Музыкальное творчество детей дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества

Кольцовская Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель, г. Дзержинска Нижегородской области

МКДОУ «детский сад № 80»

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества»

В настоящее время можно констатировать недостаточность разработанных технологий развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Сегодня в практике существуют противоречия между:

- необходимостью в настоящее время развивать творческую личность ребенка и ориентацию дошкольного образования в массовой практике, в основном на репродуктивную деятельность,

- необходимостью обновления музыкально-педагогических технологий и ориентацией музыкально-педагогического процесса в практике МДОУ, в основном на организованную деятельность, прежде всего, на музыкальные занятия.

Эти противоречия высвечивают проблему творческого потенциала подрастающего поколения, т. к. в настоящее время недостаточно изучены вопросы о возможности развития творческого потенциала у дошкольников средствами музыкальных импровизаций.

В этой связи возросла потребность в инновационных педагогических технологиях музыкального образования, которые направлены на раскрытие и развитие творческого потенциала дошкольников.

Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. При этом, как отмечает Н. А. Ветлугина, под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, сколько творческий процесс, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. Одним из эффективных средств создания и воссоздания нового образа является музыкальное искусство.

Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, О. П. Радынова, А. И. Кантинене, рассматривают детское музыкальное творчество как вид деятельности ребенка, которое имеет широкий диапазон (песенное, игровое танцевальное, инструментальное). Песенное творчество – это импровизация попевок, несложных мотивов, которые сопровождают игры.

В последние десятилетия большое распространение в психолого-педагогической науке и практике получила личностно - ориентированная образовательная парадигма, рассматривающая ребенка как творца, субъекта собственной деятельности, самореализации, самораскрытия, самостановления. (А. В. Брушлинский, ПВ. Зинченко, Э. В. Ильенков, А. Маслоу, и др.)

Известный психолог Маслоу А. писал: “Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать”.

В. Озеров дает, возможно одно из наиболее полных определений термина «импровизация»: Импровизация – от лат. Improvisus - непридвиденный, неожиданный, внезапный. Метод творчества в музыке и некоторых других видах искусства, предполагающий создание произведений в процессе свободного фантазирования, экспромтом.

Развитие творческих способностей детей представлено во многих современных образовательных программах. К таким программам можно отнести: Программу Э. П. Костиной «Камертон», Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет Т. С. Комаровой; А. В. Антонова, М. Б. Зацепина; программу «Гармония» К. В. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан; программу «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан, и другие.

Однако, несмотря на то, что отдельные аспекты развития творческой личности исследовались многими учеными, исследование, посвященного разработке песенных импровизаций детей дошкольного возраста, направленные на раскрытие творческого потенциала, до настоящего времени не проводилось.

Основная цель: обосновать и практически разработать систему музыкальных импровизаций, содействующую обеспечению качества музыкального образования.

Песенное творчество состоит из нескольких этапов:

Первый этап, представляет собой первичные проявления песенного творчества, который включает в себя речевой этап (по теории В. Б. Асафьева, и вокализацию стихов (техника А. Д. Демченко).

Второй этап - песенные импровизации.

Песенные импровизации разделяются:

1. Импровизации в виде творческого задания, где предполагается обязательное участие взрослого, который задает задание, в ходе которого ребенок должен импровизировать. Различаются виды вокальной импровизации: диалогическая, импровизация на эмоционально – образную ситуацию, на определенный жанр, настроение, лад, ритм и. т. д.

2. Собственно песенные импровизации, без участия взрослого, которые предполагают самостоятельное сочинение песни «здесь и сейчас».

Импровизация рассматривается как средство накопления музыкального песенного опыта, формирования интонационного “словаря”, осмысления законов формообразования. Например, в программе «Камертон» Э. П. Костиной, усложнение песенных импровизаций происходит в соответствии с четко поставленными задачами.

Экспериментальная деятельность первого года позволила выявить положительные результаты. Увеличение показателей выбранных методик говорит, об эффективности разработанной педагогической системы музыкальных импровизаций, содействующая обеспечению качества музыкального образования.

www.maam.ru

Музыкальный руководитель: Журавлева Наталья Николаевна

ГБДОУ ЦРР-детский сад №68 Красносельский райн СПб «Росток»

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, т.к. они определяли прогресс человечества.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребенка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.«Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы». Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Каковы же задачи развития творчества детей?

1. Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, танце

2. Способствовать общему развитию дошкольников

3. Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания

4. Привлекать детей к исполнительской деятельности в ДОУ и на городских концертных площадках

5 . Учить детей творчеству в различных видах музыкальной деятельности

Цели

(1 создать условия развития личности ребенка)

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов.

(2. Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка)

В импровизациях ребенок эмоционально применяет все то, что усвоил в процессе обучения

(3. Развивать мотивации личности к познанию и творчеству)

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.

Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлением детей, приобретает развивающий характер.

Но для того, что бы творчество ребенка было более продолжительным необходимо учитывать следующие моменты:

1. Деятельность должна вызывать положительные эмоции, ребята должны получать удовольствие от своей деятельности

Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность

2. Деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности.

3. Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей по качеству, по решению проблем, но является важным для самого ребенка.

Развитие музыкально-творческих способностей подразумевает:

Музыкальность – это сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.

Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков музыкальной деятельности это:

1.ладовое чувство

3.чувство ритма

(Творческие способности)

Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя. Придумывая, изображая.

Ребенок берется за любые темы.

Индивидуальные способности проявляются у детей по-разному

у одних –хорошая музыкальная память, у других отзывчивость на музыку, у третьих. – наличие абсолютного слуха, у четвертых.-неразвитый слух, но с глубоким интересом к музыке

Каковы показатели успешного музыкального творчества?

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность, оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Первый показатель муз творчества- это проявление новых элементов при создании простейших форм песенного, инструментального, танцевального и игрового творчества

Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. Именно музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт.

От того, какая музыка окружает ребенка, зависят становление музыкального вкуса, его кругозор, интерес к музыкальной деятельности. А потому музыкальные произведения должны отвечать определенным требованиям .

Художественность предполагает отбор муз. произведений- образцов музыкальной классики и современности.

Доступность - произведения должны быть понятны детям, форма произведения должна быть простой, музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта детей играет музыка. Ведь музыка – это и есть собственно эмоция, и сам процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд. В процессе и после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимической, пантомимической импровизации, сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового.

Участие в исполнении музыкальных произведений - пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры- является естественным природе ребенка способом общения с музыкой . Его музыкальное развитие связано с целостным овладением как специальных, так и общих исполнительских умений.

Общие исполнительские умения

Материал с сайта nsportal.ru

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития песенного творчества.

Отношение к детскому творчеству всегда было противоречиво.

  • Карасёв считал, что детское творчество это лишь подражание взрослому.
  • Некоторые зарубежныеа вторы трактуют детское творчество как результат врождённых задатков, проявляющихся спонтанно (Торндайк, Штерн) .
  • Возможность развития песенного творчества у детей дошкольного возраста отмечали композиторы Б. Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты-педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К Головеская, А. Ходькова.
  • К. Орф основной задачей педагога считает воспитание в ребёнке творческого начала, творческого мышления.
  • Музыкальное творчество детей по своей сути синтетическая деятельность «Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно и необходимо для самого ребёнка, его дальнейшего музыкального развития. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности - отмечают О. П. Радынова и А. И. Катинене в книге «Музыкальное воспитание дошкольников».

2. Педагогическая система развитию песенного творчества детей дошкольного возраста Н. А. Ветлугиной.

Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития.

Условия возникновения детского творчества:

  1. Накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником.
  2. Накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Этапы развития детского творчества:

  1. Дети активно подражают способам деятельности взрослого по образцу. На данном этапе используются задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового - измени, придумай, сочини) . Например, досочини песенку, доиграй песенку зайчика, лиски…) .
  2. Сотворчество педагога с ребёнком. На данном этапе ставится задача сформировать способы действий, которые стимулируются взрослым лишь косвенно. Используются задания, способствующие освоению способов творческих действий, поискам решений. (Сочини мелодию на звукоподражание «у-у», «ква-ква») .
  3. Выполнение ребёнком творческого задания, требующего от него самовыражения, т.е. самостоятельных действий, усилий, без применения образцов взрослым. (Сочинить песню, выбрав текст по своему усмотрению, сочинить мелодию на собственный текст) .

Пути развития песенного творчества:

  1. Развитие у ребёнка основных музыкальных способностей: развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  2. Развитие воображения, фантазии, свободной ориентировки в непривычных ситуациях, умения применять свой опыт в новых условиях.

Н. А. Ветлугина отмечает, что успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее, песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.) .

Н. А. Ветлугина выделяет наиболее эффективные методы развития музыкального творчества:

  • Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении;
  • Упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев;
  • Обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного творчества.

