Концепция дошкольного воспитания

старшим воспитателем ГОУ детский сад №1739

Галиченко Светлана Михайловна

Концепция воспитания

Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Оно имеет своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье) . В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле.

Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т.д.) . Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле.

Воспитание детей дошкольного возрастаоказывает содействие реализации прав ребенка, закрепленных законодательными международными документами, в частности права на здравоохранение, права на образование, права на участие в играх, права на сохранение своей индивидуальности, права на защиту от всех форм физического, психического насилия, унижение, злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Воспитание как один из факторов (среда, наследственность) влияет на становление личности. Оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер.

Особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Воспитание предполагает систему влияний на личность. Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала

Цельювоспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

.

Концептуальные принципы:

1. Принцип гуманитаризациирассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.

2. Принцип целостности образа миратребует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

3. Принцип культуросообразностипонимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

4. Принцип преемственности.Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Воспитание – это всегда воздействие на воспитуемого извне. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его, и в зависимости от этого строят свое поведение.

Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда сам человек предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких—то качеств. Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, а также благодаря становлению самостоятельности. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т.д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто—то упал, испачкался и т.д.) . Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.

Воспитание и самовоспитание органически связаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания.

Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В. Запорожца)

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт) .

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Подробней nsportal.ru

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-2

Стр. 1

Ребенок и общество

Стремление одеть в гранитные берега детство — характерная черта недавнего прошлого. Она не изжита и сегодня. Сооружение искусственных берегов началось в 30-е годы.

Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет “вернуть детям детство”, избавиться от манеры “всех стричь под одну гребенку”, “прекратить муштру”, наступление на детство приобретало необходимый характер. В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.

“Детство — этап подготовки к будущей жизни”. Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени “подготовки”, то отрицается самоценность “проживания” эпохи детства ребенком.

Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь нев том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства!

“Взрослый — для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок — для того, чтобы учиться и слушаться”. Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья+воспитание+обучение Детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, проявление “личных чувств” и т. п.) , становится избыточным.

Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарных взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспитательному процессу. От такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из него выпадает “человеческий радикал”.

“Все лучшее—детям!”—пока этот лозунг-стереотип остается только лозунгом. Исходным пунктом оценки этого предоставления является экономический критерий, выражающий готовность общества осуществлять материальные вклады в детство.

Сказать, что в этой сфере действует “остаточный принцип”,— это сказать не всю правду. Дети получают “остатки от остатков”. Последствия экономии на детстве (в таких сферах, как обеспечение материнства, профессиональная подготовка и переподготовка педагогов, пособия и технические средства обучения, строительство, пропаганда педагогических и медицинских знаний и т. п.) непосредственно отражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка, на возможности обеспечить преемственность между различными периодами его жизни.

Необходимо отказаться от “остаточного принципа” в самом народном образовании и социальном обеспечении применительно к детям.

Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право в обязанность взрослых не утешаться верой в счастливое детство наших детей,

Ключевые позиции обновления советского детского сада — охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического) , гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления.

из 12

Источник pedlib.ru

Концепции

Скачать

Современные концепции дошкольного образования

Информационное сопровождение темы: Концепция дошкольного воспитания - основополагающий документ, определяющий цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формирующий принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, провозглашающий личностно-ориентированную модель дошкольного образования в Российской Федерации.

Государственные образовательные учреждения формулируют цели воспитания, которые совпадают с реальными объективными целями государства. Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

Каждая цель подкрепляется концепцией. У одной цели может быть несколько концепций, аргументирующие пути её развития, достижения, а у каждой концепции - множество конкретных программ.

В период с 1917 по 1998гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Поэтому происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

В 1920-х-начале 1930-х гг. ведущей была концепция Н. К. Крупской. Основные направления концепции: воспитание идейной направленности; коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В конце 1930-х гг.в концепцию вводится требование патриотического и интернационального воспитания.1950-е гг.характеризуются вниманием к умственному развитию детей.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х- начале 90-х годах ХХв., затронули все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику. Недостатки системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим и социально-экономическим реалиям обусловили разработку новых концепций дошкольного воспитания.

Концепция А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Согласно этому положению основной путь развития ребенка-это амплификация, то есть обогащение жизни ребенка значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

В отличие от акселерации, то есть ускорение развития , амплификация предполагает максимально наполненное «проживание» каждого возрастного периода. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский) ,которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 году.

В этой концепции в качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах. В качестве альтернативы авторитарной педагогике концепция предложила личностно-ориентированный подход в образовании.

Новая концепция предложила изменить оценку самого дошкольного периода детства. Ведущая идея концепции -развитие индивидуальности, самобытности личности. Личность выступает в качестве субъекта деятельности, формируется в деятельности, сама определяет характер, и особенности протекания своей деятельности.

Такая переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель образовательного процесса получила название «гуманизация образования».

Характерные черты учебно-дисциплинарной модели:

Основа-обучение ребенка умениям и навыкам.

Способы общения – наставление, требование, запрет, угроза, наказание.

Тактика общения - руководство и контроль.

Результат общения - подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость.

Характерные черты личностно- ориентированной модели:

Основа - обеспечить психическую защищенность ребенка, формировать базис личностной культуры, развивать индивидуальность ребенка.

Способы общения - умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество при взаимодействии.

Результат-свобода мышления, чувство комфорта, единство физического и психического здоровья.

В настоящее время широко распространена педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт) . Целостное развитие ребенка - это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Важнейшими индивидными свойствами являются возраст и половая принадлежность. В дошкольном возрасте ребенок осознает свое «Я», обретает компоненты «Я - концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками) .

Ребенок стремится к самостоятельности («Я сам») , устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. К семи годам он проявляет способность к социальной мотивации поведения. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается.

Интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связано с освоением позиций субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности.

В 2005г. Институтом развития дошкольного образования Российской академии образования под ред. В. И. Слободчикова была разработана научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» ( авторы-разработчики В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов, И. Л. Кириллов) . Авторы концепции предлагают рассматривать ее как альтернативу к проекту реформирования дошкольного образования, предложенному Министерством Образования РФ.

В концепции рассматриваются проблемы дошкольного образования, требующие принципиального анализа: дошкольное образование - статус суверенной самоценной ступени образования, обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу, общедоступность качественного дошкольного образования, преемственность дошкольного и школьного этапов образования. Раскрывается интегральный образ развития в дошкольном возрасте, основу которого составляет интеллектуальные и мотивационно-динамические характеристики деятельности и учет возрастающей инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах/творческая инициатива. инициатива как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная инициатива. познавательная инициатива. В концепции описывается модель образовательного процесса для дошкольного возраста - это общий «стандарт», который может быть положен в основу вариативных образовательных программ и необходимый при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для дошкольного возраста, которая учитывает: психологические особенности возраста и ценностные ориентиры общества относительно образования дошкольника (две основные составляющие образовательного процесса - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; самостоятельная деятельность самих детей) .

В концепции зафиксирован ряд принципиальных проблем, требующих комплексного и квалифицированного анализа:

1. Дошкольное образование действительно должно получить статус суверенной и самоценной ступени образования,а не только формы воспитания определенной возрастной группы от 1 до 7 лет жизни. Эта ступень должна быть органично вписана в систему общего образования.

Образование детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) должно оставаться частью целостной системы дошкольного образования, обеспечивающей их полноценное развитие с учетом специфики возраста.

Здесь возникает целый блок вопросов, требующих точных ответов: что есть образование по существу своему и почему его нельзя сводить только к обучению; в чем сугубая специфика целей, содержания и форм образования на каждой образовательной ступени (кстати — не только дошкольной, но также и школьных ступеней) . Необходимо их адресное и адекватное программно-методическое обеспечение. Необходимо законодательное закрепление статуса работников дошкольного образования, а не только работников дошкольных учреждений и др.

2.Обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу должно заключаться не столько в специфической подготовке к школьному обучению детей 5-7 лет (формирование тех или иных навыков) , а в обшем развитии ре-бенка на протяжении первых семи лет жизни.

Для этого необходимо обеспечить всех детей 1-7 лет качественным дошкольным образованием, доступным всему населению (вне зависимости от социо-экономического статуса семей и территории проживания) .

3.Общедоступность качественного дошкольного образования и его обязательность для старших дошкольников определяются, прежде всего, финансовой стороной вопроса— оно должно быть бесплатным, право на него должно быть гарантировано государством, иначе все рассуждения и построения по этому поводу окажутся утопией.

Обязательность дошкольного образования — это не «воинская повинность» посещения дошкольных учреждений, это обязательность систематической образовательной работы педагогов и родителей с детьми 5-7 лет в ее разных организационных формах.

Доступность — в ст. 18, п.2 Закона «Об образовании» читаем: «Государство обеспечивает (кстати—не гарантирует) доступность образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения». А как быть с «равными стартовыми возможностями» для детей, где нет дошкольного образовательного учреждения, или они ликвидированы, или не эффективны?

4. Преемственность дошкольного и школьного этапов образования не должна пониматься как преемственность учебных предметов и формирование специфических школьных умений и навыков уже в дошкольном возрасте— это не подготовка «удобного» абитуриента для начальной школы. Но уже сама формула — «обязательное предшкольное обучение», а также введение новой должности «Учитель предшкольного образования» — именно такое понимание преемственности и задают.

Корректнее говорить о преемственности в плане общего развития ребенка и его психологической и физической готовности к начальной ступени школьного образования.

Остается, правда, вопрос— о какой готовности идет речь?

Если о готовности к школе, то. необходимо обсуждать показатели психофизиологической и социальной зрелости ребенка 7 лет.

Если о готовности к обучению, к освоению блока основых культурных навыков или, по другому, к становлению языковой, математической, компьютерной грамотности, то необходимо обсуждать—в каких организационных формах и на каком уровне возможно формирование этих компетенций уже в старшем дошкольном возрасте.

5. Перевод детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в систему школьного образования (классы раннего развития или младшая начальная школа) до достижения имидостаточной психологической и физиологической зрелости, как уже отмечалось. несомненно, отрицательно скажется на здоровье детей.Но еще более отрицательными могут стать социальные последствия: для ребенка — это тотальное закрепощение в пространстве школьного обучения, для взрослых (учителей и воспитателей) - снятие всякой профессиональной ответственности за нормальное и полноценное развитие детей.,,,,

Необходимость создания предметной развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях по разным направлениям личностного развития аргументируется результатами научных исследований (В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Ю. С. Мануйлов, Л. П. Стрелкова, С. Л. Новоселова и др.) , концепцией дошкольного воспитания, требованиями государственного образовательного стандарта.

В современных концепциях реализации средового подхода в педагогическом процессе представлены различные аспекты развивающей среды: сущностные характеристики, базовые и вариативные компоненты (С. Л. Новоселова) ,принципы и варианты построения (В. А. Петровский, Л. М. Кларина) ,соотношение статичных и динамичных объектов(Ю. С. Мануйлов) .

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы(модули) ; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Понятие «развивающая предметная среда» было введено после 1988 года, когда вышла Концепция дошкольного воспитания. Но вопросы организации группового пространства жизнедеятельности детей в детском саду были поставлены еще в 1932 году.

Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий внесли С. Л. Новоселова и Н. Н. Поддъяков (1968) . К середине 1970-х гг. были разработаны принципы формирования предметной среды; предложена новая классификация игрушек, созданы развивающие модульные игровые средства, конструкторы, система развивающих игрушек для детей раннего возраста (Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова) . В 1980-х гг. была разработана Концепция и действующая система компьютерно-игрового комплекса (КИК) . В 1990- х гг. был поставлен вопрос об обогащении предметно-развивающей среды.

Разработанная учеными Концепция построения предметно-развивающей среды служит ее теоретической основой. Концепция основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. Образовательная среда как развивающая целостность используется участниками образовательного процесса для освоения и трансляции содержания образования и формирования ключевых компетенций обучаемых в ходе межсубъектного взаимодействия и преобразования собственной деятельности.

Образовательная среда представляет собой также технологию опосредованного управления формированием и развитием личности ребенка.

Рассматривая среду как важный фактор развития ребенка, А. С. Белкин писал о том, что внешние влияния среды перерабатываются им и превращаются во внутренние установки, представления, определяющие поведение, отношения с окружающим миром и самим собой. Большое значение исследователи придают эмоциональному компоненту образовательной среды, рассматриваемому не только как эмоционально ценностные отношения ребенка к действительности и взаимодействию, но и как определенную энергетическую силу. В исследованиях о влиянии эмоциональной среды на развитие личности ребенка дошкольного возраста показано, что порождающим эмоциональную среду началом являются различные виды деятельности и взаимодействие педагога с воспитанником (В. А. Петровский) .

Взаимодействие между людьми создает особую эмоциональную ауру, ту особую среду, в которую «втягиваются» предметы, в ней одухотворяются явления природы. Её эмоциогенность проявляется в возможности порождения не только чувства комфорта и удовлетворенности, но и эмоционально ценностных отношений к жизни и к самому себе, приобретения жизненных смыслов.

В. Я. Ясвин показывает возможности среды как средства удовлетворения наиболее важных физиологических, психологических, социальных потребностей ребенка и трансформации их в жизненные ценности личности. В исследованиях С. Л. Новоселовой выдвинуто положение о том, что деятельность меняет свое психологическое содержание и зависит от обобщения субъектом опыта своей деятельности.

Деятельность строит психику. Бездеятельность ведет к ограничению возможностей личности. Предметный мир детства- среда развития всех специфических видов деятельности: игры, общения, труда.

Мощным фактором детского развития является социокультурное окружение и его предметные среды: семья, детский сад, город/село/, природные ландшафты могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности. Каждый возрастной период имеет свою мотивацию ведущего типа деятельности.

Предметная среда включает ряд базисных компонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда, игротека и видеотека, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс.

Психологические требования к построению развивающей среды:

  • она должна быть современной, удобной для детской деятельности;

  • обеспечивать достижения нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

  • сочетать народные и новые необычные компоненты;

  • обладать вариативностью, что обеспечивается своеобразием материалов, художественно-образным решением, мобильностью компонентов предметной сферы;

  • базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро и микропространством деятельности детей и взрослых;

  • должна удовлетворять потребностям актуального ближайшего и перспективного развития ребёнка, развития его творчества, с учётом возрастных особенностей (резервом творческого развития) является использования новых информационных технологий, которые формируют мотивационную, интеллектуальную и оперативную готовность ребёнка к жизни.

Педагогические характеристики настроения предметно-развивающей среды: комфортность и безопасность обстановки; обеспечение богатства сенсорных впечатлений; соответствие развивающей среды образовательной программе, по которой работает детский сад; учёт всех направлений развития ребёнка; обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования и научения; поисковой деятельности экспериментирования; создание условий для изменения дизайна окружающей среды.

Развивающая среда ДОУ - комплекс психолого-педагогических условий (естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами) развития интеллектуальных и творческих способностей в организованном пространстве креативного поля и направленных на коррекцию отклонений и развитие всех сфер психики.

Цель создания развивающей среды в ДОУ - обеспечить систему условий,необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений развития детей и совершенствованию структуры детской личности.

Непременным условием построения развивающей среды в раннем и дошкольном возрасте являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребёнком.

Выделяется несколько принципов построения развивающей среды в ДОУ:

  • дистанции, позиции при взаимодействий;

Подробней на сайте www.StudFiles.ru

Другие статьи по теме: