Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

  1. Воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

Виды воображения

В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.

  1. Непроизвольное – пассивное.

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

  1. Произвольное – активное.

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

  1. воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
  2. творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
  3. мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Особенности воображения у дошкольников

Психологи различают три стадии развития воображения человека:

  • преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  • сочетание фантазии с практическим расчетом;
  • полное подчинение этой способности интеллекту.

В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.

Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.

Дидактическая игра – средство развития воображения

Существует три основных вида дидактических игр:

  1. словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  2. настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.

Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.

Воображение в изодеятельности дошкольника

Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.

Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.

В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:

  • произвольность;
  • устойчивость;
  • широта.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Сказка и воображение дошкольника

Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.

Сказка сама по себе является основой для развития воображения:

  • это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
  • воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
  • в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
  • это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
  • окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
  • дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
  • развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.

Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов

  • ребенок представляет в уме требуемый результат;
  • углубляются представления об окружающем мире;
  • идет процесс осмысления предметных свойств;
  • запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  • дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  1. готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  2. наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  3. различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Что еще почитать

Ссылка на источник SZabotoi.ru

Развитие воображение у дошкольников - рисование, товрчество, выдумывание рисунков

Нажми на картинку. Подожди, пока загрузится визуальный редактор. Прояви воображение и сообразительность, дорисуй картинку, а затем сохрани ее. Все очень просто. Наверняка вы помните ситуацию, когда ни чего не идет в голову.

Вы хотите нарисовать какую либо картину, но не можете. Вам нужен толчок. Возможно, толчок нужен не только вам, но и детям, которые рисуют стандартные наборы рисунков - деревца, домики.

Отличное упражнение для отдыха и творческого развития. Работают совершенно иные центры мозга. Развитие мелкой моторики рук, развитие умения концентрироваться на деле, фантазия - все это решается при помощи творческого дорисовывания незаконченных картинок.

Схожие упражнения вы можете найти по ключевому слову Друдл.

Включи воображение и нарисуй свой шедевр

Просто кликните на картинку и перед вами появится графический редактор, в котором ваш дошкольник может нарисовать свой рисунок.

Перейти на сайт развития воображения для детей и взрослых - дорисовывай незаконченные рисунки - друдлы

Помните, что ваш ребенок обладает гораздо большим воображением. Стоит, лишь немного его подтолкнуть. Как? Все очень просто - следует не рисовать законченный рисунок, а дорисовать. Дорисовать, например, предложенные мной рисунки.

ОП, и малыш начал творить. Чтобы было проще творить, к каждому рисунку подобран набор возможных интерпретаций. Занимаясь развитием воображения и рисованием, ребенок развивает мелкую моторику пальцев, во вторых, он развивает воображение, в третьих, он учится упорству, потому что каждое задание и задумку следует довести до конца.

Развитие воображения у детей

Одна из основных функций воображения - это защита личности, компенсация ее негативных переживаний. Творческое воображение помогает изжить гнетущие эмоции, которые могли возникнуть в каком либо конфликте.

О воображении как о психическом процессе можно говорить лишь при условии или наличии полноценного сознания. Поэтому психологи утверждают что воображение у детей начинается с трех лет. Какие бывают виды воображения В структуре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем развитии.

Аффективное воображение

Возникает в ситуациях когда возникают противоречия между теми образами которые сложил в своей голове ребёнок и самой реальностью которая его окружает. Когда ребёнок не может разрешить эти противоречия, у него растёт внутреннее напряжение, чувство тревоги и страха.

Доказательством этого является большое число страхов у детей трёхлетнего возраста. Стоит отметить что многие противоречия дети решают самостоятельно. И в этом им как раз помогает аффективное воображение.

В связи с эти, можно смело утверждать, что основная е функция эффективного воображения - это защитная, которая помогает рёбёнку преодолеть внутренние противоречия. Также эффективное воображение выполняет и регулирующую функцию в ходе усвоения ребенком норм поведения.

Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний. В основном они связаны с переживаниями страха. И если родители организуют дома такие игры, они способствуют изживанию страха.

Например, мальчик трех лет просит разыграть сказку «Три поросенка», где наиболее значимыми и отыгрываемыми им моментами становятся сцены появления волка и убегания от него. Трижды появляется волк и трижды наш малыш с визгом и криком убегает от него, прячась либо в другую комнату, либо за кресло.

И, Вы очень правильно сделаете если будите помогать в этом своему ребёнку. Если вдруг ребёнок испытал сильное эмоциональное переживание, впечатление, важно проиграть с ним дома схожие ситуации, чтобы ребенок мог отыграть свои переживания.

Есть и другие возможности для этого. Если, к примеру, ребенок уже рисует или лепит, он может сделать это в рисунке или в лепке.

Познавательное воображение

Наряду с аффективным воображением выделяется и познавательное воображение, которое не только помогает ребёнку преодолевать возникающие противоречия, но достраивать и уточнять целостную картину мира. С помощью познавательного воображения дети овладевают схемами и смыслами, выстраивают целостные образы событий и явлений. Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками.

Роль речи в развитии воображения у дошкольников

Развитая речь - благоприятный фактор развития воображения. Именно речь позволяет ребенку как можно лучше представить предмет, который он никогда не видел, размышлять над этим образом, т. е. мыслить.

Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а, значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности. Поэтому задержки в развитии речи провоцируют и задержки в развитии воображения.

Этапы развития воображения у детей

Первый этап в развитии воображения у детей возникает к 2,5 годам. Уже в этом возрасте воображение разделяется на аффективное и познавательное. Двойственность воображения связана с двумя психологическими особенностями раннего детства.

  1. С выделением личностного «Я» , в связи с этим, переживанием ребенком своей отдельности от окружающего мира
  2. С возникновением наглядно-действенного мышления.

Первое из указанных особенностей представляет основу для развития аффективного воображения, а второе - познавательного. Чем слабее «Я» ребенка, его сознание, чем менее адекватно он воспринимает окружающую действительность, тем острее чувствуется это противоречие между воображаемым миром ребёнка и окружающей действительностью. Если посмотреть с другой стороны, чем хуже развито предметное мышление у ребенка, тем труднее ему воспринимать и достраивать реальную картину окружающего мира.

Второй этап в развитии воображения у детей начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом.

В этом возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искаженного восприятия окружающей действительности) . Обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы. Например, ребенок пяти лет после перенесенной операции в течение месяца оперировал своего друга – зайчонка.

Устойчивые внутренние конфликты проявляются в построении замещающих ситуаций: например, ребенок придумывает историю про плохого мальчика, который вместо него совершает шалости и тому подобные вещи. Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности-рисования, лепки, конструирования.

Третий этап в развитии воображения у детей начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

Развитие творческого воображения у детей

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  • воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
  • оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  • ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • воображение переходит во внутренний план, отпадает надобность в наглядной опоре для создания образов.

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение...» Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л. С. Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно».

Виды воображения у детей

ВООБРАЖЕНИЕ – создание нового в форме образа представления или идеи.

Виды:

  1. Активное воображение направленно на преобразование окружающей действительности:

а) воссоздающее. В основе создания образов соответствующих описанию

б) творческое. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в ординальных и целостных действиях. Происходит всегда большая эмоциональная разрядка.

2 Пассивное. Образы, которые не воплощаются в жизни делятся на:

а) непреднамеренные (при ослаблении роли, контролирующей сознание – сон-сновидения, галлюцинация, состояние аффекта)

б) преднамеренные, но не грезы, с волевым усилием.

Приемы воображения

  1. Агллютинация - склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей.
  2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик с пальчик, великан) . Изменение количества частей предмета и их смещение (дракон с тремя головами, циклоп)
  3. Акцентрирование или заобострение. Подчеркивание каких либо признаков (карикатура)
  4. Типизация. Выделение существ повторяющегося в однородных образах (Иван-дурак, Обломов, Чичиков)
  5. Схематизация. Отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступаю четко. (используется художниками при создании орнамента, элементы которых взяты из растительного мира)

Особенности воображения дошкольников

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения.

Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка. Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Читать далее poskladam.ru

Видеоурок (подготовительная группа) по теме: Особенности развития воображения у старших дошкольников

Опубликовано 08.11.2013 - 12:34 - Ступа Наталья Александровна

Развитие воображения у дошкольников.

Как всякий психический процесс, воображение подвержено воспитанию. Поэтому воображение детей уже в дошкольном возрасте возможно и нужно целенаправленно и систематически подвергать воспитательному воздействию.

До сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль.

При научном рассмотрении этого вопроса, этот взгляд не находит в себе подтверждения. Опыт ребенка намного беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее; отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь все это важнейшие факторы, определяющие работу воображения. Отсюда вытекает, что воображение у ребенка беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Заметные проявления детского воображения, доступные непосредственному наблюдению, обнаруживаются у детей к концу 2-го года жизни.

В этот период воображение ребенка непроизвольно и характер его проявления определяется той конкретной ситуацией, в которой он находится, и теми возможностями, которыми он располагает в данный момент. Так, акт кормления ребенка матерью пробудит и у него аналогичные подражательные действия, в которых он будет пытаться, например, кормить куклу. Так возникает ситуация воображаемого кормления, ход которой определен фактическими возможностями ребенка.

В младшем дошкольном возрасте, когда только начинает развиваться воображение, оно отличается пассивной формой. В этот период начинает активно формироваться воссоздающее воображение детей.

Слушая рассказы и сказки взрослых, ребенок мысленно видит те объекты, о которых в повествовании идет речь. То есть воображение, некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба-яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора.

Воспринимая речь взрослого, ребенок вынужден оперировать имеющимися у него представлениями не произвольно, а в той пос­ледовательности, которая вытекает из хода и содержания повествования. Сплошь и рядом при этом представления ребенка слагаются в образные картины, отличные от тех, какие имели место в его жизненном опыте.

Рано или поздно ребенок обратит на это внимание, он станет замечать, что из одних и тех же представлений можно, «мысленно составить» самые разнообразные комбинации. Так в процессе образного воссоздания, совершаемого ребенком под воздействием речи говорящего, начинают вкрапливаться элементы собственного творчества.

Иначе говоря, в границах вос­создающего воображения ребенка начинает формироваться его творческое воображение. По мере того, как ребенок все больше и больше будет упражняться в действиях такого рода, проявления его самостоятельного творчества будут, естественно, увеличиваться и усложняться.

Наступит, наконец, момент, когда он попытается сам, без помощи взрослых, придумать загадку, стихотворение, сказку и т. п. Пробы такого рода следует считать показателем того, что у ребенка наступил период становления творческого воображения. Неважно, что первоначально его творческое воображение будет примитивно и несовершенно.

Соответствующие упражнения разовьют его. Существенен сам по себе факт его появления. Теперь интеллект ребенка обогатился новым качеством, границы его ума расширились.

Отныне ребенок может оперировать своими представ­лениями не только в соответствии с желанием взрослых, но и так, как пожелает сам.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы) , а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ) . Этот период – сензитивный для формирования фантазии.

Побуждение ребенка к фантазированию чрезвычайно просто и не требует от воспитателя значительных усилий. Ведь известно, что ребенку полезно и нужно "находить работу" тогда, когда запас его собственной изобретательности истощается.

В этих случаях ему обыч­но рекомендуют порисовать, побегать, повозить машину или что-то подобное. В число этих рекомендаций могут быть включены и побуждения к творческому фантазированию. Это может выражаться, например, в том, что, наряду с чтением или рассказыванием ребенку сказок, загадок, можно предлагать и ему придумать нечто подобное, свое.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

Наступлению момента самостоятельного целенаправленного фантазирования ребенка будет значительно благоприятствовать то, если ему наглядно показать, как это делается. С этой целью в присутствии ребенка можно придумать сказку, стихотворение, загадку о предметах, которые его окружают.

Приступая к развитию детского воображения, следует знать, что первые творческие результаты ребенка окажутся очень несовершенными как с точки зрения содержания, так и с точки зре­ния способов их создания. В отличие от нас, взрослых, дети перво­начально не подчиняют свое подражательное творчество предварительном замыслу, а поступают наоборот, т. е. сперва что-то придумывают, а затем уже стараются (да и то не всегда) обнаружить в придуманном какой-то смысл.

Вся забота ребенка в его первых творческих пробах сводится к внешнему копированию тех фонетических ритмов, которые присущи загадкам, стихам и сказкам. Однако последующие попытки ребенка будут отличаться возрастающей целесообразностью.

Сказанное отчетливо демонстрируется на эволюции детского творчества в придумывании загадок.

Вот, к примеру, первые загадки ребенка (3 г. 4 м.) :

1. А картина у того мама моет кочергой.

(Мама моет под краном погремушки) .

Обычно, как это и видно из приведенных примеров, первые загадки детей представляют бессмысленный набор слов. Пока смысл для ребенка - второстепенен, ему, в первую очередь, важно что-то сказать такое, чтобы оно по звучанию напоминало те загадки, которые он до этого слышал.

Очень скоро отношение детей к смыслу и форме начинает меняться.

Они начинают стремиться к тому, чтобы их загадки имели оп­ределенный смысл и ослабляют свое внимание к форме их выражения. Теперь дети стараются использовать для загадок упрощенные, трафаретные словосочетания.

Типичны в этом отношении следующие загадки (3 г. 5 м.) :

1. Что такое висит, вся горит, а погасишь, она станет черная, как муха.

(Лампочка) .

Затем дети отказываются от соблюдения и этих условностей, и в выборе формы для выражения своих загадок начинают поступать весьма свободно, отдавая, однако, явное предпочтение прозе.

Например (4 г. 8 м.) :

1. Им укрываются, а оно кипяток.

(Одеяло) .

Взрослея дети, начинают не удовлетворяться фонетическим несовершенством своих "прозаических" загадок, стараются избегать этого и создают нередко довольно оригинальные по форме и содержанию загадки (5 л. 5 м.) :

1. Две ручки с кружками помогают маме.

(Очки) .

2. Точки, хвостики, крючки это книжные значки. Кто их знает, тот книги читает.

(Буквы) .

Таким образом, по мере накопления опыта в придумывании загадок, дети не только способны приблизиться к познанию их сущности - вуалированию смысла через посредство неполного или иносказательного его выражения, но и подчинить этому свою подражательную деятельность как в выборе сюжета, так и в отыскании нужной формы для его выражения.

В отличие от загадок, которые дети научаются создавать сравнительно рано, стихи они пробуют придумывать позднее, в возрасте четырех с половиной, пяти лет. Как правило дети, придумывая стих, заботятся только о соблюдении рифмы, не имея предварительного представления не только об общем содержании всего стиха, но не зная и о содержании очередной строфы. Поэтому ребенок бывает, обычно искренне удивлен тем смыслом, который при этом возникает. Например (4 г. 7 м.) :

Вася сел в автомобиль. Очень быстро покатил... А потом поспал немножко, И ему приснилась кошка...

Но как бы ни были примитивны детские стихи, какие бы смысловые и стилистические изъяны они не содержали, как бы ни был наивен и консервативен процесс их сложения, они являются принадлежностью по преимуществу только тех детей, которые упражняются в данном направлении.

В отличие от загадок и стихов, сказки создаются не только детьми, с которыми ведется работа по развитию воображения, но часто и теми, с которыми такой работы не проводится. Объясняется это, видимо, тем, что всякий ребенок очень рано знакомится со сказкой, и что она является тем преимущественным видом фантастического жанра, потребность ребенка в котором сравнительно полно, по укоренившейся традиции, удовлетворяется при любых условиях воспитания.

Слушая бесчисленное количество сказок, ребенок постигает как их стилистические, так и сюжетные особенности, которые он затем в известной мере может соблюсти при сложении собственной сказки.

Облегчает задачу ребенка так же и то, что литературная форма сказки приближается к обыденной повествовательной речи.

Вот, например, сказка Катюши Л. (5 л. 8 м.) не упражнявшейся предварительно в придумывании сказок:

"Жили-были старик со старухой. Был у них сыночек. Были они бедными. Вырос сын. Нанялся работать мясником.

Платили ему мало. Шел он однажды по дороге и вдруг нашел маленький серебряный кошелек Открыл, а там маленькая золотая божья коровка. Говорит она: "Выпусти ты меня на волю, а я за это тебе все, что хочешь, сделаю". Мясник говорит: "Ладно, выпущу.

За это ты мне подари много золотых денег"... Пришел домой, а там - золото. И стали они жить и поживать".

Проводя с дошкольниками работу по развитию воображения, следует учитывать их возрастные особенности. Например, необходимые упражнения следует осуществлять в игровом плане, про­должая их до тех пор, пока они выполняются детьми с интересом, и прекращая сразу же, как только эти упражнения будут им надоедать.

Необходимо также стремиться вырабатывать у них готовность к целенаправленному фантазированию. На данной возрастной ступени содержание загадок, сказок, стихотворений должно учитываться воспитателем, но в то же время не следует рассматривать это определяющим при оценке соответствующих достижений детей. Этот критерий станет основным только после того, как у детей образуется стойкая готовность к целенаправленному фантазированию.

В дошкольный период основная цель работы воспитателя по раз­витию воображения детей должна состоять главным образом в уп­ражнении их способности к трансформированию тех впечатлений, которые они обретают из окружающей действительности. То, в какой степени дети овладевают этим умением, определит преобразующее свойство их фантазирования.

Без него воображения нет. Это свойство - врожденная принадлежность нашего мозга, такая же, например, как склонность к овладению членораздельной речью, и оно нуждается в развитии и упражнении точно так же, как и наша врожденная речевая предрасположенность.

Чем раньше начнется целенаправленный и систематический процесс развития этого свойства воображения у ребенка, тем вероятнее, что у него сформируется творческий склад ума.

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве: - обогащается содержание представлений; - воз...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие личности детей дошкольного возраста

    31. Развитие личности в дошкольном возрасте - Психология Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность прет...

  • Развитие личности в дошкольном возрасте

    31. Развитие личности в дошкольном возрасте / Психология Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность прет...

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте реферат

    Развитие памяти в дошкольном возрасте - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал Главная » Файлы » База рефератов » ПсихологияРазвитие памяти в дошкольном возрасте...

  • Развитие психических функций в дошкольном возрасте

    Психическое развитие детей дошкольного возраста - Курсовой проект Курсовой проект - Психология 1. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте 2. Развитие психических...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Особенности детей дошкольного возраста

    Психологические особенности детей дошкольного возраста 31643 Название работы: Психологические особенности детей дошкольного возраста Категория: Предметная область: Педагогика и дидактика Описание...

  • Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студ...

  • Особенности общего развития в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведен...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании 1. Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно вос-питываться с раннего в...