Пояснительная записка
Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии.
Дети также не готовы к школе из-за педагогической запущенности, в результате недостаточного освоения игровой деятельности. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость, а также приобретают еще и отрицательное отношение к школе и к учебе вообще, поскольку в классе постоянно испытывают неуспех. Эти дети нуждаются в помощи психолога, целью которой является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации. Эта работа включает в себя: диагностику показателей готовности ребенка к школе; прогнозирование на ее основе школьных трудностей; построение системы коррекционно-развивающей работы с дошкольником. Изучая эту проблему, можно выделить несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. Все дети разные, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) развитие познавательных процессов;
6) умение фантазировать;
7) проявление самостоятельности.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Задачи:
1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей старшего дошкольного возраста.
2. Корректировать нарушения деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
3. Работать над профилактикой и коррекцией нарушения зрения, осанки и физического самочувствия детей.
4. Просвещать родителей и педагогов по подготовке детей к школе, повышать их психолого-педагогическую культуру.
Программа «В стране знаний» состоит из 30 развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрические рисунки, увеличивается темп выполнения задания.
Задания и упражнения на занятии можно использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.
Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:
1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
4. Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
5. Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
6. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
7. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
8. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.
Развитие произвольной познавательной деятельности у детей
Формы организации занятий
Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8-12 человек). Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю педагогом-психологом.
Структура развивающих занятий
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.
Ожидаемые результаты
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к школе.
Разработанная программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе. Так же она может быть интересна педагогам-психологам начальных школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к школьному обучению.
Этапы реализации программы: с октября по апрель месяц включительно.
Календарно-тематическое планирование
Занятие 1
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Игра «Какой фигуры не стало? » (на развитие зрительной памяти и внимания) ;
• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Хрюшка Буся»;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;
• Рисование графического узора под диктовку;
• Пальчиковая гимнастика «Разминка»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .
Занятие 2
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Игра «Какой фигуры не стало? »;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приглашение на обед»;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;
• Рисование графического узора под диктовку;
• Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .
Занятие 3
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи) ;
• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;
• Рисование графического узора под диктовку;
• Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Разминка»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .
Занятие 4
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания) ;
• Игра «Стираем и сушим белье» (на развитие зрительной памяти) ;
• Пальчиковая гимнастика «Помощники»;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;
• Рисование графического узора под диктовку;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения.
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .
Занятие 5
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления;
• Игра на развитие осязательной памяти;
• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;
• Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти) ;
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья»; «Пальчики здороваются»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .
Занятие 6
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;
• Упражнение на развитие способности к переключению внимания;
• Игра на развитие логического мышления;
• Игра на развитие зрительной памяти;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Мишка и шарик»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .
Занятие 7
Содержание занятия
• Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Игра на развитие логического мышления и речи;
• Игра на развитие осязательной памяти;
• Игра «Что бывает» (на развитие внимания и сообразительности) ;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Наш малыш»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .
Занятие 8
Содержание занятия
• Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Упражнение на развитие логического запоминания;
• Игра «Веселые спортсмены» (на развитие активного внимания) ;
• Игра «Живая страница» (на развитие пространственной ориентировки) ;
• Упражнение на расслабление и концентрацию;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Шалун»;
• Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .
Занятие 9
Содержание занятия
• Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу) ;
• Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;
• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;
• Упражнение на развитие ассоциативной памяти;
• Энергетическое упражнение «Точки мозга»;
• Ленивые восьмерки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Ласковые ручки»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 10
Содержание занятия
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Игра «Третий лишний»(на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку) ;
• Упражнение на развитие механической зрительной памяти;
• Упражнение на развитие ассоциативной памяти;
• Упражнение «Единственное и множественное число» (на развитие речи, мышления, памяти) ;
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;
• Упражнение «Художники»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»;
• Профилактика нарушения зрения;
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 11
Содержание занятия
• Игра «Подбери слово в рифму» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на расслабление и концентрацию.
• Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления;
• Упражнение на развитие зноково-символической функции памяти;
• Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;
• Упражнение «Назови одним словом»;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Слоненок Шуша»;
• Упражнение «Художники»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «В Африке»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 12
Содержание занятия
• Игра «Добавь словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;
• Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления) ;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Странный сон»;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Комарик»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 13
Содержание занятия
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие зрительно-логической памяти;
• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;
• Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти;
• Игра «Говори наоборот» (на развитие мышления и речи) ;
• Игра «Назови отличия» (на развитие внимательности и наблюдательности) ;
• Дыхательное упражнение «Обезьянки»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Лягушата»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 14
Содержание занятия
• Упражнение «Будь внимательным» (на развитие внимания) ;
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;
• Упражнение «Пары фигурок» (на развитие зрительно-логической памяти) ;
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;
• Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления) ;
• Упражнение «Счастливые Хрюши» (на развитие внимания) ;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Черепашки»;
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 15
Содержание занятия
• Игра «Слушай внимательно» (на развитие внимания) ;
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие речи, мышления и воображения;
• Игра «В снежки»;
• Игра «Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности) ;
• Игра «Витрина магазина» (на развитие объема внимания и наблюдательности) ;
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 16
Содержание занятия
• Игра «4 стихии» (на развитие внимания) ;
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Игра «Пары фигурок» (на развитие зрительной опосредованной памяти) ;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредованной памяти;
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;
• Упражнение на развитие мышления, речи, воображения;
• Игра «Снеговики» (на развитие внимания и наблюдательности) ;
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 17
Содержание занятия
• Этюд «Сколько звуков» (на развитие внимания, мышления) ;
• Игра «Добавляй пропущенные слова» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;
• Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;
• Игра «Определения (на развитие речи и вербального мышления) ;
• Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать) ;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 18
Содержание занятия
• Игра «Сравни» (на развитие мыслительной операции) ;
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;
• Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;
• Упражнение «Закончи фразу» (на развитие мышления) ;
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;
• Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать) ;
• Игра на развитие мышления и воображения;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Чудачка»;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 19
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;
• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Упражнение на развитие сообразительности;
• Игра «Колумбово яйцо» (на развитие мышления) ;
• Игра «Назови детенышей домашних животных» (на развитие речи) ;
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;
• Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 20
Содержание занятия
• Игра «Отвечай быстро» (на развитие логического мышления, сообразительности) ;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Плохой сторож»;
• Игра на развитие внимания;
• Упражнение «Продолжи фразу» (на развитие речи и мышления) ;
• Упражнение «Разрезные квадраты» (на развитие мышления) ;
• Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 21
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Лиса и рак»;
• Игра на развитие внимания;
• Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;
• Игра «Нахождение слов» (на развитие мышления) ;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Рыбки шалунишки»;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 22
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Ворона и рак»;
• Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления) ;
• Игра «Внимание» (на развитие внимания) ;
• Игра «На что похоже» (на развитие воображения) ;
• Упражнение «Ухо — нос»;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Забавный случай»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 23
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов;
• Упражнение «Разрезные предложения» (на развитие мышления и памяти) ;
• Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;
• Игра на развитие внимания;
• Упражнение «Ухо — нос»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Кулак — ребро — ладонь»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 24
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Мышки - шалунишки»;
• Игра на развитие внимания;
• Упражнение на развитие ассоциативного запоминания;
• Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;
• Игра «Учимся объяснять образное сравнение»;
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Кулак — ребро — ладонь»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 25
Содержание занятия
• Игра на развитие внимания;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Галка и голубь»;
• Игра «Двадцать вопросов» (на развитие мышления, речи и воображения) ;
• Игра на развитие воображения «Что это? »;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Кулак — ребро — ладонь»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .
Занятие 26
Содержание занятия
• Игра «Внимание» (на развитие внимания, пространственного воображения) ;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Шла собака по тропинке»;
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие зрительно-ассоциативной памяти) ;
• Упражнение «Сравнение предметов» (на развитие мыслительной операции) ;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Солнце»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Разноцветные гномы» (на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, связной речи) .
Занятие 27
Содержание занятия
• Игра «Что где находится» (на развитие пространственных понятий, зрительного восприятия, внимания) ;
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;
• Игра «Внимание»;
• Упражнение «Сравнение предметов» (на развитие мыслительной операции) ;
• Обучение приемам образного запоминания слов;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Солнце»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Разноцветные гномы» (на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, связной речи) .
Занятие 28
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Бусы»;
• Игра «Внимание»;
• Упражнение на развитие приемов последовательного запоминания слов;
• Игра «Определи понятие»;
• Упражнение на развитие мышления;
• Игра «Ухо — нос»;
• Игра «Ищем нелепости» (на развитие внимания, мышления) ;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Что где находится» (на развитие пространственных понятий, зрительного восприятия, внимания) ;
Занятие 29
Содержание занятия
• Игра «Внимание»;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Медведь»;
• Упражнение на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире;
• Игра на развитие внимания;
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Паровозики» (на развитие зрительного восприятия, логического мышления, речи) .
Занятие 30
Содержание занятия
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;
• Игра «Внимание»;
• Упражнение «Разрезные картинки» (на развитие мышления и воображения) ;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приставалочка»;
• Игра «Запомни фразы»;
• Игра «Назови слова наоборот» (на развитие речи) ;
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Дождик»;
• Игра «Паровозики» (на развитие зрительного восприятия, логического мышления, речи) .
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным
возможностям.
4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.
5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития
дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.
6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.
7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья
и здорового образа жизни.
В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:
А. Нормализация учебной нагрузки:
– отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
– разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;
– приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;
– разработка методик физиолого-гигиенической и психологической
оценки и мониторинга педагогических инноваций.
Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
– разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;
– превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;
– привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
В. Создание адаптивной образовательнойсредыдля детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.
Основными психологическими новообразованиямидошкольного возраста являются следующие:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л. С. Выготский) .
2. Возникновение первичных этических инстанций (Л. С. Выготский) .
3. Возникновение соподчинения мотивов (А. Н. Леонтьев) .
4. Возникновение произвольного поведения (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец) .
5. Возникновение личного сознания (А. А. Леонтьев) .
Из сказанного видно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже психологически готов если не к школе (проблема готовности к школе – особая проблема) , то во всяком случае к деятельности учения.
Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В. В. Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку... осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д.
Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающее-образовательные задачи.
«Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения ими «школьных» технологий (пусть даже «развивающих») с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей» (В. В. Давыдов. Последние выступления. – Рига, 1998, с. 45–47.)
В Образовательной системе «Школа 2100» выделены четыре линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и определяют содержание и дидактику предшкольного образования.
Проблему отбора содержания предшкольного образования сегодня
невозможно решить без опоры на принцип минимакса. В программе определена нижняя граница, или нижний уровень, – то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложена верхняя граница, или верхний уровень, – то содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Механизм оценки результатов освоения программы:
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л. И. Божович (1968) , характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка.
Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития.
Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет.
Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:
физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимается под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев) . Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника») ; формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста.
Дошкольник Младший школьник
Общее
Восприимчивость, внушаемость, податливость Отзывчивость, способность к сопереживанию Общительность, большая подражаемость Легкая возбудимость, эмоциональность Любознательность и запечатлеваемостъ Устойчивое бодрое и радостное настроение Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими. Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности Пластичность нервной системы Подвижность, непоседливость Импульсивность поведения Общая недостаточность воли Неустойчивость, непроизвольность внимания
Особенное
Первоначальное формирование личности на основе возникновения соподчинения мотивов, связанное с их борьбой
Формирование первых этических инстанций и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к другим людям
Образование «детского общества»
Развитие самооценки и притязаний как выражение социальной активности
Преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры
Связь наиболее сильных переживаний с окружающими
Наибольшая значимость первого круга общения (семья)
Правдивость, открытость
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее времяк числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка- личностного, социального, когнитивного.
О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в государственных документах: «Федеральной целевой программе развития образования» и «Приоритетныхнаправлениях развития образовательной системы РФ».
Программа «Подготовка детей к школе» составлена на основеПрограммы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Преемственность», которая разработана ведущими специалистами дошкольного и начального образования, методических рекомендаций «Дошкольное обучение: подготовка к школе» (авторский коллектив: Федосова Н. А. «От слова к букве», Волкова С. И. «Математические ступеньки», Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Щирова А. И. и др. «Волшебный мир народного творчества» – М., «Просвещение», 2011, Образовательная система «Школа России»)
Программа «Преемственность» позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе, не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и даёт возможность подготовить ребёнка к обучению по любой системе.
Данная программа скорректирована, так как образовательная программа «Преемственность» рассчитана на обучение в течение 1 года, поэтому она не может быть реализована полностью. В связи с этим в данной программе заложен тот минимум содержания, который позволит обеспечить каждому ребёнку необходимые стартовые возможности для обучения в первом классе.
Программа «Подготовка детей к школе» предназначена для организации подготовки детей 6 -7 лет к обучению в школе, не посещающих ДОУ.
Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования. Реализация цели предполагает решение ряда задач.
1. Создание развивающей среды.
2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
3. Формирование опыта самопознания.
Программа «Подготовка детей к школе» позволяет организовать системную подготовку детей к обучению в школе. Организация подготовки детей к школе по данной программе предусматривает проведение занятий на базе школы 1 раз в неделю. Занятия имеют продолжительность 30 минут.
Подготовка к обучению начинается с 1 марта и заканчивается вмае. Продолжительность учебных занятий – 10 недель.
Содержание программы обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа состоит из разделов:
1.Обучение грамоте и развитие речи.
2.Математика.
(1 голосов, средний: 5.00 из 5) Загрузка ...
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л. И. Божович (1968) , характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка.
Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития.
Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяюттри основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, этообщее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитаниеумения произвольно управлятьсобой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет.
Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих,формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельныестороны готовности к школе:
физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимается под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев) . Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержаниеинтеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированностьна зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Подличностной и социально-психологической готовностьюпонимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника») ; формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют терминомпсихологическая готовностьв отличие от нравственной и физической.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста.
Дошкольник Младший школьник
Общее
Восприимчивость, внушаемость, податливость Отзывчивость, способность к сопереживанию Общительность, большая подражаемость Легкая возбудимость, эмоциональность Любознательность и запечатлеваемостъ Устойчивое бодрое и радостное настроение Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими. Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности Пластичность нервной системы Подвижность, непоседливость Импульсивность поведения Общая недостаточность воли Неустойчивость, непроизвольность внимания
Особенное
Первоначальное формирование личности на основе возникновения соподчинения мотивов, связанное с их борьбой
Формирование первых этических инстанций и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к другим людям
Образование «детского общества»
Развитие самооценки и притязаний как выражение социальной активности
Преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры
Связь наиболее сильных переживаний с окружающими
Наибольшая значимость первого круга общения (семья)
Правдивость, открытость
Подготовка детей к школе в детском саду
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе “Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих...
Скачать задания для подготовки к школе
Подготовка руки к письму. Уважаемые родители, распечатайте, пожалуйста, предложенные варианты заданий. Это поможет вашему ребенку закрепить пройденное на занятиях. Для этого необходимо открыть из...
Разработки занятий по подготовке детей к школе
Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний». Пояснительная записка Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и пс...
Подготовка к школе дошкольников
Подготовка дошкольников к школе Тема: «Подготовка дошкольников к школе» Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г. Алексеевки Белгородской обл. Многие дети,...
Подготовка ребенка к школе занятия
Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний». Пояснительная записка Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и пс...
Дошкольная подготовка детей к школе программа
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (рабочая программа) Пояснительная записка Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается а...
Подготовка к школе детей с нарушением зрения
Из опыта работы специалистов ДОУ по подготовке слабовидящих детей к школьному обучению. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские...
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе “Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих...
Психологическая подготовка к школе
Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу!» Цель: 1. Психологическая подготовка детей к школе. 2. Развитие эмоционально-личностной сферы психики детей. 3. Развит...
Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Школа Деда Всеведа» Программное содержание: Учить нестандартно мыслить, предлагать неожиданные оригинальные...
Подготовка до школы психологические занятия
Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу!» Цель: 1. Психологическая подготовка детей к школе. 2. Развитие эмоционально-личностной сферы психики детей. 3. Развит...
Методика подготовки к школе дошкольников
План работы по самообразованию. Тема: «Использование инновационных методик в подготовке детей к школе» Цель: Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школ...
Подготовка детей к школе конспекты занятий
Конспект занятия по подготовке детей к школе Цель: Формировать у детей устойчивую позицию школьника. Задачи: 1. Формировать положительное отношение к школьному обучению; социально-личностную и во...
Подготовка ребенка к школе в домашних условиях
Подготовка к школе дома :: собираемся в школу :: Мама. Ру Екатерина Хломова06.12.2012 в 19:04 Детский и семейный психотерапевт Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе? Чёткое и строг...