Методы и формы воспитания дошкольников

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы

Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует моральный образ, воздействует на физическое развитие ребенка. В процессе общения с музыкой ребенок подчиняется интересам коллектива, получает навыки культуры поведения.

Инновационные формы воспитания дошкольника – это индивидуально-дифференцированный подход (учитывается уровень каждого ребенка, даются доступные, но развивающие его возможности задания, обязательно заканчивающиеся успехом, развлечения, праздники, а так же все виды Занятий:

- Доминантное занятие – используется для развития какой-либо музыкальной способности или ликвидирует отставание в какой-либо деятельности.

- Тематические занятия делятся на 3 вида: собственно-тематические, музыкально-тематические, сюжетно-музыкальные.

- Комплексные занятия – объединяют различные виды искусств: музыка, живопись, хореография. Цель проследить, как проходит тема разных видах искусства.

- Интегрированные занятия – в основе содержания тема или образ в одной тональности и тогда весь репертуар должен соответствовать одному настроению.

Метод – способы, с помощью которых педагог передает, а ребенок усваивает прием. Методы и приемы зависят от возраста, учебных задач, видов деятельности, этапов усвоения художественного материала.

Классификация педагогических методов.

А. В. Запорожца, Т. Марковой 1) метод прямого воздействия (дать задачу и как её выполнять) ; 2) метод опосредования педагогического воздействия (когда есть опыт, создаются условия, которые наталкивают на выполнение, можно дать совет) ; 3) метод проблемного воспитания и обучения детей (решение творческих заданий) .

Ветлугина. 1) побуждение к сопереживанию, 2) убеждение в процессе восприятия; 3) поисковых ситуаций; 4) Наглядный метод – делится на наглядно-зрительный и наглядно-слуховой, который является ведущим. 5) Игра. 6) Проект.

Из своего педагогического опыта я хочу поделиться следующей темой:

Использование музыки в режимных моментах.

Цель: Гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыкальных произведений у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Чтобы приобщить ребенка к музыкальному искусству, необходимо заинтересовать его, познакомить со средствами музыкальной выразительности, воспитать эстетическое отношение к нему.

Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста. Специфические задачи музыкального воспитания соответствуют возрастному уровню детей первого, второго и третьего года жизни. Это следующие задачи:

- дать детям радость и побуждать их к активности;

- дать яркие, художественные музыкальные впечатления;

- прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучание различных детских музыкальных инструментов и игрушек. Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей связаны с радостными переживаниями, а также с выполнением игровых приемов воспитания. Хороший результат дает только то, что ребенок воспринимает охотно, с желанием.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, зарядка, умывание, настрой на занятия, физкультминутки, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.

Конспект проведения «Режима дня с навыков самообслуживания в песнях».

Тема: «Осенние картинки»

1. «Прием детей»

Воспитатель: Утром всех ребят встречаю, по секрету сообщаю: Осень в гости к нам пришла и подарки принесла. Посмотреть решила осень, как живет здесь детвора.

(Звучит песня «Осень постучалась», дети в приемной переодеваются, слушая музыку)

2. Зарядка.

Воспитатель: Часики бегут, бегут, на зарядку нас зовут. Становитесь в круг, ребятки, дружно сделаем зарядку. (Звучит песня «Тик-так», дети выполняют комплекс упражнений. Кукла Осень выполняет движения с детьми, затем разбрасывает на ковер листья.)

Воспитатель: Осень листья разбросала, вместе с нами танцевала. Вы листочки соберите, всем ребятам покажите. Мы подуем на листок, покружись для нас, дружок.

(дети выполняют дыхательное упражнение)

3. Мытье рук и пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Скоро завтракать пойдем, значит, дружно мы сейчас к умывальнику пройдем. Наши ручки мы помоем и ладошки разотрем. Звучит песня «Умывание».

4. Физкультурная минутка на развитие ритмического слуха.

Воспитатель: Как мы весело живем и танцуем, и поем, веселимся и играем, никогда не заскучаем. Становитесь-ка, ребятки, на ритмичную зарядку! (Звучит песня «У меня, у тебя звонкие ладошки)

5. Театрализация.

Воспитатель: Сказки любим мы читать и зверей изображать. Птичками летаем, целый день играем. А давайте мы сейчас песню разыграем.

(Инсценировка песни «Жили у бабуси». Используются атрибуты: платок, маски гусей.)

6. Подготовка ко сну.

Воспитатель: Отдохнуть пришла пора, одеяла и подушки очень ждут вас, детвора.

(Звучит «Сладкая греза», музыка П. Чайковского)

7. Пробуждение.

Воспитатель: Все проснулись, потянулись, улыбнулись. Глазки открываем, Осень мы встречаем. (Звучит музыка Чайковского). Отдохнули все ребятки и готовы малыши на веселую зарядку. (Звучит песня «Ты похлопай) .

Таким образом, использование песен и классической музыки, звучащей вне занятий, способствует индивидуализации воспитательной работы с детьми, созданию в коллективе атмосферы доброжелательности и сотрудничества. Детские песни помогают согласовывать воспитательные усилия не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

www.maam.ru

Формы и методы патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте

Патриотическое воспитание многогранно, осуществляется оно с помощью определённых форм и методов. «Выбор определённых форм и методов воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития». Форма воспитания становится эффективным в сочетании с адекватными методами. Выделяется две группы методов патриотического воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых и др.) ; формирование у дошкольников патриотических представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций).

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому уровень развития воспитанников и зрелости коллектива - важные условия эффективного использования методов воспитания. Методы и приёмы патриотического воспитания тесно связаны между собой и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приёмы. Прежде чем определить метод патриотического воспитания старших дошкольников, необходимо помнить, что успех в воспитании свободной личности зависит от исходной методологической позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Так как патриотическое воспитание является частью нравственного воспитания, то для него хороши все указанные методы, но эффективный результат они дают лишь при определённых условиях:

- любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребёнка;

- метод должен быть реальным;

-для использования метода должны быть заранее подготовлены условия;

-метод не должен применяться однотипно.

Преобладающими методами в патриотическом воспитании старших дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребёнка способам действия. Методы применяются, не изолировано, а в комплексе, во взаимосвязи. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов и форм организации воспитательного процесса. У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к родине, Отчизне. Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к родному дому. Следующий этап - воспитание любви и привязанности к своему городу. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании городских мероприятий, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья и почувствовать себя частичкой нашего города, «большой семьи». Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны, и побуждать ребёнка к практической деятельности. Так при ознакомлении со странами мира дети видели на карте свою страну, слышали её название. После этого, воспитатель возвращает их к этой информации, но акцент делается на изучение родной страны. Название страны закрепляется в играх («Кто больше стран назовёт? », в упражнениях («Как написать адрес на конверте? », «Из разных названий стран определи свою страну Рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов, слушание художественных произведений, рассказов взрослых, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия - всё это помогает решать поставленную задачу.

Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Организовывать кружковую работу в уголке народного быта. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных праздниках, например – в параде, посвященному Дню Победы. Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходит к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову… ».

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

Рассказ и беседа становятся действенным фактором патриотического формирования личности ребенка. Если педагог начинает разговор с ребенком, то он должен быть уверен в том, что предстоящий рассказ важен и актуален для ребенка, вызовет доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию. Беседа как метод патриотического воспитания широко используется для расширения круга представлений и понятий ребенка в области общественной жизни, науки и техники, этики, эстетики. Беседа как метод патриотического воспитания имеет ряд особенностей. Часто одинаковые по нравственному содержанию поступки людей представляются ребенку различными, так как совершены, были в непохожих ситуациях. И наоборот, поступки, противоположные по их нравственному значению, в сходной ситуации ребенку кажутся одинаковыми. Ребенок может поступать неправильно по причине того, что сам себе не отдает отчета в своих намерениях или не знает, как их правильно оценить. Назначение беседы – в доступной форме разъяснить ребенку отличие патриотического поведения от непатриотичного, осмыслить свой жизненный опыт с точки зрения нравственности

Заслуживает внимания и такая форма воспитания как КВН. Эта форма позволит успешно провести, например, итоговое занятие, на котором можно увидеть результат продолжительной воспитательной работы. Кроме того, данная форма проведения занятий по патриотическому воспитанию позволит вовлекать в воспитательный процесс не только воспитанников, но и их родителей.

Теплоту и задушевность обеспечивают в работе занятия, проводимые в форме «круга общения». Такая форма позволяет дойти до каждого ребенка, услышать его, построить разговор с детьми в душевной доверительной атмосфере.

Игра – также любимая и увлекательная форма проведения занятия для детей. Она зажигает, увлекает и доставляет много положительных эмоций. Форма викторины позволяет в короткое время закрепить большой объем информации, проверить эффективность проведенных ранее занятий.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение воинской части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

www.maam.ru

Методы эстетического воспитания детей - Страница 3

Принципы работы по эстетическому воспитанию:

1. Осуществление эстетического воспитания во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ

2. Вариативность содержания, форм и методов эстетического воспитания

3. Индивидуальный подход

4. Единство обучения и формирования самостоятельного художественного творчества

5. Комплексное использование различных видов искусства

6. Использование создаваемых детьми произведений в жизни группы

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить иг­рушку для игры и др.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуаль­ный характер, а иногда дети объединяются по два, три чело­века и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, масте­рят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.

Характер руководства самостоятельной деятельностью со стороны взрослого - опосредованный, косвенный.

Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где имен­но можно, не мешая другим, рисовать, строить, музициро­вать и т. п.

Воспитатель развивает самостоятельность де­тей, используя подсказку, привлечение внимания к пред­мету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

В процессе самостоятельной художественной деятельности у детей:

- закрепляется художественный опыт, который ребенок приобретает в НОД;

- у детей развивается речь, становится образнее выразительнее (так, при сочинении собственных сказок их речь обогащается народными выражениями: «красна девица», «добрый молодец», «ясно солнышко», «подобру-поздорову») ;

- у детей проявляется стремление к собственному творчеству(например, самостоятельно пытаются сочинить мелодию) ;

- в играх и художественной деятельности (например, рисовании) находят отражение образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов. Дети выступают и как авторы замысла и как исполнители;

- дети сами создают условия, необходимые для игр: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРАЗДНИКИ В ДОУ.

Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Например, виктори­на по сказкам К. Чуковского.

Полезны для эстетического развития развлечения, соче­тающие разные виды искусств. Подбирается разнообраз­ный материал - и литературный, и музыкальный, и изобра­зительный на одну тему, например «Поет зима - аукает...».

Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспиты­вают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране.

Их можно разделить

- на празд­ники, связанные с общественной жизнью (23 февраля - День защитника Родины, 9 Мая - День Победы, 12 июня - День независимости России) ,

- праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год) . Могут быть и праздники, отражающие собы­тия местного значения (День города) , а также свои, детса­довские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и др.) .

При проведении праздников решается комп­лекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реа­лизуются задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее при­поднятое настроение — все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

Дети хотят уча­ствовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возмож­ность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка.

Надо только правильно подобрать фор­му проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Источник otveti-examen.ru

Зам.зав. по ВР: Новинская Г. А.

Cтарший воспитатель: Страшенко Е. В.

пгт Ярега

2015 год

Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания.

Цельюэкологического воспитания для дошкольников выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Проблемаэкологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

- он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т. В. Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов:

Виды проектов в ДОУ:

1. Исследовательско-познавательные – совместное эксперементирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

2. Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

3. Информационн-практико-ориентированные- сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

4. Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

По продолжительностиэкологические проекты разделяются на:

  • Краткосрочные– период их реализации может длиться от трех дней до недели.
  • Среднесрочные– рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
  • Долгосрочные– укладывающиеся по продолжительности в один год.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  2. Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.
  3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога) , сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.

В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту:

1. Подготовительный - воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.

2. Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

3. Оценочно-рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.

4. Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.

В ходе работы над проектом также важно помнить о правилах успешности проектной деятельности.

* в команде нет лидеров;

* все члены команды равны;

*. все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;

* каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;

* все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

* не должно быть так называемых “спящих партнеров”;

* ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

С детьми начальной возрастной группы3-4 лет возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами.

Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества. Семена высаживаются в горшки и проращиваются.

Дети средней группыспособны принять участие в проектах: «Маленькие огородники»- организуются эксперименты с огородными растениями.

« Птицы наши друзья»- дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.

С ребятами, посещающими старшую и подготовительную группы, можно организовывать больше. Так, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.

В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.

Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.

Наиболее масштабный проект, который можно предложить для реализации в подготовительной группе – создание Малой природной академии.

А так же можно провести интересные проекты:

Этажи леса», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька», «Кто дружит с елью».

Следует заметить, что основа успеха претворения всех проектов и действительность – хорошая подготовка педагогического состава детского сада, взаимодействие всех специалистов.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители.

Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон) , консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2.При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12.Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

О формах и методах экологического образования дошкольников

Эта форма работы способствует за­креплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсу­дить и проиграть следующие ситуа­ции.

  • Дети нарвали большой букет лан­дышей. Воспитатель на них рассер­дился. Почему?
  • Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.
  • Ягоды — по одной — в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
  • Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

Уроки мышления

Усвоение зависимостей между объ­ектами и явлениями живой природы — наиболее сложная для ребенка-до­школьника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составля­ют ответы на разнообразные «как?», «почему?»; «отчего?»

Например, «Почему у елки зеленые иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя, занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит береза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окру­жены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?»

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художествен­ных произведений способствует фор­мированию у детей чувства природы.

Экологические экскурсии-экспедиции

Цель — найти ответы на поставлен­ные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, ре­льефе местности, условиях, экологи­ческой обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, со­бирать природный материал для кол­лекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической об­становке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.) .

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объек­ты неживой природы: гранитные ва­луны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фо­тоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подгото­вительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование приро­ды».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллек­ций.

Коллекционирование

Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно на­носить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, из­вестняк и т. д.) .

Коллекционирование может поло­жить начало беседам о природных богатствах России, об их использова­нии («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он использует­ся?»; «Как его добывают?» и т. д.) .

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски приро­ды... открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых деть­ми.

Экологические выставки и экспозиции

Цель их — ознакомление с природ­ными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспо­зиции включают материал, предназна­ченный для работы с детьми и со взрослыми.

Тематика может быть самой разно­образной: «Лес — друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Кос­мос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т. д.

На выставке могут быть представле­ны художественные произведения, ра­боты детей и воспитателей, разнооб­разные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспи­татель, но и ребенок.

Экологический музей

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий) ; редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии) ; минералы и горные породы (коллекции детей) ; вода, ее использование, охрана (иллюстрации) ; зеленая аптека (лекарственные травы) ; экосистемы (модели) ; экологические катастрофы и бедствия (альбомы, ил­люстрации) .

Подобный материал позволяет на­глядно представлять детям самые раз­нообразные темы: «Кто такие защит­ники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность»; «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т. д.

Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют экологиче­ские наблюдения.

Экологические наблюдения

Их цель — сформировать представ­ление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимо­связи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием) ; классификация (дерево, кустарник, травянистое растение) ; внешний вид, части, назначение; ус­ловия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; расте­ние как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как чело­век помогает растениям; правила по­ведения в природе.

В наблюдениях за животными целе­сообразно выяснить следующее: на­звание (интересные сведения, связан­ные с названием) ; внешний вид, особенности; классификация (насеко­мые, птицы, рыбы, млекопитающие) ; способ передвижения, приспособле­ние конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, при­способление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспо­собление к среде обитания; размноже­ние; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются ос­новой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо при­общать их к практической деятельно­сти.

Практическая деятельность детей

Ее цель — закрепление норм пове­дения в природе, формирование по­нимания разумного ограничения по­требностей для сохранения окружаю­щей среды во всех ее взаимосвязях.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, по­садке деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малы­шам.

Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые планируются примерно раз в неделю.

Содержание предстоящего трудового десанта определяют сами дети. На­пример: «Посади дерево»; «Покормите птиц зимой»; «Умелые руки не знают скуки» (сбор природного материала) ; «Я люблю свой город»; «Листья жел­тые над городом кружатся»; «Нам до всего есть дело»; «Санитарный день» (участие в уборке площадок, лесопо­лосы от мусора) и др.

Зеленый патруль

В последнее время в практику рабо­ты со старшими дошкольниками вхо­дит зеленый патруль, который обхо­дит территорию детского сада, отме­чает объекты, нуждающиеся в охране, в помощи, принимает меры по ее оказанию. Дети пользуются картой, составленной совместно с воспитате­лем. Патруль может знакомить малы­шей с правилами поведения в природе, прокладывать маршрут в целях защиты наземного покрова от вытаптывания, почвы от уплотнения и т. д. Патруль также определяет, есть ли на участке или на близлежащих территориях редкие и ценные растения, защищает не только растения, но и всех «друзей» леса: муравьев, жужелиц, птиц; знакомится с причинами возникновения пожаров, с правилами поведения в природе.

Экологические тропы

В любом заповеднике есть строго определенные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окружающую природу в девственной неприкосновенности и любоваться не­тронутыми красотами.

В условиях го­рода в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе?

Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут по­казать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогала воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.

Экологические карты

Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестно­стям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно.

Используются про­стейшие условные обозначения и ри­сунки, придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет около дороги; где участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, киноте­атра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана.

На картах отме­чают места, где произрастают дико­растущие и культурные растения. Рас­сматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль тропинки? Каким образом они приспособились к усло­виям окружающей среды? И т. д.

Наиболее загрязненные места отме­чаются на карте красным цветом. Можно рассказать детям, что сущест­вует экологическая карта России, цель которой — выделить наиболее загряз­ненные места, опасные для жизни, места экологических бедствий и ката­строф.

Экологические игры

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содер­жания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли стро­ителей, архитектора, жителей города; цель игры — формировать представле­ние о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил) .

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологи­ческой деятельности. Игра «Экосисте­ма водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропо­генного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» по­могает показать пищевые цепи (ребе­нок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных) .

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участни­ков в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, уме­ний. К ним относятся: конкурс-аук­цион, конкурс-марафон, КВН, эко­логическая викторина, «Поле чудес» и т. д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путе­шествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении живот­ных к среде обитания) ; «У кого какой дом» (об экосистемах) ; «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным при­знакам) ; «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов) ; «Выбери правильно дорогу» (о прави­лах поведения в природе) и др.

Надеемся, что краткий обзор раз­личных форм и методов экологичес­кой работы поможет педагогам вы­брать те, что более всего подходят им. Критерии выбора? Программа, по которой они работают.

Возможности дошкольного учреждения. Уровень подготовленности воспитанников.

В. ЗЕБЗЕЕВА, преподаватель методики экологического образования, Оренбургское педагогическое училище № 2

Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 45–49.

Теги:

Ссылка на источник doshkolniki.org

Другие статьи по теме:

  • Методы воспитания детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Трудовое воспитание дошкольников

    Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» г. Зверево Р...

  • Экологическое воспитание дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Актуальность и перспективность опыта «Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц И земли без воды. Все меньше - окружающей природы Все больш...

  • Музыкальное воспитание дошкольников

    Музыкальное воспитание младших дошкольников МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возмо...

  • Художественное воспитание дошкольников

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественное слово МБДОУ детский сад второй категории № 5 «Солнышко» «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через художественное слов...

  • Правовое воспитание дошкольников

    Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников» Обобщение педагогического опыта работы по правовому воспитанию дошкольников. Не одно поколение специалистов ставило перед собой во...

  • Методы социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагоги...

  • Средства нравственного воспитания дошкольников

    Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд № 2Современная социально-психологическа...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Формы работы по математическому развитию дошкольников

    Проект по математическому развитию дошкольников «Круг, квадрат и треугольник — подружись с ними, дошкольник» Номинация проекта - «Дошкольный возраст». Вид проекта: долгосрочный, фронтальный. Учас...

  • Формы работы с дошкольниками

    Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность» Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность» Освоение образовательной области «Б...

  • Презентация нравственное воспитание дошкольников

    Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност...

  • Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

    Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (сборник игр) Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (сборник иг...