Личностная сфера дошкольника

Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста | Технологии и развитие современного образования 21 века

В настоящее время все большее внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, и все больше забывают про развитие эмоционально-личностной сферы.

Часто не учитывается, что только взаимосвязь этих двух сфер может обеспечить наиболее высокий уровень развития.

Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста должно содержать следующие задачи: - Помочь детям вырабатывать положительные качества в характере и корректировать негативные, - Развить творческие способности, - Развить навыки поведения в обществе, в группе, - Помочь ребенку понять особенности его характера, подтолкнуть к самопознанию

Развитие эмоционально-личностной сферы производится путем упражнений и игр, которые составлены для каждого возраста по-разному. Чем старше ребенок, тем игра и упражнения сложнее и глубже по смыслу.

Это позволяет подобрать подходящую игру и упражнение индивидуально для каждого ребенка, поскольку темпы обучения и развития у каждого ребенка сугубо индивидуальны.

Занятия по развитию эмоционально-личностной сферы ребенка всегда интересны и занимательны, а это важно, поскольку если ребенку интересны игры и упражнения, то только так он сможет развиваться и обучаться.

Ребенку необходимо объяснять, что значат те эмоции, которые ребенок переживает. В нем нужно воспитывать чувство прекрасного и обучать его смотреть на себя со стороны, а поскольку все дети эгоцентричны, то это крайне важно.

Чтобы понять детские эмоции необходимо понять источник их происхождения, а они находятся в осмысленной деятельности ребенка. С помощью эмоций и чувств ребенок познает окружающий мир, начинает его понимать по-новому.

Про развитие эмоционально-личностной сферы нельзя забывать, поскольку только так ребенок сможет принести обществу пользу. Эстетические переживания вызывают в ребенке такие занятие, как слушание сказок, музыки, лепка, рисование, а также тесное знакомство с природой.

Читайте также

Ссылка на источник www.poznaysebia.com

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени

1. Что такое «форма общения» и каковы ее структурные компоненты?'

2. Какие формы общения соответствуют различным возрастным этапам развития ребенка от рождения до семи лет?

3. Попробуйте осуществить с детьми трех, пяти и шести лет ситуации, моделирующие различные формы общения.

4. Оцените в условных баллах (от 0 до 3) количественную выраженность всех показателей общения в разных ситуациях. Составьте для каждого ребенка протокол ваших наблюдений по следующей схеме:

5. На основании полученных данных определите уровень развития общения ребенка со взрослым.

6. Попытайтесь провести с отдельными детьми коррекционную работу.

Глава 2. Личностно-смысловая сфера дошкольника и ее развитие в общении со взрослым

Особенности личностно-смысловой сферы дошкольника

Вдошкольном возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки, заключается в том, что у дошкольника возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне -взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение. Психолог А. Н. Леонтьев называл дошкольное детство периодом первоначального и фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. В чем же заключаются эти личностные механизмы?

Говоря о личности человека, мы всегда подразумеваем ее определенную направленность, ведущие жизненные мотивы, подчиняющие себе другие. У каждого человека всегда есть что-то самое главное, ради чего можно пожертвовать всем остальным.

И чем ярче человек осознает, что для него главное, чем настойчивее стремится к этому, тем более его поведение является волевым. Мы говорим о волевых качествах личности в тех случаях, когда человек не только знает, чего он хочет, но упорно и настойчиво сам добивается своей цели, когда его поведение не хаотично, а направлено на что-то.

Если такой направленности нет, если отдельные побуждения рядоположны и вступают в простое взаимодействие, поведение человека будет определяться не им самим, а случайными обстоятельствами. В этом случае мы имеем картину распада личности, возвращение к чисто ситуативному поведению, которое нормально для ребенка двух-трех лет, но должно вызывать тревогу в более старших возрастах.

из 153

Читать далее pedlib.ru

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - VI Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2014 года)

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯКузина А. С.Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Нравится

На сегодняшний день наше общество достигло неоспоримых высот в научно-технической сфере. Однако в нравственной и духовной сфере наблюдается снижение уровня развития, что вызывает беспокойство у специалистов разных профилей, поскольку сохранение существующих тенденций грозит гибельными последствиями.

В процессе развития детей, ценностные ориентиры стремительно отходят на второй план. Родители, при воспитании подрастающего поколения, делают акцент на интеллектуальное развитие, забывая о важности и значимости духовно-нравственной составляющей развития.

Стоит отметить, что классики отечественной психологии и педагогики (Каптерев П. Ф., Вентцель К. М., Рубинштейн М. М.) нравственное развитие и воспитание называли стержнем личности, считая его более значимым, чем развитие интеллекта.

В сложившейся ситуации, тема нашего исследования является востребованной и актуальной.

Нравственность - понятие полиморфное, включает в себя знание и принятие нравственных норм, а так же, что немало важно, способность личности брать ответственность за совершенные поступки.

Дошкольное детство - фактически первоначальный период складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. В дошкольные годы устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство субъекта - единство личности.

В результате сложного развития представлений человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных и социальных норм, формируются нравственные чувства и качества.

Нравственные чувства - это переживания своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные знания и чувства детей .

В связи с изменением условий развития ребенка - дошкольника от условий предыдущего возрастного этапа, значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Это касается и детей с различными отклонениями от нормы развития, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР) . Замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами отрицательно сказывается на развитии ребенка в целом, в том числе и на нравственной сфере.

В рамках нашего исследования, мы делали акцент на выявлении особенностей нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а так же на выявление сформированных нравственных норм данной категории детей.

Для достижения поставленных целей, нами были использованы следующие методики: «Незаконченные истории» Урунтаевой, «Тест Розенцвейга» (модификация, разработанная в НИИ им. В. М. Бехтерева) , а также «Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника на основе освоения базисных этических понятий» (Мельникова, Овчарова) .

Была проведена диагностика особенностей нравственного развития старших дошкольников с задержкой психического развития и нормой развития. В эксперименте приняли участие 26 дошкольников в возрасте 5-6лет, из них 13 дошкольников, имеющих задержку психического развития, и 13 дошкольников с нормой развития.

Анализируя полученные данные, мы получили следующие результаты:

Сравнительная характеристика мотивации к осознанию детьми нравственных норм (%)

46% испытуемых имеет среднее осознание нравственных норм, то есть, ребенок, называя норму, правильно оценивая поведение детей, не может мотивировать свою оценку. Четверть испытуемых показывают низкий уровень осознания, который характеризуется неспособностью ребенка называть нравственную норму, мотивировать свою оценку.

Такие дети способны лишь оценить поведение своих сверстников. Дошкольники не имеют целостного представления о нравственных категориях и нормах. Существует нравственные ориентиры, которые «прививаются» им в ходе проводимой коррекционной работы в ДОУ, однако следовать им не стремятся. Процесс можно охарактеризовать следующим образом: «Непонимание при заучивании»

При анализе данных, полученных в ходе проведения методики «тест Розенцвейга», нами были выявлены следующие особенности: реакции, которые возникают у детей при фрустрирующих ситуациях двух типов:

  • направлены на осуждение причины (69%) ;

  • ситуация считается малозначащей (31%) .

Стоит отметить, что никто из испытуемых не показал реакции, принимающих вину на себя или берущих на себя ответственность за исправление данной ситуации, что, вероятнее всего, свидетельствует о несформированности у детей с задержкой психического развития чувства ответственности, долга и самоконтроля. В силу ослабленности психического и эмоционально-волевого развития, неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с ЗПР прибегают к более доступным, в том числе и к девиантным формам поведения, взаимодействия с окружающей действительностью (конфликты, обманы) . Все это негативно сказывается на формировании положительных сторон личности, на развитии нравственного идеала, нравственных чувств.

Типология дошкольников, исходя из уровня нравственного развития

Гистограмма 2.

Среди старших дошкольников с ЗПР мы можем наблюдать различные типы дошкольников (гистограмма 2) , основанные на уровне нравственных знаний, выделенные Овчаровой и Мельниковой .

76,9% - «Нравственно-воспитанные дети», понимающие и принимающие нравственные нормы, испытывающие позитивные переживания при их выполнении, при наличии отдельных случаев негативных переживаний.

Однако, процент детей, имеющие тип «нравственно-послушные» дети (15,4%) , в два раза выше, нежели у детей с нормой развития. Эти испытуемые недостаточно понимают и принимают нравственные нормы, понятия и поведение.

Необходимо отметить, что у части испытуемых (7,7%) был выявлен тип «нравственно-неустойчивые» дети, поведение которых основано на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, выполняющихся ребенком во избежание наказания (либо нарушающихся ребенком при отсутствии негативных переживаний) . Что обусловлено имеющимся дефектом у детей, сказывающимся на несовершенстве навыков самоконтроля, чувстве ответственности за свои поступки, за свою деятельность. Для детей крайне важен контроль со стороны взрослого.

Таким образом, характеризуя нравственную сферу старших дошкольников с ЗПР, на основе полученных данных, мы можем выделить следующие, наиболее значимые, на наш взгляд, показатели:

1. Старшие дошкольники с задержкой психического развития судят о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль») . Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста.

2. У старших дошкольников с задержкой психического развития отмечается несформированность чувства ответственности, долга и самоконтроля.

Это подводит нас к мысли, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в целом недостаточно сформирована нравственная сфера, она находится на более низком уровне развития, чем у их сверстников с нормой развития.

Нравственное развитие ребенка-дошкольника - сложный, кропотливый процесс.

В рамках исследования была разработана и апробирована системы коррекционно-развивающих занятий, направленная на развитие нравственных качеств личности старших дошкольников с ЗПР в процессе художественной деятельности, связанная с нравственным содержанием рассказов Валентины Осеевой.

Система коррекционно-развивающих занятий по развитию нравственных качеств личности построена в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями дошкольников с задержкой психического развития.

  • Занятия осуществлялись в групповой форме

  • общая продолжительность - 30 минут,

  • 2 раза в неделю (количество занятий 11) .

В процессе работы были реализованы различные формы развития нравственных качеств личности:

  • Игра;

  • Беседа;

  • использование нравственно ориентированных рассказов.

По истечению 11 коррекционно-развивающих занятий, был проведен контрольный срез. Согласно его результатам, у старших дошкольников с ЗПР отмечается положительная динамика в развитии нравственных качеств личности.

В 2 раза снизилось количество детей неспособных оценить, мотивировать и формулировать нравственную норму, а также оценивать поведение.

Сравнительная характеристика сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы (%)

Важным показателям является отсутствие уровня негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения среди старших дошкольников с ЗПР. Вдвое снизился уровень «ситуативно-позитивного единства нравственных чувств и поведения».

У детей после коррекционно-развивающих занятий преобладает уровень «ситуативно-позитивного единства нравственного сознания и поведения», т.е. дети понимают, принимают нравственные нормы, но сохраняются отдельные случаи негативных переживаний при их выполнении, что может быть успешно скоррегированно в последующей коррекционной работе.

В целом, наблюдается динамика к улучшению всех компонентов нравственной сферы, что в совокупности обеспечивает уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения.

Не стоит забывать, что изначально процесс развития нравственной сферы охватывает лишь вербальную сферу, происходит запоминание и заучивание норм «на словах», а на практике, как было выявлено, ребенок легко нарушает их. Затем постепенно нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Внешний социальный контроль при благоприятных условиях развития сменяется внутренним нравственным контролем, благодаря которому формируются нравственные мотивы и бескорыстное моральное поведение.

Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Козловская, Н. А. Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника / Н. А. Козловская, И. С. Морозова // Интеграция образования. - 2007. - № 3/4. - С. 182-187.

2. Журавлев, А. Л., Юревич, А. В. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 412 с.

3. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. Запорожца А. В.-М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.

4. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика: Уч.пособие./ Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.-М.: Просвещение,1993.

5. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника : дис.на соиск. ученой степ. доктора психологических наук / Мельникова Нина Васильневна.- Курган., 2009.- 352с.

Материал с сайта www.scienceforum.ru

Личность дошкольника

aurum

Новорожденный младенец не похож на дошкольника, а дошкольник так же мало напоминает подростка. В процессе взросления ребенка постоянно возникают новые мотивы поведения, детские переживания усложняются, а эмоциональная сфера становится разнообразнее и богаче.

Одна детская личность сменяет другую и в результате все запутывается в сложный клубок. Попробуем в нем разобраться и выделить основные этапы развития детской личности.

1 этап:

В течение первого года жизни ребенок познает окружающий мир и осваивает основы его тактильного восприятия. Развивается речь, мелкая моторика и некоторые физические навыки. Формируется произвольное поведение.

В этом возрасте важнейшим аспектом развития малыша становится общение с родителями. Не думайте, что ваш ребенок ничего не понимает. Скорее всего, это именно вы не понимаете его.

Пока еще очень рано говорить о морали, независимости или альтруизме. Однако грандиозный психологический процесс по подготовке фундаментальных компонентов детской личности уже идет полным ходом.

Со временем жизнь малыша приобретает двойственный смысл. С одной стороны, ребенок по-прежнему живет и действует в непосредственном контакте с окружающим его миром предметов и людей.

С другой – погружается в знаково-символический план поведения и жизни. ­то план игры, речи, мышления, изобразительной деятельности и фантазии. Ребенок уже не просто живет – он рассуждает о жизни, рисует её и думает о ней.

Окружающий мир отражается в детском сознании и проецируется в форме рассуждений, гипотез, фантазий, игр и рисунков. Ребенок теперь способен на многое – перенестись мысленно в Африку, с одинаковой легкостью совершить что-то хорошее или дурное.

2 этап:

В это время начинает проявлять себя нравственная сфера – у ребенка развиваются начальные представления о должном и недолжном, добре и зле, возможном и запретном. Через персонажей сказок, мультфильмов и книг малыш открывает для себя мир нравственных отношений.

При этом нравственные представления ребенка не замыкаются на вымышленных персонажах. Они постепенно от них отдаляются и становятся все более самостоятельными, приобретая форму своеобразной внутренней измерительной шкалы.

Так дошкольник начинает овладевать нравственными основами – ценностями объективности, альтруизма и независимости. Пока еще только на уровне словесных суждений, знаний и оценок, а не реальных действий.

На словах ребенок все более объективен, морален, независим и альтруистичен. На деле же он зачастую подражателен, пристрастен и эгоистичен. Детское поведение противоречиво – вербальная (словесная) стрелка указывает на юг, а стрелка реального поведения – в сторону севера.

Почему же детские представления о нормах на словах расходятся с делом?

3 этап:

Потому что у ребенка отсутствовали внутренние мотивы, которые бы побуждали его подчиняться этим нормам. А это произойдет только тогда, когда дошкольник войдет в сферу внешнего контроля со стороны взрослых и сверстников. Тогда ему придется подчинить своё реальное поведение общепринятым правилам. ­то момент, когда гармония слова и дела восстанавливается, принимая облик стройных нравственных норм в формирующейся личности дошкольника.

Личность дошкольника формируется постепенно – шаг за шагом. Каждый новый сдвиг автоматически расширяет возможности для воспитания, а условия формирования личности ребенка настолько тесно переплетены с его развитием, что отделить одно от другого практически невозможно.

Важная особенность формирования личности дошкольника – это влияние образцов поведения, которыми являются поступки и взаимоотношения взрослых. Ребенок склонен подражать им, заимствовать манеры, перенимать оценки людей, предметов и событий.

Образцом поведения могут быть также сверстники, поведение которых одобряют взрослые. Сказочные персонажи, если они наделены характерными нравственными чертами. В дошкольном возрасте дети активно интересуются образцами поведения, ведь им так необходимы правильные ориентиры.

Источник kotikit.ru

Особенности личности детей дошкольного возраста

Кривонос Галина Анатольевна

Личность начинает формироваться ещё в детстве. И понятий личности в психологии очень много. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического.

Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития . Ещё сам Л. С. Выготский сформулировал понятие «личность» как принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения .

Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка.

День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.) . Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка.

Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения.

Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой" .

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу .

Источники: 1. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / , 2004. — 68 с; 2. Туревская Е. И. Возрастная психология. - Тула. – 2002; 3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1999; 4. Кон И. С. В поисках себя.

Личность и ее самосознание. М., 1984.

Автор статьи: Кривонос Г. А.

Разрешается использование статьи только с учетом наличии обратной ссылки на статью, либо на нашу главную страницу!

(с) - Психологический портал - ЧУВСТВО ЖИЗНИ - http://sevpsiport.com

Уважаемый посетитель! Если Вам интересен сайт и Вы пользуетесь информацией каталогов будем признательны, если Вы расскажите о нашем сайте на своей странице в социальных сетях либо на своем сайте. Психологический информационный портал - www.sevpsiport.com

Последнее от Кривонос Галина Анатольевна

Источник sevpsiport.com

Другие статьи по теме:

  • Волевая сфера дошкольника

    Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в...

  • Личностное развитие дошкольника

    Обобщение опыта работы по теме «Социально — личностное развитие дошкольников» Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в...

  • Эмоционально волевая сфера дошкольника

    Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в...

  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников

    Проект «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» ПРОЕКТ «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»[/b] Выполнила: Марычева С. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29» Тема проекта: раз...

  • Развитие мотивационной сферы дошкольника

    Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста» Данная методическая разработка представляет собой семинар для педагогов ДОУ с использованием презентаци...

  • Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Развитие волевой сферы дошкольника

    Содержание Введение Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие .1 ­моционально-волевая сфера 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника Глава 2. ­ксперимен...

  • Социально нравственное и личностное развитие дошкольников

    Социально-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы Воспитателя МБ ДОУ № 21 Г. Батайска, Ростовской области Парфёновой Ларисы Сергеевны Вторая квалификационная кат...

  • Социально личностное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников

    Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взр...

  • Диагностика эмоциональной сферы дошкольников

    Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развит...

  • Игры на развитие эмоционально волевой сферы дошкольников

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Социально личностное развитие дошкольников в игре

    Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников Тема: Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. Цель: Совершенствовать работу пе...