Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования

Зарубежные исследователи об использовании компьютеров - Страница 10

Зарубежные исследователи об использовании компьютеров

Различным психолого-педагогическим аспектам использования компьютера в деятельности детей дошкольного возраста посвящены исследования зарубежных специалистов.

Следует отметить, что существуют разные точки зрения на возможности использования ИКТ детьми дошкольного возраста.

Упоминаемые в зарубежной и отечественной литературе негативные влияния компьютеровна социальное и когнитивное развитие детей-дошкольников следует рассматривать в двух аспектах: «психолого-педагогическом» и «физиолого-гигиеническом».

Первый аспект относится скорее к программным средствам и педагогическим методам их применения в дидактике дошкольного учреждения.

Второй— к используемым техническим средствам компьютера: системный блок, дисплей, клавиатура и другие устройства.

Некоторые специалисты утверждают, что использование компьютеров дошкольниками и учащимися младших классов ведет к дезориентации ребенка в окружающем мире, срыву процессов ассимиляции в развитии его мышления и приводит к путанице в интеллектуальном развитии; компьютер требует формального логического мышления, тогда как маленькие дети полагаются на чувственное мышление; при работе с компьютером у детей происходит разрыв между реальностью и фантазией, между желаемым и действительным; что дети по своему развитию не готовы к извлечению пользы из непосредственного опыта работы с символами и абстрактной информацией, предусматриваемой использованием компьютера; необходимые для программирования навыки не соответствуют дооперационным способностям ребенка.

Так же, компьютеры могут служить препятствием для получения необходимого опыта оперирования детьми реальными объектами и событиями и, кроме того, ограничивают физическую активность и физическое развитие детей.

Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся:

Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.

У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, не свойственные обычно детям этого возраста.

Благодаря применению компьютеров дети овладевают умением оперировать в умственном плане пространственными представлениями, решать задачи своей конструктивной деятельности.

Компьютер обеспечивает возможности для развития наглядно-образного мышления, моторных и вербально-коммуникативных навыков, целеустремленности и социализации.

Использование компьютера для формирования у детей понятий в области элементарной арифметики позволяет перейти от запоминания к постижению глубинных процессов.

У детей, получивших навыки в работе с компьютерами, повышается самоуважение и уверенность в себе. Микрокомпьютеры успешно применяются для формирования у детей понятий количества, подобия, выделения различий.

Компьютер помогает детям в познавательных процессах опираться на зрительный план и одновременно способствует активному включению речи. Это особенно важно при обучении детей с задержкой речевого развития, а также глухих, аутичных и некоторых умственно отсталых детей.

Впервые в истории мы являемся свидетелями подлинной революции в обучении замены учения (запоминания, приобретения навыков, достижения автоматизма в поведении, условных рефлексов и т.д.) умственным развитием (стимуляцией конструктивно-диалектического и гипотетико-дедуктивного мышления и игровой деятельности) .

Таким образом, отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих (направленных на развитие мотивации, умственных способностей, операциональных компонентов деятельности и др.) и обучающих (по различным предметным разделам занятий) компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике общественного дошкольного образованияв качестве комплексного средства воспитания и обучения.

Ссылка на источник otveti-examen.ru

Анализ отечественного и зарубежного опыта по разрешению проблем дошкольного образования - Модель разрешения проблем дошкольного воспитания средствами городского социума - Педагогика - Test.ru

Страница 1

Дошкольное образование в России заключается в обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Обычно дошкольное образование осуществляется в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования, учреждениях дополнительного образования детей, но может осуществляться и дома в семье.

Как новый тип образовательного заведения дошкольные учреждения стали появляться в России и странах Западной Европы в конце XIX века. Первый бесплатный детский сад в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в Санкт-Петербурге в 1866 году.

В том же году появился первый платный детский сад для детей интеллигенции. К началу XX века в России уже было открыто большое количество дошкольных образовательных учреждений разных типов. Примерно в это же время появилась первая методика дошкольного воспитания, автором которой стал Симонович А.

Начало государственной системе дошкольного образования было положено в 1917 году принятием Декларации по дошкольному воспитанию. Этот документ определил основные принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность.

В середине XX века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла высокого уровня, количество воспитанников достигало 2 млн. После войны развитие дошкольного образования в стране продолжилось, появился новый вид учреждения – ясли-сад, куда принимали детей с 2 месяцев.

В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ставшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР.

Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики. В конце 80-х гг. XX в. она была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.

На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В. В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:

Гуманизация (воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, природе) .

Развивающий характер образования (ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи) .

Деидеологизация дошкольного воспитания (приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада) .

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями) .

Основным образовательным учреждением для детей дошкольного возраста в Российской Федерации в настоящее время является детский сад. Система детских садов предназначена для первоначальной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. В детских садах осуществляется также подготовка детей к обучению в школе, на уровне первичных навыков чтения, счета и письма.

Основными задачами детских садов в России являются:

Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей.

Осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Подробней на сайте www.edutower.ru

Аннотация к рабочей программе по специальности 050144 Дошкольное образование

Профессиональный цикл

ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

Дисциплина «Теоретические основы дошкольного образования» включена в базовую часть профессионального цикла ООП.

Данный курс призван познакомить студентов с разнообразными подходами к определению современных программ и технологий как части науки, предусматривающей разработку целей задач содержания методов и проектируемого педагогического процесса, а также с и их содержанием.

Цель изучения дисциплины - создание условий для становления у студентов профессиональной компетентности (ОК 1 - 12, ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.7, ПК 3.1 - 3.4, ПК 4.1 - 4.5, ПК 5.1 - 5.3) , дать представления о разнообразии вариативных программ, раскрыть отличительные качества педагогической технологии от методики воспитания и обучения; раскрыть основные направления развития системы дошкольного образования.

Краткое содержание: Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста, Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования, Особенности содержания и организации педагогического процесса в ДОУ.

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, лабораторные занятия, индивидуальные занятия, контрольные работы и др.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять педагогические возможности различных методов, приёмов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников; - анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; - находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; - ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования; - особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях; - вариативные программы воспитания, обучения и развития детей; - формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения; - психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания дошкольников.

Полезные ссылки

Материал с сайта anapa-college.info

Физическое воспитание дошкольников. Опыт зарубежных стран | Статьи | Справочник руководителя дошкольного учреждения

8767

Педагоги, психологи и родители всерьез обеспокоены малоподвижным образом жизни современных детей. Исследования, проводимые учеными разных стран, подтверждают эти опасения. В Центре “Дошкольное детство” им.

А. В. Запорожца изучается опыт работы специалистов англоязычных стран в области физического воспитания дошкольников и младших школьников.Эти исследования помогают обсудить и внедрить интересные идеи в практику работы дошкольных учреждений в России.

Проблемы воспитания детей волнуют людей всех стран, всех возрастов. Нет государства, которое оставалось бы равнодушным к этому ответственному и трудному делу.

Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Физическое воспитание является неотъемлемой частью общего образования, начиная с детского сада и вплоть до окончания школы.

Что же нужно маленькому человеку? На этот вопрос зарубежные педагоги отвечают следующим образом. Каждому ребенку независимо от его происхождения или условий жизни необходимо:

  • быть здоровым;
  • получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей;
  • приносить пользу обществу и достигать благополучной жизни.

Как только дети начинают посещать детский сад или школу, жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.

Проблема здоровья подрастающего поколения, дошкольников и младших школьников, в частности, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. Как добиться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?

Зарубежные педагоги и исследователи пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физической, познавательной, эмоциональной и социальной областях жизни.

Вопросы пропаганды здорового образа жизни волнуют не только специалистов, но и широкую общественность. В англоязычных странах проблемами здоровья детей занимаются государственные, коммерческие и некоммерческие организации, такие как:

  • Американский союз по вопросам здравоохранения, физической культуры, отдыха и танцам (AAHPERD) ;
  • Канадская ассоциация по гигиене, физическому воспитанию, отдыху и танцам (CAHPERD) ;
  • Общество государственных руководителей здравоохранения, физической культуры и отдыха (SSDHPER) ;
  • Ассоциация по физическому воспитанию (Великобритания) ;
  • Некоммерческая информационно-пропагандистская группа по физическому воспитанию (США) ;Американская академия педиатрии (Совет по научным исследованиям и образованию) ;
  • Ресурсы Интернета по вопросам здоровья и физического воспитания.

Австралийское бюро статистики собирало информацию о детях в возрасте от 5 до 14 лет в течение 12 месяцев до апреля 2000 г. По данным, приведенным в докладе “Участие австралийских детей в культурной и досуговой деятельности”:

  • только 6 из 10 детей в возрасте от 5 до 14 лет участвовали в спортивных мероприятиях вне школы;
  • 59% (1,6 млн) человек участвовали в спортивных мероприятиях, организованных сверх учебных часов школами, клубами или ассоциациями;
  • в спортивных мероприятиях участвовало больше мальчиков (66%) , чем девочек (52%) ;
  • 32% мальчиков и 20% девочек занимались более чем одним видом спорта;
  • 52% мальчиков и 45% девочек 53 раза и более участвовали в спортивных мероприятиях в течение года;
  • самыми популярными видами спорта среди мальчиков были футбол (20%) , плавание (13%) , австралийский футбол (13%) и крикет (10%) ;
  • самыми популярными видами спорта среди девочек были нет-бол (женский баскетбол) (18%) , плавание (16%) , теннис (8%) и баскетбол (6%) ;
  • 64% детей катались на велосипедах;
  • 31% детей катались на скейтборде и роликах.

Далее в докладе обращается внимание на то, что уровень ожирения среди детей и подростков (21% – среди мальчиков, 23% – среди девочек) выявляет острую необходимость создания спортивно-ориентированной культуры, которая поощряла бы детей быть физически активными.

У физически активных детей значительно снижается риск развития многих заболеваний, включая сердечно-сосудистые, и понижается уровень холестерина в крови. Привычки закладываются в начале жизни и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически активными взрослыми.

Австралийские ученые отмечают преимуще­ства регулярной физической деятельности. Подвижный ребенок обладает более крепким здоровьем; менее подвержен сердечным приступам; чувствует себя более энергичным; лучше контролирует свой вес; у него нормальный уровень холестерина в крови; крепкие кости и мышцы; его кровяное давление соответствует норме; у него наблюдается улучшение координации и равновесия, повышается способность к физическому расслаблению и, следовательно, возможность избежать хронического напряжения мышц шеи и спины.

Регулярная физическая нагрузка уменьшает эмоциональные проблемы, такие как тревога и депрессия, и, наконец, ребенок чув­ствует себя уверенным, счастливым и расслабленным, у него улучшается сон. По мнению австралийских специалистов, ведение неподвижного образа жизни превратилось в норму для детей и подростков. Около 30% австралийских детей вообще не имеют физической нагрузки. Обычно сидячий образ жизни связывают:

  • с выполнением уроков;
  • использованием Интернета;
  • просмотром телевидения.

Немалую роль в активном образе жизни детей играет семья. Исследования показывают, что от семьи зависит, занимается ли ребенок организованными видами спорта вне школы. В докладе “Участие австралийских детей в культурной и досуговой деятельности” приводятся следующие цифры:

  • Дети, живущие в полных семьях, чаще занимаются спортом (61%) по сравнению со сверстниками, которые живут в семьях с одним родителем (51%) .
  • Дети, живущие в полных семьях, где оба родителя-иммигранты, входят в группу самых физически неактивных детей (38%) .
  • Дети, живущие с одним родителем-иммигрантом, также входят в число наименее активных (39%) .
  • Дети, живущие в полных семьях с работающими родителями, имеют больше шансов на участие в организованном спорте (69%) , чем те, кто живет в полных семьях с одним работающим родителем (53%) или вообще неработающими родителями (41%) .

Австралийские педагоги уверены, что ребенка необходимо поощрять быть физически активным. Родители помогут своим детям в решении этого вопроса, если:

  • на собственном примере продемонстрируют преимущества активного образа жизни;покажут, что семейный отдых может предоставить возможность быть физически активными (например, совместные спортивные игры) ;
  • будут поощрять самостоятельные прогулки ребенка пешком и на велосипеде (а не катание родителями своих детей на велосипеде) ;
  • будут поддерживать своего ребенка, когда он участвует в спортивных состязаниях;установят время, которое ребенок может проводить за компьютером и перед телевизором.

Регулярная физическая активность важна, поскольку она выгодна для здоровья и благополучия детей и сегодня и в будущем. Каждому ребенку рекомендуется ежедневная 30-минутная двигательная нагрузка (например, регулярная быстрая ходьба) . Она может разбиваться на части (по 10 мин или более, если это удобно) . Помните: немного – лучше, чем ничего, а еще больше – лучше, чем немного.

К основным принципам укрепления здоровья для австралийских детей относятся:

  • понимание необходимости движения – любая форма физической активности является возможностью улучшить свое здоровье;
  • любые формы физической активности (ходьба, катание на велосипеде и т. д.) должны стать ежедневными и войти в привычку;
  • ежедневная умеренная двигательная нагрузка должна составлять не менее 30 мин (например, быстрая ходьба и катание на велосипеде) ;
  • регулярное выполнение небольшого количества интенсивных по физической нагрузке упражнений поможет детям улучшить свою физическую форму и приобрести дополнительную пользу для здоровья.

Австралийские специалисты выдвинули следующий принцип: “Физическое воспитание – это польза для жизни”. Они считают, что физическая нагрузка должна быть ежедневной; доступной для всех учащихся, а не только для тех, кто склонен к занятиям спортом. Важно обеспечивать широкий круг спортивных и оздоровительных меро-приятий для пропаганды активного и здорового образа жизни. Учащихся необходимо оценивать по их личным успехам в достижении целей оздоровления и активного образа жизни.

В Соединенных Штатах одной из главных проблем, которая волнует как педагогов, так и родителей, является избыточный вес подрастающего поколения. В прошлом ожирение воспринималось как личная индивидуальная проблема, которая могла быть решена с помощью самодисциплины. Сейчас хорошо известно, что причины избыточного веса гораздо сложнее и требуют систематических изменений в жизни, поведении, в т. ч. и увеличение физической активности.

В штате Вирджиния в 2006 г. в информационном бюллетене журнала “Информация о здоровье” были опубликованы следующие данные о состоянии здоровья детей и подростков. “Сегодня, сообщалось в нем, около 10% детей от двух до пяти лет и 15% – от шести до 19 лет имеют избыточный вес. Детское ожирение является эпидемией XXI века, и нынешнее поколение детей имеет реальную возможность прожить более короткую жизнь, чем их родители.

По оценкам ученых, 26–30% всех американских детей имеют индекс массы тела (ИМТ) > 85%, т. е. имеют избыточный вес или подвержены риску избыточного веса. Дошкольники (3–6 лет) , чей ИМТ > 85%, имеют более 40% шансов на ожирение в возрасте до25 лет. Один из исследователей обнаружил, что 60–90% детей с избыточным весом (5–10 лет) имеют по крайней мере один из биохимических или клинических факторов риска (например, гипертония) , который способствует раннему развитию сердечно-сосудистых заболеваний”. Практика укрепления здоровья детей:

  • регулярная физическая активность;
  • соблюдение диеты с употреблением в пищу продуктов с низким содержанием вредного холестерина со 2­го года жизни;
  • предупреждение “пассивного курения”;
  • регулярные медицинские осмотры педиатром;
  • соответствие веса и роста (ИМТ) .

Эта информация свидетельствует о насущной необходимости разработки оздоровительных профилактических программ для детей младшего возраста. Многие современные дети рискуют превратиться в малоподвижных тучных взрослых.

