Мышление дошкольников

Развитие мышления дошкольников | Мам-совет

Рубрика: Детиmam-sovet

Дошкольником принято считать ребенка 3-7 лет. В этом возрасте у детей происходит активное развитие всех познавательных процессов, одним из которых является мышление.

Мышление – это высшая функция психики, помогающая составить полное представление об объективной реальности и установить связь между объектами и явлениями в этом мире.

Виды мышления и их поэтапное развитие

Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:

  • наглядно-действенное (до 3 лет) ;
  • наглядно-образное (от 3 до 5 лет) ;
  • словесно-логическое (от 6 до 7 лет) .

Наглядно-действенная форма

Ребенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное мышление, то есть познание внешних и внутренних свойств предмета происходит через физические манипуляции с ним. Проще говоря, ребенок исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, ломая и опять собирая.

Если малыш сломал машинку, значит, он ее просто изучал. Внешние ее характеристики ему известны, а интерес вызывает скрытое от глаз.

Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного.

Наглядно-образная форма мышления

Дошкольникам ближе к 5 годам свойственно не только совершать практические действия с окружающими объектами, но и оперировать их образами и представлениями о них без наличия предметов под рукой.

Характерной чертой этой формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку смоделировать образ и построить его в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.

Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы, машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции.

Многие ребята этого возраста могут читать по слогам и решать элементарные примеры по математике. Ставятся практические задачи и ищутся способы их решения. Ребенок уже способен спроектировать примерный результат своей деятельности.

Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется в понимании схематических рисунков и обозначений.

Словесно-логическая форма

Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения.

Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.

Практические упражнения для развития мышления дошкольников

Родители и воспитатели должны способствовать развитию разных форм мышления у дошколят. Для этого существуют специальные игры и задания.

Для наглядно-действенного мышления

  • Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый) .
  • Лепка из пластилина.
  • Выкладывание геометрических фигур из спичек.
  • Работа с ножницами и бумагой.
  • Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.
  • Создание поделок из круп и сыпучих материалов.
  • Рисование пальчиковыми красками.
  • Прохождение лабиринтов по словесной инструкции.
  • Рисование и раскрашивание.
  • Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка.
  • Ролевые игры.
  • Задания типа «найди лишний предмет», «составить рассказ по картинке», «соединить 2 части одного предмета».
  • Собирание пазлов.

Для словесно-логического мышления

  • Головоломки типа кубика Рубика.
  • Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».
  • Задания на разделение предметов по группам.
  • Задания на подсчет букв и звуков в слове.
  • Дополнение и раскрашивание картинки.
  • Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
  • Решение легких примеров по математике.
  • Нахождение отличий на 2 картинках.

Все приведенные примеры упражнений являются лишь частью их огромного разнообразия. В детских магазинах есть книги с заданиями по возрасту. Достаточно просто купить пару из них и уделять выполнению задач 20-30 минут в день.

Главное – не переусердствовать и не утомить ребенка.

Подробней на сайте mam-sovet.ru

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.

Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.

Мышление дошкольников: этапы и особенности

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора - двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно - действенного мышления

На этом этапе основная задача родителей - не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка - сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами - сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Наглядно-образный тип мышления

На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко) , которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления - словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот - это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнкаво многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображениесвойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Обобщение

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Анализ

Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки.

Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены - это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет.

Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя!

Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с 4-5 лет) , можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

«Подбери пару» (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано.

Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.) .

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитиедошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена

Полезное видео о развитии творческого мышления детей:

Оценка статьи:

Материал с сайта MaryPop.ru

МЫШЛЕНИЕ / Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления и речи у детей 1-5 лет

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления.

Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций. С ним тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, то есть изменения их в связи с осмысливанием. В связи с этим ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности.

Учитывая особую важность развития мышления для достижения ребенком определенного статуса в жизни, многие современные родители увлекаются ранней «интеллектуализацией» своего чада, выбирая соответствующие развивающие методики. Нельзя отрицать, что в подобных методиках может содержаться действительно полезная для применения на практике информация, но в чистом виде следование таким методикам, к сожалению, себя мало оправдывает, так как они в своем большинстве не учитывают общих закономерностей развития ребенка. Еще раз, возвращаясь к принципам, изложенным выше, хочется подчеркнуть, что в развитии и обучении ребенка важно ориентироваться на зону его ближайшего развития и не забывать о взаимодействии с ребенком через игру.

Мышление носит интегративный характер. Его развитие теснейшим образом связано с развитием других психических функций. Поэтому развивать мышление в отрыве от них нецелесообразно.

Каждая ступенька в лестнице развития имеет свое значение и смысл для успешного прохождения дальнейших этапов развития. Необходимо пройти все предыдущие ступеньки не перепрыгивая. Своевременное моторное развитие, развитие восприятия и внимания, памяти и, конечно, речи – все это обязательная база для развития мышления.

Особенности мышления детей дошкольного возраста

Возраст до 3-х лет. Ребенок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью.

На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира складывается у ребенка мышление. Решающую роль в его формировании играет развитие речи.

Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребенок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

Обычно в начале второго года жизни у ребенка возникают первые обобщения, которые он использует в последующих действиях. С этого начинается развитие детского мышления, которое происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка.

Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

Под влиянием воспитания ребенок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Взрослый в разговоре с ребенком называет одним и тем же словом «стол» различные столы, находящиеся в комнате, или одним и тем же словом «падать» падение различных предметов. Подражая взрослым, ребенок и сам начинает употреблять слова в обобщенном значении, мысленно объединяя ряд сходных предметов и явлений.

Следует, однако, отметить, что в силу ограниченного опыта и недостаточного развития мыслительных процессов маленький ребенок вначале испытывает большие трудности в овладении общеупотребительным значением самых обыкновенных слов. Иногда он чрезвычайно суживает их значение и обозначает, например, словом «мама» только свою мать, недоумевая, когда другой ребенок называет так же свою маму.

В других случаях он начинает употреблять какое-либо слово в слишком широком значении, называя им ряд предметов, только внешне сходных, не замечая существенных между ними различий. Так, один полуторагодовалый ребенок называл одним словом «киса» кошку, меховой воротник на маминой шубе, белку, сидящую в клетке, и тигра, нарисованного на картинке.

Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще не отделимы от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое и т. д.

Таким образом, мышление ребенка раннего возраста, хотя и неразрывно связано с речью, носит еще наглядно-действенный характер.

Другой особенностью детского мышления на ранних этапах его развития является своеобразный характер первых обобщений. Наблюдая окружающую действительность, ребенок различает в первую очередь внешние признаки предметов и явлений, обобщает их по внешнему сходству. Ребенок не может еще разобраться во внутренних, существенных особенностях предметов и судит о них лишь по внешним качествам, по наружному облику.

Характерной особенностью первых детских обобщений является то, что они основываются на внешнем сходстве между предметами и явлениями.

Таким образом, уже в раннем детстве у ребенка появляются зачатки мышления. Однако содержание мышления в преддошкольном возрасте еще очень ограниченно, а формы его очень несовершенны. Дальнейшее развитие мыслительной деятельности ребенка происходит в дошкольном периоде, где обогащается его содержание и оно поднимается на новую, более высокую ступень развития.

От 4-х лет. Познание окружающей действительности у ребенка раннего возраста ограничивается довольно узким кругом предметов и явлений, с которыми он непосредственно сталкивается дома и в яслях в процессе своей игровой и практической деятельности. У ребенка-дошкольника значительно расширяется область познания: она выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребенок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.

Развитие мышления ребенка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании дошкольника все большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребенок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребенок впервые узнает при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребенком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях о ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

Здесь необходимо помнить указание И. П. Павлова относительно того, что вторая сигнальная система, составляющая физиологическую основу мышления, успешно функционирует и развивается лишь в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой.

В дошкольном возрасте дети могут усвоить известные сведения о физических явлениях (превращение воды в лед и наоборот, плавание тел и проч.) , познакомиться также с жизнью растений и животных (прорастание семян, рост растений, жизнь и повадки животных) , узнать простейшие факты общественной жизни (некоторые виды труда людей) .

При организации соответствующей воспитательной работы область познания дошкольником окружающего значительно расширяется. Он приобретает ряд элементарных понятий о широком круге явлений природы и общественной жизни.

Знания дошкольника становятся не только более обширными, чем у ребенка раннего возраста, но и более глубокими. Ребенок начинает интересоваться внутренними свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений. Эта особенность мышления дошкольника ярко обнаруживается в бесконечных вопросах «почему?», «зачем?», «отчего?», которые он задает взрослым.

Как мы уже говорили, дети раннего возраста в своих обобщениях исходят, главным образом, из внешнего сходства между вещами. Дошкольники же начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям.

Например, Миша (5 лет) , группируя картинки по их содержанию, относит изображения саней, повозки, автомобиля, парохода и лодки в одну группу, несмотря на то, что все эти предметы внешне не похожи друг на друга. Он исходит из того, что все они служат одной и той же цели: «на них можно ездить». Тот же ребенок относит к одной группе такие несходные по своему внешнему виду предметы, как стол, этажерка, шкаф, диван, на том основании, что они служат человеку в качестве мебели.

Прослеживая развитие понимания различного рода явлений, можно видеть, как ребенок на протяжении дошкольного возраста переходит от обобщений по внешнему, случайному сходству между предметами к обобщениям по более существенным признакам.

Дети младшего дошкольного возраста часто строят свои предположения о весе, исходя из таких внешних признаков, как форма и величина предмета, в то время как дошкольники среднего возраста и особенно старшего возраста все больше ориентируются на такую существенную в данном случае особенность предмета, как материал, из которого он сделан. С усложнением содержания мышления у дошкольника перестраиваются и формы мыслительной деятельности.

Мышление ребенка раннего возраста, как уже указывалось, протекает в виде отдельных умственных процессов и операций, включенных в игровую или практическую деятельность. Дошкольник же постепенно научается мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребенок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях.

Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребенком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое-либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку) . В процессе решения подобных задач ребенок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определенным выводам или заключениям.

Таким образом, возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений. На ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности.

Видя, как поливают растение, ребенок приходит к выводу, что игрушечного мишку тоже нужно поливать, «чтобы он лучше рос». Зная, что детей иногда наказывают за плохое поведение, он решает, что нужно побить крапиву, «чтобы она в другой раз так больно не жглась». Однако знакомясь с новыми фактами, в частности, с фактами, не совпадающими с его выводами, выслушивая указания взрослого, дошкольник постепенно перестраивает свои рассуждения в соответствии с действительностью, научается более правильно их обосновывать, избегая ошибок и противоречий.

Особенностью мышления дошкольников является его конкретный, образный характер. Хотя дошкольник может уже мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает и с которыми он в данный момент практически не действует, но в своих рассуждениях он опирается не на отвлеченные, абстрактные положения, а на наглядные образы конкретных, единичных предметов и явлений.

Так, например, дошкольник уже знает, что различные деревянные вещи плавают, то есть он имеет определенное обобщенное знание об этих вещах и формулирует его при помощи слова. Однако когда его спрашивают, откуда он знает, что данная деревянная вещь (например, щепка или спичка) будет плавать, ребенок предпочитает ссылаться не на общее отвлеченное положение («потому что все деревянные вещи плавают») , а на какой-либо конкретный случай или наблюдение (например, «Ваня бросил щепочку, и она не потонула» или «Я видел, я сам ее бросал») .

При организации умственной деятельности ребенка-дошкольника, при сообщении ему новых знаний необходимо учитывать конкретный, наглядный характер детского мышления. Однако следует отметить, что при организации соответствующей воспитательной работы ребенок к концу дошкольного возраста может достигнуть больших успехов в умении абстрагироваться, мыслить отвлеченно.

Приступая к работе, направленной на развитие мышления ребенка, важно понимать, что дошкольный этап его жизни связан с интенсивным развитием мышления, признаки которого описаны в предыдущем разделе. Для того чтобы ребенок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретенные ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

В школьном возрасте у детей продолжается активное развитие мышления. Успешность обучения в школе связана с определенным уровнем развития этой стороны психики ребенка. Он должен прийти из детского сада в школу с интересом к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. (Запорожец А. В., 1953) .

Поэтому большое значение в умственном воспитании ребенка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребенка умственные интересы, ставили бы перед ним определенные познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата.

Игры для развития мышления

Мы уже говорили о тесной взаимосвязи мышления с другими функциями. Исходя из этого, на самых ранних этапах развития малыша для развития предпосылок мышления целесообразно применять игры и упражнения, уже описанные в предыдущих разделах. Здесь мы приведем некоторые игры, направленные на развитие мышления в более старшем возрасте.

• ЧТО ЛИШНЕЕ? •

Цель игры: развитие способности к обобщению.

Возраст детей: от 2,5-3 лет.

Инструкция и ход игры: ребенку предлагается исключить лишний предмет (картинку, понятие) из предлагаемого ряда. Сначала для игры можно использовать различные игрушки. Количество варьируется в зависимости от успехов ребенка (от 3 и более) . Затем можно перейти к реальным предметам, находящимся в поле зрения ребенка (например, предметы мебели, посуда) . Далее ребенок воспринимает предлагаемый ряд на слух.

В этой игре важно, чтобы ребенок аргументировал свой выбор, даже если он это сделает на основании несущественных признаков.

• КТО ГДЕ ЖИВЕТ? •

Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.

Возраст детей: от 2,5-3 лет.

Инструкция и ход игры: для игры необходимо подготовить карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.) . Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком.

Взрослый спрашивает: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?» И т. д. Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам.

Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».

• УГАДАЙ-КА! •

Цель игры: научить ребенка соотнесению понятий и категорий, к которым объекты принадлежат, развитие функции обобщения.

Возраст детей: от 2,5-3 лет.

Инструкция и ход игры: взрослый загадывает определенное слово, а ребенок пытается его отгадать, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет».

Потом игроки меняются ролями. Для зрительной опоры можно загадывать не отвлеченные слова, а один из предметов, изображенных на предварительно подготовленных карточках или находящихся в комнате.

• НАЙДИ ПОХОЖЕЕ •

Цель игры: развить способность к группировке объектов по предложенному признаку.

Возраст детей: от 2,5-3 лет.

Инструкция и ход игры: для игры нужны карточки с изображением различных объектов, причем отдельные группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными) . Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, арбуз и т. д. Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком, ему предлагается взять одну из них. «Как ты думаешь, какие из карточек, находящихся на столе, можно положить рядом с твоей карточкой? Что у них общего?»

• КТО (ЧТО) КЕМ (ЧЕМ) БУДЕТ? •

Цель игры: развивать общий кругозор, способность выстраивать простые логические цепочки.

Возраст детей: от 3,5-4 лет.

Инструкция и ход игры: взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок отвечает. Например:

Кем будет яйцо? (Может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

– цыпленок – петухом;

Материал www.plam.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления

    Возрастная психология - дошкольный возраст Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “ Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О. В. / Под ред. В. Е. Клочк...

  • Ведущий вид деятельности дошкольника

    Игра-ведущий вид деятельности дошкольников Игра — ведущий вид деятельности дошкольников «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через к...

  • Социальная ситуация развития дошкольника

    Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста». Цель: сформировать у участников более глубокое представление о создании условий дл...

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Ведущая деятельность дошкольника

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Интерактивные игры для дошкольников по развитию речи

    Предварительный просмотр: Речь ребёнка наиболее эффективно развивается в игре. Игры имеют большое значение в нравственном, физическом и познавательном развитии детей. Речь является чрезвычайно то...

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...