Ознакомление дошкольников с природой

«Ознакомление дошкольников с природой»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Актуальность.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.

Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Концептуальность

Концептуальность опыта определяется следующими основополагающими принципами и приёмами:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края, который позволяет:

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения.

Принцип научности и доступности понятий:

на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

Ведущая педагогическая идея

Педагогическая идея – формирование природоведческой культуры у детей дошкольного возраста. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;

- прививать трудовые природоведческие навыки;

- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

Результативность опыта

Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.

Новизна опыта заключается в следующем:

- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

- в обогащении жизненного опыта;

- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

- в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Цель:

Воспитание экологически-грамотного, социально-активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

• формировать систему экологических знаний и представлений о природе (интеллектуальное развитие,

• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её,

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы,

• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.

www.maam.ru

Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края

Доклад

Тема: «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края"

Подготовила: Волкова О. Ю

Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы .

Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а так же формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. В этом возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Экологическое воспитание начинается именно со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Интерес к природе пробуждает у детей желание наблюдать, трудиться, играть, проявлять художественное творчество. При этом формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь .

Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

Воспитатели и родители – главные помощники в ознакомлении и общении малышей с этим миром!

В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.

В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. Проектный метод объединил в себе все методы ознакомления с природой: и наглядный, и словесный, и практический.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. В процессе детского исследования происходит получение ребенком конкретных познавательных навыков: обучение наблюдению, рассуждению, планированию работы, прогнозированию результатов, сравнению, анализу, обобщению, развитию познавательных способностей. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира .

Тип проекта:

• Групповой

• Долгосрочный

• Познавательно-творческий

Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике .

Задачи проектной деятельности, которые ставятся перед детьми при изучении природы родного края:

– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы;

– Осваивание ближайшего окружения;

– Расширение и систематизация элементарных географических экологических представлений;

– Формирование навыков постановки элементарных опытов;

– Формирование умения делать выводы на основе полученных результатов;

– Развитие эстетических ценностей природы;

– Умение выражать в творчестве полученные впечатления;

– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Проект включает три основных этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов;

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов .

Предполагаемые результаты проектной деятельности дошкольников в ознакомлении с природой родного края:

– проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы;

– бережное отношение к природе;

– стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

– овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;

– ознакомление с запрещающими и разрешающими экологическими знаками;

– формирование стремления к исследованию объектов природы;

– овладение навыками по обобщению полученных данных, установлению причинно-следственных связей;

– овладение навыками по правильному ухаживанию за растениями в уголке природы;

– опыт в проведении наблюдения за объектами живой и неживой природы;

– навыки в проведении простейших и сложных опытов, исследований объектов природы .

К экологическому проекту всегда привлекаются родители. Так как экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.

Заключение

Для развития мышления ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, ознакомление с природой родного края, в том числе и в процессе проектной деятельности.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев. : Радянска школа, 1973

Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М. : Молодая гвардия, 1986

Воронкевич О. В. Добро пожаловать в экологию! – СПб. :«Детство-пресс»; 2002.

Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг, М. : Просвещение, 1993.

Стрельцова, О. Б. Создание экологически развивающей среды / Стрельцова О. Б. // Творчество в детском саду – 2012 – № 2. – с .12-15

Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.

Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.

Иванова, Н. Н. Опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки к школе // Преемственность дошкольного и начального образования /под ред. Т. С. Комаровой, А. В. Найбауэр, О. А, Соломенниковой. – М. :РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. – с. 132-140

www.maam.ru

«Условия успешности ознакомления дошкольников с природой»

Воспитатель:

Кривоносова В . Я.

г. Троицк 2014 год.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней — одна из главных задач воспитателей и родителей.

Беречь природу, охранять ее богатства, заботиться о сохранности всего живого — долг каждого человека. Чтобы оберегать и любить природу по- настоящему, ее надо знать.

Поэтому, задача воспитателя — научить детей изучать жизнь природы, узнать, почему надо поступать в природе так, а не иначе.

В дошкольном возрасте у ребенка наблюдается огромная потребность понять окружающий мир. Своеобразие работы по экологическому образованию и воспитанию в детском саду заключается в том, что ребенок должен узнать этот окружающий мир.

Ребенок должен понять, как все вокруг взаимодействует между собой.

Поэтому, ознакомление детей с природой идет, в основном, нагляднодейственным путем: на экскурсиях, прогулках, во время наблюдений и труда в уголке природы, на огороде, цветнике. В работе с детьми по ознакомлению с природой мы используем такие методы: наблюдение, труд, опыт, игры, беседы, чтение художественной литературы, рассказы, сказки и просто удовлетворение любознательности детей во всех интересующих их вопросах.

