Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки

Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно–значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования [2].

Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет, мы убедились, что большая часть детей не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе.

Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать, дерутся, кусаются, зачастую бьются на смерть, многие не владеют элементарными культурно–гигиеническими навыками: не умеют сами кушать, держать ложку, кружку, не умеют умываться, пользоваться носовым платком, полотенцем, не ходят на горшок. Такое впечатление, что с детей сняли памперсы только перед отправкой в детский сад.

Интересно на первых порах было наблюдать за тем, как дети умываются. Большинство мочит водой пальчики и водят этими пальчиками по лицу, не видя своё отражение в зеркале, не замечая зеркало вообще. После того, как сообщаешь ребёнку: «Катюша, ты плохо умылась, у тебя всё личико грязное, посмотри на себя в зеркало» - ребёнок с удивлением замечает, что, действительно, у него перед глазами есть зеркало, где он может себя видеть. Ребёнок смотрит на своё отражение и умывается тогда уже более старательно.

Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО [1].

Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В числе задач, на решение которых направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Целевыми ориентирами на ранних этапах развития, согласно ФГОС, должны быть следующие ориентиры: ребёнок должен знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уметь пользоваться ими, должен владеть простейшими навыками самообслуживания (пользоваться салфетками, носовым платком, самостоятельно пользоваться унитазом, бумагой, полотенцем и пр., стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (уметь самостоятельно одеваться - раздеваться, аккуратно складывать вещи на стульчик перед сон-часом или в шкафчик после прогулки, уметь собрать после игровой деятельности за собой игрушки и пр., проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства, должен уметь вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, здороваться и прощаться и пр.

Именно на это, как правило, направлена работа воспитателя в младшей группе.

Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.

Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр[5].

Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами[3].

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств [5].

Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность [6].

С целью формирования культурно–толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним [4].

Сказку, отрывки из сказки, сказочных героев мы часто используем в наших занятиях. Предлагаемое ниже занятие можно провести в младшей группе с целью привития культурно-гигиенических навыков.

Занятие «Письмо от Мойдодыра».

Цели: Привитие культурно-гигиенических навыков, привитие навыков культурного поведения посредством сказки.

1. Вводная часть.

- Ребята, нам пришло сообщение от уже знакомого гостя, от кого, отгадайте:

Он грязнуль не любит очень

Сделать чище всех он хочет.

Моет с мылом всех до дыр

Умывальник (Мойдодыр).

Картинка Мойдодыра вывешивается на фланелеграф) .

- Это сообщение принёс нам другой гость, кто он, скажите:

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах голубых

Вести от друзей, родных. (Почтальон)

Картинка почтальона вывешивается на фланелеграф.

- Сообщение лежит в конверте, что это за конверт, отгадайте:

Сбоку - марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка (Письмо) .

- Воспитатель показывает письмо.

- А что же там нам написал Мойдодыр? Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его детям.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас мыть почаще

Ваши руки и лицо.

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

А чернила и варенье

Смоют мыло и вода. (Ю. Тувим)

2. Основная часть.

1) Разговор о чистоте тела.

- Скажите, ребята, о чём просит вас в этом письме Мойдодыр?

- А почему он вас об этом просит? Зачем лицо и руки нужно мыть почаще?

- Что нужно использовать при мытье рук? Зачем?

- Мойдодыр приготовил вам загадки. Тот, кто заботится о чистоте своего тела, обязательно их отгадает.

2) Загадки от Мойдодыра.

Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

И холодною водою живо я тебя умою (кран) .

Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла, спинка розовою стала (губка) .

Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,

На себя я труд беру: пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю, ничего не забываю (мочалка) .

Сам не велик зашел в городок,

Всех людей перебил, а сам — в уголок (банный веник) .

3) Физкультминутка «Льется чистая водица»:

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться

Пасту белую берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

После вытремся посуше.

4) «Письмо Неумейке» Я. Аким.

- Ребята, посмотрите-ка, в конверте есть ещё письмо. А кому-же оно написано, давайте прочитаем (чтение стихотворения) .

- Кому же было отправлено письмо, что в нём написано?

- К кому заходил почтальон? (Вове, Славе, Боре, Андрейке, маме с дочкой) .

- Кого из этих детей вы бы назвали Неумейкой и вручили конверт с письмом? Почему?

- Тогда почему же почтальон не вручил никому это письмо?

- Скажите, а среди вас есть такие дети, которых можно назвать Неумейка и вручить ему этот конверт?

3. Заключительная часть.

В нашей группе не нашёлся такой гражданин Неумейка. Это письмо мы с вами положим высоко на шкаф, но забывать про него не будем. Скоро Мойдодыр обещал к нам прийти опять в гости и если мы с вами не найдём Неумейку к тому времени, то отдадим это письмо Мойдодыру. Он обязательно нас всех похвалит, потому что Мойдодыр любит вежливых, послушных, трудолюбивых детей, которые умеют сами умываться, одеваться, кушать, убирать за собой игрушки и помогать своей мамочке. А закончим мы это занятие словами из стихотворения, которые содержат просьбу: И я вас прошу: постарайтесь, ребята, чтоб это письмо не нашло адресата!

ИСТОЧНИКИ:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/ 25/doshk-standart-dok.html .– Загл. с экрана.

2. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]: проект / А. Я. Данилюк [и др. ]; Рос. акад. образования. – Москва: Просвещение, 2009. – 23 с.

3. Губанова, Е. В. Духовно–нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 8 – 12.

4. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2014/14080.htm. – Загл. с экрана

5. Обухова Л. Ф., Возрастная психология: учебник для бакалавров/ Л. Ф. Обухова. - М: Издательство Юрайт, 2013.- 460с.

6. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah.– Загл. с экрана.

www.maam.ru

Нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста с помощью различных видов педагогической деятельности

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нем достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.

Мы живем в веке «технологическом», веке, когда на первый план вышли инновации, а эмоции, чувства, переживания люди все чаще стали прятать, создавая свой новый мир, основанный на новой идеологии.

Задача человека новой эпохи – не затеряться в новом мире, мире инноваций, не уступить, не отдать традиции, не потерять нить духовности и нравственности, связывающую человечество, не потерять своей индивидуальности, в основе которой лежат духовные и нравственные ценности.

В такое время нас все больше начинает волновать будущее наших детей. Как они будут жить в новом веке, какими они станут, каким будет общество их нового века? Что будет ценно для человека?

Мы часто говорим о необходимости воспитания в духе времени, ведь, у каждого времени свой дух, духовность, нравственная основа. Новая эпоха диктует свои условия жизни, проповедует иные ценности, предъявляет новые требования к человеку. Это эпоха перемен, эпоха инноваций, эпоха быстрого решения различных вопросов, эпоха нового интеллекта. Скорее всего, наступит время иных жизненных ценностей. Что именно будет главным, определяющим в жизни человека, сказать трудно, но истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда.

Поэтому наша задача высветить то, что лежит в основе становления воспитанного человека, что значимо в процессе воспитания личности, и ориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью. Процесс воспитания должен способствовать обогащению внешнего и внутреннего мира ребенка. По уровню воспитанности человека можно судить об обществе в целом.

В стенах центра этот вопрос стоит особо остро, так как к нам чаще всего попадают дети из семей, в которых духовно-нравственное воспитание практически отсутствовало. Своим примером родители не только не показывают правильную систему поведения воспитанного человека, а, наоборот, прививают неправильные принципы, мировоззрение, мышление.

В процессе своего развития ребенок постигает культурное наследие прошлого, духовное богатство народа, знакомясь с живописью и литературой, историей и архитектурой. Наследие прошлого, богатство нравственных и духовных ценностей закладывают и развивают чувство прекрасного, чувство истинной красоты, эстетическое чувство восприятия окружающего мира. Богатство народных традиций, славные страницы истории народа воспитывают патриотизм, любовь к Родине и к Отечеству. Именно общение с духовными ценностями возвышает человека, приобщает его к наследию мировой культуры и должно нести идею сохранения и приумножения этого богатства в новой эпохе.

Именно нравственность должна быть одним из приоритетов в воспитании будущего поколения. Нравственность должна вести за собой интеллект.

В своей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста мы придерживаемся следующих задач:

- создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения, развитие познавательного потенциала личности ребенка, через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности;

- создание условий для формирования и сплочения коллектива и развития личности в нем;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, традициям, ценностям народов России;

- воспитание у детей уважительного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

В системе привития духовно-нравственных ценностей нами проводится следующее:

1. Беседы с детьми групповые и индивидуальные, направленные на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2. Беседы, направленные на воспитание нравственных чувств и этического сознания «Добрые дела и хорошие поступки»

3. Беседы, направленные на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. «Труд и порядок»

4. Беседы, направленные на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье»

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях

И, конечно, помня о том, что ведущей деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является игровая деятельность, мы занимаемся с детьми творчеством.

Развиваем фантазию, творческий потенциал, прививаем принципы гуманизма, просто играем.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-drozhinoi_aeesa.pptx | 12067,69 Кб | Скачан: 65
www.maam.ru

Сказка как средство формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Выступление к презентации

(Слайд 1) Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию тему своей творческой работы «Сказка как средство формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста».

(Слайд 2)

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гипер-активности. Наблюдая за детьми четырехлетнего возраста, иногда можно наблюдать некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.

Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.

(СЛАЙД 3) Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: вы можете видите эти известные фамилии на слайде. Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. (СЛАЙД 4) По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей.

В практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые решают задачи развития речи а задача формирования нравственных качеств у детей почти не решаются. Такое узкое использование произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка возможности осознать, почувствовать и правильно оценить их моральную сущность.

Кроме того нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей.

(СЛАЙД 5)

Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в нравственном развитии дошкольников и недостаточной разработкой способов формирования нравственных качеств у детей в процессе ознакомления со сказкой.

Выделенной противоречие указывает на проблему разработки системы работы направленную на формирование нравственных качеств в процессе ознакомления со сказкой.

Данная проблема определила тему творческой работы «Сказка как средство формирования нравственных качеств».

Методологической основой моей работы являются методики и разработки представленные на слайде (СЛАЙД 6) Виноградовой А. М., Пеньковской Л. А., Водовозовой Е. Н. Буре Р. С. Ушаковой О. С., Гурович Л. М. профессора Натальи Николаевны Светловской "Основы науки о читателе", методика работы над выразительностью Людмилы Петровны Стрелковой; программа "Воспитание сказкой" Ларисы Борисовны Фесюковой.

Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, были выделены объект и предмет исследования а также сформулировали цель и задачи. Вы их видите на слайде (слайд 7) (Можно зачитать цель)

(Слайд 8) Также определены этапы работы. Их три, это подготовительный, преобразовательный и рефлексивно-обобщающий. На каждом этапе поставлены определённые задачи. Вы можете их видеть на слайде.

(СЛАЙД 9) При создании единого педагогического пространства мы определили направления работы с детьми и родителями воспитанников. В каждом направлении поставили перед собой задачи решающие реализацию творческой работы. Это (можно зачитать а можно и не читать со слайда)

Изучив методическую и педагогическую литературы по вопросу нравственного воспитания дошкольников мы выделили (Слайд 10) механизм нравственного воспитания в целом. Следуя высказываниям психолога Э. М. Грюнелиуса по поводу закономерностей формирования нравственных понятий у ребёнка, которые складываются по схеме от образа к желанию затем формированию чувства и формирование мысли мы выделили основные этапы работы над сказкой.

(СЛАЙД 11) 1 этап это знакомство со сказкой на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей. 2 этап эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

(СЛАЙД 12) 3 этап это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель которого

развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности. И 4 этап подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр

что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.

(СЛАЙД 13) На первом этапе работы со сказкой мы выделили общепринятую классификацию сказок. Это (можно прочитать слайд) .

Согласно этой классификации составили картотеку сказок соответствующую особенностям воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

(СЛАЙД 14) Воспитание нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, специфической особенностью является подражательность, начинает ярко выражаться социальная потребность. Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивируется к действию, процессу, желанию заслужить похвалу. Но, тем не менее, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления, поэтому, выполнение поручений может завесить от ситуации. Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками. Этот возраст переживает кризис трёх лет, поэтому у детей проявляется своеволие, негативизм и при неправильном общении с ребёнком может вылиться в агрессивность.

Согласно этим особенностям мы проанализировали задачи нравственного воспитания младших дошкольников согласно программе по Вераксу.

(СЛАЙД 15) Например, вы видите как усложняется одна из задач нравственного воспитания на каждом возрастном этапе младшего дошкольного возраста (читаете слайд прослеживая усложнение задачи)

Эти задачи по формированию нравственных качеств решаются на последующих этапах работы со сказкой. (СЛАЙД 16) На этом слайде вы видите нравственные качества формирующиеся в процессе работы со сказкой.

Для эмоционального восприятия детьми сказки мы создали условия отвечающие всем требования детского восприятия художественных произведений: (СЛАЙД 17) Это уголок книги с подборкой красочных книг и иллюстраций по сказкам.

(СЛАЙД 18) Подобрали различные виды театров.

(СЛАЙД 19) В условиях доступности расположения предметно-развивающей среды по театральной деятельности дети имеют возможность с педагогом и самостоятельно проигрывать сюжеты сказок с помощью разных видов театра.

(СЛАЙД 20) Также для полного осознания сути сказки и выражения своего отношения к героям, событиям и явлениям мы составили картотеку подвижных, творческих игр и этюдов.

(Слайд 21) Начиная работу по творческой теме мы полагаем, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

(Слайд 22) Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-jatchenko-v-v_di2gt.ppt | 5588 Кб | Скачан: 329
www.maam.ru

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст синзетивен для развития всех сторон личности: познание окружающего мира, умственного развития, трудового воспитания.

Ребенок, приходя в детский сад, учится от окружающих взаимопониманию, трудолюбию, уважению.

Социально – нравственное воспитание мы начинаем с того, что ребенок познает окружающий мир, наблюдает за трудом взрослых (помощника воспитателя, воспитателя, дворника, повара и машиниста по стирке белья). В игровой форме мы это обыгрываем: «Угостим гостей фруктами и овощами», «Как кукле построить комнату? », «Кому это нужно? » (повару, доктору, «Что делает в детском саду воспитатель, помощник воспитателя, дворник? » - учат добру, заботе, вниманию – действия взрослых направлены на заботу о детях.

Главными помощниками в воспитании детей являются родители и близкие родственники ребенка. Всему чему учится ребенок в детском саду, находит понимание со стороны семьи. И мы в группе оформили уголок «Моя семья», где поместили фотографии детей с родителями, бабушек с внуками и старшими братьями и сестрами. Эти фотографии нам помогают в период адаптации, когда ребенку не хватает близкого человека и когда они хотят очень к мамам, бабушкам и т. д. Рассматривая эти фотографии вместе с детьми, мы объясняем, что мама и папа после работы обязательно придут за малышом, и обыгрываем эти ситуации в общении: «Как зовут меня, мою маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру? ».

В нашей группе живет персонаж «Степашка», который приходит к детям на занятиях, на прогулках, приходит вечером, когда забирают детей родители.

Степашка учит нас как кормить рыбок, знакомит нас с временами года (осенью, зимой, весной, летом) и что в каждое время года делают (осенью убирают урожай: овощи, фрукты; зимой строят горки, катаются на санках, лепят снеговика; весной тает снег, по ручейкам пускают кораблики; летом загораем на солнышке, играем в песке). Помогает строить кукле комнатку, вечером с родителями рассматривает в любимой книжке картинки; поздравляет детей в день рождения; приглашает в гости к зайчику и помогает детям сделать для него подарки; на прогулке зимой показывает, как он умеет лепить снеговика. Степашка помогает и дидактической кукле Кате познакомить детей с названиями мебели, посуды, одежды, игрушек, играя с детьми в игры: «Где спрятались игрушки? », «Накроем стол для Машеньки», «В гости к куклам».

По мере того как дети взрослеют, уже многое умеют, знают и понимают, играя в кукольном уголке, сами расставляют мебель в кукольной комнате, накрывают куклам на стол, укладывают куклу спать, напевая ей колыбельные песенки; помогают в группе мыть игрушки, протирать полочки, поливать цветы, стирать кукольное белье. Для родителей в уголке мы рассказываем об успехах каждого ребенка, помещаем консультации «Маленький помощник дома», где рассказываем, какую посильную помощь может оказать ребенок в семье.

Замечательная традиция проведения семейных праздников нам помогает в проведении новогодних утренниках. Вместе с мамами, папами мы в группе наряжаем небольшую елку, где знакомим детей с елочными игрушками, разучиваем стихи о елке, о Дедушке Морозе.

Через игры учим детей вежливости и доброте. Играя в игру «Новая кукла» мы объясняем детям, что нужно заботиться о каждом ребенке в группе – «Поиграй и отдай другому», «Кукла испачкала платье» - заботимся о кукле, переодеваем ее. После завтрака, обеда, ужина мы говорим спасибо.

Проявляя заботу о взрослых, мы наводим порядок в группе и в своих шкафчиках.

Играя в сюжетно – ролевые игры развиваем у детей память, внимание, воображение, мышление и речь, приглашая в путешествие на машине, на автобусе, на поезде.

Развивая речь, мы с детьми, разучиваем русские народные потешки «Кисонька – Мурысонька», «Водичка – водичка», «Солнышко – колоколнышко», «Пастушок», «Ехал Ваня», «Сидит белка»; стихи о временах года, о птицах, стихи А. Барто «Игрушки» - и обыгрывая эти произведения в режимных моментах дня.

Показывая детям театр, мы развиваем диалогическую речь.

Развиваем мелкую моторику рук, играя в пальчиковые игры «Сорока – ворона», «Ладушки», «Капуста»; «Перешагиваем через ручейки», «По кочкам».

Играя и развивая малышей, мы способствуем познанию окружающего мира через игры, стихи, потешки, прививая детям отзывчивость, доброту, понимание – через трудовое воспитание.

Учим видеть красоту в природе, в картинах, в поделках, в окружающей обстановке – через этическое воспитание.

Развивая умственные способности на занятии, знакомя детей с сенсорными эталонами.

Принимая ребенка таким, каков он есть, развивая его природные способности и таланты, мы воспитываем у детей чувство защищенности, понимания и уважения друг к другу и к окружающим их взрослых, которое перерастает в высокое чувство любви к Родине – патриотизму.

www.maam.ru

Семинар для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Психологический тренинг «Мои пожелания»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Но начнем мы его с психологического тренинга «Мои пожелания». Произносим друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Бросаем мяч любому из участников и при этом говорим пожелание.

2. Вступительное слово.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного учреждения, поскольку патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками детского сада.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина.

Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания, необходимые для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Каково же содержание проблемы? Наиболее идеологически незащищенными в плане формирования патриотизма оказываются дошкольники.

В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным, интеллектуальным барьером.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности. Педагогическая мысль на Руси Х-ХIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. Важное место в народной педагогике России всегда занимали пословицы и поговорки. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по станице, в музей).

И строится на основе главных методических принципов: учёта возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения.

На доступном уровне можно познакомить детей с народными играми, народным календарем, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом. Все это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре, культурному наследию и чувства сопричастности, все это является приобщением детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала учитывать возрастные возможности младших детей. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», которые значительно шире, охватывают разнообразные стороны действительности – это народные сказки, пословицы, поговорки, заклички. Со старшими детьми проводить беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых упоминались бы предметы русского быта, стараться объяснить смысл поговорки или пословицы, показывать ситуации, в которых они употреблялись. Составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта, изготовление игрушек и других предметов.

Совместная работа с родителями помогает детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности.

Игра, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, “… добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… … есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить! ”

3. Обобщение опыта.

Презентация «Использование дидактических игр в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания.

Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.

Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду” и т. д. (национальные куклы одеты неправильно) .

Цикл дидактических игр по родной станице помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Путешествие по станице”, “Где находится памятник? ” “Птицы нашей станицы”, “Так бывает или нет? ” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

Много словесных игр используется при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) .

Вот такое использование дидактических и народных игр направленно на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям.

4. Мастер-класс «Воспитание патриотизма средствами декоративно-прикладного искусства».

5. Принятие проекта решения.

1. Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии.

2. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.

www.maam.ru

Нравственное воспитание детей раннего возраста

У трёхлетнего ребенка, поступающего в детский сад, формируется первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая. Она заключается в том, что дети ждут от ровесников совместного участия в шалостях, забавах, стремятся к самовыражению. Их общение раскованно и непосредственно. На начальном этапе это – беготня, веселые крики, смешные движения, главное для малыша – процесс совместных действий, а не результат. И хотя ребенок стремится подражать сверстнику и интересуется им, у него не возникает четкого образа партнера, потому что их общение поверхностно и носит эпизодический характер.

Дети раннего возраста любят играть одни, а для установления контактов со сверстниками используют мимику, позы и жесты. Младшие дошкольники чаще говорят о том, что видят и что имеют. Стараясь привлечь внимание сверстника, они выставляют напоказ предмет, которым обладают, чтобы утвердить собственное «Я».

Кроме того, в процессе развития контактов между сверстниками в раннем возрасте наблюдаются конфликты и если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие малышей. Отрицательные эмоции понижают жизненный тонус человека и ведут к эмоциональной отстраненности, т. е. к разрыву межличностных отношений. Поэтому учет данного состояния ребенка лежит в основе любого педагогического воздействия. В раннем возрасте в центре внимания детей находимся мы – взрослые. Возникающая у младенца потребность в нашем внимании и доброжелательности не исчезает с возрастом, в 2 года ребенку необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов помочь ему, поддержать и защитить. Кроме того, дети этого возраста стремятся делать то же самое, что в данный момент делает близкий им взрослый (воспитатель, мама, папа) : мыть посуду, сгребать снег, играть с куклой, строить башню из кубиков.

Чтобы сформировать у малышей комплекс культурных эмоций, грамотно и бережно скорректировать недостатки эмоциональной сферы, мы поставили такие задачи:

• развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе;

• формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии друг к другу;

• закрепить умение проявлять внимание, сочувствие к сверстнику (делиться игрушками, лакомством, уступать, отзываться на просьбу, помогать;

• воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности;

• учить здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить.

Мы не только прививаем детям правила хорошего тона, но прежде всего анализируем и контролируем свои действия, работу и поведение, чтобы создать в группе атмосферу психологического комфорта, без которого сойдут на нет все усилия по обучению и принципиально невозможно воспитание. Ведь для детей раннего возраста в центре мира – взрослый, от которого они зависят практически во всем. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений, ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого.

Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному сосуществованию. В это период складывается стереотип коллективного поведения в группе, именно тогда необходимо заложить традиции терпимости, доброжелательности, которые будут сопутствовать ребенку всю его жизнь.

Организуя работу в группе по этому направлению, мы создаем нормы и традиции, которые включают определенную систему запретов и добрые обычаи. Запреты немногочисленны, но дети должны их четко усвоить: ни при каких условиях нельзя бить других людей; нельзя портить чужую игру и игрушки; нельзя причинять боль живым существам. Познакомив детей с тем, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах, мы требуем обязательного соблюдения этих правил. О запретах сообщаем родителям, чтобы они были едины как в группе, так и дома. Лучший способ добиться их выполнения – наша собственная убежденность в том, что это недопустимо, и мы этого не потерпим.

Для создания атмосферы равных прав в группе раннего возраста у нас существуют добрые традиции, которые начинают работать с первым появлением ребенка в детском саду. для этого изготовлена сюрпризная коробка с красивыми картинками, ленточками, фантиками и т. д., она постоянно пополняется педагогами и родителями. И если подарок получает новичок, то и другие дети не остаются с пустыми руками. Еще одна добрая традиция, которая сплачивает детский коллектив, воспитывает заботу и отзывчивость – это поздравление в день рождения с обязательным подарком и угощением. Дети дарят очередному имениннику песенки, стихи и игрушки, а тот потчует их сладостями. Кроме того, виновник торжества получает от воспитателя дружеский шарж – рисунок и стихотворение, посвященные именно ему.

Традиция деления лакомства не менее значительна, чем раздача маленьких сувениров. Часто дети приносят из дома фрукты, конфеты и т. д. В группе создается такая ситуация, что ребенок добровольно с удовольствием угощает сверстников, которые вместе с педагогом усаживаются в кружок. Перед тем как разделить лакомство, педагог читает стихотворение или сказку на эту тему и вызывает малышей на разговор. Таким образом, полученная от воспитателя конфетная обертка, яркая картинка, коробочка, такая же как у всех, долька апельсина или яблока показывают, что здесь ребенка любят и ценят не меньше, чем других детей. Подобные ситуации деления подарков создаются в группе как можно чаще 1 – 2 раза в неделю.

Традиция похвалы детей за поступки прошедшего дня практикуется ежедневно, обычно перед ужином. Педагог предлагает малышам сесть в кружок и поговорить о том, чем хорошим отличился каждый ребенок: Павлик быстро оделся после сна, Полина съела кашу, которую терпеть не может, Любаша переодела куклу в чистое платье и т. д. Внимание обращается не только на действия и поступки, но и на внешний вид детей: у Катюши чистые ручки, у Максима рубашка аккуратно заправлена в шорты, у Алисы – красивые косички и т. д. Самое главное, чтобы все дети услышали про себя что-то приятное и другие узнали, какие они замечательные. Затем педагог берет специально изготовленные из цветного картона отличительные знаки и прикрепляет их на детские шкафчики. Таким образом, каждый ребенок получает поощрение и похвалу за то, чем он порадовал окружающих: Артем уснул быстрее всех – ему звездочка синего цвета, он – звезда сна; Андрей быстрее всех оделся после сна – ему зеленая звезда; Настя была самая аккуратная и чистая весь день – ей звездочка желтая; красной звездой награждается Петя, который кушал лучше всех. В итоге в группе устанавливается атмосфера взаимопонимания и самоуважения, повышается самооценка детей.

