Модернизация системы дошкольного образования

Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС).

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

Существуют распространенные в отечественном образовании понятия стратегий развития образовательных учреждений: 1. Стратегия локальных изменений, предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизни образовательных учреждений. эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят образовательному учреждению сделать шаг вперед. 2. Стратегия модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплексных нововведений, которые не связываются между собой, хотя внутри модуля могут предполагать необходимость координации действий многих исполнителей. 3. Стратегия системных изменений - предполагает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т. д., все структуры, связи, звенья, участки. Такая стратегия осуществляется, как правило, при изменении прежнего статуса образовательных учреждений, при превращении их в новое образовательное учреждение.

Обновление технологий организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ усложнено недостаточно разработанными научно основаниями использования образовательных технологий в развитии субъектного опыта и интегративных качеств дошкольника. Вопросы технологий обучения в дошкольном образовании довольно слабо освещены во многих учебниках дошкольной педагогики, в том числе - в опубликованных в последние годы. В то же время еще в "Концепции содержания непрерывного образования" (дошкольное и начальное звено, утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003г., отмечалось: ". воспитатели в дошкольных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются "школьные" технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения знаниям и умениям и др. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, "овзросление" дошкольного образования".

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы, которые включают комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности: построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; организации разнообразной игровой деятельности; использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом, можно утверждать, что знание современных технологий дошкольного образования необходимо каждому педагогу ДОУ - члену методического объединения.

Помимо этого, мы можем также сослаться на еще один документ, определяющий и должностные обязанности, и вопросы профессиональной компетентности любого педагога ДОУ (независимо от его аттестации на ту или иную категорию и независимо от стажа работы) : Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н, в котором сказано: Воспитатель (включая старшего) должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Таким образом, одной из задач методической службы ДОУ может стать работа по ознакомлению педагогов с достаточно разнообразным спектром технологий обучения, применяемых в дошкольном образовании.

Обновление системы оценки качества дошкольного образования опирается на ориентиры качества современного дошкольного образования. В их основе лежит как ориентир "социальный портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения" (6, 5-7 лет). В ФГТ определены конкретные характеристики и 35 качеств личности, желательные для идеального социального портрета ребенка-дошкольника (6, 5-7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании).

Результат освоения ООП ДО - конечный итог, следствие воспитательно-образовательной деятельности ДОУ:

1. Текущие (промежуточные) результаты освоения программы - качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования. оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения ребенком той или иной деятельностью;

2. Итоговый результат освоения прогаммы - физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования.

Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания, в том числе его морально-нравственное развитие.

Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др., а также антропометрические и физиометрические показатели.

Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Знания. умения. навыки - средства, способствующие развитию ребенка, т. е. способствующие развитию у него новых качеств.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В работах известных современных исследователей Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой обозначены основные направления совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ:

1. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями;

2. Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы на каждом этапе образовательного процесса;

3. Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса.

Несмотря на наличие примерных образовательных программ дошкольного образования, ФГТ и других нормативных и методических документов, обеспечивающих внедрение ФГТ в практику работы ДОУ, остается актуальной задача наполнения реальным содержанием и инструментарием систем оценки качества дошкольного образования.

Внедрение ФГТ и решение новых задач требует соответствующего научно-методического сопровождения. Нормативно-правовая база для обновления содержания дошкольного образования постепенно совершенствуется и развивается в направлении упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания и обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи". Однако практика работы с педагогами ДОУ показывает, что до сих пор научно- и учебно-методическое обеспечение современного дошкольного образования мало известно.

Таким образом, существует необходимость разработки системы методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГТ к структуре ООП ДО.

www.maam.ru

Модернизация системы дошкольного образования

В целях улучшения материально-технической базы учреждения функциональные помещения ДОУ оснащаются современным игровым оборудованием. В 2015 году в рамках реализации Программы развития образования в дошкольное учреждение были поставлены комплекты игрового оборудования на сумму 485 000 рублей.

Проблема доступности и качества детских садов – одна из самых острых для россиян. В связи с этим качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока работы Правительства.

Модернизация дошкольного образования будет проводиться по трем направлениям:

- ликвидация очередности в детские сады.

Цель: обеспечить 100% доступность дошкольного образования для всех нуждающихся в нем детей от 3 до 7 лет к 2016 году

- формирование новых требований по квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений.

Цель: повышение квалификации педагогов дошкольного образования.

- внедрение нового стандарта дошкольного образования.

Цель: обеспечить качество дошкольного образования, предоставляемого детям дошкольного возраста в различных вариативных формах.

12 декабря 2014 г.12 декабря 2014 г.

Материал ozgdou20.edumsko.ru

Правительство России

Справка о программе модернизации региональных систем дошкольного образования

29 апреля 201314:00

ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема доступности и качества детских садов – одна из самых острых для россиян. Согласно статистике обращений граждан в Правительство России за прошлый год, этой теме было посвящено 1384 жалобы (второе место после жалоб по поводу единого государственного экзамена – 1895 жалоб) . В последние два десятилетия в стране сложился существенный дефицит мест в детских садах, не менее остро стоит проблема квалификации педагогов дошкольного образования.

В связи с этим качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока работы Правительства.

Модернизация дошкольного образования будет проводиться по трём направлениям:

-ликвидация очерёдности в детские сады.

Цель: обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для всех нуждающихся в нём детей от трёх до семи лет к 2016 году (п. 1 «в» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599) .

Решение: строительство новых современных зданий детских садов и развитие вариативных форм дошкольного образования. Согласно анализу очерёдности в дошкольные учреждения с учётов демографических расчетов в течение 2013–2015 годов необходимо создать около 1,2 млн мест в дошкольных учреждениях, что позволит к 2016 году обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет.

В настоящее время в России 7,8 млн детей от трёх до семи лет (из них не получили место в садах 366 тыс. детей) . В 2016 году в России будет 8,7 млн детей-дошкольников.

-формирование новых требований по квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений.

Цель: повышение квалификации педагогов дошкольного образования.

Решение: разработка профессионального стандарта педагогов системы дошкольного образования, повышение зарплат педагогов.

-внедрение нового стандарта дошкольного образования.

Цель: обеспечить качество дошкольного образования, предоставляемого детям дошкольного возраста в различных вариативных формах.

Решение: разработка нового федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования.

Субъектами Российской Федерации были разработаны и представлены в Минобрнауки России региональные комплексы мер по модернизации дошкольного образования, так называемые дорожные карты.

В рамках реализации дорожных карт субъектов Российской Федерации в течение 2013–2015 годов планируется введение 755 тыс. новых мест, в том числе:

1) 357 тыс. мест за счёт вариативных форм дошкольного образования и услуг дошкольного образования, реализуемых в том числе негосударственными организациями (частные, семейные детские сады) ;

2) 398 тыс. мест за счётприспособления, реконструкции и строительства новых зданий государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений.

На реализацию этих мероприятий в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации на 2013–2015 годы предусмотрены дополнительные ассигнования в объёме около 222 млрд рублей.

Чтобы закрыть все потребности в 1,2 млн мест, в ближайшие три года необходимо дополнительно ввести 433 тыс. новых мест. Для этих целей в течение 2013 года из федерального бюджета предусмотрено два транша по 50 млрд рублей.

Министерством образования и науки разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования».

Субсидии будут предоставляться субъектам РФ при наличии согласованных с Министерством образования и науки Российской Федерации комплексов мер (дорожных карт) , предусматривающих к 2016 году 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет и включающих в себя:

1)обязательство софинансирования из региональных бюджетов мероприятий по строительству и реконструкции новых зданий детских садов;

2)наличие разработанной проектно-сметной документации для строительства новых объектов;

3)выделение земельных участков под строящиеся детские сады;

4)использование архитектурных проектов, предусматривающих возможность многофункционального использования зданий дошкольных учреждений под различные образовательные нужды, в частности, возможность быстрого и малозатратного перепрофилирования этих зданий под начальные школы;

5)наличие мер по поддержке и развитию негосударственного сектора дошкольного образования;

6)наличие плана-графика по повышению оплаты труда педагогических работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Общий объём запланированных средств на развитие дошкольного образования в 2013–2015 годах составляет более 1трлн рублей, в том числе 280 млрд рублей дополнительных ассигнований из федерального бюджета (с учётом 100 млрд рублей в 2013 году) .

Правительство Российской Федерации

Материал с сайта government.ru

Модернизация системы образования - Документы по дошкольному образованию - Дошкольное образование - Каталог статей - УО АМО Кувандыкский район

- решение проблем малокомплектных школ в сельской местности; - модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ; - комплектование школьных библиотек.

4. Механизм реализации проекта.

Проект реализуется путем направления средств из федерального бюджета в размере 120 млрд. рублей в 2011-2013 годах (2011 год – 20 млрд. рублей; 2012 год – 60 млрд. рублей; 2013 год – 40 млрд. рублей) в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплексных планов модернизации общего образования субъектов Российской Федерации.

Комплексные планы модернизации общего образования субъектов Российской Федерации могут включать следующие мероприятия:

а) приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное) ;

б) приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

в) приобретение учебников и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных учреждений;

г) развитие школьной инфраструктуры (мероприятия, направленные на энергосбережение, выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в том числе приобретение оборудования для медицинских блоков школьных столовых, оборудование спортивных залов, а также на подготовку помещений под новое оборудование) ;

д) повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;

е) модернизация базовых общеобразовательных учреждений, путем создания в них центров дистанционного обучения (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов) .

При этом рост заработной платы учителей осуществляется путем повышения норматива финансирования.

Направление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования осуществляется с учётом замещения указанных видов расходов, которые направляются на повышение заработной платы учителей. В среднем ориентировочный уровень софинансирования предполагается порядка половины от объема субсидии субъекту Российской Федерации с учетом уровня его бюджетной обеспеченности.

В результате замещения, средства субъекта Российской Федерации, предусмотренные им на указанные цели, должны быть направлены в объеме выделенных субсидий на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений.

Предполагается, что в текущем году средства, потраченные с 1 января 2011 года на реализацию перечисленных выше мероприятий, могут компенсироваться за счет средств предоставляемой субсидии.

Проект начинается с 1 сентября 2011 года и длится два учебных года (2011/2012 и 2012/2013 гг.) . После завершения проекта субъекты Российской Федерации предусматривают в своих расходных обязательствах обеспечение достигнутого уровня финансирования заработной платы учителей.

Оценка эффективности использования субсидии будет осуществляться исходя из достижения значений следующих показателей:

динамика роста средней заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации, ее соотношение со средней заработной платой по экономике субъекта Российской Федерации;

доля школьников (по ступеням) , обучающихся в условиях, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;

соотношение количества школьных учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, и общей численности школьных учителей;

доля школьных учителей в возрасте до 29 лет от общей численности школьных учителей;

доля учителей, привлеченных к участию в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии в условиях реализации соглашения между органами управления образованием и Общероссийским Профсоюзом образования от общей численности учителей.

Значения показателей результативности предоставления субсидий устанавливаются соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии.

Соглашения со всеми субъектами Российской Федерации будут заключены до 1 августа 2011 года.

Условием предоставления субсидии является утвержденный руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Минобрнауки России комплексный план модернизации общего образования.

Реализация проекта наряду с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы и приоритетным национальным проектом «Образование» на 2011-2013 годы должно обеспечить достижение ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Ссылка на источник kuvmetodist.ucoz.ru

Модернизация системы дошкольного образования на современном этапе | pandia.ru

Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

Видео.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Константинова Светлана Николаевна,

воспитатель ГБОУ д\с № 000,

г. Москва,

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально-волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.

В условиях социокультурной модернизации системы дошкольного образования большое внимание уделяется проблемам стандарта качества дошкольного образования. А именно:

- формированию в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка;

- широкому использованию информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей;

- расширению социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона) ;

- диверсификации спектра дополнительных образовательных услуг;

- развитию механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений.

Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.

Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог–психолог, педагог–технолог”.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.

Одним из важнейших направлений работы с детьми-дошкольниками является работа с теми из них, кто не посещает дошкольные образовательные учреждения. Учитывая тот факт, что в настоящее время существует явный дефицит мест в дошкольные образовательные учреждения, это направление приобретает особую актуальность.

При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.

Для решения этой проблемы создаются новые формы дошкольного образования: Центры игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) , Консультативные пункты (КП) , Лекотеки и Службы ранней помощи (СРП) для детей, воспитывающихся в условиях семьи и родителей (законных представителей) .

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП создаются как самостоятельные структурные подразделения государственных дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

Главной целью деятельности ЦИПР является подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.

На ЦИПР возглавляются следующие задачи:

- оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе игровой деятельности;

- ознакомление родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств и игрового оборудования (далее по тексту ИСО) ;

- обучение родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ способам применения различных ИСО, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

- консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава ИСО, правилам их подбора.

Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

Лекотеки организуются для детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Деятельность Лекотеки направлена на оказание квалифицированной коррекционной и терапевтической помощи детям с особыми образовательными потребностями и их родителей, а также на психолого-педагогическое сопровождение таких семей в целом.

Содержание и методы деятельности ЦИПР, КП, Лекотек и СРП определяются программой образовательного учреждения, в котором они находится, программами дополнительного образования, индивидуально - ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми ДОУ.

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП призваны осуществлять взаимодействие ДОУ с медицинскими учреждениями, центрами психолого-педагогической поддержки, муниципалитетами и другими организациями.

Таким образом, организация новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования является не только возможным, но и перспективным способом сохранения и развития сети ДОУ. Это позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Вариативность форм обучения и воспитания будет способствовать увеличению количества детей, которые смогут получить качественное образование на базе ДОУ, что имеет существенное значение для построения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Новые формы обучения и воспитания детей ни в коей мере не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся. Значительную часть родителей устраивает режим работы ДОУ полный день и круглосуточный.

Принципиально важно, что и при сокращении времени пребывания детей в ДОУ должно обеспечиваться их развитие по всем основным направлениям (познавательное, художественно-эстетическое, социально-эмоциональное, физическое) в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования. Главная тенденция, которая отчетливо прослеживается, – дошкольное образование повысило свой статус во всем мире и стало предметом национальной политики. Российская система дошкольного образования признана международным сообществом как одна из эффективных систем образования детей младшего возраста.

Делитесь:

Авторские праваХочу стать автором

Образование в архивах:

Ссылка на источник pandia.ru

ИНФОРМИКА - Модернизация региональных систем дошкольного образования (МРСДО)

Главная / Государственные задачи / Модернизация региональных систем дошкольного образования (МРСДО) Модернизация региональных систем дошкольного образования (МРСДО)

Модернизация региональных систем дошкольного образования (МРСДО)

Целью программы является модернизация региональных систем дошкольного образования.

Основным назначением программы является помощь субъектам федерации в достижении к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Программа реализуется согласно постановлениям Правительства Российской Федерации:

  • от 3 июня 2013г. № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году»;
  • от 14 января 2014 г. № 22 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году»;
  • от 14 апреля 2014 г. № 289 «О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы».

Ссылка на источник www.informika.ru

Модернизация системы дошкольного образования в условиях ФГТ и ФГОС

муниципальные документы

документы образовательной организации

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка. В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста,адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок .

Направления модернизации системы дошкольного образования:

  • удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;
  • обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;
  • создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;
  • Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) .

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются совокупностью личностных качеств,поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте

Принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как, национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»,«Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.», Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 655 от 23.11.2009г.) и др. внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными учреждениями.

ФГТ являются основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

Очевидно, что системные обновления в контексте ФГТ предполагают ряд изменений:

  • Обновление содержания и структуры образовательной деятельности;
  • Обновление технологий обучения;
  • Обновление системы оценки качества образования.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования.

Вариативность дошкольного образования как обязательное условие его гуманитарности достигается через:

  • общеразвивающие детские сады; развиваются семейные группы, негосударственные дошкольные образовательные учреждения (в сфере дошкольного образования увеличивается численность индивидуальных предпринимателей) . В данном случае обновление содержания образования происходит за счет предоставления дошкольникам и их родителям возможности выбора соответствующего вида дошкольного образовательного учреждения;
  • общеобразовательные программы на основе диагностики интегративных качеств личности дошкольников и анализа условий реализации основной общеобразовательной программы (анализ кадрового, нормативно-правового, финансово-экономического ресурса, материально-технического ресурса, мотивационного, информационного и научно-методического ресурсов) ;
  • соблюдение прав, удовлетворение потребностей, обеспечение интересов и развития способностей воспитанников.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие..

Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

В ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) , которые включают:

  • комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:

o построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

o организации разнообразной игровой деятельности;

o использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом, можно утверждать, что знание современных технологий дошкольного образования необходимо каждому педагогу ДОУ - члену методического объединения.

В работах известных современных исследователей Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой обозначены основные направления совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ:

1. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями;

2. Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы на каждом этапе образовательного процесса;

3. Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса.

ФГТ и решение новых задач требует соответствующего научно-методического сопровождения. Нормативно-правовая база для обновления содержания дошкольного образования постепенно совершенствуется и развивается в направлении упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания и обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи"

17 апреля 2014 г.

Материал ds11.edumsko.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать онлайн

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Фгт дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Федеральные государственные требования дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Каким образом оцениваются целевые ориентиры дошкольного образования

    Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...

  • Вариативные программы дошкольного образования

    Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа д...

  • Основная функция дошкольного образования

    Воспитателю учреждения дошкольного образования - Документ - стр.1 1.1 Педагог-психолог учреждения дошкольного образования относится к категории специалистов. 1.2 Должность педагога-психологаучреж...