Ознакомление дошкольников с окружающим миром

Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством экспериментирования

Лето необыкновенное время года. Сколько интересного происходит вокруг. Как много можно узнать об окружающем нас мире. Я со своими малышами продолжила знакомство с окружающим миром через исследовательскую деятельность. Лето богато фруктами, вот я решила показать дошколятам, что в фруктах есть красящие вещества

«Красящие вещества фруктов»

Цели. Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу, то при высыхании жидкости остается пятно того же цвета, как и сам фрукт, его сок.

Материалы и оборудование: киви, апельсин, слива, вишня, малина, смородина. салфетки, пластмассовая тёрка и прозрачные пластмассовые стаканчики по количеству детей, ложки

Ход. Показываю детям фрукты и предлагаю назвать, спрашиваю, откуда берут люди фруктовые соки, как они получаются, почему они все разного цвета. Предлагает детям рассмотреть фрукты, а потом самостоятельно выдавить сок ложечкой из вишни, малины и смородины,

потереть на тёрке киви и выдавить сок из кусочка апельсина в стаканчики.

Сравниваем вес цвета соков — все они имеют разный цвет.

Предлагаю капнуть соком на салфетки и выяснить, что будет при высыхании сока.

Результат. В результате сдавливания кусочков фруктов выделяется сок; чем сильнее сдавливать, тем больше сока получается. При высыхании сока остаются цветные пятна такого же цвета, как и сам сок.

Вывод. Во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. При высыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же цвета, как сок. Поэтому есть фрукты надо аккуратно, чтобы не забрызгать одежду фруктовым соком.

www.maam.ru

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром в процессе продуктивной деятельности

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром

в процессе продуктивной деятельности

Влияние окружающего мира на ребенка огромно и знакомство с бесконечно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Наблюдая за явлениями и объектами окружающего мира, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. И основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. А получить он их может не только через наблюдения, опыты, эксперименты с объектами живой и неживой природы, но и через продуктивные виды деятельности.

Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но для дошкольников почти каждое занятие, будь то рисование, лепка, развитие речи или ознакомление с природой, несет элементы ознакомления с окружающим миром. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п.

Ознакомление с окружающим направлено на формирование у детей целостного восприятия представлений о предметном мире, учит быть внимательным к тому, что его окружает. В ходе занятий накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы, о животных, о растительном мире, о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.

По мнению современных педагогов и психологов в рисовании, лепке, аппликации ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Продуктивная деятельность доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире.

Являясь одним из действенных средств эстетического развития, продуктивная деятельность стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса развития детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д. Б. Эльконин) .

www.maam.ru

детей

1. Вводный этап

Воспитатель под русскую народную мелодию заходит в группу в русском национальном костюме и предлагает поводить хоровод.

Воспитатель встает в круг и предлагает посмотреть на свою одежду.

- Знаете ли вы, что многие виды одежды появились на Руси очень давно? Они с тех пор, конечно, изменились. Посмотрите на мой костюм и расскажите о нем.

- На что похожа понева?

- Ее и называют распашная понева, потому что она распахивается. Понева – это «бабушка» юбки. А рубаха? Блузки на девочках – это те же «рубахи», только они стали короче, появились новые детали.

Что именно?

- Любимой одеждой русских женщин и в старину, и сейчас, является сарафан. Сравните сарафаны на кукле Маши, и на кукле Наташи. В чем их отличие?

Дети встают в круг и водят хоровод.

Дети разглядывают одежду воспитателя.

(В случае затруднения воспитатель задает дополнительные наводящие вопросы, помогает детям вспомнить)

- Это рубаха, юбка, передник, головной убор.

- На юбку, только куски ткани не сшиты.

- Воротники, манжеты, пуговицы, кнопки, молнии.

II. Основной этап

- А теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь рассказать вам о нем что-нибудь интересное.

Оказывается некоторая одежда пришла к нам из далекой старины. А для чего нужна одежда человеку?

- Оказывается, не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед.

Вы, конечно, заметили, что моя рубаха украшена вышивкой. Для чего ее делали?

- Оберег – оберегает от бед, болезней, неприятностей. Давайте вспомни, что на Руси считалось оберегом и почему. В старину считали, что круг оберегает человека, потому что он похож на солнце.

Солнце имеет огромную силу. Что будет, если его не станет?

- Солнце – это жизнь. Вот поэтому круг, имеющий форму солнца и считали оберегом.

- А вот и передник, или еще его называют фартуком, а в старину – занавеской. На нем много интересной вышивки. Эта вышивка не простая – она специальным рисунком рассказывает все о женщине: из какой деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей.

Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит дочки. Передник был в старину словно паспорт женщины. Посмотришь на него и все узнаешь о хозяйке. А еще женщины на Руси любили украшать себя бусами, кольцами, височными подвесками.

Посмотрите: вот они височные подвески, пришиты к моему головному убору. Все это не только ради красы. Все это обереги, потому что их форма круг.

Пояс тоже был оберегом. Догадайтесь зачем?

- Пояс в русском костюме был обязательным – как в мужском, так и в женском. Точно также как и рубаха. И у мальчиков, и у девочек. Обязательно с поясом.

А девочкам еще и головки украшали. Чем? Вспоминайте!

- Конечно ленточками. Да еще ленточки украшались бубенчиками. Зачем?

- Правильно, чтобы уберечь девочек от неприятностей, болезней.

Подрастали мальчики, становились «парнями». Тогда им парты шили. Рубаха(косоворотка) , парты и пояс – вот старинный мужской костюм. Посмотрите на него (показ иллюстраций) .

А девочки подрастали, становились девицами. Их одеждой оставалась рубаха. Только она была наряднее, ярче: красивый расшитый пояс, украшенная лента.

Интересные головные уборы для женщин, посмотрите на них. Это кокошник. . А это капор старой женщины. Головной убор, что на мне одет – «Сорока», носили женщины молодые.

А еще русские женщины любили носить косынки, платки.

Одежды-то много надо было. Где же ее брали?

- Делали все это женщины – мамы, их дочки-девицы, бабушки, целыми зимними днями, трудились они не покладая рук. Это было нелегко. Хранили одежду в сундуках.

В праздники одевали красивую праздничную одежду.

- Что бы было тепло, чтобы быть красивыми и т. п.

Рассуждения детей.

- Замерзнем, погибнем от холода, станет темно на нашей планете и т.п.

Предположения детей.

Ссылка на источник nsportal.ru

воспитатель

Моргуленко В. Н.

Развитие личности в дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

У детей формируется система представлений о простейших понятиях, предметах и явлениях, живой и неживой природы. Они узнают причину, изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений; понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам; узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за животными и растениями.Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы.

Закрепить и систематизировать знаний детей о природе помогают дидактические игры. Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность. Игра - проявление естественной потребности в деятельности, в которой ребенок познает окружающую действительность.

Для ребенка игра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных переживаний. Народная мудрость создала дидактическую игр, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в игре, ждет их, радуется им. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе. Виды дидактических игр.

- игры с предметами (игрушками, природным материалом) ;

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметамииспользуются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда) , объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена) . Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,

2

различение, обобщение, классификация) ; совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи) , воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настольно-печатные игрыразнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Настольно-печатные игры— «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним) . Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Словесные игры(«Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний.

Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. С детьми можно поиграть в следующие дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Что где растет?».

Цель игры:классификация растений по месту их произрастания. В игре «Вершки – корешки» дети закрепляют знания об овощах. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» - закрепляются знания о временах года. Кроме этого проводятся игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек», в которых у ребенка

3

расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа. Игровые упражнения; «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.) . Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

Дидактические игры:

1. Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал:карточки с изображением растений.

Ход игры:Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

2. Горячо — холодно

Цель:поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача:найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило:нельзя переворачивать карточки.

Материалы:карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры:Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномикаи т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза.

После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений».

Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. Лото «Что, где растет?»

Цель:закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача:заполнить игровое поле.

Материалы:игровые поля — луг, лес, водоем, болото. 4

Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры:Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю.

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача:осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы:палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры:дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

5. Юные художники

Цель:уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача:нарисовать портрет растения.

Материал:любые изобразительные материалы.

Ход игры:Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

6. Следопыты

Цель:развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача:разгадать тайну природы.

Материал:для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры:Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда

5

могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины?

Семена, каких растений и откуда принес ветер?

7. Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача:заполнить игровое поле.

Материалы:игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры:Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю.

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

8. «С какого дерева листок?», «Чьи детки?»

Цель:закрепить представление об особенностях внешнего вида дерева, их листьев и семян. Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность.

Игровая задача:найти листья и семена определенного дерева.

Материал:карточки с изображением деревьев, их листьев и семян.

Ход игры:Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Потом находят листья этого дерева и его семена.

Побеждает тот, кто первым правильно найдет верные листья и семена дерева.

Используемая литература:

С. А. Козлова «Мой мир» / «Линка-пресс», Москва 2002 год.

О. В. Дыбина «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета.

О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» / Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год.

О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» / Педагогическое общество России, Москва 2008 год.

О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год.

6

Ссылка на источник nsportal.ru

Ознакомление детей с окружающим миром

Дети с отклонениями в развитии нуждаются в специальной коррекционной педагогической работе по ознакомлению их с окружающим миром. В процессе этой работы не только расши­ряется кругозор ребенка, но и мыслительные операции, обога­щается пассивный и активный словарь, развивается познава­тельная активность. Ребенка учат выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительно­сти, производить элементарный анализ и синтез, устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей действитель­ности.

Главной задачей при подготовке ребенка к обучению в шко­ле является формирование у него обобщенных представлений о взаимосвязях между предметами и явлениями окружающего ми­ра, развитие словесно-логического мышления.

Уже с первых лет жизни ребенка следует учить наблюдать за деятельностью людей, планомерно руководить процессом вос­приятия окружающей действительности. В зависимости от возраста, умственного развития ребенка и его интересов после­довательно отбираются отдельные предметы и явления окру­жающей действительности, с которыми планомерно и последо­вательно знакомят малыша.

Начинать знакомить ребенка с предметами и явлениями ок­ружающей действительности следует в естественной для него домашней обстановке. Прежде всего, ребенка следует познако­мить со всеми предметами обихода и их назначением. При этом ребенка следует активно привлекать к взаимодействию со взрос­лым, объясняя характер и цель каждого совместного действия.

Одновременно как можно раньше следует развивать пред­ставления об окружающем мире с помощью специальных про­гулок.

Всегда можно создать определенный эмоциональный настрой для восприятия окружающей действительности. Маленькому ре­бенку надо называть и объяснять назначение предметов, к ко­торым он проявляет наибольший интерес. Для мальчиков обычно это машины.

Взрослый объясняет какие бывают машины: гру­зовые — возят груз, легковые, автобусы, троллейбусы — возят людей, пожарные — тушат пожар и т.п. Придя домой, взрослый обыгрывает ту или иную ситуацию, которая привлекла внима­ние ребенка на прогулке, закрепляет пассивный и активный словарь, готовит ребенка к усвоению обобщающих понятий.

Ребенка учат наблюдать за поведением животных, птиц, яв­лениями природы. Ребенок видит природу в разное время года, взрослый направляет его внимание на выделение существен­ных признаков каждого сезонного периода.

Таким образом, пред­ставления ребенка об окружающем мире должны формировать­ся, прежде всего, на основе ярких чувственных впечатлений. Они закрепляются путем систематической работы с картинка­ми, при обучении рисованию, раскрашиванию.

Под руково­дством взрослого с помощью картинок у ребенка развивается более детальное представление о предметах и явлениях окру­жающей действительности. С помощью специальных занятий также расширяется и закрепляется словарь ребенка.

У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается не­достаточность активного внимания, памяти. Вместе с тем, образ­ные, яркие впечатления, которые ребенок получает на прогулке или в процессе эмоциональной игры со взрослым лото (в ходе игры, оба «игрока» совместно рисуют отдельные предметы, изо­браженные на лото) , активизируют эти процессы и способству­ют лучшему усвоению знаний и представлений об окружающей действительности.

При ознакомлении ребенка с окружающим миром необхо­дим творческий эмоциональный подход. Важное значение име­ет воспитание у ребенка образного видения окружающего ми-

181pa. Процессы мышления в раннем и дошкольном возрасте про­текают и формируются на основе живых, образных представле­ний при непосредственном участии речи.

Очень важно, чтобы ребенок, наблюдая окружающий мир, учился устанавливать при­чинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки предметов. Поэтому обучая ребенка наблюдать окружающую дей­ствительность, его учат находить причинно-следственные свя­зи между предметами и явлениями окружающего мира.

Вся работа по ознакомлению ребенка с окружающим миром должна проводиться поэтапно по определенным темам.

Например:

1. Моя семья.

2. Предметы обихода и их назначение. Развивая у ребенка пред­ставления о предметах обихода и их назначении, у него форми­руют начальные обобщающие понятия: Игрушки. Посуда.

Одежда. Продукты. Транспорт и т.п.

3. Знакомство со свойствами предметов.

Цвет: умение подбирать к образцу предметы и картинки та­кого же цвета, вначале без его названия, потом с названием. Уметь выбирать предмет по названию цвета; уметь называть основные цвета — красный, синий, белый, черный, желтый и др.

Уметь группировать предметы по цвету: Покажи все красное. Положи в синюю коробочку все синее и т.п.

3. Форма и величина предметов:

Учить находить по образцу предметы одинаковые по форме фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, овал и др. Учить под­бирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по фор­ме и цвету, по форме и величине.

Умение находить геометрические фигуры по их названию.

Умение сопоставлять предметы с геометрическими фигурами.

Умение группировать предметы по форме.

5. Животные (Домашние животные — собака, кошка, корова, коза, лошадь) . Общие и отличительные свойства домашних жи­вотных. Общие и конкретные сведения о каждом из животных.

Домашние животные и их детеныши.

6. Животные. (Дикие) . Общие представления: хищные и не­хищные. Общие сведения.

7. Сравнение животных по групповой принадлежности, домаш­ние — дикие (Волк и собака, Лошадь и олень и т.п.) .

8. Птицы (домашние и дикие, перелетные и неперелетные) .

9. Насекомые. Польза или вред насекомых для людей и растений.

10. Рыбы (названия, общие представления) .

11. Времена года, их отличительные признаки.

12. Месяцы и дни недели.

13. Растения (цветы, деревья, кустарники) .

14. Времена года и их отличительные признаки.

15.Люди и их профессии.

На основании этих и других знаний об окружающей дейст­вительности развивать умственные операции: умение обобщать и дифференцировать предметы по существенным признакам: например, выделять лишнюю картинку в сериях: чашка, ложка, тарелка, мишка; лошадь, корова, собака, волк; в серии слов (сло­ва читаются ребенку) , например: январь, март, май, осень и т.п.

Развивать у ребенка познавательный интерес к окружающе­му, операции сравнения, обобщения, умение последовательно рассказывать о своих впечатлениях, передавать свои впечатле­ния в предметно-изобразительной деятельности (рисовании, леп­ке, аппликациях) .

При подготовке к школе на основе имеющихся знаний и представлений об окружающем формировать словесно-логиче­ское мышление.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Свежие новости

Материал с сайта doshkolnuk.com

• обогащение представлений детей об окружающем (в процессе труда) ;

• воспитание потребности и готовности работать "в коллективе;

• умственное воспитание (развитие восприятия, "представлений, понимания действия и способов действия с орудиями труда, приобретение умения планировать трудовую деятельность, предвидеть результаты труда) ;

• нравственное воспитание и формирование качеств личности (коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формирование положительного отношения v. труду взрослых, стремление оказать ям помощь, активности и самостоятельности;

• физическое воспитание (развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, координированных движений и т. д.) ;

• речевое развитие (расширение и обогащение словаря ребенка, развитие речевого общения) ;

• эстетическое воспитание (развитие умения делать не только быстро, правильно, но и красиво) .

Хозяйственно-бытовой труд является одним из немногих видов деятельности дошкольников, когда ребенок достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития. Именно дошкольный возраст благоприятен для трудового воспитания ребенка, для формирования положительных качеств его личности.

Упущения в трудовом воспитании дошкольника в дальнейшем почти невозможно наверстать. В рассматриваемом возрастном периоде ребенок выполняет поручения взрослого с радостью, желая получить положительную оценку своим усилиям.

При правильном подходе к трудовому воспитанию дошкольник приучается наводить порядок и следить за чистотой. Соответствующие умения следует развивать, закреплять и расширять, поскольку они необходимы ребенку в дальнейшей жизни.

Мои занятия распределены следующие разделы:

• «Чистота-залог здоровья»- привитие культурно-гигиенических навыков.

• «Наши зеленые друзья»- уход за растениями.

• «Давайте познакомимся»- знакомство с профессиями.

• «Наши помощники»- знакомство с бытовой техникой.

• «Вкусная мастерская»- знакомство с приготовлением простых блюд.

Для проведения занятий по хозяйственно-бытовому труду выделяется определенное количество часов, во время которых отрабатываются базовые навыки. Основная нагрузка на закрепление и совершенствование этих навыков ложится на повседневную деятельность детей вне занятий, в процессе выполнения всех режимных моментов.

В течении всего дня с детьми ведется работа по развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания :выполнение гигиенических процедур, самостоятельное одевание одежды и обуви, наведение порядка в тумбочках и на полочках с одеждой.

Ведется групповая, подгрупповая и индивидуальная работа с детьми. Создана папка, в которую вошли беседы и игры, направленные на привитие здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом.

В группе выделена зона по уходу за растениями, где дети приобретают навык работы с лейкой, лопаткой, грабельками, учатся протирать листья растений влажными тряпочками, рыхлят землю в цветочных горшках.

В летнее время проводится наблюдение за клумбами, где дети также принимают участие в уходе за растениями: рыхление, полив, прополка, сбор семян, листьев, лепестков, которые используются для работы с детьми по ручному труду для создания различных поделок из природного материала.

Дети поддерживают порядок на территории участка, где организуется прогулка; убирают мелкий мусор, подметают песок вокруг песочницы, протирают пыль со столов и лавочек, моют выносной материал. Зимой подметают дорожки, сметают снег со снежных фигур, лопатками убирают снег с лавочек, столов.

В группе проводятся генеральные уборки, когда дети совместно с взрослыми намечают план и этапы работы по уборке групповой комнаты, распределяются бригады и обязанности. Дети протирают полочки, наводят порядок в коробках с играми и игрушками, моют строительный материал, приводят в порядок кукольный уголок.

Для достижения результатов труда необходимо следить, чтобы бригады были распределены правильно, учитывая особенности отношений между детьми. В процессе наблюдения за детьми во время трудовой деятельности мной было замечено, что целесообразно объединять разных по характеру детей (робких с общительными, неуверенных с трудолюбивыми) . Это дает хороший результат в совместном труде.

С детьми проводятся целевые прогулки и на почту, в магазин (продуктовый, хозяйственный, овощной, супермаркет, школу. Ребят знакомим с профессиями нашего центра, посещая медкабинет, кухню, прачечную, гладильную комнату. Наблюдаем за работой соц. работников, дежурных, дворника.

В целях закрепления знаний детей о профессиях в группе создана зона и атрибуты для сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Почта» и др.

Важно сформировать у детей установку, что они сами могут навести порядок в своих вещах, в игровом уголке, на игровом участке. При овладении хозяйственно-бытовыми навыками дети начинают понимать скрытые свойства и зависимости между предметами (например, сухой тряпочкой пыль вытереть не удается, нужна влажная тряпочка; поливать комнатные цветы надо по-разному: фикус через день, бегонию через два дня, кактусы раз в неделю; прежде чем посадить семена в землю, ее надо разрыхлить) .

В целом занятия хозяйственно-бытовым трудом воспитывают взаимопомощь и отзывчивость, формируют личностные и социальные качества характера дошкольников, позитивное поведение, формируют у детей желание помогать окружающим. Взрослым (воспитателям, родителям) следует стремиться к воспитанию автономии и самостоятельности у детей, поскольку это будет необходимо им на протяжении всей последующей жизни.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Окружающий мир для дошкольников

    Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир» Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир». Пояснительная записка. Рабочая программа по окружающему миру для детей предшкольной группы составлена на...

  • Ознакомление дошкольников с природой

    «Ознакомление дошкольников с природой» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцвет...

  • Ознакомление дошкольников с трудом взрослых

    Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых Информационный банк в помощь педагогам Тема «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых» Актуа...

  • Ознакомление дошкольников с родным краем

    Проект «Ознакомление дошкольников с родным городом» Наш долгосрочный социальный проект стал победителем в 3 районной ярмарке проектов "Методический проект". Проект «Ознакомление дошкольников с ро...

  • Ознакомление дошкольников с художественной литературой

    Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи "Влияние художественной литературы на развитие речи детей" Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет...

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...

  • Игры своими руками для дошкольников

    Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста b]Мастерим игры для детей своими руками. [/b] Дидактическое пособие А давай мы, пои...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Ведущая деятельность дошкольника

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Ведущий вид деятельности дошкольника

    Игра-ведущий вид деятельности дошкольников Игра — ведущий вид деятельности дошкольников «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через к...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...