Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Но у меня есть милый друг-

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг,-

И всем покоя нет!

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч ГДЕ, семь тысяч КАК,

Сто тысяч ПОЧЕМУ!

Между 6-7 и 8-9 годами происходит уменьшение количества вопросов в речи ребенка и интенсивное развитие обращенности вопросов к самому себе. Вопросы становятся поисковыми, направленными на самостоятельное раскрытие неизвестного.

Интеллектуальная активность проявляется в интеллектуальной инициативе. Существуют три качественных уровня интеллектуальной инициативы:

Iуровень - стимуло-репродуктивный, или пассивный, когда человек при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного ил первоначально найденного способа действий и не проявляет никакой инициативы;

IIуровень - эврический, когда человек проявляет в той или иной степени собственную инициативу, не стимулируемую внешними факторами, и существенно улучшает первоначально принятый способ действия, вносит в него оригинальные, остроумные улучшения;

IIIуровень — креативный, когда для человека эмпирически принятый способ действий становится самостоятельной проблемой, ради решения которой он может прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивируемую изнутри, по поиску общего наиболее разумного способа действий.

Для познания окружающего мира ребенку необходимы развитие творчества, воображения и памяти.

Творчество- это деятельность, порождающая нечто новое. Это может быть новое только для самого объекта творческой деятельности (субъективное, личностное творчество) , а может быть новое, оригинальное и ценное в общественно-историческом смысле (общественноетворчество) .

Очень важно приучать детей с ранних лет к творческой деятельности, к самостоятельным открытиям. Взрослые не должны все заранее объяснять, рассказывать, показывать ребенку.

Надо дать ему свободу для самостоятельных открытий, для поиска и нахождения новых способов действий. Собственные открытия приносят ребенку огромное эмоциональное удовлетворение, развивают его мышление, формируют его характер.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано. Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Богатство детской фантазии в игре, мечтах является в действительности по большей части скорее проявлением слабости его критической мысли, чем силы его воображения.

В процессе обучения воображение выполняет двоякую роль:

1.оно является существенной предпосылкой усвоения знаний, требующих умения представлять себе конкретную ситуацию, которую ребенок не может воспринять непосредственно.

2.воображения является существенной предпосылкой эстетического воспитания.

Память связывает между собой все психические процессы и создает возможность накопления индивидуального жизненного опыта, знаний, умений, навыков, способов действий, поведения.

В дошкольном возрасте у детей преобладает образная, а также двигательная и эмоциональная память. Словесно-логическая память в этом возрасте развита слабо. Память развивается в связи с участием в играх со взрослыми и с постепенным овладение трудом по самообслуживанию и выполнению поручений взрослых.

В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

На границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важными сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операциональную деятельность, в частности, трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений.

Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психический оснований. Упустить из виду этот период взрослым никак нельзя.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Зимою она то как пух, то тверда, Летом ее называют...

(Вода)

Много пользы приносят они человеку! Подумайте и скажите, какую пользу приносит вода? А какую пользу приносит огонь?

Не только пользу приносят они, но создают и много проблем! Подумайте и скажите, какой вред может принести вода? А какую беду приносит огонь?

Вот так и живут рядом огонь и вода, но не дружно живут, постоянно ссорятся. Хотите посмотреть, как это происходит, когда один из них оказывается сильнее другого?»

Опыт 1. над пламенем спиртовки в чайной ложке аккуратно нагреваю воду.

Вопросы детям: «Что происходит, когда огонь оказывается сильнее воды ?» (Вода испаряется.)

Опыт 2. осторожно заливаю водой из чашки пламя спиртовки.

Вопросы детям: «Что происходит, когда вода оказывается сильнее огня?» (Огонь гаснет.)

Проблемная ситуация. «И огонь, и вода необходимы людям. Но что делать, как быть, как их помирить? (Ответы детей.)

А как вы думаете, к кому можно обратиться за помощью, за советом?» (ответы детей)

«Давным-давно жил на свете мастеровой человек, Иваном его звали. Вот ему-то и пришла в голову замечательная идея: помирить между собой огонь и воду. Хотите узнать, как ему это удалось сделать?

Ну, тогда слушайте!

А дело было так. (Пересказ сказки Е. Пермяка «Как Огонь Воду замуж взял».) Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и ее не высушить?

Затосковал Огонь, загоревал, пока не встретился с толковым мастеровым человеком, Иваном его звали. Огонь в ноги ему пал, низким дымом стелется, из последних сил синим пламенем тлеет.

-Ты - мастеровой человек, ты все можешь! Хочу я Воду замуж взять, да так, чтобы она меня не погасила и я ее не высушил.

-Не горюй, Огонь, сосватаю, поженю!

Сказал так мастеровой человек и терем строить стал. Построил, велел гостей звать, свадьбу играть.

Пришла с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан. С невестиной стороны пришел старший брат Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка Воды — Ясноглазая Роса.

Пришли и заспорили: неслыханное дело Иван задумал! Не бывало еще такого, чтобы огневой род из водяной породы невесту себе выбирал. А мастеровой отвечает на это: «Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на дружку не обижаются».

И твердо добавил: «Я такой терем построил, что они будут в нем жить да радоваться. На то я и мастеровой человек».

Поверили, свадьбу стали играть. Пошла плясать Молния с Косым Дождем. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл.

Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз. Отгуляли гости на свадьбе и домой подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем повел, показал каждому свои хоромы.

Много ли, мало ли времени прошло, только родила мать Вода от отца Огня сына- богатыря.

Хорошим сын богатырем вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин - густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силен, как Вулкан, как тетушка Молния.

Вся родня в нем своего кровного узнает. Даже Дождь с Росой в нем себя видят, когда тот стынет и капельками на землю оседает. Хорошее имя дали сыну-богатырю: Пар!

На корабль ступит Пар-богатырь, без ветра корабль катится, волну рассекает. На завод пожалует - колеса завертит. Где сто человек работали - одного хватит.

Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит -народу помогает, мать отца радует.

И по сей день живут Огонь с Водой в одном железном котле- тереме. Ни она его не гасит, ни он ее высушить не может. Счастливо живут, не ссорятся!

Год от году растет сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил!

С тех пор мастерового человека изобретателем называть стали, ведь именно он паровой котел изобрел, догадался, как можно помирить между собой огонь и воду!» (вместе рассматриваем устройство парового котла.) .

Занятие «Вода»

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, растворяет некоторые вещества, ее можно ощущать) . Поощрять выдвижение детьми гипотез, (предположений) . Учить принимать участие в формировании выводов.

Оборудование: картинка с изображением ручейка на каждого ребенка; три одноразовых прозрачных стаканчика с водой, один одноразовый прозрачный стакан с молоком или томатным соком, 2 чайные ложки, соль;

Ход занятия

Ребята, вы уже много знаете о воде, ее пользе для человека, но о воде можно узнать еще много интересного. Давайте отправимся вместе с озорным ручейком (показываю картинку с изображением ручейка) . Ручеек этот очень любознательный, непоседливый, постоянно куда-нибудь спешит.

Где ни появится, обязательно друзьями обзаведется. А все потому, что всех вокруг угощает своей чистой водой, ни на кого обиды и зла не прячет в своей прозрачной воде.

Как можно проверить прозрачная ли вода в ручейке? (дети выдвигают свои предположения) .

Опыт №1

Взять один стакан с водой, другой с молоком или томатным соком. В оба стакана опустить чайные ложки и посмотреть, в каком из стаканов ложку видно, а в каком нет. Каждому ребенку представляется возможность самостоятельно проверить прозрачность воды. Почему в стакане с водой ложку видно, а в другом стакане нет? (ответы детей) .

Пробегал ручеек через соленую пещеру. Заинтересовался он кристалликами соли и решили рассмотреть их поближе. Только приблизился к другому, он тоже исчез, к третьему - то же самое. «Куда же пропадает соль?» - подумал ручеек. А вы как думаете? (предположение детей, может быть кто-то из детей догадался, что соль растворяется в воде, предлагаю помочь ручейку ответить на вопрос, куда исчезает соль) .

Ребята, как можно узнать, куда исчезает соль?

Опыт №2

Взять стакан с небольшим количеством соли и добавить воду. Соль размешать в воде. Каждому ребенку предлагается возможность проверить, что произойдет в этом случае.

Что произошло с солью? (выслушиваю ответы детей) . Изменилась ли вода? Какая стала вода? Видны ли в ней кристаллы соли? (ответы детей) .

Ребята, у ручейка много интересных приключений впереди, и мы с ним расстанемся до следующего занятия.

Занятие «Узнай-ка»

Программное содержание: доказать что вес предметов не зависит от величины, привлекать детей к экспериментированию.

Материал: два ведерка, рейка с крючками (весы, вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы) .

Ход занятия

Ребята, представьте что мы с вами перенеслись на ковре- самолете в экспериментальную лабораторию и я предлагаю сегодня побыть изобретателями.

Сейчас перед вами находятся весы, у концов которых подвешены ведерки. Насыпьте в одно ведерко немного песка. Что произошло? Как достичь равновесия? Правильно, одно ведерко начало перевешивать другое, потому что оно тяжелее.

А теперь насыпьте в другое ведерко столько песка, чтобы достигнуть равновесия? Можно ли сказать, что в обеих ведерках одинаковое количество песка? Ребята, попробуйте объяснить.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. После того как мы высыпаем песок из ведерок, в одно ведерко положите камешек, в другое — вату. Можно ли сказать что вес ведерок с ватой и камешком одинаков? Почему потребовалось так много ваты, чтобы ее вес был равен весу одного маленького камешка?(выслушиваю ответы детей) .

Ребята, а как вы думаете, вес сухих и сырых предметов одинаков? Как это можно доказать? Правильно, в одно ведерко и в другое насыплем равное количество песка, а в одно ведерко добавим небольшое количество воды. Вес какого ведерка теперь больше?

Почему? Какой можно сделать вывод? (ответы детей) .

Правильно ребята, вес сырых предметов больше чем сухих. А теперь ответе на вопросы, доказывая свою точку зрения.

-Почему пуховик легче меховой шубы того же размера?

-Может ли арбуз быть легче яблока?

-Пыль и снежки имеют вес?

-Сухой слон весит столько же, сколько мокрый?

-Летящая птица весит столько же, сколько плавающая?

-Вес стаканчика мороженного с изюмом равен весу весу такого же стаканчика без изюма?

-Может ли половина яблока весить больше целого яблока? Молодцы ребята, мы сегодня были настоящими экспериментаторами и изучали, что вес предметов не зависит от величины, теперь нам можно вернуться в группу на нашем ковре-самолете.

Занятие «Миф о Прометее»

Программное содержание: познакомить детей с мифической точки зрения на появление огня на земле; вызвать чувство восхищения поступком Прометея, благодарности герою.

Ход занятия

Ребята, представьте себе, что произошло бы на Земле, если бы вдруг исчез огонь? Правильно, все люди бы замерзли, и не только люди, но и все живое. Когда-то давным- давно, в одной стране такое же было. Существует легенда, что в Древней Греции жили не только люди, но и боги.

Причем боги жили везде: на небе, на земле, под землей. Они были богатыми, сильными и обладали большой властью. А люди в большинстве своем были беспомощны, бедны, холодны.

И тогда Прометей (полубог, получеловек) решили им помочь. И вот что произошло. Прометей дал людям надежду и похитил для них божественный огонь.

Он научил людей искусству, дал им знания, обучил счету, чтению .и письму, познакомил людей с металлами, научил добывать их из недр земли. Но это не понравилось громовержцу Зевсу, за это он и покарал Прометея и приковал его к скале. Жгут Прометея палящие лучи солнца, хлещут дожди и град, проносятся над ними бури, падает снег, леденящий холод сковывает его тело.

И этих мук мало! каждый день прилетает громадный орел. Он садится на грудь Прометея и терзает его, рвет своим клювом печень Прометея.

За ночь заживает печень, но наутро орел прилетает вновь. Но дух Прометея не сломать.

Но однажды самый сильный из людей Геракл выстрелил из своего лука и убил орла и расковал цепи Прометея. Кончилась его неволя!

Ребята, а как вы считаете, прав ли был Прометей, когда забрал огонь у Зевса и отдал его людям?

Почему вы так считаете? Расскажите, как вы представляете Прометея? (После занятия делаю акцент на нравственную сторону мифа - благородность поступка героя, способность жертвовать иными ради других людей) .

Занятие-беседа «Зачем человеку свободное время»

Программное содержание: дать детям представление о том, для чего нужно свободное время и как его проводят в разных странах.

Ход занятия

Ребята, кто знает, что такое свободное время? Правильно, это когда человек отдыхает, и когда у него нет никаких важных дел. Когда больше всего бывает свободного времени?

В какие дни? Верно, в субботу и воскресенье. Чем можно заниматься в выходные дни? (можно ходить гулять, в кино, кататься на горке с друзьями, ездить в гости) . Ребята, а вы знаете, что не все взрослые и дети могут чем-нибудь себя занять в свободное время, потому что не знают как можно проводить выходные, не знают что такое отдых.

Как по вашему что такое отдых. Отдыхом может быть занятие спортом или другим любимым делом. Хорошо, когда у человека есть свое любимое занятие - рисование, вышивание, игра в шахматы, прогулка на лыжах, хоккей - занимаясь любимым делом человек отдыхает.

Скажите, а вы знаете как отдыхают люди в других странах, как они проводят свое свободное время? (выслушиваю ответы детей) . В каждой стране имеются свои традиции, обычаи в проведении отдыха. Например, в Латинской Америке, в Италии, в Венеции - веселый, нарядный карнавал, праздник; «сабантуй» в Татарии; соревнование на оленях в Якутии.

В разных странах по разному отмечают рождество и встречают Новый год.

А как вы проводите эти праздники? С кем встречаете Новый год и Рождество? (выслушиваю рассказы детей из личного опыта) . Молодцы. Мы сегодня с вами узнали много интересного.

Занятие «Что значит удивляться»

Программное содержание: ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений; дать им понятие что значит «удивляться»; дать представление о мире открытий и произведений о творческой деятельности человека - изобретателя.

Ход занятия

Жил на свете человек, не сейчас, а очень, очень давно. Когда еще не пронеслись по воздуху огромные самолеты. И не плавали по морям пароходы.

Не бегали по земле на резиновых шинах автомашины, не было ни радио, ни телевидения, ни ракет, ни искусственных спутников. И. кажется, ничего такого чудесного и удивительного на свете тогда не было..

Ничего удивительного! А человек удивлял: многое удивляло его на земле и на небе. Ребята, как вы думаете, что значит «удивляться?». Выслушиваю ответы детей. Удивляться - это значит признаться себе в том, что что-то не знаешь, не понимаешь.

А признаться, значит искать ответ на вопрос, значит думать. Очень многое было непонятно человеку. А непонятное хотелось понять, объяснить. Первобытный человек, живущий очень давно, может быть так и остался бы первобытным, если бы он не был таким любознательным.

Ребята, а как вы думаете, что такое любознательность. Правильно, это такое качество в человеке, когда он хочет много знать, ему интересно понять откуда берутся вещи, явления.

И если бы, он не был любознательным, то и не заметил бы, как получаются искры, а они получаются если ударить камень о камень. Значит не получилось бы разводить костер. Не обратил бы внимание на то, что глина в костре становится твердой и прочной, не научился бы делать посуду.

Как хорошо что он был таким любознательным и старался больше увидеть и понять. Каждый новый инструмент или способ изготовление чего-либо, сделать что-нибудь полезное придумывал какой то человек. Он открывал другим людям то, что до него не было никому знакомо.

Это и называется сделать открытие или изобретение.

С древних времен немало было сделано важных открытий и замечательных изобретений.

Все, что вас сейчас окружает дома, в детском саду, на улице, все это было открыто или изобретено очень любознательными и наблюдательными людьми. Ребята, кто-нибудь знает, как называются такие люди? (ответы детей) . Таких людей мы называли изобретателями, товарищами: мастерами своих дел, людьми у которых золотые руки и золотые головы.

Ребята, теперь вы знаете, кто создал вещи, которые вас окружают и как называются эти люди.

Занятие-беседа «Дом под крышей голубой»

Программное содержание: дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и не живой природы.

Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, уметь сопереживать. Материал: старичок-лесовичок, картинки «Природа и не природа», мольберт.

Ход занятия

Читаю стихотворение «Дом под крышей голубой»:

Словно крыша над землею,

А под крышей голубою - Горы, реки и леса,

И поляна и цветы, и конечно Я и ты.

Ребята, скажите, что такое природа? Правильно, это солнце, воздух, вода, растение, животные и птицы и многое другое. А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека) .

Послушайте внимательно, человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу? Вертолеты похож на стрекозу. Подводная лодка на кита. Всю природу Земли можно разделить на 2 огромных шара: Мир неживой и мир живой природы.

На столе лежат картинки, помогите мне разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой - неживую природу.

Дети расставляют и объясняют: живая природа - это то, что движется, растет, развивается, размножается и умирает. Ребята, я приглашаю вас на волшебную полянку. К нам в гости пришел старичок-лесовичок.

Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие нет (дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа», когда я буду называть объекты живой природы вы будете двигаться, а если не живая - будете стоять на месте.

Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома (деревянные и кирпичные) , летать на самолете и даже в космос. •

Но все равно единственным домом для человека остается природа.

Скажите, а в нашей группе есть природа? (растения, птицы, вода, воздух, солнечные лучи) . Дети подходят к мольберту, где нарисованы 2 дома: дом природы, обычный дом. Отчего в вашем доме бывает светло? (свет идет от лампы) . Ребята, а что можно сравнить с лампой в природе? (солнце) . Но солнце не только светит, но и греет (дети говорят что его можно сравнять с летом или батареей) . А с чем мы сравним ветер, почву, траву, горы и деревья, пламя, снег? (ветер - это вентилятор; почва - это ковер, пол; горы и деревья - это каменные и деревянные стены; пламя - это газовая плита, снег - это холодильник) .

Предлагаю детям рассмотреть контуры двух домов в тетради. Раскрашивать надо попарно, например, солнце и лампу, затем крышу и облака и т.д., то есть в том порядке, к А шло сравнение.

Ребята, а теперь послушайте стихотворение:

Облако за облаком По небу гналось:

За облаком - мишкой - Облако - лось.

А ветер гонит, гонит

То с налета тронет

То мельницей слегка.

Дети, мы с вами на прогулке наблюдали за облаками. Они превращаются то в слоника, то в мишку, то в сказочного героя.

Читаю стихотворение:

Источник nsportal.ru

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» - Анализ - стр.1

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. С принятием законов Россий-

ской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образова-

нии» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы познавательно воспитания детей. Указ Президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписан-

ной Россией) , соответствующие постановления правительства возводят познавательное образование в разряд первостепенны государственных проб-

лем. Указанные документы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым) . Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями

окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать.

Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.

К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др.) , так и зарубежные (Д.

Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.) . Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, Н. Н. Поддьяков, А. И. Сорокина, Г. И. Щукина и др.) , особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.

Б. Богоявленская, B.C. Юркевич) , возрастную специфику проявления детской любознательности (Д. Б. Годовикова, В. Г. Иванов, Г. Лямина) , процесс появления и развития детских вопросов (Н.

Бабич, Л. Н. Галигузова, Л. Ф. Захаревич, Е. О. Смирнова, А. И. Сорокина, Н. Б. Шумакова) . В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В. В. Барцалкина, Л. Н. Вахрушева, Н. С. Денисенкова, Т. Куликова, М. И. Лисина, Л. Маневцова, М. В. Марусинец, Л. Ф. Островская, Н. В. Пророк, Е. О. Смирнова, Р. Д. Тригер и др.) . Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л. С. Выготского М. И. Лисиной, Е. И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром». Цель исследования – теоретически доказать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса мероприятий по ознакомлению детей с окружающим миром.

Объект исследования: ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс познавательного развития с окружающим миром у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если будет использоваться комплекс мероприятий по ознакомлению с окружающим миром включающий: игры, исследования, проекты, составление рассказов, опыты, эксперименты,акции. В соответствии с объектом, целью выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников в теоретических источниках. 2. Разработать диагностику и охарактеризовать уровни качества развития детей в познавательном аспекте 3. Составить перспективное планирование по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе использования комплекса мероприятий по ознакомлению с окружающим миром.4. Этапы исследования:

I этап: изучение психологической и педагогической литературы, формулирование темы исследования, аппарата исследования, выделение главных понятий по теме.

II этап: подобрали методические диагностики познавательного развития, провели эксперимент, выявили уровни познавательного развития, разработали комплекс мероприятий, провели формирующий эксперимент.

III этап: провели контрольный эксперимент, сделали выводы, оформили работу.

База исследования: исследование проводилось в МОУ «Начальная школа - детский сад «Ясень» с.им.9 Января Оренбургского района. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.

Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста

1.1Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного развития детей.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.

Как подтверждают исследования многих ученых, формирование знаний по ознакомлению с окружающим миром и развитие личности - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования.

Как показывает анализ литературы, проблемам становления и развития познавательного образования посвящено значительное количество исследований.

Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, и др.

Проблемы методологии и теории познавательного образования исследовались в работах С. Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, В. А. Левина, В. А. Ушаковой, Г. А. Ягодина и др.

Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов познавательного образования старших дошкольников оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.

О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова.

Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста, отобрано содержание, определены наиболее целесообразные методы и формы воспитательно-образовательной работы с детьми. (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др) .

Большинство исследований по теории и методике познавательного развития дошкольников связано с разработкой программ (Л. Д. Бобылева, В. Н. Вересов, С. Н. Николаева, , Н. А. Рыжова и др.) .

Работы Л. И Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия детьми дошкольного возраста природных объектов.

Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста отобрано содержание, определены наиболее целесообразные формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы с детьми.

Среди научно-методических публикаций, имеющих отношение к данной проблеме, следует выделить работы Т. А. Бабаковой, Л. Д. Бобылевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др.

Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л. С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л. С. Выготского) .

Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. Л. И. Божович, А. В. Запорожец отмечали, что окончание дошкольного периода развития ребенка представляет в психологическом плане целую систему взаимосвязанных качеств мыслительной, аналитико-синтетической, познавательной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы.

Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство.

В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?».

Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Л. В. Занков писал: «...мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта».

Любопытство является источником появления любознательности. А. И. Сорокина определяет любознательность как «...общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений».

Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?») . Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.

Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. Н. С. Денисенкова, В. А. Сухомлинский, А. И. Сорокина характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего.

Что такое познание?Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить взгляд на процесс познания.

Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы,необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

  • Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

  • Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

  • Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение ребенка к информации. Дети дошкольного возраста всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается:

  • Стремление расширить свой кругозор;

  • Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

  • Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Причинно-следственные связи.

Важной характеристикой причинно-следственных связей является

временная последовательность: причина всегда во времени наступает

раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

  • Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

  • Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;

  • Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги) ;

  • Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

  • Обогащение и становление познавательной сферы.

  • Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

  • Развитие психических навыков - памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

Читать далее gigabaza.ru

Другие статьи по теме:

  • Особенности психического развития в дошкольном возрасте

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Особенности развития ребенка дошкольного возраста презентация

    «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста» Воспитатели: Дашкевич Л. В. г. Городец 2015г. 2слайд Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

    Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Преобладает непроизвольная образная память. Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Сл...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...

  • Психическое развитие детей дошкольного возраста

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

    Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определ...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста

    Развитие воображения и фантазии у детей среднего и старшего дошкольного возраста Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сто...

  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста

    Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Выступление-презентация на педсовете Презентация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» 1 слайд. «Какая ты невнимательная! », «Ты все вре...

  • Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

    Основы познавательного развития детей дошкольного возраста Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Невозможно переоценить значе...