. Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.
  • Наличие материалов для творчестваи возможность в любую минуту действовать с ними.
  • Психологические условия.Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
  • Интеллектуальные условиясоздаются путём создания творческих задач.
  • Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.

Формы и методы работы:

Развитие художественных творческих способностей зависит от овладениясредствами выразительности, оригинальности, вариативности создаваемых образов, поэтому чтобы достичь реализации поставленных задач используются разнообразные формы работы:

  • . Индивидуальная- Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей, научить ребенка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.
  • Коллективная форма Эта модель продуктивна при тематике занятий по мотивам любимых сказок, времен года и т.д.
  • Участие в конкурсах, выставках. Чтобы пробудить у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе, необходимо использовать организационные формы работы: это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества.

Методы работы:

Овладение нетрадиционными художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.

Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.

  • Использование различных средств художественной выразительности. Это позволяет детям экспериментировать с разными изобразительными средствами, способствует развитию художественного творчества.
  • Знакомство с разнообразной изобразительной техникой, В процессе творческого развития детей в работе используются различные приемы рисования, в том числе и знакомство с нетрадиционными техниками: кляксография, воскография, пластилиновая живопись, монотипия, граттаж.
  • Игры – сказки- это и игровой метод обучения и форма обучения и средство всестороннего развития личности ребенка.
  • Наблюдения. Наблюдая за сезонными изменениями, ребенок передает потом с помощью средств художественной выразительности свое эмоциональное состояние, колорит природы, пытается рисовать пейзаж.
  • Знакомство с устным народным творчеством. Знакомство с литературой способствует развитию эмоциональной отзывчивости, потребности выразить свое отношение в рисунке.
  • Использование ИКТ.

Условия успешного, развивающего обучения детей на основе готовности к восприятию мира и самовыражению.

  • Творческая деятельность детей. Необходимо обеспечить ребенку условия индивидуального развития творчества.
  • Опора на возрастные особенности ребенка. Сложность использования приемов и методов находится в прямой зависимости от возрастных и психологических особенностей ребенка на всех этапах его развития. Посредством творческой деятельности ребенок открывает свой волшебный мир творчества.
  • Ближайший социум Правильно организованная социокультурная среда воспитывает в детской душе красоту, способствует творческим проявлениям.
  • Региональный компонент. ребенок открывает мир со своего ближайшего окружения – это специфика дошкольного возраста. Поэтому в работе очень важно использование краеведческого материала.
  • Сотрудничество в коллективе детей строится на основе интереса детей друг к другу и совместной деятельности. Совместные действия создают необходимые условия для творческого развития детей.
  • Интегрированное обучение Интегрированное обучение предполагает применение различных технологий, нестандартных приемов, форм обучения. Это позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, коммуникативные формы общения.

Воспитать творческую личность нельзя без специальных усилий общества, направленных на эту культурную цель. Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности. Работу необходимо выстроить таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного со взрослым творчества, поделиться своими достижениями друг с другом.

Эстетическое воспитание - воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.

Список использованной литературы:

Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 6.

Белова М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С. 109.

Берсенева Л. Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 70.

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2.

Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2002.

Варкки Н. Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. № 6. 2003. с. 57.

Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. № 1. 2004

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.

Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренных детей: родителям, воспитателям учителям. - М.:

Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. - 2005, № 2..

Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб 2000.

Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005.

Resource id #4464

Победитель конкурса « Красота Божьего мира».

Работы Андрея К. Дипломанта 3 степени Международного конкура «Беби Арт» - Испания.

Работы Софии Г. – Дипломанта 3 степени конкурса « Ангел вдохновения».

Работы – победители конкурса детского рисунка « Арт – Форум».

Источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема художественно-творческого развития волнует умы учёных исследователей со времён античности. Этот феномен человеческой деятельности рассматривается многими учеными, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И. Кант, Ф. Шеллинг) .

Как вырастить из ребенка творческую личность? Проблема развития детского творчества является одной из самых актуальных, ведь речь идет о формировании индивидуальной, единственной в своём роде , личности на первых этапах её становления.

Почти все дети любят рисовать, лепить, делать разнообразные поделки. Для дошкольника это не просто приятное время препровождения, но и идеальный способ для развития мелкой моторики. В современных педагогических и психологических исследованиях доказано, что занятия творчеством дает толчок умственному и эстетическому развитию детей в дошкольном возрасте. Это отмечали в своих трудах М. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, А. А. Венгер и др.

Художественное развитие детей дошкольного возраста позволяет родителям и воспитателям выявлять способности у одарённых детей. С помощью художественного развития можно развивать творческий потенциал всех детей без исключения. Ребенок ещё в дошкольном возрасте научится ценить прекрасное.

Самое важное условие для раскрытия творческих способностей детей -это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности. Каждый ребёнок должен чувствовать себя успешным в своих творческих начинаниях.

Занятия изобразительной деятельностью с самыми маленькими имеют цель-развитие творческого начала, самостоятельности и активности, видеть и чувствовать красоту окружающего мира и сохранить свою индивидуальность в процессе социализации. На занятиях изобразительной деятельностью дети учатся видеть прекрасное во всех его проявлениях, постигают сущность добра и зла. Детей учат понимать и различать другие виды искусства.

Стремление к созиданию ради самопознания - это «встреча с собой» (А. А. Мелик-Пашаев) . Психологи утверждают, что в своих работах ребёнок узнаёт, на что способен. Учёные отмечают, что детская художественно-творческая деятельность универсальна и подвижна (В.

В. Давыдов) , инициативна и бескорыстна (Н. Н. Подъяков) , избыточна (В. А. Петровский) .

В дошкольном возрасте для развития художественно-творческой деятельности важно практическое экспериментирование, через игру сказку, собственную фантазию.

Большую роль в формировании детского художественного творчества играет воображение. Воображение влияет на чувства, а чувства на воображение. Стремление маленьких творцов к новизне, получению новых знаний толкают на освоение новых способов изображения, к экспериментам с материалами, созданию новых художественных образов.

Доказано, что художественное творчество детей формируется в условиях организованного процесса. Необходима определённая основа для его развития. Но никакое усвоение и овладение опытом невозможно без творческой активности.

Творчество – это обязательное условие для полноценного развивающего обучения. Дошкольный возраст является сензитивным к художественно - творческой деятельности, он в полной мере способствует самоутверждению и самовыражению формирующейся личности. Художественное творчество ребёнка – дошкольника является созданием «собственного продукта», в который он вложил свои знания, умения, эмоции, воображение, в конце концов, свое личностное понимание поставленной задачи и пути её решения.

Огромное значение для художественно – творческого развития детей имеет «интерес». А. А. Блащук считает составными элементами: эмоциональные проявления, характеризующие познавательную и творческую активность, волевые усилия для получения результата творческой деятельности.

Учёные выделили три основных компонента художественно – творческой деятельности детей – дошкольников: восприятие, исполнительство и творчество. Исследователи (Н. А. Ветлугина, О. П. Рыданова, Т. С. Комарова, Т. К. Васильева) утверждают, что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно – творческое развитие ребенка.

Для успешного художественно – творческого развития нужно создать индивидуальные условия для каждого ребёнка. Сложность используемых приёмов и методов находится в прямой зависимости от возраста и особенностей психики малыша на разных уровнях его развития.

Детское художественное творчество может носить не только профессионально – ориентированный характер. Но и решать задачи социально – культурного развития ребёнка.

Работу необходимо выстраивать таким образом, чтобы каждый ребёнок мог порадоваться своему собственному результату или совместному с другими детьми или взрослыми, поделиться своими достижениями друг с другом, взаимопомощи и взаимовыручке. Применение нестандартных приёмов, форм обучения позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательскую деятельность.

Эстетическое воспитание – воспитание чувств, на которых основано сознание и интеллект. Когда чувства находятся в гармонии с окружающим миром, формируется гармоничная всесторонне – развитая личность.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме: