Подготовка школы к инклюзии

-способность принимать детей с ограниченными возможностями здоровья,

-стремление к построению инклюзивной образовательной среды,

-ориентация на открытость и сотрудничество в процессе взаимодействия субъектов инклюзивного образования, установка на конструирование коррекционно-развивающей среды,

-стремление к преобразованию собственного опыта, учитывая ценностные характеристики инклюзивного образования.

Операционально-деятельностный критерий

-способность выявлять особые образовательные потребности и потенциальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья,

-умение строить процесс совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием,

-умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами инклюзивного образования,

-способность проектировать коррекционно-развивающую среду в инклюзивном образовании,

-умение изменять собственную профессиональную деятельность для эффективной организации инклюзии.

Рефлексивно-оценочный критерий

-умение анализировать контекст затруднений и проблем как отдельных детей, детского коллектива, так и в целом организацию инклюзивного образования;

-способность оценивать результаты построения инклюзивной образовательной среды;

-умение выявлять эффективные и не эффективные способы организации взаимодействия субъектов инклюзивного образования;

-способность оценивать действенность созданной коррекционно-развивающей среды;

-умение адекватно оценивать собственную профессиональную деятельность, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в области инклюзивной образования.

В соответствии с данными критериями был составлен тест, в котором включающий педагогам предлагалось оценить себя по 9-ти балльной системе. В результате было выявлено, что кроме необходимых специфических знаний и умений в области специальной педагогики и психологи, педагоги отмечают:

-проблемы в подборе технологий, приемов и методов развития в совместной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников;

-сложности конструирования коррекционно-образовательного процесса с учетом психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

-трудности организации детского коллектива и партнерских отношений со всеми участниками инклюзивного процесса.

Однако наибольшую сложность вызывает понимание сущности и основных составляющих инклюзивного образования. В целом отношение к инклюзии и мотивация к реализации инклюзивной практики у педагогических работников различна: от понимания необходимости, нацеленности на изменение педагогической деятельности до резких высказываний и отрицания положительных влияний инклюзивного образования.

В результате проведенного практического исследования мы подтвердили необходимость организации специальной подготовки, а также выявили содержательные направления развития профессиональной компетентности у педагогов в области инклюзивного образования.

Ведущей идеей стала подготовка педагогов, организованная посредством реализации модульной программы развития профессиональной компетентности. Здесь большую помощь оказало нам участие школы в общероссийском проекте «Школа цифрового века».

Мы активно участвуем в нем с 2011 года. На сегодняшний день в проекте участвуют 37 педагогов, которые имеют возможность бесплатно проходить модульные курсы повышения квалификации в педагогическом университете «Первое сентября». В 2013 году в университете появилась серия модулей под общим названием «Инклюзивный подход в образовании». За 2013-2014 годы в нее постепенно было включено 6 модулей по 6 часов:

  1. Инклюзивное образование: история и современность.
  2. Основные педагогические технологии инклюзивного образования.
  3. Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты.
  4. Специальные условия инклюзивной школы.
  5. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма.
  6. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ.

По состоянию на май 2013 года от 2 до 4 модулей прошли более 20 человек. Свидетельства пришли на адрес школы, копии хранятся в методическом кабинете и в личных делах педагогов. Следующая рассылка свидетельств (за июнь – декабрь 2014 года) ожидается в феврале.

Как администратор проекта я могу следить за ходом записи учителей на курсы через сайт проекта «Школа цифрового века». Знаю, что подавляющее большинство прошли и очередные 2 модуля.

Причем данная программа нацелена на становление педагога инклюзивного образования, внесение конструктивных изменений в его профессиональную деятельность и обеспечение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках этого же проекта каждый педагог нашей школы получил возможность доступа к полному пакету электронной подписки на газету «Первое сентября» и профессиональные приложения к ней. Мы размещаем всю эту подписку в локальной сети школы, доступ к которой имеется в каждом учебном кабинете с рабочего места учителя.

В комплект этих изданий входит журнал «Здоровье детей», в каждом номере которого печатаются материалы в рубриках «Инклюзивное образование» и «Коррекционная педагогика». С 2011 года мы собрали богатейшую коллекцию материалов в печатном и электронном виде, которые оказывают неоценимую помощь в работе и учителям, и специалистам, и руководителям школы.

Практика подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования организовывалась по-разному.

Кроме дистанционных модулей, информационной поддержки, наши коллеги прошли курсы по инклюзивному образованию в сентябре 2014 года на базе регионального Центра реабилитации и коррекции. В их работе участвовали Грунтова Е. Г., заместитель директора, курирующий работу с инвалидами, Семерей В. И., руководитель ЦДО, педагог-психолог Богомолова Ю. А., и учитель-логопед Фирсова О. Г.

30 педагогов, работающих в ЦДО, прошли обучение в 2010-2011 годах на курсах, которые провели на базе нашего учреждения представители Московского центра образования «Технологии обучения» по теме «Организация дистанционного обучения детей-инвалидов через применение «Интернет-технологий». Здесь также частично затрагивались проблемы инклюзивного образования.

В течение 2012-2014 годов все руководящие кадры прошли обучение по программе «Менеджмент а образовании»: Симонова В. М., директор школы, - в г. Якутске; Макарова И. В., зам.дир. по УВР, - в Магаданском филиале Санкт-Петербургской академии управления и финансов; заместители директора Белоусова О. С., Кулакова Н. В., Грунтова Е. Г. и Симонов А. Н. прошли профессиональную переподготовку в объеме 520 часов в Сибирском институте непрерывного дополнительного образования (г. Омск) – дистанционно. Они успешно защитили дипломные работы и получили дипломы с правом ведения профессиональной деятельности по специальности «Менеджмент в образовании».

Во втором случае программа развития профессиональных компетенций реализовывалась в ходе опытно-экспериментальной деятельности нашего образовательного учреждения, в рамках которой осуществлялось внутрифирменное обучение. С 2012 года в нашей школе функционирует городская экспериментальная площадка «Создание универсальной безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию детей-инвалидов в образовательный процесс».

При этом подготовка проводилась для всех педагогических работников учреждения, т.е. педагогической команды. Сейчас творческая команда школы готовит еще одну программу – теперь уже областного эксперимента, в основе которой также лежат новые методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и группы риска, которые, по нашему мнению, позволят повысить уровень их социально-педагогической и психологической адаптации к учебе.

Промежуточные итоги опытно-экспериментальной работы были подведены на заседании педагогического совета «Обучение и социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве школы», состоявшемся 30 декабря 2014 года, где были отмечены успехи работы в данном направлении и намечены перспективы дальнейшего развития.

В заключении хочу отметить, что учитель – это творческая профессия, мерилом которой является практика, много практики. В инклюзивной школе без рефлексивного и творческого отношения педагога к обучению ребенка с ОВЗ практически невозможно обеспечить его качественное доступное образование.

Новый тип педагога инклюзивной школы (которыми к 2016 году должно стать большинство, в соответствии с принятой в регионе концепцией) заключается в умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в способности проявлять исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает.

Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно создать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать далее nsportal.ru

Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы | Наш слух: слухи и факты о слухе

Автор: Комлева Г. М., руководитель отдела коррекции и реабилитации глухих и слабослышащих ОУ ЦППРи К «Благо», учитель-дефектолог (сурдопедагог) высшей кв. кат.

Программа инклюзии предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах в одном классе с обычными детьми. Поскольку для России это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения такого обучения: Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе?

Какие проблемы у него возникнут? Готова ли школа к обучению таких детей? Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы?

Чтобы понять, что дает инклюзия, мы обратились к специалистам, которые работают со слабослышащими детьми: учат их, готовят к учебе в школе, работают в специальной школе. Предлагаем вашему вниманию первую из намеченной серии статей.

Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти.

В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт.

Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.

В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation) , интеграция (от лат. integratio - соединение, восстановление) , мэйнстриминг (mainstreaming) , инклюзия (от англ. inclusion - включение) . Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе.

Десегрегация школ

Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми.

Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».

Плюсы:

  • Педагогами таких учебных заведений являются профильные дефектологи (тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги) , знающие особенности детей, методы и методики обучения. Учебные заведения оснащены всем необходимым для обеспечения обучения: звукоусиливающая аппаратура для плохослышащих, тифлотехника для плоховидящих, ортопедическая техника для детей-опорников и пр.

    ТИФЛОТЕХНИКА - отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения.

Минусы:

  • Дети с проблемами здоровья изолированы в значительной мере, как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников, и замыкаются в особый социум, внутри которого и осуществляется специальное образование.

Мэйнстриминг

Мэйнстриминг - программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.

Плюсы:

  • Развитие таких важных навыков и личностных качеств учащихся, как:
  • социальная компетентность (гибкость, эмпатия и заботливость, способность позитивной коммуникации, креативность) ;
  • навыки решения проблем (умение вырабатывать альтернативные решения, планировать) ;
  • независимость, ощущение силы, уверенности, самоуважение, эффективность, самоконтроль, адаптивное дистанцирование (например, умение сказать «нет», не быть втянутым в опасную ситуацию) ;
  • навыки целеполагания (формирование нормальных, или «здоровых», ожиданий и установок, умение до определенной степени контролировать окружение, целеустремленность) .

    ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia - сопереживание) - категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне.

Минусы:

  • Общение ограничивается временными рамками мероприятия и часто носит формальный характер. Обе стороны могут быть не удовлетворены своими отношениями со сверстниками.

Интеграция

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.

Плюсы:

  • Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
  • Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.

Минусы:

  • Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.

    ПОЛИЛОГ - разговор многих участников (ср. диалог - разговор двух участников)

  • Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
  • Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
  • По мере осознания себя непохожими на других, неслышащие дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
  • Неслышащий ребенок, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
  • Дети с тяжелой потерей слуха редко приобретают себе друзей среди слышащих, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
  • Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.

Практика показала, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями.

В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В. И. Лубовский назвал «вынужденной интеграцией».

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) - это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование - новый подход для российского образования.

Плюсы:

  • Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
  • Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
  • Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
  • Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы: В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех») , но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех») . До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

  • Отсутствие гибких образовательных стандартов.
  • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
  • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
  • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.) .
  • Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

В Москве проекты по развитию инклюзивного образования выполняются на уровне окружных управлений образования и экспериментальных площадок в образовательных учреждениях. Так ГОУ Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации для детей с нарушениями слуха и речи «Благо» Западного окружного управления образования проводит работу по обеспечению психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного обучения с 2003 года. В Центре накоплен большой практический и методический опыт по инклюзии, разработана модель инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательных школах г. Москвы.

Департамент образования г. Москвы понимает необходимость создания единого инклюзивного пространства. В настоящий момент ведется работа по созданию в каждом округе Ресурсного центра, курирующего работу по инклюзивному обучению в своем округе и входящего в городской единый Ресурсный центр.

Вы должны быть авторизованы, чтобы добавить комментарий.

Рубрики

Подробней www.otoskop.ru

Статья "Педагог инклюзивной школы".

Скачать материал

Педагог инклюзивной школы.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении.

Одним из таких изменений стало развитие идей обеспечения равного доступа к образованию как одной из общественных ценностей различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление барьеров общественной дискриминации и развития сообщества, включающего «разных как равных».

Инклюзивное образованиеявляется одной из составляющих поликультурного образования. Это новая область педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких

слоев общественности. Таким образом, образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов современности.

Оно требует создания максимально доступного и эффективного образовательного пространства, которое будет организовано с учётом всех индивидуальных особенностей обучающихся и включения в него не только учеников, но и учителей, родителей и специалистов помогающего профиля. Одним из ключевых является педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс.

Такой взгляд на человека и условия его самореализации и адаптации в мире не может не менять представлений об образовании, его целях. Изменяются и требования к профессионализму педагога.

Профессионализм предполагает, что учитель точно представляет стратегическую цель свой деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формулируя таким образом задачи. Учитель владеет широким спектром средств решения такого рода задач и может, как выбирать нужные средства из уже имеющихся, так и создавать новые.

Все свои действия он осуществляет в определенной ценностной рамке, руководствуясь профессиональным этическим кодексом и личной системой ценностей. Остается добавить, что все свои действия он совершает не по понятию, а сознательно, рефлексируя и совершенствуя свои возможности. И последнее: профессионал знает, что он профессионал, и этот факт является предметом его самоуважения.

Внутренние убеждения педагога-профессионала можно представить следующим образом: «Я знаю, зачем и что делаю; вижу пути достижения своих целей; чётко знаю границы, в том числе этические, своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».

Задачи перед учителем: работа с одаренными учащимися; работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования; преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении; мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам и др.

Содержание профессионального стандарта педагога.

Педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, включая такие функции, как обучение, воспитание и развитие. Педагогическую деятельность по проектированию и реализации программ общего образования, в которую входят такие функции, как педагогическая работа в дошкольной образовательной организации, в начальной школе, предметно-педагогическая деятельность по разработке и реализации образовательных программ общего среднего образования.

В образовательном процессе педагог будущего должен:владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика) . Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.

В воспитательном процессе педагог будущего должен:владеть формами и методами воспитательной работы, использовать их как на уроке, так и во внеклассной деятельности; эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

В соответствии с принципами инклюзии согласно новому Стандарту педагог должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка) ; уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Требования к профессиональным компетенциям, необходимым педагогу для осуществления развивающей деятельности. К важнейшим из них относится: готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Наличие профессиональной установки на оказание любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Важной компетенцией учителя, необходимой для реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями, названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития ребёнка.

В стандарте неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю:работать в условиях реализации программ инклюзивного образования; обучать на русском языке учащихся, для которых он не

является родным; работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Стандарт выдвигает и требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

В определённом смысле требования профессионального стандарта – это общественно-государственный заказ к профессиональной деятельности педагога в реалиях современной школы, в том числе и инклюзивной.

В инклюзивной школе без рефлексивного и творческого отношения педагога к обучению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья практически невозможно обеспечить его качественное доступное образование.

Новый тип профессионализма педагога инклюзивной школы заключается как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в способности проявлять исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает. Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.

Список литературы:

1. Алёхина С. В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного

образования // Педагогический журнал. 2013. № 1 (44) . С. 26–32.

2. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь.

М.: Весь мир, 2004. C. 318.

3. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.

Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис

и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.

4. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: На­

учная книга, 2006.

5. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей­инвалидов //

Социально­психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Пед. ин­т СГУ, 2002.

Психологическая готовность педагога к инклюзии

В условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется. Профессиональная деятельность связана с особенностями психологической готовности педагога к изменениям.

Так как психологическая готовность – это условие эффективности профессиональной деятельности учителя. В связи с этим важным психологическим ограничителем деятельности учителя становится неопределенность результата обучения.

Тогда у учителя появляется чувство неуверенности в своих усилиях. Основной вопрос возникает у педагогов, чему мы научим этих школьников.

Мысли учителя не ориентированы на индивидуальность ребёнка, его возможности и ресурсы. Влияет установка на достижения успешности в обучении.

Вследствие этого появляется нежелание педагога работать в инклюзивном классе, сопротивление самой идее инклюзии в образовании, неверие в её успех и возможность. Один учитель не сможет справиться с данной проблемой без помощи специалистов: специальной и педагогической психологии, в области коррекционной педагогики, методической службы школы и её руководителей.

Реализация инклюзивного подхода изменяет индивидуализацию обучения детей с особыми образовательными потребностями. В первую очередь, попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Компетентностью педагога инклюзивной школы является способность работы с детьми с разными возможностями к обучению.

Переживание педагогов связаны с пониманием собственного недостатка знания в области коррекционной педагогики. С незнанием форм и методов работы с детьми с нарушениями в развитии. Для этого учителя проходят профпереподготовку.

Внедрение практики сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных педагогов позволит разрушить психологические барьеры учителя, выстроит новое восприятие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическая готовность учителем это эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии, мотивационные установки отношения к идее инклюзии, личностная готовность педагога.

Интерес в этой связи представляют результаты исследования. Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в котором приняли участие 640 педагогов общеобразовательных школ г. Москвы, работающих в инклюзивной практике.

В рамках исследования изучались следующие виды психологической готовности: мотивационная, эмоциональная, готовность к включению, удовлетворенность профессиональной деятельностью. Мотивационная готовность педагогов включает совокупность мотивов, адекватных целям и задачам профессиональной деятельности.

Исходя из данных исследования, 38% педагогов ориентированы в первую очередь на личные достижения учащихся, 26 % – на собственную удовлетворенность, то есть на первое место поставлены внутренние мотивы педагога. В то же время объективные факторы, показывающие успешность деятельности педагога, такие как успеваемость учеников и успешное участие в предметных олимпиадах отмечены лишь у 13% и 9% педагогов соответственно.

То есть они не являются для педагогов ведущими мотивами в оценке собственной профессиональной результативности. На ощущение педагогом собственной результативности меньшее влияние оказывает отношение внешних «экспертов». Оценка руководством школы была отмечено только 3% педагогов, а отклики родителей 11%.

Полученные результаты говорят о том, что педагоги ориентируются на внутренние мотивы, и именно они являются определяющими в подготовке педагогов к инклюзивному образованию. Таким образом, требуется работа с внутренней мотивацией педагогов, которая включает, в первую очередь, анализ и рефлексию собственных переживаний, потребностей, сопряженных с работой.

В области эмоционального принятия учащихся показали, что педагоги в большей степени готовы к принятию детей с двигательными нарушениями, чем детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушениями интеллекта – это наиболее проблемная группа.

Для них необходимо использование индивидуальной адаптивной программы обучения. Удовлетворение этой категории детей связано с получением ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, социально­культурной адаптацией в обществе.

Профессиональная уверенность учителя, эмоциональная и мотивационная готовность работать в условиях инклюзии во многом зависит от помощи специалистов и администрации школы. Правильно выстроенная работа по подготовке школы к реализации инклюзивного процесса.

Следует разработать индивидуальную адаптивную программу, комплекс мониторинговых исследований, связанных с динамической оценкой психологических параметров процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении и в системе в целом.

Учитель инклюзивного обучения видит, слышит, воспринимает детей с ОВЗ. Также находит выход с любой неопределённой ситуации. Проявлять интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает.

Статья "Педагог инклюзивной школы".

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Ваше имя

Читать далее www.metod-kopilka.ru

Другие статьи по теме:

  • Подготовка школы к инклюзии реферат

    Инклюзивное образование в России - Реферат , страница 2 Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть Диагноз Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением...

  • Методика подготовки к школе дошкольников

    План работы по самообразованию. Тема: «Использование инновационных методик в подготовке детей к школе» Цель: Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школ...

  • Подготовка детей к школе

    Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе “Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих...

  • Рекомендации воспитателям по подготовке детей к школе

    Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» Статья «Подготовка детей к школе – рекомендации родителям». Подготовила: Базанова Л. А., воспитатель МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик».Ниже...

  • Дед всевед подготовка к школе

    Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Школа Деда Всеведа» Программное содержание: Учить нестандартно мыслить, предлагать неожиданные оригинальные...

  • Подготовка к школе сургут

    Подготовка к школе в «Лингва-центре» в Сургуте Elite English - Элитный английский (4-6 лет) КУРС ELITE ENGLISH УЧИТЫВЕТ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА И ОТВЕЧАЕТ НА ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА. Наши педагоги, в продолжен...

  • Репетитор подготовка к школе

    Репетиторы: подготовка к школе, Краснолесье — Ваш репетитор Предметы: подготовка к школе. Психолог. Образование: Ур ГППУ, социально-экономический факультет, специальность – экономист-менеджер в с...

  • Подготовка к школе дошкольников

    Подготовка дошкольников к школе Тема: «Подготовка дошкольников к школе» Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г. Алексеевки Белгородской обл. Многие дети,...

  • Подготовка к школе краснодар

    Частные уроки подготовки к школе в Краснодаре — «Ваш репетитор» Мочалова Елена Ивановна Предметы: подготовка к школе, математика, физика. Психолог. Образование: Куб ГУ, факультет физики, специаль...

  • Роль семьи в подготовке ребенка к школе

    «Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с обществ...

  • Школа деда всеведа предшкольная подготовка

    Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Школа Деда Всеведа» Программное содержание: Учить нестандартно мыслить, предлагать неожиданные оригинальные...

  • Школа россии дошкольная подготовка

    Дошкольная подготовка, ГБОУ Школа № 547, Москва поступающих в школу с 1 сентября 2016 г.! С 14 сентября 2015 г. начинают работать группы «Гармоничное развитие личности» (подготовка к школе) . Для...

  • Психологическая подготовка к школе

    Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу!» Цель: 1. Психологическая подготовка детей к школе. 2. Развитие эмоционально-личностной сферы психики детей. 3. Развит...

  • Подготовка к школе детей с нарушением зрения

    Из опыта работы специалистов ДОУ по подготовке слабовидящих детей к школьному обучению. Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские...