Нравственных качеств у детей дошкольного

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры

Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.Формирование нравственно-волевой сферы -- важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Игра -- одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.

«Дерево дружбы»

Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других

Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.

Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)

«Лабиринт»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.

Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

«Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

Театрализованная игра «Наоборот»

Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания о особенностях характера, нормах поведения.

Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.

Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

«Подбери слово»

Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.

Примерные вопросы: Когда человек испытывает страх, что он делает?

Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

Что доставляет людям веселье?

Человек тихий, мягкосердечный.

Когда человеку невесело, какой он?

Человек, которому можно довериться?

Человек, не испытывающий страха? и т. п.

«Будь внимательным»

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса

«Оживи предмет»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. -живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

Беседа «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить, потому что…

Я хотел бы быть похожим на, потому что…

Мой любимый герой, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

Беседа «Кто заботится? »

Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

Ход : дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

Что для тебя делает дворник?

Что для тебя делает шофёр?. строители?. врачи?. садовники и лесники?

Как быть внимательным?

Зачем нужна вежливость?

www.maam.ru

Сказка как средство формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Выступление к презентации

(Слайд 1) Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию тему своей творческой работы «Сказка как средство формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста».

(Слайд 2)

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гипер-активности. Наблюдая за детьми четырехлетнего возраста, иногда можно наблюдать некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.

Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.

(СЛАЙД 3) Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: вы можете видите эти известные фамилии на слайде. Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. (СЛАЙД 4) По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей.

В практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые решают задачи развития речи а задача формирования нравственных качеств у детей почти не решаются. Такое узкое использование произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка возможности осознать, почувствовать и правильно оценить их моральную сущность.

Кроме того нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей.

(СЛАЙД 5)

Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в нравственном развитии дошкольников и недостаточной разработкой способов формирования нравственных качеств у детей в процессе ознакомления со сказкой.

Выделенной противоречие указывает на проблему разработки системы работы направленную на формирование нравственных качеств в процессе ознакомления со сказкой.

Данная проблема определила тему творческой работы «Сказка как средство формирования нравственных качеств».

Методологической основой моей работы являются методики и разработки представленные на слайде (СЛАЙД 6) Виноградовой А. М., Пеньковской Л. А., Водовозовой Е. Н. Буре Р. С. Ушаковой О. С., Гурович Л. М. профессора Натальи Николаевны Светловской "Основы науки о читателе", методика работы над выразительностью Людмилы Петровны Стрелковой; программа "Воспитание сказкой" Ларисы Борисовны Фесюковой.

Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, были выделены объект и предмет исследования а также сформулировали цель и задачи. Вы их видите на слайде (слайд 7) (Можно зачитать цель)

(Слайд 8) Также определены этапы работы. Их три, это подготовительный, преобразовательный и рефлексивно-обобщающий. На каждом этапе поставлены определённые задачи. Вы можете их видеть на слайде.

(СЛАЙД 9) При создании единого педагогического пространства мы определили направления работы с детьми и родителями воспитанников. В каждом направлении поставили перед собой задачи решающие реализацию творческой работы. Это (можно зачитать а можно и не читать со слайда)

Изучив методическую и педагогическую литературы по вопросу нравственного воспитания дошкольников мы выделили (Слайд 10) механизм нравственного воспитания в целом. Следуя высказываниям психолога Э. М. Грюнелиуса по поводу закономерностей формирования нравственных понятий у ребёнка, которые складываются по схеме от образа к желанию затем формированию чувства и формирование мысли мы выделили основные этапы работы над сказкой.

(СЛАЙД 11) 1 этап это знакомство со сказкой на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей. 2 этап эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

(СЛАЙД 12) 3 этап это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель которого

развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности. И 4 этап подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр

что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.

(СЛАЙД 13) На первом этапе работы со сказкой мы выделили общепринятую классификацию сказок. Это (можно прочитать слайд) .

Согласно этой классификации составили картотеку сказок соответствующую особенностям воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

(СЛАЙД 14) Воспитание нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, специфической особенностью является подражательность, начинает ярко выражаться социальная потребность. Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивируется к действию, процессу, желанию заслужить похвалу. Но, тем не менее, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления, поэтому, выполнение поручений может завесить от ситуации. Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками. Этот возраст переживает кризис трёх лет, поэтому у детей проявляется своеволие, негативизм и при неправильном общении с ребёнком может вылиться в агрессивность.

Согласно этим особенностям мы проанализировали задачи нравственного воспитания младших дошкольников согласно программе по Вераксу.

(СЛАЙД 15) Например, вы видите как усложняется одна из задач нравственного воспитания на каждом возрастном этапе младшего дошкольного возраста (читаете слайд прослеживая усложнение задачи)

Эти задачи по формированию нравственных качеств решаются на последующих этапах работы со сказкой. (СЛАЙД 16) На этом слайде вы видите нравственные качества формирующиеся в процессе работы со сказкой.

Для эмоционального восприятия детьми сказки мы создали условия отвечающие всем требования детского восприятия художественных произведений: (СЛАЙД 17) Это уголок книги с подборкой красочных книг и иллюстраций по сказкам.

(СЛАЙД 18) Подобрали различные виды театров.

(СЛАЙД 19) В условиях доступности расположения предметно-развивающей среды по театральной деятельности дети имеют возможность с педагогом и самостоятельно проигрывать сюжеты сказок с помощью разных видов театра.

(СЛАЙД 20) Также для полного осознания сути сказки и выражения своего отношения к героям, событиям и явлениям мы составили картотеку подвижных, творческих игр и этюдов.

(Слайд 21) Начиная работу по творческой теме мы полагаем, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

(Слайд 22) Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-jatchenko-v-v_di2gt.ppt | 5588 Кб | Скачан: 329
www.maam.ru

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры

Актуальность: одной из главных задач современного дошкольного воспитания является формирование творчески активной, гармоничной личности. И театральное искусство, и театральные игры способны оказывать огромное влияние на процесс воспитания. Всем известно, что игра – основной вид деятельности дошкольников, а организованные театральные игры способны решать многие задачи, которые ставит для себя педагог, чтобы воспитать художественные, эстетические и нравственные качества у ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: театрализованная игра, воспитание, нравственность, доброта, внутренний мир, социализация, драматизация, эмпатия.

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

В качестве театрально – игровой деятельности детям можно предложить кукольный театр, игры – драматизации, настольный пальчиковый театр и другие представления.

Основные направления театрализованных игр в дошкольном возрасте заключается в постепенном переходе ребенка от индивидуальной игры к групповой, где исполняют роли 3 и более человек; от театрализованных постановок под наблюдением взрослых к самостоятельной игровой деятельности; от имитации действий литературных персонажей к осознанию собственных эмоций.

Театральные игры для детей обладают рядом полезных качеств:

• они способны увлечь ребенка добром, раздвинуть для него рамки постижения мира, привить ему умение слышать окружающих, желание делиться своими мыслями, развиваться и творить;

• игровые тренинги, как правило, способны развить у детей психические процессы — воображение, речь, внимание, память, интеллект, являющиеся, основополагающими компонентами актерской деятельности;

• театральные беседы и игры способны реализовать у детей потребности и индивидуальные возможности в развитии и самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал;

• они способны развивать у детей познавательные интересы;

• данные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности;

Одной из важных задач театральной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей. Выступление перед зрителями формируют уверенность в себе. Педагогу необходимо научить детей понимать состояние другого человека, уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружелюбие, умение действовать сообща.

Вторая задача формировать речевую культуру речи. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Театральная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом, улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Третьей, не менее значимой задачей является – заложить основы театральной культуры. На театральных занятиях детей знакомят с терминологией и элементарными понятиями, театрального искусства, воспитывают культуру поведения в театре, расширяют знания детей о театре.

В процессе развития нравственных качеств детей дошкольного возраста важным аспектом является совместная работа педагога и семьи. В совместной театрально-игровой деятельности все равны: ребенок. Педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь – это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне «глаза в глаза». В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.

С помощью театральной деятельности можно сделать жизнь детей интереснее и содержательней, наполнив ее ярким впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях, дети смогут использовать в повседневной жизни.

www.maam.ru

Консультация «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.

В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Например, рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране,

Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как: Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-варюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».

В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало? »

Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».

Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда - рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды»; Л. Толстого «Косточка».

Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка- пограничник»,

Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.

Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

Шарыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. -М. : ТЦ Сфера, 2014.

Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. ТЦ Сфера, 1998

www.maam.ru

Статья «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире»

Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников меня часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване- царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны, Бакуганы, Человек-паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики, практически, не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и пр. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.

К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Поскольку родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1, 5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.

Сейчас активно развивается сотрудничество православной церкви и школы. Издается много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.

В программе детского сада, под редакцией Васильевой, по которой мы работаем, есть раздел, в который входят задачи нравственного воспитания. Но жизнь показывает, что в школу приходят дети информационно подготовленные, а нравственно незрелые. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Но не навязывать ту или иную религию. Верить или не верить, во что верить? Каждый решает сам. Но мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Для этого мы применяем различные формы работы с детьми. Это и занятия, и цикл бесед, проведенных священнослужителем, отцом Георгием, и прикладное творчество, и совместные праздники, и посещение православной церкви. На занятиях мы даём понятия о добрых и злых людях, о традиции в семье (празднование День Ангела, углубляются и закрепляются представления о родной стране, дети знакомятся с православными праздниками (Рождество Христово, Благовещенье, Пасха, с родословной семьи, генеалогическим древом, с храмами Белогорья, святыми земли Белгородской. На экскурсиях дети знакомятся с архитектурой и внешним убранством храмов, достопримечательностями города.

Большую помощь в ознакомлении детей с православной культурой оказывают художественные произведения. При выборе литературы стараемся учитывать следующие критерии:

- положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра, любви, милосердия, послушания, сострадания;

- отсутствие психической агрессии;

- слог и стиль, соответствующий возрасту ребёнка

Это рассказы для детей из серии «Спаси и сохрани» В Максимовой формирующие у детей нравственное поведение и привычки. Серия книг «Зёрнышки»-добрые истории для маленьких детей, повествующие о жизни и поступках людей, детей и животных.

Очень важно обсуждать прочитанные произведения, подобрав вопросы и задания, отражающие главную мысль и сущность услышанного.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Однако воспитание духовно-нравственной личности показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. При помощи различных вопросов, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.

Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Сотрудничество родителей и педагогов - непременное условие реализации вышеизложенной проблемы. Система мероприятий с родителями направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного воспитания на основе православной культуры.

Изучение основ православной культуры позволяет детям и родителям почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять в чём состоит её уникальность.

Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения, как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Нравственное, эстетическое, физическое воспитание, и интеллектуальное, творческое развитие ребенка происходит с опорой на Целостный календарно-обрядовый комплекс, семейный уклад и народную философию истории.

Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним.

Ребёнок- это наше будущее, он нуждается в постоянной заботе и духовном воспитании

Духовно-нравственное воспитание наших детей показывает: что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпимость, сдержанность, заботливость, внимательность по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. И главный результат нашей работы, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

www.maam.ru

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста через слушание музыкальных произведений, посвящённых теме «Игрушка»

Методическая разработка

ГБДОУ д/с № 61 (филиал) Колпинского района

Аннотация

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Именно в дошкольном возрасте наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка. Огромное значение в нравственном становлении личности ребенка имеет музыкальное воспитание.

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений.

Музыкальный образ, содержащийся в произведении, должен быть наглядным, относящимся к непосредственному жизненному опыту детей, а его эмоциональное содержание – простым, доступным детскому пониманию. Именно поэтому произведения, посвящённые игрушкам и играм с ними, так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Скачать:

Материал nsportal.ru

-Рассматривание иллюстраций.

- Разыгрывание и анализ ситуации.

«Пожелаем здоровья друг другу» - продолжать воспитывать приветливость, привычку здороваться и прощаться с детьми и взрослыми, называть взрослых по имени и отчеству.

«Будь скромным» - воспитывать скромность, неприязнь к хвастовству, зазнайству.

«Я и взрослые» - приучать не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, обращаться по имени и отчеству.

«Неразлучные друзья - взрослые и дети» - развивать культуру общения с взрослыми и детьми. «Как вести себя в гостях?» - напомнить правила поведения в гостях.

«Как бы ты поступил?» - подчеркнуть связь правил поведения с поступками

(слайд 10) - Совместная разработка правил поведения.

Знакомство с правилами поведения ("Пользуйся словами вежливого обращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания"; "На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания"; "Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам", совместные правила поведения оформили в тематические альбомы «Правила этикета», «Правила поведения в общественных местах», «Маленький словарь добрых слов и выражений».

-Игровые упражнения.

Я использовала такие игры и упражнения:

«Если заболел друг, бабушка...» - побуждать проявлять заботу о людях, быть внимательным, чутким;

«Добрые советы» - закрепить знания правил поведения и общения между детьми и взрослыми;

«Помогаем взрослым» - развивать желание помогать взрослым;

«Накрываем на стол» - закрепить правила сервировки стола;

«В гостях и дома» -упражнять в соблюдении правил поведения в гостях;

«Объясни поступок» - упражнять в оценке правил поведения;

«Я покупаю подарок» - упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю;

«Важные слова» - упражнять в вежливости;

(слайд 11)- Чтение художественных произведений с последующим анализом.

Чтение и анализ художественных произведений, например, В. А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Благинина «Если был бы я девчонкой», С. Маршак «Дети нашего двора». Хочу отметить, что литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

-Анализ смыслового содержания пословиц, поговорок.

Знакомство с пословицами и поговорками ("Каков разум, таковы и речи", "Чужим умом умней, не станешь", "Не бросай слова на ветер", "Нет друга, так ищи, а нашел - береги") , все пословицы и поговорки оформлены в тематическом альбоме «Книга добрых дел»

-Игры.

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я использовала игры-упражнения, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры.

4

(слайд 12) Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, мы с детьми готовили постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращали внимание на культуру поведения в семье.

Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль.

И сама постановка сказки, и выступление перед детьми внесли осознание многих правил поведения в общественных местах. Затронули правила поведения зрителей в театре.

(слайд 13) В свободное время проводила сюжетно-ролевые игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривали с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. «Семья» - воспитание умения договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу. «Парикмахерская» - воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения, культурно - гигиенические, навыки, «Школа» - играя в эту игру, дети осваивают правила учебного поведения, у них формируется целенаправленность, ответственность.

(слайд 14) Во 2 половине дня организовывала дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Например, играя в игру «Хорошо – плохо», дети учились отличать хорошее поведение от плохого, упражнялись в самостоятельном анализе поступков, в игре «Можно, нельзя», систематизировали правила вежливого поведения, упражнялись в понимании того, соответствуют ли поступки правилам культурного поведения.

(слайд 15) Большой интерес у дошкольников вызывали настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, «Вежливость» познакомит детей с некоторыми правилами поведения в разных ситуациях, поможет закрепить уже существующие представления об этикете.

-Беседы на нравственную тему Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.

Этическая беседа "О дружбе", «Что такое дружба?», цель этой беседы помочь детям понять, нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

(слайд 16) Весь материал я оформила в тематические папки «Азбука нравственности», «Как поступают друзья», «С кем ты дружишь?»

(слайд 16)- Рассматривание иллюстрацийиз серии демонстрационных материалов "Я и мое поведение", «Как поступают друзья», плакатов «Хорошие манеры», «Правила поведения за столом».

Работая в этом направлении, я так же взаимодействовала с родителями.

(слайд 17)Формы работы с родителями:

В беседах с родителями я заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:

- индивидуальные беседы, - консультации «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка».

- папки - передвижки «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим», «Формирование нравственных качеств - важный аспект к подготовке к школе».

Вывод:

В конце года сократилось количество жалоб. Дети становятся способными самостоятельно регулировать взаимоотношения со сверстниками, быть вежливыми и предупредительными с взрослыми. В результате повседневных наблюдений выявлены и недостатки.

Наблюдались случаи нарушений детьми правил общения: когда нужно было поступиться своими интересами ради других, суметь предусмотреть последствия поступков. Во время игр были случаи повышения детьми голоса из-за спорных вопросов, а иногда дети просто не могли без взрослых решить конфликтные ситуации, обращались за помощью.

Я поняла, что полностью искоренить конфликтные ситуации невозможно, но можно сократить их, свести до минимума с помощью методов и приёмов, помогающих закрепить знакомые правила поведения, сделать эти правила естественными и прочными правилами, навыками нравственного поведения для дальнейшего обучения в школе.

В дальнейшем я планирую продолжить поиск путей совершенствования работы с детьми и родителями, так как проблема нравственного развития детей на сегодняшний день стоит особенно остро.

(слайд 18) Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал с сайта nsportal.ru

«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Тип проекта:групповой, долгосрочный

Актуальность

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… –как отмечает Т. В. Кудрявцев,–в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Данная проблемапозволила определить тему исследования– «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта:формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование) .

- анкетирование и беседа с родителями.

Объектом исследованияявляется воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования– русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимостьзаключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимостьзаключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимостьсказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и

справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок.

Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам) : А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.) , традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка) , переходим к сочинению сказок.

Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство с содержанием сказки;

Подробней на сайте nsportal.ru

г. Кирсанов

2013 год.

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня передо мной и нашим педагогическим коллективом.

Начав работу с детьми в младшей группе, я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть духовно-нравственные качества у многих отсутствуют. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Для формирования духовно-нравственных качеств детей, использую игры которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками.

Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми помогают нам в проведении обрядовых праздников (Рождество, Масленица, Пасха,) , которые мы отмечаем всем детским садом.

Широко применяю игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

Ход игры: В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.) . Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

«Подарок»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители».

Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик) , а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т.д.

Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое) . Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

«Волшебные очки»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

«Цветик – семицветик»

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Ход игры: дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток цветика-семицветика и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Материал с сайта nsportal.ru

Программа по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста "Ступеньки добра"

Разделы:Работа сдошкольниками

Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребенка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым. Скромным, уважительным, ответственным.

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под эгидой семьи, общества, государства.

Данная программа создана в ЦРТДи Ю №2 г. Пензы с учетом положений Национального проекта “Образование” и региональной программы “Ребенок и весь мир” Е. Купецковой, адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования и апробирована на базе студии для дошкольников “Солнышко”.

Программа – результат многолетней работы с детьми и их родителями и отражает не только мнение автора о месте нравственного воспитания в современном обществе, но и реальные потребности большинства детей и родителей.

В программе доминирует не обучающая , а развивающая функция, знания и умения выступают не как самоцель, а как средство для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребенка.

Особое место среди личностных свойств, формирование которых активизирует программа, занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т.п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями окружающих их людей.

Эффективное нравственное воспитание дошкольников в современных условиях невозможно, по мнению авторов программы, без решения следующих основных проблем:

  • Проблемаопределения идеалов, норм и принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Прежняя система нравственного воспитания обеспечивала слепое исполнение внешних предписаний без глубокой личной заинтересованности в их реализации. В современных условиях обозначилась общественная потребность в человеке способном во всех сферах деятельности и общения в максимальной степени проявлять свои положительные качества и осознанно управлять теми негативными свойствами, которыми в той или иной мере обладает каждый:

  • Проблемы перехода от воспитания, основанного на принуждении, к такому педагогическому воздействию, которое базируется на личном стремлении ребёнка “быть хорошим”.

На этом стремлении и основан механизм нравственного развития, который предусматривает:

1. Формирование у ребёнка, начиная с 2,5–3 лет чувства гордости (то есть представление о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристики уровня притязаний) . Чувство гордости впервые обнаруживается у ребёнка как заявление “Я сам”.

2. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4–4,5 лет до 6-7 лет.

3. Формирование совести, то есть умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты. Ребёнок способен к этому приблизительно в 5 лет.

4. Формирование чувства долга перед другими и самим собой.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга.

  • Проблемы формулировки и решения следующих практических задач:

1. Сформировать у ребёнка вышеназванный механизм нравственного развития.

2. Обеспечить участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия: с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.

3. Развить умения противостоять отрицательным примерам, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни (телепередачи, нецензурная брань и т.п.) . Поэтому от педагога требуется особое внимание к потоку информации, с которым соприкасаются сегодня наши дети.

Работа по развитию у дошкольников нравственных качеств ведется совместно с родителями. Педагоги сообщают им о достижениях и проблемах детей, консультируют родителей об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляют тормозящие развитие факторы, обучают самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого педагоги строят весь процесс образования. Лежащие в его основе принципы и методы в той или иной мере педагоги реализуют во всех направлениях работы студии раннего развития “Солнышко”:

- развитие речи,

Ссылка на источник festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Со сверстниками детей старшего дошкольного

    Введение Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, ка...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...