Обучение чтению детей дошкольного возраста

Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста

Моя статья адресована больше родителям моей группы. У нас средняя группа и по программе развития, обучение чтению начинается со старшей группы. Но очень часто родители меня спрашивают, как начать обучение детей, как правильно показать буквы какие методики лучше использовать. Поэтому решила, что стоит обсудить эти вопросы и помочь родителям правильно начать обучение детей чтению.

В старинной пословице говорится: «Сначала аз да буки – потом все науки». И следуя этой пословице мы понимаем, что вся наша жизнь построена на умении читать, без чтения не возможно обучение.

Обучение чтению дошкольников– сейчас большинство наших родителей хочет дать своим детям возможность научатся читать до поступления в первый класс, так как требование в школе к первоклассникам с каждым годом все выше и выше.

Но нужно не забывать, что 3-4 года это еще дети, и заниматься с ними обучением можно только в игровой форме, с помощью песен, стихов, игр на прогулке. Если вы решили серьезно заняться обучением ребенка, то занятия обязательно должны быть систематичными, увлекательными. Ребенка и ни в коем случае нельзя заставлять выполнять задания «из под палки».

Чтение может стать любимым занятием для ребенка, если вы сами будете с удовольствием читать детям книги.

Так же хочу предупредить родителей, которые считают, что учить дошкольников читать, это равносильно «лишению их детства». Боюсь тогда вы лишите их детства в первом классе, когда вместо того, чтобы после школы отдохнуть и погулять, им придется догонять детей, которые получили знания в саду. Поэтому не пропускайте занятия в детском саду, не надо их приравнивать просто к игре. Мы в свою очередь постараемся помочь Вашим детям изучить азы чтения. В своей группе мы применяем различные методики с которыми вы можете ознакомиться на стендах полезной информации и применять их дома. Кратко о них: это прорисовывание букв в воздухе, заучивание стихов с этой буквой, выкладывание букв с помощью ниточек с бусинками.

Существуют противники и заступники ранних методов обучения чтению.

Заступники методик обучения ребенка чтению с раннего возраста считают, что мозг ребенка устроен так, что овладеть чтением ему легче в раннем возрасте, чем в 7 лет. Многие знаменитые педагоги считают, что обучать чтению в семь лет уже поздно.

Противники обучения дошкольников чтению в раннем возрасте. Выступают против когда родители не знают, КАК учить ребенка читать. Не учитывается возраст малыша при выборе методики обучения. Если родители считают возможным бросить обучение после нескольких занятий и потом опять начинать занятия.

Итак, перейдем к самым общедоступным системам обучения чтения. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Первым хочу рассмотреть метод обучения чтению «Фонемный».

Этот метод используется уже многие десятилетия. Мы с вами учились именно по этому методу. Мы учили сначала буквы, потом изучали слоги и наконец складывали их в слова.

Плюсы этого метода:

- проверен годами;

- не требует специальных пособий;

- в школе будут учиться именно по этому методу.

Минусы:

- ребенку трудно выделить звуки и слоги в слове так, как еще в этом возрасте не сформировано аналититико-синтетическое мышление, которое формируется к 7 годам;

- Этот метод сформирован на принципе усидчивости ребенка, в нашем возрасте очень сложно добиться того чтобы ребенок сидел и внимательно слушал маму.

Если вы выберете этот метод обучения, то очень важно знать, что обучая ребенка буквам надо называть звук, а не букву. Например, буква «М», а не «ЭМ».

Еще хочу обратить ваше внимание на методику обучения Зайцева.

Этот метод построен на обучении ребенка запоминать сразу слоги. В этой методики используется наглядный материал «Кубики Зайцева». Этим методом обучения учили детей на Руси, о нем еще писал Лев Толстой.

Плюсы этого метода:

- учится читать по слогам проще и более естественней для ребенка;

- обучение проводится в игровой форме;

- ребенок использует все возможности мозга, он слышит, видит и может пощупать;

- это метод можно использовать с 2-3 лет.

Минусы:

- вам может показаться достаточно сложным;

- занимаясь по этой методике желательно группой из 2-3 детей, он не рассчитан на индивидуальные занятия;

- материальные затраты на наглядный материал;

- сроки обучения зависят от возраста ребенка.

Настольные игры, как метод обучения чтению.

Этот метод подходит для родителей, которые могут посвятить достаточно много времени ребенку и изготовлению наглядного материала. Для этого метода надо приобрести или сделать самостоятельно карточки с трехбуквенными словами и картинками к ним (рак, оса, сом). Здесь надо подобрать картинку к слову метод основывается на запоминании целых слов. Играть можно не только с карточками, но и с игрушками. У каждого дома найдется пёс, кот, мяч… Разнообразие предметов сделает обучение более интересным и эффективным.

Развивающие компьютерные игры.

Бывает, что ребенок часто оказывается за компьютером. Определите в какие игры, он может играть. Сейчас существует множество игр дл развития умения читать. Они имеют звуковое и яркое, красочное оформление, содержат реплики подбадривания. Требуют минимального участи родителя. И имеют бесконечное разнообразие. Обратите внимание на игры с использованием микрофона и функцией распознавания голоса.

Игры на свежем воздухе.

Возможность играть всегда и везде и при этом получить важную информацию.

Возьмите на улицу мел. Изучите букву, напишите её, найдите предметы на эту букву, пощупайте их. Придумайте слова на эту букву. При этом ребенок получит не только знания по чтению, но и пополнит свой словарный запас. Если к вам присоединятся друзья ребенка, то обучение будут проходить быстрее и интересней.

Вот мы и рассмотрели некоторые методы обучения чтению. Не забывайте, что все занятия должны проходить в интересной, игровой форме. Нельзя заставлять детей заниматься. Если ребенку не нравятся занятия - перестройте их структуру или смените место, время занятий.

www.maam.ru

Конспекты занятий по методике Н. А. Зайцева в обучении чтению детей дошкольного возраста

В нашем детском саду реализуется технология обучения чтению по методике Н. А. Зайцева. В рамках этой технологии. представляю вам конспекты занятий.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:"НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ".

ЦЕЛЬ:продолжать учить детей составлять слова из кубиков; развивать зрительное восприятие; читать составленные слова, читать за указкой по таблице, петь по таблицам; учить правильно ставить фонетическое (словесное) ударение. МАТЕРИАЛ:складовые картинки с изображением животных, кубики Н. А. Зайцева, таблицы, указка, диск (музыка). ХОД ЗАНЯТИЯ. Воспитатель:Ребята, сегодня на занятие я принесла картинки, на которых нарисованы животные. (Расставляет картинки на полке). -Давайте вместе с вами прочитаем, кто нарисован на картинках (читаем названия животных на стороне, где нарисовано животное) .Читать 2 раза. -А теперь я соберу картинки и перемешаю их. Выставляю картинки обратной стороной. -Где же теперь заяц, медведь, белка. Ребята, возьмите каждый картинку и напишите название животного, изображённого на картинке кубиками. Какое слово будешь писать Киара, Аня, Витя (Дети пишут кубиками названия животных). Читаем названия животных составленные из кубиков, ставим ударение. В процессе работы затрудняющимся детям, показываю нужный склад указкой на таблице, называю его. Когда ребёнок приносит кубик, спрашиваю, какой склад он принёс, какой будет искать дальше. -А теперь давайте будем читать названия животных по таблицам (5-6). -Последнее слово петушок. Петушок-это животное или птица? Он голосисто поёт. Давайте и мы с вами споём знакомые песенки по таблицам. Когда будем петь "большие кубики"-стоим, а когда "маленькие"-приседаем. Поём по таблицам на мотив песни "Петушок". -Молодцы, вы сегодня все хорошо поработали. Конспект занятия по методике Н. А. Зайцева.

Тема:"Как тебя зовут? "

ЦЕЛЬ:учить детей находить нужный кубик самостоятельно с нужным складом; учить детей составлять слово из нескольких складов; упражнять детей быстро и уверенно прочитывать отдельные слова и склады. Материал:кубики Н. А. Зайцева, таблицы, указка, диск с иммитацией ветра. Ход занятия. Дети стоят вокруг стола, на котором лежат кубики. Дети берут кубики в руки, рассматривают их, показывавют воспитателю, он называет кубик, склады. Воспитатель предлагает детям: -Ребята, давайте сегодня поиграем в игру "Как тебя ззовут? " Ребята, у нас в группе есть девочка, но у неё редкое имя. Вы все знаете эту девочку, вместе скажем Киара. Кубиками напишем имя Ки-а-ра. Нам нужно найти 3 кубика:КИ-А-РА. Сначала какой кубик найдём (КИ (Дети ищут, находят и ставят кубик на полочку, затем ищем кубик А, затем НА. -Прочитаем имя КИ-А-РА. Воспитатель спрашивает у Киары, где твоё имя? Вот оно:Киара. -Вдруг у нас появился ветер (иммитация шума ветра) наши кубики перепутались. Киара, где твоё имя? Нет это не Киара. Это А-РА-КИ. Куда спряталось твоё имя? -Ищем опять кубики КИ-А-РА. Сначала произносим склад Ки и находим его, затем А, затем-РА. -И опять получилось слово Киара. Затем воспитатель берёт указку и вместе с детьми (поочерёдно) прописывает имена всех детей, затем помогает каждому написать его имя из кубиков. -Вы, сегодня меня порадовали своей работой.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!Обучение чтениюребенка тема актуальная для Вас и Ваших дошколят, ведь от уровня овладения чтением зависит дальнейшая успеваемость ребенка в школе. Предлагаю Вам познакомится с некоторыми тонкостями обучения грамоте.

Обучение грамоте состоит из двух периодовподготовительногоиосновного.Продолжительность подготовительного периода бывает различной, что связывается с уровнем готовности первоклассников к обучению. При обучении детей старшего дошкольного возраста подготовительный период длится более двух недель.

Этапы обучения грамоте:

  1. Безбуквенный этап

На безбуквенном этапе формируются следующие умения:

  1. дети овладевают такими представлениями и терминами какречь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного звука с гласным звуком;
  2. начинают простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги;
  3. происходит знакомство с учебной книгой – букварём, азбукой и средствами письма;
  4. В результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается фонематический и речевой слух, что имеет большое значение для формирования представлений о звуковой природе речи и звуковом строе.
  1. Буквенный этап

На буквенном этапе вводятся первые гласные:

  1. изучаются гласные звукиа о и ы у ;
  2. изучаются гласные буквыа о и ы у ;
  3. изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению;
  4. создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова;
  5. дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков;
  6. ведётся работа по активации словаря детей.

По теме:

Источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Чтение с раннего возраста

«Поверьте в способности ребёнка. Не относитесь к нему с чувством превосходства: у вас нет для этого, никаких оснований», – сказал Роберт Генри. А ведь так оно и есть.

Ведь познание – это увлекательная вещь независимо оттого, что думают об этом педагоги, а все маленькие дети знают это.

Дети очень любопытны, они хотят знать прямо сейчас и, совсем не имея своего суждения, они хотят знать обо всём без исключения.

Глен Доман своими трудами продемонстрировал, что дети в очень раннем возрасте более способны к обучению, чем мы себе представляем. Он исследовал детей от рождения до 6 лет, а также причины, по которым они обучаются лучше и быстрее, чем дети более старшего возраста.

Он не только провёл такие исследования, но и применил их на практике. Основав Институт человеческого потенциала, Доман создал программы, по которым могут работать родители в домашних условиях.

Доман доказал, что детский мозг «слышит» произнесённое слово и понимает его так же, как если бы одновременно и видел его.

Для мозга не имеет значения «слышит» он слово или «видит». В обоих случаях он понимает его одинаково хорошо. Главное, чтобы слово звучало громко и отчётливо, и было изображено большими яркими буквами.

При просмотре детских программ дети часто отвлекаются. Но стоит начаться рекламе, как они тут же бегут к телевизору, чтобы «услышать» и «прочитать», что содержит тот или иной продукт и для чего он пригоден. И их не интересует стиральный порошок или зубная паста.

Дело в том, что реклама даётся большими буквами и повторяется вслух громко и отчётливо, так что все дети успевают её понять.

Вопрос о том, в каком именно возрасте начинать обучение чтению, является одним из самых интересных.

Когда ребёнок перешагивает отметку в 2 года, обучение будет даваться ему с каждым годом всё труднее. Лучше учить в 2 года, чем в 3; лучше в 3 года, чем в 4; лучше в 4 года, чем в 5 лет.

Год, а то и несколько месяцев – вот наилучшее время для начала процесса обучения чтению, особенно, если вы хотите затратить на этот процесс как можно меньше времени и сил.

Основные принципы обучения чтению, по мнению Г. Домана:

1. Начинайте с самого раннего возраста.

  1. Во время всего процесса обучения сохраняйте весёлое настроение.
  2. Относитесь с уважением к вашему ребёнку.
  3. Обучайте его лишь тогда, когда и вы, и он пребывает в хорошем настроении.
  4. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребёнок сам этого захочет.
  5. Демонстрируйте учебный материал быстро.
  6. Как можно чаще вводите новые учебные материалы.
  7. Выполняйте учебную программу последовательно.
  8. Тщательно и заранее готовьте учебные материал.
  9. Помните – вы и ваш ребёнок должны чувствовать, что прекрасно проводите время.

По теме:

Стендовая информация "Как полюбить книгу с раннего возраста"

Эти простые советы помогут родителям воспитать будущего читателя...

Подробней nsportal.ru

ПСИХОЛОГО – ПЕАДГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - V Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2013 года)

ПСИХОЛОГО – ПЕАДГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАКалашникова О. М.Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Нравится В настоящее время всё более актуальной становится проблема обучения дошкольников чтению. Как показывает практика, время начала систематического обучения грамоте стремительно отодвигается от привычного рубежа шести-семи лет.

Проблема обучения чтению детей старшего дошкольного одна из важнейших психолого-педагогических проблем, которой занимались многие отечественные (П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Н. А. Мечинская, Л. С. Славина, Г. Н. Кудина. Г. А. Цукерман и др.) и зарубежные ученые (М.

Коул, Дж. Мортон) .

В настоящее время разработаны и широко применяются в педагогической практике различные технологии раннего обучения грамоте (Л. Е. Журова, Н. А. Зайцев, Г. Доман и др.) . Однако, раннее обучение чтению не всегда приводит к положительным результатам.

По данным исследований интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате первые места в рейтинге семейных занятий дошкольников занимают мультфильмы, прогулки, компьютерные игры.

Проблема сохранения интереса к чтению, книге в настоящее время актуальна как никогда. Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Чтение художественной литературы» поставлена цель: «Воспитание у детей интереса к чтению (восприятию) художественной литературы».

Книга рассматривается как важное средство формирования у детей целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. Методические вопросы приобщения дошкольников к книге широко представлены в исследованиях Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко и др. В практике работы дошкольных учреждений книга занимает важное место: в группах имеются книжные уголки, а в некоторых детских садах и детские библиотеки; используются разнообразные формы работы с книгой, практикуется ежедневное чтение.

Одной из причин снижения интереса к чтению является несвоевременность и ошибочность выбираемой взрослыми стратегии обучения грамоте и чтению: раннее обучение дошкольника чтению с целью подготовки его к школе. Как показывает практика, даже овладев навыками чтения, дошкольники их не используют в повседневной жизни. Самостоятельному чтению книг дети предпочитают игры, общение со взрослыми и сверстниками, прогулки на свежем воздухе, так как учебная деятельность для них не стала ведущей, а потребность в книге и чтении не была сформирована.

Следует отметить, что основное внимание в практике обучения грамоте в дошкольных учреждениях в настоящее время уделяется освоению техники чтения и недостаточно внимания уделяется формированию ценностного отношения к книге, что приводит к снижению у детей желания читать, потери интереса к книге как источнику познания.

Противоречие между достаточной теоретической и методической разработанностью проблемы обучения грамоте и чтению дошкольников, и недостаточной эффективностью этого процесса, выражающейся в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость дальнейшей разработки методических аспектов проблемы. В частности важным является обоснование психолого-педагогических условий обучения грамоте и чтению дошкольников.

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий обучения чтению детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

  2. Выявить уровень готовности к обучению грамоте, отношение к книге, чтению у старших дошкольников.

  3. Разработать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий обучения чтению детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме

позволил сделать основные выводы, составляющие теоретическую базу нашего исследования.

Чтение - это речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определенным правилам, диктуемым своеобразием графики данного языка. Русское письмо звуковое, фонемное.

Особенностью русской графики является слоговой принцип обозначения звуков. Методика обучения грамоте и чтению определяется особенностями русской графики и психофизиологическими особенностями процесса чтения.

Существуют различные методы обучения грамоте. В зависимости от исходных единиц выделяют буквослогательный, слоговой, метод целых слов, звуковой. В настоящее время наиболее распространенным методом обучения грамоте на начальной ступени школьного и дошкольного образования является звуковой аналитико-синтетический метод.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте опирается на учение о фонемах. Обучение грамоте опирается на звучащую речь. Звуки выделяются из речи путем их анализа.