Традиция сохранения личной собственности касается не только одежды ребенка, но и других мелочей, которые он принес из дома. Детям прививается убеждение, что личная собственность неприкосновенна, и эти вещи не имеют права отбирать ни они, ни педагог. А если предмет неуместен в данную минуту, воспитатель предлагает убрать его в шкафчик ребенка или в домик, который готовит мама при поступлении малыша в группу. Он помещается на дверцу личного шкафа и имеет несколько карманчиков в виде окошек или дверей на различных застежках для хранения личных вещей; платочка, расчески, резиночки, заколки и т. д.

Чтобы создать ситуацию спокойного и взаимоприятного, бесконфликтного общения, которые способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе, мы часто организуем посиделки за большим общим столом, сдвигая несколько столиков в один. Здесь вместе с педагогом дети рисуют, строят, играют в лото, лепят, делаю что-то свое. Такие посиделки устраиваются и совместно с родителями во время работы кружка «Умелые ручки». Создавая какой-либо проект или изготавливая пособие, взрослые привлекают к посильной работе или игре детей, сидящих с ними за общим столом.

Традиция Дня достижений помогает детям научиться делать то, чего они еще не умеют: надевать носки, застегивать пуговицы, причесывать волосы и т. д. Ребенок, который научился чему-то новому, получает похвалу и поощрение в виде песенки или стихотворения, а также громких аплодисментов.

www.maam.ru

Работа по интересам по теме социально-нравственное воспитание детей.

«В гостях у сказки»

2 младшая группа.

Пояснительная записка.

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.

Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Необходимо учитывать потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и вести работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направлять усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

Основным методом данной работы я выбрала рассказывание детям различных сказок, разработанных самостоятельно, с учетом поставленных воспитательных задач.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Цель:

формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

-Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие

-Формировать умение определять различные эмоциональные состояния;

-Формировать начальные представления о семье, о дружбе;

-Воспитывать чувство уважения к другим, а также самоуважения.

Перспективное планирование по социально-нравственному воспитанию во 2 младшей группе.

Тема 1. «Я и мое имя». Сентябрь-октябрь.

Цель: представить каждого ребенка как индивидуальность, признать его значимость для окружающих, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство уважения к другим.

Занятие 1. «Необычный гость»

Задача: познакомить со сказочным персонажем домовенком, придумать для него имя; познакомить детей с правом на имя, воспитывать чувство уважения к другим, к себе.

Занятие 2. «На грибной опушке» (рассказывание сказки)

Задача: продолжать формировать представление о праве на имя, развивать эмоциональную отзывчивость.

Дополнительная работа с детьми:

-дид. игры «Назови свое имя», «Угадай по голосу»;

-продуктивная деятельность «Грибочки – дружочки».

Тема 2. «Наши эмоции». Ноябрь-декабрь.

Цель: формировать умение определять различные эмоциональные состояния, формировать эмоциональную отзывчивость.

Занятие 3. «Сказка о хмуром ежике»

Задача: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Занятие 4. «Радость - самое светлое чувство» («Сказка про тучку и солнышко»)

Задача: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние, формировать положительное отношение к добрым поступкам.

Дополнительная работа с детьми:

-рассказывание «Сказки про трех зайчиков»;

-игра-превращение «Угадай»;

-продуктивная деятельность « Рисуем настроение», слушание музыки.

Тема 3. «Моя семья». Январь, февраль, март.

Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Занятие 5. « Моя семья».

Задача: познакомить детей с понятием семья, знать имена своих родителей, воспитывать уважительное отношение к близким.

Занятие 6. «Дом для щенка» (рассказывание сказки)

Задача: воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать представление о семье.

Занятие 7. «Большая семья» (рассказывание сказки)

Задача: продолжать расширять представления о семье, воспитывать чувство взаимовыручки, сплоченности в семье, воспитывать трудолюбие.

Дополнительная работа:

-рассказывание сказки « Мама для дочки»;

-сюжетно – ролевая игра «Семья»;

-продуктивная деятельность к 23 февраля, к 8 марта.

Тема 4. «Мои друзья». Апрель-май.

Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения.

Занятие 8. « Вот какие мы дружные!»

Задачи:воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; желание и умение считаться с правами других детей; воспитывать эмоциональную отзывчивость

Занятие 9. «Звери в гостях у домовенка» (рассказывание сказки)

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать начальные представления о дружбе, формировать начальные представления о нормах морали и поведения.

Дополнительная работа с детьми:

Ссылка на источник nsportal.ru

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Попробуем объяснить, что это такое.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - формирование у ребенка самых первых моральных суждений и оценок. Не совсем понятно, попробуем еще проще и обширней.

Формирования в маленьком человеке личности, правильного отношение к сверстникам, природе, животным, всему окружающему миру.

На этом этапе роста у детей начинает активно формироваться первые элементарные представления о том, что такое плохо, что такое хорошо, навыки поведения, развивается чувство доброты к окружающим.

Родителям важно определить ту грань, когда малыш готов осознать свои поступки и чувствовать ответственность. Точной даты не существует. Возможно в 2 - 4 года, иногда случается гораздо раньше.

Задачи нравственного воспитания

  • Формирование чувств, привычек и норм в поведении.
  • Формирование собственных качеств.
  • Гуманное отношение к сверстникам, животным, природе.
  • Осознание и любви к труду, стране (патриотизм) , старательно и качественно выполнять всю поставленную работу.
  • Большое влияние производит место обитание, общение, поведение родителей и близких, возраст ребенка.

Основная ответственность за родителями

В раннем возрасте, малыш много чего не понимает и не осознает. Но со всех сил пытается найти ответы на свои же вопросы.

Несомненно, родители первые, кто должны правильно объяснить все ситуации и дать ответы. Ребенок начитает узнавать мир из сказок, мультфильмов и рассказов.

Различать добрые и злые поступки, примером в первую очередь будет семья. В частности, мама, папа, сестра или брат, бабушка с дедушкой.

На открытые вопросы, ответ начинает искать на улице, в общении со сверстниками.

Но главный фактор и авторитет нравственного воспитания детей - семья.

В чем особенность и факторы нравственного воспитания детей

Рассмотрим основные факторы, влияющие на нравственные понятия в будущем:

  • Общение с природой. Развивает любовь и гуманное отношение к живым существам.
  • Художественные. Изучает настроение и эмоции от передаваемой картины.
  • Труд ребенка. Освоение ответственности и выполнение задачи до конца.
  • Общение в коллективе. Развитие мышления, отношение между людьми, чувства.
  • Окружение. Познание характеров и доверия.

Учителя и воспитатели, управляя деятельностью ребенка, начинают формировать в нем чувство любви к Родине, уважение и доброжелательность к окружающим, проявлять инициативу в индивидуальной и общественной деятельности.

Ребенок учиться понимать и правильно оценивать чувства и эмоции других людей, считает понятие дружбы и сострадания реальными, обладает более высоким уровнем эмоционального развития, не сталкивается с проблемой общения со сверстниками, не поддается отрицательному воздействию извне и устойчиво переносит различные стрессовые ситуации.

Воспитание нравственности у дошкольников является особенно важным, так как именно в таком возрасте ребенок особо восприимчив к правильному усвоению нравственных требований и норм.

Это можно отнести к одной из наиболее важных сторон формирования личности детей. Если говорить простыми и понятными словами, то духовно-нравственное развитие и правильное воспитание детей как младшего, так и дошкольного возраста является непрерывным процессом усвоения детьми установленных в окружающем обществе образцов поведения, регулирующих в будущем их поступки.

Результат воспитания - малыш начинает действовать так, как считает правильным, соблюдает нормы поведения, а не за похвалу со стороны взрослых.

Главным стержнем, определяющим нравственное воспитание детей дошкольного возраста, является правильное установление гуманных отношений между сверстниками (детьми) , эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства.

В детской жизни эмоции играют важную роль, они помогают ребенку реагировать на действительность и формируют собственное отношение к ней. Вместе с ростом и развитием ребенка также развивается и мир его эмоций - становится богаче и разнообразнее.

Воспитание нравственности детей дошкольного возраста учит усвоению языка чувств и эмоций. Они начинают овладевать различными формами выражения собственных переживаний с помощью невербальных и вербальных средств. В этом периоде ребенок учиться контролировать слишком бурное или резкое выражение своих эмоций и чувств.

Ребенок начинает понимать, что собою подразумевает нравственная норма, у него формируется собственное отношение.

Главная задача родителей в воспитании нравственности в дошкольном возрасте - помочь ребенку в определении с объектами его чувств, делать их ценными для общества.

Благодаря чувствам, человек способен испытывать эйфорию, после того, как совершил правильный поступок. Или наоборот, будет испытывать «угрызения совести», совершив осуждаемый обществом поступок.

Стратегия воспитания нравственности дома и в детских учреждениях, направляется, что бы ребенок осознал свои переживания и чувства, усвоил общественно значимые правила и нормы поведения, но и мог развить чувство общения с другими людьми, формировать положительное отношение к ним в целом.

Родителям необходимо максимально уделить внимание своим детям в период нравственного созревания, что бы изначально помочь ребенку определиться с нравственными нормами.

Наказание за поступки

Не одно воспитание не обходится без похвалы и наказания за совершенные поступки.

Крики, физическое наказание, факторы способные нанести несформированной детской психике непоправимые травмы. Способ наказания, каждая семья выбирает индивидуально.

Старайтесь не оборвать тонкую нить доверия между родителями и малышом, никогда не унижайте ребенка. Объясните ему, цену его поступка, за хороший - хвалят, за плохой - наказывают. Дайте ребенку почувствовать собственную значимость, когда он совершил бескорыстный поступок.

Подробней baby-i-mama.ru

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения, на протяжении

нескольких десятилетий, так педагог должен

заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви

(В. П. Сухомлинский)

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей..

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  • Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • Воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • Расширение представлений о родной стране, её столице, городам;
  • Знакомство детей с государственной символикой, гербом, флагом, гимном;
  • Ознакомление с историческим прошлым России;
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка;

Все эти задачи важны и актуальны, от решений ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Крайне сложным является вопрос содержания патриотического воспитания. Необходимо грамотно отобразить материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям личностно значимы..

Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувства меры, избегать множества негативных примеров, чтобы излишне не травмировать детей. Не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать малышей информацией и переоценивать их возможности.

Не стоит забывать и о том, что работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьёй.

Старая истина - нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас в стране подобная ситуация не редкость.

Малыш в детском саду видит и слышит одно, а дома – другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьёй в области патриотического воспитания детей требует серьёзного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

Поэтому взрослые должны быть особенно требовательны к себе, а личный нравственный пример должен быть безупречен. Всё это позволит осуществить основную и важную задачу – формирование личности ребёнка.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре.

Введение

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде нужно сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, всеми средствами Отечественной культуры.

Проблема формирования нравственных качеств личности стояла перед педагогами всегда. Об этом говорил Сократ, Сенека, Я. А. Каменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, В. В. Абраменкова, М. В. Осорина, Петрова В. И., Стульник Т. Д. и др., более того, существует такое общественное явление как православная педагогика. Наиболее яркие её представители, стоявшие у истоков: Евсевий, А. Л. Громачевский, В. В. Зеньковский.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость данной проблемы обусловили выбор нашей выпускной квалификационной работы - «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к Отечественной культуре».

Цель нашей работы - воспитание нравственного, духовно здорового ребенка.

Из поставленных целей вытекают следующие задачи:

1. Знакомить с нравственными нормами, учить различать добро и зло.

2. Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения, т. е., создавать условия для формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Всё выше изложенное позволяет сделать вывод: что главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Поэтому в ДОУ нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, ведущих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.

I глава

Тенденции развития духовно-нравственного воспитания в России

Отечественная древнерусская культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.

Наши предки - мудрые люди, создавшие свой золотой фонд культуры. Народ, который дал миру шедевр поэтического творчества «Слово о полку Игореве», «Домострой», Дмитровский собор во Владимире, Московский кремль, храм Христа - Спасителя, сумел даже архитектуру крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.

Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью. Русь защищали от врагов. По натуре мирные русские люди, когда надо становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку землю и отчий дом.

В былинах воспеты богатыри-защитники нашей родины в древности Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Не сосчитать героев -защитников Отечества, верно послуживших своей России в годы Куликовской битвы, во время войны с Наполеоном, в годы Великой Отечественной войны. Русские полководцы А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, рядовые воины, отстоявшие в боях свое Отечество, свою Родину -Любимую Россию.

Всегда являются примером для нас великие русские художники И. Левитан, И. Шишкин, А. Саврасов, В. Поленов, свою любовь к России отразили в своих картинах.

В стихах великие русские поэты А. Пушкин, С. Есенин, А. Блок, в музыке - великие русские музыканты П. Чайковский, С. Прокофьев.

И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец. Особенно это видно, когда прикасаешься к многогранному богатству русских сказок, русских пословиц и поговорок, скороговорок и чистоговорок, загадок и потешек, шуток и прибауток.

Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности.

Нравственная проповедь, созданная предками, дошла до нас не как голая мораль, а в виде краткой, емкой, рифмованной строчки. Нравственность - это твердая, постоянная решимость воли, следовать за добрыми влечениями, сердца и совести.

А ритм и рифму дети воспринимают особо: искренне и с большой верой. Главное обратить внимание, затронуть чувства и подвести их к доступному в соответствии с возрастом, пониманию. А глубинный смысл придет позже.

С самого раннего возраста ребенок сталкивается с окружающим миром, в котором соседствует добро и зло. От того, какой след оставят в душе маленького человека эти встречи, во многом зависит его дальнейшая судьба.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности.

Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Через сказки ребенок получает знание о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни; учится преодолевать препятствия, верить в силу добра, любви, справедливости.

Слушая сказочные истории, ребенок связывает их со своей жизнью, стремится воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпает в них надежду. Необходимо дать ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности. Целенаправленность в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через приобщение к Отечественной культуре, обеспечивают современные программы: «Радуга», «Детство», « Истоки», «Программа воспитания и развития» под редакцией Васильевой. Для реализации программ предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсии в картинную галерею; наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми) ;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.) ; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.) ;

приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.) ; оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми

факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Все виды художественной творческой деятельности детей. Проведение совместных праздников.

Просмотр слайдов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр) . Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия) .

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) . Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. Творческие вечера.

Таким образом, в программах прослеживаются несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы) .

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов) .

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам) .

Формы работы с родителями

родительские собрания на духовно-нравственные темы; лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТСО) ;

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; экскурсии;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы) .

Главный результат, на который очень хотелось бы нам всем надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Глава II

Формы и методы работы основных направлений духовно-нравственноговоспитания

Маленький ребенок, только родившись, уже становится личностью, а дошкольник, даже младшего и среднего возраста - это уже почти вполне сформировавшаяся личность, со своим миропониманием и мироощущением. И первым, кому приходится принимать в свои руки эту маленькую индивидуальность после родителей и близких, является воспитатель детского сада, на которого ложится огромнейшая ответственность - дать ребёнку азы знаний, сформировать в нём правильные представления о нравственных нормах поведения, о добре и зле, о человечности.

Воспитатель должен помнить, что воспитание духовно-нравственных качеств - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и она должна проходить не только на занятиях, но и вне таковых. Духовно-нравственное воспитание включает в себя несколько направлений:

Гражданско-патриотическое воспитание

Ссылка на источник infourok.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Компоненты общения детей дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...