Чем больше привязаны дети к родной природе, тем охотнее узнают ее мудрую жизнь, тем богаче становится для них мир.

Наблюдение - основной метод экологического воспитания в детском саду.

Наблюдение - это целенаправленное, планируемое, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира.

Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Наблюдению может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даем указания, на что следует обратить особое внимание. Например, провела беседу о лекарственных растениях, о птицах, о деревьях, которые растут у нас на участке сада.

Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями) . Формируя представление о каждом сезоне, мы направляли внимание детей на характерные особенности неживой природы — температуру, осадки и т.д., состояние растительности (деревьев, травяного покрова, цветущих растений) и животного мира (насекомых, птиц, животных) . Причем, беру наиболее яркие, неоднократно наблюдаемые в прошлом, признаки сезона.

При формировании обобщений о разных сезонах должны быть взяты одни и те же признаки. Уточняя и закрепляя знания детей о растительности участка и ближайшего природного окружения, проводила многократные наблюдения во все времена года.

Дети упражнялись в названиях растений, сравнении по коре, листьям, веткам, цветкам, плодам. Собирали небольшие букеты для вазы, делали вместе «икебаны». Собирали и засушивали листья, а затем делали осенние букеты.

Неоднократно проводили игры «С какого дерева листочек?», «Детки с ветки», «Отгадай по описанию», во время прогулок загадываю загадки.

Один и тот же объект в зависимости от цели наблюдения, а также от его состояния и особенности, дети наблюдают на разном расстоянии, с различных мест.

В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими - несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель. В основном используются длительные наблюдения.

В группах раннего возрастадетей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами, птицами. Эти наблюдения должны быть кратковременными, но должны часто повторяться.

В средней группе, кроме кратковременных, организуются и более длительные наблюдения. Например, за ростом и развитием растений, посеянных на земельном участке или в уголке природы.

В старшей и подготовительных группахдлительные наблюдения занимают наибольшее место.

Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы на земельном участке и в уголке природы.

Уголок природы дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения и позволяет удовлетворить любознательность детей.

Большую роль сыграли проведенные занятия «Знакомства с комнатными растениями», дидактические игры «Цветочный магазин», «Мое любимое растение», «Узнай по описанию» и др. Дети узнали, что комнатные растения — живые существа, их жизнь зависит от того, как мы заботимся и ухаживаем за ними. Растениям нужен свет, тепло, влага, почва, их надо поливать, рыхлить, мыть, пересаживать.

На окне огород. Сначала всходы, каждый день новые открытия. Оказывается, у моркови лист рассеченный, а у свеклы целый.

А как пахнет морковь? И т.д.

Объекты природы привлекают детей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, а с другой - будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов.

Невозможно воспитать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе. Дети ухаживают в огороде за овощами, цветами на клумбе, рыхлят, поливают, выдергивают сорняки. А самое главное, дети понимают, что в природе все взаимосвязано.

Ведь тепло и свет от солнца, воздух и вода необходимы живым существам. Значит, живая природа не могла бы существовать без неживой. Но и живая природа влияет на неживую.

Например, растения очищают воздух.

Все это помогает детям ощутить гармонию окружающей природы, почувствовать необходимость оберегать ее.

У детей любого возраста необходимо развивать способность к наблюдению. Это дает ребенку возможность не только воспринимать красоту природы, но и узнавать новое о животных и растениях, явлениях неживой природы. В процессе наблюдения дети подмечают особенности предметов.

Например, окраску цветов и величину листьев у растений, способ передвижения животных, издаваемые ими звуки, свойства снега или глины.

В процессе наблюдений стараюсь направлять внимание детей на характерные особенности объекта или явления, задаю вопросы, сообщаю что-то новое, предлагаю по возможности потрогать или не спеша рассмотреть.

Все это помогает детям проанализировать наблюдаемое и сделать соответствующие выводы. Дети умеют различать день и ночь, состояние погоды, солнечно или пасмурно, осадки (снег, дождь, град) .

Разрешаю детям, гуляя на природе, посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, поэкспериментировать. Все это вызывает у детей положительный эмоциональный настрой.

Учу детей делать из природных материалов поделки. Это сближает детей с природой, доставляет им радость созидания, творчества.

Когда занимаемся изготовлением поделок, дети рассматривают материал (семена, орехи, листья, ветки, желуди, еловые или сосновые иголочки) , ощупывают, исследуют. Таким образом, развивается восприятие детей, они начинают различать форму, цвет.

Работа с природным материалом развивает внимание, мышление, речь, мелкую моторику. Делали аппликацию из осенних листьев, изготавливали ромашки из семян клена, пингвинов из шишек ели, петушка из шишек сосны, изготовили букет роз из листьев клена.

Читаем детям стихи, загадываем загадки о природе, животных, растениях. Детская литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Произведения создают у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе.

В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Жидкова, А. Барто, С. Маршака, О. Высоцкой, Л. Толстого, Е. Чарушина живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных (собака, кошка, воробей, рыба) , а так же наиболее яркие явления неживой природы (дождь, снег, гроза) . Рекомендую книжки с хорошими иллюстрациями - «Пересмешник» Н. Сладкова, «Бобровый пруд», «Еж», «Что за зверь?» Е. Чарушина. Стихи «Одуванчик» Е. Москва, «Ромашка» М. Авдеева и т.д.

В детском саду используем рассматривание картин, как наглядный метод ознакомления с природой, что позволяет решать разнообразные задачи, уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать у детей эстетическое восприятие.

Картины должны быть выполнены художественно и иметь крупные размеры. Они дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменения природы.

Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений. Например, с дикими зверями, животными некоторых стран, детей можно познакомить лишь через картины. При ознакомлении детей с природой используем дидактические, сюжетные и художественные картины.

Это такие картинные серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Травянистые растения». Можно широко использовать такие художественные картины, как «Сирень», «Золотая осень» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Зеленый шум» А. Рылова, «Маки» П. Кончаловского, «Зима» И. Шишкина, «Домашние животные» А. Пластова.

Рассматривание художественной картины может сопровождаться прослушиванием музыки и поэтических произведений.

Отлично закаляют игры на воздухе, купания в реке, прогулки на лыжах. Любовь к природе делает нас добрее.

Свое впечатление от услышанного и увиденного дети отражают в играх, представляя себя то веселыми белочками, то пугливыми зайчиками, то ласковыми котятами.

Экспериментирование, так же, как игра, является естественным путем познания природы. Мы с детьми проводим эксперименты с почвой, водой, снегом, семенами и т.д. Все это приводит детей к логическому мышлению, развитию речи.

Углублению восприятия ознакомления с природой, совершенствованию знаний и навыков о ней служат праздники, концерты, организуемые в дошкольном учреждении. Праздничные утренники занимают особое место в системе ознакомления с природой. Это радость, веселье, торжество.

Формы празднования могут быт самыми разнообразными. Помимо проведения утренников, комплексных и тематических занятий, можно использовать и другие формы: концерты, развлечения.

Таким образом, экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях.

У детей воспитываем любовь к родной природе. Дети воспринимают и глубоко чувствуют ее красоту, умеют бережно относиться к растениям и животным, развивается память, внимание, кругозор детей, развивается творчество и художественное мышление, воображение, фантазия, обогащается словарный запас детей, развивается речь, происходит приобщение детей к регулярному труду.

Все это способствует успешной учебе в школе.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Консультация для воспитателей.

Тема:Ознакомление дошкольников с природой летом

Цель:напомнить воспитателям некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период времени.

Задачи:

  1. Напомнить воспитателям программное содержание ознакомления дошкольников с природой в летний период.
  2. Вызвать у воспитателей желание заниматься целенаправленным, хорошо планируемой работой по ознакомлению с природой.
  3. Установить доверительные отношения с коллективом дошкольного учреждения.

Методы и приемы:словесные (объяснение, пояснение, беседа) .

Используемая литература:

  1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Под. ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1981
  2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992.
  4. Как знакомить дошкольников с природой/ Под. ред П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1985.

План:

  1. Знакомим детей с природой летом.
  2. Ознакомление дошкольников с природой летом в разных возрастных группах.
  3. Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке ДОУ.

Ход:

  1. Знакомим детей с природой летом.

Приознакомлениидетейссезоннымиявлениямиприродыстержнемдолжныслужитьнеотдельныеявления, аосмыслениетого, какпротекаетжизньвприродевцелом. Наблюдениеявленийприродывразвитииобеспечитдетямболееглубокоеихпониманиеиподготовиткусвоениюпонятий"времягода","лето".

Нетболееблагоприятноговременидляобщениядетейсприродой,чемлето,ипоэтомумыдолжнысерьезноподготовитьсяклетнемупериоду. Чтобыорганизоватьинтересныенаблюдениядетей, воспитателямследуетхорошознатьпоследовательностьнаступлениятехилииныхявленийприродуместногокрая, экологиюрастенийиживотныхближайшегоприродногоокружения.

Работапоознакомлениюдошкольниковслетнимиявлениямиприроды, поддержаниеинтересакнейвомногомзависятотпланированияичеткопродуманнойорганизацииэколого-педагогическогопроцесса. Воспитателюнеобходимопомнить, чтодетидошкольноговозрастаактивнопознаютприроду, анекоторыерастения, которыеонинаходятвлесу, налугу, уводоемов, могутпредставлятьбольшуюопасность.

Вотпочемунамтакважнозаранеепознакомитьсястемирастениями, которыерастутвокругдетскогосада. Особоевниманиеследуетуделитьядовитымрастениям(дурман, беленачерная, болиголовпятнистый, пасленчерный, собачьяпетрушка) . Всемизвестныйландыш— одноизсамыхядовитыхрастений, новместестемэтолекарственноерастение.

  1. Ознакомление дошкольников с природой летом в разных возрастных группах.

Организуянаблюдениясдетьминапрогулкахиэкскурсиях, педагогзнакомитихсхарактернымиотличительнымипризнакамилетнегосезона, воспитываетунихспособностьлюбоватьсякрасотойроднойприроды.

Так, вмладшейгруппедетейзнакомятснаиболееяркими, характернымидляэтоговременигодаявлениями, которыеонимогутнаблюдать: сталотепло, иногдабываетжарко, светитсолнце, идетдождь, дуетветер, появляетсялуна. Детиустанавливаютзависимостьиходеждыотпогоды.

Всреднейгруппе, опираясьнапрошлыйопытдошкольников, педагогпродолжаетзнакомитьихсхарактернымиявлениямилетнейприроды, обращаетвниманиенато, чтосолнцегреетсильнееибольшеотдаеттепла, чемзимой, дуеттеплыйветер, идутдожди, гремятгрозы. Детинаблюдаютзадвижениемоблаковиустанавливаютпростейшиесвязи: яркосветитсолнце, становитсяжарко, последождя(грозы) природазаметнооживает, воздухделаетсяособенносвежим, трава, цветы, деревья— чистымииблестящими. Ониузнают, чтодлялетахарактернытакиеявленияприроды, какяркоесолнце, чистоенебо, жара, теплыедожди, грозы.

Детейстаршегодошкольноговозраставоспитательучитраспознаватьсостояниепогодыпорядупризнаков(подвижениютуч, поведениюживотных, птиц, насекомых, земноводных) иопределятьеесоответствующимсловом-термином. Постепенноониначинаютсоотноситьсостояниепогодыслетнимвременемгода. Дляэмоциональногоосвоениязнаний, формированияпознавательногоотношениякприроделетомпедагогамследуетиспользоватьзагадки, поговорки,присказки, народныеприметы, чтопозволитрасширитьпредставлениядетей, развитьихнаблюдательность. Постепенновсловарьдошкольниковвводятсяслова, характеризующиетоилииноесостояниепогоды(знойныйветер, тихийветерок, солнечнаяпогодаидр.) .

Наосновезнакомстваснароднымиприметами(небольшойдождьлетнимутром— днемхорошаяпогода; усилениеветрапослепродолжительнойтихойпогоды— кдождю; когдавидятрадугу, ждутпеременпогодыидр.) детиучатсяподмечатьизменениявприроде, прогнозироватьсостояниепогоды.

  1. Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке ДОУ.

Созданиеусловийдляинтереснойисодержательнойдеятельностидетейлетомнаучасткедошкольногоучреждениятакжеимеетбольшоезначение.

Занятияиповседневнуюработунаогородеивцветникеследуетгруппироватьповидам(выращиваниеовощейицветов) накаждомизпоследовательныхэтаповработы(уходзарастениями, сборииспользованиеурожая) . Важно, чтобыдетейнепростоувлекалаперспективавыраститькрасивыецветыивкусныеовощи. Онидолжныосознатьнеобходимостьсистематическогоуходазарастениями(полив, рыхлениепочвы, прополка, прореживание, подкормкаидр.) . Приэтомребятадолжныруководствоватьсяособенностямистроениярастений, периодомростаиразвитияиихпотребностями.

Например, старшиедошкольникимогутпропалыватьгрядки, чтобысорнякинемешалиростукультурныхрастений. Дляэтогодетейнеобходимонаучитьихразличать.

Детямследуетдаватьзадания, требующиевнимательногонаблюдениязасостояниемрастений. Старшиедошкольникимогутзаметитьирассказать, чтоизменилось: появилисьновыелистья, бутоны, цветы.

Педагогпривлекаетдетейкучастиювовсехвидахработпоуходузарастениями, воспитываетсамостоятельность. Этоукрепляетунихуверенностьвсвоихсилах, формируетдобросовестноеотношениекаккинтересной, такинеоченьинтереснойработе.

Следуетследитьзатем, чтобыпоставленнаяцельбылапосильнаребенку. Обогащениюизакреплениюзнанийорастенияхогородаицветника, повышениюинтересакихвыращиваниюспособствуютпраздникцветов, сборурожаяипраздникурожая.

Полезныидидактическиеигры"Вершкиикорешки", "Восадули, вогороде", "Составьбукет", "Чтогдерастет?" идр. Изрисунковдетейможносоставитьальбом"Нашицветы".

Дополнительная литература:

  1. Тимофеева И., Щербина Н. Здравствуй, лето!/ И. Тимофеева, Н. Щербина// Дошкольное воспитание. – 2002. - №7 – С. 22
  2. Богданец Т. Экологическое знание – первое представление о мире/ Т. Богданец// Дошкольное воспитание. – 2003 - № 12 – С. 52
  3. Пожиленко Е., Игнатьева Е. Знакомим детей с окружающем и развиваем речь/ Е. Пожиленко, Е. Игнатьева// Дошкольное воспитание. – 2005 -№5 – С. 36
  4. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим/ Т. Зерщикова, Т. Ярошевич// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. – С. 3

По теме:

Материал nsportal.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Значение экологического воспитания дошкольников

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

Без приближения детей к природе и широко использования её в воспитательно-образовательной работе ДОУ, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту.

Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине. Законы природы выражают связь между отдельными явлениями. Познание природы, проникновение в её причинно- следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способствует формированию научного мировоззрения.

1.2. Исторический аспект экологического

воспитания дошкольников

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.

Окраска, форма, запах цветов и плодов, пение птиц журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих учёных – К. И. Тимирязева, И. В. Мичурина, писателей, художников и композиторов – А. С. Пушкина, М. Пришвина, В. И. Бианки, И. Левитана, А. К. Саврасова, П. И. Чайковского.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их развития.

Ознакомление дошкольников с природой передает объём знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.

1.3. Формы экологического воспитания дошкольников

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала.

Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

Экскурсия– это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.

Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок.

Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия.

В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.

Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Прогулки– ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных.

На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы.

На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.

Работа на земельном участке– на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы– работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

1.4. Методы ознакомления дошкольников с природой

Наглядные методы

Наблюдение– это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений.

Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.

Рассматривание картин– картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины.

Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

Учебный экран- при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы

Дидактические игры- в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры- игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах.

Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.

Подвижные игры природоведческого характера -связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

Труд в природе– организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты- это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи.

Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

Словесные методы

Рассказ воспитателя– рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.

Беседа– выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.

Чтение художественной литературы– детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

1.5. Краткие выводы по главе 1

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование.

Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами.

Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты Земля.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА

2.1. Краткая характеристика коллектива детей и итоги констатирующего этапа исследования

Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» в подготовительной группе. В эксперименте приняло участие 20 детей и их родителей.

Опытно-педагогическое исследование началось с анкетирования родителей. Родителям было предложено ответить на шесть вопросов. Анкеты были именные и открытые. Были предложены следующие вопросы:

1. Любит ли ваш ребёнок бывать на природе?

2. Ухаживает ли ваш ребёнок за растениями?

3. Знаете ли вы как знакомить дошкольников с природой?

4. Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

5. Наказываете ли вы ребёнка за грубое отношение к природе?

6. Нужна ли информация в родительском уголке по экологическому воспитанию дошкольников?

В анкетировании приняло участие 20 родителей. После обработки анкет были получены следующие результаты:

№ вопроса

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Ознакомление дошкольников с окружающим миром

    Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством экспериментирования Лето необыкновенное время года. Сколько интересного происходит вокруг. Как много можно узнать об окружающем нас мире....

  • Ознакомление дошкольников с трудом взрослых

    Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых Информационный банк в помощь педагогам Тема «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых» Актуа...

  • Ознакомление дошкольников с родным краем

    Проект «Ознакомление дошкольников с родным городом» Наш долгосрочный социальный проект стал победителем в 3 районной ярмарке проектов "Методический проект". Проект «Ознакомление дошкольников с ро...

  • Ознакомление дошкольников с художественной литературой

    Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи "Влияние художественной литературы на развитие речи детей" Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Познавательная деятельность дошкольников

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельно...

  • Правовое воспитание дошкольников

    Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников» Обобщение педагогического опыта работы по правовому воспитанию дошкольников. Не одно поколение специалистов ставило перед собой во...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Экологическое образование дошкольников

    Экологическое образование дошкольников В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что...