Поисковая деятельность детей дошкольного возраста

Планирование по развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по развитию

поисково-познавательной деятельности

деятельности детей

дошкольного возраста.

Детский сад №77

Петроградского района

г. Санкт. Петербург

Использованная литература:

• О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

• Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»

• М. Гомболи «Окошко в твой мир: Земля».

• А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».

• Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».

Задачи по развитию

Поисково-познавательной деятельности

детей дошкольного возраста.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В их процессе дети преобразуют объект с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Поисково-познавательная деятельность детей 3-7 лет направлена на решение следующих задач

• Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) ;

• Расширение перспектив развития Поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т. к. представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года) .

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Узнаем. Какая вода».

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой по крышку, т. е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизаторов (ванильный сахар) ; стаканчики для детей.

Х Тема: «Что в пакете? »

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Полиэтиленовые пакеты.

ХI Тема: «Что в коробке? »

Цель: Познакомить со значением света (солнце, фонарик, свеча, лампа) ; показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

ХII Тема: «Легкий – тяжелый».

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа (тяжелый, легкий). Разнообразные предметы и игрушки.

I Тема: «Горячо – холодно».

Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. Ёмкости с водой разной температуры, ванночка.

II Тема: «Бумага, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). Свойства (мнётся, рвётся, режется, горит). Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

III Тема: «Что необходимо для роста растений».

Цель: (подвести детей к выводу о необходимости влаги и света для роста растений) .

Тема: «Древесина, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины. Вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина). Свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). 2 горшка с комнатными растениями

на одном нарисовать глазки и отвернуть от света – посмотреть на него через 3-4 дня; одно растение поливать регулярно, а 2-нет.

Деревянные предметы, ёмкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

IV Посадки лука в сухой банке и в банке с водой. Наблюдение за луком.

Тема: Ткань, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) .свойства: мнется, режется, рвется, намокает, горит. 2 банки для посадки лука

Образцы хлопчатобумажной ткани двух – трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материла.

V Тема: «Глина, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности). Свойства: мнется, бьется, размокает. Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.

дополнительно Тема: «Игры с соломинкой».

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Тема: «Чудесный мешочек».

Цель: Научить определять температуру веществ и предметов. Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс, ёмкость с водой.

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики) .

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5лет) .

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Где вода? »

Цель: Определить впитываемость воды (песок и глина по-разному впитывают воду). Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Х Тема: «растения живые».

Цель: (подвести детей к выводу о необходимости влаги и света для роста растений) .

Тема: «Загадочные пузырьки».

Цель: Помочь детям обнаружить воздух в предметах. 2 горшка с комнатными растениями

на одном нарисовать глазки и отвернуть от света – посмотреть на него через 3-4 дня; одно растение поливать регулярно, а 2-нет.

Ёмкости с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

ХI Тема: «Свет вокруг нас».

Цель: Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. Картинки с изображением источников света: (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер) ; фонарик, лампа, свеча и несколько предметов, которые не дают света.

ХII Тема: «Волшебная рукавичка».

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

I Тема: «Почему тает снег? ».

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона. Ёмкости для снега.

II Тема: «Как согреть руки? ».

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

III Тема: «Стекло, его качества и свойства».

Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла. Определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводимость). Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

IV Тема: «Пластмасса, её качества и свойства».

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет). Свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводимость). Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

V Тема: «Почему птицы могут летать? »

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Крылья птицы из бумаги, контур крыла из проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц и животных.

дополнительно Тема: «Поиск воздуха».

Цель: Обнаружить воздух.

Тема: «Волшебный материал:

Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Тема: «Резина, её качества и свойства».

Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность) .

Тема: «Волшебные лучи».

Цель: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Тема: «Мы – фокусники».

Цель: Выделять предметы, взаимодействующие с магнитом. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Ёмкость с песком, глиной дощечки, изделия из керамики.

Резиновые предметы: ленты, игрушки. Трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет) .

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Умная галка».

Цель: Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Мерная ёмкость с водой, камешки, предметы в ёмкости.

Х Тема: «Ветер в комнате».

Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить) .

ХI Тема: «Могут ли животные жить в земле? ».

Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой.

ХII Тема: «Как увидеть магнитные силы? ».

Цель: Показать магнитное поле вокруг магнитов. Стаканчик, металлические опилки, магниты, картон или тонкая фанера, скрепки.

I Тема: «Волшебный шарик».

Цель: Установить причину возникновения статического электричества. Воздушные шары, шерстяная ткань.

II Тема: «Где живет эхо? ».

Цель: Подвести к пониманию возникновения эха. Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

III Тема: «Вкусный опыт».

Цель: Выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ. Свеча или спиртовка, баночка для тушения свечи, чайная ложка, металлическая тарелочка, кисточка, растительное масло, сахар, леденцы.

IV Тема: «Вращающаяся Земля».

Цель: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси. Пластилин, тонкая заостренная палочка.

V Тема: «Изготовление солнечных часов» (занятие на улице) .

Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг солнца. Стержень (палочка) с заостренным концом.

дополнительно

Тема: «Куда делась вода? ».

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды) .

Тема: «Самодельный термометр».

Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.

Тема: «Солнечные зайчики».

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом) .

Тема: «Чудо-прическа».

Цель: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. Три мерные одинаковые ёмкости с окрашенной водой.

Стеклянная трубка или стержень (прозрачный) от шариковой ручки, бутылочка 50-100мл, немного подкрашенной воды.

Зеркала.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет) .

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Заплесневелый хлеб».

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибов) нужны определенные условия. Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Х Тема: «Замерзание жидкостей».

Цель: Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Ёмкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

IХ Тема: «Вертушка».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила (движение). Вертушка.

ХII Тема: «Радуга на стене».

Цель: Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры) .

I Тема: «Волшебные превращения».

Цель: Выявить изменения агрегатных состояний вещества под воздействием температуры (твердые – жидкие – газообразные). Весы, свеча, мелкие предметы для уравновешивания свечи.

II Тема: «Полярное сияние».

Цель: Дать понятие, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли. Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

III Тема: «Спичечный телефон».

Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

IV Тема: «Далеко – близко».

Цель: Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца на температуру воздуха. Два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр) .

V

Тема: «Чем нюхает червяк? ».

Цель: Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.

дополнительно

Тема: «Круговорот воды».

Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе.

Тема: «Почему лампочка светит? ».

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Тема: «Растущие малютки».

Цель: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Прозрачная мерная ёмкость с прозрачной крышкой.

Батарейка для фонарика (4, 5вт., тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка, «сова» из бумаги.

Ёмкости с крышкой, молоко.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие в зимний лес"

Программное содержаниe: Продолжать формировать представления у детей о части суток, закреплять понятия широкий - узкий, короткий –длинный, много- ни одного, счет до 5, закреплять представления о геометрических фигурах, развивать творческое воображение, познавательный интерес, воспитывать бережное отношении к природе.

Демонстрационный материал:большая кукла, коробочка, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) , ёлочки аппликация(для куклы) , картинки с временами суток(день-ночь) ,широкая и узкая дорога, Лиса и 3 зайца.

Раздаточный материал: по три треугольника на каждого ребенка.

Индивидуальная работа:активизировать с помощью вопросов Ясмину и Савелия.

Интеграция:познание, коммуникация, физическая культура (малоподвижная игра) .

Ход Непосредственно образовательной деятельности:

Методические приемы: сюрпризный момент, вопросы к детям, художественное слово, поощрение, проблемная ситуация.

(Дети садятся за столы) .

-Ребята, cегодня к нам пришла в гости кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней.

-Ребята, здравствуйте! Вы любите играть? А Путешествовать? я предлагаю вам отправится в путешествие в зимний лес.

Но чтобы попасть туда сначала нужно выполнить следующее задание ( достает фигуры) . Вам знакомы эти фигуры ? это геометрические фигуры. Давайте назовем их все вместе (круг, треугольник, квадрат) .

Основная часть: 10 минут.

Методические приемы:вопросы к детям, беседа, показ , напоминание, пример другого ребенка, поощрение, прием запланированной ошибки.

-Богдан, какая это геометрическая фигура ? какого она цвета? На что похож круг?

- А это какая фигура? (треугольник) . Как вы думаете почему его назвали треугольник? (потому что у него 3 угла) . Чем отличается круг и треугольник? (у круга нет углов, а у треугольника есть углы) .

-Квадрат можно прокатить? Почему? что мешает?( углы) . Кто хочет посчитать сколько углов у квадрата? ( четыре) . Молодцы!!

-Ребята, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (Треугольники) . Какого они цвета? Сколькотреугольников? как вы думаете что можно сделать из этих треугольников. Ёлочку? а какого цвета ёлочка? А всегда ли ёлочка зеленая?

Даже зимой ёлочка зёленая. давайте сложим из треуголиков ёлочку.

- Сколько ёлочек у Марса? Одна. А у Саввы? Одна. А у куколки Маши сколько ёлочек? МНОГО( пять) . А у меня? Ни одной.

-Молодцы! Как вы думаете сейчас какое время суток ?утро или ночь? Как вы догадались?(светит солнце, светло) . Утром и днем лучше всего отправляться в путешествие.

-Ребята, давайте встанем со стульчиков.. . И сейчас мы с вами отправимсяв путешествие. Перед нами 2 дороги. Как вы думаете почему они все в снегу. Какое сейчас время года? Зима.

Перед нами две дороги узкая и широкаяРебята, вы слышите…Куколка нам подсказывает, чтобы попасть в лес нам нужно пройти по широкой дороге. Покажите, пожалуйста, широкую дорогу…как вы догадались?(она шире, а эта уже) . По широкой дорожке шагают наши ножки. Молодцы!!

-Ребята, посмотрите какая поляна …а кого вы видите на поляне? (Лиса, зайчики) . Какие это животные? Домашние или дикие? Дикие. Они живут в лесу. Лиса большая, а зайчики какие?

Маленькие. Сколько зайчиков? много, а лиса…. ОДНА. Давайте посчитаем сколько зайчиков.

Считаем- их 4. Можно сказать , что поровну лисичек и зайчиков? Нет. Почему? потому что зайчиков больше.

А теперь внимательно посмотрите на хвостик зайчика он какой? Длинный или короткий? А у лисы?

Длинный?Ребята, посмотрите зайчики убежали, как мы теперь скажем Лиса одна, а зайчиков НИ ОДНОГО.Молодцы!

Ребята, посмотрите какие ёлочки растут на полянке. Покажите пожалуйста высокую и низкую ёлочку

ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

А сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите здесь 2 домика.посмотрите здесь какая фигура ? круг и квадрат.

На полу 2 обруча..внутри каждого круг и квадрат. ..кому я раздам круг вам по сигналу нужно будет занять свой домик где нарисован круг… а кому квадрат тот займет домик с квадратом. Сейчас давайте побегаем. Ударяет бубен . Ребята, ищите свой домик.

Заключительная часть: 2 минуты.

Методические приемы: вопросы к детям, поощрение.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Куда мы путешествовали? В зимний лес.

Что вам понравилось больше всего?

- сейчас какое время года?Зима, а совсем скоро наступит весна.

- Вы молодцы!

Читать далее nsportal.ru

Печка — эл. плита

Спицы — вязальный станок

— Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству.

Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.

8. Беседа о технике безопасности.

— У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством.

Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.

— Почему? (Ответы детей) .

— Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.

Давайте вспомним правила безопасности. Помогут нам карточки-схемы. (Педагог по одной показывает карточку, дети рассказывают)

Вопросы к детям:

1. Что означает эта карточка?

2. О чем предупреждает эта схема?

3. О чем рассказывает эта карточка?

Карточки (Приложение 1)

1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

5. Нельзя стоять под деревом во время грозы.

6. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

9. Электричество в природе.

— Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество?

— Кто во время грозы видел молнию? Так вот разряд молнии это тоже разряд электричества.Посмотрите на фотографии.Небо как будто бы злиться и пускает на землю стрелу.(Презентация, слайд 2-5) . У молнии очень мощный эл. разряд и опасен для жизни человека.

Нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Деревья притягивают молнии, а через низ и через землю разряд может попасть в наше тело, причинить большой вред здоровью.

— Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом.

Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется — «статическое электричество».

10. Экспериментирование.

— Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.— Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. (Звучит музыка)

— Вот мы и в волшебной стране. А я тоже хочу быть волшебником, и попробую показать вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола. Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком) .

— Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики из пенопласта) .Я попробую заставить их двигаться. У меня есть варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. (Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком) . Накрываем коробку с шарики. Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали…) .Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

— Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?

Опыты.

1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.) .— Почему этот шарик висит, а другие падают? (предположения детей) . Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать.

Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы.

Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе) . Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам.

Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно) . А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься.

Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими?

Их натерли кусочком шарфика.

-Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад.

На память об этой стране возьмите воздушные шары. Сейчас закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять - вот мы опять в нашей группе.

11. Итог. Обратная связь.

— Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?

— Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите — это я. Сейчас моя фигурка пойдет гулять.

Если вам понравилось наше занятие, то вы над моей головой прикрепите веселое солнышко. А если нет — то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.

(Дети прикрепляют над фигурой человека солнышки или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки и выяснеет если есть почему дети прикрепили тучку)

— Спасибо, вам ребята. До свидания.

Устюгова Юлия Владимировна, воспитатель, 2 квалификационная категория,

МБДОУ ЦР ДС «Сказка».

Источник nsportal.ru

«ВЛИЯНИЕ ПОИСКОВО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Статья

.Всем известно, что дети по своей природе – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; ломает игрушки, пытаясь узнать, что внутри; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это для него объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения его представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала.

Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Важно, чтобы дети пытались сами устанавливать причинно-следственные связи и выражать речи свои умозаключения. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Многие из вас захотят познакомиться с конкретными соблюдаемыми правилами при выборе темы:

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки, получить удовольствие за собственные достижения) . Вот почему педагог должен при разработке любого занятие точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно и самостоятельно.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не

способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Для реализации этой цели необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования) .

Основное оборудование уголка экспериментирования:

- объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

- разные виды бумаги;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

- дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

- карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)

- индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

Материал nsportal.ru

«Как квадрат превращается в круг» (при быстром вращении) ;

• «Научи яйцо плавать» (вода должна быть соленой) ;

• «Наживка для льда» (приморозить к кубику льда нитку с помощью соли) ;

• «Чудо-хризантема» (окрашивание цветка от цветной жидкости) ;

• «Как из соленой воды добыть питьевую» (выпаривание на солнце) .

Исследования, предложенные А. И. Савенковым

Исследования, предложенные А. И. Савенковым, проводятся с детьми старшего дошкольного возраста через получение информации из различных источников. Можно предложить детям, например, «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «найти информацию в Интернете», «связаться со специалистом», дети обучаются умениям и навыкам проведения учебных исследований.

Ученый считает, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

А. И. Савенков выделяет основные этапы проведения учебных исследований со старшими дошкольниками:

– выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) ;

– выработка гипотез, предположений;

– поиск и предложение возможных вариантов решения;

– сбор материала;

– подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ) ;

– защита.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере – с двумя.

Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками – макет, проект, отчет и т. п. Второй – самый важный, назовем его педагогическим. Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги проект.

Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Методика проведения учебного исследования со старшими дошкольниками

Подготовка исследования. Выбрав тему исследования, каждый ребенок получает «папку исследователя» и карточки – темы исследования. Папка исследователя представляет собой лист картона с наклеенными кармашками, на которых зафиксированы методы исследования.

Перед ребенком стоит задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Дети работают самостоятельно. Педагог в данном случае должен выполнять обязанности консультанта, вовремя оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, помогать детям управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; учиться анализу и синтезированию и на их основе – классификации, обобщению информации.

1 этап – тренировочные занятия.

Например, дети выбрали тему – «Попугай». Объясним исследователям, что их задача – подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее.

Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям.

Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами их назвали.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Естественно, что это вопросы не только к тем, кто специально выделен для проведения исследования, но и ко всем детям.

Дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать.

Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется подсказать. Как только с этим все согласились, кладем на ковер перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие – «подумать».

Следующий вопрос: где еще мы можем узнать что-то новое о попугае? Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору» (имеется в виду видеофильм) .

Можно предложить и другие методы, например получить информацию у компьютера, позвонить по телефону другу или просто маме, папе или бабушке. Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей.

Подумать. Например, подумав, приходим к выводу – «попугай живет в дикой природе, в джунглях, в жарких странах». Чтобы это зафиксировать, нарисуем на листочке пальму и солнце. «Пальма» будет служить напоминанием о джунглях, «солнце» – о теплом климате.

Следующая идея, например,– «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Большого попугая можно изобразить большим овалом, с пририсованными к нему линиями-перьями, обозначающими хохолок и хвост, а также клюв; рядом на основе маленького овала можно нарисовать такого же схематического маленького попугая.

Затем, подумав, дети отмечают, что у попугая яркое оперение. Черкнув на листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, ребенок может закрепить идею «о ярком оперении».

Как показывает наш экспериментальный опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой несложной информации на короткий срок.

Спросить у другого человека. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности.

Дети, объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны (Ж. Пиаже и др.) , им трудно спрашивать, им трудно услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы.

Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и, самое главное, слышать других людей. И если специально развивая ребенка, мы можем преодолеть его эгоцентризм, то для взрослого это уже практически непреодолимая, серьезная личностная проблема.

Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом подготовки ребенка к школе. Учителя начальной школы часто говорят о том, что дети не умеют слушать учителя и друг Друга.

Узнать из книг. Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как неумеющему читать узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать.

В ходе занятия, кроме воспитателя, ребенку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее подобрать литературу. И быть готовым.

Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник.

Прочитайте нужный текст вслух исследователям. И помогите также зафиксировать новые идеи.

2 этап – самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.

Подготовка

Нам понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Из новых средств каждому ребенку потребуется только специальная «папка исследователя». Сделать ее нетрудно. На лист картона наклеим небольшие кармашки из плотной белой бумаги.

На каждом кармашке – изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить достаточное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку (карандаш или фломастеры) .

Проведение исследования

На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями тем будущих исследований раскладываем на столе.

И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет. Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных учебных занятий. Но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать на занятиях по развитию речи, природоведению и другим предметным сферам.

В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае проговаривать необязательно. Этот план изложен и зафиксирован на кармашках нашей папки.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужную информацию, использовав возможности всех доступных источников. Обобщить ее и подготовить собственный доклад.

Все это нужно сделать, не затягивая время – в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Сообщения

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей.

Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не важно, что содержательный материал, на котором работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого; для нас важно в данном случае то, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности.

Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях, как показывают наши исследования, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны.

Эти моменты очень важны, мы старались «акцентировать» на них собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.

Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо дать ребенку возможность не только высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому, во-первых, надо учить детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время (какие-то доклады можно выслушать сразу, а какие-то послушать в другое время) .

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и – в особенности – тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

5) Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Для ребенка характерна жажда познания, обогащенная яркими образами окружающего мира. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В разработке проекта могут принимать участие педагог, дети и их родители.

Старшим преподавателем ИПК и ПРНО МО г. Москвы И. В. Штанько разработана технология проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В основе проекта лежит творческое решение проблемы как результата исследовательского поиска, итог которого представляет собой одно целое. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одного занятия до одного дня) и длительными (от одной недели до трех месяцев) .

Целостный процесс разработки проекта включает в себя несколько этапов:

выявление проблемы, определение цели и задач;

поиск форм реализации проекта;

разработка содержания образовательного процесса и предметно-развивающей среды;

организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

работа над частями проекта;

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Развитие памяти у детей дошкольного возраста упражнения

    Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста Занятия проводятся в просторном помещении с наличием свободных зон для физических игр. Все дети должны быть обеспечены...

  • Развитие памяти у детей дошкольного возраста

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Консультации для родителей детей дошкольного возраста

    Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Живя в семье в опре...

  • Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...

  • Эксперимент для детей дошкольного возраста

    Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста Песок, глина 1 Сыпучесть Оборудование: Два стакан...

  • Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

    Программа коррекционно-развивающих занятий: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста». МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» Программа коррекционно-р...

  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста

    Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Выступление-презентация на педсовете Презентация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» 1 слайд. «Какая ты невнимательная! », «Ты все вре...

  • Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

    Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Пермский край, П. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка" Воспитатель Патракова Л. А. В дошкольной дидактике пр...

  • Развитие креативности у детей дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Творческие способности детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театр...