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик») ;

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря») ;

5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку) : воспитатель поет первый звук.

Н. А. Ветлугиной была разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

2) импровизация музыкальных вопросов и ответов;

3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

3. Открытые просмотры занятий.

Руководитель консультации: для того, чтобы посмотреть как можно использовать творческие задания в практической деятельности педагога с детьми предлагаю вам "подняться" на следующую ступеньку , которая называется "Практическая". (переставляет условное обозначение на следующую ступеньку изображённой лестницы) .

  • Просмотр музыкального развлечения " В поисках потерянных нот". (муз. рук. Меряшкина Е. Н., 1 категория)

4. Система творческих заданий по развитию песенного творчества в методике Е. Р. Ремизовской «Солнышко».

На современном этапе развитию песенного творчества детей дошкольного возраста большое внимание уделяют белорусские педагоги Е. Р. Ремизовская и Л. С. Ходонович.

Е. Р. Ремизовская отмечает, что формирование детского песенного творчества начинается самого раннего возраста. В 1 младшей группе музыкальный руководитель постоянно активизирует внимание детей на развитии самостоятельного мышления, воспитывает и побуждает на активное действие ребёнка различными методическими приёмами, посредством игрового образа, художественного слова, применяет на занятии маленькие рассказы, истории, маленькие сказки («Терем-теремок», «Курочка-Ряба», «Репка» и др.) , использует различный красочный дидактический материал, иллюстрации, игрушки разных театров.

Е. Р. Ремизовская предлагает систему творческих заданий, которые способствуют развитию песенного творчеств детей дошкольного возраста. Творческие задания распределены на 12 уровней сложностей. В зависимости от возраста детей, сформированности певческих навыков автор методики предлагает задания типа импровизация, сочинение небольших песенных интонаций, сочинение мелодий разного характера и в разном жанре, сочинение мелодии на собственные тексты, сочинение оперы по сказкам, придумывание собственных стихов и мелодий к каждому персонажу этих сказок.

(сообщение из опыта работы музыкального руководителя

Меряшкиной Е. Н. с опорой на конспект открытого занятия)

4. Комплексный подход Л. С. Ходанович в развитии песенного творчества детей дошкольного возраста.

Л. С. Ходанович отмечает, что игра является эффективным средством ознакомления ребёнка с музыкой. Исходя их этого ею был разработан целый ряд разных видов и типов сюжетных музыкально-дидактических игр и музыкальных сюжетно-игровых комплексов обучающе-творческого и творческого характера, которые положены в основу "Технологии процесса музыкально-творческого развития дошкольников".

В основе предлагаемой для музыкально-творческого развития ребёнка системы игр лежит образно- игровой подход. Это значит, что игровые сюжеты и игровые проблемные ситуации разработаны так, что побуждают ребёнка к взаимодействию с игровым образом: импровизации в пении, танце, игре на музыкальном инструменте , комбинированию видов музыкальной деятельности, поиску своего оригинального пути оказания помощи игровым персонажам и т.п.

Л. С. Ходанович выделяет следующие виды игр:

  • Сюжетно-дидактические (настольно-печатные, подвижные, хороводные) . Каждая игра выявляет своеобразие и сущность того или иного вида деятельности, акцентирует внимание на специальных способностях, умениях, навыках, способствующих успешному осуществлению игровой музыкально-творческой деятельности ребёнка.
  • Музыкально-дидактические игры, направленные на ознакомление, восприятие, различение и воспроизведение ребёнком в свободных музыкальных импровизациях выразительных средств музыкального языка: высоты, длительности, тембра, динамики, лада, ритма.
  • Музыкальные сюжетно-игровые комплексы, которые помогают дошкольникам овладевать основами музыкальной грамоты.

(Сообщение из опыта работы музыкального руководителя Морозовой С. М. ) .

Рефлексия:

Для того, чтобы развивать песенное творчество воспитанников сам педагог должен быть творческим человеком. Чтобы проверить насколько у вас развито песенное творчество предлагаю "перешагнуть" на последнюю ступеньку нашей лестницы (передвигает условное обозначение) , которая называется "Творческая".

Чтобы выразить ваше отношение к проблеме развития песенного творчества детей дошкольного возраста, к мероприятию активным участником которого Вы сегодня стали, необходимо каждой подгруппе сочинить музыкальную импровизацию, выполняя следующие творческие задания:

1-й подгруппе-сочинить мелодию на собственный текст в определённом жанре (полька, вальс, марш, колыбельная) .

2-й подгруппе - сочинить собственные слова и мелодии вопросов и ответов на заданную тему

3-й подгруппе - коллективное сочинение песенной импровизации на свой собственный текст.

Каждая подгруппа презентует свои музыкальные импровизации.

Литература:

  • Методика музыкального воспитания в детском саду. /под ред. Н. А. Ветлугиной - М. 1989
  • Ремизовская Е. Р. Солнышко. Система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.-мн.: Изд. В. М. Скакун, --1996
  • Ходонович Л. С. В мире музыки: учеб. Издание.-Минск: Сэр-Вит, 2000
  • Ходонович Л. С. Музыкальное творчество и игровая деятельность// Пралеска.-2000.-- №3

Памятка

Творческие задания по развитию песенного творчества в методике Е. Р. Ремизовской "Солнышко"

1-я степень сложности: импровизация.-для детей 1-й младшей, 2 младшей групп.

  • Импровизация мелодий на звукоподражания различных музыкально-игровых образов ( на слоги «У-У», «ля-ля», «кря-кря» «ква-ква» и т.п.) .
  • Сочинение импровизаций разного характера. Например, грустную: мишка ушиб лапку и плачет «у-у-у».

2-я степень сложности: сочинение небольших песенных интонаций.

  • С 1-й мл. группы вводим сочинение небольших песенных интонаций на слова, предложения. (Ребёнку предлагается позвать мишку ( зайку, кошечку и т.д.) и пропеть это слово. Затем музыкальный руководитель активизирует ребёнка сочинить песенную импровизацию на одно поэтическое предложение (Я лягушка-квакушка, лисичка-сестричка… Би-би-би, ты с дороги уходи) .
  • На эти предложения дети могут придумать небольшие песенные интонации в жанре марша, колыбельной, танцевальной музыки.
  • Придумывание мелодий вопроса и ответа. Первоначально взрослый пропевает вопрос, а ответ - ребёнок, затем ребёнок придумывает мелодию вопроса и ответа.

3-я степень сложности: сочинение песенных импровизаций.

  • Сочинение песенных импровизаций в 1 младшей группе по сказкам «Терем-теремок», «Курочка ряба», «Репка».

Например:

-- Тук, тук, кто в тереме живёт?

-- Я лягушка.

-- А ты кто?

-- Я мышка.

  • Сочинение мелодий на одну-две поэтические строчки с включением звукоподражания (слова сочиняют дети) . Например, матрёшки вышли на прогулку. Каждая матрёшка идёт по своей дорожке и поёт песенку:

-- Я матрёшка-маленькая крошка.

Ля-ля-ля-ля…

  • На эти же слова (а также другие, предложенные автором методики) во 2 младшей группе дети могут придумывать небольшие импровизации в жанре марша, польки, вальса.

На данном этапе музыкальный руководитель постоянно активизирует детей к поиску интересных песенных импровизаций. Широко применяются игровые ситуации , поощрения, вносятся соревновательные элементы (У кого получится самая красивая песенка?, «А кто придумает лучше всех?, «Песенки должны быть разные» и т.д.) .

  • Для детей 2 младшей группы усложняются тексты вопросов и ответов.

-- Что поёшь ты, воробей?

Деткам песенку пою.

Чик-чирик, чик-чирик…

  • Побуждаем детей к сочинительству собственных слов и мелодий вопросов и ответов, используя различные игровые ситуации и образы.

4-я степень сложности: увеличение объёмов текстов вопросов и ответов, расширение круга музыкально-игровых образов.

  • Во 2 младшей группе используем сказку «Теремок». Кроме персонажей из этой сказки в тереме живут барбос, козлята, Дед Мороз и Снегурочка и др.

Предлагаем детям сочинять вопросы и ответы персонажей сказки на следующий текст:

-- Тук-тук, кто в тереме живёт?

-- Я - пес Барбос. А ты кто?

-- Я Таня.

Будем жить вдвоём.

  • Сочинение песенных интонаций по сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Сорока-белобока».

5-я степень сложности: сочинение песенных импровизаций на четыре поэтические строчки в жанре польки, вальса, колыбельной.-для 2-й младшей группы.

Коцік-варкоцік

Подробней на сайте ds41.baranovichi.edu.by

Музыкальное творчество

Этапы формирования музыкального творчества

1.этап.Накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению (восприятие приобретает эстетическую окраску) . Музыкальное восприятие помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

2.этап.Собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем танец) . Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

3.этап.Появление новой продукции. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Анализ нужен и для формирования творческих способностей.

Условия успешности детей в творческой деятельности.

  1. Постоянное обогащение творческого опыта детей впечатлениями. Окружающая среда должна быть динамичной, обладать высокой степенью неопределенности, неожиданности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятых готовых. Необходимо обогатить ребенка новыми знаниями и представлениями музыкального искусства. Можно использовать экскурсии, походы на концерты, в театры;
  2. Систематическая работа по обогащению и активизации музыкальных навыков и умений. Дети нуждаются в пополнении музыкально восприятия. Процесс обогащения музыкальных знаний и навыков связан с формированием новых понятий и умениями активно пользоваться накопленным запасом;
  3. Целенаправленное, увлеченное построение обучения. При этом условии необходимо соблюдать общедидактические принципы: систематичность, последовательность, повторность, гуманный подход к ребенку. Музыкальное занятие не должно носит принудительный характер, а протекать на позициях сотрудничества и партнерства;
  4. Организация разнообразной, богатой, развивающей среды. Для проявления творчества необходимо создание благоприятной атмосферы, положительного эмоционального фона.

Песенное творчество

Один из центральныхразделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.) .

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик») ;

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря») ;

5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку) : воспитатель поет первый звук.

Кроме того, можно использовать творческие заданий для развития песенного творчества:

  1. импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
  2. импровизация музыкальных вопросов и ответов;
  3. сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
  4. выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;
  5. поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков;
  6. окружение разучиваемой песни "веером" сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни;
  7. активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный "разговор";
  8. сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.

Детям 2 — 3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слошля-ля. та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию.

Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л. А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» — очень нежно, тоненьким голоском.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4 — 5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением под страивания к звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5 — 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.) , которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В 6 — 7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня) . Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, по на несколько ином уровне.

Этапы развития песенного творчества:

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Наличие у песен словесного текста делает их доступнее по содержанию, чем другие музыкальные жанры. Работу над песенным творчеством можно разделить на три крупных части:

1) Речевой этап.По теории Б. В. Асафьева музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек. «Рассказывая» интересно и ярко, такие речевые упражнения формируют у ребёнка эмоциональный отклик на пение и интерес к нему.

Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослушивается метр:

Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли.

Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять в самостоятельной деятельности:

Зай-ку бро –си- ла хо -зяй -ка, под дож- дём о -стал -ся зай-

Необходимо побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов.

2) Вокализация стихов или речь нараспев– промежуточное звено между речью и пением. А. Д. Демченко рекомендует эту технику как необходимый этап в работе над вокалом. А в нашем дошкольном учреждении это ещё и оздоровительные упражнения.

При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи и даже сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тараканище» К Чуковского и т.п.

Знакомые и популярные стихи дети интерпретируют с удовольствием и азартом. Это благодатная почва для проявления творчества. При занятии вокализацией необходимо обращать внимание детей на выразительность нашего голоса и побуждать их разнообразить его тембровое звучание, например:

Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт,

Шишки собира-а-ает, песенки поёт.

Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый.

Педагог может образным рассказом подготовить ребёнка к прочтению стихотворения вокально.

3) Собственно песенное творчество.

а) звукоподражание– это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. При чтении взрослыми книг, он с удовольствием говорит голосом знакомых животных. Поэтому звуковая импровизация ему понятна и очень интересна:

Сели куры на забор

Ребёнок:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Педагог побуждает ребёнка звуками ко-ко изобразить весёлую курочку, интонируя стихотворение высоким голосом, он подсказывает ребёнку звуковысотность импровизации, способствует формированию звуковысотного слуха.

Муз.р.: Котятки, котятки,

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Музыкально ритмическое развитие детей дошкольного возраста

    Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих спосо...

  • Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте

    Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческ...

  • Стадии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО. Олейник Екатерин...

  • Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

    Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в...

  • Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в средней группе «В гостях у сказки» Цель: учить детей согласовывать действия в коллективе, стимулировать развитие творчес...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

    «Особенности музыкальной работы с детьми дошкольного возраста» Особенности музыкальной работы с детьми дошкольного возраста. В наше время вокальное воспитание детей дошкольного возраста осуществл...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

    Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в...

  • Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

    Проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект на тему: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Актуальность да...