Возможность использования звукового метода в обучении чтению дошкольников доказана в исследованиях Л. Е. Журовой, Л. Н. Невской, Н. В. Дуровой и др. Периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи является 5 год жизни.

Особенностями использования звукового метода в работе с дошкольниками является широкое применение наглядности в обучении, ведущая роль игровых методов и приемов, разнообразие видов деятельности на занятиях, развитие мыслительных способностей.

Современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны наличием большого числа вариативных технологий обучения чтению дошкольников, активно применяемых в педагогической практике, с другой стороны, ростом числа детей, испытывающих трудности в освоении чтения и снижением у детей интереса к книге и чтению.

С целью экспериментального изучения проблемы на базе МДОУ № 175г. Магнитогорска было проведено исследование по выявлению психолого - педагогических условий обучения чтению детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента была поставлена цель- выявить наличие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению и особенностей организации чтения детей в семье.

Для достижения цели проводились индивидуальные беседы с детьми. В беседе участвовало 10 детей. Анализ результатов беседы показал, что все дети любят, когда им читают и все хотели бы научиться читать сами.

На вопрос «Для чего люди читают» 90% ответили - для того, чтобы стать умными. Один ребенок не смог дать ответ на вопрос. Предпочтение дети отдают приключениям, сказкам, энциклопедиям.

Большинству детей дома читают книги (70%) , и 3 детей ответили, что им дома не читают. При этом наличие домашней библиотеки подтвердили только 30% детей.

80% детей отметили, что они хотели бы посещать библиотеку, а 50% отметили, что они ее уже посещают. Более половины детей ответили, что любят посещать книжный магазин. 80 % детей видят в книге подарок.

В основном детям читают мамы (70%) , бабушки и дедушки (20%) , папу назвал только один ребенок 10%.

Вызывает тревогу ответ на вопрос о том, обсуждают ли с детьми дома прочитанные книги. Выяснилось, что обсуждение принято только в 2 семьях, в остальных семьях книги с детьми не обсуждают.

Таким образом, проведенное обследование показало, с одной стороны наличие у старших дошкольников интереса книге, желания читать, с другой подтвердило отмечаемые в литературе тенденции снижения времени домашнего чтения в семье, а также « качества» этого чтения, нерегулярность чтения, а главное - отсутствие общения родителей с детьми в связи с чтением.

Анализ научно - методической литературы и результаты констатирующего эксперимента позволили выделить и апробировать в ходе опытно-экспериментальной работы комплекс психолого- педагогических условий обучения детей старшего дошкольного возраста.

  1. Формированию у дошкольников ценностного отношения к книге.

  • Создание предметно - развивающей среды в группе,

способствующей воспитанию у детей интереса к чтению, любви к книге. Комплектование книжного уголка с учетом возрастных особенностей детей, требований программы, региональных особенностей, а также индивидуальных особенностей и предпочтений детей группы.

Наличие в книжном уголке художественных произведений разных жанров, иллюстрированных признанными художниками - иллюстраторами детских книг, разных видов книг, детских энциклопедий. Наличие в группе традиций, связанных с чтением книг.

Использование своеобразного «ритуала» сопровождающего чтение: определенное место и время для чтения, внимательное рассматривание новой книги (кто автор, как называется книга, рассматривание обложки, иллюстраций, наличие полочки для новой книги, ведение дневника читателя и др. ) .

  • Знакомство детей с процессом создания книги, участниками этого

процесса (автор - писатель, художник - иллюстратор, редактор) .

  • Использование разнообразных методов, способствующих

воспитанию интереса к книге, чтению: тематические выставки детских книг в уголке книги, литературные игры, рисование по сюжетам художественных произведений, посещение детской библиотеки и др.

  1. Обеспечение взаимосвязи работы по обучению детей грамоте и воспитанию интереса к книге.

  • Первоначальные упражнения детей в освоении чтения должны

быть интересны для детей, не должны формировать негативное отношение к чтению. Поэтому большое значение отводится подбору материала для первоначального чтения, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы.

Тексты должны быть доступными, увлекательными, сопровождаться иллюстрациями, с крупным шрифтом. Такими книгами являются книги из серии «Читаю сам», книги- игрушки, детские журналы, книги-самоделки.

  • На начальном этапе обучения чтению необходимо широко

применять методы и приемы обеспечивающих мотивацию детей в процессе обучению чтению: игровые приемы, включающие перестановку букв и слогов в словах; разгадывание ребусов кроссвордов; отгадывание загадок и др.

  • Обеспечение этапности в процессе обучения чтению:

слушание художественных произведений, читаемых взрослым; совместное чтение со взрослым (чтение отдельных слов, фраз в тексте, самостоятельное чтение) .

  1. Взаимодействие с семьей в воспитании у детей интереса к чтению.

  • Задачей педагога является педагогическое просвещение родителей,

участие в формировании семейной библиотеки, советы по организации семейного чтения. Вовлечение родителей в совместную с дошкольным учреждением деятельность по приобщению детей к книге, участие в проектах «Моя первая книга», «Книжкина неделя» и др.

Реализация в образовательном процессе ДОУ названных условий будет способствовать обучению детей не только технике чтения, но и воспитанию интереса к книге, потребности в чтении, воспитанию будущего талантливого читателя.

Литература

  1. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка- Пресс, 2003.

  2. Поздеева С. К проблеме обучения первоначальному чтению детей старшего дошкольного возраста// Детский сад от А до Я- 2009-№5

  3. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В. Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте . -М.: Школьная пресса, 2001.

  4. Зайцев Н. А. Письмо. Чтение, Счет: Учебник нового типв для учителей, воспитателей, родителей. -СПб: Лань, 1997.

Подробней www.scienceforum.ru

Обучение чтению дошкольников

Обучение чтению ребёнка дошкольного возраста

Как учить ребенка читать? И в каком возрасте? В три, четыре, пять лет?

Многое зависит от родительских установок, от психологической готовности ребенка, а также от его желания научиться читать.

Природная грамотность

Все слышали о понятии «природная грамотность», когда человек грамотно пишет и произносит слова без особого заучивания орфографических и орфоэпических правил. Грамотность дается ему легко, он чувствует грамматику, фонетику и синтаксис родного языка интуитивно.

На самом ли деле причина в интуиции? Далеко не всегда. У детей отличная слуховая и зрительная память.

Если они видят правильно написанные слова и слышат правильное произношение, то, скорее всего, это и станет фундаментом их «природной грамотности».

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА

? Сделайте процесс обучения регулярным. Важно заниматься каждый день, но не перегружать ребенка знаниями о звуках, буквах и слогах. Достаточно 10-15 минут в день, чтобы узнать что-то новое, закрепить пройденное и при этом сохранить интерес к обучению.

? Не спешите приступать к чтению, если речь малыша невыразительна. Важно сформировать навык правильного, чистого произношения звуков родной речи и только после этого начинать читать.

Если малышу с трудом дается какой-то сложный звук в слове, он может избегать «скучной» науки. Важно также развивать фонематический слух ребенка и научить его различать звуки.

? Сделайте совместное чтение еще одним видом игры и общения. Читайте малышу тексты с крупным шрифтом, интересными сюжетами и картинками. Любовь к буквам рождается буквально в процессе общения с книгой. Если ваш ребенок аудиал, ему важно слышать текст.

Если он визуал, ему необходимо показывать буквы, а если он кинестетик, то буквы можно и погладить. Ищите те пути познания и обучения, которые наиболее подходят для типа темперамента и особенностей психики вашего крохи.

? Расскажите ребенку, что существуют гласные и согласные звуки. Когда объясняете, как образуются слоги, говорите, что буквы ходят друг к другу в гости пить чай: «Б» спешит к «У» и получается «БУ» и т. п.

? Для лучшего запоминания пойте слоги. Найдите в Интернете или составьте сами слоговую таблицу. Каждый день изучайте несколько слогов.

? Обращайте внимание ребенка на рекламные вывески, плакаты, названия книг, надписи на этикетках. Пусть он учится вычленять знакомые слоги.

Методики обучения чтению детей

РАЗНЫЕ МЕТОДЫ. На сегодняшний день существует много методов раннего обучения чтению. Однако все они опираются на два принципа: обучение чтению по слогам (фонологическое, складовое чтение) или же запоминание и чтение целых слов.

Рассмотрим две наиболее известные и противоположные методики.

Методика Зайцева. Пожалуй, самой популярной «развивающей игрушкой» на сегодняшний день являются кубики Зайцева. Систему «складового чтения» разработал выдающийся педагог-новатор Николай Александрович Зайцев.

По мнению педагога-новатора, единица строения языка заключается не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, из согласной с твердым или мягким знаком (или даже одна буква) . Ребенок начинает составлять слова, пользуясь этими складами (каждый склад написан на отдельной грани кубика) . Кубики Зайцева интересны детям разных возрастов - от года до старшего дошкольного возраста. Ведь это еще один вид занимательной игры!

Методика Домана. Эта методика заключается в том, что ребенка учат читать не по слогам. Он сразу запоминает целые слова, написанные на карточках.

Ребенку достаточно увидеть слово несколько раз, чтобы навсегда его запомнить. Этой методике можно обучать малыша еще с грудничкового возраста. А когда кроха видит новое слово, он интуитивно выводит для себя правила чтения.

Вся семья может подключиться к составлению карточек. Пишите слова четко, крупными печатными буквами. Не показывайте ребенку сразу много слов.

Те, которые он уже видел и запомнил, прячут, на их место вешают новые. Затем, через месяц, можно показать «старые» слова. Рекомендуется также подписывать все предметы, которые окружают малыша.

Многие родители приветствуют эту систему и успешно по ней развиваются.

Похожие статьи:

Читать далее domovenok-as.ru

Протокол № Дацюк Г. П._______

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения.

В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.

В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности.

Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки в письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом. Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе. «Перед знакомством с конкретными, опробованными приёмами работы с кубиками и таблицами, совершенно необходимо осветить одно положение, определяющее СТРАТЕГИЮ обучения. ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО. Не сегодня и не только в нашей стране подмечено, да не всеми понято.

Письмо почему-то многими преподавателями понимается как шкрябание, да еще непременно ручкой, и непременно в тетради. А машинопись? А на компьютере? Не за горами день, когда компьютер с голоса будет печатать.

Весь мир над этим работает. Существует определение письма как превращения звуков в знаки. Чтение отсюда — превращение знаков в звуки» Н. А. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет»

С помощью программы кружка «Буковка» я надеюсь, что дети освоят навык чтения по складам; предупредить трудности в овладении речью у детей старшего возраста, помочь им сформировать правильный грамматический строй речи, поработать над лексическим словарным запасом, ритмикой и мелодикой речи, т.е. сформировать просодический компонент. Все мои усилия будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты...:

  • Закон Российской Федерации от «Об образовании».
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», Сан Пи Н 2.4.1.2660-10

Особенностью программы является использование технологии Н. А. Зайцева для обучения детей дошкольного возраста, цель, которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Цель: формирование навыка осознанного грамотного чтения на принципе чтения по складам. (Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой)

Задачи:

  • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
  • Развивать психологические процессы.
  • Формировать навык самоконтроля.
  • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей.

Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой.Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического мониторинга, информационно-коммуникационных технологий.

Организация процесса обучения.

Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа

Первый этап:восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемомрежиме «неполного узнавания».

Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное.

Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.

Второй этап:воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.

Результат: ребенок полностью овладевает навыком складового чтения .

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в

период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми :

  • организация приятной атмосферы занятия
  • организация учебной среды – размещение пособий
  • ритмизация деятельности ребенка и многократное повторение материала.

Продолжительность занятийне превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет) ,

25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет) .

Учебный план

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Методы воспитания детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Английский язык для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Методы речевого развития детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности старших дошкольников Раздел – Статьи Терашкович Алла Ивановна Воспитатель МБДОУ д\с «Детство» г. Нижний Тагил Свердловской области Возрастные особенности старших дошкольник...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Писатели для детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: - закрепить знания детей о народных промыслах; - упражнять в правильном назывании предметов того или ин...

  • Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области личностного и психического развити...

  • Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Английский для детей дошкольного возраста

    «Виды транспорта». Конспект урока английского языка для детей старшего дошкольного возраста Кружок «Happy English» Конспект урока английского языка для детей старшего дошкольного возраста по теме...

  • Характеристика детей старшего дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества ме...

  • Презентации для детей дошкольного возраста

    Презентация для детей дошкольного возраста по ознакомлению с временем года «Золотая осень» Презентация может использоваться для ознакомления детей с временем года осень, а также для закрепления м...