Малоподвижный образ жизни в ранние годы может повлечь за собой не только появление избыточного веса в дальнейшей жизни, но и повысить риск заболеваемости различными тяжелыми болезнями, такими, как ишемическая болезнь сердца, диабет, и другими хроническими болезнями. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Национальная ассоциация по физкультуре и спорту в 2002 г. обратилась с призывом вести активный образ жизни с самого раннего возраста. Малышам, как говорится в сообщении, необходима ежедневная (по крайней мере 30-минутная) запланированная физическая нагрузка.

Вот данные проведенных исследований. Неактивные дети больше весят, у них выше кровяное давление и более низкий уровень защищающих сердце липопротеинов высокой плотности (HDL холестерин) . Хотя инфаркты и инсульты у детей отмечаются редко, наблюдения показывают, что процессы в организме, ведущие к таким нарушениям, начинаются в детстве.

В программе фитнес-тестирования, которое проводилось под эгидой фонда Крайслер Любительский атлетический союз, отслеживались фитнес-показатели 9,7 млн детей и подростков в возрасте от 6 до 17. Было выявлено, что дети становятся менее выносливыми и слабыми. В США 59% детей в возрасте от 4 до 11 лет подвергаются воздейст-вию дыма курильщиков в семье. Каждый день становятся курильщиками примерно 1500 американских молодых людей. По мнению американских специалистов, физкультурой и спортом необходимо заниматься для того, чтобы:

  • улучшить физическую подготовку (увеличение мышечной силы детей, развитие гибкости, мышечной выносливости, укрепление сердечно-сосудистой системы) ;
  • развить двигательные навыки (совершенствование моторики, которая обеспечивает безопасное, успешное и полноценное участие в физической деятельности) ;
  • иметь регулярную полезную физическую нагрузку (предоставление широкого спектра физкультурных занятий, соответствующих возрасту ребенка) ;
  • способствовать интеграции двигательных навыков в другие предметные области (математику, развитие речи) ;
  • развить самодисциплину (развитие ответственности у детей за свое здоровье и физическое состояние) ;
  • повысить оценку (качественное физическое воспитание может влиять на нравственное развитие) . Дети могут брать на себя руководство, учатся сотрудничать с другими детьми, отвечать за собственное поведение;
  • повысить уверенность в себе и укрепить чувство собственного достоинства (физическое воспитание помогает детям стать более активными и независимыми, развить в себе чувство самоконтроля) ;
  • уменьшить стресс (физическая нагрузка позволяет освободиться от напряженности и беспокойства, способствует эмоциональной стабильности и устойчивости) ;
  • укрепить взаимоотношения (занятия физической культурой помогает детям успешно общаться между собой) ;
  • осваивать позитивные человеческие навыки и умения;
  • получить опыт постановки задач (дает детям возможность ставить и реализовывать собственные цели) .

Основная задача физического воспитания заключается в том, чтобы вооружить учащихся полезными знаниями, навыками и умениями, что позволит им с энтузиазмом вести здоровый образ жизни, независимо от разных физических возможностей.

Качественные программы по физическому воспитанию необходимы для повышения компетентности детей в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений. Это должно обеспечить физическую активность на протяжении всей их жизни.

Программы по физическому воспитанию будут отвечать этим требованиям только в том случае, если будут хорошо спланированы и правильно реализованы. Так, в разделе “Физическая культура” Национальной образовательной программы (The National Curriculum for England) устанавливаются правовые требования для осуществления физического воспитания в Великобритании.В ней предоставляется информация, которая поможет учителям физической культуры качественно проводить свои уроки. Данная программа была написана для координаторов – учителей, всех тех, кто преподает физкультуру в школе.

В базовой учебной программе изложен материал, который должен преподаваться учащимся, а также предложен механизм контроля за выполнением учащимися предложенных нормативов. Именно за школами остается право решать, как и какие программы по физическому воспитанию они включат в свою общешкольную программу.

Американские программы по физическому воспитанию включают следующую игровую и спортивную деятельность:

  • американский футбол;

Материал www.resobr.ru

Другие статьи по теме: