Курсовая художественно эстетическое развитие дошкольников

Педагогический проект Художественно— эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры

Введение

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед

детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л. С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.

Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н. А. Ветлугиной, Т. Н. Дороновой, Г. Г. Григорьевой, Е. А. Дубровской, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, Е. М. Торшиловой, Т. Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.

Исследования В. Н. Аванесовой, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгера, М. И. Волошиной, Е. И. Тихеевой, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении ;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое, ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).

Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия.

Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений.

Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.

Заключение

Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

На основе рекомендаций Н. А. Ветлугиной и А. Г. Гогоберидзе и в соответствии со структурой художественно-эстетической деятельности были определены критерии и показатели художественно-эстетического развития старших дошкольников.

На основе критериев и показателей были определены уровни художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и проведена диагностика.

На основе выявленных данных, была разработана технология по художественно-эстетическому развитию детей с помощью специально подобранных и систематизированных дидактических игр.

Основная цель разработанной технологии – художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети научились высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

www.maam.ru

Театрально-игровая деятельность в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников. Курсовая работа (т) . Читать текст оnline -

Храбрый мальчик крикнул:

Брысь!»

Сценарий кукольного спектакля для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Филька не чуня»<#"justify">Данная методическая разработка соответствует ФГОС дошкольного образования. По направлению «Социально-коммуникативное развитие» происходит развитие взаимодействия ребенка. Направление «Художественно-эстетическое развитие» отражается в следующем: формирование представлений о кукольном театре, восприятие музыки, использованной в спектакле.

Для того чтобы провести театрализованные занятия в детском саду необходимо провести соответственные организационные работы. Лишь правильная организованная театрализованная деятельность детей поможет педагогическому коллективу выбрать лучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу. Это будет содействовать исполнению новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его исполнения, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Формы театрализованной деятельности должны проводиться небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гости к сказке», «Театр - малышам», «Театральный дом») .

Для правильного использования театра в работе с детьми дошкольного возраста педагогу необходимо обратить внимание на следующие рекомендации.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей - 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время.

Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут - в средней и 25-30 минут - в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними.

Зимина И. В. в своей статье выделила основные требования к организации театрально-игровой деятельности в детском саду :

  1. Содержание и разнообразие тематики.
  2. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  3. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Чурилова Э. Г. определила следующие принципы организации театрально-игровых занятий:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов ра-

боты.

. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игрыи упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

Методические рекомендации по организации кукольного театра в дошкольном учреждении заключаются в следующем.

1. Занавес на сцене не должен быть слишком тяжелый, не должен быть яркий.

. Следует учитывать пространство, необходимое для движения кукол. Тростевая кукла требует большего пространства, чем перчаточная.

. Детали оформления должны быть выполнены в одном стиле.

. Детали оформления, находящиеся на переднем плане, должны быть выполнены и проработаны более подробно, чем расположенные на заднем плане.

. Детали оформления, находящиеся на первом плане, должны быть пропорциональны размерам куклы. Декорации дальнего плана создают иллюзию глубины пространства.

. Головы всех кукол в спектакле должны быть выдержаны в одном масштабе.

. У куклы постоянное выражение лица. Поэтому надо сделать это выражение настолько нейтральным, чтобы зритель мог легко вообразить все перемены настроения персонажа.

. Костюм подчеркивает характер кукольного персонажа. Его фасон не должен мешать движениям кукол. Без надобности не следует членить его на мелкие разноцветные поверхности.

. Народный костюм должен иметь национальный характер. Этому способствует фасон, расцветка и расположение узора. Крупный узор зрительно как бы уменьшает куклу, мелкий - увеличивает.

. Среди персонажей кукольного спектакля часто встречаются звери - большие и маленькие. Размеры этих кукол несколько уравниваются: величина большого зверя чуть уменьшается, а маленького - увеличивается.

. Маленький зритель должен с первого взгляда узнать зверя, изображенного куклой. Поэтому необходимо найти ту степень обобщенности, которая подчеркивает наиболее характерные признаки животного.

. Куклу, изображающую животного, следует одевать лишь частично, чтобы не исчезли характерные черты.

. Глаза животного имеют разный вид, величину, цвет. Изготовленные одним способом и из одного и того же материала глаза разных зверей лишают кукол их индивидуальных примет и выразительности.

. Цвет костюма куклы надо решать в зависимости от раскраски декораций и освещения сцены. Он не должен совпадать с цветом декорации.

15. При изготовлении голов кукол надо следить за тем, чтобы жесткие волосы и борода не касались туловища, иначе кукла не сможет наклонять и запрокидывать голову.

В группе детского сада педагогам рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов. В уголке должны располагаться:

различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый, театр и др.) ;

реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски) ;

атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал) .

Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Взяв в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса.

Таким образом, можно говорить о том, что в качестве педагогических путей использования театрального искусства в процессе художественного развития дошкольников можно выделить такие как: театрализованные игры (в них дошкольники знакомятся с театром «вживую», а не как зритель, самостоятельно выстраивают сценарий своих действий, например, когда дети играют роль какого-либо животного, то для себя представляют его и пытаются сыграть его в соответствии со своими представлениями и опытом) , представление определенной ситуации, обстановки, явления (развивается творческое воображение) , спектакли (в них ребенок может заметить соединение различных видов искусства вместе, выразительность стихотворных и музыкальных произведений, что может вызвать у них эмоциональный отклик) .

Выводы по второй главе

Для проведения театрализованных занятий в детском саду необходимо провести соответственные организационные работы. Лишь правильная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал.

Это будет содействовать исполнению новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, в результативном итоге, целостности педагогического процесса и форм его исполнения, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Заключение

Художественно-эстетическое воспитание закладывает основу формирования нравственности и моральности человека, усиливает познания об окружающей действительности.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка начинаются с момента его рождения. Художественно-эстетическое развитие дошкольников одно из самых значимых средств формирования отношения ребёнка к окружающей действительности, развития интеллектуальной и нравственной сферы, формирование разносторонней личности. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности и большую актуальность приобретает воспитание, развитие и формирование у детей дошкольного возраста художественного вкуса, творческих умений, способностей и осознание ими чувства прекрасного.

Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности, потому что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития, в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.

Театральная деятельность позволяет решить многие проблемы и ситуации детей от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять творчество исполнения, развивать способность свободно и уверенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.) ;

приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров) ;

обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Художественно-эстетическое воспитание предполагает развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) . Художественное развитие является неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания детей.

Список использованной литературы

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание.-200 4 № 5.- С. 24-32.

. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя : 1-4 классы / И. С. Артюхова. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.

. Баранова Е. В, Савельева А. М. От навыков к творчеству. - М.: Мозаика - Синтез, 2009.- 66 с.

. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002. - 352 с.

. Большой психологический словарь. / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие/ В. И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 441 с.

. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. -96 с.

. Гончаров О. В. Театральная палитра. - М.: Сфера, 2010. - 128 с.

. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2010.

. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика - Синтез, 2008. 78 с.

. Джалдыбакова Л. Встретимся в кукольном театре // Обруч.-2005, №2.- С.12

. Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - М.: Просвещение, 1985. - 186 с.

13. Здрожай М. В. Сценарий кукольного спектакля для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Новогодняя сказка» . 26. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. - 2000.-№ 1.-с. 35-38

27. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.:Владос,2000.-158 с.

. Ядэшко В. И., Сохина Ф. А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1978. - 245 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Читать далее bibliofond.ru

Материалы, похожие на работу «Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе»

Эстетическоевоспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной ... Эстетическоевоспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника.Особенности эстетическоговоспитания средствами ... — Курсовая работаЭстетическоевоспитание - целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов ...

Необходимо создать целостную систему эстетическоговоспитания подрастающего поколения, средоточием которой должна стать школа, где приобщение детей к искусству и сокровищам ... Эстетическоевоспитание— Реферат

3. Эстетическоевоспитаниена возрастных этапах

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются ... Эстетическоевоспитание в процессе внеклассной работы— Курсовая работа

2.3 Реализация эстетическоговоспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление ...

Подробней на сайте refoteka.ru

Курсовая работа

Глава 1. Теоретические основы театрально-игровой деятельности в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников…………………….5

  1. Особенности организации театрально-игровой деятельности воспитанников в ДОУ…………………………………………………………...5

  2. Художественно-эстетическое воспитание детей в условиях реализации Стандарта……………………………………………………….....10

Выводы по первой главе……………………………………………………….14

Глава 2. Анализ методов и приемов театрально–игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников……………………15

Выводы по второй главе………………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………….........33

Приложение

Введение

Театр вжизни ребенка— явление всовременном мире не редкое. Как здорово, если дети не только посещают сродителями профессиональный театр, но и самодеятельный детский театр разнообразит жизнь ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, вовлечение его в активную деятельность, самостоятельное творчество.

В результате введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - Стандарт) кардинально изменились целевые ориентиры дошкольного образования, а, следовательно, и способы их достижения. Театрализованная деятельность играет большую роль в художественно-эстетическом развитии ребенка.

Объектисследования: театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание в театрально-игровой деятельности детей.

Цель исследования: выявление и анализ педагогических путей использования театрально-игровой деятельности в процессе художественного развития дошкольников.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические основы театрально-игровой деятельности в системе дошкольного образования.

2. Определить особенности реализации художественно-эстетического воспитания детей в условиях реализации Стандарта.

3. Выявить методы и приёмы театрально-игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе театрально-игровой деятельности у ребенка развивается речь, мимика, совершенствуется навык взаимодействия с окружающими.

Методы исследования: анализ теоретической и методологической литературы по данной проблематике.

Методологическая основа: представления в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов о значимости театрально-игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников (Д. А. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, А. А. Мелик-Пашаев, Е. Неменский, В. А. Сухомлинский, Е. М. Торошилова, В. Н. Шацкая)

Структура работы содержит: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы театрально-игровой деятельности в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников

  1. Особенности организации театрально-игровой деятельности воспитанников в ДОУ

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность их восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Возможности воспитательной театрализованной деятельности просторные. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через звуки, краски и образы, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Выразительностью реплик персонажей, тесно связано с умственным развитием собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Роль, которую исполняет ребёнок, произносимые реплики, ставят его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, и ее грамматический строй.

Можно твёрдо сказать, что театрализованная деятельность проявляется как источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театральная деятельность позволяет решить многие проблемы и ситуации детей от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять творчество исполнения, развивать способность свободно и уверенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.) ;

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров) ;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий, соответствующих организации работы. Разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности, потому что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития, в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках .

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.

Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырoшниной, Н. Карпинcкой, Е. Труcoвой, Л. Фуpминой и др., было уcтановлено cледующее.

Самостоятельно в театрализованные игры дети дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фуpмина) . Если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные сказки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, использовать игрушки и фигурки для театра, и будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Было установлено, что дети пяти лет в процессе театрализованной деятельности стремятся вносить в исполнение своих ролей нечто своеобразное, индивидуальное (Н. Каpпинcкaя) .

В этот период возможно включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Выpошнинa) .

Вопросы, советы, напоминания педагога приучают ребенка следить за своим поведением в игре, действовать согласованно с товарищами, ярче изображать роль, пользоваться движением рук, головы, туловища, речевые выразительные средства..

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

Подробней на сайте www.StudFiles.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Диагностика художественно эстетического развития дошкольников

    Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Презентация на тему художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Технологии художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност...

  • Диагностика эстетическое развития дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...

  • Проект художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

    Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя...